Научная статья на тему 'Формирование культуры доверия в «Обществе знаний»'

Формирование культуры доверия в «Обществе знаний» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
257
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ДОВЕРИЯ / CULTURE OF TRUST / ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION PARADIGM / ГУМАНИЗМ / HUMANISM / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Литвиненко Лилия Львовна

Современное общество, где создаются основы информационной экономики, представляет собой сложную систему знаний и культурных ценностей, новых типов коммуникаций, возникающих вследствие взаимного доверия. Эта проблема исследуется с учетом статуса, принципов и задач института образования в XXI веке. Социоморфность данной системы заключается в направленности на формирование климата доверия в социуме, без чего современная экономика функционировать не может.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING OF A CULTURE OF TRUST IN THE «KNOWLEDGE SOCIETY»

Modern society, where are the basics of the information economy is a complex system of knowledge and cultural values​​, new types of communication problems resulting from mutual trust. This issue is investigated taking into account the status of the principles and objectives of the Institute of Education in the XXI century. Sotsiomorfnost this system is to focus on the formation of a climate of trust in society, without which a modern economy can not function.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры доверия в «Обществе знаний»»

ФИЛОСОФИЯ, КУЛЬТУРА, РЕЛИГИЯ, ПРАВО

Л. Л. Литвиненко

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОВЕРИЯ В «ОБЩЕСТВЕ ЗНАНИЙ»

Современное общество, где создаются основы информационной экономики, представляет собой сложную систему знаний и культурных ценностей, новых типов коммуникаций, возникающих вследствие взаимного доверия. Эта проблема исследуется с учетом статуса, принципов и задач института образования в XXIвеке. Социоморфность данной системы заключается в направленности на формирование климата доверия в социуме, без чего современная экономика функционировать не может.

Ключевые слова: культура доверия, парадигмы образования, гуманизм, самоактуализация.

В современной культуре все большее значение приобретает проблема доверия, ибо в «обществе знания» создается особая социокультурная метаколлективность, возникающая на местном, региональном, национально-государственном и международном уровнях на основе взаимопонимания и сотрудничества. Социальная ско-ординированность действий (Ю. Хабермас) осуществляется здесь прежде всего на коммуникациях, стремящихся к взаимопониманию, которое невозможно без взаимного доверия. Разрушение последнего ведет к дезинтеграции мета-коллективных связей и, соответственно, глобальной экономической культуры. Я. Корнаи (Гарвардский университет), лауреат Нобелевской премии в области экономики, отмечал, что доверие играет особую роль в переходный период. В результате междисциплинарных исследований, проведенных учеными 17 стран, были сделаны выводы, обобщенные в статье Я. Корнаи «Честность и доверие в переходной экономике» [6, р. 20-29]. Как известно, рынок функционирует на основе частных контрактов между продавцом и покупателем. Однако в реальности контракты на покупку и продажу несколько отличаются от идеала. Совершенного контракта вообще не существует. Даже в самом детальном контракте нельзя предусмотреть все нюансы, поскольку сложные соглашения могут содержать тысячи параметров. Более того, в контракте сформулированы условия для будущего, которое, при всем желании, нельзя точно предугадать.

Помимо наличия контракта между покупателем и продавцом, требуется еще их честное поведение. Именно здесь и необходимо доверие.

Когда контракт заключен, покупатель уверен в том, что продавец будет честно соблюдать его дух и букву с точки зрения качества и сроков предоставления товаров или услуг. В то же время продавец доверяет покупателю в том, что он заплатит сумму, прописанную в контракте. Чем честнее стороны, тем глубже доверие между ними и ниже трансакционные издержки.

Возникает, однако, вопрос: где и каким образом формируется доверие как концепт культуры? В «обществе знаний» именно система образования создает культурные рамки для дихотомии «доверие-недоверие» на уровне индивида.

Тезис, из которого мы исходим, заключается в следующем: в зависимости от существующей системы образования, от отношений «учитель -ученик», структурирующих культурно-образовательное пространство, человек выступает в качестве изначально «лишенного» доверия и нуждающегося в строгом контроле или извне, или изнутри, со стороны самого индивида, развивающегося свободным, гармоничным образом на основе педагогики сотрудничества.

