Научная статья на тему 'Формирование критериев взаимодействия госкорпораций и финансовых институтов с госучастием для обеспечения социальноэкономических гарантий работников на примере Госкорпорации «Роскосмос» и ПАО «Промсвязьбанк»'

Формирование критериев взаимодействия госкорпораций и финансовых институтов с госучастием для обеспечения социальноэкономических гарантий работников на примере Госкорпорации «Роскосмос» и ПАО «Промсвязьбанк» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
банковский сектор / ракетно-космическая отрасль / оборонно-промышленный комплекс / ипотечное кредитование / государственно-частное партнерство / жилищное строительство / banking sector / rocket-space industry / military-industrial complex / mortgage lending / publicprivate partnership / residential construction

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Луговая Елена Сергеевна

Статья посвящена изучению вариантов применения банковских программ ипотечного кредитования и зарплатного проекта как способов взаимодействия банковской и государственной структур на примере ПАО «Промсвязьбанк» и Госкорпорации «Роскосмос». В статье рассмотрены аспекты социально-экономического взаимодействия, приведены практические примеры реализации совместных программ, сделаны выводы о преимуществах и целесообразности использования данных форм сотрудничества для развития стратегического партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of criteria for interaction of state corporations and financial institutions with state participation to ensure social and economic guarantees of employees using the example of State Space Corporation “Roscosmos” and Promsvyazbank PJSC

The article is devoted to the study of options for the application of bank mortgage lending programs and salary projects as ways of interaction between banking and government structures on the example of Promsvyazbank PJSC and State Space Corporation “Roscosmos”. The article discusses aspects of socio-economic interaction, provides practical examples of the implementation of joint programs, and draws conclusions about the advantages and expediency of using such forms of cooperation for the development of strategic partnership.

Текст научной работы на тему «Формирование критериев взаимодействия госкорпораций и финансовых институтов с госучастием для обеспечения социальноэкономических гарантий работников на примере Госкорпорации «Роскосмос» и ПАО «Промсвязьбанк»»

УДК 336.71:35.088.8

DOI 10.48612/agat/space_economics/2023.02.06.05

Формирование критериев взаимодействия госкорпораций и финансовых институтов с госучастием для обеспечения социально-экономических гарантий работников на примере Госкорпорации «Роскосмос» и ПАО «Промсвязьбанк»

Formation of criteria for interaction of state corporations and financial institutions with state participation to ensure social and economic guarantees of employees using the example of State Space Corporation "Roscosmos" and Promsvyazbank PJSC

Статья посвящена изучению вариантов применения банковских программ ипотечного кредитования и зарплатного проекта как способов взаимодействия банковской и государственной структур на примере ПАО «Промсвязьбанк» и Госкорпорации «Роскосмос». В статье рассмотрены аспекты социально-экономического взаимодействия, приведены практические примеры реализации совместных программ, сделаны выводы о преимуществах и целесообразности использования данных форм сотрудничества для развития стратегического партнерства.

The article is devoted to the study of options for the application of bank mortgage lending programs and salary projects as ways of interaction between banking and government structures on the example of Promsvyazbank PJSC and State Space Corporation "Roscosmos". The article discusses aspects of socio-economic interaction, provides practical examples of the implementation of joint programs, and draws conclusions about the advantages and expediency of using such forms of cooperation for the development of strategic partnership.

Ключевые слова: банковский сектор, ракетно-космическая отрасль, оборонно-промышленный комплекс, ипотечное кредитование, государственно-частное партнерство,жилищное строительство

Keywords: banking sector, rocket-space industry, military-industrial complex, mortgage lending, public-private partnership, residential construction

ЛУГОВАЯ ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

К. социол. н., управляющий Дополнительного офиса «Октябрьское поле», ПАО «Промсвязьбанк» E-mail: Lugovayaes@psbank.ru

LUGOVAYA ELENA

Ph.D. in Sociology, office manager of "Oktyabrskoe pole", Promsvyazbank PJSC

Введение

На современном этапе деятельности финансовых структур особую роль приобретает их взаимодействие с государственными предприятиями. Следует отметить возникающую тенденцию разработки и формирования совместных проектов, программ, специальных моделей сотрудничества. При условии успешной реализации такие новые формы совместной работы могут существенно усилить позиции обеих компаний по общезначимым для них направлениям и вопросам.

