ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
КУДАШЕВА Ю.С.
ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ
Аннотация. Необходимость разработки и успешной реализации стратегии социально-экономического развития каждого региона обуславливает возрастание интереса к реальному состоянию и потенциалу деятельности банковских структур. В этой связи современная ортодоксия не должна рассматривать уровень конкурентоспособности банковских услуг (и самого банка в целом как системы) лишь с позиции маркетинга, поскольку их успешное предложение должно ориентироваться на потребности не только клиентуры, самого банка, но и общества (региона) в целом.
При этом последние являются отражением эффективности решения целого комплекса социально-экономических, политических, демографических, экологических и иных проблем на региональном уровне. Ключевые слова: банк, конкурентоспособность, регион, стратегия, модель конкурентоспособности коммерческого банка в региональном пространстве.
KUDASHEVA Y.S.
THE FORMATION OF THE CONCEPT OF STRATEGIC COMPETITIVENESS OF COMMERCIAL BANKS I N THE REGIONAL MARKET
Abstract. The need to develop and successfully implement the strategy of social-economic development of each region stipulate the increase in the interest to the real state and potential of the activity of banking structures. In relation to this modern orthodoxy should not look at the level of competitiveness of banking services (and the bank overall as a system) only from the marketing position because their successful offer should focus on the needs not only of the clientele, the bank itself, but the society (region) on the whole.
At the same time, the latter are the reflection of the effectiveness of solving a whole complex of social-economical, political, demographic, environmental and other problems on the regional level.
Keywords: bank, competitiveness, region, strategy, model of competitiveness of a commercial bank in the regional space
В период реформации экономики коммерческий банк трудно назвать исключительно коммерческой организацией, имеющей одну цель — увеличение прибыли и рост благосостояния собственников. Это организация, которая в силу специфики своей деятельности является не просто организацией сферы услуг, а посредником между Центральным банком и экономикой страны и каждого отдельного региона.
Поэтому конкурентоспособность коммерческого банка — это не только показатель успешности его работы, но и индикатор, отражающий эффективность его посреднической деятельности на региональном рынке.
В этой связи важно уточнить теоретические основы и обосновать методологический подход к пониманию конкурентоспособности кредитной организации, развивающейся в региональной социально-экономической формации.
Несмотря на рыночную ориентацию предоставления банковских услуг, считаем, что современная ортодоксия не должна рассматривать уровень их конкурентоспособности лишь с позиции маркетинга, поскольку их успешное предложение должно ориентироваться на потребности не только клиентуры, самого банка, но и общества (региона) в целом. При этом последние являются отражением эффективности решения целого комплекса социально-экономических, политических, демографических, экологических и иных проблем на региональном уровне.
Необходимо отметить, что данное видение проблемы составляет основу построения концепции стратегического маркетинга.
Считаем возможным предположить, что высокий уровень конкурентоспособности банковского продукта формируется не только при оптимальном сочетании его цены и качества и последующем достижении финансового результата, но и при наличии социально-экономического эффекта от его реализации на обслуживаемом современном рынке (рис. 1).
Более того, обозначенные грани конкурентоспособности взаимосвязаны, а именно — чем больше вероятность того, что кредитная организация путем предложения конкретной услуги решит проблему частных и корпоративных клиентов, тем выше становится вероятность получения прибыли.
Такое понимание конкурентоспособности услуг, исключающее только маркетинговое видение данной проблемы, ориентирующее коммерческие банки на пересмотр экономической значимости их бизнеса, является стратегически важным для кредитной организации, действующей в регионе.
Рис. 1. Концепция формирования уровня конкурентоспособности услуг коммерческого банка как значимого участника региональной системы
В докладе Совета по национальной конкурентоспособности «Концепция-2020. Российские регионы. Проекты развития» отмечено, что в регионах есть понимание того, что реализация стратегических целей, способствующих повышению рейтинга национальной конкурентоспособности России, будет осуществляться на региональном уровне [1] (табл. 1).
Таблица 1.
