Научная статья на тему 'Воспитание толерантности молодого поколения через искусство народного танца'

Воспитание толерантности молодого поколения через искусство народного танца Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
821
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ТОЛЕРАНТНАЯ КУЛЬТУРА / TOLERANT CULTURE / ХОРЕОГРАФИЯ / CHOREOGRAPHY / НАРОД / PEOPLE / КУЛЬТУРА / CULTURE / ТАНЕЦ / DANCE / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цепляева Татьяна Николаевна

Актуальность выбранной темы статьи заключается в малоизученности вопроса воспитания толерантного поведения посредством народного танца. Целью статьи является предоставление характеристики понятию «толерантность», определение этого понятия в контексте хореографии, определение основных подходов к формированию толерантности через народный танец. Вопросы особенностей воспитания толерантности в современных социальных условиях изучали такие ученые как: Белова А.С., Бондырева С.К., Колесов Д.В.и пр. Проблематика отношения педагога-хореографа к воспитанию таких особых качеств как толерантность и терпимость в процессе преподавания танца была рассмотрена в работах: Аслановой М.А., Цепляевой Т.Н., Каримова М.А., Петровой А.И., Карпенко В.Н., Шастун А.С., Карпенко И.А., Титовой А.Ю. Не смотря на обширность круга уже проведенных исследований, тема воспитания толерантности посредством танца остается актуальной в связи с быстро меняющейся социальной средой. Данная статья посвящена специфике формирования толерантности в условиях современных трансформационных и глобализационных общественных процессов. Автором на основании литературного анализа рассматривается актуальность проблемы межнациональных отношений в настоящее время в рамках восприятия понятий толерантности и терпимости посредством народного танца. В ходе работы обозначена специфика воспитания толерантности в процессе преподавания хореографии профессиональным педагогом. Автор указывает на необходимость личностного полноценного восприятия педагогом-хореографом всех аспектов толерантности и терпимости. Выявлена и обоснована необходимость и возможность воспитания толерантной культуры у подрастающего поколения в процессе обучения хореографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING TOLERANCE IN THE YOUNGER GENERATION THROUGH THE ART OF FOLK DANCE

The relevance of the chosen topic of the article is the lack of knowledge of the issue of education of tolerant behavior through folk dance. The purpose of the article is to provide a characteristic of the concept of "tolerance", the definition of this concept in the context of choreography, the definition of the main approaches to the formation of tolerance through folk dance. Such issues as tolerance training in modern social conditions were studied by such scientists as Belova A.S., Bondyreva S.K., Kolesov D.V. etc. The problem of the teacher-choreographer's attitude toward the education of such special qualities as tolerance and tolerance in the process of dance teaching was considered in the works: Aslanova M.A., Tsepayeva T.N., Karimova M.A., Petrova A.I., Karpenko V.N., Shastun A.S., Karpenko I.A., Titova A.Yu. Despite the breadth of the range of studies already conducted, the theme of tolerance education through dance remains relevant regarding the rapidly changing social environment. This article is devoted to the specifics of the formation of tolerance in the conditions of modern transformational and globalization social processes. The author based on the literary analysis examines the relevance of the problem of interethnic relations now within the framework of the perception of the concepts of tolerance and tolerance through folk dance. While the work, the specific character of the education of tolerance in the process of teaching choreography by a professional teacher is indicated. The author points out the need for personal full-fledged perception by the teacher-choreographer of all aspects of tolerance and tolerance. The necessity and the possibility of cultivating a tolerant culture among the younger generation in the process of teaching choreography has been revealed and substantiated.

Текст научной работы на тему «Воспитание толерантности молодого поколения через искусство народного танца»

педагогические науки

Цепляева Татьяна Николаевна ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ...

УДК 37.1

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСКУССТВО

НАРОДНОГО ТАНЦА

© 2017

Цепляева Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры народного танца Тюменский государственный институт культуры (625003, Россия, Тюмень, ул. Республики 19, e-mail: cetata@mail.ru)