В основе взаимодействия государственных структур и банков на первый план выходит именно экономическое направление, исходя из основной деятельности и специфики финансовых организаций. Основной причиной для развития данного направления является то, что компании имеют возможность с максимальной эффективностью реализовывать ряд специализированных финансовых программ, что, в свою очередь, задает тенденции для развития социального направления взаимодействия.

Следует отметить особую роль банковского сектора в обеспечении стабильной работы стратегически значимых для государства ракетно-космической и оборонно-промышленной отраслей экономики. На современном этапе возникает ряд задач, связанных с решением вопросов по импортозамещению и обеспечению технологического суверенитета, которые должны сопровождаться бесперебойным финансированием со стороны банков, имеющих опыт работы со структурами ОПК и понимающих их специфику. Вопрос экономической поддержки вышеуказанных отраслей может быть решен за счет обеспечения доступности банковских продуктов и разработки специализированных финансовых программ комплексного обслуживания сотрудников и предприятий.

Особое значение приобретает установление доверительных партнерских отношений банковского и оборонного секторов, которые обусловлены санк-ционным давлением и необходимостью обеспечения стабильной работы всех звеньев для поддержания и усиления обороноспособности страны и защите ее интересов. Реализация специально разработанных

для Госкорпорации «Роскосмос» программ позволяет решить ряд задач социального характера и обеспечить необходимую мотивацию персонала.

Взаимодействие ПАО «Промсвязьбанк» и Госкорпорации «Роскосмос»

Для того, чтобы обнаружить возможные пересечения по осуществлению совместной работы двух структур, необходимо определить цели и основные направления их деятельности.

Если обратиться к основной внутренней документации, то в Уставе ПАО «Промсвязьбанк» (далее ПСБ), утвержденного распоряжением Росимущества от 25.02.2020 г. № 79-р в п. 2.1 главы 2, посвященной целям и направлениям деятельности банка, закреплено, что «банк участвует в реализации кредитно-денежной и финансово-экономической политики государства в сфере обороны и безопасности, реализует функции опорного банка по осуществлению операций со средствами государственного оборонного заказа Российской Федерации, для чего обеспечивает банковское сопровождение государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, включая кредитование предприятий оборонно-промышленного комплекса» [1].

В целом, характеризуя ПСБ, следует отметить, что банк, основанный в 1995 году, входит в топ-10 крупнейших банков России, осуществляет сопровождение операций по гособоронзаказу, является системно-значимым и опорным для сопровождения крупных госконтрактов. При этом банк является универсальным и предоставляет широкий спектр услуг как физическим, так и юридическим лицам.

Цель деятельности Госкорпорации «Роскосмос» (далее Роскосмос) закреплена в ФЗ от 13.07.2015 г. № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической дея-

тельности «Роскосмос» и состоит в том, чтобы усовершенствовать систему управления в области космической деятельности, сохранять и развивать научный и производственный потенциал организаций ракетно-космической промышленности для укрепления обороны страны и обеспечения безопасности государства [2].

Анализируя эффективность управления государственными корпорациями, авторы Русанов Г.М. и Гребеник В.В. отмечают, что, в частности, Роскосмос относится к «некоммерческой организации, главная цель которой создание и развитие научно-технического потенциала страны, оказание государственных и муниципальных услуг, производство товаров. Такие госкорпорации имеют четкое сметное финансирование на основе государственных заданий и обязаны отчитываться о результатах их достижения, но при этом существуют и внебюджетные источники финансирования, что требует рационального управления средствами» [3].

С юридической точки зрения компании взаимодействуют между собой на основе заключенных договоров и соглашений, которые обеспечивают прозрачность договоренностей, четкое обозначение порядка совместной работы, а также предотвращают возникновение противоречий и споров. Договорной характер является неотъемлемой особенностью при регулировании совместных проектов двух структур.

