Научная статья на тему 'Экономический потенциал предпринимательства как макроэкономического явления'

Экономический потенциал предпринимательства как макроэкономического явления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
744
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ДЕФОРМИРОВАННАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / BUSINESS ACTIVITY / BUSINESS / ECONOMIC POTENTIAL OF BUSINESS / DEFORMED BUSINESS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карасева Л. А.

В статье методологически и теоретически уточняется представление о роли предпринимательской деятельности и предпринимательства в экономической системе. В последнее время исследователями дается весьма завышенная оценка их роли в современной российской экономике. Цель статьи соотнести между собой предпринимательскую деятельность и предпринимательство как макроэкономическое явление экономики, имеющее в ней особую роль. Основным результатом исследования стало раскрытие собственного потенциала предпринимательства как явления экономики и рассмотрение осуществления деятельности предпринимателя как элемента экономического потенциала предпринимательства. Предпринимательство как макроэкономическое явление есть система взаимоотношений предпринимательской деятельности и предпринимательской среды. Взаимодействие элементов такой системы и определяет социально-экономическое содержание предпринимательства. Автор использовал методологию экономической теории и разрабатываемый им структурно-уровневый подход к исследованию экономических отношений. Полученные результаты могут применяться как в образовательном процессе, так и на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC POTENTIAL OF BUSINESS VIEWED AS A MACROECONOMIC PHENOMENON

The paper methodologically and theoretically refines the understanding of the role of business and entrepreneurship in the economic system. The author states that recently researchers give a very inflated estimate of their role in the modern Russian economy. The purpose of the article is to compare business activity and entrepreneurship as macroeconomic phenomenon of economy which has a special role in it. The author discusses own potential of business as economic phenomenon and considers entrepreneurial activity as an element of the economic potential of entrepreneurship. Entrepreneurship as a macroeconomic phenomenon is a system of relations between business and business environment. Interaction of elements of such a system determines socio-economic content of entrepreneurship. The author uses the methodology of economic theory and original structural-level approach to the study of economic relations. The results obtained can be used both in educational process, and in practice.

Текст научной работы на тему «Экономический потенциал предпринимательства как макроэкономического явления»

объект, требования к ее входу, анализируют параметры канала обратной связи и в последнюю очередь - параметры процесса в объекте [4, с. 208].

Таким образом, с позиций системно-функционального подхода нет «хороших» или «плохих» организационных структур национального хозяйства, их эффективность всегда относительна. В этом смысле дилемма «коммунизм или капитализм» надумана, каждый тип хозяйства имеет свои плюсы и минусы; та или иная модель управления - это инструмент проведения определенной экономической политики, нацеленной на решение наиболее актуальных для данного периода политико-экономических задач. С позиций социологии об этом убедительно писал П.А. Сорокин и другие основоположники теории конвергенции двух противоположных социально-экономических систем [3, с. 77]. Примерно то же самое можно сказать о преимуществах и недостатках различных подходов к изучению долговременной эволюции структурных типов экономических организаций: они являются относительными. Применение цивилизационного и системного подходов позволяет отказаться от линейного представления о сути экономического прогресса, сводящего его к непрерывному росту, дает возможность изучать текущие события в исторической

динамике, выявить закономерности экономического развития, использование которых повышает эффективность функционирования экономики, адекватно прогнозировать экономическое развитие.

Таким образом, все рассмотренные выше подходы к изучению исторического развития хозяйственных организаций различных типов и масштабов являются взаимодополняющими, акцентирующими какие-либо грани столь сложного процесса, как долгосрочное развитие хозяйства.

1. Авдокушин Е.Ф. «Новая экономика»: сущность и структура // Экономическая теория на пороге XXI века-5. Неоэкономика / под ред. Ю.М. Осипова и др. М., 2001.

2. Бережная Е.В. Математические методы моделирования экономических систем: учеб. пособие для вузов. М., 2005.

3. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Новая экономико-политическая реальность глобального мира: будущее России // Новая политика для новой экономики: доклады и выступления / под ред. А.В. Бузгалина, М., 2003.

4. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Теория социально-экономических трансформаций М., 2003.

5. Гоигорян А.Л. Проблемы определения термина «новая экономика» // Экономика и менеджмент: ученые записки. Воронеж, 2007. Вып. 5. Ч. 2.