Классическое образование, возникшее в Европе в ХУШ-ХГХ веках, ориентировало ученика на пассивное выполнение заданий учителя, а организация школьной жизни напоминала систему управления в государстве с ее жестко ие-рархизированной дисциплиной. Основной задачей культурной политики государства в образовании была подготовка, социализация индивида как будущего специалиста, способного под строгим контролем выполнять определенные производственные и социальные функции. Воспитание гармоничного и творческого человека было

скорее декларируемой, чем реальной целью. Формировались прежде всего черты характера (исполнительность, трудолюбие, умение запоминать и четко выполнять приказ), которые давали возможность адаптироваться к работе в иерархически структурированных экономических или политических образованиях, действовать в ситуациях, где пространство доверия практически «схлопывается».

Очевидно, что культура доверия требует новой парадигмы образования - образования, ориентированного на воспитание чувства собственного достоинства человека, чувства свободы, профессиональной и общекультурной компетентности. Это предполагает коренное изменение содержания и организационных форм всей образовательной системы, а также ценностей образования как социального и культурного явления.

Настоящий период времени характеризуется деидеологизацией социума, возникновением «общества знания», переосмыслением и изменением системы ценностей, в том числе и ценностей образования, и определяется рядом ученых как «аксиологическая революция». Социально-экономические реформы, стремительный ритм жизни, экономический кризис, переход к рыночной экономике в одно мгновение низвергли то, что казалось незыблимым. «Старые» ценности, еще недавно считавшиеся неоспоримыми, заменяются новыми, чуждыми предшествующей практике ценностными ориентациями.

Современное образование развивается в целостной системе культурных доминант, которые определяют его содержательные и целевые установки. Постмодернистский проект преобразования образовательной деятельности базируется на классических работах М. Фуко. В своей книге «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы» [1] он придает образу тюрьмы как абсолютному отрицанию доверия к человеку широчайшее культурное звучание. По образу и подобию тюрьмы, по мнению М. Фуко, строятся и школы, и военные казармы, и психиатрические больницы. С его точки зрения, вся история человечества представляет собой непрерывный репрессивный процесс, и задача социальных институтов заключается в тотальном подавлении свободы личности, возможности саморазвития и усилении дисциплинарных механизмов, поддерживающих репрессивное господство ведущих классов. Все это в полной мере относится и к школе, поскольку последняя любыми способами должна «вогнать» ребенка в существующую социальность с ее дескриптивными нормами поведения. По М. Фуко, дисциплина в школе в первую очередь связана с

введением в контролируемые и ограниченные рамки поведения самого тела человека. Через тело, наиболее послушное к манипуляциям, легче приучить человека к повиновению.

Об этом пишет Ж. О. де Ламетри в своей книге «Человек - машина», где материалистическая редукция души приводит к пониманию человеческого тела как «послушного» и подверженного манипулированию. Знаменитые автоматы XVIII века становятся своеобразными моделями идеальных подданных для властителей вроде Фридриха II с его навязчивой идеей непрерывных упражнений, превращающих солдат в маленькие машины. Различные методы дисциплинаризации тела стали, как считал М. Фуко, применяться в армии, затем - в военных колледжах, начальных школах и, наконец, захватили медицинские учреждения. Сам дисциплинарный механизм связан с системой распределения, локализацией, отгораживанием одних от других, их ранжированием, ибо дисциплина не закрепляет тела в определенном месте, а фиксирует их размещение и циркуляцию в сети отношений.

Изначально ребенок представляет собой лишенное индивидуальности тело, из которого школа создает необходимый элемент функционирования власти. «Дисциплинарная власть не координирует силы для того, чтобы их ограничить, она стремится объединить их таким образом, чтобы приумножить и использовать. Вместо того, чтобы насильственно превращать все подчиненное ей в однородную массу, она разделяет, анализирует, различает и доводит процессы подразделения до необходимых и достаточных единиц. Она "муштрует" подвижные, расплывчатые, бесполезные массы тел и сил, превращая их в множественность индивидуальных элементов - отдельных клеточек, органических автономий, генетических тождеств и непрерывностей, комбинационных сегментов. Дисциплина "фабрикует" личности, она - специфическая техника власти, которая рассматривает индивидов и как объекты власти, и как орудия ее отправления» [2, с. 248-249]. Школа задумывалась как педагогическая машина, где между учителем и учеником существует прежде всего отношение власти, но не взаимного доверия. Отсюда - требование постмодернистов разрушить образование как социокультурный институт репрессивного характера [2].

