Научная статья на тему 'Формирование конкурентоспособности студентов-дизайнеров технических вузов'

Формирование конкурентоспособности студентов-дизайнеров технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
691
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ДИЗАЙН / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / COMPETITIVENESS / DESIGN / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Ларианна Юрьевна, Хайруллина Эльмира Робертовна

В статье рассматривается процесс формирования конкурентоспособности будущих дизайнеров; представлен анализ исследований других авторов по данной проблеме; выявлены педагогические условия, соблюдение которых позволит улучшить профессиональные, социально-значимые и личностные качества студентов, и добиться повышения конкурентоспособности будущих дизайнеров на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS FORMATIONS OF STUDENTS-DESIGNERS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

This article describes the process of competitiveness formations of future designers, presents an analysis of other authors on this problem; reveals the pedagogical conditions which observance will allow to improve professional, socially significant and personal qualities of students and to increase the competitiveness of future designers in the labor market.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентоспособности студентов-дизайнеров технических вузов»

Королева Л.Ю., Хайруллина Э.Р.

Казанский национальный исследовательский технологический университет E-mail: [email protected]; [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

В статье рассматривается процесс формирования конкурентоспособности будущих дизайнеров; представлен анализ исследований других авторов по данной проблеме; выявлены педагогические условия, соблюдение которых позволит улучшить профессиональные, социальнозначимые и личностные качества студентов, и добиться повышения конкурентоспособности будущих дизайнеров на рынке труда.

Ключевые слова: конкурентоспособность, дизайн, профессиональная подготовка.

На сегодняшний день, когда активно обсуждаются пути модернизации во всех сферах общества, особое внимание стоит уделить развитию промышленного дизайна в России. Дизайн - важная составляющая многих передовых разработок, направленных на широкого потребителя. Продукты дизайна окружают человека повсеместно: предметы труда и интерьера, одежда, рекламная продукция, бытовая техника, автомобили и пр. Авторы проекта «Концепции развития промышленного дизайна в городе Москве на период 2006-2010 гг.» рассматривают промышленный дизайн как средство организации целостной эстетической и эргономической субъектно-объектной среды в сфере производства и продвижения товаров и услуг. Проектируя новое изделие, предавая ему определенные функциональные и эстетические свойства, дизайнер «проектирует» человека, который будет жить в новой измененной среде, и пользоваться её объектами. От качества продукта зависит качество жизни человека. Промышленный дизайн связывает человека и производство и становится неотъемлемой составной производства и продвижения любого продукта [1]. В связи с этим, дизайнеру на производстве отводится огромная роль - он должен иметь четкое представление о том, чего ждет от него потребитель, следовать тенденциям времени и места, научнотехническому прогрессу, реагировать на социально-экономические изменения и, самое важное в этой ситуации, уметь опережать время и создавать продукт, востребованный в будущем. В современных условиях состязательности и соперничества производствам нашей страны нужны конкурентоспособные творческие специалисты, т. е. способные достигать успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции. Такие специалисты смогут обеспечить высокий уровень

дизайнерских разработок, увеличить конкурентоспособность производимых товаров и экономики в целом. Это существенно повлияет не только на макроэкономическую динамику и на изменение удельного веса национальной экономики в общем объеме мирового производства, но и непосредственно на качество жизни людей [1]. В связи с этим, перед вузами нашей страны стоит задача формирования конкурентоспособности специалистов-дизайнеров.

