Научная статья на тему 'Формирование концептуальных подходов к исследованию предпринимательства как социально-экономической системы'

Формирование концептуальных подходов к исследованию предпринимательства как социально-экономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1371
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ENTREPRENEURSHIP / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / THE MANAGEMENT OF ENTREPRENEURSHIP / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левченко Татьяна Павловна, Яковлева-чернышева Анна Юрьевна

Целью исследования является формирование концептуальных подходов к изучению предпринимательства как социально-экономической системы, являющейся объектом управления. В качестве методологии исследования использованы во взаимосвязи принципы и инструментарий системного и аксиологического подходов. По результатам проведенного исследования, обладающим научной новизной, обоснована авторская трактовка сущности предпринимательства как специфической открытой социально-экономической системы; выявлены важнейшие составляющие системы предпринимательства, включающие предпринимателей, их ценностные ориентации, цели и функции предпринимательства, предпринимательские структуры, процесс предпринимательской деятельности и предпринимательскую среду, а также взаимосвязи между ними; определено, что важнейшими условиями и факторами среды функционирования, с которой тесно сопряжена система предпринимательства, являются потоки экономических ресурсов, социальные нормы и интересы групп влияния. Областью применения результатов исследования является управление предпринимательством на всех уровнях социально-экономической системы общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Левченко Татьяна Павловна, Яковлева-чернышева Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATION OF CONCEPTUAL APPROACHES TO THE RESEARCH OF ENTREPRENEURSHIP AS A SOCIO-ECONOMIC SYSTEM

The aim of the research is the creation of conceptual approaches to the study of the entrepreneurship as a socio-economic system and the object of management. The research methodology is based on the principles and tools of the system and axiological approaches, which are used in the relationship. According to the results of the research, having the scientific novelty, the authors’ interpretation of the essence of entrepreneurship as a specific open socioeconomic system is justified; important components of the entrepreneurship system, including entrepreneurs, their value orientations, goals and functions of entrepreneurship, entrepreneurial structures, the process of entrepreneurial activity and entrepreneurial environment, as well as the relationship between them are identified; the most important conditions and factors of environment, which is closely connected with the entrepreneurship system, including the economic resources, social norms and the interests of stakeholders, are determined. The sphere of application of research results is management of the entrepreneurship system at all levels of socio-economic system of society.

Текст научной работы на тему «Формирование концептуальных подходов к исследованию предпринимательства как социально-экономической системы»

УДК 330.117 ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Левченко Т.П., Яковлева-Чернышева А.Ю.

Целью исследования является формирование концептуальных подходов к изучению предпринимательства как социально-экономической системы, являющейся объектом управления.

В качестве методологии исследования использованы во взаимосвязи принципы и инструментарий системного и аксиологического подходов.

По результатам проведенного исследования, обладающим научной новизной, обоснована авторская трактовка сущности предпринимательства как специфической открытой социально-экономической системы; выявлены важнейшие составляющие системы предпринимательства, включающие предпринимателей, их ценностные ориентации, цели и функции предпринимательства, предпринимательские структуры, процесс предпринимательской деятельности и предпринимательскую среду, а также взаимосвязи между ними; определено, что важнейшими условиями и факторами среды функционирования, с которой тесно сопряжена система предпринимательства, являются потоки экономических ресурсов, социальные нормы и интересы групп влияния.

Областью применения результатов исследования является управление предпринимательством на всех уровнях социально-экономической системы общества.

Ключевые слова: предпринимательство; социально-экономическая система; управление предпринимательством; ценностные ориентации.

THE CREATION OF CONCEPTUAL APPROACHES TO THE RESEARCH OF ENTREPRENEURSHIP AS A SOCIO-ECONOMIC SYSTEM

Levchenko T.P., Yakovleva-Chernysheva A.Yu.

The aim of the research is the creation of conceptual approaches to the study of the entrepreneurship as a socio-economic system and the object of management.

The research methodology is based on the principles and tools of the system and axiological approaches, which are used in the relationship.

According to the results of the research, having the scientific novelty, the authors’ interpretation of the essence of entrepreneurship as a specific open socioeconomic system is justified; important components of the entrepreneurship system, including entrepreneurs, their value orientations, goals and functions of entrepreneurship, entrepreneurial structures, the process of entrepreneurial activity and entrepreneurial environment, as well as the relationship between them are identified; the most important conditions and factors of environment, which is closely connected with the entrepreneurship system, including the economic resources, social norms and the interests of stakeholders, are determined.

