Научная статья на тему 'Формирование методологических подходов к управлению социальноэкономической системой предпринимательства'

Формирование методологических подходов к управлению социальноэкономической системой предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ENTREPRENEURSHIP / MANAGEMENT / METHODOLOGICAL PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева-чернышева А. Ю.

Статья посвящена методологическим проблемам управления предпринимательством как социально-экономической системой. Раскрываются важнейшие методологические принципы управления, дополняемые автором с учетом ценностных аспектов, расширения предмета управления и необходимости обеспечения сбалансированности интересов групп влияния, взаимодействующих в системе предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATION OF METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE MANAGEMENT OF ENTREPRENEURSHIP AS A SOCIO-ECONOMIC SYSTEM

The article is devoted to methodological issues of managing entrepreneurship as a socio-economic system. It reveals important methodological principles of management, complemented by the author, taking into account aspects of value, the expansion of the subject of management and the need to balance the interests of stakeholders, interacting in the system of entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Формирование методологических подходов к управлению социальноэкономической системой предпринимательства»

Как видно из рис. 9, Россия имеет положительную динамику во всех сценариях развития (даже при неизменном состоянии показателя средней продолжительности жизни среди мужчин). Поэтому следует рассмотреть ситуацию при наименее и наиболее благоприятном сценарии развития (модель 1 и модель 4).

При наиболее благоприятном из предложенных сценариев развития, если средняя продолжительность жизни среди мужчин будет расти на 1,5 года ежегодно, т. е. данные в 2011 г. будут составлять 61,5 года, в 2012 - 63, в 2013 - 64,5, в 2014 - 66, в 2015 - 67,5, то место России в глобальном рейтинге конкурентоспособности среди выбранных стран при данных показателях будет следующим: в 2011-2013 гг. Россия будет на 13-м месте, а в 2014-2015 гг. она достигнет 11-го места.

Таким образом, если Россия сможет улучшить свои демографические показатели и показатели технологической модернизации, достигнув вышеупомянутых критериев, то она сможет существенно повысить уровень конкурентоспособности своей экономики.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Выявлено, что наиболее важными факторами, влияющими на конкурентоспособность России и на основе которых составлялись регрессионные модели, являются следующие:

1. Конечные потребительские расходы в постоянных ценах 2000 г.;

2. Общий рост ВВП.

На основании этого были построены имитационные модели, на основе которых были представлены сценарии возможного развития конкурентоспособности России, на базе выявленных факторных показателей, улучшение которых приведет к росту конкурентоспособности России. Мы считаем, что сюда следует относить среднюю продолжительность жизни среди мужчин.

Улучшение динамики хотя бы одного из вышеперечисленных показателей приведет к увеличению роста российской экономики, а совокупное увеличение показателей экспорта высокотехнологичных товаров и средней продолжительности жизни среди мужчин даст существенный экономический рост, который позволит России занять достойное место в глобальном рейтинге конкурентоспособности.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Яковлева-Чернышева А.Ю., к.э.н., доцент кафедры экономики Сочинского института Восточной экономико-юридической

гуманитарной академии

Статья посвящена методологическим проблемам управления предпринимательством как социально-экономической системой. Раскрываются важнейшие методологические принципы управления, дополняемые автором с учетом ценностных аспектов, расширения предмета управления и необходимости обеспечения сбалансированности интересов групп влияния, взаимодействующих в системе предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательство; управление; методологические принципы.

THE CREATION OF METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE MANAGEMENT OF ENTREPRENEURSHIP AS A SOCIO-ECONOMIC SYSTEM

Yakovleva-Chernysheva A., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Economics Department, East Humanitarian

Academy of Economics and Law, Institute of Sochi

The article is devoted to methodological issues of managing entrepreneurship as a socio-economic system. It reveals important methodological principles of management, complemented by the author, taking into account aspects of value, the expansion of the subject of management and the need to balance the interests of stakeholders, interacting in the system of entrepreneurship.

Keywords: entrepreneurship; management; methodological principles.

Многоуровневый и многоаспектный характер предпринимательства неизбежно связан с развитием существующих подходов к его исследованию как социально-экономической системы. Одновременно множественность подходов к управлению социально-экономическими системами обусловливает актуальность формирования методологических положений управления системой предпринимательства, наиболее адекватных тенденциям ее развития на современном этапе.

В настоящее время понятие «методология» не имеет общепринятой трактовки. В наиболее широком толковании методология «представляет собой совокупность наиболее общих категориально отрефлексированных мировоззренческих принципов в их применении к решению теоретических и практических задач» [6, с. 88]. В более узком смысле она рассматривается как «логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели, предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат» [4, с. 30]. На наш взгляд, с позиций научного обоснования управления предпринимательством, роль методологии заключается в формировании особого инструментария, который включает систему принципов, методов и средств, а также конкретные апробированные приемы и процедуры решения поставленных задач.

