мотивационного, деятельностного компонентов. Но теперь, же разница в оценках, между автомеханиками показавшие значительный рост и автомеханиками которые показали не значительный рост или вовсе показавшие рост близкий к нулю, была уже значительна.
Так же во время анализа ответов на вопросы всех трех анкет была выявлена следующая закономерность: рост оценок у каждого автомеханика, по когнитивному и деятельностному компонентам, происходил почти в геометрической прогрессии. Так же был выявлен один интересный факт: у двух автомехаников из 2 группы был выявлен темп роста оценок, деятельностного и когнитивного компонента, немногим превосходящий темп роста в геометрической прогрессии, а эти автомеханики из 2 группы работали в парах как раз с теми автомеханиками из 1 группы, у которых во время промежуточного анкетирования был выявлен очень не значительный рост уровня развития мотивационного компонента. Какая либо связь не была выявлена между этими двумя фактами немного выбивающиеся из общей картины результатов.
Результатами итогового анкетирования полностью подтвердилась закономерность, выдвинутая на основании промежуточного результата, т.е. применение методики развития профессиональной компетентности, основанной на развитии компонентов компетентности при работе в смешанных группах, является эффективным.
УДК 796
А.П. Теплоухов, А.М. Плещев, Н.А. Пешкова г. Шадринск
Моделирование процесса формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов сферы физического воспитания и
спорта
Описана модель формирования конфликтологической компетентности на основе системы ситуативных задач, в которой просматриваются компоненты модели и их функциональное предназначение.
Конфликтологическая компетентность, ситуативная задача, моделирование, формирование конфликтологической компетентности.
A.P. Teplouhov, A.M. Pleshev, N.A.Peshkova Shadrinsk
Modeling of the process of forming the conflict competence the future professionals of physical education and sport
In the article the author describes the model of forming the conflict competence and integral knowledge on the basis of system of situational tasks, in which the components and their functional meaning are clearly overlooked
Key words: the conflict competence, situational task
Высокие достижения в спорте зависят от множества факторов, среди которых межличностное понимание, благоприятные взаимоотношения и психологическая совместимость играют далеко не последнюю роль: они непосредственно влияют на сплоченность спортсменов и всего коллектива в целом. Низкий уровень сплоченности спортивного коллектива выражается в наличии частых конфликтов между членами коллектива, в допущении грубых нарушений спортивного режима, частого ухода спортсменов от тренера, в доминировании личных целей. В свою очередь часто возникающие, длительно протекающие, затяжные или неразрешённые конфликты оказывают деструктивное влияние на межличностные отношения, сплоченность и социально-психологический климат в коллективе. Неблагоприятные отношения требуют неотложного педагогического воздействия со стороны тренера.
Современный специалист сферы физического воспитания и спорта должен уметь квалифицированно предупреждать и разрешать конфликты, то есть обладать конфликтологической компетентностью. в противном случае при организации учебно-тренировочного процесса, участии в соревнованиях и неформальном общении он столкнется с объективными и субъективными трудностями.
Конфликтологическая компетентность нам представляется как интегральное свойство личности будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта, определяющее готовность к конструктивному разрешению конфликта и обеспечивающую осознание своей ответственности за принимаемые решения в процессе разрешения профессиональных конфликтов.
Формирование конфликтологической компетентности понимается нами как сложный, многоуровневый процесс систематизации накопленных в ее содержании позитивных количественных и качественных изменений, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность.
Чтобы процесс формирования конфликтологической компетентности протекал более успешно, мы считаем целесообразным сосредоточить наше внимание на моделирование процесса формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта.
Существуют разнообразные трактовки моделирования. Моделирование -воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения, который называется при этом моделью [5]. Моделирование -это теоретический метод научного познания, который характеризуется как воспроизведение некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для изучения, который называется моделью. Второй из объектов, называющийся моделью первого, находится в определенном соответствии с познаваемым объектом, способен замещать его на определенных этапах познания и дает при его исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте [3]. Моделирование - это процесс создания иерархии моделей, в которой некоторая реально существующая система моделируется в различных аспектах и различными средствами [4].
Мы присоединяемся к определению модели В. А. Штоффа, рассматривающего ее как «такую мысленно представленную или материально реализованную систему, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об объекте [6], а под моделированием понимаем метод научного исследования, при котором исследуется модель объекта, а не ее сам познаваемый объект.
