УДК 378.016:33
^ 1018101/1994-0866-2017-1-38-43
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН
© Осипова Гета Михайловна
доктор экономических наук, профессор, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-таП: getaosipova@mail.ru
В статье рассмотрены проблемы формирования компетенций у студентов при изучении финансовых дисциплин. Исследованы основные методы формирования компетенций. Изучены и проанализированы подходы и движущие силы компетенций. Показаны требования к элементам компетенций у бизнеса, необходимость их практикоориентированности. Даны различные трактовки сущности компетенций российских и зарубежных исследователей. Показано изменение элементов в структуре человеческого капитала, на первый план выдвигается творчество, и, в частности, в сфере финансов. Проанализированы различные точки зрения на сущность категории «финансы». Обосновано, что отсутствие такового затрудняет формирование должных компетенций у студентов в сфере финансовых отношений. Выявлена необходимость применения активных методов обучения с использованием современных финансовых механизмов, а также самостоятельное творческое обучение студентов. Предложены показатели и критерии оценивания уровня приобретенных компетенций по финансовым дисциплинам. Обоснована необходимость сущностного обновления учебной литературы по финансовым дисциплинам, в том числе по финансам. Ключевые слова: компетенции, финансы, факторы, условия, совершенствование.
Как известно, в настоящее время происходит переход от квалификационной модели обучения к компетентностной. Этого требуют происходящие в мире, России, регионах изменения. Во-первых, глобальные финансово-экономические; во-вторых, опасности потери индивидуальности каждого человека, возможности самому выбрать свой путь в жизни; в-третьих, огромные массивы информации в инновационном обществе; в-четвертых, конкуренция между людьми в достижении успехов наряду со стремлением к равенству возможностей, в-пятых, рыночные преобразования без учета социальной ориентации.
Квалификация как результат профессиональной подготовки означает, что выпускник вуза приобрел за время обучения определенные профессиональные навыки и умения. Но работодателям нужна не квалификация, которая, по их мнению, связана с дроблением производственных процессов, а компетентность, причем практико-ориентированная.
Компетентность — это соединение навыков, в котором сочетается квалификация с социальным поведением, способностью работать в группе, инициативностью, умением принимать решения и отвечать за их последствия [1; 9].
В одном из интервью начальник департамента по управлению корпоративными затратами «Сила Сибири» Газпрома сформулировал требования к компетенции работника в финансовой сфере. Он знает, «что, сколько покупать, сколько строить». Должен быть поэлементный учет затрат.
Сущность компетенций у различных исследователей трактуется по-разному. Но общим для всех точек зрения при этом, по мнению автора, является следующее. Компетенция для всех исследователей, как российских, так и зарубежных, прежде всего трактуется как объект деятельности в отношении совершенно определенных объектов. Далее идет уточнение, но уже зарубежными исследователями. Здесь они на первый план выносят реальные действия, исходящие из возникающих в финансово-экономической жизни ситуаций, проблем. Это логически заставляет не только и не столько описывать объекты в финансовой сфере, особенно в условиях неопределенности, но и уметь в первую очередь анализировать, прогнозировать финансовые планы, бюджеты всех уровней, отчеты, писать аналитические записки и т. д.
Такой методологический подход к понятию компетенции позволит выпускникам вузов выработать следующие необходимые качества в процессе обучения, а именно способность:
• к коммуникациям в финансово-предпринимательской деятельности, возникающим в его практической работе в организации;
• уметь в короткие сроки собрать команду, способную выполнять срочные задачи, при этом создавать в команде должный эмоциональный и интеллектуальный настрой;
• владеть способностью вовлечения других сотрудников организации в стратегические планы и настроить на необходимость их выполнения, привлекая при этом весь комплекс финансовых инструментов.
Сторонники экономики конвенций утверждают, что в глобальной экономике, подверженной постоянным изменениям, методы, рассчитанные на рациональность, абсолютную информированность, совершенную конкуренцию, постоянно меняющиеся правила игры не дают ожидаемых результатов, увеличивают риски. И в такой ситуации возникает необходимость воспитания и обучения работников иного типа, так называемых информационных работников. Начался процесс усиления разделения работников на информа-циональных и численно доминирующую родовую рабочую силу, средний класс постепенно размывается. Первыми исследовали эти тенденции зарубежные ученые: западноевропейская школа К. Бесси, О. Фаверо, Р. Сале, П. Бурдье. М. Кастельс отмечает, что «в этой ситуации идет процесс нисхождения основных слоев традиционного нового среднего класса, теряющих устойчивые позиции на своих сегментах рынка труда. Их удельный вес в национальном богатстве и их ресурсная база для воспроизводства социального статуса и передачи накопленного социального капитала и высокого уровня человеческого капитала следующему поколению сжимаются» [4].
