Педагогика
УДК 373.31
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного, начального и специального образования Антохина Валентина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); магистрант II курса Должикова Алёна Игоревна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)
ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ: НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Аннотация. В статье представлены результаты исследования формирования контрольно-оценочной самостоятельности у младших школьников при обучении их русскому языку с точки зрения нейропсихологии. Рассматриваются возможности построения методики формирования контрольно-оценочной самостоятельности у младших школьников при обучении русскому языку с учетом нейропсихологических аспектов изучаемого феномена. Представлены результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление нейропсихологических проблем у младших школьников. Предлагается для обсуждения типология упражнений, реализующая нейропсихологические основания методики формирования контрольно-оценочной самостоятельности у обучающихся.
Ключевые слова: контрольно-оценочная самостоятельность, обучение русскому языку, младший школьник, нейропсихология, метод замещающего онтогенеза.
Annotation. The article presents the results of a research of the problem of the formation of self-control and self-estimation of primary students when they are learning the Russian language, in terms of neuropsychology. The possibilities of constructing a methodology for the formation of control and evaluative independence in primary schoolchildren while learning the Russian language are considered, taking into account the neuropsychological aspects of the phenomenon under study. The results of a stating experiment aimed at identifying neuropsychological problems in primary school children are presented. A typology of exercises is proposed for discussion, which implements the neuropsychological foundations of the methodology for the formation of control and evaluation independence in students.
Keywords: self-control and self-estimation, teaching the Russian language, primary school studentbi, neuropsychology, replacement ontogenesis method.
Введение. Не требует развернутого доказательства мысль о том, что поиски путей оптимизации начального школьного образования не могут не учитывать такую реальность, как подтвердившие свою жизнеспособность и эффективность новые научные знания о развитии человека в изменившемся социуме. В условиях ориентации отечественного начального образования на реализацию требований ФГОС НОО актуализируется потребность в осмыслении возможностей использования новых научных данных для совершенствования методики формирования контрольно-оценочной самостоятельности у младших школьников - основы умения учиться.
В рамках данной статьи рассмотрим некоторые аспекты оптимизации методики формирования контрольно-оценочной самостоятельности у младших школьников на основе применения нейропсихологических знаний.
Изложение основного материала статьи. К новым научным направлениям, исследующим разные аспекты образования, относится нейропсихопедагогика. Анализ приведенного наименования показывает, что существо нейропсихопедагогики составляют не только научные данные традиционных наук (психологии и педагогики), но и достижения, и разработки нейропсихологии. А.Р. Лурия определял нейропсихологию как науку, изучающую «мозговую организацию психических процессов» [2, c. 7]. Как известно, действия самоконтроля и самооценки входят в сферу высших психических функций человека, а, следовательно, напрямую связаны с работой мозговых структур. Для проблематики нашего исследования значимыми представляются данные нейропсихологических исследований о влиянии движений и способности контролировать и координировать мышечную деятельность на мозговую активность, на установление и укрепление новых нейронных связей.
Помимо этого, теоретические основания для разработки методики формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников могут составить и нейропсихологические сведения о созревании блоков мозга [4]. Обобщенные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Блок Функции (обобщенно) и/или уровень Время формирования
1. Энергетический блок Уровень непроизвольной саморегуляции и самоорганизации. Тонус, бодрствование до 2-3 лет
2. Блок приема, переработки и хранения информации (операциональный) Зрительная, слуховая, общечувствительная функции от 3 до 8 лет
З.Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности Уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации от 7 до 15 лет, полное созревание в к 20-22 г.
Анализ данных, представленных в таблице, позволяет утверждать, что период начальной школы является частью сензитивного периода для формирования регуляции и контроля сложных форм действий.
В рамках исследования уровня сформированности контрольно-оценочной самостоятельности у младших школьников нами был организован и проведен констатирующий эксперимент на базе Жуковской школы №1 им. С.Ф. Романова Калужской области. В эксперименте приняли участие 134 ученика 1, 2, 3 и 4 классов.
