Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчество / гибкие навыки / игра / стихосложение / синквейн / друдл / мемы / creativity / flexible skills / game / versification / cinquain / drudle / memes

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мальцева Светлана Михайловна, Шиловская Наталья Станиславовна, Комарова Анна Николаевна

Современная цивилизация предъявляет к мышлению человека возрастающие требования: нестандартность, многозадачность, креативность. Комплекс философских дисциплин, изучаемых в отечественных вузах, способен удовлетворить эту потребность. Ведущими методами становятся игровые: их освоение не требует больших временных затрат и воспринимается студентами как веселое и интересное занятие. В то же время эти методы и приемы способствуют формированию всех навыков, называемых гибкими и востребованных сегодня в обучении. Это креативность, коммуникативность, кооперация, ассоциативное и критическое мышление. В статье приводятся примеры использования на занятиях метода стихосложения в интернет-жанре пирожков. Также называются темы, когда возможно применение такого метода. Демонстрируется опыт сочинения синквейнов, составления друдлов и мемов. В результате студент учится видеть мир собственными глазами, мыслить критически, осознавать свою позицию, подбирать аргументы и факты, находить логику в рассуждениях. Немаловажно здесь и чувство юмора, вызывающее положительные эмоции и способствующее усвоению материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern civilization imposes increasing demands on human thinking: non-standard, multitasking, creativity. The complex of philosophical disciplines studied in domestic universities is able to meet this need. The leading methods are gaming: their development does not require much time and is perceived by students as a fun and interesting activity. At the same time, these methods and techniques contribute to the formation of all the skills called flexible and in demand today in training. These are creativity, communication, cooperation, associative and critical thinking. The article provides examples of the use of the method of versification in the Internet genre of pies in the classroom. Topics are also called when it is possible to use such a method. The experience of composing cinquaines, composing drudles and memes is demonstrated. As a result, the student learns to see the world with his own eyes, to think critically, to be aware of his position, to select arguments and facts, to find logic in reasoning. A sense of humor is also important here, causing positive emotions and contributing to the assimilation of the material.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ»

Педагогика

УДК 378

кандидат философских наук, доцент Мальцева Светлана Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г.Самара); кандидат философских наук, доцент Шиловская Наталья Станиславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат философских наук, доцент Комарова Анна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

ФИЛОСОФСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

Аннотация. Современная цивилизация предъявляет к мышлению человека возрастающие требования: нестандартность, многозадачность, креативность. Комплекс философских дисциплин, изучаемых в отечественных вузах, способен удовлетворить эту потребность. Ведущими методами становятся игровые: их освоение не требует больших временных затрат и воспринимается студентами как веселое и интересное занятие. В то же время эти методы и приемы способствуют формированию всех навыков, называемых гибкими и востребованных сегодня в обучении. Это креативность, коммуникативность, кооперация, ассоциативное и критическое мышление. В статье приводятся примеры использования на занятиях метода стихосложения в интернет-жанре пирожков. Также называются темы, когда возможно применение такого метода. Демонстрируется опыт сочинения синквейнов, составления друдлов и мемов. В результате студент учится видеть мир собственными глазами, мыслить критически, осознавать свою позицию, подбирать аргументы и факты, находить логику в рассуждениях. Немаловажно здесь и чувство юмора, вызывающее положительные эмоции и способствующее усвоению материала.

Ключевые слова: творчество, гибкие навыки, игра, стихосложение, синквейн, друдл, мемы.

Annotation. Modern civilization imposes increasing demands on human thinking: non-standard, multitasking, creativity. The complex of philosophical disciplines studied in domestic universities is able to meet this need. The leading methods are gaming: their development does not require much time and is perceived by students as a fun and interesting activity. At the same time, these methods and techniques contribute to the formation of all the skills called flexible and in demand today in training. These are creativity, communication, cooperation, associative and critical thinking. The article provides examples of the use of the method of versification in the Internet genre of pies in the classroom. Topics are also called when it is possible to use such a method. The experience of composing cinquaines, composing drudles and memes is demonstrated. As a result, the student learns to see the world with his own eyes, to think critically, to be aware of his position, to select arguments and facts, to find logic in reasoning. A sense of humor is also important here, causing positive emotions and contributing to the assimilation of the material.

Key words: creativity, flexible skills, game, versification, cinquain, drudle, memes.

Введение. Сам философский материал как ничто лучше подходит для формирования и креативных, и духовных гуманистических ценностей, необходимых любому профессионалу. Именно «философия посредством рефлексии, -отмечает Л.Е. Яковлева, - придает объективное значение переживаемой субъектом очевидности» [7, С. 58]. Через осмысление полученных в личном опыте данных философская рефлексия ведет к познанию самопознанию в целостности [5]. Философию нельзя выучить, ее нужно попытаться понять, пропустить через себя. Тогда она будет способствовать личностному росту, преодолению духовных кризисов, восхождению к высшим ценностям культуры, формированию креативного мышления.