The sphere of application of research results is management of the entrepreneurship system at all levels of socio-economic system of society.

Keywords: entrepreneurship; socio-economic system; the management of entrepreneurship; value orientations.

Предпринимательство играет ведущую роль в социально-экономическом развитии стран и регионов, являясь центром экономико-политических дискуссий, практически, во всем мире. Однако эффективность его функционирования и развития в России сдерживается большим количеством нерешенных проблем нормативно-правового, организационно-экономического, финансово-инвестиционного, социально-психологического и другого характера, требующих неза-

медлительного решения на основе формирования качественно новых подходов к управлению предпринимательством, что обусловливает актуальность дальнейшего исследования этого явления.

В формирование и развитие теории предпринимательства внесли свой вклад многие отечественные и зарубежные экономисты, социологи и специалисты в области управления (Вебер М., Друкер П., Кантильон Р., Кирцнер И., Маршалл А., Мизес Л., Найт Ф., Смит А., Сэй Ж.Б., Хайек Ф., Шумпетер Й. и другие). При этом, несмотря на то, что предпринимательство является объектом исследования ряда наук, таких как экономическая теория, социология, теория управления и т.д., в наибольшей мере формирование научных представлений о его сущности и функциях осуществлялось, прежде всего, представителями различных направлений экономической науки. В их трудах был выявлен ряд отличительных характеристик предпринимательства, весьма существенных для понимания его специфики как объекта управления, в том числе: ведение предпринимательской деятельности в условиях неопределенности и риска, осуществление оптимального комбинирования ресурсов, позволяющего получить наилучшие результаты, новаторская роль предпринимательства, наличие экономической свободы и др.

В целом, изучение теории предпринимательства, формировавшейся на протяжении длительного периода, показывает, что изначально возникло его понимание как процесса предпринимательской деятельности, исследуемого с микроэкономических позиций. На основе достижений микроэкономического подхода, в частности, стал постепенно развиваться ряд научных направлений, занимающихся исследованием различных управленческих аспектов предпринимательства. Например, широкую известность получило разработанное Г. Пиншотом понятие внутрифирменного предпринимательства, или интрапренерства [15]. Вместе с тем, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что большинству из формировавшихся теоретических подходов к трактовке сущности и функций предпринимательства была присуща некоторая ограни-

ченность, обусловленная спецификой методологии экономической науки. Эта ограниченность заключается в том, что экономическая наука имеет тенденцию рассматривать предпринимательство как сугубо экономическую деятельность, абстрагируясь от неэкономических факторов (допущение «при прочих равных условиях»). Подобный подход не дает возможность исследователям учитывать многообразные аспекты предпринимательской деятельности, которые включают социальные, экологические и другие факторы, определяющие не только экономические результаты функционирования предпринимательства, но и его влияние на уровень развития и качество функционирования неэкономических подсистем и социально-экономической системы общества в целом.

Дальнейшее развитие теории предпринимательства и тенденций социально-экономического развития общества привели к тому, что, начиная со второй половины прошлого века, в центре внимания ученых все чаще стали оказываться вопросы взаимосвязи предпринимательства с разнообразными условиями и факторами, формирующими среду, в том числе макроэкономическую, его функционирования [5], [8]. Подобный подход прослеживается в рамках современных теорий институционализма, рассматривающих предпринимательство как специфический тип управления, направленный на взаимодействие с внешней средой [4]. В отечественной экономической науке проблематика предпринимательства исследуется под углом развития и повышения эффективности управления предприятиями и социально-экономической системой общества в целом [3], [10]. Особое значение при этом отводится социальным функциям предпринимательства, включающим обеспечение роста общественного благосостояния, поддержание занятости и т.п. [11].

Итак, проведенное исследование показывает, что с точки зрения теории управления предпринимательством можно сформулировать следующие основные трактовки этого понятия на микро- и макроуровне:

- предпринимательство как функция субъекта управления, которая заключается в непрерывном внедрении инноваций, основанном на активном взаимодействии с внешней средой;

- предпринимательство как объект управления на микроуровне - внутри организации, для развития которого необходимо создавать соответствующие структуры, отделенные от рутинных функций, осуществляемых в бизнесе;

- предпринимательство как объект управления на макроуровне, нуждающийся, с одной стороны, в формировании благоприятных условий для развития, во всесторонней поддержке, а с другой стороны, призванный осуществлять ряд социальных функций.

