ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВУЗЕ
Теплоухов А.П.
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Курганская обл., г. Шадринск, Россия
В данной статье описана роль личностно-ориентированного подхода в формировании конфликтологической компетенции будущих педагогов по физической культуре и спорту в вузе.
Ключевые слова: конфликтологическая компетенция будущего учителя физической культуры; личностно-ориентированный подход; физическое воспитание.
THE FORMATION OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE ON THE BASIS OF PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN UNIVERSITY
Teploukhov A.P.
Shadrinsk State Pedagogical University, Kurgan Region,
Shadrinsk, Russia
In this article, opisyal personality-oriented approach in the formation of conflictological competence of future teachers of physical culture and sports at the University.
Keywords: conflictological competence of future teacher of physical culture; personality-oriented approach in physical education.
Современные требования к педагогической профессии многообразны и продолжают оставаться достаточно высокими. В этом
случае приходится говорить о компетентности педагога физической культуры как в профессиональном плане в целом (профессиональную компетентность рассматриваем как разнообразие навыков, умений и знаний, основополагающих эффективность труда учителя по тому или иному учебному предмету), так и в плане специальных знаний, умений и навыков, позволяющих учителю спокойно и эффективно осуществлять педагогическую деятельность по своему предмету.
К таким конкретным, или частным, компетенциям мы относим, в частности, конфликтологическую компетенцию.
Однако применительно к профессиональному образованию будущих учителей физической культуры конфликтологическая подготовка не рассматривается обязательной и многие высшие учебные заведения не включают «Педагогическую конфликтологию сферы физического воспитания» в перечень учебных дисциплин. Хотя вузовское образование ставит перед собой задачу по подготовке компетентного педагога, способного эффективно взаимодействовать в системе межличностных отношений. Анализ теории и практики показывает, что, к сожалению, современные студенты факультетов физической культуры не обладают надлежащим уровнем конфликтологической компетенции, что в дальнейшем отрицательно сказывается на их будущей профессиональной деятельности [1].
Конфликтологическую компетенцию мы рассматриваем как приобретенное качество, проявляемое в умении положительно выстраивать отношения всех участников педагогического процесса, а так же уметь нести ответственность за выбранные стратегии в ходе решения педагогических конфликтов.
По нашему мнению, более успешно формирование конфликтологической компетенции будет проходить на основе личностно-ориентированного подхода.
Такие авторы как: B.C. Безрукова, В.В. Давыдов, K.M. Ду-рой-Новакова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, И.И. Ильясов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, A.B. Петровский, К.К. Платонов, Е.И. Рогов, C.JI. Рубинштейн, В.В. Сериков, Д.Г. Эльконин утверждали что,
личностно-ориентированный подход выделяется в черте новоиспеченной парадигмы и представляется основным вектором новейшей педагогики.
Личностно-ориентированный подход в педагогике несет в себе почтение, хорошее отношение, ориентацию на лучшие черты у всех действующих лиц педагогического процесса; значит признание индивидуальности всех учеников, сотворение предпосылок для становления у каждого правильной Я-концепции; снабжает нахождение в убеждении компромисса, отстранение учебного напряжения и принуждения [5].
Личностно-ориентированный подход применительно к физическому воспитанию предоставляет шанс увидеть основополагающие структурные единицы работы учителя физической культуре и его учеников с одной методологической точки зрения и таким образом выяснить особенности их взаимоотношений; помогает рассмотреть специфику физического развития всех участников учебного процесса через направление всех основных положений теории деятельности на учебную область; заставляет принимать одной из основных причин формирования личности ученика особым образом подобранную физическую деятельность; раскрывает физическую деятельность как постоянное разнообразие разных видов деятельности; формирует учебную деятельность в соответствии с потребностями человеческой деятельности [3].
В общем личностно-ориентированный подход предполагает позиционирование на развитие физического потенциала воспитанников и помогает выявить личностные свойства любого методом введения в рефлексивно-творческий анализ, содействует адаптации в физических коллективах и становлению спортивного авторитета учеников. С точки зрения этого подхода человек и физическое воспитание существуют как одно целое, но также и располагают сравнительной независимостью и индивидуальным существованием.