УДК 330101541 Л.А. Карасева

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ

В статье методологически и теоретически уточняется представление о роли предпринимательской деятельности и предпринимательства в экономической системе. В последнее время исследователями дается весьма завышенная оценка их роли в современной российской экономике. Цель статьи - соотнести между собой предпринимательскую деятельность и предпринимательство как макроэкономическое явление экономики, имеющее в ней особую роль. Основным результатом исследования стало раскрытие собственного потенциала предпринимательства как явления экономики и рассмотрение осуществления деятельности предпринимателя как элемента экономического потенциала предпринимательства. Предпринимательство как макроэкономическое явление есть система взаимоотношений предпринимательской деятельности и предпринимательской среды. Взаимодействие элементов такой системы и определяет социально-экономическое содержание предпринимательства. Автор использовал методологию экономической теории и разрабатываемый им структурно-уровневый подход к исследованию экономических отношений. Полученные результаты могут применяться как в образовательном процессе, так и на практике.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, предпринимательство, экономический потенциал предпринимательства, деформированная предпринимательская деятельность.

L.A. Karaseva

ECONOMIC POTENTIAL OF BUSINESS VIEWED AS A MACROECONOMIC PHENOMENON

The paper methodologically and theoretically refines the understanding of the role of business and entrepreneurship in the economic system. The author states that recently researchers give a very inflated estimate of their role in the modern Russian economy. The purpose of the article is to compare business activity and entrepreneurship as macroeconomic phenomenon of economy which has a special role in it. The author discusses own potential of business as economic phenomenon and considers entrepreneurial activity as an element of the economic potential of entrepreneurship. Entrepreneurship as a macroeconomic phenomenon is a system of relations between business and business environment. Interaction of elements of such a system determines socio-economic content of entrepreneurship. The author uses the methodology of economic theory and original structural-level approach to the study of economic relations. The results obtained can be used both in educational process, and in practice.

Key words: business activity, business, economic potential of business, deformed business activity.

♦--------------------------------------------------

С предпринимательством (уже больше по традиции) связывают динамическую конкуренцию, инновационные характеристики экономического роста, в целом проявление частной инициативы и потенциала человека. Отсюда легко переходят к мысли о предпринимательстве как движущей силе развития рыночных отношений. Предприниматель в этом случае определяется исследователями как центральная фигура социально-экономической жизни. Получается весьма завышенная оценка его роли в современной экономике. Мало того, что состояние экономики и уровень экономического развития общества (и страны) не имеет в качестве критерия уровень развития предпринимательства, но и само предпринимательство при таком подходе превращается в фантом.

Данные проблемы важны для понимания современной российской экономики. В частности, можно ли рассматривать малое российское предпринимательство в качестве движущей силы экономического развития или ускорителя инновационного процесса [2, с. 51], если при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что оно таковым является лишь по форме?

В связи с этим методологически и теоретически актуально уточнение роли предпринимательской деятельности и ролей предпринимательства в экономической системе. Функциональный аспект анализа предпринимательской деятельности предполагает выявление (познание) форм связи, включение ее в экономическую систему, в структуру общественного производства. Эти формы связи, с одной стороны, не могут не отражать специфику природы предпринимательской деятельности, воплощая заложенный в ней потенциал. С другой, они объективно отражают характер и уровень развития экономической системы. Включаясь в экономическую систему, предпринимательская деятельность формирует экономическую среду предпринимательства, обладающую внутренней структурой осуществления потенциала по реализации предпринимательских идей. В этом смысле осуществление деятельности предпринимателя должно быть рассмотрено как элемент экономического потенциала предпринимательства (речь идет о собственном потенциале предпринимательства как явления экономики). Столь же важно соотнести между собой предпринимательскую деятельность и предпринимательство как макроэкономическое явление экономики.

Анализ экономической среды как объекта предпринимательской деятельности позволяет сделать следующие выводы.

1. Среда генерирования и реализации предпринимательских идей качественно разнородна. С одной стороны, она представлена экзогенными ограничителями предпринимательской активности, с другой - эндогенными условиями для свободной творческой деятельности предпринимателя по оптимизации использования ресурсов. В этом смысле раскрытие потенциала предпринимательства есть раскрытие (в основе) творческой природы человека как осуществление и соревнование предпринимательских идей.

Субъектами социального творчества являются не только собственники капитала, но и реальные его пользователи. Одни желают действовать по сложившимся правилам хозяйственной жизни, а другие - изменять окружающий их хозяйственный мир, становясь тем самым предпринимателями.

--------------------------------------------------♦

Общественная функция «быть предпринимателем» свою преобразующую роль проявляет в новой социально-экономической комбинации факторов производства. Отношения предпринимателя и собственников ресурсов задают характер экономической среды предпринимательства. Тем более что результат деятельности предпринимателя общество оценивает независимо от возможности осуществления предпринимательской активности.

В этом смысле предпринимательская деятельность есть технология социального перераспределения ресурсов, а предпринимательство - макроэкономическая форма такого перераспределения. Благодаря этому экономическое развитие зависимо от предпринимательской деятельности как элемента предпринимательства. Но «зависимость» и «двигатель» не одно и то же.