Понятия конкуренция и конкурентоспособность сравнительно недавно проникли в терминологический аппарат педагогики из экономики, где конкуренция рассматривается, как соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта Портер представляет конкуренцию как динамичный и саморазвивающийся процесс, который жизненно необходим как обществу, так и личности [2]. В этом контексте, конкуренция - стимул развития личности и смысл ее деятельности. Ряд авторов считает, что конкурентоспособность - это способность отвечать высоким требованиям рынка труда и определяется она качеством продукта. В системе образования образовательный продукт (выпускник) рассматривается также с точки зрения конкурентоспособности на рынке труда. В.И. Андреев определяет конкурентоспособную личность, как личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами. Среди множества качеств, которые определяют конкурентоспособность личности, В.И. Андреевым выделены десять стержневых и приоритетных качеств, таких как:

- четкость целей и ценностных ориентаций,

- трудолюбие,

- творческое отношение к делу,

- способность к риску,

- независимость,

- способность быть лидером,

- стремление к непрерывному саморазвитию,

- стрессоустойчивость,

- стремление к непрерывному профессиональному росту,

- стремление к высокому качеству конечного продукта своего труда[3].

Ярошенко С. Н. указывает на то, что конкурентоспособность - это интегральное качество личности, и отражает не отдельное свойство или качество, а представляет определенную профессиональную и социально значимую совокупность личностных характеристик [4]. Дмитриенко Н.А. считает, что основой конкурентоспособной личности является способность личности к самоорганизации, как способу личностно-профессионального саморазвития в соответствии с постоянно меняющимися требованиями к специалистам и условиями на рынке труда. Профессиональная самоорганизация, как указывает автор, является системообразующим фактором, объединяющим все компоненты личностного развития в единое целое. Она способствует гармоничному развитию личности, которая сама выстраивает способы и средства достижения успеха, стремясь к пределам личностных возможностей [2].

Столяренко Л.Д. обращает внимание на то, что комуникативные компетенции являются основой личностного развития. Обобщенно их можно представить следующим образом: умения организации успешной коммуникации, создавать положительный эмоциональный фон, вести диалог, ставить цели, принимать решения и отстаивать их, анализировать коммуникативную ситуацию, проявлять инициативу, эмпатию, настойчивость, умения коллективной работы, умения принимать решения в нестандартных ситуациях, проявлять себя в условиях конкуренции [5].

В.И. Шаповалов отмечает, что важнейшим требованием к будущему специалисту является высокий уровень конкурентоспособности. Конкурентоспособность, по его мнению, - это социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, которая характеризует ее потенциальные возможности в достижении успеха в различных видах деятельности, определяет адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях,

обеспечивает уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром [6].

По мнению Митиной Л.М. для развития конкурентоспособной личности необходимо развивать рефлексивную личность, способную организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, адекватно реагировать в нестандартных ситуациях, решать проблемы нетрадиционными способами. Целью конкурентоспособной личности, как считает Митина, является реализация себя личностно, профессионально, социально, нравственно [7].

И. Катане утверждает, что для становления конкурентоспособной личности необходимо делать акцент не на её интеллектуальном развитии, а на развитии моральном. Исследования данного автора подтверждают, что за последнее десятилетие в результате изменения парадигм в науке и образовании, изменилась и парадигма конкурентоспособности личности. И. Катане сравнивает конкурентоспособную личность в контексте старой парадигмы с акулой, которая для достижения своей цели «способна «проглотить» любого, кто встанет на её пути и будет мешать.» Этот образ конкурентоспособной личности базируется на парадигме биологической конкуренции и свое время уже отжил. Сегодня, по мнению И. Катане, время рождения нового понимания конкурентоспособной личности, которую исследователь сравнивает с дельфином. Такой человек способен к сотрудничеству, способен увидеть в лице конкурентов потенциальных партнеров, одновременно умеет быть лидером и работать в команде. Он востребован в профессиональной среде, его уважают другие, и он сам уважает себя. Конкурентоспособная личность в новом видении, прежде всего, конкурирует сама с собой, постоянно самосовершенствуется, борясь со своими недостатками, незнанием, нежеланием и ленью. Эта личность отличается высокой жизнеспособностью в постоянно меняющихся условиях современного мира [8].