Точкой соприкосновения двух организаций является то, что они нацелены на развитие и укрепление оборонно-промышленного комплекса страны. Каждая структура реализует данную задачу в рамках своей стратегии, функционала и специфики. При этом их совместная работа по ряду направлений способна усилить их возможности. В данном случае происходит формирование более глубинной модели взаимодействия и переход от банка как института, преследующего исключительно монетарные цели к роли инвестора, позволяющего реализовы-вать и развивать финансовые потребности сотрудников компании-клиента на специальных условиях.

Если рассматривать цели сотрудничества обеих компаний, то для ПСБ это в первую очередь возможность выступить опорным банком оборонно-промышленного комплекса и увеличить прибыль компании, а для Госкорпорации - получить новые финансовые ресурсы для организации.

Такое сотрудничество с банком косвенно позволяет Госкорпорации «Роскосмос» за счет возникновения дополнительных финансовых ресурсов привлекать новых кандидатов на производственные предприятия, удерживать штат эффективных сотрудников и уменьшать уровень текучести кадров, реализовывать социальное партнерство, финансово поддерживать сотрудников

через партнерский банк, обеспечивать высокую скорость и качество решения финансовых вопросов персонала, а также поддерживать необходимый уровень финансовой грамотности сотрудников.

Для банка такое взаимодействие стратегически важно для установления деловых взаимоотношений с Госкорпорацией «Роскосмос», поддержания репутации, обеспечения лояльности клиентов, наращивания клиентской базы, обеспечения высокого уровня одобрения кредитных продуктов и увеличения комиссионного дохода. Постоянный прогнозируемый клиентопоток из организации такого высокого уровня надежности как Госкорпорация «Роскосмос» позволяет снизить издержки для банка в части оценки платежеспособности клиентов и рисков в целом, а также помогает сформировать высокий уровень одобрения и значительную конверсию выдачи кредитных и зарплатных продуктов.

Следует обратить внимание, что такое сотрудничество двух структур, основанное на индивидуальном подходе, обеспечивает взаимную пользу не только обеим организациям, но и сотрудникам. При этом создаваемые привлекательные финансовые условия для работников напрямую влияют на формирование и реализацию устойчивой позитивной социальной политики в Госкорпорации.

В качестве быстрых результатов сотрудники Госкорпорации получают акционную процентную ставку, а в целом в долгосрочной перспективе можно говорить и о более выгодных условиях обслуживания.

Авторы Егорова Н.Е, Смулов А.М., Королева Е.А. выделяют систему основных факторов, влияющих на эффективность взаимодействия предприятий и банков: макроэкономические, мезоэкономические, микроэкономические, правовые, политические, социально-демографические, информационно-технические, маркетинговые, институциональные [4, с. 50]. Ниже хотелось бы остановиться именно на социально-экономических аспектах взаимной работы.

В рамках развития взаимовыгодного партнерства между ПАО «Промсвязьбанк» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» 16.06.2023 г. заключено соглашение о едином порядке обслуживания в рамках зарплатного проекта, которое определяет принципы взаимодействия сторон и единый порядок банковского обслуживания сотрудников ГК (124 организации, 190 тыс. сотрудников). Соглашение также закрепляет возможность создания универсальных рабочих мест ПСБ, которые будут работать в формате «легких офисов» на предприятии. Такой формат работы возможен при наличии в штате предприятия Роскосмоса свыше полутора тысяч сотрудников.

Специальный тариф по зарплатному направлению

Со стороны ПСБ для сотрудников Роскосмоса был разработан специальный тарифный план № 295 по зарплатному обслуживанию. Наполнение данного пакета выгодно отличается от стандартных банковских программ и обеспечивает клиентам более выгодное обслуживание.

Данный тариф, например, позволяет получать повышенный кешбэк до 7% от общей суммы покупок клиента за месяц по трем выбранным им категориям и дополнительный фиксированный процент в размере 1% за все остальные траты клиента. Кроме того, банк предлагает процент, начисляемый на остаток по карте при определенном уровне общей суммы покупок по карте - от 10 000 рублей.

