Научная статья на тему 'Толерантность в искусстве. Укрепление межнационального единства средствами народного танца'

Толерантность в искусстве. Укрепление межнационального единства средствами народного танца Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1032
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ТАНЕЦ / DANCE / ИСКУССТВО / ART / ХОРЕОГРАФИЯ / CHOREOGRAPHY / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО / INTERETHNIC UNITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Адамович Ольга Юрьевна

Тревожное, но не лишенное надежды, настоящее актуализирует необходимость углубленной рефлексии относительно нахождения оптимальных моделей диалога идей, ценностей, убеждений, традиций, жизненных и мировоззренческих парадигм, социальных укладов, на основе чего возводились бы к минимуму конфликтные ситуации в межнациональной и межличностной коммуникации. В статье рассматривается понятие толерантности в рамках сферы искусства. Автором проведен литературный анализ определения народного танца в качестве средства укрепления межнационального единства. Также в работе рассмотрены проблемы понимания и развития толерантности в контексте постановки танца современными хореографами. Данная работа актуализирует прежде всего философский, этико-культурологический и хореографический форматы проблемы толерантности, а также межнационального единства в контексте современности. Результативность осмысления темы толерантности, рассматриваемой в работе, зависит от продуктивного расширения горизонтов искусства и танца, в частности, принципиальной открытости, недогматичности и критичности ума, умения находить пункты идейного соприкосновения и общий ценностный стержень отличных друг от друга традиций и моделей мировоззрения разных культур и народов, способности смело «заглядывать» в будущее и видеть его в оптимистическом свете межнационального единства посредством народного танца

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE IN ART. STRENGTHENING OF INTERNATIONAL UNITY BY MEANS OF THE PEOPLE''S DANCE

The present actualizes the need for in-depth reflection on finding optimal models for the dialogue of ideas, values, beliefs, traditions, vital and philosophical paradigms, social structures, based on which conflict situations in interethnic and interpersonal communication would be minimized. The article deals with the notion of tolerance within the sphere of art. The author conducted a literary analysis of the definition of folk dance as a means of international unity. Also, the problems of understanding and development of tolerance in the context of the staging of dance by contemporary choreographers are considered. This work actualizes above all the philosophical, cultural and choreographic formats of the problem of tolerance, as well as interethnic unity in the context of modernity. The effectiveness of understanding the topic of tolerance, considered in the work, depends on the productive expansion of the horizons of art and dance the principle of openness and criticality of the mind, the ability to find points of ideological contact and the common value stem of traditions and models of different views of different cultures and peoples, the ability to boldly consider the future and see it in the optimistic light of interethnic unity through folk dance.

Текст научной работы на тему «Толерантность в искусстве. Укрепление межнационального единства средствами народного танца»

педагогические науки

Адамович Ольга Юрьевна ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ИСКУССТВЕ ...

УДК 37(1174)

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ИСКУССТВЕ. УКРЕПЛЕНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА

СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ТАНЦА

© 2017

Адамович Ольга Юрьевна, старший преподаватель кафедры народного танца

Тюменский государственный институт культуры (625000, Россия, Тюмень, ул. Республики, 19, e-mail: adamovich-olga79@mail.ru)

Аннотация. Тревожное, но не лишенное надежды, настоящее актуализирует необходимость углубленной рефлексии относительно нахождения оптимальных моделей диалога идей, ценностей, убеждений, традиций, жизненных и мировоззренческих парадигм, социальных укладов, на основе чего возводились бы к минимуму конфликтные ситуации в межнациональной и межличностной коммуникации. В статье рассматривается понятие толерантности в рамках сферы искусства. Автором проведен литературный анализ определения народного танца в качестве средства укрепления межнационального единства. Также в работе рассмотрены проблемы понимания и развития толерантности в контексте постановки танца современными хореографами. Данная работа актуализирует прежде всего философский, этико-культурологический и хореографический форматы проблемы толерантности, а также межнационального единства в контексте современности. Результативность осмысления темы толерантности, рассматриваемой в работе, зависит от продуктивного расширения горизонтов искусства и танца, в частности, принципиальной открытости, недогматичности и критичности ума, умения находить пункты идейного соприкосновения и общий ценностный стержень отличных друг от друга традиций и моделей мировоззрения разных культур и народов, способности смело «заглядывать» в будущее и видеть его в оптимистическом свете межнационального единства посредством народного танца.