Личностно-ориентированный подход в становление конфликтологической компетенции студентов физкультурного факультета педвуза выступает как:
- потребный методологический компонент в ходе становлен-ния конфликтологической компетенции будущего учителя физической культуры (формирование личностно-ориенти-рованной активности у студентов и помощь будущему воспитанию образовательных характеристик, индивидуальных особенностей, деятельностных возможностей);
- как теоретико-методологический принцип с точки зрения учителя значит своевременное владение системой организации и управления конкретной физической, или спортивной деятельностью студентов через осуществление субъект-субъектного общения, равнопартнёрского взаимодействия для общего разрешения учебных вопросов в тематике ориентации их спортивных интересов, жизненных ориентаций, ценностных планов, осмысления сути усвоения конфликтологических знаний для развития спортивного потенциала личности;
- как методологическое условие становления конфликтологической компетенции будущего педагога физической культуры через саморазвитие и самооценивание своей индивидуальности в ходе реализации плодотворной физкультурно-по-знавательной педагогической деятельности и организации межличностного общения, организованного на взаимодействие, положительном для обеих сторон общении.
Роль личностно-ориентированный подхода применительно нашей статьи заключается в том, что он обеспечивает:
- концентрация в процессе становления конфликтологической компетенции будущего учителя физической культуры на их формировании как активных субъектов, предлагающих свою жизненную позицию и свою индивидуальность;
- формирование предпосылок для индивидуального устройства и понимания целей, мотивов, предпочтения средств спортивно-учебной самостоятельности в постижении конфликтологических умений, знаний и навыков, анализа результатов деятельности;
- особенности взаимоотношений в спортивном коллективе, сопутствует взаимовыгодным отношениям, доверие и открытость в ходе становления конфликтологической компетенции будущего педагога физической культуры;
- наполнение процесса становления конфликтологической компетенции будущего педагога физической культуры, которое наступает вместе с тем материалом, когда этот материал приобретает субъективную значимость;
- самоанализ, самооценку, самокоррекцию поведения и взаимоотношений в разных спортивных ситуациях конфликтного содержания, ориентация на возможности индивидуальности и воспитание ее способностей и задатков.
- рассмотреть особенности спортивной атмосферы преподавателей и студентов в ходе развития конфликтологической компетенции будущих педагогов физической культуры в их взаимовыгодном сотрудничестве;
- выявить, что спортивная деятельность преподавателей и студентов в ходе развития конфликтологической компетенции будущих педагогов по физическому воспитанию носит системный, целенаправленный, творческий вектор и обусловливается их субъективными качествами, условиями и мотивами физкулыурно-образовательного процесса в высшем учебном заведении;
- утверждать, что спортивно-образовательная работа учителя по становлению конфликтологической компетенции будущих педагогов по физическому воспитанию руководствуется обще-дидакгическими правилами и сориентирована на предельно высокое выявление творческого потенциала учащихся вузов;
- обосновать процесс развития конфликтологической компетенции будущих педагогов по физическому воспитанию как общее направление, организованное на активности самих студентов.
Таким образом, с большой долей уверенности можно сказать, что личностно-ориентированный подход является важным звеном
процесса формирования конфликтологической компетенции студентов физкультурного факультета педвуза.
Список литературы
1. Базелюк В.В. Конфликтологическая подготовка будущего учителя в педагогическом вузе (методология, теория, практика) Дис. доктора пед.наук, Екатеринбург, 2005.
2. Ивченко Д.В. Формирование конфликтологической компетентности специалиста таможенной службы. Дис. канд.пед.наук, Калининград, 2000.
3. Качалова Л .П. Возрастная педагогика: личностная педагогика учителя ФК: учеб. Пособие для студентов пед. вузов. Шадринск: Изд-во Шадринского гос. пед. ин-та, 2003. 203 с.
4. Куклева Н.В. Формирование конфликтологической компетентности студентов университета, получающих дополнительную квалификацию «преподаватель». Дис. канд.пед.наук. Ставрополь, 2006.
5. Яковлев Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. 239 с.