5. Internet portal Transport info [Electronic resource]. - Access mode: https://www.transportinfo.fr.
6. Slinkov D. Artificial Intelligence in Logistics. - M.: Alpina nonfiction, 2019. - Part I: General knowledge about artificial intelligence. - 304 p.
7. Order of the Government of the Russian Federation of March 29 2019 No. 558-r [Electronic resource]. -Access mode: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/00012019040300 33?index=0&rangeSize=1.
8. Mogayar U. Blockchain for business. - M.: Eksmo Publishing House LLC, 2018. - 219 p.
9. Another use of blockchains: Smart contracts // Internet portal for IT specialists «Habrahabr» [Electronic resource]. - Access mode: https://habr.com/company/ bitfury/blog/330316/.
10. Russian logistics is mastering the blockchain system // Information Agency RZD-Partner.ru [Electronic resource]. -Access mode: http://www.rzd-partner.
11. Where to store data for decentralized applications on the blockchain? // Internet portal for Habrahabr IT specialists [Electronic resource]. - Access mode: https://habrahabr.ru/post/327836/.
12. JDA & WMG, University of Warwick Study: Majority of European Manufacturers Are Only at the Early Stages of Digital Supply Chain Adoption // Internet portal FinanzNachrichten [Electronic resource]. - Access mode: https://www. finanznachrichten.de/nachrichten-2018-12/ 45439914-j da-wmg-university-of-warwick-study-majority-of-european-manufacturers-are-only-at-the-early-stages-of-digital-supply-chain-adoption-004.htm.
УДК 334
Чернышева Ю.Г., Шепеленко Г.И.
ФОРМИРОВАНИЕ КОНГЛОМЕРАТА МСП В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Аннотация
В статье проведен анализ динамики численности малого бизнеса и его законодательно установленных численных критериев. Авторы выявили особенности развития малого бизнеса в стране, возникающие проблемы при увеличении предельной численности предприятий малого бизнеса. В заключении были сделаны предложения по корректировке численных критериев и мер поддержки в соответствии с ними.
Ключевые слова
Малое предпринимательство, предельно допустимая численность малого бизнеса, государственная поддержка малого бизнеса
JEL: M21
Chernysheva Yu.G., Shepelenko G.I.
FORMATION OF A CONGRESS OF SME ENTERPRISES IN THE CONDITIONS OF THE MARKET ECONOMY OF RUSSIA
Annotation
The article analyzes the dynamics of the number of small business and its statutory numerical criteria. The authors have identified the peculiarities of the development of small
business in the country, the problems arising when increasing the maximum number of small businesses. In conclusion, proposals were made to adjust the numerical criteria and support measures in accordance with them.
Keywords
Small business, maximum allowable number of small business, government support for small business.
Введение. Влияние малого предпринимательства на развитие экономики страны очень большое. Так, в странах с развитой рыночной экономикой удельный вес малого бизнеса в ВВП составляет 55-60%, при этом во многих из них действует принцип дифференциации поддержки малого бизнеса по разным направлениям: по размеру годового дохода, по сферам деятельности, по времени работы, по многим другим направлениям. В России сложилась иная тенденция. Предельная численность малого бизнеса сначала сокраща-
лась, а в настоящее время делаются предложения по ее значительному увеличению. При этом нет никакой дифференциации поддержки для различных групп малых предприятий.
Проблема. В течение всего времени действия рыночных принципов в экономике России решаются проблемы малого предпринимательства. Однако в последние годы замедлилось его развитие, несмотря на то, что постоянно на уровне государства принимаются меры по формированию и развитию предпринимательской деятельности в стране.
По состоянию на:
10.11.2016 10.11.2017 10.11.2018 10.11.2019 10.07.2020
Ед. % Ед. % Ед. % Ед. % Ед. %
Юридические лица, всего в том числе: 2762,2 47,7 2756,8 47,3 2684,6 44,7 2505,7 42,5 2576,6 42,6
- микропредприятия 2501,3 43,2 2498,2 42,6 2441,3 40,7 2290,1 38,9 2364,4 39,1
- малые предприятия с численностью от 16 до 100 чел. 240,6 4,2 238,9 4,1 224,7 3,7 198,8 3,4 195,4 3,2
- средние предприятия 20,3 0,4 19,7 0,3 18,6 0,3 16,8 0,3 16,7 0,3
Индивидуальное предпринимательство 3026,2 52,3 3105,6 53,0 3316,5 55,3 3387,4 57,5 3475,0 57,4
Всего субъектов 5788,5 100 5862,4 100 6001,0 100 5893,1 100 6051,6 100
37 Расчеты авторов по данным Федеральной налоговой службы «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (https://ofd.nalog.ru).
