Научная статья на тему 'Формирование культурно-досуговой компетентности старшеклассников в учреждении дополнительного образования детей'

Формирование культурно-досуговой компетентности старшеклассников в учреждении дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
931
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / CULTURAL LEISURE ORGANIZING / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Светлана Алексеевна

В статье культурно-досуговая среда старшеклассников рассматривается как сфера, связанная с саморазвитием, самовыражением, самоутверждением учащихся. Дано определение «культурно-досуговая компетентность старшеклассников», как интегративное качество личности, выделены её функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

instruction in spending leisure time by senior pupils in additional education institutions for children

instruction in spending leisure time of senior pupils is connected with their self-development, self-expression, self-affirmation. Both teacher's and students' competence in leisure is an important quality of the person.

Текст научной работы на тему «Формирование культурно-досуговой компетентности старшеклассников в учреждении дополнительного образования детей»

6. Янко, Е. В. Психологическое сопровождение образовательного процесса в УНПО / Е. В. Янко, Н. В. Костюк // Профессиональное образование. - 2004. - № 1. - С. 20-21.

7. Шевкун, А. В. Коммуникативная компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 158-164

8. Босикова, К. Н. Условия повышения учебной активности студентов неязыковых специальностей средствами новых информационных технологий // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 332 - 337

УДК 37

С. А. Шевченко

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Жизнь современных старшеклассников проходит в условиях экономических и социальных перемен. Ситуация, сложившаяся в социуме России, диктует свои требования к подготовке обучающихся старших классов. В настоящее время в российском образовании происходят изменения, которые непосредственно связаны с его модернизацией. Это своего рода ответ на социальную ситуацию, в которой формируется современный школьник, когда его будущая жизнь и благосостояние общества во многом зависит от его активной творческой позиции. В данной связи перед образовательными учреждениями поставлена задача формирования компетентного школьника, способного самостоятельно и творчески участвовать в жизни общества.

Новое образование, строящееся на основе компетентностного подхода, предлагает разграничение компетентностей школьников по определенным сферам. Одной из таких сфер является сфера культурно-досуговой деятельности, включающая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность. Указанная сфера представляется неотъемлемым элементом образа жизни старшеклассника, определяющим особое пространство его развития. В рассматриваемой сфере особенно важна внеурочная деятельность старшеклассников, так как способствует их позитивной социализации.

Научный интерес к культурно-досуговой сфере старшеклассников как к сфере, связанной с саморазвитием, самовыражением, самоутверждением носит постоянный и устойчивый характер. Педагогическая практика показывает, что учителя общеобразовательных школ хотя и признают важность культурно-досуговой деятельности старшеклассников для их развития, но не достаточно уделяют внимание организации данной деятельности, отводя ей незначительное место в сравнении с учебными занятиями. Более того,

результаты этой деятельности не рассматриваются в контексте развития качеств личности. Вместе с тем, общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества.

Результаты опросов показывают, что приоритетное место в досуге старшеклассников занимают общение с друзьями, прослушивание музыки, просмотр телевизионных передач, что говорит о приоритетности для них досуга, не требующего особых усилий. Выявлено, что старшеклассники, которые в школе учатся на «хорошо и отлично» гораздо реже посещают учреждения досуга, чем старшеклассники, имеющие удовлетворительные оценки в школе, что связано с недостатком времени. Причины вышеизложенных ситуаций заключаются в формальном характере организации культурно-досуговой деятельности старшеклассников, не отражающей их потребности. Немалую роль здесь играет пассивная позиция общеобразовательных школ во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования, а также загруженность старшеклассников учебными занятиями. В этой связи, учитывая важность досуга старшеклассника как социально-значимого явления со стороны государства и общества, актуальным для педагогической практики становится задача осмысления значимости культурно-досуговой деятельности в подготовке компетентной личности.

Вместе с тем, анализ научных исследований показал, что «культурно-досуговая компетентность» старшеклассников не являлась предметом специального исследования. В этой связи анализ педагогической практики все более явно обнаруживает противоречие между потребностью общества в социально активной, компетентной и творческой личности и отсутствием понимания культурно-досуговой компетентности старшеклассника как педагогической цели в учреждении дополнительного образования детей. Выявленное противоречие позволило сформулировать научную проблему, ко -торая заключается в теоретической неразработанности особенностей процесса формирования культурно-досуговой компетентности старшеклассников в учреждении дополнительного образования детей.

