Научная статья на тему 'Формирование культуры межнационального общения в сфере государственной политики России'

Формирование культуры межнационального общения в сфере государственной политики России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
286
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / НАЦИЯ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / CULTURE / INTERNATIONAL COMMUNICATION / EDUCATION / INTERNATIONAL CONFLICT / TOLERANCE / CROSS-CULTURAL DIALOGUE / NATION / CIVIC CONSCIOUSNESS / PATRIOTISM / YOUTH

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Комардина Марина Николаевна

В статье автор раскрывает специфику формирования культуры межнационального общения в сфере государственной политики Российской Федерации. Привитие навыков межкультурной коммуникации процесс долгий и сложный, имеющий свою структуру и выполняющий ряд определенных функций, рассмотренных ниже. Автор останавливается на формировании культуры межнационального общения в молодежной среде, что является важным направлением государственной политики Российского государства. В работе представлены государственные и международные нормативно-правовые акты, направленные на предотвращение конфликтных ситуаций межнационального характера. Также подчеркивается активная позиция России в формировании межкультурного диалога.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Комардина Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author discloses specifics of formation of international communication culture in the sphere of state policy of the Russian Federation. Inculcation of skills of cross-cultural communication is a long and difficult process, having its own structure and carrying out a number of the certain functions considered below. The author focuses on formation of culture of international communication among young people, which is the important direction of state policy of the Russian government. State and international legal acts are presented, directed to prevention of conflict situations of international character. Also the active position of Russia in formation of cross-cultural dialogue is emphasized.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры межнационального общения в сфере государственной политики России»

УДК 316.77:323(470) DOI: 10.12737/18442

Комардина Марина Николаевна,

магистрант кафедры политологии и государственной политики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, е-mail: komardina.marina@inbox.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

В статье автор раскрывает специфику формирования культуры межнационального общения в сфере государственной политики Российской Федерации. Привитие навыков межкультурной коммуникации — процесс долгий и сложный, имеющий свою структуру и выполняющий ряд определенных функций, рассмотренных ниже. Автор останавливается на формировании культуры межнационального общения в молодежной среде, что является важным направлением государственной политики Российского государства. В работе представлены государственные и международные нормативно-правовые акты, направленные на предотвращение конфликтных ситуаций межнационального характера. Также подчеркивается активная позиция России в формировании межкультурного диалога.

Ключевые слова: культура, межнациональное общение, воспитание, межнациональный конфликт, толерантность, межкультурный диалог, нация, гражданственность, патриотизм, молодежь.

Komardina M. N., Master Student of the Department of Political Science and Public Policy, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: komardina.marina@inbox.ru

FORMATION OF CULTURE OF INTERNATIONAL COMMUNICATION IN THE SPHERE OF STATE POLICY OF RUSSIA

In the article the author discloses specifics of formation of international communication culture in the sphere of state policy of the Russian Federation. Inculcation of skills of cross-cultural communication is a long and difficult process, having its own structure and carrying out a number of the certain functions considered below. The author focuses on formation of culture of international communication among young people, which is the important direction of state policy of the Russian government. State and international legal acts are presented, directed to prevention of conflict situations of international character. Also the active position of Russia in formation of cross-cultural dialogue is emphasized.

Keywords: culture, international communication, education, international conflict, tolerance, cross-cultural dialogue, nation, civic consciousness, patriotism, youth.

Россия - одна из уникальных евразийских стран. Более тысячи лет наша страна является сильным многонациональным государством, которое сформировалось за счет присоедине-

ния многочисленных территорий с различными социальными и политическими, а также климатическими условиями, и характеризуется своей этнической и конфессиональной спецификой.

Этническую разносторонность можно рассмотреть в историческом аспекте, когда обостряются старые конфликты и возникают новые противоречия. Терпимое отношение друг к другу, уважение прав личности, равноправие, понимание могут сгладить общественное напряжение и стабилизировать его существование. «Логично предположить, что любая этническая группа, функционирующая в полиэтническом государстве и иерархичном обществе, неизбежно встает перед выбором адаптивной стратегии. Да и само государство, его институты и политика направлены на реализацию данной адаптивной стратегии»1.

Сегодня многие российские ученые актуализируют проблемы изменения в предназначении союзов и военно-политических блоков в политике США и стран Западной Европы. Следует согласиться, что «усиление позиций НАТО в системе международной политики не сводится только к расширению количественного состава участников военно-политической органи-зации»2. Мы наблюдаем процессы трансформации функций межгосударственных объединений, происходящие на фоне обострения соперничества ключевых акторов мировой политики.

Поэтому в данном контексте следует более детально рассмотреть вопрос о решении проблемы формирования культуры межнационального общения в современном обществе, прежде всего - в молодежной среде. Ведь молодежь - это будущее любого государства, а значит, какие ценности, чувства будут в ней заложены и воспитаны, таковым и будет общество, такие ориентиры оно будет передавать последующим поколениям.