По нашему мнению, многоуровневый и многоаспектный характер предпринимательства неизбежно связан с развитием существующих подходов к его исследованию на основе рассмотрения этого явления как социально-экономической системы.

Теоретические и методологические аспекты исследования системы предпринимательства в настоящее время находятся в стадии разработки и носят дискуссионный характер. В связи с этим, представляется важным подчеркнуть необходимость рассмотрения предпринимательства именно как социально-экономической системы. Это позволяет использовать более разнообразные критерии для оценки функционирования предпринимательства, чем это принято для чисто экономических систем, деятельность и уровень развития которых характеризуется, прежде всего, экономическими показателями, даже если предметы исследований микроэкономики и макроэкономики в них дополняются друг другом.

Вместе с тем, наблюдаемое в настоящее время развитие новых форм социально-экономических взаимодействий, организационно-экономических, управленческих отношений в системе предпринимательства, многогранность вопросов государственной политики в этой сфере, ставит вопрос о расширении предмета теории управления предпринимательством, устранении междисцип-

линарных границ, в частности, с социальными науками. Исходя из этого, результаты исследований социально-экономической системы предпринимательства могут быть в значительной мере обогащены на основе междисциплинарного подхода.

Следует отметить, что в некоторых работах отдельные социальные аспекты включаются их авторами в круг вопросов, связанных с исследованием и формированием теоретических положений по управлению предпринимательством. В частности, в них рассматриваются такие понятия, как «экономическая культура», «культура предпринимательства» [5]. Однако существующие разработки требуют дальнейшего осмысления и развития, которое может быть осуществлено на основе использования единой методологической основы, позволяющей рассматривать социальные, экономические и системные аспекты предпринимательства во взаимообусловленности и взаимосвязи. На наш взгляд, такой методологической основой исследования системы предпринимательства может стать аксиологический подход.

Изучение литературы в свете рассматриваемой проблематики показывает, что аксиологические аспекты изучения предпринимательства зачастую выпадают из поля зрения исследователей, либо рассматриваются фрагментарно. Представляется, что подобная ограниченность, во многом, обусловлена методологическим принципом, диктующим предметно-объективный характер научного исследования, исключающий ценностные суждения. Однако специфика функционирования социально-экономической системы предпринимательства, определяемая, в частности, ценностными установками предпринимателей, их ориентациями на выработанные обществом социальные нормы, определяет необходимость изучения предпринимательства как объекта управления в аксиологической проекции, то есть исследования ценностных аспектов интерпретации предпринимательской деятельности. Целесообразность такого подхода, по нашему мнению, связана с тем, что принципиально частичный, дегуманизированный характер исследования системы предпринимательства, не учитываю-

щий аксиологические аспекты ее деятельности, не позволяет обосновать теоретические предпосылки возрастающей роли предпринимательства в решении социальных, политических, экономических, экологических и ряда других проблем, имеющих значение в жизни общества и государства. Абстрагирование от ценностных установок, как следствие, препятствует формированию концепции управления предпринимательством, позволяющей обеспечить осуществление его социально значимых функций, не связанных с максимизацией прибыли, которая многими учеными, а также в нормативно-правовых документах до сих пор трактуется как основная цель предпринимательства [6]. Кроме того, учет аксиологических аспектов может быть использован при обосновании подходов к исследованию предпринимательства, предлагаемых рядом зарубежных и отечественных авторов, которые считают, что его основной целью является не извлечение прибыли, а удовлетворение разнообразных нужд, как потребителей, так и самих предпринимателей [2], [9].

Таким образом, теория управления предпринимательством не может избежать аксиологических вопросов. В связи с этим, назрела необходимость развития существующих теоретических и методологических подходов к исследованию предпринимательства с использованием концепции ценностей.

Концепция ценностей находит свое применение в различных общественных науках, включая экономическую теорию (исследование разных видов стоимости экономических благ), психологию (изучение связи между ценностями человека и его поведением); социологию (теория социального обмена); теория систем (понятие ценностно-ориентированных систем) и т.д.

