6. Янко, Е. В. Психологическое сопровождение образовательного процесса в УНПО / Е. В. Янко, Н. В. Костюк // Профессиональное образование. - 2004. - № 1. - С. 20-21.
7. Шевкун, А. В. Коммуникативная компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 158-164
8. Босикова, К. Н. Условия повышения учебной активности студентов неязыковых специальностей средствами новых информационных технологий // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 332 - 337
УДК 37
С. А. Шевченко
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Жизнь современных старшеклассников проходит в условиях экономических и социальных перемен. Ситуация, сложившаяся в социуме России, диктует свои требования к подготовке обучающихся старших классов. В настоящее время в российском образовании происходят изменения, которые непосредственно связаны с его модернизацией. Это своего рода ответ на социальную ситуацию, в которой формируется современный школьник, когда его будущая жизнь и благосостояние общества во многом зависит от его активной творческой позиции. В данной связи перед образовательными учреждениями поставлена задача формирования компетентного школьника, способного самостоятельно и творчески участвовать в жизни общества.
Новое образование, строящееся на основе компетентностного подхода, предлагает разграничение компетентностей школьников по определенным сферам. Одной из таких сфер является сфера культурно-досуговой деятельности, включающая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность. Указанная сфера представляется неотъемлемым элементом образа жизни старшеклассника, определяющим особое пространство его развития. В рассматриваемой сфере особенно важна внеурочная деятельность старшеклассников, так как способствует их позитивной социализации.
Научный интерес к культурно-досуговой сфере старшеклассников как к сфере, связанной с саморазвитием, самовыражением, самоутверждением носит постоянный и устойчивый характер. Педагогическая практика показывает, что учителя общеобразовательных школ хотя и признают важность культурно-досуговой деятельности старшеклассников для их развития, но не достаточно уделяют внимание организации данной деятельности, отводя ей незначительное место в сравнении с учебными занятиями. Более того,
результаты этой деятельности не рассматриваются в контексте развития качеств личности. Вместе с тем, общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества.
Результаты опросов показывают, что приоритетное место в досуге старшеклассников занимают общение с друзьями, прослушивание музыки, просмотр телевизионных передач, что говорит о приоритетности для них досуга, не требующего особых усилий. Выявлено, что старшеклассники, которые в школе учатся на «хорошо и отлично» гораздо реже посещают учреждения досуга, чем старшеклассники, имеющие удовлетворительные оценки в школе, что связано с недостатком времени. Причины вышеизложенных ситуаций заключаются в формальном характере организации культурно-досуговой деятельности старшеклассников, не отражающей их потребности. Немалую роль здесь играет пассивная позиция общеобразовательных школ во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования, а также загруженность старшеклассников учебными занятиями. В этой связи, учитывая важность досуга старшеклассника как социально-значимого явления со стороны государства и общества, актуальным для педагогической практики становится задача осмысления значимости культурно-досуговой деятельности в подготовке компетентной личности.
Вместе с тем, анализ научных исследований показал, что «культурно-досуговая компетентность» старшеклассников не являлась предметом специального исследования. В этой связи анализ педагогической практики все более явно обнаруживает противоречие между потребностью общества в социально активной, компетентной и творческой личности и отсутствием понимания культурно-досуговой компетентности старшеклассника как педагогической цели в учреждении дополнительного образования детей. Выявленное противоречие позволило сформулировать научную проблему, ко -торая заключается в теоретической неразработанности особенностей процесса формирования культурно-досуговой компетентности старшеклассников в учреждении дополнительного образования детей.
В нашем исследовании впервые научно обоснована и апробирована модель процесса формирования культурно-досуговой компетентности старшеклассников в учреждении дополнительного образования детей; уточнено понятие «культурно-досуговая компетентность» применительно к образованию старшеклассников, у которых через самоутверждение, самовыражение и самореализацию личности в ходе культурно-досуговой деятельности в учреждении дополнительного образования детей формируется исследуемое качество; выявлена структура культурно-досуговой компетентности старшеклассников, включающая в себя мотивационно-потребностный, когнитивно-деятельностный, предметно-практический и ценностно-эмоциональный ком-
поненты, соответствующие структурно-функциональной модели, включающей в себя ознакомительный, преобразующий и обобщающий этапы; разработана система педагогических условий формирования культурно-досуговой компетентности старшеклассников в учреждении дополнительного образования детей, включающая в себя совокупность принципов.