В нашем исследовании впервые научно обоснована и апробирована модель процесса формирования культурно-досуговой компетентности старшеклассников в учреждении дополнительного образования детей; уточнено понятие «культурно-досуговая компетентность» применительно к образованию старшеклассников, у которых через самоутверждение, самовыражение и самореализацию личности в ходе культурно-досуговой деятельности в учреждении дополнительного образования детей формируется исследуемое качество; выявлена структура культурно-досуговой компетентности старшеклассников, включающая в себя мотивационно-потребностный, когнитивно-деятельностный, предметно-практический и ценностно-эмоциональный ком-

поненты, соответствующие структурно-функциональной модели, включающей в себя ознакомительный, преобразующий и обобщающий этапы; разработана система педагогических условий формирования культурно-досуговой компетентности старшеклассников в учреждении дополнительного образования детей, включающая в себя совокупность принципов.

В исследовании под культурно-досуговой деятельностью понимается педагогическая ситуация, формирующая личность средствами культуры в специфических условиях досуга, в результате чего личностью приобретается собственный социокультурный опыт, способствующий её самоутверждению, самовыражению и самореализации. В качестве особенностей культурно-досуговой деятельности школьников выступают следующие: удовлетворение собственных потребностей и личных интересов, свободный выбор занятий, ориентация на творческое саморазвитие, формирование социально активной, позитивно настроенной личности.

Сущностные характеристики культурно-досуговой компетентности мы определяли с позиций компетентностного подхода. Анализ научной литературы по проблеме компетентностного подхода к содержанию образования показал, что существует два похожих на первый взгляд понятия «компетенция» и «компетентность», причём однозначности среди учёных в определении данных понятий нет. Нами были рассмотрены эти понятия с точки зрения разных авторов, что дало основания представить компетенцию как характеристику качества личности, состоящую из социокультурных навыков и умений, способных мобилизовать личность для продуктивного выполнения какой-либо деятельности.

Анализ работ О. Е. Лебедева, А. К. Марковой, В. В. Серикова, А. В. Баранникова, А. В. Хуторского, Дж. Равена и др., показал, что существует три позиции в трактовке понятия «компетентность». Во-первых, компетентность школьника - это обладание школьника компетенцией, т. е. наперёд заданными качествами личности, способными мобилизовать её для продуктивного выполнения какой-либо деятельности, включающей в себя ценности, знания, умения, способности, личностное отношение к предмету деятельности. Во-вторых, это собственный опыт школьника, приобретённый при поддержке педагога. В-третьих, это образовательный результат школьника в личностно-значимой для него деятельности, инициируемой процессом образования.

Старший школьный возраст в данном исследовании выбран как наиболее целесообразный для формирования культурно-досуговой компетентности, т. к. именно в этом возрасте особенно активны процессы самореализации, самоутверждения и самовыражения. Среди специфических особенностей старшего школьного возраста в педагогической литературе выделены: высокий уровень самосознания; социальная зрелость; потребность в знаниях, связанных с жизненными планами, в профессиональном самоопределе-

нии, осознание себя как личность; активное стремление к личностному самосовершенствованию (Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. С. Белкин, А. В. Гришина, А. В. Москвина).

Под культурно-досуговой компетентностью старшеклассника мы понимаем интегративное свойство личности старшеклассника, наполненное собственным социокультурным опытом и способное осуществить самоутверждение, самовыражение, самореализацию через культурнодосуговую деятельность.

В работе рассмотрен потенциал внеучебной деятельности старшеклассников, в качестве характеристик которой выступают: практический характер; ориентация на самовыражение старшеклассников через художественное творчество, музыку, театр, спортивные и другие занятия, предпрофес-сиональную и технологическую подготовки; приобретение социального опыта в конкретном направлении деятельности.

Для определения сущностных характеристик понятия «культурно-досуговая компетентность» старшеклассника были выявлены её функции. Для этого был рассмотрен ряд таких понятий, как: «самоутверждение», «самовыражение», «самореализация» и «социальный опыт». Анализ этих понятий позволил их интегрировать и определить, в целом, как способность личности осуществлять деятельность в соответствии со своими возможностями (наличными и потенциальными, индивидуальными и профессиональными), в результате чего личность получает удовлетворение от деятельности и происходит качественное изменение её, других людей и окружающего мира. В результате исследования понятия «социальный опыт» с позиций философии и педагогики было дано определение социокультурного опыта старшеклассника как опыта его участия в различных видах культурно-досуговой деятельности, выраженный в показателях личностного роста: знаниях, умениях, навыках, поведении, отношениях.

С учетом содержания данных понятий было скорректировано понятие культурно-досуговой компетентности старшеклассника. Под ним теперь понимается интегративное качество личности, наполненное собственным социокультурным опытом и направленное на самоутверждение, самовыражение и самореализацию, в результате чего личность получает удовлетворение от деятельности и происходит её качественное изменение, других людей, окружающего мира через культурно-досуговую деятельность.