Таблица 1 - Динамика хозяйствующих субъектов малого предпринимательства
в России, тыс. единиц37
Предпринимательство в России за анализируемый период расширялось за счет индивидуального предпринимательства, рост которого составил 14,8%. Количество всех остальных предприятий малого и среднего бизнеса среди юридических лиц сократилось. Количество микропредприятий (юридических лиц) за анализируемый период сократилось на 5,5%, количество малых пред-
Малый бизнес в стране более чем на 95% на протяжении многих лет представлен микропредприятиями с численностью до 15 человек. При этом наблю-дется дальнейший рост доли микропредприятий - в середине 2020 года до 96,1%.
Количество предприятий малого бизнеса до конца 2019 года имело тенденцию к снижению. В 2020 году в стране начали приниматься активные меры по популяризации предпринимательства среди различных групп населения, что привело к их росту по сравнению с 2019 годом на 2,7%.
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определяет, что к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) относятся юридические лица в форме потребительских кооперативов и коммерческих организаций, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели). В течение шести месяцев со дня вступления в силу
приятий (юридических лиц) снизилось на 18,8%, а средних предприятий - на 17,7%.
Если говорить о разделении предприятий малого бизнеса на микропредприятия, малые и средние независимо от организационно-правовой формы, то их количество представляется следующими данными (табл. 2).
федерального закона были разработаны региональные программы развития и поддержки МСП, муниципальные программы развития и поддержки МСП.
Первоначально предполагалось, что закон от 2007 года будет распространяться на хозяйствующие субъекты с численностью до 100 человек. Однако правительство Москвы предложило расширить действие льгот на средние предприятия с численностью до 250 человек. Победила точка зрения тех предпринимателей, масштаб деятельности которых соответствовал уже критериям среднего предпринимательства (СП). Соединение в одну категорию разнородных по численности организаций позволяет назвать такое соединение конгломератом.
Целесообразность образования конгломерата МСП объяснялась необходимостью увязки планов развития малого и среднего бизнеса. Ошибочность такого решения становится особенно очевидной, если предложить расширить конгломерат МСП до уровня МСПК, то есть включить и крупные предприятия с численностью работников, например, до 500 человек. Подоб-
Таблица 2 - Динамика количества субъектов малого предпринимательства
П о состоянию на:
10.11.2016 10.11.2017 10.11.2018 10.11.2019 10.07.2020
Ед. % Ед. % Ед. % Ед. % Ед. %
Микропредприятия 5498,4 95,0 5577,2 95,1 5729,7 95,5 5650,6 95,9 5813,5 96,1
Малые предприятия с численностью от 16 до 100 чел. 269,4 4,7 265,3 4,5 252,5 4,2 225,4 3,8 221,0 3,7
Средние предприятия (101-250 чел.) 20,7 0,3 19,8 0,4 18,9 0,3 17,1 0,3 17,0 0,2
Всего субъектов 5788,5 100 5862,4 100 6001,0 100 5893,1 100 6051,6 100
ное предложение об увеличении численного критерия малого бизнеса до 500 человек было сделано в июле 2020 года в рамках форума АСИ (Агентство стратегических инициатив) «Сильные идеи для нового времени». Инициатива называлась «Совершенствование критериев для отнесения бизнеса к категории МСП»
Автор идеи по увеличению предельной численности предприятий малого бизнеса Александр Соловьев. Суть предложения сводилась к следующему: «...Предлагается внести изменения в п. 2 ч. 1.1. ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ в части установления предельного значения среднесписочной численности работников до пятисот человек для малых предприятий, изменения приведут к правильному балансу зависимости численности предприятий от их оборота, в частности, предприятия, попадающие по размеру годового оборота в категории малых, но с большим количеством работников получат возможность получения полного комплекса мер государственной поддержки для МСП, получат стимул для развития, многие работники, ранее привлекаемые по «серым» схемам, смогут быть легализованы такими предприятиями, что в том числе увеличит поступления в бюджет по ряду налогов.
Следует отметить, что указанное действие способно искоренить такое явление, как дробление предприятий с одним собственником на несколько частей с единственной целью - установление критерия соответствия для отнесения к МСП»38.
