УДК 336.7
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
WAYS TO IMPROVE THE COMPETITIVENESS OF THE BANKING SYSTEM
IN RUSSIA
Коробов Юрий Иванович
Korobov Yuriy Ivanovich
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой банковского дела, ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов
PhD (Economics), professor, head of the department of banking, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
На основе обобщения подходов к определению конкурентоспособности банковской системы в статье выделены ее основные уровни: конкурентоспособность отдельного банка и конкурентоспособность банковской системы в целом. Выделены конкурентные преимущества и недостатки отечественной банковской системы. Сделаны выводы о путях повышения конкурентоспособности банковской системы России.
Ключевые слова: банковская система, конкурентоспособность банка, конкурентоспособность банковской системы, конкурентные преимущества, конкурентные слабости.
The paper presents a general overview of different approaches to the definition of the competitiveness of the banking system and highlights its main levels: competitiveness of individual banks and competitiveness of the banking system as a whole. Competitive advantages and disadvantages of the Russian banking system are identified. Conclusions about ways to improve the competitiveness of the Russian banking system are made.
Keywords: banking system, bank competitiveness, banking system competitiveness, competitive advantages, competitive disadvantages.
История развития рыночной экономики в России и зарубежных странах, уроки экономических кризисов XX и XXI вв. убеждают нас в том, что одним из условий обеспечения экономической безопасности страны является эффективное и бесперебойное функционирование банковской системы.
В «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года» определено, что основной целью развития отечественного банковского сектора является активное участие в модернизации экономики на основе существенного повышения уровня и качества банковских услуг, предоставляемых организациям и населению, и обеспечения его системной устойчивости [1].
Поставленная стратегическая цель, а также внешняя экономическая и политическая нестабильность последних лет выводят на первый план проблему повышения конкурентоспособности российской банковской системы.
По авторитетному мнению крупнейшего российского специалиста по проблемам теории и практики конкуренции Ю.Б. Рубина,
конкурентоспособность - это способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях [6].
Поскольку участники конкуренции весьма многообразны - от мельчайшей клеточки экономического организма общества - отдельного предприятия - до целых стран или меж-страновых объединений, то и конкурентоспособность должна рассматриваться на разных уровнях, причем на каждом уровне ее критерии и показатели будут различны.
Этот методологический подход лежит в основе большинства комплексных исследований конкурентоспособности, включая труды признанного классика в этой области - американского экономиста М. Портера. В частности, он нашел воплощение в концепции «ромба» (в других переводах - «бриллианта») национальной конкурентоспособности, в которой выделяются четыре детерминанты конкурентного преимущества страны [5]:
1) параметры факторов, т. е. наличие или отсутствие в стране факторов производства, таких, как квалифицированная рабочая сила
Информационная безопасность регионов. 2015. № 3(20)
или инфраструктура, необходимая для конкуренции в той или иной отрасли;
2) параметры спроса, т. е. характер внутреннего спроса на продукцию или услуги данной отрасли (чем требовательнее внутренние потребители, тем лучше для национальной конкурентоспособности);
3) родственные и поддерживающие отрасли, т. е. наличие или отсутствие в стране отраслей-поставщиков и родственных отраслей, конкурентоспособных в международном плане;
4) стратегия фирм, их структура и соперничество, т. е. условия, определяющие процедуры создания фирм и управления ими, а также природу внутренней конкуренции.
Среди отечественных исследований проблем конкурентоспособности банковской системы можно выделить докторскую диссертацию В.В. Зражевского, в которой он выделяет три уровня конкурентоспособности (таблица) [3, с. 12].
Наряду с высокой оценкой аргументации указанного автора следует отметить тот факт, что принципиальные различия критериев конкурентоспособности имеются лишь между микро- и макроуровнем. К тому же, учитывая устойчивую тенденцию банков (как российских, так и зарубежных) к использованию выгод групповой конкуренции, порой сложно провести грань между конкурентными преимуществами отдельного банка и банковской группы, участником которой он является.
В связи с этим, на наш взгляд, следует разграничивать два основных подхода к оценке конкурентоспособности национальной банковской системы:
1) оценка конкурентоспособности банков;
2) оценка конкурентоспособности банковской системы в целом.
Конкурентоспособность отдельных коммерческих банков определяется наличием у них конкурентных преимуществ и влияет на финансовые результаты их деятельности.