Постмодернистская антипедагогика в своем критическом пафосе обличения идеалов «века разума и просвещения» реально возвращается к идеям, высказанным еще в эпоху Возрождения, поскольку утверждает, что свойство быть личностью присуще человеку от рождения и воспита-

Философия, культура, религия, право

тельный процесс должен сводиться к открытию возможностей для саморазвития индивида. Эта идея выражается в важнейшем принципе антипедагогики - принципе спонтанной автономии ребенка. Человек от рождения является автономным существом, следовательно, не может быть и речи о формировании самостоятельности, -это суждение легло в основу концепции «открытого образования». Главное в ней - идея поддержки, а не воспитания обучаемого; отношения «учитель - ученик» должны носить партнерский, симметричный характер. Более того, обучаемый лучше знает, что ему нужно на том или ином этапе его развития.

Так, например, Е. Браунмюль выступает за свободное посещение детьми школы, которая должна превратиться в своеобразный универсам, где каждый может выбрать духовную пищу по собственному желанию. Ю. Райхен идет дальше и утверждает идеи «свободного преподавания», оставляя за школьником право принятия решения о содержании и методике обучения. Продолжая общую постмодернистскую логику отношения к предшествующим этапам развития культуры, антипедагогика полностью отрицает связь и преемственность поколений и в качестве культурной программы предлагает революцию - слом существующей культуры (Х. фон Шенебек). С их точки зрения, современное общество не имеет единого базового поля ценностей, а значит, и образование не должно выдвигать некие единые цели воспитания и обучения. Традиционное образование в постмодернистской модели общественного развития теряет всякий смысл.

Подчеркнем, что культурная программа постмодернистского переустройства общества в сфере образования не утверждает новую, наиболее оптимальную систему воспитания, основанную на доверии, а предполагает разрушение любой формы общественного и межличностного общения.

Итак, для современного общества экономическая жизнь не может регулироваться, исходя из принципа «надзирать и наказывать». Как мы уже показали выше, за соблюдением каждого контракта в хозяйственной сфере не поставишь следить полицейского надзирателя. Любой контракт подразумевает доверительные отношения между контрагентами. Однако изначальная внутренняя порядочность участников сделки не формируется и в «антипедагогическом» пространстве постмодернистской школы, ибо в ней торжествуют принципы абсолютного индивидуализма.

В последнее время в педагогической и культурологической теориях особое внимание уделяется идеям гуманистической психологии А. Мас-

лоу и К. Роджерса. Причем главным элементом в данной теории объявляется идея самоактуализации личности. Однако следует иметь в виду, что момент самоактуализации является хотя и важным, но не «закрывающим» весь процесс развития, становления и реализации личности. Понятно, что творческие способности не у всех индивидов одинаковы, что обусловлено их психофизиологическими особенностями; сама возможность полноценной самоактуализации определяется жизненными условиями бытия, социальными реалиями, действиями других людей и так далее. Процесс самоактуализации связан во многом с волей, желаниями, потребностями и возможностями других людей. С этой точки зрения профессия педагога не может быть основана на идее полностью самостоятельной творческой актуализирующейся личности преподавателя, ведь объектом его деятельности является другой человек со своими ценностными, творческими и другими предпочтениями. Очень часто преподавателю приходится, что называется, «наступать на горло собственной песне», ибо педагогика сотрудничества связана с формированием атмосферы доверия, с установлением контакта, с оказанием помощи и поддержки обучающемуся. В этом смысле преподаватель становится зависим от ученика, и его самоактуализация является формой самоактуализации обучающихся; самоактуализация Я есть самоактуализация Другого. Подобный процесс несколько отличается от той идеальной модели, которую предлагали А. Маслоу и К. Роджерс.