2. Генерируя новую предпринимательскую идею, предприниматель содержательно противоречит действующим социально-экономическим нормам, т.е. не признает эффективность сложившихся бизнес-форм. Он вовлекает в собственное экономическое пространство необходимые факторы деятельности, что позволяет реализовать интересы иным экономическим субъектам.

Собственной стороной рационализации предпринимательской деятельности становится оптимальное использование заданных социальных условий ее осуществления. Разрушая установившуюся социальную норму деятельностного существования, противореча сложившимся бизнес-формам, предпринимательская деятельность создает новое экономическое пространство, проектируя новую социально-экономическую норму для «запуска» очередной бизнес-формы.

Функционирующий бизнес оказывается способным, саморазрушаясь, при определенных условиях рождать предпринимательскую деятельность в массовом масштабе. Она, создавая новые социально-экономические нормы хозяйствования, снова превращается в бизнес, существуя в их сфере. Рано или поздно установленные нормы уже не будут опираться на адекватно познанные реальные детерминанты экономического развития производства, отставать от объективных потребностей экономического развития или препятствовать ему. Возникают основания для принятия предпринимательских решений.

Признание предпринимательства социальным институтом позволяет представить его как интегративный феномен общественных отношений, социально значимый элемент экономической системы.

3. Предпринимательство как макроэкономическое явление есть система взаимоотношений предпринимательской деятельности и предпринимательской среды. Взаимодействие элементов такой системы и определяет социально-экономическое содержание предпринимательства.

Превращение предпринимательской деятельности в предпринимательство (как реализующее свой макроэкономический потенциал) обнаруживает себя на уровне соответствия следующим критериям.

1. Количество реализованных предпринимательских и бизнес-идей.

2. Потенциал инноваций в экономике, их качественная характеристика, степень доминирования. И здесь принципиальной является характеристика этих идей:

- по новизне (предпринимательские (новаторские) или бизнес-идеи (традиционные));

- по содержанию (продуктовые, спекулятивные, управленческие или другие).

3. Концентрация предпринимательской активности.

4. Функциональный потенциал предпринимательства (способно ли оно двигать развитие экономики, и если способно, то в какую сторону?).

Здесь уместно привести замечание И.М. Тенякова

о том, что само по себе наличие большого числа нововведений еще ничего не говорит о направленности и перспективах национального экономического развития: нововведения могут как положительно влиять на развитие страны, так и тормозить его [3, с. 283 - 291, 284].

Взаимовлияние предпринимательской деятельности и внешней среды предстает не как случайное развитие предпринимательства, а как взаимосвязь превращенных форм, имеющих единую социально-экономическую природу.

Предпринимательские идеи могут возникать на разных уровнях функционирования экономических отношений в зависимости от степени развития самой предпринимательской деятельности и того, где формируется социальная потребность в ее осуществлении. Экономика создает предпосылки для рождения необходимых ей идей. Но идеи через фактическое осуществление предпринимательской деятельности воздействуют на развитие самой экономики.

Фаза предпринимательского существования, т.е. фаза преобразования внешней среды для воплощения качественно новой идеи, предполагает создание и запуск предпринимателем новых бизнес-форм. Соответственно в разных эпохах развития экономики предпринимательский поиск перемещается с одного уровня функционирования экономических отношений на другой: инновационными оказываются те или иные предпринимательские идеи.

На основе накопленного потенциала в бизнес-фазе своего существования предприниматель преодолевает сопротивление среды, рождает, формирует и осуществляет разные по типу предпринимательские идеи, однако среди них выделяются доминирующие, ключевые, наиболее распространенные, определяющие развитие предпринимательской деятельности и производства.

На рисунке отражено различение процессов функционирования (ось ординат) и развития (ось абсцисс); показано, что предпринимательские идеи могут возникать на разных уровнях функционирования экономических отношений, а массовое осуществление деятельности по реализации

ключевых типов предпринимательских идей является предпосылкой для возникновения предпринимательства как макроэкономического явления, изменяющего экономику в целом.

В результате анализа эволюции предпринимательской деятельности в разных экономиках (традиционной, индустриальной, информационной) выделим следующие типы предпринимательских идей:

- спекулятивные идеи - возникают как реакция на использование «чистых рыночных предпринимательских возможностей»;

- продуктовые идеи - возникают как реакция на динамичный рост потребностей в новых благах и услугах;

- технико-технологические идеи - возникают как реакция на возможность массового внедрения технических и технологических новаций в систему общественного производства;

- комбинаторные идеи - возникают как реакция на возможность увеличения эффективности производства за счет новаторского комбинирования факторов базовой деятельности по созданию благ и услуг;

- управленческие идеи - возникают как реакция на «фундаментальные вызовы внешней среды» в слое организационно-экономических отношений;

- адаптационные идеи - возникают вследствие про-блематизации хозяйственных отношений как результат рациональной (с позиции предпринимателя) оптимизации заданных условий хозяйствования (например, «налоговый менеджмент»).