В качестве функций культурно-досуговой компетентности старшеклассников выступают побудительная, содержательная, продуктивная и аксиологическая функции. Выявленные функции направлены на: формирование системы мотивов старшеклассников, способствующих их самоутверждению, самореализации и самовыражению в культурно-досуговой деятельности; формирование собственного социального опыта старшеклассников, необходимого ему для эффективного выполнения культурно-досуговой деятель-

ности; получение результата культурно-досуговой деятельности - социально или личностно значимого продукта; формирование ценностного отношения старшеклассника к культурно-досуговой деятельности. Данные функции позволили выявить компоненты структуры «культурно-досуговой компетентности» старшеклассников: мотивационно-потребностный, когнитивно-деятельностный, предметно-практический и ценностно-эмоциональный.

Мотивационно-потребностный компонент культурно-досуговой компетентности старшеклассников выполняет побудительную функцию, характеризует потребности старшеклассников: к стремлению проявить себя, в значимых для жизненного успеха знаниях, желании достичь своих целей (профессиональное самоопределение, самореализация, самосовершенствование). Данный компонент обнаруживает себя в системе мотивов, способствующих удовлетворению потребностей в самореализации, самоутверждении, самовыражении. Когнитивно-деятельностный компонент обеспечивает выполнение содержательной функции, проявляясь в знаниях и умениях старшеклассников в конкретном направлении культурно-досуговой деятельности. Предметно-практический компонент выполняет продуктивную функцию, раскрывает результативный аспект культурно-досуговой компетентности старшеклассников, характеризуя достигнутые успехи старшеклассников в процессе культурно-досуговой деятельности и воплощается в конкретном результате старшеклассника. Эмоционально-ценностный компонент культурно-досуговой компетентности старшеклассников реализует аксиологическую функцию и характеризует ценностно-эмоциональное отношение старшеклассников к культурно-досуговой деятельности.

Характеристики компонентов культурно-досуговой компетентности старшеклассников дали возможность определить показатели их сформирован-ности, в качестве которых выступают степень сформированности мотивов к культурно-досуговой деятельности (мотивационно-потребностный компонент); степень сформированности социального опыта (знания и умения) в конкретном направлении культурно-досуговой деятельности, позволяющие старшеклассникам осуществлять самоутверждение, самореализацию и самовыражение (когнитивно-деятельностный компонент); обусловленность культурно-досуговой деятельности старшеклассников конкретным результатом, выраженным в зависимости от специфики направления деятельности в разной форме (предметно-практический компонент); осознание старшеклассниками ценности своей культурно-досуговой деятельности (ценностно-эмоциональный компонент).

Основаниями для изучения уровневых проявлений культурнодосуговой компетентности старшеклассников послужили: методологические положения теории целостного процесса формирования личности В. С. Ильина (развитие как системно-целостный процесс, включающий фазы развития системы); показатели сформированности компонентов культурно-досуговой ком-

петентности и характеристики старшеклассников, занимающихся в учреждении дополнительного образования детей различный период времени. В результате было выделено три уровня сформированности культурно-досуговой компетентности старшеклассников: начальный, средний и высокий.

Построение модели процесса формирования культурно-досуговой компетентности старшеклассников в учреждении дополнительного образования детей осуществлялось через выявление методологических оснований для построения моделей, как динамических структур, способных отображать целостность процесса; изучение характерных особенностей процесса формирования культурно-досуговой компетентности старшеклассников; характеристику этапов процесса формирования культурно-досуговой компетентности старшеклассников.

Основой для определения логики и описания процесса послужили: компоненты структуры культурно-досуговой компетентности старшеклассников; уровни становления культурно-досуговой компетентности старшеклассников; специфические особенности процесса. В результате было выделено три взаимосвязанных этапа формирования культурно-досуговой компетентности старшеклассников: ознакомительный, преобразующий и обобщающий.

Взаимосвязь данных этапов заключается в следующем:

- каждый этап выполняет свои функции в формировании культурно-досуговой компетентности старшеклассников в целом как системы;

- каждый предшествующий этап служит подготовительным для последующего более высокого, что обеспечивает продвижение старшеклассников от начального уровня сформированности у них культурно-досуговой компетентности, через средний, к высокому;

- каждый этап отличается от другого формированием своего приоритетного компонента, хотя на каждом из этапов формируются все компоненты культурно-досуговой компетентности старшеклассников.

