Научная статья на тему 'Формирование конкурентных преимуществ социально-экономических систем в условиях цифровой экономики (опыт зарубежных стран)'

Формирование конкурентных преимуществ социально-экономических систем в условиях цифровой экономики (опыт зарубежных стран) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
709
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдикеев Нияз Мустякимович, Мельничук Марина Владимировна

В современном обществе цифровые технологии определяют конкурентоспособность национальных социально-экономических систем и становятся ведущими драйверами экономического роста. В зависимости от степени влияния информационного прогресса рынок начинает диктовать новые тренды, воздействующие на все отрасли бизнеса и обеспечивать конкурентные преимущества организациям, которые успевают адаптироваться к новым условиям. Конкурентные преимущества любых субъектов экономических отношений в условиях рыночной экономики, в том числе и субъектов цифрового бизнеса, обеспечиваются значительным ростом прибыли, более эффективной работой сотрудников, а также ростом рентабельности. В статье анализируется влияние цифрового бизнеса на формирование конкурентных преимуществ в социально-экономических системах ведущих стран мира и возможность адаптации зарубежного опыта к российской экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS IN THE DIGITAL ECONOMY (FOREIGN COUNTRIES EXPERIENCE)

In modern society, digital technologies determine the competitiveness of national socio-economic systems and become the leading drivers of economic growth. Depending on the degree of influence of information progress, the market begins to dictate new trends affecting all business sectors and provide competitive advantages to organizations that manage to adapt to new conditions. Competitive strengths of any subjects of economic relations in a market economy, including the subjects of digital business, are provided with a significant increase in profits, more efficient work of employees, as well as increased profitability. The article analyzes the impact of digital business on the formation of competitive advantages in the socio-economic systems of the leading countries of the world and the possibility of adapting foreign experience to the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентных преимуществ социально-экономических систем в условиях цифровой экономики (опыт зарубежных стран)»

Абдикеев Нияз М., Мельничук М. В.

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

2.2. ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ (ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН)1

Абдикеев Нияз Мустякимович, д-р техн. наук, профессор, директор Института промышленной политики и институционального развития

Место работы: Финансовый университет, г. Москва

nabdikeev@fa. ru

Мельничук Марина Владимировна, д-р экон. наук, профессор, профессор Департамента языковой подготовки, главный научный сотрудник НИФИ Министерства финансов Российской Федерации

Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

mvmelnichuk@gmail.com

Аннотация: в современном обществе цифровые технологии определяют конкурентоспособность национальных социально-экономических систем и становятся ведущими драйверами экономического роста. В зависимости от степени влияния информационного прогресса рынок начинает диктовать новые тренды, воздействующие на все отрасли бизнеса и обеспечивать конкурентные преимущества организациям, которые успевают адаптироваться к новым условиям. Конкурентные преимущества любых субъектов экономических отношений в условиях рыночной экономики, в том числе и субъектов цифрового бизнеса, обеспечиваются значительным ростом прибыли, более эффективной работой сотрудников, а также ростом рентабельности. В статье анализируется влияние цифрового бизнеса на формирование конкурентных преимуществ в социально-экономических системах ведущих стран мира и возможность адаптации зарубежного опыта к российской экономике.

Ключевые слова: цифровые технологии; цифровая экономика; конкурентные преимущества; бизнес-процессы.

FORMATION OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS IN THE DIGITAL ECONOMY (FOREIGN COUNTRIES EXPERIENCE)

Abdikeev Niyaz M., doctor of technical sciences, Professor, Director of the Institute of industrial policy and institutional development Work place: Financial University, Moscow, Russia

nabdikeev@fa.ru

Melnichuk Marina V., Doctor of Economics, professor, Professor of Department of Language Training Chief Research Fellow, Financial Research Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation

Work place: Financial University under the Government of the Russian Federation

mvmelnichuk@gmail.com

Annotation: in modern society, digital technologies determine the competitiveness of national socio-economic systems and become the leading drivers of economic growth. Depending on the degree of influence of information progress, the market begins to dictate new trends affecting all business sectors and provide competitive advantages to organizations that manage to adapt to new conditions. Competitive strengths of any subjects of economic relations in a market economy, including the subjects of digital business, are provided with a significant increase in profits, more efficient work of employees, as well as increased profitability. The article analyzes the impact of digital business on the formation of competitive advantages in the socio-economic systems of the leading countries of the world and the possibility of adapting foreign experience to the Russian economy.

Keywords: digital technologies; digital economy; competitive advantages; business processes.

В исследовании, проведенном MIT Center for Digital Business and Capgemini Consulting [1], отмечается, что цифровые преобразования, происходящие в мире, опосредуют трансформации бизнеса, который теряет свои конкурентные преимущества при сознательном отстранении или невозможности принимать новые вызовы. При этом в современном мире большинство организаций в неполной мере используют цифровые технологии, не имеют веб-сайтов или не пользуются облачными технологиями.