Кроме этого, были подвергнуты анализу видеозаписи уроков, представленных в открытом доступе в сети интернет.
Часть заданий констатирующего эксперимента была направлена на выявление типичных нейропсихологических проблем у младших школьников. Для этого был использован предложенный Ахутиной Т.В. метод динамического наблюдения с применением таблиц для фиксации параметров [1, с. 12]. В рамках данного метода был проведен опрос учителей, анализ школьных тетрадей; фиксировались особенности поведения и работоспособности учащихся в ходе уроков. Полученные данные позволяют говорить о низком уровне сформированности у младших школьников даже первого блока мозга, который отвечает за тонус и бодрствование, непроизвольную саморегуляцию и самоорганизацию.
О не соответствующем современным требованиям уровне сформированности первого блока мозга у младших школьников свидетельствуют типичные проявления нейропсихологических проблем, встречающиеся в той или иной степени у 70% школьников:
1) трудности запоминания, сниженное внимание (рассеянность); низкий самоконтроль; медленное чтение; быстрая истощаемость (отсутствие сил); навязчивые движения (постукивание, болтание ногами, раскачивание на стуле, мотание головой и пр.);
2) переменчивый макро- и микропочерк; отсутствие пробелов между словами; пренебрежение границами полей и правилами переноса; замена букв б-д, ж - х, и -у; ошибки в ударных слогах (учетель вместо учитель); пропуск букв; недописывание слов и букв, их перестановка; зеркальное написание букв и цифр и др.
Полученные нами результаты коррелируют с данными психологических исследований о том, что в настоящее время у 70% детей наблюдается функциональная незрелость структур головного мозга, в первую очередь, базально-лобных отделов, которые располагаются в глубине мозга, в верхней части его ствола, и первыми принимают информацию извне [8, с. 36].
Немаловажными представляются и нейропсихологические сведения о причинах сложившейся ситуации. К ним относят отличительные черты современного школьника, которые могут обуславливать рассмотренные проявления нейропсихологических проблем:
а) особенности распределения внимания (многозадачность и одновременно неспособность удерживать внимание);
б) малоподвижный образ жизни и преобладание зрительного канала восприятия информации [7].
Представляется, что одно из перспективных направлений в преодолении рассмотренных
нейропсихологических проблем у младших школьников связано с использованием метода замещающего онтогенеза (далее - МЗО) [5, с. 20]. А.В. Семенович отмечает: «Замещающий онтогенез - это соотнесение актуального статуса ребенка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены» [5, с. 474]. Метод замещающего онтогенеза квалифицируют и как психомоторную или нейропсихологическую коррекцию, поскольку с его помощью развиваются высшие психические функции (ВПФ) путем воздействия на сенсомоторный уровень. Важным средством реализации МЗО, по нашему убеждению, являются упражнения, связанные с ассиметричными движениями. При выполнении школьниками названных упражнений уровень их актуализируемого произвольного внимания значительно увеличивается. Кроме этого, необходимость производить контроль действий, за точность выполнения которых отвечают разные полушария, стимулирует создание новых нейронных связей, гармонизирует нервно-соединительнотканные взаимодействия.
В соответствии с МЗО занятия могут быть организованы тремя способами:
1) включение в канву урока специальных упражнений, непосредственно связанных с изучаемым предметным материалом;
2) организация регулярных полноценных занятий 1-2 раза в неделю, посвященных выполнению двигательных упражнений, не связанных непосредственно с учебными предметами;
3) регулярное и системное включение в канву уроков специальных упражнений, предложенных в качестве разминок и физкультминуток.
В условиях современной школы практически осуществимой представляется реализация 1 и 3 способов построения уроков.
Особо подчеркнем, в разработанной нами методике формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников учитывается не только МЗО, но и принципы игровых технологий, что обосновывается данными Центра детской нейропсихологии им. А.Р. Лурии, в соответствии с которыми 86% учащихся, обратившихся к ним за помощью в преодолении трудностей в изучении русского языка, имели дефицит игрового развития в онтогенезе [3, с. 22].
