Научная статья на тему 'Формирование креативной личности как задача высшей школы'

Формирование креативной личности как задача высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / КРЕАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТВОРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРЕАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ / CREATIVITY / THE CREATIVE PERSON / CREATIVE ABILITIES / THE CREATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CREATIVE FORMATION / CREATIVE METHODS OF TRAINING / CREATIVE POTENTIAL / TECHNICAL CREATIVITY / TRAINING CONDITIONS IN TECHNICAL COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габдреев Р. В., Надршина Н. М.

Актуальность данной темы обусловлена процессами, происходящими в системе высшего технического образования в России, основным содержанием которых является формирование творчески многогранной и гуманистически ориентированной личности будущего инженера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование креативной личности как задача высшей школы»

«дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Габдреев Р.В., д. псх. н., профессор,

Надршина Н.М., аспирант,

кафедра инженерной психологии и педагогики,

Казанский государственный

технический университет им. А.Н.Туполева,

г. Казань, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОМ ЛИЧНОСТИ КАК ЗАДАЧА ВЫСШЕЙ

ШКОЛЫ

В современных условиях творческая личность становится все более востребованной обществом на всех ступенях ее развития. И перед современной системой образования ставится главная задача — воспитание креативно мыслящих специалистов, обладающих высоким творческим потенциалом.

Актуальность этой задачи усиливается тем, что в настоящее время в мире происходит постоянное удорожание технологий, сырья, оборудования, энергоресурсов и ухудшение экологической обстановки, что в свою очередь приводит к глобальным социальным проблемам в обществе. Решение этих проблем с одной стороны вызывает необходимость в новой технологической волне, новых идеях, новых знаниях, с другой стороны требует создания новых способов ускоренного получения и постоянного обновления знаний, а самое главное — требует от каждого человека нового мышления.

Для плодотворной работы и создания чего-то нового необходимо обладать широким кругозором и уметь грамотно решать проблемы. Вузов, в которых этому обучают, сейчас единицы. А объем информации в мире продолжает расти по некоторым оценкам, он увеличивается каждые десять лет вдвое. Пройдет еще время, и люди просто захлебнутся в потоке информации. Одним словом, пора переходить от традиционного образования (непрерывного усвоения новых знаний и их накопления) к образованию креативному.

Образование представляет собой активную, непрерывную созидательную деятельность индивида по присвоению им мировых научных и культурных ценностей, методологического опыта предшествующих поколений, «вхождению» в человеческое общество, осуществляемую с целью саморазвития личности. Существующая система образования, основанная (за редким исключением) на традиционной дидактике, считающей обучение процессом объективно детерминированного развития, обеспечиваемого лишь передачей обучаемым уже известного знания, вполне удовлетворительно производит хороших специалистов лишь для репродуктивной деятельности. Появилась даже печальная шутка, что творческий специалист — результат брака существующей системы образования. Известный принцип «сначала научи ремеслу, а потом пусть обучаемый творит так, как ему хочется» основывается на четырехуровневом членении знаний, реализуемом современной педагогикой высшей школы1.

Давно возникла необходимость внедрения творческого образования, позволяющего стимулировать у обучающихся более креативную деятельности. Креативные виды деятельности характеризуют «творческость» образовательного процесса.

Креативная образовательная среда — это многомерная индивидуализированная

С-\

Появилась даже печальная шутка, что творческий специалист — результат брака существующей системы образования.

ч_

№ 5 (13) МАЙ 2011

ДИСКУССИЯ «V

журнал научных публикаций ^

самоорганизующаяся целостность, предназначенная для создания условий, благоприятствующих развитию творческих способностей обучающихся, а также обеспечивающая их самореализацию и личностный рост. Входя в единый комплекс, элементы образовательной среды обретают новые, ранее не присущие им качества, порождая, таким образом, свойства целого. Поэтому системный подход позволяет оптимизировать образовательную среду, максимально использовать сильные стороны и взаимно компенсировать недостатки всех ее составляющих. Интеграция элементов среды позволит избежать потерь на выполнение ими дублирующих функций. В результате эффективность среды будет значительно выше суммарной эффективности всех ее компонентов.

Можно ли выделить единые составляющие для творческой и креативной личности? Да, такое возможно, так по нашему мнению творческий индивидуальный профиль личности проявляется в:

— креативности: изобретательности, оригинальности, нестереотипности, творческом воображении, интуиции, эмпатии;

— интегративно-личностных особенностях: психо л ого-педагогическом таланте, одаренности, интеллектуальной инициативе, самокритичности, динамизме.

Ядром творческой индивидуальности является продуктивное самосознание, которое подразумевает: осознание неповторимости своей личности по сравнению с другими; сложную структуру креативных проявлений; гармоничность индивидуальных креативных особенностей; саморазвитие творческой личности; самореализацию себя как творца.

Творчество влияет на человека, он становится более спокойным и уравновешенным, формируется креативность, творческий опыт.