Аннотация. Актуальность выбранной темы статьи заключается в малоизученности вопроса воспитания толерантного поведения посредством народного танца. Целью статьи является предоставление характеристики понятию «толерантность», определение этого понятия в контексте хореографии, определение основных подходов к формированию толерантности через народный танец. Вопросы особенностей воспитания толерантности в современных социальных условиях изучали такие ученые как: Белова А.С., Бондырева С.К., Колесов Д.В.и пр. Проблематика отношения педагога-хореографа к воспитанию таких особых качеств как толерантность и терпимость в процессе преподавания танца была рассмотрена в работах: Аслановой М.А., Цепляевой Т.Н., Каримова М.А., Петровой А.И., Карпенко В.Н., Шастун А.С., Карпенко И.А., Титовой А.Ю. Не смотря на обширность круга уже проведенных исследований, тема воспитания толерантности посредством танца остается актуальной в связи с быстро меняющейся социальной средой. Данная статья посвящена специфике формирования толерантности в условиях современных трансформационных и глобализационных общественных процессов. Автором на основании литературного анализа рассматривается актуальность проблемы межнациональных отношений в настоящее время в рамках восприятия понятий толерантности и терпимости посредством народного танца. В ходе работы обозначена специфика воспитания толерантности в процессе преподавания хореографии профессиональным педагогом. Автор указывает на необходимость личностного полноценного восприятия педагогом-хореографом всех аспектов толерантности и терпимости. Выявлена и обоснована необходимость и возможность воспитания толерантной культуры у подрастающего поколения в процессе обучения хореографии.

Ключевые слова: толерантность, толерантная культура, хореография, народ, культура, танец, воспитание.

TEACHING TOLERANCE IN THE YOUNGER GENERATION THROUGH THE ART OF FOLK DANCE

© 2017

Tsepljaeva Tatyana Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, folk dance

Tyumen State Institute of Culture (625003, Russia, Tyumen, Respubliki str. 19, e-mail: cetata@mail.ru)

Abstract. The relevance of the chosen topic of the article is the lack of knowledge of the issue of education of tolerant behavior through folk dance. The purpose of the article is to provide a characteristic of the concept of "tolerance", the definition of this concept in the context of choreography, the definition of the main approaches to the formation of tolerance through folk dance. Such issues as tolerance training in modern social conditions were studied by such scientists as Belova A.S., Bondyreva S.K., Kolesov D.V. etc. The problem of the teacher-choreographer's attitude toward the education of such special qualities as tolerance and tolerance in the process of dance teaching was considered in the works: Aslanova M.A., Tsepayeva T.N., Karimova M.A., Petrova A.I., Karpenko V.N., Shastun A.S., Karpenko I.A., Titova A.Yu. Despite the breadth of the range of studies already conducted, the theme of tolerance education through dance remains relevant regarding the rapidly changing social environment. This article is devoted to the specifics of the formation of tolerance in the conditions of modern transformational and globalization social processes. The author based on the literary analysis examines the relevance of the problem of interethnic relations now within the framework of the perception of the concepts of tolerance and tolerance through folk dance. While the work, the specific character of the education of tolerance in the process of teaching choreography by a professional teacher is indicated. The author points out the need for personal full-fledged perception by the teacher-choreographer of all aspects of tolerance and tolerance. The necessity and the possibility of cultivating a tolerant culture among the younger generation in the process of teaching choreography has been revealed and substantiated.

Keywords: tolerance, tolerant culture, choreography, people, culture, dance, education.

В настоящее время различные культуры, нации, социальные группы, отдельные люди, без взаимной толерантности сталкиваются между собой на почве нетерпимости и способны просто уничтожить друг друга. Толерантность сейчас в большей степени, чем когда бы то ни было в истории, не просто абстрактный философский идеал, а абсолютно практическое условие выживания.

В современном понимании толерантность не сводится просто к терпимости, под толерантностью понимается признание прав другой личности, принятие этой личности как себе равного, достойного и понимание, и сочувствие, принятие его таким, какой он есть и проявление готовности к взаимодействию с ним на основе взаимного уважения и согласия.

Рассматривая понятие «толерантность», следует отметить, что оно в общественном мнении появилось недавно, и до сих пор нет единого толкования, хотя существует множество гуманитарных подходов к его определению [1, с. 162]. В различных словарях толерантность толкуется по-разному, в разных науках и сферах жизнедеятельности имеет свое понимание.

Новые тенденции и интеграционные изменения, происходящие в системе воспитания и образования подрастающего поколения, побуждают работников школ и

ВУЗов направлять вектор своей деятельности в направлении гражданского воспитания молодежи. Государство основывается на конкретных принципах воспитания в школах, заказывает ВУЗам подготовку конкурентоспособных на мировом рынке труда специалистов, имеющих высокий уровень гражданской воспитанности и активную жизненную позицию. Система отечественного образования приобретает новый смысл, реализация которого требует генерирования новых идей модернизации процесса гражданского воспитания подростков и молодежи. Реализация задач, ныне стоящих перед учебными заведениями, возможна при условии соответствующей организации управления воспитательной системой в целом и формирования толерантности в процессе гражданского воспитания подрастающего и формирующегося поколения в частности.