Основными факторами конкурентоспособности банков являются:
1) ресурсы (капитал, привлеченные средства);
2) уровень издержек (влияет на процентные ставки и тарифы);
3) дифференциация продукта (качество, ассортимент, имидж).
Пока по большинству указанных позиций российские банки менее конкурентоспособны, чем зарубежные. Об этом косвенно свидетельствует тот дисбаланс, который сложился между присутствием иностранного банковского капитала в России и российским банковским капиталом за рубежом.
Конкурентоспособность банковской системы в целом представляется возможным определить как устойчивость по отношению к внешним воздействиям. Она влияет на стабильность денежной системы страны и экономики в целом.
В основу классификации факторов конкурентоспособности банковской системы, на наш взгляд, можно положить методологию РЕБТ-анализа. Это позволяет выделить такие группы факторов, как:
1) экономические факторы:
- наличие факторов производства (прежде всего - кредитных ресурсов и квалифицированного персонала);
- развитая инфраструктура;
- характер спроса на банковские услуги (не столько с количественной, сколько с качественной точки зрения);
- характер и интенсивность банковской конкуренции;
- конкурентоспособность экономики в целом (предприятий других секторов экономики, в том числе - реального сектора);
2) политико-правовые факторы (условия лицензирования банков, стандарты надзора, законодательный протекционизм);
3) социально-культурные факторы (национальная психология, уровень знаний, банковская культура);
4) технологические факторы (современные информационные технологии).
К преимуществам российской банковской системы можно отнести большой ресурсный потенциал, адекватное регулирование, восприимчивость к технологиям. Но в то же
Уровни конкурентоспособности в банковской системе
Уровень Объект Факторы, определяющие конкурентоспособность
Микроуровень Вид банковских продуктов и услуг Качество банковского продукта, услуги, цены
Банк в целом Надежность и стабильность банка
Мезоуровень Объединения банков (ассоциации, холдинги, группы) Устойчивое улучшение показателей эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов
Макроуровень Национальная банковская система в целом Общее состояние банковской системы, ее сбалансированность, инвестиционный климат, кредитная политика и т. п.
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
время есть и ряд узких мест: недостаточно развитая инфраструктура, неизбирательный спрос, вялая конкуренция, недостаточный уровень культуры.
Таким образом, необходима система мер по укреплению конкурентоспособности национальной банковской системы.
В. В. Зражевским в вышеупомянутой работе определены такие приоритетные направления повышения конкурентоспособности банковской системы, как диверсификация банковского продукта, развитие контроля и риск-менеджмента, увеличение ресурсов коммерческих банков, повышение уровня прозрачности деятельности банков, оптимизация структуры банковской системы [3, с. 29].
В статье Н.В. Климовой в целях повышения конкурентоспособности российских банков на международном рынке предлагается: расширение набора банковских услуг и дальнейшее повышение качества обслуживания клиентов; открытие зарубежных филиалов, представительств, дочерних организаций; совершенствование контроля и надзора за банками; адаптация банковского законодательства к современным условиям, учитывая глобализацию экономики; внедрение новейших банковских технологий с использованием интегрированной дистрибьюторной сети; совершенствование институтов, механизмов и инструментов регулирования международной банковской деятельности; усиление защиты интересов международных вкладчиков; повышение эффективности валютного регулирования и валютного контроля, борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, нелегальным вывозом капитала; унификация правил деловой этики для банков и других участников финансового рынка [4].
В целом соглашаясь с данной точкой зрения, конкретизируем этот перечень и выделим следующие пути повышения конкурентоспособности российской банковской системы:
1) повышение конкурентоспособности банков (наращивание капитала, оптимизация внутренней структуры, совершенствование ассортимента банковских услуг, повышение уровня обслуживания клиентов);
2) развитие банковской инфраструктуры (адаптация нормативной базы к современным условиям, модернизация подсистем информационного и научно-методического обеспечения, повышение прозрачности рынка банковских услуг);
3) повышение информированности и экономической грамотности банковских клиентов (прежде всего физических лиц);
4) усиление внимания коммерческих банков к стратегическому планированию;
5) формирование у банковских сотрудников маркетингового мышления (перенос центра тяжести с банковских операций на банковские услуги, развитие коммуникативных способностей и сбытовых навыков);
6) внедрение унифицированных норм банковской культуры и деловой этики как на внутрибанковском уровне, так в отношения с внешними контрагентами;
7) стимулирование ускоренного внедрения современных банковских технологий (СЯМ-технологии, интернет-банкинг, мобильный банкинг и т. п.).