«Творческие способности не создаются, а высвобождаются»2. Процесс обучения будет эффективен, если студент понимает, вернее, делает для себя более понятным соб-

ственный процесс учения. С этой целью введем такие принципы креативного обучения, как совокупность трех составляющих:

♦ осознанность (достигается в ходе рефлексии процесса и результата);

♦ управление собственным вниманием;

♦ изменение (с целью улучшения) с последующим развитием в процессе постоянного движения от одного состояния к другому: от менее эффективного к более результативному.

Мы считаем, что образовательная среда современного вуза должна соответствовать следующим основным требованиям, необходимым для развития креативности:

1) отсутствие правил, регламентирую -щих действия обучающихся, ход их мысли, пути познания; предоставление обучающимся свободы и самостоятельности;

2) наличие большой информационной базы, обеспечивающей получение всех необходимых сведений;

3) наличие положительных передовых образцов творческой деятельности и возможности оценить ее результаты;

4) создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого обучающегося в ходе активной поисковой деятельности, стимулированной стремлением добиться результата не худшего, чем образцовый;

5) отсутствие ограничений во времени, не позволяющих создать свободную, непринужденную атмосферу творчества;

6) активную целенаправленную работу (а не участие) студента в реализации программы, направленной на понимание творчества, креативности;

7) поглощенность учебной деятельностью.

Ясно, что креативные методы обучения, если прогнозировать их дидактическую структуру, программно должны содержать в себе какие-то элементы непредсказуемости. Именно они обеспечивают важнейшую сочинительскую функцию метода и поэтому имеют «встроенный механизм» создания новизны. «Новизной» здесь будем называть решения творческих учебных задач, находимые студентом

С-\

Креативная образовательная среда — это многомерная индивидуализированная самоорганизующаяся целостность, предназначенная для создания условий, благоприятствующих развитию творческих способностей обучающихся, а также обеспечивающая их самореализацию и личностный рост. ч_!_у

«дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

(-N

Формирование и развитие креативности состоит в преодолении традиций современного процесса обучения, направленного на применение методов репродуктивного характера. --У

самостоятельно и которые являются для него полным откровением. «Новизна» оказывается здесь собственно новизной только для студента, для педагога она таковой может и не являться. Однако «новизна» — ядро любой креативной процедуры, поскольку обеспечивает студенту необходимость производить самостоятельный поиск решения творческой учебной задачи.

Модифицирование креативной образовательной среды предполагает не только изменения в самих методах обучения, но и в специфике подготовке кадров. Так при подготовке специалистов технического профиля немаловажным остается техническое творчество.

Техническое творчество, например, имеет следующие звенья: раскрытие противоречия, формулировка и выработка задачи, создание идеальной модели, материализация идеального образа, обработка и внедрение работоспособного технического объекта, его дальнейшее совершенствование.

С.М. Василевский выделил три фазы технического изобретения.

Предварительная — осознание проблемы, желание удовлетворить ее, формулировка изобретательской задачи.

Центральная — поиски решения, получение принципа решения и превращение его в схему, первоначальное научное обоснование изобретательского проекта, вещественная реализация проекта.

Заключительная — развернутое обоснование проекта, детализированные чертежи; законченное изготовление изобретения3.

Так, например, при решении познавательных и технических задач в обучении инженера не следует забывать о развитии характеристик, стимулирующих изменение притязаний личности при осуществлении деятельности, приводящих к самостоятельности. Здесь и самооценка, и мотивация потребности в достижениях. Такой подход продуктивен с позиции понимания «я сам». Стремления проверить себя, сделать полезное является движущим механизмом в организации любых видов деятельности. Не следует забывать и о стремлении личности самоутвердиться4.

Наиболее показательным качеством деятельности специалиста с высшим техни-

ческим образованием является способность к творческому мышлению, проявляющаяся в таких качествах личности, как инициативность, критичность, гибкость, широта, глубина и образность мышления и, наконец, фантазия 5.

В условия обучения в техническом вузе необходимо в первую очередь изменить имеющуюся систему обучения в сторону все большей интеграции дисциплин многопрофильного спектра, которые обеспечат подготовку студента умеющего применять на практике в техническом творчестве все полученные знания и благодаря им моделировать вокруг себя творческую среду, развивать свой креативный потенциал до высокого уровня развития творческих способностей.

Формирование и развитие креативности состоит в преодолении традиций современного процесса обучения, направленного на применение методов репродуктивного характера. Мы считаем, что возрождению стремления человека к собственному развитию способствует креативная психология и педагогика.

Таким образом, для реализации в учебном процессе вуза концепции развития креативной личности требуется существенная перестройка сложившейся педагогической системы. Необходимо проведение целого ряда работ по разработке конкретных психотехнологий обучения для каждой дисциплины, введению новых методов и организационных форм обучения. ^

1. Алейников А.Г. О креативной педагогике // Вестн. высш. шк.. 1989. № 12. С. 29 - 34.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учеб. пособ. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. С. 214

3. Василевский С.М. Психология технического изобретательства. М.: Просвещение, 1979. 260 с.

4. Габдреев Р.В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки. М..: Наука, 2001. С. 128.

5. Габдреев Р.В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки. М..: Наука, 2001. С. 128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.