Интересным и востребованным условием данной карты является возможность клиента в рамках крупного лимита снимать наличные в банкоматах любого банка. Кроме того, со стороны Промсвязьбанка согласованы бесплатные переводы и платежи (оплата жилищно-коммунальных услуг, штрафов и других платежей по реквизитам счета до 100 000 руб. в месяц в другие банки).

Востребованным также является возможность выпуска до четырех дополнительных карт для клиента и его близких с дополнительной возможностью зачисления на них социальных выплат (на карты платежной системы МИР). Еще одно преимущество - возможность более выгодного оформления разнообразных продуктов банка. Это направление затронуло потребительское и ипотечное кредитование, рефинансирование, вклады и накопительные счета.

Интеграция АО «Роскосмосбанка» путем присоединения к ПАО «Промсвязьбанк»

Ранее рассмотренные направления сотрудничества являются актуальными в настоящее время, но следует отметить и тот факт, что у ПСБ и Роскосмоса уже есть реализованные успешные проекты.

В пресс-релизе Банка России от 18.11.2020 г. «Информация о мерах по финансовому оздоровлению АО «Роскосмосбанк» указаны изменения, которые «предусматривают приобретение ПАО «Промсвязьбанк» у Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» 100% акций Банка, а также реорганизацию последнего в форме его присоединения к ПАО «Промсвязьбанк» в срок до 01.05.2021 г. После приобретения акций и до завершения реорганизации Банка в качестве инвестора будет выступать ПАО «Промсвязьбанк» [5].

В 04.12.2020 г. ПСБ приобрел 100% акций Роскосмосбанка у Госкорпорации «Роскосмос», обеими сторонами был подписан соответствующий договор.

Таким образом, Роскосмосбанк вошел в состав банковской группы ПСБ.

На основании соответствующего решения ЦБ РФ и Правительства РФ 01.05.2021 г. было осуществлено присоединение АО «Роскосмосбанка» к ПАО «Промсвязьбанк», что позволило ПСБ принять к себе на обслуживание более 100 предприятий ракетно-космической отрасли, общий штат которых составляет порядка 200 тысяч сотрудников. ПАО «Промсвязьбанк» взял на себя все обязательства перед клиентами АО «Роскосмосбанк». Офисная и банкоматная сеть «Промсвязьбанка» была расширена и охватила семь новых отделений, часть которых расположена в уникальных местах - на Байконуре, в Мирном и Плесецке. Была проведена комплексная работа по интеграции банков, миграции розничных и корпоративных клиентов, выстраиванию бизнес-процессов, формированию единой модели обслуживания [6].

Проект жилищного строительства для сотрудников сегмента оборонно-промышленного комплекса

На сайте Кремля опубликовано послание Президента РФ Федеральному собранию от 21 февраля 2023 г., в котором В.В. Путин дал поручение создать программу льготной аренды жилья для сотрудников оборонно-промышленного комплекса в рамках социального обеспечения: «Предлагаю запустить специальную программу льготного арендного жилья для работников предприятий ОПК. Ставка аренды для них будет существенно ниже рыночной, так как значительную часть платы за жильё возьмет на себя государство. Мы, безусловно, обсуждали этот вопрос с Правительством. Поручаю отработать все детали этой программы и, не затягивая, приступить к строительству такого арендного жилья, в первую очередь, конечно, в городах - наших значимых оборонных, индустриальных и научно-исследовательских центрах» [7].

Обращение главы государства на таком уровне подчеркивает, с одной стороны, значимость сотрудников сегмента ОПК для успешного развития страны, а с другой, - остро стоящий вопрос стабильного обеспечения жильем данной категории граждан.