Системный подход к управлению предпринимательством предполагает применение соответствующих методологических принципов. Существует значительное количество общих (универсальных), общесистемных и специфических принципов управления, класси-

фикации которых неоднократно производились в литературе [1],

[2], [3], [5].

По нашему мнению, принципы управления системой предпринимательства связаны, в первую очередь, с ее общесистемными характеристиками, такими как целостность, вероятностность, делимость на подсистемы, связность, иерархичность частей, устойчивость по отношению к внешним воздействиям, динамизм, эмер-джентность, неаддитивность и др.

Исходя из этого, к наиболее значимым методологическим принципам управления предпринимательством мы относим принципы иерархичности, декомпозиции, целенаправленности, саморазвития, адаптации, управляемости, контролируемости и многокритериаль-ности.

Принцип иерархичности заключается в том, что управление предпринимательством осуществляется на уровне государства, регионов, отраслей и отдельных организаций. Субъектами управления являются органы управления, действующие на различных иерархических уровнях. Органы управления, внутренние по отношению к осуществляющим предпринимательскую деятельность организациям, действуют на микроуровне. Внешние органы управления действуют на макроуровне (федеральные) и мезоуровне (региональные и муниципальные (локальные)).

Формирование иерархической структуры управления предпринимательством осуществляется на основе принципа декомпозиции. В иерархии системы управления предпринимательством органам управления федерального уровня делегируются полномочия, свя-

занные с выработкой общей концепции и стратегии управления, а на региональном и муниципальном уровнях - полномочия по решению частных и тактических задач.

Принцип целенаправленности связан с тем, что управление предпринимательством стремится к достижению некоторых целей, то есть к приданию системе предпринимательства требуемых свойств или состояний посредством управляющих воздействий. При этом преследуются одновременно внутренние цели, связанные с сохранением устойчивости системы, и внешние, характеризующие ее взаимодействие со средой функционирования.

Управление предпринимательством предполагает необходимость соблюдения принципа саморазвития. Развитие системы предпринимательства происходит под воздействием двух противоположных тенденций. С одной стороны, стремление к сохранению ее стабильности создает предпосылки для устойчивости к воздействиям, включая осуществляемые управляющей подсистемой. С другой стороны, необходимость совершенствования управления в процессе достижения поставленных целей приводит к постоянным трансформациям, в результате которых управление предпринимательством, как и само предпринимательство, постоянно изменяются. Происходящие изменения могут носить позитивный (прогрессивный) характер, приводя к совершенствованию управления предпринимательством, и негативный, означающий регресс в тех или иных сферах его осуществления.

Принцип адаптации определяется способностью управления системой предпринимательства менять свои свойства в соответствии с динамически меняющимися характеристиками условий и факторов среды. Он направлен на борьбу с факторами неопределенности, заключенными в самой системе предпринимательства, исходящими из среды ее функционирования и формирующимися во взаимодействии между ними. Реализация этого принципа возможна при условии эффективного информационного обеспечения субъекта управления, наличия обратной связи, позволяющей своевременно осуществлять необходимые корректировки процессов управления в случае выявленных отклонений фактических значений.

Принцип управляемости означает, что все подсистемы и элементы системы предпринимательства должны быть управляемыми. Управляемость системы предпринимательства обеспечивается сочетанием двух диалектически взаимодействующих процессов: регулирование, осуществляемое субъектом управления, и саморегулирование системы. С принципом управляемости тесно связан принцип контролируемости, определяющий необходимость прямой или опосредованной контролируемости функционирования всех подсистем и элементов системы предпринимательства. Поскольку управлению предпринимательством присуща иерархичность, контроль и оценка качества функционирования каждого из уровней управления осуществляются вышестоящим, а контроль над высшим уровнем производится субъектом управления, находящимся в социально-экономической надсистеме общества. Можно выделить два аспекта осуществления контроля и оценки. Во-первых, они связаны с формулированием требований субъекта управления к ожидаемым (желаемым) характеристикам системы предпринимательства, во-вторых, - с определением уровня эффективности функционирования системы.

Принцип многокритериальности предопределяется необходимостью учета различных критериев эффективности и совершенствования управления системой предпринимательства в целях оптимизации ее функционирования. Наиболее продуктивным подходом в данном случае представляется осуществление выбора и расстановки приоритетов между относительно небольшим числом значимых параметров, позволяющих получить всестороннюю количественную и качественную характеристику желаемого состояния и осуществления функций системы предпринимательства.