Для понимания разработанной нами методики важно осмыслить существо контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Последняя в нашем исследовании рассматривается как продукт преобразования универсальных контрольно-оценочных действий (контроля и оценки действий другого человека, ретроспективного, процессуального и прогностического самоконтроля и самооценки), скоординированных между собой в единую систему, в качество личности.
Приведем примеры заданий на развитие действий самоконтроля и самооценки в рамках первого подхода к организации учебного процесса из разработанной и апробированной нами типологии нейропсихологических упражнений, которые учитывают рассмотренные выше теоретические положения.
1. Группа упражнений, связанных с «движением слов».
1) Упражнения, нацеленные на формирование контроля действий другого человека. Например, в 4 классе при изучении темы «Изменение глаголов по временам» на доске представлена таблица со столбцами, соответствующими формам глагола (неопределённая форма, наст.время, пр., и буд.время), и с двумя строками по горизонтали в соответствии с видом глагола ( «Что делать?», «Что сделать?»). Учитель заранее заполняет таблицу глаголами, напечатанными на листах А4, при этом намеренно допускает 3-4 ошибки. Обучающимся предлагается задание: «Сегодня я нашла в интернете таблицу, заполненную четвероклассниками после изучения темы «Глагол». От ребят требовалось разместить глаголы в зависимости от их вида и формы времени. Проверьте, и оцените их работу».
2) Упражнения, инициирующие ретроспективный (итоговый) самоконтроль и самооценку. К примеру, при первичной проверке усвоенных знаний школьникам предлагается восстановить текст памятки (пункты
памятки напечатаны на отдельных частях листов), а затем проверить себя и оценить, опираясь на эталон, представленный на доске / экране или в учебнике.
3) Упражнения, нацеленные на формирование процессуального самоконтроля и самооценки. Например, при выполнении тренировочных упражнений или проверочных работ используются «Карты самоконтроля» и таймер (предпочтительно песочные часы - по предполагаемому времени для выполнения одного шага). «Карта самоконтроля» представляет собой ламинированный лист А4, на котором представлен алгоритм выполнения задания (это может быть как последовательность конкретных шагов по выполнению данного упражнения, так и обобщенная схема действий при выполнении проверочных работ). Обучающийся с помощью книжной закладки для заметок (обычно неширокие полоски с липкой поверхностью), с надписью «Я ЗДЕСЬ!», отслеживает время, которое он затратил на выполнение каждого пункта представленного плана, и последовательность выполнения.
4) Упражнения, стимулирующие выполнение прогностического самоконтроля и самооценки. Обучающийся уже вместо использования готового пошагового алгоритма самостоятельно намечает ход своих действий и определяет время, необходимое для выполнения каждого пункта. Для этого используется водный маркер, чистый ламинированный лист А4, закладку для заметок «Я ЗДЕСЬ!», таймер.
Упражнения данной группы облегчают школьникам выполнение действий взаимоконтроля и самоконтроля, поскольку дети опираются на визуальную информацию, а производимые манипуляции с раздаточным материалом, активизируя разные участки мозга, обеспечивают более глубокое усвоение изучаемого материала.
2. Группа упражнений, опирающихся на «движение предмета».
1) Упражнения, нацеленные на формирование контроля действий другого человека. К примеру, при изучении имен прилагательных для обогащения словарного запаса учащихся используется игра «Кот в мешке». Учитель перед уроком собирает в непрозрачный мешок небольшие предметы (линейка, мячик от пинг-понга, ручка), затем предлагает по очереди учащимся опустить руку и, не доставая предмет, описать его, не называя. После извлечения предмета из мешка остальные учащиеся могут проверить, насколько точно были подобраны эпитеты для описания пойманного предмета.
2) Упражнения, стимулирующие выполнение ретроспективного или итогового самоконтроля и самооценки. После изучения раздела проводится лингвистическая эстафета с использованием жетонов. За правильные ответы выдаются жетоны, и в конце учащийся имеет возможность самостоятельно оценить свою работу, опираясь на вещественные объекты.