Толерантность (лат. То1егапйа стойкость, выносливость; терпимость; допуск, допустимое отклонение) это сложное интегративнное качество личности; ценностная детерминанта политической культуры; механизм решения проблем сосуществования представителей разных рас, культур и тому подобное; положительная реакция на существование различий; социальное свойство, средство достижения общественного согласия; один из принципов гуманистического воспитания [2, с. 94].

Tsepljaeva Tatyana Nikolaevna pedagogical

TEACHING TOLERANCE ... sciences

В последние годы в обществе и сфере образования ведётся активная работа по культивированию толерантности. Принят соответствующий закон, утверждена и действует Федеральная целевая программа. Данный документ ставит своей задачей создание и внедрение в систему общественных устоявшихся норм толерантного поведения, которое, в свою очередь, влияет положительным образом на устойчивость поведения каждого индивида и социальных групп в целом во время конфликтной обстановки социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократической современной стране. Создание открытого гражданского общества в РФ, прогресс демократических реформ обязаны иметь своей основой широкую социальную поддержку, консолидацию общества.

Проблема формирования толерантности как в профессиональном, так и в общечеловеческом масштабах была признана актуальной в 1995г. Генеральной Ассамблеей ООН. В рамках ее решения международное сообщество начало кампанию по мобилизации общественного мнения на обеспечение долгосрочного влияния во всех сферах, связанных с образованием, по толерантности. Данное направление имеет сове отражение в «Декларации принципов толерантности» [3], которая была подписана 16.11.1995 государствами членами ЮНЕСКО, включая и РФ. В Декларации обозначено следующее: «программы и политика в образовательной сфере необходимо направлять в сторону повышения уровня взаимопонимания, укрепления солидарности и толерантности в общении как между отдельными лицами, так ив межэтнических, социальных, культурных, религиозных и языковых группах, а также нациях». Также в документе указано следующее определение понятия толерантности: «Толерантность означает, что каждый индивидуум может придерживаться собственных убеждений и признает такое право за другими».

Толерантность как качество личности и феномен общественного бытия принадлежит к числу высших, базовых ценностей культуры. Толерантная культура подразумевает под собой особый взгляд и мировоззрение, предусматривающее понимание взаимосвязанности мира, разнообразия культур, идеологий и убеждений [4, с. 134]. Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что формирование толерантной культуры у молодого поколения является самой важной педагогической задачей, так как на основе толерантной культуры формируется и сама толерантность как качество личности, направляющее всю практическую деятельность человека.

Если говорить о проблеме формирования толерантной культуры как об определенной системе установок и ценностей, можно сделать вывод, что человек может обрести их только приобщившись к культуре и искусству. И окунуться в этот мир ему поможет педагог, в частности педагог-хореограф. Разработка и реализация эффективной деятельности по воспитанию толерантности молодого поколения в качестве единственно верного направления к успешному и качественному построению взаимоотношений, сохранению стабильности и последующему развитию всего социума, будет осуществляться посредством прекрасного искусства - искусства танца.

Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Этот вид искусства охватывает все больше сфер деятельности в духовной жизни нового поколения. Хореограф имеет значимую задачу, которая состоит в необходимости предоставить детям представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки; использовать специфические средства искусства танца вообще и народного танца в частности для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного 420

и исторического образования детей, использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, обучить танцевальному этикету и умению переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни, воспитать культуру эмоций [5, с. 24].

Безусловно, что классический танец является основой хореографического искусства. Он воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение классического тренажа в занятие способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка. Классический танец несет в своей основе единство требований к его изучению абсолютно для всех.

Но сегодня нельзя воспитать человека - гуманиста, человека с серьёзными духовными запросами, настоящего патриота без опоры на народное искусство и национальную культуру. К.Д. Ушинский говорил о том, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях.

Народная хореографическая культура явление полифункциональное, поэтому его эволюцию детерминируют многочисленные общественно-политические, социо-и этнокультурные факторы. С одной стороны, она развивалась в контексте общих закономерностей всемирной хореографической культуры, с другой, формировалась как отдельный феномен, со своими локальными межэтническими контактами [6, с. 51].

Воспитательное воздействие хореографического искусства заключается в его многоуровневой структуре, содержательном и образном разнообразии. Будучи составной традиционных праздников и повседневной жизни, танец аккумулирует художественно-исторический опыт поколений, отражает нравственные ценности человеческих взаимоотношений, богатство гражданских добродетелей [5, с. 25]. В процессе ознакомления с лучшими образцами хореографии дети получают корректную ориентацию в истории, культуре, традициях как родной страны, так и других. Это способствует формированию толерантного гражданина в его ценностном восприятии.