Ключевые слова: толерантность, танец, искусство, хореография, межнациональное единство.

TOLERANCE IN ART. STRENGTHENING OF INTERNATIONAL UNITY BY MEANS

OF THE PEOPLE'S DANCE

© 2017

Adamovich Olga Yurievna, senior lecturer of the Department of folk dance Tyumen State Institute of Culture (625000, Russia, Tyumen, Respubliki str., 19, e-mail: adamovich-olga79@mail.ru)

Abstract. The present actualizes the need for in-depth reflection on finding optimal models for the dialogue of ideas, values, beliefs, traditions, vital and philosophical paradigms, social structures, based on which conflict situations in interethnic and interpersonal communication would be minimized. The article deals with the notion of tolerance within the sphere of art. The author conducted a literary analysis of the definition of folk dance as a means of international unity. Also, the problems of understanding and development of tolerance in the context of the staging of dance by contemporary choreographers are considered. This work actualizes above all the philosophical, cultural and choreographic formats of the problem of tolerance, as well as interethnic unity in the context of modernity. The effectiveness of understanding the topic of tolerance, considered in the work, depends on the productive expansion of the horizons of art and dance the principle of openness and criticality of the mind, the ability to find points of ideological contact and the common value stem of traditions and models of different views of different cultures and peoples, the ability to boldly consider the future and see it in the optimistic light of interethnic unity through folk dance.

Keywords: tolerance, dance, art, choreography, interethnic unity.

Реалии общежития цивилизаций и опыт отдельных обществ (и Россия - не исключение) свидетельствуют, что от этой заветной перспективы люди еще достаточно далеки. Задекларированная в контексте моральных кодексов и правовых норм толерантность как реальный фактор жизни имеет еще немало препятствий для полноценного социального функционирования, или же время от времени проявляет себя в искаженных формах, являясь, по сути, толерантностью в деструкции. Конечно, это не отрицает того факта, что во многих аспектах все же и прошлое, и настоящее разработали ряд матриц гуманистического и осмысленного внедрения толерантности в жизнь, и в искусство, как неотъемлемую ее составляющую. Соответственно, имеется положительный опыт, а с другой - существование ряда серьезных вызовов, которые побуждают мыслящих людей всесторонне обсуждать комплекс проблем, касающихся феномена толерантности в широких аспектах его понимания.

Актуальность проблемы толерантности обусловлена теми социальными, экономическими, правовыми, политическими, социокультурными и другими событиями, которые сегодня происходят в обществе. На данный момент, как никогда, ощущается обострение межэтнических, межконфессиональных, межкультурных и межгосударственных противостояний, в основе которых лежит неприятие чужих взглядов, традиций, вероисповеданий, нежелание прислушиваться и принимать чужие мысли, признавать свои промахи и тому подобное.

Эти и другие глобализационные процессы ставят перед современным обществом, в числе которого такой неотъемлемый движущий культурный элемент как искусство, задачу формирования такой личности, которая

бы при таких сложных и нестабильных условиях была бы способна жить и конструктивно действовать, а также толерантно противодействовать различным деструктивным воздействиям современного многогранного социума [1, а 72].

Особое внимание необходимо уделять развитию и формированию толерантности как соответствующего качества в контексте искусства, в частности хореографии, так как эти элементы культуры являются наиболее сенситивными в психосоциальном развитии общества и наиболее конструктивными для формирования и развития такого качества [2, с. 66]. Данное утверждение можно подкрепить тем фактом, что танец, как и любой, практически, вид искусства, позволяет передать не только определенное толерантное отношение посредством особого вида коммуникации, но и также объединить целые нации, народы которых являются носителями разных языков.

Очень содержательное и широкое представление сферы применения этого многогранного феномена подводит к проблеме его дальнейшей трактовки и определения, поскольку каждое научное направление отражает только соответствующую сторону значение этого понятия. Следовательно, только в соответствующем смысловом контексте это понятие приобретает более четкую конкретность.