Мы остановимся на структурно-функциональных моделях при моделировании процесса формирования конфликтологической компететности, так как данный вид модели позволяет раскрыть внутреннее строение исследуемого феномена и его назначение, а также показать природу получения сущностных характеристик. Подобные модели, как правило, используются при исследовании различных процессов, когда необходимо раскрыть взаимодействие субъектов, в результате которого происходит формирование комплексных личностных качеств. Основное назначение этих моделей заключается в раскрытии связи строения изучаемого объекта с выполняемыми функциями.
Важнейшей составляющей разработки модели формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта является выбор теоретико-методологических оснований исследования.
На роль общенаучной основы и теоретико-методологической стратегии исследования выбираются подходы высокого уровня методологии, применяемые во многих дисциплинах. В нашем исследовании значимыми в этом плане являются системный и личностно-деятельностный подходы. В качестве практико-ориентированной тактики исследования чаще всего выбирают подходы, составляющие конкретно-научную методологию, назначение которых заключается в раскрытии особенностей практического использования изучаемого феномена, определении механизмов и процедур достижения научной цели. На роль практико-ориентированной тактики в нашем исследовании был выбран компетентностный подход.
Системный подход представляет собой направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем [2]. Системный подход является методом анализа всех факторов, влияющих на изучаемое явление, рассматривающий сложный объект как ряд подсистем. Инструментом системного подхода является системный анализ, представляющий собой совокупность методов и приемов для освоения сложных объектов.
Системный подход применительно к процессу формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта проявляется в его рассмотрении как системы, обладающей целостностью, состоящей из целевого, содержательного, процессуального, оценочно-результативного компонентов.
Значение системного подхода в нашем исследовании состоит в том, что он позволяет:
- выделить системообразующий фактор формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта, т.е. цель и ожидаемый результат;
- выявить составляющие компоненты процесса формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта (целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный), раскрыть диалектику их взаимосвязи;
- раскрыть обусловленные компонентами внутренние связи, а также основные условия существования рассматриваемой системы;
- осуществить отбор содержания образования для достижения поставленной цели -формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта, выбор средств, в соответствии с поставленной целью.
Личностно-деятельностный подход гармонично объединяет основные положения личностно-ориентированного и деятельностного подходов.
Личностный подход в науке провозглашает уважение, доверие, опору на положительное в участниках образовательного процесса; означает признание субъективности и уникальности каждого обучающегося, создание условий для формирования у каждого позитивной Я-концепции; обеспечивает пребывание в позиции сотрудничества, снятие давления и принуждения [1].
Значение личностного подхода в нашем исследовании заключается в том, что он обеспечивает:
- акцентирование внимания в процессе формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта на становлении их как активных субъектов, реализующих свой способ жизнедеятельности и свою личностную сущность;
- создание условий для самостоятельного определения и осознания мотивов, целей, выбора средств образовательной самостоятельности в усвоении конфликтологических знаний, умений и навыков, рефлексии результатов;
- характер взаимодействия, сопровождает сотрудничество, открытость, доверие в процессе формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта;
- содержание процесса формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта, которое устанавливается в соответствии с тем материалом, который приобретает субъективное значение;
- самоанализ, самооценку, самокоррекцию поведения и отношений, опору на потенциал личности и развитие ее задатков и способностей.
Значение деятельностного подхода в нашем исследовании состоит в том, что он позволяет:
- рассмотреть особенности деятельности студентов и преподавателей в процессе формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта в их взаимодействии;
- определить, что деятельность студентов и преподавателя в процессе формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта носит системный, целенаправленный, творческий характер и определяется их индивидуальными особенностями, мотивами и условиями образовательного процесса в вузе;
- утверждать, что деятельность преподавателя по формированию конфликтологической компетентности будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта основывается на общедидактических принципах и направлена на максимально полное раскрытие творческого потенциала студентов;
- обосновать процесс формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта как процесс, основанный на активности самих учащихся.
Компетентностный подход в современном российском образовании базируется на вполне интуитивном представлении о том, что именно компетентностный подход во всех своих смыслах и аспектах наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации. Компетентностный подход в нашем исследовании выступает как:
- необходимый методологический инструментарий в процессе освоения студентами знаний конфликтологии, умение улаживать и управлять конфликтом, достигать согласия, глубоко понимать развивающиеся жизненные и профессиональные коллизии, осознавать
сложность профессиональных взаимоотношений, умение действовать и преодолевать конфликты в различных интеракциях;
- как теоретико-методологический принцип означает организацию деятельности студентов по их включению в процесс осознания конфликтологического поля знаний и умений, опыта через овладение ими компетентностным пространством конфликтологии;
- как методологическое условие формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта через осознание ими своей личностной индивидуальности, ценности; через развитие рефлексивной культуры личности на основе самоконтроля.