Но философия не может существовать без рефлексии над языком. Мысль о близости языка философии и поэзии прослеживается в трудах многих зарубежных и отечественных мыслителей: Р. Барта, Ж. Деррида, Дж. Агамбена, Г. Гадамера, М. Хайдеггера, Н. Бердяева, А. Лосева, В. Бибихина. «Философия - сестра литературы, а не науки: она отрицает явное доказательство, философ создает тексты, которые должны убеждать, уговаривать, соблазнять» [1, С. 108]. Русская философская традиция тем более отличается своей тесной связью с литературой, литературоцентричностью, особым вниманием к социальным и антропологическим проблемам.

Изложение основного материала статьи. Многие студенты признаются, что пробовали писать стихи, но лишь немногие делают это по сей день. Потребность в творчестве сущностна. Сочинение стихов помогает обучающемуся не только проявить свои творческие способности, но и выразить свой собственный взгляд на мир, на ситуацию, на известную личность. Креативность маленьких детей всегда выше, чем у взрослых. Во многом это связано с системой обучения, которой нужен послушный и «правильный» обучающийся. Получается, что системой востребованы хорошие исполнители, а не изобретатели. Далее же возникает противоречие с требованиями общества, где нужны креативные специалисты, способные к нестандартному видению проблемы и нахождению интересных и продуктивных решений [2]. Получается, что креативность становится необходимой и личностной, и профессиональной развиваемой компетентностью, которую нужно формировать не только в детском саду или начальной школе, но и на дальнейших ступенях обучения. В учебном процессе вуза многие дисциплины имеют потенциал для развития креативности студентов.

«Пирожки» - это законченные четверостишия, написанные в соответствии с несложными правилами:

1. Пишется размером ямб, первая и третья строки - 9 слогов, вторая и четвертая по 8 слогов. Сам ямб - это двусложный размер с ударением на второй слог, с его помощью передают сильные эмоции, динамику повествования, некоторую строгость. Это самый популярный размер в нашем стихосложении.

2. Пишется только на русском языке.

3. Не используются знаки препинания (вообще, даже дефисы не используются).

4. Только строчные буквы, без заглавных.

5. Нецензурных выражений нужно стараться избегать (это общее правило, в условиях вуза налагается запрет на их использование).

6. Пирожок должен иметь глубокий смысл, заставить читателя задуматься, то есть оставить после себя «приятное послевкусие» [4].

Не углубляясь в отличия между «пирожками», «порошками», «перяшками» и другими их разновидностями, заметим, что подобная поэзия нравится молодежи, количество ее поклонников только растет, о чем свидетельствуют многочисленные сайты, где эти стихи выкладываются и обсуждаются.

Знание становится ценностью, когда эмоционально переживается. То, что студент сумел зарифмовать какой-либо философский, сюжет, факт, термин ведет к запоминанию и самой информации, и имени философа, философской проблемы, связанной с ними эпохи, вызывает целую цепочку ассоциаций, сейчас сверяют время по москве а раньше это делали по солнцу но в кёнигсберге все наоборот

полпятого раз кант гулять идет (студент М. Макунин)

Как видим, некоторым студентам так понравилось это занятие, что они не смогли остановиться и сочинили по несколько стихов. Данное задание было выдано в качестве домашнего для самостоятельной работы по теме «Античная философия».

скажите нет авторитетам

не преклоняйтесь до конца

как диоген просил у саши

не заслонять ему солнца (студент Д. Балакина)

у древних греков без бузовой как будто мало половин ведь почему-то бесконечно

зенон путь пополам делил (студент Д. Балакина)

любил сократа мальчик саша

и на уроках говорил

к доске не выйду ведь я знаю

что ничего не знаю я (студент Д. Балакина)

я сказал что прав сосед сказал что лев сестра сказала тигр

так протагор нас победил (студент Я. Шибаева)

Друдлы - это рисунок-загадка, своеобразная головоломка, которую можно по-разному интерпретировать, найти множество смыслов. Как педагогический метод друдлы используются уже достаточно давно, но чаще всего при обучении детей. Наш опыт показал, что он может быть применим и в вузе и особенно подходит для философских дисциплин.

Что может быть изображено на рисунке 1? Шкала измерения роста или веса животных. Животные стоят в очереди или поднимаются в гору. Социальная лестница. На самом деле - это понятие «общество» в узком смысле. На нижней ступени стоит кошка, своим размером, по сравнению с другими животными, она обозначает маленькую группу людей, объединенную общими интересами (общество книголюбов, меломаны и т.д.). На средней ступени - медведь. Он уже крупнее кошки и обозначает отдельную страну (английское общество, российское общество и т.д.). И самый большой по величине, на самой высшей ступени стоит слон. Он показывает определенный исторический тип общества (архаичное общество, традиционное общество и т.д.).