В глобальном мире огромное значение приобретают так называемые когнитивные способности интерпретации информации, самостоятельной постановки и решения проблем. Одно из важных качеств современного работника — способность представлять различные пути решения проблемы и де-
лать выбор между ними. Работники все чаще сталкиваются с необходимостью решения абсолютно новых, плохо изученных проблем, они должны предлагать собственные эффективные решения. В экономике знания решающее значение приобретают такие психологические характеристики, как креативность, уверенность, предпринимательский дух. Эти черты особо выделяет Г. Шиншток [10; 11].
Другой исследователь Р. Флорида главнейшее значение придает творчеству. Он считает, что творчество — масштабная, непрерывная практика, процесс, имеющий собственную логику [8].
Таким образом, по мере развития мировой экономики и информационных технологий возрастает необходимость в переоценке роли того или иного элемента в структуре человеческого капитала, подходов к формированию его компетенций и, в частности, в сфере финансов.
К сожалению, взгляды исследователей о сущности экономической категории «финансы» окончательно не определились. Но продолжается вялотекущая дискуссия о сущности финансов.
Некоторые зарубежные исследователи считают, что финансы — это наука о принятии финансовых решений.
Задачи финансов:
1) решить важную теоретическую и практическую тему (финансы);
2) показать, как провести финансовый анализ с помощью наиболее распространенных инструментов [6].
В целом разделяют их точку зрения английские экономисты Э. Боди, Р. К. Мертон [3]. По их мнению, финансовые решения характеризуются тем, что доходы и расходы: 1) не совпадают по времени; 2) не могут быть точно предсказаны ни теми, кто принимает решение, ни кем-либо другим.
Таким образом, эти исследователи прагматично отождествляют финансы как стоимостную категорию с финансовыми решениями по заключению коммерческих сделок и управлению активами, пассивами и рисками компании.
Э. Боди и Р. К. Мертон считают, что, приняв конкретное финансовое решение, предприниматель воплощает его с помощью финансовой системы (financial system), которая представляет собой совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения сделок, обмена активами и рисками. Финансовая система включает в себя рынки акций, облигаций и других финансовых инструментов; финансовых посредников, т. е. фирмы, предлагающие разнообразные услуги (например, консультационные, информационные и пр.), и учреждения, регулирующие деятельность всех этих организаций. Этого можно достичь, если фактически отойти от традиционного обучения к компетентностному подходу. Если эти подходы рассматривать с точки зрения финансовых дисциплин, то, по мнению автора, здесь необходимы изменения.
Любая наука начинается с определения ее сущности. Что касается «финансов», до сих пор единства нет. Можно возразить, зачем единый взгляд на сущность финансов. Исходя из различия дефиниций в данном случае возникают проблемы в практике — бюджетной системе страны и в целом финансовой системе, политике, стратегии, тактике.
Если подойти с точки зрения общего, в существующих определениях финансов, то их можно свести к марксистскому.
Финансы — это экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств. А в узком понимании термин «финансы» охватывает лишь бюджетные отношения. Хотя у нас произошли принципиальные изменения в экономике, осуществляется переход к рыночной экономике, но понятие «финансы» остается в целом неизменным, хотя есть определенные изменения. Всякие попытки хотя бы уточнить вышеупомянутое определение в связи с коренными изменениями в экономической среде подвергаются критике [2; 7; 5].
Положениями К. Маркса уже не в состоянии объяснить будущим специалистам понятия виртуального капитала, современного лизинга, вексельного обращения, финансового инжиниринга и т. д. Появление новых финансовых механизмов и инструментов привело к созданию, по мнению многих исследователей, новой реальности — финансовой экономики (Нобелевский лауреат М. Алле, М. Ю. Осипов, В. Г. Белолипецкий, Я. М. Миркин и др.).
Известный экономист Гавриил Попов считает, что финансовая экономика — это:
• деньги;
• акции;
• кредит.
И она пригодна для всяких махинаций и манипуляций.
Финансовая экономика — это то, что характерно глобальному миру, где основную роль играет не просто капитал, а именно финансовый капитал — побудитель расширенного воспроизводства.
Если обобщить трактовки понятия категории «финансы», то в мировой экономической теории (экономикс) указано, что это совокупность стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов. Дается широкое понимание термина. Термин «финансы» охватывает движение всех стоимостных потоков, включая и денежно-кредитные.
В процессе компетентностного подхода к изучению финансовых дисциплин, по мнению автора, требуется самое пристальное внимание к активным методам обучения, связи с бизнесом, так как широкое понимание «финансы» дает ориентацию на практико-ориентированную составляющую в образовании и нацелена на успешную жизнедеятельность, самостоятельную работу выпускников. Овладение обширными современными финансовыми механизмами позволяет будущему специалисту стать компетентным специалистом, способным отвечать и решать проблемы в конкретных ситуациях по финансовым вопросам в хозяйственной деятельности. Сказать себе «знаю как» вместо «знаю что» — в традиционном подходе.