Современный мир находится в состоянии кризиса: происходит изменение парадигмальных основ общества, культуры, образования. Последнее начиная со второй половины ХХ века претерпевает серьезные трансформации, связанные с необходимостью приведения целей, методов, форм организации обучения и воспитания в соответствие с новыми нормами, идеалами, схемами деятельности, возникшими в современном социуме. Это служит основой переориентации, изменения системы образования.

Поскольку происходящие в обществе резкие перемены делают недолговечными сформированные в процессе обучения качества, способности, знания, навыки и стереотипы, возрастает значение фундаментальных критериев выбора содержания и технологий образования. В качестве такого синтетического критерия может выступить идея ноогенеза, а в социальном плане - идея устойчивого мирового развития. Концепция устойчивого развития при этом понимается не только в русле решения экологических проблем. Она призвана стать концепцией регулируемого, управляе-

мого мирового развития, концепцией экоразвития, включающей в себя ценности и императивы социальной экологии, экологического права, экологической этики, политической экологии, экологической философии, экологии человека и экологии культуры. В данной концепции должно отражаться содержание социально-природного процесса становления ноосферы, ноогенеза. Построение теории ноогенеза и теоретическое обеспечение устойчивого развития связаны с переворотом в самом фундаменте мировоззренческих основ классического гуманизма, культуры, нравственности, общество- и человековедческих наук.

Важное методологическое значение в разработке содержания новой модели образования, основанной на педагогике доверия и сотрудничества, имеет понятие «неклассический гуманизм». Развитие этого понятия связано с отказом от многих философских учений, культурных, идеологических и политических доктрин и утверждением антропокосмизма, экологизма, глобализма, ноосферизма, многообразия и богатства возможностей, заложенных в национально-исторических традициях, реабилитацией культурного многообразия и культурной самобытности, экологии национальной культуры как источника ценностей и смыслов, творчества и самосозидания как отдельной личности, так и народа в целом, с созданием условий для дальнейшего развития каждого народа и всего человечества, обновлением, развитием и совершенствованием

сущностных сил и психодуховной организации человека, с утверждением нового типа духовности, интегрирующей разум, нравственность и волю, которые отвечают императиву сохранения жизни, культуры и природы. Образование, базирующееся на указанных ценностях, не только позволит преодолеть разрывы и диссонансы в процессе обучения, но и станет фактором формирования доверия в современном обществе и основой подготовки к жизни в третьем тысячелетии. Новые аспекты понятия «гуманизм» позволяют переосмыслить как содержание термина «гуманизация образования», так и направления развития данного процесса.

Литература

1. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.

2. Огурцов А. П. Постмодернистский образ человека и педагогика // Человек. 2001. № 3-4.

3. Жданов Ю. А. Проблемы теории и истории культуры // Сущность культуры / отв. ред. Ю. Г. Волков. Ростов н/Д, 2005.

4. Заболотная Г. М. Феномен доверия и его социальные функции. URL // http://www.ecsocman. edu.ru/ images/pubs/2004/11/

5. Культурология / под науч. рук. проф. Г. В. Драча. Изд. 8-е. Ростов н/Д, 2012.

6. Kornai J. Tisztesseg es bizalom a poszt-szo-cialista atmenct fenyebcn. Bcszelo, 2003. Vol. 8.

В. Ю. Кравцова

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ В ЗЕРКАЛЕ БИБЛЕЙСКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ РУССКОГО ЯЗЫКА: УНИВЕРСАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ

В статье рассматривается объективация философии религии посредством русских фразеологизмов библейского происхождения. Семантика и внутренняя форма русских единиц анализируются в сопоставлении с библейскими фразеологизмами других языков христианских этносов, что позволяет выявить универсальные, типологические и национально-культурные признаки.

Ключевые слова: философия религии, библейский фразеологизм, внутренняя форма, библиема, семантема, типологические признаки, национально-культурные признаки.

Существующие формы общественного сознания неизбежно находят свое отражение в языке. Одна из них - философия - рассматривается как система идей, взглядов на мир и на место в нем человека, исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое, эстетическое отношение человека к миру [1, с. 1430]. Ми-

роощущение реализуется, в частности, сквозь призму религии, понимаемой как соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного [1, с. 1128]. Следовательно, философия имеет определенную связь с религией, что обусловило появление такой научной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.