В исследовании под культурно-досуговой деятельностью понимается педагогическая ситуация, формирующая личность средствами культуры в специфических условиях досуга, в результате чего личностью приобретается собственный социокультурный опыт, способствующий её самоутверждению, самовыражению и самореализации. В качестве особенностей культурно-досуговой деятельности школьников выступают следующие: удовлетворение собственных потребностей и личных интересов, свободный выбор занятий, ориентация на творческое саморазвитие, формирование социально активной, позитивно настроенной личности.
Сущностные характеристики культурно-досуговой компетентности мы определяли с позиций компетентностного подхода. Анализ научной литературы по проблеме компетентностного подхода к содержанию образования показал, что существует два похожих на первый взгляд понятия «компетенция» и «компетентность», причём однозначности среди учёных в определении данных понятий нет. Нами были рассмотрены эти понятия с точки зрения разных авторов, что дало основания представить компетенцию как характеристику качества личности, состоящую из социокультурных навыков и умений, способных мобилизовать личность для продуктивного выполнения какой-либо деятельности.
Анализ работ О. Е. Лебедева, А. К. Марковой, В. В. Серикова, А. В. Баранникова, А. В. Хуторского, Дж. Равена и др., показал, что существует три позиции в трактовке понятия «компетентность». Во-первых, компетентность школьника - это обладание школьника компетенцией, т. е. наперёд заданными качествами личности, способными мобилизовать её для продуктивного выполнения какой-либо деятельности, включающей в себя ценности, знания, умения, способности, личностное отношение к предмету деятельности. Во-вторых, это собственный опыт школьника, приобретённый при поддержке педагога. В-третьих, это образовательный результат школьника в личностно-значимой для него деятельности, инициируемой процессом образования.
Старший школьный возраст в данном исследовании выбран как наиболее целесообразный для формирования культурно-досуговой компетентности, т. к. именно в этом возрасте особенно активны процессы самореализации, самоутверждения и самовыражения. Среди специфических особенностей старшего школьного возраста в педагогической литературе выделены: высокий уровень самосознания; социальная зрелость; потребность в знаниях, связанных с жизненными планами, в профессиональном самоопределе-
нии, осознание себя как личность; активное стремление к личностному самосовершенствованию (Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. С. Белкин, А. В. Гришина, А. В. Москвина).
Под культурно-досуговой компетентностью старшеклассника мы понимаем интегративное свойство личности старшеклассника, наполненное собственным социокультурным опытом и способное осуществить самоутверждение, самовыражение, самореализацию через культурнодосуговую деятельность.
В работе рассмотрен потенциал внеучебной деятельности старшеклассников, в качестве характеристик которой выступают: практический характер; ориентация на самовыражение старшеклассников через художественное творчество, музыку, театр, спортивные и другие занятия, предпрофес-сиональную и технологическую подготовки; приобретение социального опыта в конкретном направлении деятельности.
Для определения сущностных характеристик понятия «культурно-досуговая компетентность» старшеклассника были выявлены её функции. Для этого был рассмотрен ряд таких понятий, как: «самоутверждение», «самовыражение», «самореализация» и «социальный опыт». Анализ этих понятий позволил их интегрировать и определить, в целом, как способность личности осуществлять деятельность в соответствии со своими возможностями (наличными и потенциальными, индивидуальными и профессиональными), в результате чего личность получает удовлетворение от деятельности и происходит качественное изменение её, других людей и окружающего мира. В результате исследования понятия «социальный опыт» с позиций философии и педагогики было дано определение социокультурного опыта старшеклассника как опыта его участия в различных видах культурно-досуговой деятельности, выраженный в показателях личностного роста: знаниях, умениях, навыках, поведении, отношениях.
С учетом содержания данных понятий было скорректировано понятие культурно-досуговой компетентности старшеклассника. Под ним теперь понимается интегративное качество личности, наполненное собственным социокультурным опытом и направленное на самоутверждение, самовыражение и самореализацию, в результате чего личность получает удовлетворение от деятельности и происходит её качественное изменение, других людей, окружающего мира через культурно-досуговую деятельность.
В качестве функций культурно-досуговой компетентности старшеклассников выступают побудительная, содержательная, продуктивная и аксиологическая функции. Выявленные функции направлены на: формирование системы мотивов старшеклассников, способствующих их самоутверждению, самореализации и самовыражению в культурно-досуговой деятельности; формирование собственного социального опыта старшеклассников, необходимого ему для эффективного выполнения культурно-досуговой деятель-
ности; получение результата культурно-досуговой деятельности - социально или личностно значимого продукта; формирование ценностного отношения старшеклассника к культурно-досуговой деятельности. Данные функции позволили выявить компоненты структуры «культурно-досуговой компетентности» старшеклассников: мотивационно-потребностный, когнитивно-деятельностный, предметно-практический и ценностно-эмоциональный.