И. Катане сформировала и обобщила 26 признаков конкурентоспособной личности, первые 11 из которых являются, по ее мнению, важнейшими признаками:

1) ясные/чёткие цели жизни/будущего;

2) трудоспособность и трудолюбие;

3)творчество;

4) способность осмелиться;

5) безбоязненность/небоязнь ошибиться;

6) умение сотрудничать;

7) готовность преодолеть трудности, физическая и духовная выносливость;

8) умение общаться;

9) упорство/неотступность;

10) умение убеждать и защищать своё мнение;

11) способность быть лидером;

12) самостоятельность и независимость в принятии решений;

13) ориентация на успех и вера в свои силы;

14) самокритика и способность к самооценке;

15) самоорганизация своего времени;

16) стрессо-устойчивость;

17) способность самостоятельно учиться;

18) умение использовать разные источники информации;

19) умение использовать свои знания в необычных ситуациях;

20) способность менять своё мышление, отношение, действия в зависимости от приобретенной информации, ситуации и внешних условий/обстоятельств (контекста);

21) умение увлечь и вдохновлять других;

22) желание непрерывно самосовершенствоваться;

23) способность адаптироваться в незнакомой среде;

24) способность совершенствоваться в разных отраслях;

25) желание добиться высокого результата;

26) необходимость в позитивной оценке со стороны других.

И. Катане также утверждает, что конкурентоспособный человек это не только тот, кто может длительно держаться на пике своего успеха, но и тот, кто способен возродиться, потерпев неудачу [8].

Опираясь на позиции разных авторов (Андреев В.И., Катане И., Шаповалов В.И., Ярошенко С.Н.) конкурентоспособность личности нами рассматривается как интегральное качество личности, представляющее определенную профессионально и социально значимую совокупность личностных характеристик, обеспечивающее высокий профессиональный статус и востребованность на рынке труда в условиях конкуренции. Проведенное нами исследование позволило выявить следующие признаки конкурентоспособной личности:

- способность быстро адаптироваться к новым условиям, к незнакомой среде;

- готовность к постоянному самосовершенствованию в профессиональной и духовной сфере,

- творческое мышление, креативность,

- физическая и духовная выносливость,

- трудоспособность и трудолюбие;

- способность быть лидером

- умение сотрудничать;

- упорство,

- способность самостоятельно учиться;

- умение действовать в нестандартных ситуациях;

- четкость целей и ценностных ориентаций,

- стремление к высокому качеству конечного продукта своего труда

Далее необходимо выявить специальные педагогические условия, соблюдение которых позволило бы получить высокие и устойчивые результаты в процессе формирования конкурентоспособности студентов.

Ярошенко С.Н. применяет моделирование как метод формирования конкурентоспособности студентов и предлагает универсальную модель формирования конкурентоспособного специалиста, включающую следующие компоненты:

- целевой компонент, в котором обосновывается смысл формирования конкурентоспособного специалиста на основе социального заказа и профессиональных требований;

- методологический компонент раскрывает основные методологические подходы и принципы формирования модели конкурентоспособного специалиста;

- содержательный компонент отражает организационно-педагогические условия формирования конкурентоспособного специалиста, личностно и профессионально значимые качества и способности, а также компетенции и ЗУНы, позволяющие осуществлять успешную профессиональную деятельность;

- деятельностно-процессуальный компонент раскрывает основные этапы, педагогические методы, средства и формы формирования конкурентоспособности специалиста;

- результативно-оценочный компонент отражает критерии, показатели, и уровни сформи-рованности конкурентоспособности выпускника.

Ярошенко С.Н. подчеркивает, что данные компоненты носят обобщенный характер, поэтому при построении модели необходимо учитывать специфичные особенности определенной деятельности будущего специалиста [4].

Евплова Е.В. выделяет следующие педагогические условия формирования конкурентоспособности студентов:

- создание конкурентной образовательной среды;

- реализация элективного курса «Конку-рентология»;

- моделирование профессиональных ситуаций [9].

