Научная статья на тему 'Формирование конкурентоспособных предпринимательских структур'

Формирование конкурентоспособных предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ENTERPRISE STRUCTURES / ECONOMIC DEVELOPMENT / COMPETITIVE ADVANTAGES / INNOVATIVE MODEL OF BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корсун Татьяна Александровна

Посвящена рассмотрению проблем формирования конкурентоспособных предпринимательских структур. Это является одной из стратегических задач обеспечения государственной национальной безопасности, что обусловливает актуальность данной темы. В основу формирования конкурентоспособности должны быть положены государственные стратегии управления и протекционизма в области развития отечественного рынка инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF COMPETITIVE BUSINESS STRUCTURES

The article is devoted to consideration of issues of competitive business structures. This is one of the strategic tasks of ensuring national security state, which ensures the relevance of the topic. The basis for the formation of competitiveness must be based on public management and development of protectionism in the domestic market innovation.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентоспособных предпринимательских структур»

_Т.А. КОРСУН_

УДК 339.137 Т.А. КОРСУН

ББК 65.011.33 аспирант Восточно-Сибирского государственного

технологического университета, г. Улан-Удэ

e-mail: korta@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

Посвящена рассмотрению проблем формирования конкурентоспособных предпринимательских структур. Это является одной из стратегических задач обеспечения государственной национальной безопасности, что обусловливает актуальность данной темы. В основу формирования конкурентоспособности должны быть положены государственные стратегии управления и протекционизма в области развития отечественного рынка инноваций.

Ключевые слова: предпринимательские структуры, развитие экономики, конкурентные преимущества, инновационная модель предпринимательства.

Политический курс России на период до 2010 г. ориентирован на повышение качества жизни населения, развитие науки, образования, здравоохранения, культуры, поддержание экономического роста, обеспечение обороноспособности и безопасности страны как на приоритетные направления развития.

Участие предпринимательских структур в реализации приоритетных национальных проектов может стать мощным инструментом в укреплении позиций института предпринимательства в России.

Реализация достижений в области фундаментальной науки и новых технологий определяет динамику показателей экономического роста, а также уровень конкурентоспособности предпринимательских структур.

Успешное развитие экономики сегодня невозможно без увеличения объемов производства конкурентоспособной наукоемкой инновационной продукции в общем объеме ВВП страны. Трудно переоценить роль малого и среднего предпринимательства в осуществлении этого процесса. В экономически и технологически развитых странах доля произведенной ими инновационной продукции в общем объеме ВВП достигает 50-70%, в России этот показатель едва дотягивает до 10%.

Важно подчеркнуть, что для обеспечения конкурентных преимуществ предпринимательских структур, технологических разработок, а также производимой ими продукции в связи с предстоящим вступлением России

во Всемирную торговую организацию необходимо осуществлять политику протекционизма в области развития отечественного рынка инноваций.

Малые предприятия инновационного типа более оперативно по сравнению со средними и крупными предпринимательскими структурами реагируют на изменение спроса на рынке и реализуют инновационные проекты. Выпуская наукоемкую продукцию, они успешно конкурируют с зарубежными производителями, что подтверждает необходимость проведения гибкой политики по отношению к данному сектору экономики и его стимулирования.

Практика последних лет показывает, что Россия потеряла значительную долю рынков сбыта в связи с низкой конкурентоспособностью отечественных технологий. Продукция российских предприятий-производителей конкурирует с продукцией зарубежных компаний как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Поэтому обязательным условием повышения конкурентоспособности отечественных предпринимательских структур и экономики страны в целом является повышение технического и технологического уровней производства. По нашему мнению, это одно из основных условий повышения конкурентоспособности продукции и обеспечения безубыточного функционирования каждой отдельной предпринимательской структуры и всей экономики России.

© ТА. Корсун, 2008

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Инновационная модель предпринимательского поведения наиболее актуальна для большинства стран с развитой экономикой. Однако ее реализация требует, как правило, участия государства. Научно-технический прогресс, повышение требований к надежности, качеству и другим параметрам продукции заставляют многих хозяйствующих субъектов осуществлять поиск принципиально новых технико-экономических решений. Особенно велика роль инновационной модели предпринимательства в наукоемких отраслях, где небольшие компании при поддержке государства разрабатывают и внедряют принципиально новые, рискованные в коммерческом отношении научно-технические проекты, в которые крупные корпорации, как правило, избегают вкладывать средства.

В периоды общественных преобразований и экономических реформ роль инновационной модели предпринимательского поведения становится особенно значимой. В сфере предпринимательской деятельности большую важность приобретают нестандартные стратегические решения, позволяющие согласовать противоречивые экономические интересы хозяйствующих субъектов, инициировать действие неработающих экономических механизмов, обеспечить «взаимность ожиданий» всех функционирующих элементов общественной системы.

