Научная статья на тему 'Формирование конфликтологической компетенции будущих учителей физической культуры на основе личностно-ориентированного подхода в вузе'

Формирование конфликтологической компетенции будущих учителей физической культуры на основе личностно-ориентированного подхода в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теплоухов А. П.

В данной статье описана роль личностно-ориентированного подхода в формировании конфликтологической компетенции будущих педагогов по физической культуре и спорту в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Теплоухов А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE ON THE BASIS OF PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN UNIVERSITY

In this article, opisyal personality-oriented approach in the formation of conflictological competence of future teachers of physical culture and sports at the University.

Текст научной работы на тему «Формирование конфликтологической компетенции будущих учителей физической культуры на основе личностно-ориентированного подхода в вузе»

ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВУЗЕ

Теплоухов А.П.

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Курганская обл., г. Шадринск, Россия

В данной статье описана роль личностно-ориентированного подхода в формировании конфликтологической компетенции будущих педагогов по физической культуре и спорту в вузе.

Ключевые слова: конфликтологическая компетенция будущего учителя физической культуры; личностно-ориентированный подход; физическое воспитание.

THE FORMATION OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE ON THE BASIS OF PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN UNIVERSITY

Teploukhov A.P.

Shadrinsk State Pedagogical University, Kurgan Region,

Shadrinsk, Russia

In this article, opisyal personality-oriented approach in the formation of conflictological competence of future teachers of physical culture and sports at the University.

Keywords: conflictological competence of future teacher of physical culture; personality-oriented approach in physical education.

Современные требования к педагогической профессии многообразны и продолжают оставаться достаточно высокими. В этом

случае приходится говорить о компетентности педагога физической культуры как в профессиональном плане в целом (профессиональную компетентность рассматриваем как разнообразие навыков, умений и знаний, основополагающих эффективность труда учителя по тому или иному учебному предмету), так и в плане специальных знаний, умений и навыков, позволяющих учителю спокойно и эффективно осуществлять педагогическую деятельность по своему предмету.

К таким конкретным, или частным, компетенциям мы относим, в частности, конфликтологическую компетенцию.

Однако применительно к профессиональному образованию будущих учителей физической культуры конфликтологическая подготовка не рассматривается обязательной и многие высшие учебные заведения не включают «Педагогическую конфликтологию сферы физического воспитания» в перечень учебных дисциплин. Хотя вузовское образование ставит перед собой задачу по подготовке компетентного педагога, способного эффективно взаимодействовать в системе межличностных отношений. Анализ теории и практики показывает, что, к сожалению, современные студенты факультетов физической культуры не обладают надлежащим уровнем конфликтологической компетенции, что в дальнейшем отрицательно сказывается на их будущей профессиональной деятельности [1].

Конфликтологическую компетенцию мы рассматриваем как приобретенное качество, проявляемое в умении положительно выстраивать отношения всех участников педагогического процесса, а так же уметь нести ответственность за выбранные стратегии в ходе решения педагогических конфликтов.

По нашему мнению, более успешно формирование конфликтологической компетенции будет проходить на основе личностно-ориентированного подхода.

Такие авторы как: B.C. Безрукова, В.В. Давыдов, K.M. Ду-рой-Новакова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, И.И. Ильясов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, A.B. Петровский, К.К. Платонов, Е.И. Рогов, C.JI. Рубинштейн, В.В. Сериков, Д.Г. Эльконин утверждали что,

личностно-ориентированный подход выделяется в черте новоиспеченной парадигмы и представляется основным вектором новейшей педагогики.

Личностно-ориентированный подход в педагогике несет в себе почтение, хорошее отношение, ориентацию на лучшие черты у всех действующих лиц педагогического процесса; значит признание индивидуальности всех учеников, сотворение предпосылок для становления у каждого правильной Я-концепции; снабжает нахождение в убеждении компромисса, отстранение учебного напряжения и принуждения [5].

Личностно-ориентированный подход применительно к физическому воспитанию предоставляет шанс увидеть основополагающие структурные единицы работы учителя физической культуре и его учеников с одной методологической точки зрения и таким образом выяснить особенности их взаимоотношений; помогает рассмотреть специфику физического развития всех участников учебного процесса через направление всех основных положений теории деятельности на учебную область; заставляет принимать одной из основных причин формирования личности ученика особым образом подобранную физическую деятельность; раскрывает физическую деятельность как постоянное разнообразие разных видов деятельности; формирует учебную деятельность в соответствии с потребностями человеческой деятельности [3].

