Научная статья на тему 'Нейропсихологический подход при формировании произвольной саморегуляции у детей дошкольного возраста'

Нейропсихологический подход при формировании произвольной саморегуляции у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2658
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МЕТОД ЗАМЕЩАЮЩЕГО ОНТОГЕНЕЗА / ПРОИЗВОЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО / КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хури Екатерина Алексеевна

Целью статьи является освещение проблемы формирования произвольной саморегуляции у детей дошкольного возраста путем применения нейропсихологического подхода. Дошкольный период детства самое лучшее время для нейропсихологических занятий, поскольку все системы мозга и организма еще очень пластичны. В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к коррекции и сопровождению психического развития ребенка (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Архипов, 1995. ), и предпочтение отдается телесно ориентированным и двигательным методам. Метод замещающего онтогенеза (МЗО) базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития. Нейропсихологические технологии по МЗО обращены к трем сторонам психического развития ребенка: 1) формирование произвольной саморегуляции, 2) формирование психосоматического каркаса личности и психомоторных координаций, 3) формирование широкого репертуара познавательных компетентностей. У современных детей наблюдаются проблемы по всем трем параметрам Безусловно, в “психологическом развитии нет изолированных линий” (Семенович А. В. 2014, с.7), но формирование произвольной саморегуляции главная цель воспитания. В программе нейропсихологического сопровождения развития детей по МЗО (Семенович А. В.) в каждом занятии с детьми задействовано пять основных блоков: дыхательные упражнения глазодвигательные упражнения растяжки упражнения двигательного репертуара познавательные компетентности Любое совместное занятие с детьми начиналось с механического принятия и выполнения строго заданной, развернутой инструкции ( для детей более младшего возраста наглядной демонстрацияей ). Важно, чтобы ребенок понимал разницу между “делай как хочешь” и “ делай точно так “, “ бросай мяч об стенку “ и “ попади мячом в красный кружок на стене” и т.п.. Дыхательные упражнения успокаивали и способствовали концентрации внимания. Научив детей контролировать дыхание, осознанно его регулировать, можно тем самым включить функции произвольной саморегуляции. Растяжки и двигательные упражнения направлены на формирование психомоторных координаций, базовых межполушарных и подкорково-корковых взаимодействий, которые лежат в фундаменте всего психического развития. Автор статьи работал в контексте нейропсихологического подхода не только с детьми старшего возраста (5,6-6,6 лет), но применял отдельные нейропсихологические приемы и в работе с детьми более раннего возраста 2,6 3,6 лет. Результатами работы с детьми последней группы стали: 1. Ребенок был способен подчинить свое поведение требованиям старшего, которые все чаще оформлялись в форме речевой инструкции. Малыш умел справляться со своим «хочу» «не хочу» не под воздействием контактного физического ограничения, а с помощью дистантного, психологического. Это важный шаг к развитию произвольного (то есть управляемого) поведения. 2. Малыш стал способен (с помощью взрослого) поставить перед собой простую цель и выполнить ее, разворачивая целостную деятельность, направленную на достижение задуманного. Например, в конструктивной деятельности: делал сложные постройки (гараж, лестница, дом), называл их и обыгрывал, в изобразительной деятельности: лепил предметы из пластилина, называл их. Для детей старшего дошкольного возраста результатом нейропсихологических занятий стало возможным выполнение заданий, где ребенку предлагалось придумать, спланировать или выбрать какое то «дело» для приятеля (педагога, мамы). Например, научить правильно накрывать стол к обеду или правильно складывать игрушки. Ребенок (по подсказке со стороны педагога) сначала должен объяснить и показать последовательность и цель действий другим так, чтобы они его поняли, а затем проконтролировать процесс выполнения задания, оценить его результат. Таким образом, применение нейропсихологических методов и исходная пластичность и восприимчивость мозговых систем ребенка неизбежно приводят к наращиванию его психического потенциала. Сформированная даже в минимальной степени произвольная саморегуляция поведения служит опорой для направленного формирования двигательных способностей, восприятия, памяти и т.д. Без достаточного уровня произвольной саморегуляции весьма сомнительны успехи ребенка в сфере высших психологических уровней: самостоятельной развернутой речи, письма, мышления, самоорганизации и самоконтроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хури Екатерина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нейропсихологический подход при формировании произвольной саморегуляции у детей дошкольного возраста»

Нейропсихологический подход при формировании произвольной саморегуляции у

детей дошкольного возраста

Хури Екатерина Алексеевна ГБОУ Школа №9, Москва

Ключевые слова:

нейропсихологический подход , метод замещающего онтогенеза , произвольная саморегуляция поведения , дошкольное детство, коррекция поведения.