Именно в эти периоды открывается широкий простор для применения творческого подхода в управленческой деятельности, новаторских методов ведения хозяйства и даже для экономического эксперимента. Что касается технологических и технико-экономических инноваций, то именно на их основе зачастую удается повысить эффективность деятельности предпринимательских структур и осуществить подъем экономики.

В условиях рыночной экономики предпринимательские структуры большое внимание уделяют разработке стратегий производства и сбыта для получения и максимизации прибыли или повышения стоимости фирмы. Формирование и достижение стратегических целей должно осуществляться таким образом, чтобы были учтены и с максимальной отдачей использованы все имеющиеся ресурсы.

Сложившаяся в России экономическая ситуация на протяжении двух десятилетий была исключительно неблагоприятна для реализации инновационной модели. Наука, научное обслуживание, а также информационная деятельность, являющаяся базой для этой модели, не только не занимали доминирующего положения в общественной жизни страны, но и долгое время находились в упадке.

В связи с этим в условиях российских реформ инновационную модель предпринимательства можно считать скорее вынужденной, чем необходимой формой экономического поведения предприятия, выживающего в ситуации жесткого трансформационного шока. Такие качества, как изобретательность, смекалка, а в ряде случаев и изворотливость, оказались непременными атрибутами большинства процедур принятия стратегических решений в развитии экономических процессов. Преобладающим в этой сфере и определяющим успешное экономическое развитие предпринимательских структур становится инновационный тип предпринимательских решений. В то же время инновационная деятельность в традиционном ее понимании (как деятельность в технико-экономической области, связанная с разработкой и внедрением достижений НТП) находится в фазе стагнации ввиду отсутствия средств на ее осуществление. До последнего времени здесь реализовывались главным образом малозатратные технические решения. Однако сейчас формируется понимание недопустимости создавшегося положения и необходимости поиска пути выхода из него. Один из вариантов решения этой проблемы — развитие венчурного капитала.

Другой тип предпринимательских решений (рутинно-прагматический) широко используется при внедрении и развитии отсутствующих в условиях российских экономических реформ современных методов ведения рыночного хозяйства (культуры и этики бизнеса, подготовки высококвалифицированных кадров и т.п.), что способствует как совершенствованию институциональной структуры промышленности, так и созданию необходимой предпринимательской инфраструктуры.

В этих условиях малая фирма выступает как мобильная хозяйственная структура,

Известия ИГЭА. 2008. № 5 (61)

Т.А. КОРСУН

экономический потенциал которой основывается на органическом соединении интеллектуальной и финансовой собственности и зависит не столько от количественных параметров (числа занятых, объема производственных мощностей и т.д.), сколько от адаптационных характеристик фирмы, от ее способности работать в условиях жесткой конкуренции. Здесь не приходится рассчитывать на помощь вышестоящего ведомства, федеральные субсидии, льготные кредиты банков. Разорился, реорганизовался, начал дело заново — вот базовый принцип малого бизнеса. Его основу составляют кадры, успешно адаптирующиеся к экономической обстановке, способные находить незанятые ниши с более высокой нормой прибыли и умеющие наладить работу фирмы в любом направлении.

Что касается крупных предприятий, то масштабы управленческой деятельности там существенно больше, а возможности совмещения функции директора и собственника проблематичнее. Фигура предпринимателя, представляющая собой единство двух «ипостасей», встречается в крупных корпорациях значительно реже. Эти хозяйственные образования более инерционны, имеют, как правило, в большей степени коллегиальный (корпоративный) тип управления. Для принятия решения в этой ситуации требуется не только время, но и определяемое уставом необходимое количество голосов (решение совета директоров, общего акционерного собрания и т.д.). «Пробить» собственную

идею в этих условиях довольно сложно: надо либо обладать контрольным пакетом акций, либо иметь мощное лобби в директорате компании.

Таким образом, инновационная модель предпринимательского поведения зачастую оказывается неприменимой на крупном предприятии. Инновационные решения реализуются здесь другим классом функционеров, которых правильнее называть не предпринимателями, а бизнесменами.

Предпринимательские малые и средние структуры должны стать образцами рыночного поведения для крупных компаний. Предпринимательство должно быть основным инструментом подъема российской науки за счет коммерциализации научных разработок и исследований, придания рыночных качеств процессам распространения результатов научных и прикладных исследований. Эту задачу могут выполнять специализированные малые предприятия. Другим важным фактором является использование результатов научных и прикладных исследований для осуществления деятельности самими малыми предприятиями. Низкозатратные производственные технологии, эффективные маркетинговые решения, методы управления и многое другое могут стать предметом сотрудничества предпринимательских структур и представителей российской науки.

В заключение хочется отметить, что современная экономика не может сохранить целостность и конкурентоспособность без эффективного развития предпринимательства.

Известия ИГЭА. 2008. № 5 (61)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.