Народный танец переходит от исполнителя, к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую, он обогащается, и тем самым достигает высокого художественного уровня и виртуозной техники. Образцы народной хореографии, изучаемые на занятиях, восстанавливают собственные этнические связи ребёнка, воспитывают этническую толерантность [7, с. 37].

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности также является одна из основных задач педагога -хореографа и способствует формированию толерантной культуры. Любой педагог - хореограф понимает важность данной задачи, выполняя ее, он стремится отыскать новые, неординарные, интересные методы работы с обучающимися. Например, расширение рамок постановочной работы. Приступая к постановочной работе, педагог рассказывает учащимся об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т. д. Следующим, не менее интересным и информативным методом для обучающихся будет визуальный метод - просмотр специальных фильмов, посещение музеев изучение литературы. Так же воспитывать гармонично развитую личность возможно с помощью каких-либо мероприятий внутри коллектива, например: посвящение в хореографы, переход из младшей группы в старшую и т. д. Очень востребованным у подростков является про-Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Цепляева Татьяна Николаевна ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ...

ведение совместных праздников в коллективе, встреч с талантливыми творческими людьми. И, на наш взгляд, самым интересным и зрелищным будет посещение концертных программ как профессиональных, так и любительских коллективов.

Ведущими методами и формами формирования толерантности в танце являются коллективные и групповые мероприятия. Создание ситуации «реальной ответственности» способствует формированию толерантности молодежи и их общественному поведению в различных жизненных ситуациях [6, с. 52]. К уровням развития толерантности в образовании относят: обучение толерантности; изучение и поддержка другой культуры; уважение к культурным различиям; утверждение и признание культурных различий.

Наиболее эффективным способом формирования толерантности является именно воспитание в танце, в народном танце. Роль преподавателя при этом достаточно высока: воспитывать в духе мира, уметь слушать, давать возможность самостоятельно решать проблемы, избегать жестких иерархических отношений, не допускать проявлений авторитаризма, поощрять совместную деятельность.

Педагогическими условиями обеспечения толерантности в хореографии являются: формирование толерантного пространства, которое характеризуется единством всех субъектов воспитательного процесса и форм организации танца, которые, с одной стороны, являются основными компонентами хореографической этики, а с другой основой, образцом нравственного воспитания молодежи. Культура общения в танце должна отражаться как постижение других в диалоге, как взаимопонимание, сочувствие и сопереживание, чувство партнерства; синергетическое мышление, которое позволяет воспринимать широкий спектр личностных качеств, индивидуальных и этнических проявлений человека; личностно ориентированный подход в хореографическом процессе, основой которого является отношения в системе «воспитатель-воспитанник» [1, с. 163].

Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те качества личности, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту, что интересно для нашего исследования. Эти качества также годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют, в конечном итоге, успех во многих делах. Поэтому педагог- хореограф ответственен за то, каким человеком станет ребенок, переступивший порог класса и сделавший под его руководством первое па.

Таким образом, можно сделать вывод, что различные виды искусства танца, в особенности народный танец, формы занятий хореографией и те задачи, которые решаются педагогами-хореографами на этих занятиях способны воспитать личность готовую воспринимать различия, предусматривающие понимание взаимосвязанности мира, многообразия культур, идеологий и убеждений. Именно искусство народного танца решает самую важную педагогическую задачу, воспитывает и формирует толерантную культуры у молодого поколения. А на основе толерантной культуры формируется и сама толерантность как качество личности, направляющее всю практическую деятельность человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Карпенко В.Н., Шастун А.С., Карпенко И.А. Воспитание толерантности у детей средствами хореографии // Символ науки. - 2016. - № 6-2 (18). - С. 161-164.

2. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бон-дырева, Д.В. Колесов. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2003. — 240 с.

3. Декларация принципов терпимости: Принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. - URL: http://www.un.org/ru/docu-ments/decl_conv/declarations/toleranc.shtml (Дата обращения: 06.12.17)

4. Титова А.Ю. Этнический танец как основа фор-

мирования толерантности у детей и подростков // Образование личности. - 2016. - № 2. - С. 132-137.

5. Каримов М.А., Петрова А.И. Народная хореография как эффективный инструмент формирования толерантности у школьников // Наука, образование и культура. - 2015. - № 2 (2). - С. 24-25.

6. Белова А.С. Межкультурный диалог и духовно-нравственное развитие личности средствами искусства // Педагогика искусства. - 2011. - № 4. - С. 48-53.

7. Асланова М.А., Цепляева Т.Н. Хореография как способ воспитания толерантности // Наука в современном мире. - М.: Центр научной мысли, 2017. - С. 35-39.

Статья поступила в редакцию 09.10.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.