Значение компетентностного подхода в нашем исследовании как его практико-ориентированной тактики заключается в том, что он позволяет на основе комплекса ситуативных задач
- осуществить освоение знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и ценностного отношения к профессиональной деятельности, зафиксированных в курсах психолого-педагогических дисциплин и в частности, педагогической конфликтологии;
- формировать у будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта ценностное отношение к профессиональной деятельности;
- развивать личностные качества студентов;
- формировать личность будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта как трансляторов конфликтологической культуры.
Следующий шаг в построении структурно-функциональной модели формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта- это выделение компонентов изучаемого объекта и установление связей между ними.
Структурные компоненты нашей модели, которые, как уже было сказано ранее, раскрывают внутреннюю организацию процесса формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта и отвечают за постоянное взаимодействие между элементами данного процесса, включают следующие: целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный.
Целевой компонент обусловлен тем, что сознательная цель в деятельности педагога в процессе формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта определяет выбор способов, действия и выступает как средство управления, сверки результатов действий с прогнозируемым итогом. Основная функция данного компонента модели -целеобразующая.
Содержательный компонент модели раскрывает сущность конфликтологической компетентности с позиции структурного состава и их характеристики. Основная функция данного компонента модели - информирующая.
На основе анализа конфликтологической компетентности мы выделяем следующие ее компоненты:
Мотивационно-ценностный компонент конфликтологической компетентности -включает развитие системы ценностных ориентаций, связанных с гуманистическим нравственными и духовными идеалами, устойчивая мотивация строить отношения с учащимися на основе диалога, мотивация к достижению доверия в ситуациях межличностного отношения, мотивация к разрешению конфликтов.
Интеллектуально-познавательный компонент конфликтологической
компетентности - включает гибкость и оперативность в анализе ситуаций отношений профессионального характера, интеллектуальная инициатива, как свойство целостной личности, представляющей собой органическое единство познавательных и мотивационных устремлений, готовность выйти за пределы заданного, самоорганизация, предполагающая способность анализировать ситуации конфликтологического характера, постановку задач, планирование и прогнозирование возможных результатов и последствий собственных действий, самоконтроль и оценку эффективности своих решений на основе рефлексии, саморегуляция и культурная самокоррекция.
Действенно-практический компонент конфликтологической компетентности -включает коммуникативные умения и навыки, связанные со способностью устанавливать доверительные отношения, понимать точку зрения , способность организовывать собственные отношения на принципах гуманизма, конструктивные умения и навыки, связанные со способностью будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта ставить задачи по конструктивному разрешению конфликта, определять и использовать средства и методы, прогнозировать развитие конфликтных ситуаций.
Эмоционально-волевой компонент конфликтологической компетентности -включает способности управлять своим эмоциональным состоянием, эмпатию.
Процессуальный компонент модели, который выполняет формирующую функцию, предусматривает с одной стороны, педагогическое сопровождение, включающее консультирование, организацию деятельности (моделирование, проектирование), а с другой - методическое оснащение - решение комплекса ситуативных задач, создание педагогических условий, способствующих эффективному протеканию процесса формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта. В процессе формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта мы уделяем внимание комплексу ситуативных задач, как одному из средств.
Комплекс ситуативных задач имея ведущее значение в процессе формирования конфликтологической компетентности характеризуется нами как функциональная система и как процессуально-обучающее обеспечение.
Функции ситуативных задач мы обозначаем следующим образом: обучающая -представление новых знаний через моделирование и решение; ситуативных задач; развивающая функция находится в неразрывной связи с конфликтологическим понятиями, заключенными в содержании ситуативных задач; управляющая функция сосредоточена на целенаправленности решения ситуативных задач, ведущих к пониманию результат решения.
Мы выделяем следующие виды ситуативных задач, входящих в комплекс, направленный на формирование конфликтологической компетентности:
- воспроизводящие ситуативные задачи направлены на овладение конфликтологическим знаниями и умениями, получение нового материала;
- логические ситуативные задачи направлены на развитие научного мышления, установление причинно-следственных связей, объяснение, доказательство, умозаключение в области разрешения педагогических конфликтов;
- исследовательские направлены на освоение новых методов и приемов исследования. В результате которого они приходят к самостоятельным выводам в области разрешения профессиональных конфликтов;
- творческие ситуативные задачи направлены на творческую ориентацию личности, развитие гибкости профессионального мышления, самореализация студентов.