Формирование современного взгляда на роль банковского бизнеса в регионе
Доклад Совета по национальной конкурентоспособности «Концепция-2020. Российские регионы. Проекты развития» В регионах есть понимание того, что реализация стратегических целей, способствующих повышению рейтинга национальной конкурентоспособности России, будет осуществляться на региональном уровне
Доклад «О конкурентоспособности России — 2011», опубликованный Всемирным экономическим форумом в рамках Центра по глобальной конкурентоспособности В стране, переходящей на новую модель инновационного развития и ориентирующей свои регионы на значимость социальной эффективности, концепция конкурентоспособности банковских структур требует нового осмысления
Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года Основными параметрами базового сценария развития округа являются: технологическая модернизация и повышение конкурентоспособности агропромышленного, топливно-энергетического и машиностроительного комплексов, достижение целевых значений всех федеральных целевых программ, действующих на территории Северо-Кавказского федерального округа и др.
Стратегия развития Ставропольского края до 2025 года Важнейшими направлениями развития края являются: конкурентоспособное позиционирование в экономическом пространстве; институциональное обеспечение интеграции и кооперации всех укладов региона и создание тем самым условий для развития конкурентоспособных сегментов экономики; наиболее полное удовлетворение потребностей региона в финансовых ресурсах благодаря управлению государственными финансами; развитие инновационных банковских услуг; создание фондов банковского управления; повышение роли бюджета и банков как инструментов решений важнейших стратегических, экономических и социальных задач и др.
Реализация данной концепции требует частных инвестиций, бюджетных средств и, конечно, активного участия со стороны банковских институтов.
Именно координация интересов всех заинтересованных субъектов экономики способна привести к достижению главной вершины пирамиды конкурентоспособности России — повышению качества жизни населения.
Изучив доклад «О конкурентоспособности России — 2011» [2], опубликованный Всемирным экономическим форумом в рамках Центра по глобальной конкурентоспособности, можно сделать вывод, что в стране, переходящей на новую модель инновационного развития и ориентирующей свои регионы на значимость социальной эффективности, концепция конкурентоспособности банковских структур требует нового осмысления.
На современном этапе реформирования регионов, стратегии их конкурентоспособного развития адаптируются под опубликованные концепции и направляются на достижение установленных в них целей и показателей.
Так, основными параметрами базового сценария, определенными в стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года [3], являются: технологическая модернизация и повышение конкурентоспособности агропромышленного, топливно-энергетического и машиностроительного комплекса, металлургической и химической промышленности; реализация транзитного потенциала Северо-Кавказского федерального округа путем развития соответствующей транспортной инфраструктуры; достижение целевых значений всех федеральных целевых программ, действующих на территории СевероКавказского федерального округа; развитие на уровне планируемых показателей туристического кластера в Ставропольском крае и др.
Очевидно, что без наличия конкурентоспособного банковского сектора подобные преобразования могут стать невозможными.
В качестве важнейших направлений, отмеченных в Стратегии развития Ставропольского края до 2025 года [4], фигурирует следующее: конкурентоспособное позиционирование Ставропольского края в экономическом пространстве; институциональное обеспечение интеграции и кооперации всех укладов региона, создание тем самым условий для развития конкурентоспособных сегментов экономики; наиболее полное удовлетворение потребностей региона в финансовых ресурсах благодаря управлению государственными финансами; создание реально действующей финансовой системы, гибко реагирующей на возникающие диспропорции в социально-экономическом развитии края; развитие инновационных банковских услуг; создание фондов банковского управления; повышение роли бюджета и банков как инструментов решения важнейших стратегических, экономических и социальных задач и др.
Таким образом, социально-экономическое развитие края, развитие конкурентоспособных сегментов экономики, реально действующая законодательная и финансовая системы, взаимодействие бюджетных ресурсов и банковских средств — это внешние аспекты региональной среды, на базе которых необходимо формировать современную концепцию стратегической конкурентоспособности коммерческого банка (рис. 2).
По нашему мнению, стратегическая конкурентоспособность коммерческого банка, действующего на региональном рынке, — это комплексный, динамичный показатель сравнительного уровня развития внутренних (банк) и внешних (регион) критериев его деятельности, отражающий эффективность стратегических и тактических решений, разрабатываемых его руководством, при которых предложение конкурентоспособных услуг (проектов) позволяет решить проблемы субъектов рынка, приносит социально-экономическую пользу региону и, как следствие, ведет к росту стоимости его бизнеса.
В нашем определении заложена комплексность понятия «конкурентоспособность банка», безусловно, складывающаяся из критериев как внутренней его работы, так и внешних факторов, способствующих или препятствующих его эффективному развитию.
