Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Ирина Владимировна

В указанной статье представлена характеристика культурологической компетенции. Показана важность формирования мировоззренческих основ у подростков, которые будут отвечать реальным социальным вызовам, а также влияние цифровизации на наше существование, ее внедрение в процесс обучения, польза и вред киберсреды. Так же затронут вопрос необходимости формирования межнациональной и межконфессиональной толерантности.This article presents the characteristics of cultural competence. The importance of forming the ideological foundations of adolescents who will meet real social challenges, as well as the impact of digitalization on our existence, its introduction into the learning process, the benefits and harms of the cyber environment is shown. The issue of the need for the formation of interethnic and interfaith tolerance was also touched upon.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

УДК 37

Психолого-педагогические науки

Козлова Ирина Владимировна, старший инспектор,

ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Владимирской области, г. Владимир

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТИ

Аннотация: В указанной статье представлена характеристика культурологической компетенции. Показана важность формирования мировоззренческих основ у подростков, которые будут отвечать реальным социальным вызовам, а также влияние цифровизации на наше существование, ее внедрение в процесс обучения, польза и вред киберсреды. Так же затронут вопрос необходимости формирования межнациональной и межконфессиональной толерантности.

Ключевые слова: культурологическая компетенция, цифровизация, межнациональная толерантность, культура.

Annotation: This article presents the characteristics of cultural competence. The importance of forming the ideological foundations of adolescents who will meet real social challenges, as well as the impact of digitalization on our existence, its introduction into the learning process, the benefits and harms of the cyber environment is shown. The issue of the need for the formation of interethnic and interfaith tolerance was also touched upon.

Keywords: cultural competence, digitalization, interethnic tolerance, culture.

Постгуманистическая парадигма общественного развития обусловила развитие новых форм социальной и культурной реализации человека в социокультурной и киберсредах. Таким образом, гуманистические

образовательные постулаты подверглись переосмыслению в контексте не только социального, но и цифровой систем развития современного человека.

Гуманистическая тенденция общественного развития неразрывно связана с идеей "развивающейся личности в развивающемся мире", и решение этой проблемы напрямую зависит от уровня образования - важнейшей составляющей человеческой культуры. Развитие культуры человека основывается на развитии культурной творческой деятельности.

В таких условиях образование - это не просто развитие у подростков осведомленность и творческую активность, но и необходимость сформировать культурологическую компетентность, основанную на цифровой грамотности.

Безусловно, культурные люди - это люди, укорененные в национальной культуре и способные осуществлять культурную деятельность. Под этим понимаются люди, воссоздающие культурные тексты в образовательном пространстве.

Как цель воспитания личности, культурное образование может быть полностью реализовано только посредством культурного образования, то есть воплощения культурных слов, языка и идей в научно организованной системе образования.

Культура не может существовать вне человеческого носителя. Человек учится этому с помощью языка, образования и живого общения. Но современный человек понимает, что культурная самобытность каждого отдельно взятого народа связана с культурной самобытностью других этнических групп. Цель современного образования прежде всего в том, чтобы заложить основу для культурной компетенции, вырастить человека способного к интеграции мирового социального и культурного пространства.

Культурные люди - это люди, понимающие разнообразные культурные ценности в социокультурной и киберсредах, способные осуществлять в них конструктивную культурную деятельность. Современному подростку в цифровом мире необходимо учиться воссоздавать культурные позиции с последующей их трансляцией в социокультурное и киберпространства.

В настоящее время цифровизация настолько развита, что становится очевидным, что киберпространство широко внедрилось в нашу жизнь в целом и в образовательный процесс в частности.

Базой многих явлений в этой области поисков Т.Г. Браже считает культурологическую основу. «В конечном итоге речь идет о составных и стыкующихся, смыкающихся частях единого курса культурологии».

Понятие «культурологическое» отражает знания не только о частных, но и об общих и законах функционирования и развития культуры как целостной системы. Такие знания позволят индивиду правильно ориентироваться в современном культурном пространстве.

Культурологическая компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности, относящихся к духовной культуре, к жизни людей и их отношениях в обществе.

Формирование всесторонне развивающейся личности - это целенаправленное развитие и саморазвитие, процесс активного развития в направлении понимания, копирования и приумножения культурных ценностей. Основной характеристикой деятельности грамотного человека является способность "жить" культурой, в культуре, способность воспроизводить и воспроизводить культуру.

Стандарты культурного человека относительны, и определить их точно невозможно. Они зависят от социально - экономического развития общества, к которому принадлежит конкретный человек, и от культурных и этнических традиций среды в которой в которой он вырос, то есть от культурной грамотности.

В настоящее время цифровые технологии широко внедряются в образовательную практику. В школах появились электронные учебники -система сбора и анализа информации для мониторинга успеваемости учащихся.