1 Статья выполнена в рамках НИР ««Разработка модели конкурентоспособности социально-экономических систем в условиях цифровой экономики» по государственному заданию Финуниверситета 2018 года.

Для определения конкурентных преимуществ организаций, использующих (либо не использующих) цифровые технологии, была осуществлена их группировка по степени восприимчивости цифровых технологий бизнесом:

- начинающие - beginners - используют электронную почту, Интернет, различные виды программного обеспечения, но скептически относятся к современных цифровым технологиям;

- консервативные - conservatives - сознательно отстраняются от цифровых технологий, хотя признают их эффективность;

- агрессивные - fashionistas - принимают все новшества цифровых технологий, но слабо координируют нововведения;

- цифровые - digirati - быстро управляют цифровыми технологиями и эффективно их применяют.

Проблемы экономики и юридической практики

5'2018

Проведенное ранжирование позволило выявить, что на сегодняшний день бизнес только начинает внедрять цифровые технологии и находится на пороге трансформаций. Подавляющее большинство организаций (65%) используют ИКТ, но не готовы внедрять современные цифровые технологии, такие как облачные технологии, искусственный интеллект, квантовые технологии, big data, робототехнику, сенсорику и др. В свою очередь, 14% организаций сознательно препятствуют их проникновению (рисунок 1).

Ж

Digirati

Fash ionîs tas

Conservatives

Beginners

Рисунок 1. Распределение организаций по степени цифровизации [2].

Всего 15% организаций, которые можно отнести к цифровому бизнесу, демонстрируют следующие конкурентные преимущества:

- рост выручки (9%);

- увеличение рентабельности (26%);

- повышение рыночной стоимости (12%).

В то же время организации, не внедряющие цифровые технологии, демонстрируют существенные потери. Так, у начинающих организаций с недостаточным внедрением ИКТ налицо падение рентабельности (-24%), выручки (-4%) и рыночной стоимости (-7%). В свою очередь, у организаций-агрессоров -падение рентабельности (-11%) и рыночной стоимости (-12%) (рисунок 2).

Выручка

Рыночная стоимость

Digirati Fashionistas Conservatives Beginners Рисунок 2. Изменение выручки, рентабельности и рыночной стоимости цифрового бизнеса [1].

Опираясь на цифровые технологии, организации улучшают работу с клиентами, модернизируют бизнес-процессы, переходя на производство и предоставление новых продуктов и услуг, расширяют рыночные возможности, создавая тем самым дополнительные конкурентные преимущества. 78% руководителей компаний, принявших участие в опросе консалтинговой компании Capgemini Consulting и международной школы бизнеса MIT Sloan Management, определили, что в ближайшие два года цифровизация приобретет критически важное значение для их организаций [1], в связи с этим 67% генеральных директоров сделают цифровизацию центральным аспектом корпоративной стратегии [3]. Таким образом, можно утверждать, что те компании, которые успешно пользуются цифровыми технологиями в своей деятельности, более конкурентоспособны, чем те, что отстают в «цифровой зрелости».

Названные характеристики позволяют определить конкурентные преимущества, присущие цифровому бизнесу (наряду с рентабельностью, выручкой и рыночной стоимостью). В первую очередь, к таким преимуществам относятся преобразованные и адаптированные бизнес-модели, эффективно использующие цифровые технологии. Безусловно, информационные и цифровые технологии в настоящее время используются в деятельности любого бизнеса, однако для цифрового бизнеса они выходят на первый план.

По мере увеличения пользователей сетей расширяются возможности организаций по сбору данных из самых отдаленных звеньев цепочки создания стоимости. Это создает условия для преобразования существующих бизнес-моделей и создания новых, образующихся и реализующихся благодаря системе Интернет.

Таким образом, можно предположить, что распространение системы Интернет, скорость передачи данных и наличие профессиональных компетенций сотрудников, позволяющих использовать возможности цифровой экономики, являются непосредственными факторами формирования цифровых бизнес-моделей.

Использование организациями Интернет-сетей характерно для большинства организаций, вне зависимости от степени развития социально-экономических систем. Так, в Литве, Финляндии, Нидерландах, Гонконге, Сингапуре, Израиле, Японии и других странах 100% организаций из общего числа предпринимательского сектора используют широкополосный Интернет в своей деятельности.