Евплова Е.В. считает, что среда, в которой происходит становление и развитие личности, очень сильно влияет на формирование конурен-тоспособности. Студентов необходимо погрузить в конкурентную образовательную среду, которая обеспечит развитие конкурентной активности между ними, и будет способствовать формированию профессиональных, активизации и развитию личностных качеств, необходимых конкурентоспособному специалисту. Исследователь обращает внимание на то, конкурентная образовательная среда при этом должна быть комфортной сферой жизнедеятельности субъектов, проявления их индивидуальности. Работа в подгруппах Евпло-вой Е.В. считается важным условием, способствующим проявлению таких важных для конкурентоспособного специалиста качеств, как соревновательность и соперничество, поддерживает сотрудничество между студентами, порождает осознание собственной значимости и сопричастности к общему делу. Для создания конкурентной образовательной среды Евплова Е.В. применяет различные формы и методы взаимодействия соревновательного характера: конкурсы, балльно-рейтинговая система, дебаты, блиц-игры и др. [9].

Для формирования конкурентоспособности студентов Евплова Е.В. также предлагает вводить в учебный процесс высших профессиональных учебных заведений курс «Конкурентологии»

- науки об изучении конкуренции, конкурентах и конкурентоспособности. Открытие конкурен-тологии как науки принадлежит российскому ученому, доктору педагогических наук, профессору, академику РАО В. И. Андрееву. Конкурен-тология нацелена на развитие конкурентоспособности будущего специалиста. Смысл курса «Конкурентология» заключается в том, чтобы помочь студенту сформировать качества, позволяющие ему быть конкурентоспособным и готовым к саморазвитию личностной конкурентоспособности. При реализации курса «Конкурен-тология» Евплова Е.В. предлагает активные и

интерактивные методы обучения: эвристические беседы, проблемное обучение, круглые столы и т. д. Среди средств обучения исследователь выделяет компьютерные средства обучения: видеофильмы, информационно-коммуникационные технологии и т. д. Евплова Е.В. также указывает на целесообразность проводить у студентов в конце занятий курса «Конкурентология» рефлексию профессиональных и личностных качеств, необходимых конкурентоспособной личности. Исследователь утверждает, что именно с включением механизмов рефлексии процесс формирования конкурентоспособности становится более успешным и управляемым [9].

Развивать конкурентспособность студентов Евплова Е.В. также предлагает посредством моделирования ситуаций, приближенных к профессиональной деятельности. Моделируемые ситуации должны максимально точно соответствовать ситуациям, происходящим в профессиональной сфере. Это позволит будущим специалистам погружаться в профессиональную деятельность, быстрее адаптироваться к её специфике уже на этапах обучения [9].

Пономарев А.В. в качестве фактора повышения конкурентоспособности выпускника выделяет студенческое самоуправление. Деятельность органов студенческого самоуправления, как показывают исследования Пономарева А.В., создает в вузе среду для наиболее полного развития лидерских качеств студентов, способствует повышению их конкурентоспособности. Студенты, не принимающие участие в работе органов студенческого самоуправления, уступают студентам-активистам в вопросах проявления качеств соответствующих конкурентоспособной личности. Результаты исследования Пономарев А.В. позволяют проследить, на какие качества студента влияет его участие в том или ином органе студенческого самоуправления. К примеру, у представителей профкома и профбюро факультетов наиболее сформированы такие качества как осознание своих целей на ближайшие два-три года, способность в сложной ситуации найти простое и оригинальное решение, способность открыто высказывать свое мнение, умение установить контакт с новыми людьми. Деятельность студентов в студенческом отряде помогает им сформировать такие качества как энергичность, способность довести начатое дело до конца, способность в дискуссиях и спорах отстоять свою точку зрения, спо-

собность не втягивать себя в конфликты, способность быть «душой компании». Сильной стороной представителей студенческих советов корпусов (общежитий) являются способности быстро осваивать новые виды деятельности и брать на себя ответственность. Таким образом, результаты исследований Пономарева А.В. свидетельствуют о значительно более высоком уровне конкурентоспособности участников студенческого самоуправления, по сравнению со студентами, не участвующими в нем [10].