В 2023-2024 гг. планируется запуск программы льготного арендного жилья для сотрудников ОПК. Вице-премьер РФ - глава Министерства промышленности и торговли РФ Мантуров Д.В. обозначил несколько возможных вариантов обеспечения льготным жильем сотрудников ОПК: субсидирование 50% стоимости аренды недвижимости на вторичном рынке, аренда организациями ОПК на рынке специально построенного или выкупленного жилья для последующей сда-

чи внаем с субсидированием 50% стоимости аренды. Экстренными мерами министр назвал субсидирование строительства быстровозводимых металлокаркасных общежитий и субсидирование процентной ставки по ипотеке [8]. Таким способом планируется в существенной мере разрешить вопрос арендного жилья для работников системообразующих компаний ОПК.

Как отмечает Председатель правления ПСБ Фрадков П.М.: «Обеспечение молодых кадров жильем - это ключевая, важная для всех тема, и создание таких преференций, как доступное жилье, является для работодателей конкурентным преимуществом в возросшей сегодня борьбе за профессиональные кадры. Главная особенность реализуемой ПСБ программы - создание условий для приобретения работниками предприятий квартир по ценам ниже рыночных» [8].

Со стороны ПСБ предлагается вариант решения данного вопроса посредством строительства качественного и современного жилья для сотрудников предприятий. В программе используется ряд инструментов, которые позволяют снизить общую себестоимость жилья за счет уменьшения затрат на земельный участок, коммуникацию, рекламу и маркетинговые расходы (девелоперскую надбавку). Также в данном проекте исключается дорогой кредит застройщика и длительный срок экспозиции, подразумевающий долгий период нахождения недвижимости на рынке жилья.

Участниками данного проекта являются четыре стороны: банк, органы власти, предприятия ОПК и застройщик. Общая схема работы состоит в том, что первоначально предприятия ОПК осуществляют заблаговременный сбор потребностей сотрудников своего предприятия и определяет объем потребностей. Предприятие формирует конкретный спрос со стороны своих штатных сотрудников на все квартиры строящегося объекта недвижимости, что позволяет уже на первом этапе реализации проекта сразу обеспечить наполнение счетов эскроу. В дальнейшем банк выделяет финансирование застройщику, а органы власти обеспечивают выбор территории для строительства таким образом, чтобы данный участок отвечал требованиям удобного расположения к предприятию ОПК и условиям транспортной доступности, а также характеризовался наличием развитой социальной инфраструктуры. Банк рассматривает варианты использования непрофильных активов предприятия, находящихся у него на балансе. Если таких активов нет, то банк обращается к органам местной власти (органам власти субъекта федерации и муниципальным властям) с целью поиска оптимального участка для строительства.

Реализация всех вышеуказанных факторов позво-

ляет застройщику оперативно приступить к непосредственной реализации проекта. Такое положение дел, в свою очередь, позволяет банку пойти на снижение базовой процентной ставки до минимально возможных значений.

Говоря о требованиях к застройщику, с которым может работать банк, следует обратиться к Федеральному закону «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 № 214-ФЗ, в статье 1 которого закреплен предмет регулирования как «отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства» [9]. Для банка важно, чтобы застройщик не только имел достаточный опыт реализации объектов недвижимости, но и строго соответствовал нормам, закрепленным федеральным законодательством.

Следует подчеркнуть, что в программе Минпромторга делается акцент на субсидировании именно арендных платежей, однако в жилищной программе ПСБ в расчетах закладывается ипотечный платеж, который по объемам вполне сопоставим с арендными выплатами, при этом у конкретного сотрудника предприятия появится возможность приобрести это жилье в собственность. Ипотечный платеж в рамках специализированного предложения банка может быть снижен за счет таких мотивационных программ предприятия как софинансирование первоначального взноса и субсидирование процентной ставки по ипотеке. В качестве практического примера можно привести жилищные программы ПСБ, выгода от реализации которых составляет от 15% до 40%.

Главный нормативный документ, регулирующий ипотечное направление - ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» № 102-ФЗ от 16.07.1998 г., в котором закреплены права и обязанности банковских организаций, условия и требования для оформления кредитного ипотечного договора [10].