На наш взгляд, применение концепции ценностей в управлении системой предпринимательства должно быть основано на междисциплинарном переносе знаний, расширяющем границы подходов, используемых на современном этапе в теории управления. Исходя из вышеизложенного, можно выделить экономические, социальные и системные аспекты ценностных ориентаций в системе предпринимательства.

Экономические аспекты ценностных ориентаций, как правило, превалируют в деятельности отдельных предпринимателей, которые максимизируют ценности (экономические блага), ставя конкретные цели, связанные с извлечением экономических выгод, и выбирая оптимальные варианты их достижения. Однако для системы предпринимательства в целом существенно возрастает роль социальных аспектов ценностных ориентаций, в том числе в связи с тем, что акценты при осуществлении управления предпринимательством смещаются в сторону интересов, формирующихся на мезо- и макроэкономическом уровне, то есть на уровне государства и общества. В этом смысле мы согласны с положениями развивающейся в настоящее время социоэкономической теории, в которой предпринимательство рассматривается как подсистема, включенная в систему общества, что позволяет использовать более широкий теоретический контекст исследования, чем обоснование рационального поведения предпринимателей, разработанное в экономической теории [13].

Социальные аспекты воздействуют на постановку целей предпринимательства и выбор средств их достижения, а также обеспечивают реализацию социальных, экологических и других общественно значимых функций системы предпринимательства, не связанных непосредственно с достижением успеха и извлечением экономических выгод.

Характеризуя социальные аспекты ценностных ориентаций, также необходимо подчеркнуть важную роль социальных норм, основанных на общих у взаимодействующих предпринимателей отношениях к определенным ценностям и влияющих на их деятельность как самостоятельный фактор [12].

Социальные нормы являются потребностями и ценностями, которые распространяются не на отдельно взятых предпринимателей, а на систему предпринимательства в целом. Одним из видов социальных норм являются социальные институты (права, власти, собственности и др.). Социальные аспекты ценностных ориентаций лежат также в основе культуры предпринимательства, являющейся частью более широкого понятия - общей культуры общества.

Формирование предпринимательской культуры в обществе является одной из важнейших предпосылок эффективного управления предпринимательством, поскольку, в отсутствие такой основы, простое заимствование каких-либо инструментов и технологий из практики успешно развивающихся социально-экономических систем, не приводит к ожидаемым результатам.

Что касается системных аспектов ценностных ориентаций, то здесь также наблюдается соотнесение понятий «цели» и «ценности». Как правило, в теории систем различают целеориентированные и ценностно-ориентированные системы. При этом под целеориентированной понимается система, которая стремится к достижению поставленной цели, расходуя доступные ресурсы. Ценностно-ориентированными считаются системы, в которых сам процесс их функционирования, оцениваемый по определенным критериям, важнее, чем достижение какого-либо заданного целевого состояния. Однако следует отметить, что между целеориентированными и ценностно-ориентированными системами существует определенная связь. Так, в литературе отмечается, что если цель не может быть поставлена с достаточной степенью формализации и детализации, то понятие цели заменяется понятием ценности. Исходя из этого, по мнению некоторых исследователей, ценностно-ориентированная система адекватна целеориентированной, если невозможно дать четкое, конкретное описание ее требуемого конечного состояния [7]. На наш взгляд, целеориентирован-ность и ценностная ориентированность в управлении предпринимательством не могут рассматриваться как взаимоисключающие понятия, поскольку ценностные установки в социально-экономических системах предопределяют постановку целей, формулируемых субъектами управления. Наличие ценностной ориентированности обеспечивает поддержание на должном уровне качественных характеристик функционирования системы предпринимательства в процессе достижения целевых количественных параметров.

Таким образом, на основе проведенного исследования, мы предлагаем следующее определение предпринимательства.

Предпринимательство - это открытая социально-экономическая система, целенаправленное функционирование которой определяется осуществлением взаимосвязанной и взаимообусловленной совокупности инновационных, экономических, социальных, управленческих и ресурсно-экологических функций в процессе предпринимательской деятельности.

Системный подход к исследованию предпринимательства обусловливает необходимость совместного его рассмотрения со средой функционирования.

По нашему мнению, наиболее важные условия и факторы среды функционирования, оказывающие воздействие, то есть «подпитывающие» и регулирующие деятельность системы предпринимательства, можно условно разделить на три основные составляющие: экономические ресурсы, социальные нормы и интересы групп влияния (стейкхолдеров).