При этом реальный сектор экономики впадает в зависимость от финансового (не финансовые потоки, как ранее, опосредуют товарное обращение, а, наоборот,

Влияние предпринимательской деятельности на развитие экономики через осуществление разных типов ключевых предпринимательских идей [1, с. 112]

товарное обращение все в большей степени определяется финансовыми потоками).

Скорость и глубина затрагивания предпринимателем разных слоев экономических отношений зависит от насыщения экономики предпринимательскими идеями разного типа, а также исчерпанности (достижения предела становления) бизнес-форм, в которых они реализуются.

Прослеживая эволюцию взаимоотношений предпринимателя с внешней средой, можно выделить три основные стратегии:

1) предпринимательское новаторство - преобразование среды;

2) предпринимательская мимикрия - приспособление к условиям среды;

3) предпринимательская имитация (копирование)

- использование успешных идей для создания собственных.

Наложение предпринимательских стратегий и типа доминирующих идей может уплотнить представленное понимание роли предпринимательской деятельности в развитии экономики. Происходит концентрация предпринимательской деятельности, усиливается напряженность предпринимательского поля в экономике, и предпринимательство превращается в важнейший элемент механизма экономического развития. Одновременно обнаруживаются и различные механизмы влияния предпринимательской деятельности и предпринимательства как макроэкономического явления на экономическое развитие.

1. Карасева Л.А., Зинатулин А.М., Петрищев М.В. Предпринимательство и конкуренция. Тверь, 2010.

2. Основы предпринимательства. Ростов н/Д, 2004.

3. Теняков И.М. Инновации: реальные и мнимые. Экономические проблемы инновационного развития. М., 2009.

УДК 332.145 М.А. Каткова

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

В данной статье проводится анализ сложившейся системы российского регионального стратегического планирования. Значительное внимание уделено принципам федеральной региональной политики на современном этапе развития рыночных отношений, которые свидетельствуют о том, что Министерство регионального развития РФ отказывается от «политики выравнивания», как якобы исчерпавшей себя, и все больше склоняется к «политике поляризованного развития», в рамках которой финансовые, материальные, человеческие, административные ресурсы фокусируются в «опорных регионах» («локомотивах», «полюсах роста»). Приводятся аргументы «за» и «против» «политики поляризованного развития», поскольку резкий экономический рост в одной точке пространства может быть сопряжен с опасным ростом общественного расслоения, территориальных диспропорций, политических издержек, социальным напряжением. Кроме того, сосредоточение огромного потенциала базовых отраслей и их инфраструктуры на относительно небольшой территории «регионов-локомотивов» приводит к резко возрастающей экологической нагрузке на все компоненты их окружающей среды.

Ключевые слова: стратегическое планирование, регионы роста, приоритеты.

M.A. Katkova

INSTITUTIONAL ASPECTS OF REGIONAL STRATEGIC PLANNING

This paper analyzes the existing system of Russian regional strategic planning. Considerable attention is given to the principles of federal regional policy at the present stage of development of market relations which indicate that the Ministry of Regional Development rejects "equalization policy" as a supposedly old-fsshioned policy and is increasingly inclined to use the "policy of polarized development", in which financial, material, human and administrative resources are focused in "key areas" ("locomotives", "growth poles"). The author presents arguments "for" and "against" the "policy of polarized development", as sharp economic growth in one area can be accompanied by a dangerous growth of social stratification, regional disparities, political costs, social tension. In addition, concentration of enormous potential of basic industries and infrastructure in a relatively small area of "regions locomotives" leads to rapidly increasing environmental pressure on all components.

Key words: strategic planning, growth regions, priorities.

В течение всего ХХ в. общество разрабатывало и применяло различные модели координации организационной и производственной деятельности для обеспечения рационального использования ограниченных ресурсов. Абстрагируясь от различных национальных форм проявления, можно выделить два основных типа этих моделей, сформировавшихся в первой половине ХХ в.: модель централизованного государственного планирования, возникшая в СССР, получившая распространение еще

в целом ряде стран и предусматривавшая директивное планирование, и модель государственного регулирования экономики (кейнсианская политика макроэкономического регулирования), господствовавшая в ряде экономически развитых стран в период с 1930-х по 1970-е гг. После Второй мировой войны в ряде европейских и азиатских государств1 значительно распространяется индикативное

1 Франция, Великобритания, Германия, Норвегия, Южная Корея, Турция, Япония.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.