ПСБ стремится оказать комплексную поддержку оборонно-промышленному комплексу, в том числе за

счет предоставления банковских продуктов и услуг на выгодных условиях, позволяющих повысить доступность жилищных программ, которые косвенно влияют на удержание кадрового состава предприятия. Данная позиция является социально-направленной, так как позволяет найти решение по ряду жилищных вопросов сотрудникам предприятий ОПК, способствует долгосрочной мотивации, обеспечению их лояльности к работодателю и реализации социальных гарантий.

Человеческий капитал в данном случае приобретает особое значение, ведь сотрудники оборонно-промышленного сектора реализуют задачи, поставленные государством, существенно влияют на обеспечение безопасности и развитие страны в целом. Особую остроту этот вопрос приобрел на современном этапе с учетом санкци-онного давления на государство, которое способствует трансформации экономики.

Помимо классических программ по покупке новостройки и вторичного жилья, в банках действуют программы по льготной ипотеке. Благодаря им клиенты могут покупать жилье с поддержкой государства по ставкам ниже рыночных. В настоящее время действуют несколько федеральных программ льготной ипотеки. В рамках рассматриваемого вопроса хотелось бы остановиться на программе с государственной поддержкой и семейной ипотеке.

Государственная программа 2020

Правовая основа программы льготной ипотеки «Гос. Программа 2020» закреплена в Постановлении Правительства от 23.04.2020 г. № 566 («Об утверждении Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам РФ в 2020 -2024 годах») [11].

Программа распространяется на все категории граждан, которые планируют приобретение квартиры в новостройке. Программа несколько раз продлевалась. Сейчас правительством установлены сроки по оформлению до 01 июля 2024 года. Ставка по данной программе составляет до 8% годовых. Максимальная сумма - 12 млн. руб для Москвы и Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. Сумму можно увеличить до 30 млн. руб., используя другие программы ипотеки.

Для оформления программы необходим первоначальный взнос в размере не менее 20% от стоимости объекта недвижимости, в качестве которого, в том числе, можно использовать материнский капитал. Объектами недвижимости могут выступать: готовое жилье от застройщика, квартира в строящемся доме, участок под строительство жилого дома, дом с земельным участком.

Семейная ипотека

Существует определенная специфика по объектам недвижимости в рамках семейной ипотеки. По данной программе есть определенные нормативные особенности, которые предполагают покупку жилья в новостройке, на вторичном рынке или для приобретения частного дома с земельным участком. Продавцом обязательно выступает юридическое лицо (например, застройщик). Этот нормативный аспект очень важен, и он недостаточно активно представлен широкой аудитории. Также кредит может использоваться для строительства индивидуального жилого дома или покупки земельного участка с дальнейшим строительством на нем частного дома.

Правительство РФ продлило действие программы «Семейная ипотека» до 01 июля 2024 года на основании постановления от 28.12.2022 г. № 2485, подписанное Председателем Правительства Михаилом Мишустиным («О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам жилищного (ипотечного) кредитования граждан РФ») [12].

Но здесь есть определенные правовые особенности, связанные со сроками. До 01.07.2024 г. воспользоваться льготными условиями на получение ипотеки по ставке до 8% могут: семьи, в которых с 01 января 2018 года по 31 декабря 2023 года родился первый ребенок или последующие дети и семьи, в которых есть два и более детей, не достигших 18 лет на дату заключения ипотечного договора. Для семей с детьми-инвалидами правила другие: если ребенку была установлена инвалидность после 2022 года, льготными условиями можно будет воспользоваться до 2027 года.

Семейная ипотека позволяет использовать средства материнского капитала в качестве первоначального взноса, но не дает возможности использовать его при осуществлении ежемесячных платежей. При этом в ряде банков допускается использование материнского капитала для досрочного погашения кредита. Максимальный объем кредита 12 млн руб. по льготной ставке предоставляется в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Остальные регионы - 6 млн. руб. Первоначальный взнос в обоих случаях - 20%.