Учитывая масштабность перечисленных мер, следует поддержать высказываемую рядом авторов идею о необходимости выработки государственной стратегии обеспечения конкурентоспособности [2, с. 34].
Библиографический список (Reference)
1. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года [электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/59i345/.
Strategiya razvitiya bankovskogo sektora Rossiyskoy Federatsii na period do 2015 goda [Strategy of banking sector development in the Russian Federation for the period up to 2015]. URL: http://base.garant.ru/59i345/
2. Андреева Т.А., Яшин Н.С. Управление конкурентоспособностью на макроэкономическом уровне // Поволжский торгово-экономический журнал. 2010. № 1. С. 33 - 43.
Andreyeva T.A., Yashin N.S. (2010) Upravleniye konkurentosposobnost'yu na makroekonomicheskom urovne [Managing competitiveness at macroeconomic level] // Povolzhskiy torgovo-ekonomicheskiy zhurnal. № 1. P. 33 - 43.
3. Зражевский В.В. Теоретические и методологические основы обеспечения конкурентоспособности банковской системы Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2010.
Zrazhevskiy V.V. (2010) Teoreticheskiye i metodologicheskiye osnovy obespecheniya konkurentosposobnos-ti bankovskoy sistemy Rossiyskoy Federatsii : avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk [Theoretical and methodological framework for ensuring the competitiveness of the banking system of the Russian Federation: summary of a thesis]. Sankt Petersburg.
4. Климова Н.В. Повышение международной конкурентоспособности Российских банков [электронный ресурс] // Управление экономическими системами. 2011. № 7. URL: http://uecs.ru/uecs-31-312011/ item/521-2011-07-20-07-23-17.
Информационная безопасность регионов. 2015. № 3(20)
Klimova N.V. (2011) Povysheniye mezhdunarodnoy konkurentosposobnosti Rossiyskikh bankov [Increasing international competitiveness of Russian banks] // Upravleniye ekonomicheskimi sistemami. № 7. URL: http:// uecs.ru/uecs-3i-3i20il/item/52i-20il-07-20-07-23-i7.
5. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, i993-
Porter M. (i993) Mezhdunarodnaya konkurentsiya [International competition]. Moscow: Mezhdunarodnyye otnosheniya.
6. Рубин Ю.Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. 20i0. № 3.
Rubin Yu.B. (20i0) Diskussionnyye voprosy sovremennoy teorii konkurentsii [Debatable issues of the modern theory of competition] // Sovremennaya konkurentsiya. № 3.
УДК 339.1/5
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
CHALLENGES OF E-COMMERCE DEVELOPMENT
Чумаченко Наталья Эдуардовна
Chumachenko Natalia Eduardovna
кандидат экономических наук, доцент кафедры институциональной экономики и экономической безопасности, ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов
Cand. Sc. (Economics), associate professor of the department of institutional economics and economic security, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы развития электронной коммерции как одного из базовых элементов информационно-сетевой экономики. Обосновывается идея о включении потребителя в цепи поставок на основе существующей инфраструктуры, что служит снижению трансакционных издержек и росту оборота капитала. Выявлены факторы, способствующие успешной реализации модели электронной коммерции С2С. Выявляются параметры значимые для успеха электронной коммерции среди покупателей, в частности значение информации, риски и доверие.
Ключевые слова: информационно-сетевая экономика, электронная коммерция, C2C, доверие, информация, трансакционные издержки.
The paper deals with the challenges of the development of e-commerce as one of the basic elements of information and network economy. The author discusses inclusion of the consumer in the supply chain based on the existing infrastructure that helps to reduce transaction costs and increase turnover, identifies the factors contributing to successful implementation of C-2-C e-commerce model, and examines parameters that are important for the success of e-commerce among consumers such as public awareness, risks and trust.
Keywords: information-network economy, e-commerce, C-2-C, confidence, information, transaction costs.
Новые глобальные перемены, вызванные внедрением компьютерных и телекоммуникационных технологий, привели к появлению феномена, который представляет собой информационно-сетевая экономика. Информационно-сетевая экономика «...представляет собой глобальную сетевую сложно организованную многоуровневую структуру взаимоот-
ношений между экономическими агентами через Интернет и другие телекоммуникационные средства» [1, с. 92].
Информационно-сетевая экономика рассматривается как совокупность элементов, одним из которых является электронная коммерция. Электронная коммерция представляет собой форму поставки продукции, опосре-
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731