Рис. 2. Значимые аспекты региональной среды, составляющие современную концепцию стратегической конкурентоспособности коммерческого банка
Считаем актуальным в основе построения новой концепции заложить три стратегических условия конкурентоспособности банка, реализующего свою важнейшую функцию — эффективное перераспределение финансовых ресурсов в регионе, среди которых (рис. 3):
- во-первых, рассмотрение и реализация конкурентоспособных проектов, адекватных современным потребностям клиентов — частных лиц, представителей бизнеса всех категорий, социальной инфраструктуры, государства;
- во-вторых, обязательность региононаправленности, социально- и экономикоориентиро-ванности данных услуг, проектов, механизмов, реализуемых в регионе;
- в-третьих, эффективное управление пассивной и активной бизнес-областями банковской деятельности, способствующее нахождению новых (или рассмотренных с новой позиции) схем и путей повышения доходности и рентабельности деятельности банка, финансовой и рыночной устойчивости, снижения рисковости, а следовательно, благоприятно отражающееся на росте благосостояния его собственников.
Реализация конкурентоспособных проектов, адекватых
современным потребностям клиентов банка
Регпононаправленность, социально-, и экономпкоорнентнрованнос ть банковских механизмов, реализуемых в регионе
Эффективное управление пассивной и активной бизнес-областями деятельности банка
Рис. 3. Стратегические условия, позволяющие сформировать современную модель конкурентоспособности коммерческого банка в региональном пространстве
Однако успешное выполнение всех обозначенных нами условий достижения стратегической конкурентоспособности коммерческим банком возможно только при совокупности всех
характерных факторов, дающих адекватное и полное представление о состоянии банковского бизнеса в конкретном регионе, угрозах макросреды и возможного влияния ближайшего внешнего окружения кредитной организации.
Литература
1. Доклад Совета по национальной конкурентоспособности «Концепция-2020. Российские регионы. Проекты развития» [Текст] / Совет по национальной конкурентоспособности. — М., 2008.
2. Доклад «О конкурентоспособности России — 2011». Закладывая фундамент устойчивого процветания [Текст] /Всемирный экономический форум. — Женева. 2011.
3. Рассказов С. В. Стабильность финансовой системы как условие устойчивого социально-экономического развития России [Текст] / С. В. Рассказов, А. Н. Рассказова // Финансовый менеджмент. — 2007. — № 3. — С. 112-126.
4. Дорофеев М. Л. Сравнительный анализ стратегических моделей финансового менеджмента [Текст] /М. Л. Дорофеев // Финансовый менеджмент. — 2008. — № 2. — С. 31-41.
5. Кудашева Ю. С. Оценка конкурентоспособности коммерческих банков [Текст] / Ю. С. Кудашева,
H. Н. Куницына. — Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦВШЮФУ, 2008. — 200 с.
6. Смулов А. М. Современные проблемы взаимодействия промышленных предприятий и банков [Текст]/А. М. Смулов // Экономическая наука современной России. — № 2. — 2012. — С. 51-66.
References
I. Report of the Council on competitive advantage «Concept-2020. Russian Regions. Projects of Development» [Text] / Council on National Competitive Advantage //M., 2008.
2. Report «On Competitive Advantage of Russia 2011». Setting the Foundation of Stable Flourishing [Text] / World Economic Forum. - Geneva. 2011.
3. Rasskazov, S. V. Stability of the Financial System as a Condition of Stable Social-Economic Development of Russia [Text] / S. V. Rasskazov, A. N. Rasskazova // Financial Management. - 2007. - No. 3. - p. 112 - 126.
4. Dorofeev, M. L. Comparative Analysis of Strategic Models of Financial Management [Text] / M. L. Dorofeev //Financial Management. - 2008. - No. 2.-p. 31-41.
5. Kudasheva, Yu. S. Evaluation of Competitive Advantage of Commercial Banks [Text] / Yu. S. Kudasheva, N. N. Kunitsina. - Rostov-on-Don: NCSC of HS ofSFU, 2008. - 200 p.
6. Smulov A. M. Modern Problems of Interaction of Industrial Companies and Banks [Text] / A. M. Smulov // Economic Science of Modern Russia, No. 2, 2012, p.51-66.