Таким образом становится понятно, как важно современному человеку сформировать достаточный уровень культурологической компетенции

Культурологическая компетенция выступает дифференцированной

категорией. Необходимо учитывать ее высокую интеграцию с целым блогом гуманитарных наук. В культурологическом знании не обходимо учитывать философскую, педагогическую, психологическую, историческую и правовую составляющие. Поэтому культурологическая компетенция является важным феноменом, способным трансформировать понимание социальных, глобальных, цифровых смыслов. Таким образом, культурологическая компетенция выступает дифференцированной категорией, которая может преодолеть гипостазирование смыслов и ретранслировать цифровое и социокультурное знание в понятные системы вербальных кодов для их усвоения в процессе социализации и киберсоциализации.

Культурологическая компетенция, таким образом, способна решать дифференцированные задачи, связанные с изменением семиотического пространства новых культурных сегментов в постгуманистическом пространстве, например, значения искусства, полоролевое своеобразие человека в истории, этнической среде и праве.

Современный подход к пониманию роли образования в Российской Федерации в 2021 году был представлен в ежегодном отчете института Сколково, так в нем давались схемы компетенций необходимые для успешной социализации в условиях цифровой действительности. Метакомпетенции были определены как инновационное поле для ее педагогического психологического понимания. Поэтому, важным в методологическом подходе к культурологической компетентности считаем выделение ее возможностей в развитии такого навыка как мышление в условиях неопределённости, которое впоследствии может быть трансформировано в знание толерантности к неопределенности.

Понимание культурологической компетености в таком ключе актуализирует ее включенность в разные синергетические, философские, физические науки, даже в теории хаоса и иных категориях теоретический физики культурологическая компетенция позволяет развивать гибкость мышления, поэтому так важно к ее пониманию подходить с максимально

дифференцированной стороны.

М.С. Каган, постулирует, что «"в чистом виде" философия культуры появляется гораздо реже, нежели пересекаясь с конкретными отраслями культурного знания -этнографией, социологией, историей и т.д. Это и понятно: при решении конкретных проблем культуры ученому необходимо определить, как он понимает природу культуры, ее границы и структуру; поэтому работы многих исследователей культуры- от Тэйлора до Сорокина - могут рассматриваться и в контексте истории философии культуры, и за ее пределами» [2]. Таким образом, исследователь обращает внимание на необходимость учета этнического фактора в культурологической компетенции. Справедливое замечание М.С. Кагана актуально в условиях глобализационного кризиса, который затрагивает и образовательные системы. Действительно, этническая грамотность, введенная Юдиной А.М. социокультурная толерантность не является врожденными качествами и необходимы для адекватной ретрансляции культурных кодов современной многонациональной действительности. Вне полисимволического аспекта культурной компетентности затруднительно говорить о конструктивных мировоззренческих установках, снижении социальной депрессии, и повышении правовой культуры, в этническом ее ракурсе.

Таким образом, крайне важным является формирование мировоззренческих основ у подростков, которые будут отвечать реальным социальным вызовам и превентировать кризисное восприятие действительности. Региональная культура, которая рассматривается отдельно ресурсами урбанистической педагогики сегодня инициирует исследовательские поиски по эстетическому осознанному восприятию городской среды в контексте анализа эстетики каждой улицы, познания истории и паровых механизмов через ценности реальности, в которой много самой амбивалентной аксиологии. Глобализационные механизмы инициируют понимание и педагогическое осмысление таких рисков как культурный нигилизм, мировоззренческий релятивизм человека, социализирующегося в максимальном культурном

множестве без единого системного центра. Подобный феномен находит в таком многозначном явлении как клиповое мышление, понимание как возможность максимального количества информации вне ее осознанного понимания. Современный подросток находится в ситуации понятийного мировоззренческого риска, когда на него обрушивается информационный шум, переполненный сигналами и раздражителями, который впоследствии снижает остроту восприятия сего-либо. Происходит формирование синдрома отложенных ожиданий, рост депрессивных настроений, нигилистическое отрицание экзистенции вне единого бытийного смысла понимания мира и своего места в нем.

Компетенция - это характеристики, которые можно извлечь из наблюдений за действиями. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знаниями и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти процедуру (знание и действие), подходящую для решения проблемы. Важно также отметить значение обстоятельств, которые неизбежно несут эмоциональную, экзистенциальную, идеологическую или иную (конечно, меняющуюся) нагрузку. Обстоятельства представляют собой не простую данность, а объект восприятия и осмысления действующими субъектами» [1].

Культура - это важная часть человеческого существования во Вселенной, потому что люди тоже живут в природе, а культуры как таковой не существует. Однако человек, благодаря своей преобразующей деятельности, то есть своему господству над природой, продолжает расширять пространство и время культуры, захватывать все более отдаленные уголки ближнего космоса и устремляться в глубокий космос. Человек не только познает и понимает мир, но и преобразует его, он преобразует самого себя. Результатом преобразования мира человеческими существами и самого процесса преобразования является человеческая культура.