Для того, чтобы клиенты не были ограничены только этими суммами при подборе объекта недвижимости, с 01 мая 2022 года был увеличен максимальный размер кредита для ипотеки с использованием льготной ставки до 30 млн / 15 млн в зависимости от региона. Нормативные особенности - в таком случае 12 млн или 6 млн руб. будут субсидированы государством, а остальная сумма может быть выдана по рыночной или другой субсидируемой ставке.

Общими характеристиками обеих программ (гос. поддержка и семейная ипотека) является объем максимальной суммы предоставленного кредита, размер первоначального взноса от 20% и срок кредитования, который варьируется от 3 до 30 лет.

Актуальные процентные ставки установлены на уровне от 8% по государственной программе и от 5% по семейной ипотеке. Срок действия гос. программы закреплен до 01.07.2024 г. включительно. Рассматривая требования по данным программам, следует сказать, что в обоих случаях в качестве первоначального взноса допускается использование материнского капитала. Дополнительные скидки предоставляются категориям работников ОПК, государственных или бюджетных организаций, являющихся зарплатными клиентами.

В случае рассмотрения программ индивидуального строительства жилья для сотрудников ОПК со стороны банка может быть предоставлен дополнительный дисконт к уже реализуемым государственным программам.

Хочется подчеркнуть, что реализация подобных проектов обеспечивает ряд преференций для каждого участника сделки. Предприятие получает лояльность сотрудников, которые благодаря работодателю закрывают один из ключевых вопросов своей семьи - обеспечение комфортным жильем, зачастую при встречном условии необходимости отработки на предприятии не менее оговоренного периода времени.

Сегмент ОПК в свою очередь позволяет своим сотрудникам рассчитывать на стабильные рабочие места

и соответствующий уровень дохода, а также содействовать в приобретении квартир по ценам ниже рыночных. Для банка такие программы взаимодействия означают возможность развить качественную клиентскую базу и реализовать собственные внутренние проекты, для застройщика - обеспечить увеличение объемов жилищного строительства, а для органов власти - напрямую участвовать в реализации федеральных проектов.

Таким образом, банк предлагает к реализации программу, в которой выигрывает каждый участник сделки, реализовывая свои цели. Данный пример вполне можно отнести к успешной практике реализации принципов социального партнерства.

Заключение

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о целесообразности и положительном эффекте обеспечения социально-экономического взаимодействия между банковскими и государственными структурами на примере ПАО «Промсвязьбанк» и Госкорпорации «Роскосмос».

Разрабатывается и реализуется ряд совместных зарплатных и жилищных программ, проектов взаимодействия, которые взаимно усиливают возможности каждой организации. Результатом такого государственно-частного партнерства становится улучшение благосостояния сотрудников, решение жилищных вопросов работников, развитие новых банковских программ. Важными и актуальными представляются дальнейшие шаги в данной сфере.

Список литературы

1. Устав Публичного акционерного общества «Промсвязьбанк» от 25.02.2020 г. № 79-р. URL: https://www.psbank.ru/Bank/ CorporateGovernance/Documents?ysclid=lowmwdmnwv114056828 (дата обращения: 13.11.2023).

2. Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». URL: https:// www.kremlin.ru/acts/bank/39889 (дата обращения: 13.11.2023).

3. Анализ эффективности управления государственными корпорациями в современной практике // Г.М. Русанов, В.В. Гребеник. -Вестник евразийской науки, № 2, 2022.

4. Егорова Н.Е., Смулов А.М., Королева Е.А. Трансормация модели взаимодействия малых промышленных предприятий и банков на основе повышения уровня доверия: монография: монография. - М.: ЦЭМИ РАН, 2021. - 146 с.

5. Информация Банка России от 18 ноября 2020 года «О мерах по финансовому оздоровлению АО «РОСКОСМОСБАНК» // URL: https://cbr.ru/press/pr/?id=31754 (дата обращения: 13.11.2023).

6. Информация о мерах по финансовому оздоровлению АО «РОСКОСМОСБАНК» Пресс-релиз ЦБ РФ от 18.11.2020 г. URL: https:// cbr.ru/press/pr/?id=31754 (дата обращения: 13.11.2023).