Мотивационно-потребностный компонент культурно-досуговой компетентности старшеклассников выполняет побудительную функцию, характеризует потребности старшеклассников: к стремлению проявить себя, в значимых для жизненного успеха знаниях, желании достичь своих целей (профессиональное самоопределение, самореализация, самосовершенствование). Данный компонент обнаруживает себя в системе мотивов, способствующих удовлетворению потребностей в самореализации, самоутверждении, самовыражении. Когнитивно-деятельностный компонент обеспечивает выполнение содержательной функции, проявляясь в знаниях и умениях старшеклассников в конкретном направлении культурно-досуговой деятельности. Предметно-практический компонент выполняет продуктивную функцию, раскрывает результативный аспект культурно-досуговой компетентности старшеклассников, характеризуя достигнутые успехи старшеклассников в процессе культурно-досуговой деятельности и воплощается в конкретном результате старшеклассника. Эмоционально-ценностный компонент культурно-досуговой компетентности старшеклассников реализует аксиологическую функцию и характеризует ценностно-эмоциональное отношение старшеклассников к культурно-досуговой деятельности.
Характеристики компонентов культурно-досуговой компетентности старшеклассников дали возможность определить показатели их сформирован-ности, в качестве которых выступают степень сформированности мотивов к культурно-досуговой деятельности (мотивационно-потребностный компонент); степень сформированности социального опыта (знания и умения) в конкретном направлении культурно-досуговой деятельности, позволяющие старшеклассникам осуществлять самоутверждение, самореализацию и самовыражение (когнитивно-деятельностный компонент); обусловленность культурно-досуговой деятельности старшеклассников конкретным результатом, выраженным в зависимости от специфики направления деятельности в разной форме (предметно-практический компонент); осознание старшеклассниками ценности своей культурно-досуговой деятельности (ценностно-эмоциональный компонент).
Основаниями для изучения уровневых проявлений культурнодосуговой компетентности старшеклассников послужили: методологические положения теории целостного процесса формирования личности В. С. Ильина (развитие как системно-целостный процесс, включающий фазы развития системы); показатели сформированности компонентов культурно-досуговой ком-
петентности и характеристики старшеклассников, занимающихся в учреждении дополнительного образования детей различный период времени. В результате было выделено три уровня сформированности культурно-досуговой компетентности старшеклассников: начальный, средний и высокий.
Построение модели процесса формирования культурно-досуговой компетентности старшеклассников в учреждении дополнительного образования детей осуществлялось через выявление методологических оснований для построения моделей, как динамических структур, способных отображать целостность процесса; изучение характерных особенностей процесса формирования культурно-досуговой компетентности старшеклассников; характеристику этапов процесса формирования культурно-досуговой компетентности старшеклассников.
Основой для определения логики и описания процесса послужили: компоненты структуры культурно-досуговой компетентности старшеклассников; уровни становления культурно-досуговой компетентности старшеклассников; специфические особенности процесса. В результате было выделено три взаимосвязанных этапа формирования культурно-досуговой компетентности старшеклассников: ознакомительный, преобразующий и обобщающий.
Взаимосвязь данных этапов заключается в следующем:
- каждый этап выполняет свои функции в формировании культурно-досуговой компетентности старшеклассников в целом как системы;
- каждый предшествующий этап служит подготовительным для последующего более высокого, что обеспечивает продвижение старшеклассников от начального уровня сформированности у них культурно-досуговой компетентности, через средний, к высокому;
- каждый этап отличается от другого формированием своего приоритетного компонента, хотя на каждом из этапов формируются все компоненты культурно-досуговой компетентности старшеклассников.
Рассматривая каждый из этапов с позиций системно-целостного, мы выделили следующие компоненты этапов: цель, задачи, содержание и условия. На каждом этапе осуществляется формирование своего приоритетного компонента культурно-досуговой компетентности старшеклассников. Цель ознакомительного этапа - создать условия для достижения у старшеклассников начального уровня сформированности культурно-досуговой компетентности, на данном этапе приоритетным является формирование мотиваци-онно-потребностного компонента. Цель преобразующего этапа - создать условия для достижения у старшеклассников среднего уровня сформиро-ванности культурно-досуговой компетентности, на данном этапе приоритетным является формирование когнитивно-деятельностного компонента. Цель обобщающего этапа - создать условия для достижения у старшеклассников высокого уровня сформированности культурно-досуговой компетентности, на данном этапе приоритетным является формирование предметно-прак-
тического и ценностно-эмоционального компонентов. В ходе прохождения этих этапов в структуре личности старшеклассников проявляются изменения, обеспечивающие достижение ими более высокого уровня сформиро-ванности культурно-досуговой компетентности.