Хотелось бы отметить важность культуры и культурного творчества, то есть уметь в полной мере понимать проявления "культурного диалога" в

современной популярной и элитарной культуре, понимать так называемые "культурные коды", которые наполняют окружающую нас культурную реальность, уважать и беречь культурное наследие, понимать его ценность.

Следует сказать, что в дополнение к поведенческим навыкам и способностям культурная компетентность также включает в себя различное межкультурное образование и обучение. Среди них очень важно формирование художественных объектов, а также курсы мирового искусства и культуры, которые направлены на повышение осведомленности школьников в области культурного разнообразия и стимулирование интереса учащихся к культуре. Важную роль в этом отношении играет мотивация, формирование способности критически относиться к культурным стереотипам, а также развитие эмоционального интеллекта, памяти и межкультурного диалога. Ведь мы живем в многонациональном государстве, занимающем огромную территорию. Формирование наций проходило в разных климатических и исторических условиях. В России более 190 различных народов. Государственность России формировалась в течение нескольких веков. У каждого народа свои обычаи, традиции, культура и язык.

Поэтому одними из ключевых компетенций мы считаем компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе, способность понимать и принимать людей других культур, религий и языков.

Под культурологической компетенцией следует понимать - «уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции. Другими словами, это комплекс универсальных знаний, отличающихся широким уровнем обобщения и необходимых для социально-продуктивной деятельности любого современного человека; это базовые, универсальные компетентности широкого спектра (радиуса) использования. Составляющими культурологической компетентности являются:

а) деятельностно-коммуникативная компетентность - совокупность знаний, умений и опыта в сфере коммуникаций, обеспечивающих смысловое

восприятие информации и овладение способами устной и письменной речи;

б) социальная компетентность - совокупная характеристика гражданской зрелости профессионала, выступающая одновременно в качестве социальной дееспособности, его умения предвидеть последствия своих действий, делать правильный выбор при их выполнении, соблюдать баланс общих и личных интересов;

в) информационно-методологическая компетентность - обобщенные знания, умения и опыт в сфере самостоятельной познавательной деятельности, обеспечивающие понимание растущей значимости информации в современном обществе и овладение информационными технологиями, умениями приобретать, критически осмысливать и использовать разнообразную информацию» [1].

Таким образом, культурологическая компетентность включает в себя дифференцированные культурные грани как индивидуально, социальной, так и мета культурной области.

Культурологическая компетентность затрагивает амбивалентные семиотические цивилизационные сети, которые необходимо понимать, для того чтобы предупреждать дифференцированные девиации и способствовать реализации эвохомологический структуры для планирования своего бытия.

Цифровизация открывает огромные горизонты для изучения культуры и искусства. Информационные возможности; телевидение, магнитофоны, телефоны, факсы, компьютеры, принтеры, модемы, копировальные аппараты и т.д. и информационные технологии аудиовизуальная запись, электронная почта, средства массовой информации, Интернет делают обучение доступнее для каждого, но и создает огромные риски.

Методологические основания для работы с формированием культурологической компетенции опираются на поиск оптимальных траекторий как индивидуального социокультурного развития обучающихся, так и их развитие в контексте киберсоциализационного механизма. Сегодня необходимо анализировать факты того, что формирующаяся полиидентичность в киберсреде и социокультурной сферах вызывают опасения из-за формирования смешанной

реальности. Особенно важно анализировать гипостазированные семиотические контексты новой реальности ВАМ мира. Смещение понимания норм в интегрированную онлайн-офлайн действительности может провоцировать правонарушения, фрустрации и дифференцированные девиации.

Таким образом культурологическая компетентность связана среди прочего, с развитием общего культурного образования учащихся, которое в широком смысле понимается как поведение в обществе и способность вступать в диалог со сверстниками и пожилыми людьми, способность участвовать в коллективных дискуссиях и желание самостоятельно формировать свою образовательную траекторию и изучать истинные культурные ценности, то есть это непрерывное личностное образование, руководствуясь собственными целями.

Но сегодня формирование культурологической компетентности вынуждено преодолевать риски правового агностицизма, выходить на путь кросскультурного познания социокультурной и киберинформационной сред, а также не терять интеграции с пониманием естественной экологической системы ценностей. В таком контексте необходимо стремиться к более конкретному определению понимания искусства, культуры, этничности, коммуникации, правовой культуры, саногенного мышления, виктимных рисок и цифровой компетентности.

Библиографический список:

1. Бенин В.Л., Жукова Е.Д., Василина Д.С. Культурологическая

компетентность в подготовке специалиста педагогического вуза //Известия ВГПУ. 2013. С. 27, 29.

2. Каган М. С. Введение / М. С. Каган // Философия культуры. Становление и развитие: учебное пособие для студентов вузов. - Санкт-Петербург: Лань, 2018. - С. 4-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.