Для сравнения, в России только 88,7% организаций задействованы в системе Интернет, 18,77% имеют доступ к широкополосному подключению [4], 87,6% пользуются электронной почтой, 62,3% подключили локальные вычислительные сети и только 45,9% российских организаций имеют собственные веб-сайты [5]. Это ограничивает конкурентные преимущества российских организаций и требует активизации их деятельности в области использования информационных и коммуникационных технологий. Согласно международному индексу сетевой готовности, Российская Федерация остается на 41-месте (рисунок 3).

Абдикеев Нияз М., Мельничук М. В.

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

1-й столп: MHIRNL.. J

10-й стопп: нормрти... BmpaJ

исполио...

Рисунок 3. Россия в международном индексе сетевой готовности [6].

Еще одним драйвером роста цифровой экономики, напрямую вытекающим из распространения ИКТ и обеспечивающим конкурентные преимущества бизнеса, является развитие Интернет-торговли. Специальные исследования подтверждают значительное увеличение объемов Интернет-торговли в мировом масштабе (рисунок 4).

Рисунок 4. Объемы продаж интернет-магазинов мира (трлн. долл.) [7].

Как свидетельствуют данные рисунка 4, темпы роста Интернет-торговли превышают темпы развития мировой торговли, которые находятся на уровне 4,5-4,8% в год. Крупнейшими представителями Интернет-торговли являются США, доходы которых в 2015 году превысили 7 трлн. долл. (таблица 1). Примечательным является факт превышения торговых операций между бизнес-структурами (76-96%) над операциями, а не с конечным потребителем.

Таблица 1

Топ-10 мировой Интернет-торговли [8]

В первом квартале 2018 года оборот Интернет-торговли в США составил 125 млрд. долл., что в 65 раз больше, чем в России [9] (рисунок 5).

135000

3

vi юоооо d

£

■i 75 ООО

lllllllllllllllllllll

.(,=> лр .-> .о .о- -f= и;

Рисунок 5. Объем Интернет-торговли США, млн. долл. [9] Для сравнения: выручка «Почты России» от сектора бизнеса по доставке составляет 116,6 млрд. руб. (или 1,94 млрд. долл.) [10], в то время как выручка компании FedEx составляет 60 млрд. долл. [11] (то есть в 30 раз больше). Эксперты прогнозируют рост этого разрыва в ближайшие годы и объясняют его тем, что «„.в Америке и Европе настоящий бум сверхбыстрой доставки только начинается и продолжит бурно развиваться, а у нас он может быстро затормозиться из-за запредельно высоких цен и низкого качества обслуживания» [12].

Лидерами в трансграничных операциях Интернет-торговли, также являются США и Китай (таблица 2).

Таблица 2

Топ-10 трансграничной Интернет-торговли [13]_

Всего Тра нс-

Трансграничная онлайн-торговля онлайн-торговля Бизнес-Потреби- граничная онлайн-торгов-

Бизнес-Потребитель

№ Страна тель ля

Количе-

$ млн. Импорт товаров, % Всего, % $ млн. ство покупателей, млн.

1 2 3 4 5 6 7

1 США 40 1,7 7 612 34

2 Китай 39 2,3 6 617 70

3 Германия 9 0,8 10 93 12

4 Япония 2 0,3 2 114 9

5 Великобритания 12 1,9 7 200 14

6 Франция 4 0,7 6 73 12

7 Нидерланды 0,4 0,1 2 19 4

8 Республика Корея 3 0,6 5 48 10

9 Канада 7 1,7 16 48 11

10 Италия 3 0,8 19 17 6

Всего по топ-10 120 1,4 7 1839 181

В мире 189 1,1 7 2904 380

Однако, несмотря на растущий интерес к этому способу электронной коммерции, официальная статистика весьма ограничена. На сегодняшний день немногие страны предоставляют в открытом доступе оценку проходящих сделок и публикуют объемы операций в денежном выражении. Исходя из предоставленной информации, около 380 миллионов потребителей делают покупки на зарубежных сайтах.

В странах ЕС наибольшее распространение Интернет-торговли (% от интернет-пользователей) характерно для Дании, Швеции и Германии (рисунок 6). Соответственно, органи-

№ Страна Всего Бизнес-Бизнес Бизнес-Потребитель

$ млн. Доля ВВП $ млн. Доля в общем объеме $ млн.

1 2 3 4 5 6 7

1 США 7055 39 6443 91 612

2 Япония 2495 60 2383 96 114

3 Китай 1991 18 1374 69 617

4 Корея 1161 84 1113 96 48

5 Германия (2014) 1037 27 994 91 93

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Великобритания 845 30 645 76 200

7 Франция (2014) 661 23 588 89 73

8 Канада (2014) 470 26 422 90 48

9 Испания 242 20 217 90 25

10 Австралия 216 16 188 87 28

Всего по топ-10 16174 34 14317 89 1875

В мире 25293 22389 2904

Проблемы экономики и юридической практики

5'2018

зации, функционирующие в сфере торговли в данных странах, обладают большими конкурентными преимуществами.