Рассматривая каждый из этапов с позиций системно-целостного, мы выделили следующие компоненты этапов: цель, задачи, содержание и условия. На каждом этапе осуществляется формирование своего приоритетного компонента культурно-досуговой компетентности старшеклассников. Цель ознакомительного этапа - создать условия для достижения у старшеклассников начального уровня сформированности культурно-досуговой компетентности, на данном этапе приоритетным является формирование мотиваци-онно-потребностного компонента. Цель преобразующего этапа - создать условия для достижения у старшеклассников среднего уровня сформиро-ванности культурно-досуговой компетентности, на данном этапе приоритетным является формирование когнитивно-деятельностного компонента. Цель обобщающего этапа - создать условия для достижения у старшеклассников высокого уровня сформированности культурно-досуговой компетентности, на данном этапе приоритетным является формирование предметно-прак-

тического и ценностно-эмоционального компонентов. В ходе прохождения этих этапов в структуре личности старшеклассников проявляются изменения, обеспечивающие достижение ими более высокого уровня сформиро-ванности культурно-досуговой компетентности.

Управляемый характер исследуемому процессу придаёт структурно-функциональная модель. Ключевым для построения модели явились идеи А. В. Хуторского о компетентностном подходе к содержанию образования, заключающиеся в обеспечении и отражении становления системы личностных образовательных смыслов ученика. Данные идеи наиболее эффективно могут реализовываться в учреждении дополнительного образования детей, так как в этом типе образовательного учреждения главным организующим началом является творчество в различных его проявлениях, а также уровень развития ребёнка и его личные интересы и достижения.

При построении модели мы обращались к анализу существующих моделей учреждений дополнительного образования детей (Л. А. Турик, И. И. Буева, А. В. Мудрик, А. В. Золотарёва). Каждой модели присущи свои специфические особенности, однако удалось установить и общую особенность - направленность на личностные достижения ребёнка (развитие творческих компетенций, допрофессиональное и профессиональное самоопределение, готовность к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, формирование опыта познавательной, исследовательской, творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений школьников).

В целом под структурно-функциональной моделью рассматривается практическая деятельность учреждения дополнительного образования, включающая в себя целенаправленный и последовательный процесс по формированию культурно-досуговой компетентности старшеклассников, происходящий под влиянием создаваемых условий в результате чего, происходит развитие исследуемого качества.

В качестве основных социальных институтов, формирующих ключевые компетентности старшеклассников, сегодня определены общеобразовательная школа и учреждение дополнительного образования детей. Анализ потенциальных возможностей общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования детей в формировании культурно-досуговой компетентности старшеклассников, показал преимущество последнего, ко -торое заключается в направленности на приобретение школьниками собственного опыта самоопределения, удовлетворении индивидуальных потребностей в разных видах культурно-досуговой деятельности, свободном и осознанном выборе видов культурно-досуговой деятельности; широком арсенале форм обучения; практическом характере деятельности; гибкой системе отношений совместного творчества.

В процессе исследования было изучено мнение старшеклассников об условиях, созданных в учреждении дополнительного образования детей. Для

этого мы провели анкетирование 95 старшеклассников. Результаты анкетирования показали, что в качестве приоритетных условий старшеклассники выделяют: интерес к занятию (48,4%); доброжелательную атмосферу (36,8%); получение положительных эмоций (35,8%); комфортную обстановку (31,6%).

Результаты проведённого анализа педагогической литературы об особенностях учреждений дополнительного образования детей, а также результаты анкетирования старшеклассников детско-юношеского центра «Русинка» послужили основанием для разработки педагогических условий формирования. В качестве педагогических условий выступает совокупность принципов, которые мы распределили по этапам процесса формирования культурно-досуговой компетентности старшеклассников, основываясь на их целевых характеристиках. На ознакомительном этапе приоритетным является принцип детоцентризма (обусловленный направленностью образовательного процесса на приоритет личностных смыслов и интересов старшеклассников) и принцип увлекательности и творчества (направленный на поддержку интереса старшеклассника в образовательном процессе, на создание ситуации успеха). На преобразующем этапе ведущим является принцип дифференциации и индивидуализации (проявляющийся в передаче внешнего социального опыта, который осуществляется в соответствии с потребностями и интересами старшеклассника, базирующийся на отборе содержания, форм методов, темпов, объёмов для каждого старшеклассника с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей). Ведущий принцип на обобщающем этапе - принцип осознанности и действенности (отражающий такой результат деятельности старшеклассника, который помогает ему видеть ступени собственного развития и их стимулировать).

Апробация модели формирования культурно-досуговой компетентности старшеклассников проводилась на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей города Волжского Волгоградской области - детско - юношеского центра «Русинка». Базой исследования явились творческие объединения, где занимаются преимущественно старшеклассники. Итоги опытно-экспериментальной работы дали возможность констатировать, что разработанная модель эффективна, так как способствует формированию у старшеклассников культурно-досуговой компетентности. Это даёт возможность прогнозировать успешность её внедрения и в другие учреждения дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.