Мы предлагаем дополнить рассмотренные выше универсальные методологические принципы управления предпринимательством специфическими принципами, выбор которых определяется особенностями системы предпринимательства. По нашему мнению, основным из них является принцип ценностной ориентированности, с которым тесно связаны принципы расширения предмета управления и учета интересов групп влияния (стейкхолдеров).

Принцип ценностной ориентированности означает, что управление предпринимательством направлено на максимизацию ценности. При этом максимизация ценности рассматривается не только в экономической проекции, то есть как извлечение прибыли и

одновременно удовлетворение экономических потребностей общества, но и в социальной - как обеспечение социальной ориентированности предпринимательства, в первую очередь, на основе реализации его социальных и ресурсно-экологических функций. Здесь же отметим, что важным является и системный аспект ценностной ориентированности, заключающийся в том, что достижение цели является далеко не единственным требованием субъекта управления к системе предпринимательства. Одновременно должен обеспечиваться определенный уровень качества протекающих в ней процессов.

Принцип расширения предмета управления определяется усложнением системы предпринимательства, изменением ее качественных характеристик, трансформацией старых и формированием новых социально-экономических институтов, процессов и явлений в ней. В частности, эволюция представлений о роли и функциях предпринимательства в социально-экономической системе общества требует формирования соответствующих механизмов их практической реализации.

Принцип учета интересов групп влияния (стейкхолдеров) связан с тем, что функционирование предпринимательства происходит в условиях пересечения интересов различных групп влияния, непосредственно или косвенно участвующих в процессе управления. То есть функционирование системы предпринимательства должно приносить выгоды не только какой-либо одной группе влияния, например, предпринимателям или общественным организациям, но всем заинтересованным сторонам.

Важным следствием принципа учета интересов стейкхолдеров является установление конкретных показателей эффективности управления или их взаимосвязанной системы, то есть многокритериальной системы оценки эффективности управления предпринимательством, что соответствует рассмотренному выше общесистемному принципу многокритериальности, но наполняется конкретным содержанием, определяемым особенностями системы предпринимательства.

Значимость рассмотренных выше специфических принципов состоит в том, что они предполагают учет влияния ценностных ориентаций и, следовательно, интересов субъектов, действующих в системе предпринимательства, на ее функционирование, что создает основу для более эффективного осуществления процесса управления.

Процесс управления предпринимательством основан на фундаментальных и прикладных разработках теории управления, экономической и социальной теории, успешно применяемых в практике, и может быть представлен как комплекс последовательно выполняемых универсальных управленческих функций. Функции управления осуществляются посредством взаимосвязанных управляющих воздействий, направленных на обеспечение качественного функционирования и динамичного развития системы предпринимательства в интересах всех стейкхолдеров. При этом решаются две основные задачи: стратегическая, обеспечивающая развитие предпринимательства, достижение количественных и качественных целевых параметров, устанавливаемых органами управления, и тактическая, связанная с поддержанием устойчивого функционирования системы предпринимательства и эффективного взаимодействия всех субъектов, участвующих в ее деятельности.

Процесс управления системой предпринимательства, в рамках которого осуществляется решение указанных задач, представляет собой замкнутый цикл, состоящий из ряда этапов.

На первом этапе процесса управления при помощи таких методов и приемов исследования, как классификация, сравнение, экономический анализ, экономико-математическое моделирование и др., производится оценка текущего состояния системы предпринимательства, выявляются существующие в ней проблемы и тенденции ее развития. Одним из ключевых вопросов этого этапа является исследование стейкхолдеров, включающее сбор необходимой информации и классификацию основных групп влияния, в том числе выявление экономических и социальных аспектов их интересов. Интересы групп влияния относительно стабильны во времени и определяют их поведение в системе предпринимательства, намерения прилагать разные усилия для давления на предпринимателей с целью скорректировать их поведение в соответствии с этими интересами, что обусловливает необходимость определения приоритетов и возможностей стейкхолдеров.

В этих целях представляется возможным осуществлять при помощи метода экспертных оценок ранжирование стейкхолдеров

и выстраивать, таким образом, иерархию относительной важности тех или иных групп влияния для управления предпринимательством. Установление приоритетов различных групп стейкхолдеров с позиций управления предпринимательством позволяет определить, какое им следует уделять внимание при формулировании целей управления и выборе средств их достижения.

На втором этапе процесса управления при помощи методов экономико-математического моделирования осуществляется прогнозирование и выбор оптимального варианта развития системы предпринимательства с учетом интересов стейкхолдеров и на этой основе производится постановка целей и задач управления предпринимательством, формирование механизма управления, принятие решений о методах решения проблем и достижения сформулированных целей.