Принципиально можно выделить три источника, из которых система предпринимательства черпает экономические ресурсы для своего функционирования и развития:

- ресурсы, накопленные в течение периодов, предшествующих моменту начала исследования системы; их можно рассматривать как исходные условия, дающие возможность осуществлять движение системы предпринимательства по инерции в течение некоторого времени;

- ресурсы, порождаемые в процессе предпринимательской деятельности в виде ее продукта и частично используемые для нужд самой системы;

- ресурсы, поступающие из среды функционирования.

Движение экономических ресурсов между системой предпринимательства и средой ее функционирования является двусторонним, поскольку они перемещаются посредством обмена между владельцами ресурсов. Обмен экономическими ресурсами со средой - неотъемлемая составляющая функционирования системы предпринимательства, обеспечивающая ее развитие.

Еще одна важная составляющая среды, оказывающая непосредственное влияние на функционирование системы предпринимательства, - социальные

нормы. Воздействие социальных норм обусловливает социальные аспекты ценностных ориентаций предпринимателей, поскольку предпринимательство является, как было рассмотрено выше, составной частью социально-экономической системы общества, характеризующейся специфической совокупностью норм права, морали и др.

Процессы обмена экономическими ресурсами и воздействия социальных норм тесно связаны с такой составляющей среды функционирования системы предпринимательства, как интересы групп влияния. Группы влияния, или стейкхолдеры, включают всех субъектов, участвующих в деятельности системы предпринимательства, имеющих различные потребности и ценностные ориентации, которые определяют их интересы, а также преследующих различные цели. Зачастую интересы различных групп влияния вступают в противоречие друг с другом, поэтому функционирование и развитие системы предпринимательства во многом зависит от того, насколько они сбалансированны. Существуют различные классификации групп влияния.

Например, в соответствии с одной из распространенных классификаций [14], выделяется четыре основные категории стейкхолдеров, которые применительно к системе предпринимательства могут быть представлены следующим образом:

- группы влияния, осуществляющие финансирование предпринимательской деятельности;

- менеджеры, руководящие организациями, которые осуществляют предпринимательскую деятельность;

- работники, занятые в предпринимательских структурах;

- экономические партнеры (покупатели, поставщики и др.).

На наш взгляд, подобная классификация является неполной, поскольку не учитывает наличие таких важных групп влияния, как государство и общественные организации, которые не являются экономическими партнерами, однако

оказывают существенное воздействие на систему предпринимательства, в том числе на формирование ценностных ориентаций предпринимателей.

Итак, происходит тесное взаимодействие и взаимопроникновение предпринимательства и среды его функционирования. При этом представляется целесообразным различать понятия «среда функционирования» и «предпринимательская среда».

Предпринимательская среда - это подсистема предпринимательства, которая объединяет совокупность социально-экономических контактов, устанавливаемых и воспроизводимых предпринимателями внутри системы и в среде ее функционирования, в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, процессы регулирования и саморегулирования предпринимательства, а также предпринимательские риски, возникающие вследствие ее неопределенности и неустойчивости.

Социально-экономические контакты предпринимателей реализуются внутри организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность (внутренняя предпринимательская среда), и вне этих организаций (внешняя предпринимательская среда). Процессы регулирования и саморегулирования предпринимательства сочетают элементы самоорганизации с методами и мерами, осуществляемыми органами власти, а также включают воздействие других групп влияния, интересы которых пересекаются в системе предпринимательства. В предпринимательской среде формируются и предпринимательские риски, определяющие необходимость принятия решений предпринимателями в условиях экономической неопределенности.

В результате взаимодействий, образующих предпринимательскую среду, развития различных форм сотрудничества, формирования разного рода объединений предпринимателей, проявляются интегративные свойства и закономерности предпринимательства, то есть процессы интеграции его элементов и подсистем в целостную систему.