В.И. Андреев, открывший науку конкурен-тологию, провел множество исследований, посвященных вопросу формирования конкурентоспособной личности, и выявил следующие главные идеи основ конкурентологии:

- Образование в том случае будет способствовать становлению человека как конкурентной личности, если образование будет переходить в самообразование, воспитание - в самовоспитание, а развитие - в творческое саморазвитие и творческую самореализацию личности.

- Каждому человеку жизнь установила возможность быть конкурентоспособной личностью, но для этого необходимо непрерывное творческое саморазвитие и творческая самореализация.

- Конкурентоспособность личности развивается не иначе как на основе творческого саморазвития и творческой самореализации в том виде деятельности, где непосредственно осуществляется конкуренция.

- Современное образование, воспитание, развитие и саморазвитие человека как конкурентоспособной личности будет тем успешнее, чем в большей степени профессиональные и личностные качества педагога будут соответствовать понятию конкурентоспособной личности. Учащимся необходимо как можно чаще показывать и глубже раскрывать эталоны, образцы конкурентоспособных личностей в различных сферах человеческой деятельности - в учебе, в науке, в искусстве, в спорте, в процессе любой профессиональной деятельности.

- Для развития и саморазвития конкурентоспособной личности исключительно важно всестороннее стимулирование лидерских качеств учащихся.

- Конкурентоспособность человека, как и сам человек - явление многомерное и многофакторное. В связи с этим Андреев В.И. изначально исходил из идеи интеграции и систематиза-

ции научного знания из области философии, психологии, педагогики, акмеологии, эвристики, этики, риторики, конфликтологии, менеджмента и других наук о человеке с целью выявления условий и закономерностей становления человека как конкурентоспособной личности.

- Исключительно значима творческая рефлексия, которая активно стимулируется в процессе самооценки, самодиагностики личностных качеств в процессе становления конкурентоспособной личности [3].

Проведенные исследования (Андреев В.И., Евплова Е.В., Пономарев А.В, Ярошенко С.Н.) позволили выявить педагогические условия формирования конкурентоспособности студентов. Прежде всего, необходимо разработать модель формирования конкурентоспособного специалиста (Ярошенко С.Н.), учитывая особенности его профессиональной деятельности. Модель включает в себя идеальный образ конкурентоспособного специалиста (личностные и профессионально значимые качества, ЗУНы, компетенции), основанный на требованиях рынка труда; основные этапы, педагогические методы, средства и формы формирования конкурентоспособности специалиста; а также критерии, показатели, и уровни сформированнос-ти конкурентоспособности выпускника.

Для результативного формирования конкурентоспособности студентов необходимо реализовать следующие педагогические условия (Евплова Е.В.):

- создание конкурентной образовательной среды;

- реализация элективного курса «Конку-рентология»;

- моделирование профессиональных ситуаций.

Последнее имеет огромное значение для студентов направления «Дизайн», т. к. большая часть знаний будущих дизайнеров развивается и конструируется посредством постоянной практики. Для студента-дизайнера не достаточно просто изучить историю искусств и дизайна, если он в будущем хочет стать конкурентоспособным специалистом в своей области. Студенты на визуально творческих дисциплинах производят большое количество проектных и творческих работ применяя широкий спектр графических материалов и техник, изучить которые на словах не имело бы смысла, а в некоторых случаях было бы не воз-

можно. Знание студентов визуально творческих направлений должно постоянно развиваться и испытываться в реальных или смоделированных профессиональных условиях [11].