Г

_

В

||

III

/VVVV / /У ////

о* у

■ 2017 2018

Рисунок 6. Интернет-торговля в странах ЕС (% от Интернет-пользователей, выдержка) [14].

Отсутствие статистических данных для большинства развивающихся стран по объемам Интернет-торговли вызывает серьезную озабоченность и позволяет утверждать о снижении их конкурентных преимуществ в условиях цифровой экономики.

При проведении сравнительного анализа пользователей социальных сетей и пользователей, осуществляющих покупки онлайн, не было выявлено четкой взаимосвязи между ними. Однако, очевидно, что большая доля транзакций-онлайн совершается в развитых странах с устоявшейся цифровой экономикой.

В подтверждение сказанному отметим, что в мировом масштабе развитие Интернет-торговли и подключение к сетям может иметь некоторые препятствия. Несмотря на то, что отдельные социально-экономические системы вполне продуктивно распространяют интернет-технологии (рис. 7), вполне очевидно, что развивающиеся страны будут ограничены в заключение контрактов и выходе на рынок в связи с слабым распространением Интернета.

94 R

/ 4 / wy

65.9 / \ 65,3 d

■ / \

\

34,4 ■

1

lllllllB

зооошоо

700000000 500000000 500000000 400000000 300000000 200000000 - 100000000

■ пользователи, чел.

Рисунок 7. Топ-10 стран по количеству пользователей Интернета в 2017 году [15].

Исследователями ООН обосновывается влияние цифровых технологий на разные сферы экономической деятельности в зависимости от уровня экономического развития отдельных социально-экономических систем: в развитых и развивающихся странах такая взаимосвязь определяется в относительно равных долях.

Вывод. Основной причиной, сдерживающей развитие цифровой экономики, является нормативная правовая база, пропускная способность Интернета на одного пользователя и низкий уровень применения цифровых технологий в бизнесе.

Безусловно, распространение широкополосных сетей на труднодоступных и малонаселенных территориях Российской Федерации сопряжено с дополнительными издержками, в силу которых частный бизнес не готов инвестировать финансовые ресурсы в данное направление развития цифровой экономики. В этой связи предлагается предусмотреть в Программе развития Цифровой экономики [4] софинансирование широкополосных сетей за счет бюджетных средств, что дополнит положения, предусмотренные Национальной технологической инициативой и принятых в 2017 году документов стратегического планирования в области развития цифровой экономики.

Соответственно, п. 4.1.4 Программы дополнить текстом следующего содержания «Определены исполнители и источники финансирования для обеспечения широкополосного доступа к сети «Интернет» для населения на условиях государственного и частного софинансирования».

Это позволит достичь целевых показателей Программы, заявленных как повышение доли домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «Интернет» (100 мбит/с), в общем числе домашних хозяйств - 97%.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 90,1%.

Список литературы:

1. http://www.academia.edu/28433565/Embracing_Digital_Technology_ A_New_St rategic_I mperative

2. https://www.capgemini.com/consulting/wp-content/uploads/sites /30/2017/07/embracing_digital_technology_a_new_strategic_imper ative.pdf

3. IDC FutureScape: Worldwide IT Industry 2016 Predictions — Leading Digital Transformation to Scale, 2015

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации №1632 от 28 июля 2017 года. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

5. Россия в цифрах. 2017: Крат. стат. сб./ Росстат. - М., 2017. - 511 с.

6. http://reports.weforum.org/global-information-technology-report-2016/economies/#economy=RUS

7. https://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/statistika-internet-torgovli-v-stranakh-mira/

8. nations conference on trade and development: Information Economy Report 2017: Digitalization, Trade and Development

9. Retail e-commerce sales in the United States from 1st quarter 2009 to 3rd quarter 2017 (in million U.S. dollars) [Электронный ресурс] // URL: https://www.statista.com/statistics/187443/quarterly-e-commerce-sales-in-the-the-us/

10. URL: http://tass.ru/ekonomika/4209006

11. URL: http://s1.q4cdn.com/714383399/files/oar/2017/ AnnualRe-port2017/AnnualReport2017flat/docs/FedEx_2017_Annual_Report.pdf

12. Иноземцев В. Экономика «здесь и сейчас»: как ожидания потребителей меняют бизнес [Электронный ресурс] // URL: http://worldcrisis.ru/crisis/28356457utm_sou rce=su bscr&utm_mediu m= mail&utm_campaign=best

13. United nations conference on trade and development: Information Economy Report 2017: Digitalization, Trade and Development

14. https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/progress-country

15. https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_числу_ пользовате-лей_Интернета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.