Подобное предложение об изменении предельно допустимой численности является совершенно необоснованным и, более того, может привести к сокращению количества малых предприятий.
В настоящее время каждая категория конгломерата МСП не достигает своего предельно допустимого значе-
38 Режим доступа: https://idea.asi.ru/improject-48/ideas/833 (дата обращения: 03.08.2020).
ния. Так, средняя численность работников на 10.11.2019 на микропредприятиях составила 3 человека, а предельное значение численности - 15 человек. Средняя численность на малых предприятиях без микропредприятий составляет
27.5 чел., а предельная численность -100 чел. Средняя численность средних предприятий составляет 101 чел., а предельная численность - 250 чел. Такая же ситуация по критерию оборота. На микропредприятиях фактическая средняя выручка - 5,7 млн руб., а предельный показатель - 120 млн руб. По МП без микропредприятий средняя выручка -
14.6 млн руб., а предельное значение -800 млн руб. По средним предприятиям соответственно 101 млн руб. и 2000 млн руб. Идея увеличения численности МСП до 500 человек экономически не обоснована и не позволит решить обозначенные проблемы. Увеличение численности до 500 человек фактически уравнивает многие предприятия крупного бизнеса с малым бизнесом и дает им возможность получать поддержку наравне с ними (ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, ст. 6, п. 3 (4)).
Автор обосновывает такое предложение «.большим количеством необоснованных возбужденных уголовных дел в связи с так называемым дроблением бизнеса». Также отмечает, что «.обороты клининиговых компаний, охранных предприятий, операторов такси... которые подходят к категории МСП по выручке, но в силу количества работников они не получают поддержки вообще, что особенно проявилось в период ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции».
Следует не согласиться с таким суждением. Изменять законодательство в соответствии с имеющимися нарушениями, чтобы сделать эти нарушения законными, вряд ли корректно и не будет способствовать ликвидации барьеров для развития малого бизнеса. При этом из предложения следует, что оно касается очень ограниченного количе-
ства предприятий малого бизнеса. Для ликвидации нарушений в государстве необходимо использовать другие механизмы, а не изменение законодательства в пользу тех, кто его нарушает.
Кроме этого, постоянное увеличение численного критерия малого бизнес, в конечном итоге ликвидирует сам смысл понятия «малый бизнес». Обоснование «количество уголовных дел» вряд ли можно отнести к экономическим факторам. Автором идеи не было проведено никакого аналитического и научно обоснованого с экономической точки зрения исследования для подтверждения необходимости такого резкого увеличения численного критерия малого бизнеса. Также не было проведено исследования, в котором участвовали бы руководители малого бизнеса с численностью, удовлетворяющей действующим критериям, на предмет их позиции по увеличению критерия численности малого бизнеса. Не была оценена доля (от числа действующих предприятий малого бизнеса, а также от числа крупных предприятий, к которым они сейчас относятся) руководителей бизнеса, выступающих за поддержание данной инициативы об увеличении предельной численности малого бизнеса. Эти цифры помогли бы оценить действительную значимость такого предложения.
Выводы. В настоящее время ведется активная работа по указанию Президента РФ по увеличению количества предприятий малого бизнеса, направленная на популяризацию бизнеса, на рост количества малых предприятий, потому что длительное время наблюдается их сокращение. Как показали данные таблиц 1 и 2, в 2020 году наметился небольшой рост количества предприятий малого бизнеса. Принятие предложений, которые не могут улучшить положение большинства участников малого бизнеса, не способствует вовлечению в бизнес предпринимателей (а даже сделает еще более трудной конкуренцию для малого бизнеса, а следовательно, малопривлекательным начало и про-
должение своего бизнеса), не приведет к экономическому росту в этой области. Крупные предприятия численностью до 500 человек, в соответствии с таким предложением, получают все льготы малого бизнеса. Их экономические возможности становятся намного сильнее, чем у предприятий действительно малого бизнеса (например, возможность участия в конкурсах по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»). В конечном итоге это приведет к тому, что конкурентные возможности крупных предприятий не позволят выдерживать конкурентную борьбу малому бизнесу, который будет разоряться, то есть вместо наметившегося роста снова произойдет сокращение количества предприятий малого бизнеса.
