Нейропсихологический подход при формировании произвольной саморегуляции у
детей дошкольного возраста
Хури Екатерина Алексеевна ГБОУ Школа №9, Москва
Ключевые слова:
нейропсихологический подход , метод замещающего онтогенеза , произвольная саморегуляция поведения , дошкольное детство, коррекция поведения.
Аннотация: Целью статьи является освещение проблемы формирования произвольной саморегуляции у детей дошкольного возраста путем применения нейропсихологического
подхода.
Дошкольный период детства - самое лучшее время для нейропсихологических занятий, поскольку все системы мозга и организма еще очень пластичны.
В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к коррекции и сопровождению психического развития ребенка (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Архипов, 1995. ), и предпочтение отдается телесно - ориентированным и двигательным методам. Метод замещающего онтогенеза (МЗО) - базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития.
Нейропсихологические технологии по МЗО обращены к трем сторонам психического развития ребенка: 1) формирование произвольной саморегуляции, 2) формирование психосоматического каркаса личности и психомоторных координаций, 3) формирование широкого репертуара познавательных компетентностей. У современных детей наблюдаются проблемы по всем трем параметрам Безусловно, в "психологическом развитии нет изолированных линий" (Семенович А. В. 2014 , с.7), но формирование произвольной саморегуляции - главная цель воспитания.
В программе нейропсихологического сопровождения развития детей по МЗО (Семенович А. В.) в каждом занятии с детьми задействовано пять основных блоков:
- дыхательные упражнения
- глазодвигательные упражнения
- растяжки
- упражнения двигательного репертуара
- познавательные компетентности
Любое совместное занятие с детьми начиналось с механического принятия и выполнения строго заданной, развернутой инструкции ( для детей более младшего возраста - наглядной демонстрацияей ). Важно, чтобы ребенок понимал разницу между "делай как хочешь" и " делай точно так ", " бросай мяч об стенку " и " попади мячом в красный кружок на стене" и т.п..
Дыхательные упражнения успокаивали и способствовали концентрации внимания. Научив детей контролировать дыхание, осознанно его регулировать, можно тем самым включить функции произвольной саморегуляции.
Растяжки и двигательные упражнения направлены на формирование психомоторных координаций, базовых межполушарных и подкорково-корковых взаимодействий, которые лежат в фундаменте всего психического развития.
Автор статьи работал в контексте нейропсихологического подхода не только с детьми старшего возраста (5,6-6,6 лет), но применял отдельные нейропсихологические приемы и в работе с детьми более раннего возраста - 2,6 - 3,6 лет. Результатами работы с детьми последней группы стали:
1. Ребенок был способен подчинить свое поведение требованиям старшего , которые все чаще оформлялись в форме речевой инструкции. Малыш умел справляться со своим «хочу» - «не хочу» не под воздействием контактного физического ограничения, а с помощью дистантного , психологического. Это важный шаг к развитию произвольного (то есть управляемого) поведения.
2. Малыш стал способен (с помощью взрослого) поставить перед собой простую цель и выполнить ее, разворачивая целостную деятельность, направленную на достижение задуманного. Например, в конструктивной деятельности: делал сложные постройки (гараж, лестница, дом), называл их и обыгрывал, в изобразительной деятельности: лепил предметы из пластилина, называл их.
Для детей старшего дошкольного возраста результатом нейропсихологических занятий стало возможным выполнение заданий, где ребенку предлагалось придумать, спланировать или выбрать какое - то «дело» для приятеля (педагога, мамы).
Например, научить правильно накрывать стол к обеду или правильно складывать игрушки. Ребенок (по подсказке со стороны педагога) сначала должен объяснить и показать последовательность и цель действий другим так, чтобы они его поняли, а затем проконтролировать процесс выполнения задания , оценить его результат.
Таким образом, применение нейропсихологических методов и исходная пластичность и восприимчивость мозговых систем ребенка неизбежно приводят к наращиванию его психического потенциала. Сформированная даже в минимальной степени произвольная саморегуляция поведения служит опорой для направленного формирования двигательных способностей, восприятия, памяти и т.д. Без достаточного уровня произвольной саморегуляции весьма сомнительны успехи ребенка в сфере высших психологических уровней: самостоятельной развернутой речи, письма, мышления, самоорганизации и самоконтроля.
Список литературы:
1. Семенович А.В. 2008. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза . М.
2. Семенович А.В., Умрихин С.О., Цыганок А.А. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости // Журнал ВНД человека , 1992. №1.
3. Семенович А.В., Архипов Б.А. Нейропсихологический подход к проблеме отклоняющегося развития// Таврический журнал психиатрии. Т. 1, 1997.№2.
4. Нейропсихологическая профилактика и коррекция . Дошкольники. Учебно - методическое пособие / А.В. Семенович, Я.О. Вологдина , Т.Н. Ланина; под ред. А.В. Семенович. М. 2014.