Управляемый характер исследуемому процессу придаёт структурно-функциональная модель. Ключевым для построения модели явились идеи А. В. Хуторского о компетентностном подходе к содержанию образования, заключающиеся в обеспечении и отражении становления системы личностных образовательных смыслов ученика. Данные идеи наиболее эффективно могут реализовываться в учреждении дополнительного образования детей, так как в этом типе образовательного учреждения главным организующим началом является творчество в различных его проявлениях, а также уровень развития ребёнка и его личные интересы и достижения.
При построении модели мы обращались к анализу существующих моделей учреждений дополнительного образования детей (Л. А. Турик, И. И. Буева, А. В. Мудрик, А. В. Золотарёва). Каждой модели присущи свои специфические особенности, однако удалось установить и общую особенность - направленность на личностные достижения ребёнка (развитие творческих компетенций, допрофессиональное и профессиональное самоопределение, готовность к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, формирование опыта познавательной, исследовательской, творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений школьников).
В целом под структурно-функциональной моделью рассматривается практическая деятельность учреждения дополнительного образования, включающая в себя целенаправленный и последовательный процесс по формированию культурно-досуговой компетентности старшеклассников, происходящий под влиянием создаваемых условий в результате чего, происходит развитие исследуемого качества.
В качестве основных социальных институтов, формирующих ключевые компетентности старшеклассников, сегодня определены общеобразовательная школа и учреждение дополнительного образования детей. Анализ потенциальных возможностей общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования детей в формировании культурно-досуговой компетентности старшеклассников, показал преимущество последнего, ко -торое заключается в направленности на приобретение школьниками собственного опыта самоопределения, удовлетворении индивидуальных потребностей в разных видах культурно-досуговой деятельности, свободном и осознанном выборе видов культурно-досуговой деятельности; широком арсенале форм обучения; практическом характере деятельности; гибкой системе отношений совместного творчества.
В процессе исследования было изучено мнение старшеклассников об условиях, созданных в учреждении дополнительного образования детей. Для
этого мы провели анкетирование 95 старшеклассников. Результаты анкетирования показали, что в качестве приоритетных условий старшеклассники выделяют: интерес к занятию (48,4%); доброжелательную атмосферу (36,8%); получение положительных эмоций (35,8%); комфортную обстановку (31,6%).
Результаты проведённого анализа педагогической литературы об особенностях учреждений дополнительного образования детей, а также результаты анкетирования старшеклассников детско-юношеского центра «Русинка» послужили основанием для разработки педагогических условий формирования. В качестве педагогических условий выступает совокупность принципов, которые мы распределили по этапам процесса формирования культурно-досуговой компетентности старшеклассников, основываясь на их целевых характеристиках. На ознакомительном этапе приоритетным является принцип детоцентризма (обусловленный направленностью образовательного процесса на приоритет личностных смыслов и интересов старшеклассников) и принцип увлекательности и творчества (направленный на поддержку интереса старшеклассника в образовательном процессе, на создание ситуации успеха). На преобразующем этапе ведущим является принцип дифференциации и индивидуализации (проявляющийся в передаче внешнего социального опыта, который осуществляется в соответствии с потребностями и интересами старшеклассника, базирующийся на отборе содержания, форм методов, темпов, объёмов для каждого старшеклассника с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей). Ведущий принцип на обобщающем этапе - принцип осознанности и действенности (отражающий такой результат деятельности старшеклассника, который помогает ему видеть ступени собственного развития и их стимулировать).
Апробация модели формирования культурно-досуговой компетентности старшеклассников проводилась на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей города Волжского Волгоградской области - детско - юношеского центра «Русинка». Базой исследования явились творческие объединения, где занимаются преимущественно старшеклассники. Итоги опытно-экспериментальной работы дали возможность констатировать, что разработанная модель эффективна, так как способствует формированию у старшеклассников культурно-досуговой компетентности. Это даёт возможность прогнозировать успешность её внедрения и в другие учреждения дополнительного образования детей.