Аннотация: Целью статьи является освещение проблемы формирования произвольной саморегуляции у детей дошкольного возраста путем применения нейропсихологического

подхода.

Дошкольный период детства - самое лучшее время для нейропсихологических занятий, поскольку все системы мозга и организма еще очень пластичны.

В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к коррекции и сопровождению психического развития ребенка (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Архипов, 1995. ), и предпочтение отдается телесно - ориентированным и двигательным методам. Метод замещающего онтогенеза (МЗО) - базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития.

Нейропсихологические технологии по МЗО обращены к трем сторонам психического развития ребенка: 1) формирование произвольной саморегуляции, 2) формирование психосоматического каркаса личности и психомоторных координаций, 3) формирование широкого репертуара познавательных компетентностей. У современных детей наблюдаются проблемы по всем трем параметрам Безусловно, в "психологическом развитии нет изолированных линий" (Семенович А. В. 2014 , с.7), но формирование произвольной саморегуляции - главная цель воспитания.

В программе нейропсихологического сопровождения развития детей по МЗО (Семенович А. В.) в каждом занятии с детьми задействовано пять основных блоков:

- дыхательные упражнения

- глазодвигательные упражнения

- растяжки

- упражнения двигательного репертуара

- познавательные компетентности

Любое совместное занятие с детьми начиналось с механического принятия и выполнения строго заданной, развернутой инструкции ( для детей более младшего возраста - наглядной демонстрацияей ). Важно, чтобы ребенок понимал разницу между "делай как хочешь" и " делай точно так ", " бросай мяч об стенку " и " попади мячом в красный кружок на стене" и т.п..

Дыхательные упражнения успокаивали и способствовали концентрации внимания. Научив детей контролировать дыхание, осознанно его регулировать, можно тем самым включить функции произвольной саморегуляции.

Растяжки и двигательные упражнения направлены на формирование психомоторных координаций, базовых межполушарных и подкорково-корковых взаимодействий, которые лежат в фундаменте всего психического развития.

Автор статьи работал в контексте нейропсихологического подхода не только с детьми старшего возраста (5,6-6,6 лет), но применял отдельные нейропсихологические приемы и в работе с детьми более раннего возраста - 2,6 - 3,6 лет. Результатами работы с детьми последней группы стали:

1. Ребенок был способен подчинить свое поведение требованиям старшего , которые все чаще оформлялись в форме речевой инструкции. Малыш умел справляться со своим «хочу» - «не хочу» не под воздействием контактного физического ограничения, а с помощью дистантного , психологического. Это важный шаг к развитию произвольного (то есть управляемого) поведения.

2. Малыш стал способен (с помощью взрослого) поставить перед собой простую цель и выполнить ее, разворачивая целостную деятельность, направленную на достижение задуманного. Например, в конструктивной деятельности: делал сложные постройки (гараж, лестница, дом), называл их и обыгрывал, в изобразительной деятельности: лепил предметы из пластилина, называл их.

Для детей старшего дошкольного возраста результатом нейропсихологических занятий стало возможным выполнение заданий, где ребенку предлагалось придумать, спланировать или выбрать какое - то «дело» для приятеля (педагога, мамы).

Например, научить правильно накрывать стол к обеду или правильно складывать игрушки. Ребенок (по подсказке со стороны педагога) сначала должен объяснить и показать последовательность и цель действий другим так, чтобы они его поняли, а затем проконтролировать процесс выполнения задания , оценить его результат.

Таким образом, применение нейропсихологических методов и исходная пластичность и восприимчивость мозговых систем ребенка неизбежно приводят к наращиванию его психического потенциала. Сформированная даже в минимальной степени произвольная саморегуляция поведения служит опорой для направленного формирования двигательных способностей, восприятия, памяти и т.д. Без достаточного уровня произвольной саморегуляции весьма сомнительны успехи ребенка в сфере высших психологических уровней: самостоятельной развернутой речи, письма, мышления, самоорганизации и самоконтроля.

Список литературы:

1. Семенович А.В. 2008. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза . М.

2. Семенович А.В., Умрихин С.О., Цыганок А.А. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости // Журнал ВНД человека , 1992. №1.

3. Семенович А.В., Архипов Б.А. Нейропсихологический подход к проблеме отклоняющегося развития// Таврический журнал психиатрии. Т. 1, 1997.№2.

4. Нейропсихологическая профилактика и коррекция . Дошкольники. Учебно - методическое пособие / А.В. Семенович, Я.О. Вологдина , Т.Н. Ланина; под ред. А.В. Семенович. М. 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.