Более целесообразно установить различные критерии численности в зависимости от вида деятельности для отнесения предприятий к категории малых. Если вести речь о предприятиях большинства видов деятельности, например организациях обрабатывающих производств (к примеру, промышленность и даже другие транспортные компании (не такси, как указано в предложении)), то разница в численности 20 человек (и даже 100 человек) и 500 человек для самого бизнеса более чем заметна и такие организации по экономическим характеристикам никак нельзя отнести к категории малых и уравнивать их право на получение льгот и господдержки.
Как показали данные таблиц, количество хозяйствующих субъектов во всех категориях юридических лиц в конгломерате МСП сокращалось. Рост на 2,7% в результате проводимых мероприятий по популяризации малого бизнеса пока еще нельзя ценить, поскольку прошло слишком мало времени и неясно, будет ли он устойчивым или это только временный «отклик» на мероприятия.
Считаем, что одной из важных причин снижения количества малых
предприятий являлся установленный законом от 24 июля 2007 года принцип одинаковой поддержки всех категорий малого бизнеса.
В процессе становления рыночной экономики в России снижался уровень
предельно допустимой численности (ПДЧ) работников в производственной сфере, что сокращало количество малых предприятий в этих сферах деятельности.
Таблица 3 - Предельно допустимая численность работников в малом предпринимательстве, чел.
Сферы деятельности 18.07.1991 [1] 25.05.1995 [2] 24.07.2007 [3]
Промышленность 200 100 100
Строительство 200 100 100
Данные таблицы 3 показывают, что критерии численности были сокращены в два раза. Сокращение численного критерия для малого предприятия также означает снижение концентрации производства в производственной сфере, что существенно уменьшило возможность малого бизнеса получать экономию на масштабе производства, а соответственно, повысило необходимость его поддержки. Это является еще одним аргументом против повышения численного критерия для малого бизнеса в настоящее время, поскольку существующие предприятия многих сфер деятельности не смогут выдержать конкурентную борьбу с предприятиями, где численность достигает 500 чел., потому что они кроме экономии на масштабах производства получа также льготы от государства.
В настоящее время в конгломерате МСП объединены разные категории хо-
зяйствующих субъектов, отличающихся количественным составом работников, организационными формами предпринимательской деятельности, уровнем концентрации производства, финансовыми возможностями развития, все это определяет существенные различия в возможностях ведения эффективной предпринимательской деятельности.
В составе конгломерата МСП микропредприятия составляют более 95%, малые предприятия - около 4%, средние предприятия - 0,3%. Однако законодательство страны обеспечивает всем хозяйствующим субъектам равный доступ на получение государственной поддержки.
В России сформировалось значительное различие между законодательно установленной ПДЧ и фактическим средним количеством работников на один хозяйствующий субъект во всех категориях конгломерата МСП.
Таблица 4 - Средняя численность работников в расчете на одно малое предприятие
Категории в составе МСП Норматив занятости, чел. 2009 год39 2014 год40 На 10.11.201941
Микропредприятия < 15 4 4 3
Малое предприятие (без микропредприятий) 16-100 18 27 27,5
Среднее предприятие 101-250 131 121 101
39 Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: стат.сб. / Росстат. М., 2010. 80 с.
40 Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: стат.сб. / Росстат. М., 2015. 96 с.
41 Расчеты авторов по данным Федеральной налоговой службы «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (https://ofd.ru/statistics.html).
Данные таблицы 4 свидетельствуют, что норматив ПДЧ во всех категориях конгломерата МСП значительно выше фактической средней численности работников в расчете на один хозяйствующий субъект малого бизнеса: на микропредприятиях - в 5 раз, на малых предприятиях - почти в 4 раза, на средних предприятиях - в 2,5 раза.
Логический анализ динамики второго критерия (оборота) хозяйствующих субъектов в конгломерате МСП позволяет сделать вывод о его необоснованности. В 2015 году постановлением правительства РФ предельные значения оборота (выручки) субъектов МСП от реализации товаров (работ и услуг) в каждой категории субъекта малого предпринимательства были увеличены в два раза. Увеличение критерия объема оборота не отвечает хозяйственным интересам большинства субъектов МСП, но позволяет небольшому количеству предприятий малого бизнеса, которые фактически стали очень крупными производителями товаров, работ, услуг,
Тенденция изменения фактических средних показателей численности работников характеризует снижение концентрации производства во всех категориях малого бизнеса. Господдержка не учитывает особенности предпринимательской деятельности при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг разными хозяйствующими субъектами МСП.
оставаться в категории малого предпринимательства. Они монополизируют локальный рынок, препятствуют образованию микропредприятий, малых предприятий ввиду значительных затрат входа на рынок.