3) Упражнения, инициирующие процессуальный самоконтроль и самооценку. При выполнении упражнений с использованием памяток используются карточки, отличающиеся цветом и формой, в зависимости от групп орфограмм. Например, памятки по определению написания безударных гласных размещаются на овальных карточках красного цвета.
4) Упражнения, нацеленные на формирование прогностического самоконтроля и самооценки. К примеру, при изучении падежей имен существительных используется «Падежный куб». Обучающийся получает куб с пустыми гранями, которые он должен заполнить. При этом наличие незаполненных граней должно совпадать с количеством аспектов, которые школьнику необходимо учесть и рассмотреть при ответе.
Рассмотренные виды упражнений позволяют активизировать разные каналы получения информации, которые будут задействованы и при выполнении действий контроля и оценки.
3. Упражнения, связанные с движением, в целом.
Примером таких упражнений может послужить упражнение «Электрическая цепь». В качестве домашнего задания школьники осваивают текст правила или способ действия по алгоритму. На уроке учитель делит класс на команды. Задача команд - воспроизвести изученный материал по принципу электрической цепи. Начинает отвечать первый ученик , доходя до следующей фразы правила, он кладет руку на плечо соседу по парте, который продолжает текст. Если школьник не смог ответить, то цепь прерывается, и право воспроизвести текст правила или памятки переходит к следующей команде. Побеждает команда, максимально точно и полно восстановившая текст правила без прерывания цепи.
Все рассмотренные упражнения отвечают требованиям первого подхода к организации учебного процесса в логике МЗО.
Для реализации третьего подхода следует обратиться к собственно нейропсихологическим упражнениям. Приведем примеры апробированных нами собственно нейропсихологических упражнений.
1) Дети кладут руки на стол. Правая сжата в кулак и лежит пальцами вниз, левая стоит на ребре, ладонь раскрыта, большой палец смотрит вверх. Ритмично меняем положения рук.
2) Усложняя задачу, добавляем хлопки при смене позиций рук.
3) После преодоления и данного этапа подключаем ноги, например, если правая рука сжата в кулак, то при хлопке топаем левой ногой.
Наш опыт свидетельствует о том, что использование названных упражнений особенно эффективно перед проведением самостоятельных, проверочных работ, так как обсуждаемые упражнения позволяют привести в тонус соответствующие участки головного мозга. Регулярное использование упражнений этого блока (в логике замещающего онтогенеза) способствует восстановлению недостающих звеньев развития. Описание упражнений этого типа находится в свободном доступе в сети интернет и в печатных практических пособиях.
Немаловажным представляется и следующее обстоятельство: при реализации рассмотренных типов упражнений создаются условия для использования обучающимися разных каналов восприятия информации (зрительного, осязательного, слухового, обоняния), что способствует преодолению у них нейропсихологических проблем.
Выводы. Обобщая изложенное, отметим следующее. Серьезный недочет уроков, учитывающих нейропсихологические сведения, связан с большими трудовыми и энергетическими затратами учителя на этапах их проектирования и реализации. Однако наш опыт демонстрирует уверенные положительные результаты в формировании как контрольно-оценочной самостоятельности, так и общей учебной самостоятельности младших школьников при реализации типологии упражнений, построенных на основе метода замещающего онтогенеза во взаимосвязи с игровыми технологиями.
Литература:
1. Ахутина, Т.В., Камардина, И.О., Пылаева, Н.М. Нейропсихолог в школе. Пособие для педагогов, школьных психологов и родителей. Индивидуальный подход к детям с трудностями обуяения в условиях общего образования. - М.:В. Секачев, - 2018. - 57 с.
2. Галиакберова, И.Л. Основы нейропсихологии: учебное пособие / И.Л. Галиакберова. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. — 161 c. — ISBN 978-5-905916-86-1. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/31946.html. — Режим доступа: для авторизир. пользователей
3. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении [Текст] / Под. ред. Ж.М. Глозман. - М.: Генезис - 2016. - 336 с.