Перечисленные ситуативные задачи носят теоретическую, методическую, и практическую направленность.
Теоретическая направленность ситуативной задачи проецируется на овладение основами теории конфликта, его сущности и особенностям, рефлексирование процесса разрешения профессионального конфликта. Методическая направленность проецируется на изучение системы методов и процедур, применяемых при анализе конкретного конфликта, заключенного в конфликтную ситуацию, на овладение методическим указаниями по реализации управления своим поведением в конфликтной ситуации, на овладение научной логикой реализации способов разрешения конфликта. Практическая направленность ситуативных задач проецируется на развитие эмоциональной устойчивости, способности к саморегуляции, адекватную интерпретацию полученной информации в условиях конфликтной ситуации, оценку возможных последствий конфликта, на формирование ценностного отношения к конфликтующему субъекту, развитие культуры профессионального мышления и становление профессиональной позиции.
При этом решение ситуативных задач конфликтологического содержания сопровождается следующими приемами:
- организации и осуществления образовательной деятельности будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта (словесные методы, наглядные, практические, проблемно-поисковые, исследовательские);
- стимулирования и мотивации к усвоению компонентов конфликтологической компетентности (создание эмоционально-нравственных переживаний, ситуаций новизны, актуальности, организационно-деловые игры, организационно-мыслительные игры, театрализации и драматизации, дискуссии, мозговая атака (брейнштормигн), создание ситуации успеха);
- контроля и самоконтроля (устные, письменные методы контроля).
Оценочно-результативный компонент модели формирования
конфликтологической компетентности будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта на основе комплекса ситуативных задач заключается в выявлении критериев сформированности конфликтологической компетентности, данный компонент подчинен аналитической функции Критериями сформированности конфликтологической компетентности будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта являются потребностно-мотивационный, конфликтологические знания (объем, широта), конфликтологические умения (действенно-практические показатели), профессиональное позиционирование.
Для определения эффективности реализации образовательного процесса в соответствии с моделью формирования конфликтологической компетентности будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта с применением комплекса ситуативных задач были проведены диагностические срезы в экспериментальных группах, позволившие определить динамику уровней конфликтологической компетентности будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта.
Сравнительный анализ промежуточного и контрольного срезов показал, что в экспериментальных группах, где реализовывалась модель формирования конфликтологической компетентности, центральным звеном которых является комплекс
ситуативных задач, студенты в большинстве своем достигли желаемого уровня конфликтологической компетентности по сравнению со студентами группы в которой процесс формирования конфликтологической компетентности осуществлялся по традиционной схеме.
Обобщая выше изложенное, можно сказать, что диагностика сформированности конфликтологической компетентности будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта после проведения опытно-экспериментальной работы по выделенным критериям показала, что разработанная нами модель, центральным звеном которых является комплекс ситуативных задач, является необходимой и достаточной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Качалова, Л. П. Возрастная педагогика: личностная педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л. П. Качалова. - Шадринск : ШГПИ, 2003. - 203 с.
2. Панченко, В. М. Теория систем. Методологические основы / В. М. Панченко. - М. : МИРЭА, 1999. -96 с.
4. Пигузова, С. В. Формирование рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пигузова Светлана Валерьевна ; Челяб. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - 23 с.
5. Суходольский, Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности / Г. В. Суходольский. - Л. : ЛГУ, 1976. -120 с.
6. Философский словарь / под. ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М. : Политиздат, 1987. - 590 с.
7. Штоф, В. А. Роль модели в познании / В.А. Штоф. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1963. - 128 с.
УДК 37.016:796
З.Н. Черных, Т.М. Борисенко, г. Шадринск
Интерес к физкультурно-спортивной деятельности как составляющая часть профессиональной готовности студентов
Интерес к физкультурно-спортивной деятельности прививается и закрепляется в жизни студента на протяжении всего времени обучения. А различные методы, навыки и способности, которые учащийся получает благодаря этой деятельности, помогают формировать профессиональные качества и прочно укрепляют человека в его будущей профессии и в социуме.
Физкультурно-спортивная деятельность, профессиональная готовность, занятия физической культурой, организация физвоспитания в ВУЗе, интерес к спорту.
Z.N. Chernykh, T. M. Borisenko Shadrinsk
Interest in sports activity as a component of professional readiness of students
The world around us is constantly moving and we have to live in the beat of the time. To feel a full member of society, it is necessary to develop evenly in all areas. One of the most important areas gradually became physical-