1 Нечаев Д. Н., Волкова А. Е. Модели и практики разрешения этнокультурных противоречий в национальных государствах: международный опыт// Среднерусский вестник общественных наук. — 2014. - №2. — С.168.

2 Цыбаков Д.Л., Малик Е.Н. Модификация функций межгосударственных союзов в условиях нарастания конфликтогенности мировой политики // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. — №4(34). — С.168.

Культура межнационального общения определяется как совокупность социально значимых навыков и умений, и адекватных им поступков, которые проявляются в межнациональных контактах и позволяют быстро и качественно достигать согласия и взаимопонимания в общих интересах.

В условиях современности следует уделять особое внимание повышению уровня межнационального общения в молодежной среде. Формирование культуры межнационального общения у молодежи - это педагогический процесс, направленный на развитие ценностно-мотивационной сферы учащихся, расширение опыта межнационального общения и формирование практических умений и навыков общения с представителями других национальностей.

Следует согласиться с мнением российских ученых, что проблема формирования политической и гражданской культуры молодого поколения стала, пожалуй, одной из самых актуальных проблем современного общества. В сложных и неопределенных условиях политического, социально—экономического и правового развития сфер жизнедеятельности российского общества «молодое поколение как социальная общность только начинает входить в систему общественных отношений, вследствие чего является наиболее незащищенной и нуждается в поддержке социальных институтов»3.

Так, П. А. Меркулов отмечает, что «исторический опыт России, начиная с момента начала формирования элементов государственной молодежной политики, показывает, что недостаточное внимание государственной власти к молодежи превращает ее в мощный фактор дестабилизации социума. Соответственно процесс социализации молодежи, реализуемый в ходе осуществления государственной молодежной политики, должен носить максимально возможный опережающий характер, учитывающий инвариантность будущего развития»4 .

3 Малик Е.Н., Мельников А.В. Становление политической субъектности российской молодежи в условиях современности// Среднерусский вестник общественных наук. 2015. — № 2 (38). — С. 71.

4 Меркулов П.А. К вопросу об изучении истории государственной молодежной политики. //

В данной связи с раннего возраста необходимо прививать подрастающему поколению чувство уважения к представителям других национальностей, давать знания о культуре, традициях и обычаях других народов, воспитывать в молодежной среде чувство терпимости, ответственности, гражданственности и патриотизма, чтобы вырастить достойное поколение, готовое встать на защиту своей Родины вне зависимости от национальности, воспитать достойное поколение, поколение мира, а не войны.

В наши дни одним из приоритетных направлений по формированию культуры межнационального общения у молодежи является введение этнокультурного компонента в содержание образования. Правовой основой данного воспитания в образовательных учреждениях являются Конституция и Закон «Об образовании» РФ. К положениям Конституции РФ, которые оказывают значительное влияние на удовлетворение этнокультурных потребностей в области образования, можно отнести: ч.1 ст. 26 (право гражданина принадлежать к любой национальности) и ч.2 ст. 26, которая гласит, что гражданин вправе пользоваться родным языком, самостоятельно выбирать язык для общения, обучения, воспитания и творчества.

Конституцией РФ запрещаются проявление каких-либо действий, направленных на формирование и разжигание национальной розни, расовая, конфессиональная дискриминация, пропаганда национального и языкового превосходства. Закон «Об образовании» устанавливает государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Это дает возможность субъектам РФ обогащать содержание образование за счет включения в него материала, отражающего культурное достояние народа, региональные особенности развития культуры1.

Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №4. - С. 192.

1 ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 (ред. от 31.12.2014) //

Российская газета. — 2012. — №303.

Проблема формирования культуры межнационального общения, удовлетворения в образовании этнокультурных вопросов отражается в таких важных международных правовых актах, как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах»2. Данные правовые акты подчеркивают значимость воспитания личности в духе терпимости и дружеского взаимодействия между представителями разной этнической принадлежности, конфессии, рассматривают возможность создания национальных школ, где дети смогут обучаться на родном языке, изучать национальную культуру и историю, а также иметь возможность получить информацию о культуре других народов.

Большое значение на пути к межкультурному мировому диалогу имеет предложение Европейской Комиссии (май 2007 года) о принятии Европейской Стратегии в сфере культуры, в основу которой легли три принципа:

- культурное разнообразие и межкультурный диалог;

- культура как катализатор творчества;

- культура как ключевой компонент международных связей.

Основной целью межкультурного диалога является предоставление равных прав всем членам общества независимо от их национальной, языковой, конфессиональной принадлежности.

Одной из развитых форм межкультурного диалога является — межкультурное образование, которое имеет большое значение в приобретении знаний о различии культур, что высту-

2 Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 года). // Гарант: [сайт]. — URL: http://www.garant.ru/search (дата обращения 21.04.2015). Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30 сентября 2000 года). // Гарант: [сайт]. — URL: http://www.garant.ru/search (дата обращения 21.04.2015).