4. Семенович, А.В. В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихологии [Текст] / А.В. Семенович. - М: Генезис, - 2009. - 440 с.
5. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие [Текст] / А.В. Семенович. - 9 изд. (эл.). - М: Генезис, - 2017. - 476 с.
6. Степанов В.Г., Нейропедагогика. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация: Учебное пособие / Степанов В.Г. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2020. - 345 с. (Психологические технологии) - ISBN 978-5-8291-2448-9 - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785829124489.html (дата обращения: 03.04.2020). - Режим доступа: по подписке.
7. Лысиченкова, С.А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию / С.А. Лысиченкова. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 428-431. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4654/ (дата обращения: 30.04.2020).
8. Шейнов В. Развиваем мышление, сообразительность, интеллект. Книга - тренажер. - Спб.: Питер. -2018. - 208 с.
Педагогика
УДК 37:004
кандидат педагогических наук, старший преподаватель
100 кафедры общевоенных дисциплин Анцупов Игорь Сергеевич
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени
Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (КВВАУЛ имени А.К. Серова) (г. Краснодар); курсовой офицер-преподаватель, лейтенант Тимофеев Вадим Александрович
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени
Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (КВВАУЛ им. А.К. Серова), (г. Краснодар); курсовой офицер-преподаватель, лейтенант Акимов Александр Николаевич
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени
Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (КВВАУЛ им. А.К. Серова), (г. Краснодар)
О ПРОБЛЕМАХ ПОВЫШЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЕЖИ: ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ, ПОДХОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Аннотация. В статье рассматривается проблема повышения уровня цифровой грамотности, являющейся запросом реалий сегодняшнего дня, т.к. растет статистика преступлений против молодежи в интернет-пространстве, что приводит к неуклонному росту таких негативных феноменов как кибербуллинг и экономическое мошенничество в цифровой среде.
Ключевые слова: цифровая грамотность, цифровая компетенция, защита информации, кибербуллинг, медийная грамотность.
Annotation. The article deals with the problem of increasing the level of digital literacy, which is a demand for the realities of today, since the statistics of crimes against youth in the Internet space are growing, which leads to a steady increase in such negative phenomena as cyberbullying and economic fraud in the digital environment. Keywords: digital literacy, digital competence, information security, cyberbullying, media literacy.
Введение. Зачастую вопрос цифровой компетенции рассматривается лишь с точки зрения технической грамотности. По данными проведенных исследований, индекс цифровой грамотности российского населения приблизительно составляет 51,6%. Это среднее значение, и, бесспорно, представляет интерес сравнение с другими странами, но данный комплексный подход является новым, и Россия первой опубликовала результаты его применения. В других странах тоже идет аналогичная работа, но результаты еще не обнародованы. Опрос показал, что обычно люди не могут оценить технические характеристики компьютера, главное — удобство использования. Навыки ИБ находятся не на высоком уровне — более трети респондентов не используют обновляемые антивирусы, а больше 20% проводят платежи через открытые Wi-Fi-сети [1].
Это говорит о необходимости создавать культуру защиты информации на всех уровнях. Основная проблема здесь связана с тем, что освоение компьютерной грамотности у нас происходит спонтанно, т. е. люди учатся друг у друга, а системный подход отсутствует. Навыки в этой области очень важны. Ведь в последнее время медиа фундаментально трансформировались. Теперь человек не только потребляет контент, но и создает его. А между тем, примерно половина респондентов не сопоставляет сведения из разных источников, хотя большинство знает, где найти новости, и осознает, что СМИ могут не полностью освещать события. Здесь вопрос критического мышления тоже остается первостепенным.
Специально этому никто не учит, поэтому необходимо развивать этику межличностного взаимодействия в цифровой среде. В области отношения к технологическим инновациям индекс составил 47%. Опрос показал, что примерно треть респондентов стараются быть в курсе технологических новинок, чуть больше половины считают, что современные технологии украшают жизнь, но столько же участников опроса отметили сложность освоения новых технологий. Это говорит о важности популяризации инноваций, причем