Андреев и другие авторы (И.Катане, Евплова Е.В.) в своих исследованиях, посвященных формированию конкурентоспособности личности, много говорят о важности творческого развития будущих специалистов. Мы считаем верным данное положение, особенно в отношении подготовки будущих дизайнеров, чья профессиональная компетентность включает в себя как готовность работать по имеющимся образцам и утвержденным производственным схемам в точном соответствии с ГОСТами, так и одновременную направленность на создание нестандартного, оригинального продукта. Профессионально-востребованным становится тот дизайнер, который действует креативно в ситуации невозможности выбора, т.е создает оригинальный дизайн на имеющемся оборудовании, с применением имеющихся материалов и средств, при этом демонстрирует высокий эстетический вкус, тонкое чувство меры, глубокую оригинальность замысла. Кроме того, дизайнер должен иметь четкое представление о том, чего ждет от него потребитель, следовать тенденциям времени и места, научно-техническому прогрессу,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

реагировать на социально-экономические изменения и, самое важное в этой ситуации, уметь опережать время и создавать продукт, востребованный в будущем. Очевидно, что нестандартное, творческое мышление является неотъемлемым качеством будущего дизайнера и на этапе приобретения знаний и на этапе их дальнейшего профессионального использования. По нашему мнению, именно развитие креативности обеспечит повышение конкурентоспосбности будущих дизайнеров.

Реализация выявленных педагогических условий формирования конкуретноспособности выпускников дизайнеров поможет их личностному и профессиональному становлению, сможет задать темп для дальнейшего непрерывного творческого самосовершенствования специалиста. Конкурентоспособные дизайнеры смогут обеспечить высокий уровень дизайнерских разработок и тем самым повысить конкурентоспособность производимых товаров, что будет способствовать развитию промышленного дизайна в России. Это, в свою очередь, благоприятно отразится не только на макроэкономической динамике и на изменении удельного веса национальной экономики в общем объеме мирового производства, но и на качестве жизни людей. ___________________________ 24.02.2014

Список литературы:

1. Межанский, М.А. Промышленный дизайн: повышение конкурентоспособности [Электронный ресурс] / М.А. Межанс-кий // Экономика России: XXI век.- №19.- Режим доступа: http://www.ruseconomy.ru/nomerl9_200506/ec19.html. -01.02.2010.

2. Дмитриенко, Н. А. Формирование конкурентоспособной личности [Текст] / Н.А. Дмитриенко // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. -№1 (7). - C. 88-92.

3. Андреев, В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого самораз-вития конкурентоспособности [Текст] /В. И. Андреев. - Казань, 2006. - 470 с.

4. Ярошенко, С. Н. Моделирование конкурентоспособности выпускников вуза [Текст] / С. Н. Ярошенко // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2012. - №26. - С. 77-81.

5. Столяренко, Л.Д. Психология управления [Текст] : учебное пособие. - 4-е изд. / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д, 2007. - 507 с.

6. Шаповалов, В.И. Формирование конкурентоспособности школьников в условиях дополнительного образования [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. И. Шаповалов. - Ярославль, 2007. - 38 с.

7. Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности [Текст] / Л. М. Митина. - М. : МПСИ. - 2002. - 400 с.

8. Катане, И. Новое видение конкурентоспособности личности в педагогике [Электронный ресурс] / И. Катане // Материалы Четвертой Балтийской конференции по гуманной педагогике «Этот путь идем вместе с Любовью». Латвия, Смилте-не.- Режим доступа: http://u.jimdo.com.

9. Евплова, Е.В. Формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Е.В. Евплова. - Челябинск, 2012. - 36 с.

10. Пономарев, А.В. Студенческое самоуправление как фактор повышения конкурентоспособности выпускника / А.В. Пономарев // Электронный журнал об образовании «Аккредитация в образовании». - Режим доступа: http:// www.akvobr.ru.- 07.07.2009.

11. Королева, Л.Ю. Формирующая оценка образовательных результатов студентов направления «Дизайн» [Текст] / Л.Ю. Королева, Э.Р. Хайруллина // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - Т.16. - №19. - С. 391-394.

Сведения об авторах:

Хайруллина Эльмира Робертовна, декан факультета дизайна и программной инженерии Казанского национального исследовательского технологического университета, доктор педагогических наук, профессор, e-mail: [email protected] Королева Ларианна Юрьевна, аспирант Казанского национального исследовательского технологического университета, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.