Важным аспектом постановки целей управления является определение области достижимости, позволяющее очертить множество возможных состояний системы предпринимательства, предельные из которых могут быть достигнуты в случае оптимального функционирования системы. Наиболее продуктивной является постановка целей, близких к предельным состояниям системы предпринимательства, что создает предпосылки для качественного функционирования, направленного на достижение максимальных результатов и обеспечивающего наиболее рациональное использование ресурсов. При этом объем и структура имеющихся в настоящий момент времени и прогнозируемых ресурсов определяют количественные параметры ресурсного потенциала, а необходимость достижения поставленных целей задает направления его мобилизации и развития.

Таким образом, существует сложная взаимосвязь целей и ресурсов в процессе управления предпринимательством, обусловливающая, по нашему мнению, актуальность применения программно-целевого подхода. В рамках данного исследования программноцелевой подход предлагается осуществлять с учетом рассмотренных выше методологических принципов управления системой предпринимательства. Представляется, что это позволит повысить эффективность его применения органами управления, в первую очередь, на мезоуровне. Особенностью использования программноцелевого подхода при осуществлении процесса управления предпринимательской деятельностью является то, что принятие решений относительно выбора наиболее эффективных методов управления и мер управляющего воздействия включает, в частности, определение методов, которые в наибольшей степени подходят для управления группами влияния. В связи с этим, можно выделить два основных подхода к балансированию интересов стейкхолдеров в процессе управления системой предпринимательства:

- постоянная адаптация управления, корректировка управляющих воздействий на основе аналитической информации, получаемой с использованием различных экономических и социологических методов исследования, позволяющих снизить степень неопределенности предпринимательской среды;

- формирование стратегического взаимодействия, основанного на отношениях партнерства между группами влияния.

На наш взгляд, в наибольшей мере современным тенденциям развития теории и практики управления предпринимательством соответствует второй из рассмотренных выше подходов.

Третий этап процесса управления предпринимательством включает практическую реализацию всех необходимых функций, связанных с обеспечением действия механизма управления (координацию, согласование, регламентацию, мотивацию групп влияния).

Четвертый этап процесса управления - оценка эффективности управляющих воздействий - осуществляется с учетом много-критериальности управления. Для проведения многокритериальной оценки эффективности управления предпринимательством необходима разработка аналитической системы критериев и показателей оценки. В этих целях определяются частные критерии оценки эффективности, по каждому из которых формируются группы характеризующих их показателей. Для получения интегральной оценки эффективности, по нашему мнению, целесообразно применение метода расстановки приоритетов. С предлагаемыми методами оценки эффективности управления тесно связано решение задачи оптимизации достижения многокритериальной эффективности управления, которая может быть осуществлена при помощи механизма оценки достижимости целей. Для этого могут быть использованы матричные свертки и строиться графы, представляющие собой сеть оптимальных вариантов достижения целевого уровня эффективно-

сти управления предпринимательством.

Исходя из результатов оценки эффективности управления, формирующих актуальную информационную базу о результативности управляющих воздействий, а также на основе выявленных направлений оптимизации, возможно осуществление пятого этапа процесса управления. На этом этапе осуществляется регулирование, то есть проводятся корректирующие управляющие воздействия, направленные на совершенствование управления предпринимательством.

Таким образом, методологические подходы к управлению предпринимательством основаны на универсальных и специфических принципах, среди которых мы особо выделяем принцип ценностной ориентированности и тесно связанные с ним принципы расширения предмета управления и учета интересов стейкхолдеров. Их значимость, в частности, состоит в учете влияния ценностных ориентаций и, следовательно, интересов стейкхолдеров на функционирование системы предпринимательства, что создает основу для более эффективного осуществления процесса управления.

Литература:

1. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления [Текст] : курс лекций / Г.В. Атаманчук. М.: Омега-Л, 2004. 584 с.55

2. Государственное управление: Словарь-справочник (по материалам ‘International Encyclopedia of Public Policy and Administration’) [Текст] / Под ред. Л.Т. Волчковой, Л.Б. Кузнецовой, В.Н. Мининой, М. Хольцера, Дж. Шафрица. СПб: Петрополис, 2001. 632 с.

3. Зеркин, Д.П. Основы теории государственного управления [Текст] / Д.П. Зеркин, В.Г. Игнатов. М.: Теса, 2000.

4. Коротков, Э.М. Исследование систем управления [Текст] /

Э.М. Коротков. М.: ДеКА, 2000.

5. Кунц, Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций [Текст] : Пер. с англ. / Г. Кунц, С. О’Доннел. М.: Экономика, 1981.

6. Методологические проблемы дисциплинарных и междисциплинарных исследований в социально-гуманитарных науках [Текст] : коллективная монография. С.-Петерб. акад. упр. и экон. ; ред. В.А. Гневко. СПб. : Изд-во СПбАУЭ, 2010. 250 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.