7. Послание Президента Федеральному собранию. URL: https://www.kremlin.ru/events/president/news/70565 (дата обращения: 13.11.2023).

8. «ПСБ планирует проекты по строительству жилья для сотрудников ОПК на 50 млрд рублей»: Ведомости от 16.08.2023. URL: https:// www.vedomosti.ru/press_releases/2023/08/16 (дата обращения: 13.11.2023).

9. «Мантуров перечислил варианты обеспечения льготным жильем сотрудников ОПК»: Ведомости от 11.06.2023. URL: https:// vedomosti-ru.turbopages.org/turbo/vedomosti.ru/s/economics/news/2023/06/11/979770-manturov-perechislil (дата обращения: 13.11.2023).

10. ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 № 214-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_51038/?ysclid=lojnzmh4e7385096041 (дата обращения: 13.11.2023).

11. Федеральный закон от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_19396/?ysclid=loo50w3d3g185138837 (дата обращения: 13.11.2023).

12. Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам жилищного (ипотечного) кредитования граждан РФ» от 28.12.2022 № 2485. URL: https://publication.pravo.gov/ru/Document/ View/0001202212290049&ysclid=looasmmqzi826870540 (дата обращения: 13.11.2023).

List of literature

1. Charter of Public Joint Stock Company «Promsvyazbank» dated 02/25/2020 No. 79-R. URL: https://www.psbank.ru/Bank/ CorporateGovernance/Documents?ysclid=lowmwdmnwv114056828 (accessed: 13.11.2023).

2. Federal Law No. 215-FL of 13.07.2015 «On the State Corporation for Space Activities «Roscosmos». URL: https:// www.kremlin.ru/ acts/bank/39889 (accessed: 13.11.2023).

3. Analysis of the effectiveness of management of state corporations in modern practice // G.M. Rusanov, V.V.Grebenik - Bulletin of Eurasian Science, No. 2, 2022.

4. Egorova N.E., Smulov A.M., Koroleva E.A. Transformation of the model of interaction between small industrial enterprises and banks based on increasing the level of trust: monograph: monograph. - M.: CEMI RAS, 2021. - 146 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Information from the Bank of Russia dated November 18, 2020 "On measures for the financial recovery of JSC ROSCOSMOSBANK" // URL: https://cbr.ru/press/pr/?id=31754 (accessed: 11.13.2023).

6. Information on measures for financial recovery of JSC ROSCOSMOSBANK Press release of the Central Bank of the Russian Federation dated 11.18.2020. URL: https://cbr.ru/press/pr/?id=31754 (accessed: 13.11.2023).

7. Message of the President to the Federal Assembly. URL: https://www.kremlin.ru/events/president/news/70565 (accessed: 13.11.2023).

8. «PSB plans projects for the construction of housing for defense industry employees for 50 billion rubles»: Vedomosti dated 16.08.2023. URL: https:// www.vedomosti.ru/press_releases/2023/08/16 (accessed: 11.13.2023).

9. «Manturov listed options for providing preferential housing for defense industry employees»: Vedomosti dated 11.06.2023.

URL: https://vedomosti-ru.turbopages.org/turbo/vedomosti.ru/s/economics/news/2023/06/11/979770-manturov-perechislil (accessed: 13.11.2023).

10. Federal Law «On Participation in the Shared Construction of Apartment Buildings and Other Real Estate Objects and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» dated 30.12.2004 No. 214-FL. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_51038/?ysclid=lojnzmh4e7385096041 (accessed: 13.11.2023).

11. Federal Law No. 102-FL of 16.07.1998 «On Mortgage (pledge of real estate)». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_19396/?ysclid=loo50w3d3g185138837 (accessed: 13.11.2023).

12. Resolution of the Government of the Russian Federation «On Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation on housing (mortgage) lending to Citizens of the Russian Federation» dated 12.28.2022 No. 2485. URL: https://publication. pravo.gov/ru/Document/View/0001202212290049&ysclid=looasmmqzi826870540 (accessed: 13.11.2023).

Рукопись получена:13.11.2023 Рукопись одобрена: 11.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.