Так, с позиции философии толерантность трактуется как терпимость к иного рода взглядам, привычкам, которая необходима для особенностей разных народов, наций и религий [3, с. 16]. С точки зрения новейшей педагогической отрасли толерантность рассматривается [4-9] как готовность к осознанным личным действиям,

Adamovich Olga Yurievna TOLERANCE IN ART ...

pedagogical sciences

направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различные ценностные ориентации, стереотипы поведения. В политических науках толерантность это терпимость к другой мысли, поступку, позиции и одна из базовых ценностей демократии [10, с. 46].

С позиции культурологии, которая наиболее близка к сфере искусства, толерантность - это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям, один из основных демократических принципов, который неразрывно связан с концепциями плюрализма, свободы и прав человека [2, с. 67].

В контексте искусства раскрытие содержания понятия толерантность представляется как моральное качество автора (произведения искусства, исполнителя, постановщика), которое определяет терпимое отношение к своим зрителям, независимо от их этнической, национальной или культурной принадлежности; способность танцора, хореографа воспринимать без агрессии мнения, суждения, особенности поведения и внешности публики [11, с. 9]. В хореографии при определении понятия «толерантность» акцент поставлен на общественных и групповых отношениях, а именно - это способность создателя или исполнителя танца или группы танцоров, хореографов относиться беспристрастно к мнению об их творчестве, которое отличается от других распространенных стереотипов.

Одна из главных задач современного искусства не потерять свою собственную традицию и уметь включиться в более широкий глобальный контекст, способность развивать универсальный язык, который может быть понят в различных обществах на основе ментальных традиций и местного колорита.

Ежегодно финансируются и получают пропагандистскую поддержку культурно-художественные мероприятия общегосударственного и местного уровней, празднование памятных дат, национальных и религиозных праздников. Это говорит о том, какая значимость придается подобным мероприятиям в контексте передачи информации к зрителю.

Переходя к вопросу укрепления межнационального единства посредством народного танца, стоит отметить, что творческо-поведенческая деятельность декларирует профессионально значимые интегративные качества, позволяющие хореографу общаться профессионально, взвешенно и толерантно. Творческо-поведенческая деятельность сочетает в себе профессиональное самопознание, самоопределение, саморегуляцию, самореализацию, что проявляется в системе отношения хореографа к сути, которую несет в себе народный танец, их поведении и поступках в процессе постановки танца.

Народные танцы многих стран являются уникальными достояниями мирового хореографического искусства и одновременно национальной гордостью каждого народа. Народная хореография является немой поэзией, зримой песней, которая включает в себя часть народной души, эмоциональной летописи народа, самобытно и ярко рассказывает об истории чувств и событий ним пережитых. Неисчерпаемая сокровищница народного танца сохраняет много бесценных жемчужин [12, с. 34]. В них творческая фантазия, образность народного мышления, выразительность и пластичность формы, глубина чувств. Среди танцев других направлений именно народный танец отличается своим неповторимым колоритом, который проявляется в самобытной лексике, пластических интонациях, структурном и композиционном построении, тематике и образном содержании хореографических произведений, оригинальной манере их исполнения и т. п. Народным танцем можно передать весь спектр чувств и эмоций нации по отношению к другому народу, поэтому можно, действительно, определять народный танец в качестве средства укрепления межнационального единства.

Для того, чтобы молодежь могла познакомиться

ближе со спецификой и культурными особенностями других народов, в школах и университетах проводятся разнообразные конкурсы, фестивали народного танца, Дни межнационального единства. Среди прочих многообразных видов представления собственной культуры, именно народный танец наиболее красноречиво способен передать настроение и чувства, эмоциональную волну каждого народа. Канонизирующая функция народного танца проявляется в обеспечении культурной преемственности, без которой, не может быть культуры, бытийности искусства [11, с. 9]. Феномен канона в народном танце имеет глубокие корни. Его истоком являются разнообразные обряды, которые по своей сути также являются канонам, к тому же строго зафиксированными и периодически повторяющимися. Танец, который сопровождает тот или иной обряд, также является каноническим, со всеми его слоями, включая: музыкальный, вербальный, изобразительный.