Рисунок 1. Друдл по теме «Социальная философия» (составлено студентом Т. Грачевой)

Мемом чаще всего называют некую идею, привязанную к изображению или видео, которая имеет юмористический оттенок и быстро распространяется, как вирус. За счет своей эмоциональной нагруженности он легко запоминается, а привязка к популярным сюжетам массовой культуры делает его понятным многим. Мемы как прием изучения философии помогает переосмыслить известные сюжеты и найти в них философский подтекст.

Мем на рисунке 2 основан на трудах известного философа Фрэнсиса Фукуямы. На изображении представлен кадр из ТВ шоу «Во все тяжкие». В представленной сцене Уолтер Уайт на просьбу своего адвоката (Сол Гудман) прекратить рабочие отношения, отвечает отказом. В качестве Сола Гудмана представляется социокультурная история человечества, упомянутая в книге «Конец истории и последний человек» Фрэнсиса Фукуямы. В качестве Уолтера Уайта представляется современная наука, без конца которой не может быть конца истории - вывод к которому пришел Фрэнсис Фукуяма после обильной критики книги «Конец истории и последний человек» и, в том числе, на основе которой он написал одну из следующих книг «Наше постчеловеческое будущее».

Наука

История

мы закончим тогда, когда я скажу

Рисунок 2. Мем по теме «Философия истории» (составлено студентом А. Абрамовым)

Синквейн - это пятистишие, написанное по определенному сценарию. Технология развития критического мышления, способ кратко и образно подвести итог изученному. Составлять их несложно и достаточно интересно, обычно студенты делают это легко и с удовольствием [3].

Познание себя

Полезное, значительное

Помогает стать лучше, развивает личность, учит анализировать

Познание - это необходимая часть жизни

Самопознание (студент А. Егрушева)

Эмпиризм

Тревожный, пугающий

Доказывает, объединяет, исследует

Индукция - способ получения знаний

Опыт (студент У. Бокарюкина)

Выводы. Умение создавать текст - признак развития коммуникативной компетенции, делать это в форме стихотворения, мема, друдла или синквейна - креативной компетенции, отобрать материал для этого и подать его с юмором - критического мышления, а распределить обязанности в группе - командной работы [6].

Использование данных методов не лишено некоторых недостатков, к каковым можно отнести нежелание некоторых студентов участвовать в выполнении задания по причине боязни, что ничего не получится; невозможность выполнения задания при отсутствии понимания материала; творчество - это всегда труднее, чем действие по шаблону.

Другой недостаток - кажущееся упрощение исторических процессов, в том числе - процесса эволюции научного знания, которое является не лучшим способом воспитать мыслящую личность и профессионального специалиста. Однако хочется вспомнить «лезвие Оккама», постулирующее простоту как критерий истинности знания. Именно упрощение позволяет максимально объемно вычленить интересующий автора кусок знания. Диалектика же гласит, что все сущее просто и сложно одновременно. Считаем, что если упрощение не ведет к искажению мысли, то оно вполне допустимо, особенно учитывая сложность восприятия первокурсниками многих философских теорий.

Литература:

1. Goma, Lanzon. Se vive, se ama, se desea, se sufre, se enbejece, semuere / Lanzon Goma. - Barcelona: Galaxia Gutenberg, S.L., 2014. - 148 p.

2. Мальцева, C.M. К вопросу о соотношении содержания и формы в современном образовании: философский аспект / С.М. Мальцева, В.В. Гришин, Н.С. Шиловская // Современное образование. - 2019. - № 3. - С. 44-49

3. Мальцева, С.М. Метод синквейнов в преподавании философии в ходе формирования универсальных компетенций студентов вуза / С.М. Мальцева, Е.В. Грязнова // Инновации в образовании. - 2022. - № 4. - С. 75-81

4. Правила и объяснялки // http://perashki.ru/info/Rules (дата обращения: 07.11.2023)

5. Петрова, Г.И. Самоопределение человека в высшем образовании: возможности антропологического и технологического решения проблемы / Г.И. Петрова // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, №1.-С.2. DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-2

6. Семенова, О.В. Креативные технологии организации педагогического процесса на уроках гуманитарного цикла / О.В. Семенова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 21. - С. 12-16. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56336.htm (дата обращения: 06.11.2023)

7. Яковлева, Л.Е. Язык поэзии в преподавании философии / Л.Е. Яковлева // Гуманитарные науки. - 2012. - №1(5). -С. 58-65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.