Соединение микропредприятий, малых предприятий, средних предприятий, индивидуальных предпринимателей не образовало самостоятельную экономическую категорию в структуре экономики страны, так как у них разные условия хозяйствования в рыночной экономике, значительные организационные, правовые отличия, оказывающие существенное влияние на ведение предпринимательского дела.
Таблица 6 - Качественно-количественные отличия категорий в МСП
Факторы Микропредприятия Средние предприятия
Форма собственности Преобладает единоличная собственность Преобладает совместная собственность
Предельно допустимая численность работников, человек 15 250
Стратегия Выживание, обеспечение статус-кво Развитие, получение максимальной прибыли
Удовлетворение потребности рынка Локальное Расширение рынков сбыта
Таблица 5 - Средний оборот в расчете на одно малое предприятие, млн руб.
Категории в составе МСП Оборот (выручка) субъектов МСП
2009 год 3 2014 год 4 На 10.11.20195
норматив факт норматив факт норматив факт
Микропредприятия 60 5,9 60 5,2 120 5,2
Малое предприятие (без микропредприятий) 400 32,6 400 29,6 800 14,6
Средние предприятия 1000 195 100 366,9 2000 101
Факторы Микропредприятия Средние предприятия
Система специализации Как правило, жесткая Гибкая специализация
Система занятости Постоянный состав работников Договорная занятость
Экспортные возможности Отсутствуют Есть возможность выхода на внешний рынок
Участие в поставках по госзаказу Отсутствуют Значительные потенциальные возможности
Независимость учредителей Есть ограничения Нет ограничения
При существующих отличиях в условиях хозяйствования микропредприятий и средних предприятий государственная поддержка не учитывает особенности предпринимательской деятельности этих категорий бизнеса в конгломерате МСП.
Форма собственности, то есть принадлежность каких-либо объектов субъекту, является важным фактором предпринимательского хозяйствования. Применительно к микропредприятию форма собственности может быть только частная как наиболее отвечающая экономическому содержанию малого бизнеса. Средние предприятия создаются на базе смешанной собственности в форме акционерных обществ открытого или закрытого типа, обществ с ограниченной ответственностью.
Средние предприятия имеют значительное преимущество в концентрации производства, получая экономию от масштаба предпринимательской деятельности. У микропредприятия ограниченный состав приемов повышения доходности: увеличение цены реализации товаров, работ, услуг за счет особых преимуществ в их производстве и реализации; за счет особого экономического мышления предпринимателя, которое позволяет микропредприятию выживать в конкретной рыночной ситуации.
Стратегия - это решение вопроса по поводу того, что делать с бизнесом в целом или с товарами; в каком направлении развиваться; какое место занимать на рынке. Выбор стратегии являет-
ся важной составной частью предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта любой размерности. Применительно к микропредприятию глубина стратегии часто определяется уровнем экономического мышления предпринимателя, в процессе которого решаются вопросы подготовки, планирования, ведения предпринимательской деятельности, что в итоге определяет эффективность работы предприятия, будущее положение на рынке товаров, работ, услуг.
Типизация стратегии для микропредприятия и среднего предприятия разная, учитывая значительный уровень концентрации производства, выражающейся средним количеством работников на одном предприятии. Положение микропредприятия на рынке неустойчивое, что определяется объемом продаж и долей рынка по отношению к конкурентам; уровнем производительности труда, выражающейся в объеме производства в единицу времени; малыми финансовыми ресурсами. Эти факторы определяют основу стратегии микропредприятия - удержание завоеванных позиций на рынке. Стратегия среднего предприятия более высокого уровня -расширение производства на долгосрочный временной интервал.
Микропредприятия, средние предприятия - это секторы экономики местного уровня: микропредприятия удовлетворяют локальные потребности рынка, а средние предприятия имеют потенциальные возможности расширения рынка сбыта товаров, работ, услуг.
Уровень специализации микропредприятий и средних предприятий существенно различается. Микропредприятия концентрируют внимание на интересах конкретного потребителя и поэтому ориентируются на производство, как правило, одного товара, расширяя ассортимент продукции. Вместе с тем узкая специализация может быть причиной разорения в условиях изменения предпочтения потребителей в связи с появлением товаров-заменителей. Средние предприятия изначально ориентируются в своей предпринимательской деятельности на расширение номенклатуры и ассортимента продукта.