И в этом плане весьма положительными являются компетенции, которыми должны овладеть магистры и бакалавры в соответствии с государственными стандартами высшего образования. В частности, показатели и критерии оценивания уровня приобретенных компетенций по финансовым дисциплинам включают, например, такие:
• способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями;
• владеть методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде;
• способность обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования;
• владеть техниками финансового планирования и прогнозирования;
• понимать роль финансовых рынков и институтов;
• способность к анализу различных финансовых инструментов;
• проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования и т. д.
Итак, компетентностный подход при изучении, в частности, финансовых дисциплин предполагает определение места учебного занятия, его цели и задачи, разделение его на составляющие компетенции (теория, практика, применение занятий к конкретным ситуациям). При этом подходе предпочтение должно отдаваться творчеству в решении ситуаций группами или посредством дискуссий выбора наиболее оптимальных финансовых решений.
Основным содержанием такого занятия становятся исследовательский характер, многообразие подходов и точек зрения, самопрезентация и защита творческого продукта, возможность выбора пути и траектории освоения нового знания.
Компетентностный подход в изучении финансовых дисциплин:
• обучает магистров и бакалавров тому, что стабильности в финансовой системе в условиях глобализации не будет никогда, поэтому он должен обучаться сознательно и ответственно, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям;
• повышает степень мотивации к обучению, к успеху в жизни;
• приводит к пониманию значимости собственных умений, навыков в собственном воспитании и собственных успехах в его жизни.
Компетентностный подход выявляет проблемы учебников по финансовым дисциплинам. Преобладающая часть учебников нацелена на традиционное обучение, т. е. получение абстрактных знаний, умений, навыков, а нужны учебники, направленные на получение компетенций. Теоретические тенденции в учебниках по финансовым дисциплинам в определенной мере связаны с тем, что у нас еще очень небольшой опыт существования в рыночной экономике.
Логически из первой проблемы вытекает следующая. Преподаватели вузов ограничены во встречах с представителями бизнеса нашей страны, региона, экспертами и практиками-специалистами.
И, наконец, как известно, компетентностный подход требует использования в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (игры, кейсы, тренинги и т. д.)
В целом, по мнению автора, понимание компетентностного подхода и стратегия его внедрения должны быть соотнесены не только с уже имеющимися научными разработками, но в первую очередь с происходящими изменениями в нормативно-правовой, финансовой, экономической базе, возможными рисками.
Литература
1. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компе-тентностного подхода) // Высшее образование в России. — 2004. — № 11. — С. 17-22.
2. Барулин С. В., Барулина Е. В. К вопросу о сущности финансов: новый взгляд на дискуссионную проблему // Финансы. — 2007. — № 7. — С. 56-58.
3. Боди Э., Мертон Р. К. Финансы: пер. с англ. — М.: Вильямс, 2000. — С. 38.
4. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. — М., 2000. — С. 199-333, 497-501.
5. Осипова Г. М. Государственные и муниципальные финансы. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2016. — С. 5-11.
6. Ричард Б., Стюарт М. Принципы корпоративных финансов. — М.: Олимп-Бизнес. 2008.
7. Родионова В. М. Сущность финансов и их роль в рыночной экономике // Финансы. — 2010. — № 6. — С. 60-66.
8. Флорида Р. Креативный класс. — М., 2007. — С. 68.
9. Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». — М., 2005. — С. 54-56.
10. Shienstock G. From Path Creation: Finland on its Way to the Knowlebge-based Economy // Current Sociology. Vol. 55, № 1. Special Issue: Current Economic Sociology: Problems and Prospects. — 2007. January.
11. Shienstock G., Hamalainen T. Transformation of the Finnish Innovation System: A Network Approach. Sitra Reports series 7. — Helsinki, 2001.
FORMATION OF STUDENTS' COMPETENCE IN FINANCIAL DISCIPLINES
Geta M. Osipova, Dr. Sci. (Econ.), Prof., Department of Accounting and Finances Buryat State University, 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: getaosipova@mail.ru
The article deals with the problems of formation competencies of students learning financial disciplines, studies and analyzes the basic methods of forming competences, approaches and development factors of competency. The importance of competences practical orientation in business is shown. We give various interpretations of competency by Russian and foreign researchers. Elements in the structure of human capital have undergone changes; creativity comes to the fore, particularly in the field of finance. We have analyzed the different points of view on the category "Finance". A lack of creativity impedes the formation of students' competence in the field of financial relationships. There is a need for active learning methods using modern financial mechanisms, self-study of students. We have proposed the indicators and criteria for assessing the level of competences obtained in financial disciplines. The necessity of updating educational material on financial disciplines, including finance, is substantiated.
Keywords: competence, finance, factors, conditions, improvement.