Поскольку хореография выполняет те же общественные функции, что и искусство вообще, то педагоги и искусствоведы определяют в качестве основных функций танца следующие: коммуникативно-информативную, гносеологическую, эвристическую, эстетическую, этическую, педагогическую и т. д. С позиций диалога культур, танец можно рассматривать как средство межкультурной коммуникации, который добавляет естественности и непринужденности общению между представителями различных национально-культурных сообществ и тем самым делает их взаимопонимание лучше, а в более широком смысле - содействует принципу поликультурности в различных сферах социального и межнационального взаимодействия.

Эвристическая функция танца заключается в преобразовании традиций, выявлении индивидуальных путей и новых тенденций развития хореографического искусства. В форме искусства развивается и ценная способность, что составляет необходимый момент творческого человеческого отношения к окружающему миру, к другим народам, в народном танце - творческое воображение или фантазия [3, с. 15].

Таким образом, можно сделать следующий вывод о том, что искусство как средство коммуникации, которое, правда, имеет особый язык и способы ее выражения, отличные от привычной всем вербальной социальной коммуникации. Язык искусства обращен, прежде всего, к человеку, к его внутреннему миру, осваивая, прежде всего, социально-смысловое и эмоционально-личное: идеи, идеалы, мысли, чувства, переживания, настроения. Передавая с помощью особых средств и приемов живую реакцию человека на ситуацию, складывающуюся на отношения и взаимодействие, искусство как бы восполняет утилитарным отношением и познавательным поиском мир, придавая ему вид одухотворенности, многокрасочности и живость, в связи с чем, толерантность является необходимым аспектом в искусстве любого направления.

В народных танцах, как особом виде искусства, издавна находили свое выражение правила поведения, принятые в той или иной культуре. Будучи неотделимым от красоты, народный танец способен передать эмоциональное настроение своего народа другому, стать средством межкультурной коммуникации и, как следствие, укрепления межнационального единства. Значение танца в формировании межнациональных отношений заключается в том, что, воздействуя на различные аспекты жизнедеятельности народов из-за сохранения исполнительских традиций и целесообразном сочетании их с новациями, способствует эстетическому, физическому и творческому развитию, культурному обогащению и становлению творческого единства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Раскатова Е.М. «Другое» искусство в контексте времени: проблема толерантности российского общества // Известия Уральского федерального университе-

16

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Адамович Ольга Юрьевна ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ИСКУССТВЕ ...

та. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2005. Т. 34. № 17. С. 72-81.

2. Майковская Л.С. Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном искусстве и образовании // Искусство и образование. 2009. № 1. С. 65-71.

3. Житникова Н.Е., Лукина Е.В. Воспитание толерантности и чувства патриотизма у подрастающего поколения через занятия народными танцами // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 5. С. 14-17.

4. Фролова М.И. ГГ-технологии в художественном образовании как средство формирования общекультурных компетенций и толерантности студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 222-226.

5. Клименко Е.В. Этнические различия и толерантность: к проблеме разработки социально-культурных программ формирования межэтнической толерантности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3. С. 46-50.

6. Ефимова Д.В. Информирование участников педагогического процесса по проблеме толерантности посредством новейших информационных технологий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 111-115.

7. Барбелко Н.С. Межкультурная коммуникация как средство воспитания межкультурной толерантности // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 8-11.

8. Меньшикова Н.С. Феномен «толерантность»: сущностная характеристика и правовые основы формирования культуры толерантности в эпоху мультикульту-рализма // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 3 (67). С. 15-18.

9. Стец В.И. Толерантность как интегральное качество личности подросткового возраста // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 20-23.

10. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В.А. Лекторский // Вопр. философии. 1997. № 11. С. 45-53

11. Герасимова О.В. Национальное музыкальное искусство и механизмы формирования толерантности // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2006. № 12. С. 9.

12. Русия И.Д. Обучение народному сценическому танцу как условие сохранения традиций // Современное образование: традиции и инновации. 2014. № 1. С. 30-38.

Статья поступила в редакцию 28.10.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.