Одной из ключевых составляющих системы предпринимательства являются ценностные ориентации предпринимателей, непосредственно влияющие на процессы целеполагания, то есть определяющие совокупность целей системы предпринимательства. Вопрос механизма формирования ценностных ориентаций предпринимателей остается объектом научных дискуссий, поскольку существует значительный разброс во взглядах, определяемый ролью и степенью влияния, которая отводится учеными в этом процессе индивидуальным характеристикам человеческой личности и воздействию социума. Мы придерживаемся той точки зрения, что постановка целей предпринимательской деятельности и выбор средств их достижения происходит в контексте, заданном совокупностью личностных свойств предпринимателей и одновременно социальных норм, сформированных в обществе. В результате рациональное поведение предпринимателей, корректируется социальными аспектами ценностных ориентаций, вытекающими из принадлежности предпринимателей к определенным социальным группам и обществу в целом [1].

Формулируемые цели определяют функции предпринимательства как социально-экономической системы. Функции предпринимательства в этом аспекте многообразны, поскольку их реализация связана с необходимостью достижения многокритериальных целей и происходит в условиях его активного взаимодействия со средой функционирования. Например, инновационная функция предпринимательства состоит в создании и внедрении в практику новых предпринимательских идей. Экономическая функция предпринимательства заключается в осуществлении видов предпринимательской деятельности, способствующих динамичному экономическому росту, повышению эффективности использования ресурсов, удовлетворению экономических потребностей. Социальная функция определяется осуществлением творческой реализации предпринимателей, расширенным воспроизводством человеческого потенциала, решением ряда социальных проблем. Управленческая функция реализуется в

формировании предпринимательских структур, выработке стратегий конкуренции и сотрудничества предпринимателей, установлении деловых контактов, принятии решений в условиях экономической неопределенности и риска. Ресурсно-экологическая функция предпринимательства связана с рациональным комбинированием и использованием ресурсов, учитывающим существующие ограничения и наличие экологических проблем.

Все многообразие рассмотренных выше и других функций предпринимательства осуществляется в процессе предпринимательской деятельности, включающем выработку, обоснование и реализацию предпринимательских идей.

Практическое осуществление предпринимательской деятельности происходит в рамках создаваемых предпринимателями предпринимательских структур. В них протекают процессы основного и сопутствующих видов предпринимательской деятельности, обеспечивающие и инновационноинвестиционные процессы.

В качестве «выхода» системы предпринимательства выступают результаты (эффекты), то есть продукт предпринимательской деятельности.

Рассмотрение всех составляющих системы предпринимательства во взаимосвязи и диалектическом единстве создает основу для дальнейшего исследования, включающего изучение динамики их взаимодействия, которое необходимо для раскрытия сущности проблем управления предпринимательством. Системе предпринимательства присуще саморазвитие, движущей силой которого являются внутренние противоречия, во многом связанные с несовпадением интересов предпринимателей. Стремление каждого из предпринимателей достичь максимальной эффективности своей деятельности в условиях ограниченности экономических ресурсов приводит к возникновению и усилению конкурентной борьбы между ними. Одновременно система предпринимательства активно взаимодействует со средой функционирования, изменения которой побуждают ее к развитию и переходу на качественно новый уровень, ха-

растеризующийся совершенствованием использования факторов производства, внедрением инноваций, повышением уровня самоорганизации.

Управление предпринимательством призвано обеспечить разрешение существующих противоречий и перевод системы предпринимательства на более высокий уровень развития, который приводит к возникновению новых противоречий и их последующему разрешению, что составляет непрерывный диалектический процесс развития предпринимательства.

Таким образом, проведенное исследование показывает, что предпринимательство представляет собой специфическую социально-экономическую систему, одной из важнейших составляющих которой являются ценностные ориентации предпринимателей. Представляется актуальным формирование концепции исследования системы предпринимательства, основанной на междисциплинарном подходе, что позволяет расширить границы теоретических подходов к управлению, существующие в настоящее время.

Список литературы

1. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1997.

2. Галаган А.А. История предпринимательства российского. От купца до банкира. М.: Ось-89, 1997.

3. Говорин А.А. Инфраструктура современного предпринимательства: проблемы теории и практики. М.: Финстатинформ, 1999. 174 с.

4. Кириллов Л.Г., Емельянова Т.Э. Конструируем управление. Челябинск: Полиграфическое объединение «Книга», 2004.

5. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М.: Новый Логос, 2000.

6. Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации. М.: Книжный мир, 2011.

7. Могилевский В.Д. Методология систем. М.: Экономика, 1999.

8. Предпринимательство, рынок и экономический рост : Сборник / ин-т экономики РАН. Науч. ред. Е. М. Бухвальд, А. В. Виленский. М., 2002. 200 с.

9. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968.

10. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики / Под ред. Г.Б. Клейнера. М.: Наука, 2002.

11. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика. Власть и бизнес. М., 1999.

12. Эльстер Ю. Социальные нормы и экономическая теория // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып. 3. М., 1993.

13. Etzioni A. The Moral Dimension: Toward a new Economics. N.Y., L.,

1988.

14. Newbould G., Luffman G. Successful business politics. L., 1989.

15. Pinchot Gifford III. Intrapreneuring. N.Y.: Harper Collins Publishers, 1985.

References

1. Avtonomov V.S. Model’ cheloveka v ekonomicheskoi nauke [The model of individual in economics]. SPb.: Ekonomicheskaya shkola, 1997.

2. Galagan A.A. Istoriya predprinimatel ’stva rossiiskogo. Ot kuptsa do bankira [The history of Russian entrepreneurship. From merchant to banker]. M.: Os’-89, 1997.

3. Govorin A.A. Infrastruktura sovremennogo predprinimatel’stva: problemy teorii i praktiki [The infrastructure of modern entrepreneurship: the problems of theory and practice]. M.: Finstatinform, 1999. 174 p.

4. Kirillov L.G., Emel’yanova T.E. Konstruiruem upravlenie [Constructing management]. Chelyabinsk: Poligraficheskoe ob’edinenie “Kniga”, 2004.

5. Kolesnikova L.A. Predprinimatel ’stvo i malyi biznes v sovremennom gosu-darstve: upravlenie razvitiem [Entrepreneurship and small business in the modern state: managing the development]. M.: Novyi Logos, 2000.

6. Kommentarii k grazhdanskomu kodeksu Rossiiskoi Federatsii [Commentary to the Civil Code of Russian Federation]. M.: Knizhnyi mir, 2011.

7. Mogilevskii V.D. Metodologiya system [The methodology of systems]. M.: Ekonomika, 1999.

8. Predprinimatel stvo, rynok i ekonomicheskii rost [Entrepreneurship, market and economic growth], ed. E.M. Bukhval’d, A.V. Vilenskii. М., 2002. 200 p.

9. Seligmen B. Osnovnye techeniya sovremennoi ekonomicheskoi mysli [The mainstreams of modern economic ideas]. M.: Progress, 1968.

10. Strategiya razvitiya predprinimatel’stva v real’nom sektore ekonomiki [The strategy of entrepreneurship development in the real sector of economy], ed. G.B. Kleiner. M.: Nauka, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Shamkhalov F.I. Gosudarstvo i economika. Vlast’ i biznes [The state and economy. Governance and business]. M., 1999.

12. El’ster Yu. Sotsial’nye normy i ekonomicheskaya teoriya [Social norms and economics]. THESIS: teoriya i istoriya ekonomicheskikh i sotsial’nykh institutov i sistem. Ed. 3. M., 1993.

13. Etzioni A. The Moral Dimension: Toward a new Economics. N.Y., L.,

1988.

14. Newbould G., Luffman G. Successful business politics. L., 1989.

15. Pinchot Gifford III. Intrapreneuring. N.Y.: Harper Collins Publishers, 1985.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Левченко Татьяна Павловна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой гостиничного и ресторанного бизнеса

Сочинский государственный университет

ул. Советская, 26а, г. Сочи, Краснодарский край, 354000, Россия e-mail: lekonst@mail. ru

Яковлева-Чернышева Анна Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики

Сочинский институт Восточной экономико-юридической гуманитарной академии

ул. Возрождения, 8, г. Сочи, Краснодарский край, 354054, Россия e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHORS

Levchenko Tatiana Pavlovna, Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Hotel and Restaurant Business Department

State University of Sochi

26a, Sovetskaya street, Sochi, Krasnodarskii krai, 354000, Russia e-mail: lekonst@mail. ru

Yakovleva-Chernysheva Anna Yurievna, Candidate of Economic Sciences, Institute of Sochi, Associate Professor of the Economics Department

East Humanitarian Academy of Economics and Law, Institute of Sochi

8, Vozrozhdeniya street, Sochi, Krasnodarskii krai, 354054, Russia e-mail: [email protected]

Рецензент:

Андреев Валерий Дмитриевич, доктор экономических наук, профессор, Сочинский государственный университет, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и аудита

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.