пает неоспоримым фактором укрепления межнационального общения и, следовательно, национальной безопасности личности, общества, государства. Следует признать, что «приоритетом деятельности государственного управления национальной безопасностью должна стать прежде всего защита объективно-духовного бытия - духовной жизни: духовных ценностей, веры, морали, идентичности, культуры, менталитета»1.

Межкультурному диалогу помогает и вовлечение молодежи в процесс принятия решения как на уровне отдельных государств, так и на международном уровне. Молодежь - самая мобильная группа населения, наименее подверженная предрассудкам, ориентированная на включение в различные формы взаимодействия.

Советом Европы была принята Белая книга по межкультурному диалогу «Живем вместе как равные», в ее разработке принимали активное участие государственные и гражданские институты России. В рамках межкультурного диалога в последние годы проводятся многочисленные симпозиумы, конференции, форумы, в работе которых принимают активное участие представители различных национальностей. Ежегодно проводится Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций», инициированный в 2002 году представителями общественности России, Греции и Индии. Осуществляется большое количество мероприятий с вовлечением молодежи. Например, в Казани в ноябре 2008 года был организован Международный молодежный форум «Межкультурный диалог и его религиозное измерение». В рамках Молодежного фонда Совета Европы под лозунгом «Все разные -все равны» проводятся десятки мероприятий. Совет Европы уже много лет проводит молодежную программу «Образование в области прав человека». Особое значение имеет выход в свет «Компаса» - учебника по образованию в области прав человека для молодежи. Важным

1 Пасичник В.Н. Категория «безопасность» как методологическая основа государственной политики и управления национальной безопасностью // Вестник государственного и муниципального управления. 2013. - №3. - С.18.

этапом стал 2008 год, посвященный межкультурному диалогу.

Российская Федерация вносит большой вклад в формирование межкультурного диало-га2.Это прослеживается не только в активном участии государства на общемировой арене, но и создает условия для формирования культуры межнационального общения внутри страны. В большинстве субъектов Федерации созданы и успешно действуют центры национальных культур В различных городах России можно наблюдать проведение национальных концертов, фестивалей, развлекательных программ, возрождаются национальные ремесла, создаются этнографические музеи.

Культура межнационального общения является важным звеном в духовной жизни общества и общечеловеческой культуре. Знание богатства межнациональных и межконфессиональных особенностей обеспечивает развитие культуры взаимодействий, взаимопонимания, взаимоуважения, гармонизации интересов и устремлений молодежи. В этих условиях сегодня совершается поворот к новому типу взаимоотношения поколений - диалогу культур, этнокультурному взаимодействию.

Библиография:

1.Малик Е.Н., Мельников А.В. Становление политической субъектности российской молодежи в условиях современности// Среднерусский вестник общественных наук. 2015. — № 2(38). — С.70— 75.

2.Меркулов П.А. К вопросу об изучении истории государственной молодежной политики.// Среднерусский вестник общественных наук. 2014. —№4. — С.190—194.

3.Нечаев Д. Н., Волкова А. Е. Модели и практики разрешения этнокультурных противоречий в национальных государствах: международный опыт// Среднерусский вестник общественных наук. — 2014. — №2.— С.168— 173.

2 Указ Президента РФ № 1666 от 19 декабря 2012 г. «О Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» // Гарант: [сайт]. — ии_: http://Www.garant.ru/search (дата обращения: 21.04.2015).

4.Пасичник В.Н. Категория «безопасность» как методологическая основа государственной политики и управления национальной безопасностью // Вестник государственного и муниципального управления. — 2013. —№3. — С.11— 22.

5.Цыбаков Д.Л., Малик Е.Н. Модификация функций межгосударственных союзов в условиях нарастания конфликтогенности мировой политики // Среднерусский вестник общественных наук. —2014. —№4(34). —С.167— 174.

References:

1.Malik E.N., Mel'nikov A.V. Stanovlenie politicheskoj sub"ektnosti rossijskoj molodezhi v usloviyah sovremennosti// Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. — 2015. — № 2 (38). — S. 70-75. (In Russ.).

2.Merkulov P.A. K voprosu ob izuchenii istorii gosudarstvennoj molodezhnoj politiki. // Sredne-russkij vestnik obshchestvennyh nauk. — 2014. №4. — S. 190— 194. (In Russ.).

3.Nechaev D. N., Volkova A. E. Modeli i prakti-ki razresheniya ehtnokul'turnyh protivorechij v nacional'nyh gosudarstvah: mezhdunarodnyj opyt// Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. — 2014. — №2. — S.168— 173. (In Russ.).

4.Pasichnik V.N. Kategoriya «bezopasnost'» kak metodologicheskaya osnova gosudarstvennoj politiki i upravleniya nacional'noj bezopasnost'yu // Vestnik gosudarstvennogo i municipal'nogo uprav-leniya. — 2013. — №3. — S.11 — 22. (In Russ.).

5.Cybakov D.L., Malik E.N. Modifikaciya funkcij mezhgosudarstvennyh soyuzov v usloviyah narastaniya konfliktogennosti mirovoj politiki // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. — 2014. — №4(34). — S.167— 174. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.