Микропредприятия активно привлекают работников на условиях совместительства и договоров гражданско-правового характера, создают рабочие места для лиц с пониженной конкурентоспособностью: пенсионеров, женщин с детьми, части молодежи. Взаимодействия работников микропредприятия базируется на некоторой общности интересов и может быть связано с достижением общей цели. Средние предприятия отдают приоритет более квалифицированным работникам для выполнения производственной операции технологического процесса, которые функционируют как обособленные индивидуумы, мало связанные с конечными результатами работы.
Законодательство России устанавливает критерии независимости учредителей: доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных, общественных и других организаций в капитале малого предприятия не должна превышать 25%; доля иностранных юридических лиц или юридических лиц, не являющихся субъектами малого бизнеса, с 2015 года - не более 49%. Таким образом, закон от 24 июля 2007 года ограничивает размеры сторонней финансовой поддержки. В отношении среднего предприятия таких ограничений нет.
Возможность участия микропредприятия в поставке по госзаказу, в экспорте товаров, работ, услуг отсутствует, средние предприятия имеют значительный потенциал в поставке по госзаказу, есть производственные возможности выхода на внешний рынок.
Социально-экономические особенности микропредприятия в рыночной экономике не позволяют рассматривать его как уменьшенную модель среднего предприятия. Микропредприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики характеризуется конкретными специфическими особенностями, отражающими более высокий уровень неустойчивости по сравнению со средним предприятием.
Заключение. Разработка системы критериев отнесения хозяйствующих субъектов к разряду малых или средних достаточно проблематична. В Германии выделяют пять категорий малого и среднего бизнеса. В большинстве стан Европейского союза выделяют следующие группы малых предприятий: с ПДЧ до 20 человек; от 21 до 50 человек; от 51 до 100 человек; свыше ста человек -средние предприятия. Таким образом, в странах с развитой рыночной экономикой имеет место большая детализация различных групп малого бизнеса по сравнению с Россией.
Мы предлагаем в категории «малое предпринимательство» выделить микропредприятия с численностью работников до 10 человек; малые предприятия первой категории с численностью 11 -20 человек; малые предприятия второй категории с численностью 21 -50 человек; средние предприятия с ПДЧ 51-200 человек. При этом целесообразно для каждой категории малого бизнеса разработать определенные меры поддержки, которые должны быть более значительны для тех предприятий, где численность меньше, то есть наибольшую поддержку должны иметь именно микропредприятия.
Данные предложения основываются на том, что, например, малые предприятия в сфере услуг с численностью свыше 50 человек - это фактически средние предприятия. Такие хозяйствующие субъекты вытесняют с локального рынка действительно малый бизнес, но ведь конкуренция - это основное условие, при котором работают рыночные механизмы: формируются цены, мотивы, номенклатура и ассортимент продукции, качество товаров, работ, услуг.
Библиографический список
1. Постановление СМ РСФСР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий в РСФСР» от 18.07.1991.
2. Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 25.05.1995.
3. Закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007.
УДК 331
4. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: стат.сб. / Рос-стат. - М., 2010. - 80 с.
5. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: стат.сб. / Рос-стат. - М., 2015. - 96 с.
Bibliographic list
1. Resolution of the Council of Ministers of the RSFSR «On measures for the creation and development of small enterprises in the RSF SR» dated 18.07.1991.
2. Law of the Russian Federation «On State Support of Small Business in the Russian Federation» dated 25.05.1995.
3. Law of the Russian Federation «On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation» dated 24.07.2007.
4. Small and medium business in Russia. 2010: Statistical collection / Rosstat. - M., 2010. - 80 p.
5. Small and medium business in Russia. 2015: Statistical collection / Rosstat. - M., 2015. - 96 p.
Мкртычан З.В.
ДИНАМИКА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ: АНАЛИЗ И ОЦЕНКА
Аннотация
В статье исследуется динамика производительности труда и макроэкономических показателей в ведущих отраслях национальной экономики. Делается детализированный анализ показателей в обрабатывающей промышленности. Также проведен системный анализ по выявлению взаимосвязи между темпами роста производительности труда и динамикой реальной заработной платы. С помощью стоимостного подхода проведены оценка и анализ изменений выработки в России. Сделан вывод о том, что производительность труда как важнейший макроэкономический показатель является катализатором экономического развития.
Ключевые слова
Производительность труда, системный анализ, фонд рабочего времени, трудовая выработка, реальная заработная плата.