В общем личностно-ориентированный подход предполагает позиционирование на развитие физического потенциала воспитанников и помогает выявить личностные свойства любого методом введения в рефлексивно-творческий анализ, содействует адаптации в физических коллективах и становлению спортивного авторитета учеников. С точки зрения этого подхода человек и физическое воспитание существуют как одно целое, но также и располагают сравнительной независимостью и индивидуальным существованием.

Личностно-ориентированный подход в становление конфликтологической компетенции студентов физкультурного факультета педвуза выступает как:

- потребный методологический компонент в ходе становлен-ния конфликтологической компетенции будущего учителя физической культуры (формирование личностно-ориенти-рованной активности у студентов и помощь будущему воспитанию образовательных характеристик, индивидуальных особенностей, деятельностных возможностей);

- как теоретико-методологический принцип с точки зрения учителя значит своевременное владение системой организации и управления конкретной физической, или спортивной деятельностью студентов через осуществление субъект-субъектного общения, равнопартнёрского взаимодействия для общего разрешения учебных вопросов в тематике ориентации их спортивных интересов, жизненных ориентаций, ценностных планов, осмысления сути усвоения конфликтологических знаний для развития спортивного потенциала личности;

- как методологическое условие становления конфликтологической компетенции будущего педагога физической культуры через саморазвитие и самооценивание своей индивидуальности в ходе реализации плодотворной физкультурно-по-знавательной педагогической деятельности и организации межличностного общения, организованного на взаимодействие, положительном для обеих сторон общении.

Роль личностно-ориентированный подхода применительно нашей статьи заключается в том, что он обеспечивает:

- концентрация в процессе становления конфликтологической компетенции будущего учителя физической культуры на их формировании как активных субъектов, предлагающих свою жизненную позицию и свою индивидуальность;

- формирование предпосылок для индивидуального устройства и понимания целей, мотивов, предпочтения средств спортивно-учебной самостоятельности в постижении конфликтологических умений, знаний и навыков, анализа результатов деятельности;

- особенности взаимоотношений в спортивном коллективе, сопутствует взаимовыгодным отношениям, доверие и открытость в ходе становления конфликтологической компетенции будущего педагога физической культуры;

- наполнение процесса становления конфликтологической компетенции будущего педагога физической культуры, которое наступает вместе с тем материалом, когда этот материал приобретает субъективную значимость;

- самоанализ, самооценку, самокоррекцию поведения и взаимоотношений в разных спортивных ситуациях конфликтного содержания, ориентация на возможности индивидуальности и воспитание ее способностей и задатков.

- рассмотреть особенности спортивной атмосферы преподавателей и студентов в ходе развития конфликтологической компетенции будущих педагогов физической культуры в их взаимовыгодном сотрудничестве;

- выявить, что спортивная деятельность преподавателей и студентов в ходе развития конфликтологической компетенции будущих педагогов по физическому воспитанию носит системный, целенаправленный, творческий вектор и обусловливается их субъективными качествами, условиями и мотивами физкулыурно-образовательного процесса в высшем учебном заведении;

- утверждать, что спортивно-образовательная работа учителя по становлению конфликтологической компетенции будущих педагогов по физическому воспитанию руководствуется обще-дидакгическими правилами и сориентирована на предельно высокое выявление творческого потенциала учащихся вузов;

- обосновать процесс развития конфликтологической компетенции будущих педагогов по физическому воспитанию как общее направление, организованное на активности самих студентов.

Таким образом, с большой долей уверенности можно сказать, что личностно-ориентированный подход является важным звеном

процесса формирования конфликтологической компетенции студентов физкультурного факультета педвуза.

Список литературы

1. Базелюк В.В. Конфликтологическая подготовка будущего учителя в педагогическом вузе (методология, теория, практика) Дис. доктора пед.наук, Екатеринбург, 2005.

2. Ивченко Д.В. Формирование конфликтологической компетентности специалиста таможенной службы. Дис. канд.пед.наук, Калининград, 2000.

3. Качалова Л .П. Возрастная педагогика: личностная педагогика учителя ФК: учеб. Пособие для студентов пед. вузов. Шадринск: Изд-во Шадринского гос. пед. ин-та, 2003. 203 с.

4. Куклева Н.В. Формирование конфликтологической компетентности студентов университета, получающих дополнительную квалификацию «преподаватель». Дис. канд.пед.наук. Ставрополь, 2006.

5. Яковлев Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. 239 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.