УДК 378.016:33
doi: 10.18101/1994-0866-2017-7-157-165 ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
© Осипова Гета Михайловна
доктор экономических наук, профессор, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: getaosipova@mail.ru
Автором предпринята попытка рассмотреть проблемы использования воспитательного потенциала учебных дисциплин в процессе профессиональной подготовки студентов в аспекте финансовых дисциплин. Рассмотрена сущностная характеристика финансовых дисциплин, их роль в формировании финансового мышления, образования. Обоснована возможность актуализации воспитательного потенциала финансовых дисциплин через содержание изучаемых дисциплин, выбора форм и методов обучения. Показано, что уровень целеполагания в образовательной практике в определенной степени связан с недостаточным вниманием исследователей к этому вопросу. Систематизированы и выделены основные проблемы целеполагания: связь целей с результатами; гармоничность и сбалансированность целей разных уровней; конкретные методы и формы согласования разноуровневых и разнонаправленных целей в рамках единой системы образования; связи между направленностью целей образования на изменение обучающегося и необходимости привлечения его к постановке и выбору целей. Предложены пути усиления воспитательных функций при изучении финансовых дисциплин через содержание изучаемых дисциплин, выбор методов и форм обучения.
Ключевые слова: воспитательная функция, финансовые дисциплины, потенциал, це-леполагание, методы, формы, финансовое мышление, культура.
Изменения, происходящие в финансах, экономике, социокультурной и политической жизни, с объективной необходимостью требуют новых методов к решению проблем воспитания, в том числе в аспекте формирования финансового мышления, это с одной стороны. С другой, требуется помнить о различиях научного и обыденного мышления.
Обыденное эмпирическое мышление формируется в условиях повседневной жизни (изменение цен на потребительские товары, уровень оплаты труда, появление и качество новых товаров, услуг, тарифы на ЖКХ и др.)
Для формирования научного мышления в сфере финансов требуется овладение финансовой наукой, познание и использование в рыночной экономике, повседневной жизни адекватных финансовых инструментов и механизмов. На уровне обыденного мышления улавливаются и отражаются лишь внешние стороны финансовых явлений, не затрагивая сущностных процессов.
Отсутствие финансового мышления, образования у населения привело и приводит к печальным и даже трагическим последствиям в повседневной жизни. Многие наши люди стали жертвами недобросовестных «взыскателей долгов», микрокредитных организаций и т. д. У многих домохозяйств отсутствуют эле-
ментарные намеки на присутствие у них финансового мышления, соизмерение своих доходов с предстоящими в будущем расходами по возвращению кредита и учет возможных рисков.
Острота и актуальность этих проблем усиливается тем, что привычка мыслить и решать по старинке, косная сила инерции не исчезают сами по себе в одночасье. Это становится серьезным тормозом структурных изменений в национальной экономике нашей страны, достижения ею конечных эффективных результатов. Новые же подходы и методы требуют кропотливой, целеустремленной, активной работы по их формированию, ломке привычных представлений. Они не могут утвердиться по приказу автоматически. «Новое, — писал А. И. Герцен, — надобно созидать в поте лица, а старое само продолжает существовать и твердо держится на костылях привычки [3, с. 198-199].
Степень зрелости финансовых отношений зависит, с одной стороны, от уровня развития рынка и его атрибутов, совершенствования реальной практики хозяйствования. С другой — мышления, привычек людей, традиций хозяйствования старыми методами.
Изменить психологию, мышление человека в одночасье приказами, законами, как доказала практика, невозможно. И здесь логически вытекает, что только в системе образования, в процессе образовательной деятельности на всех уровнях и, прежде всего, на учебных занятиях по конкретным финансовым дисциплинам можно это осуществить.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что образование является общественно значимым благом, осуществляемым в интересах человека, семьи, общества и государства и предполагающим интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие человека [15].
Далее для исполнения мер, указанных в вышеупомянутом законе, была принята Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Стратегия провозгласила воспитание «общенациональным приоритетом, требующим обновления воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования» [13], а также «полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного и социально-экономического профилей» [13].
Иначе говоря, акцент в образовании должен отдаваться воспитанию, и в процессе изучения конкретных дисциплин оно должно стать частью целостной системы образования, учебного процесса. Такая необходимость объективно вытекает из следующего: процесс воспитания в вузе, как правило, осуществляется в основном через внеучебную деятельность и только частично — в ходе учебного процесса. Внеучебная воспитательная работа зачастую носит досугово-развлекательный характер. Все это актуализирует потребность активизации воспитательного компонента через рабочие программы дисциплины.
Между тем, как свидетельствует образовательная практика высшего финансового образования, будущие финансисты усваивают преимущественно предметный компонент своей предстоящей профессиональной практической работы после окончания вуза, в ущерб постижению смыслов влияния на взгляды и убеждения людей в сфере финансов.
Основными чертами современного научного финансового мышления являются:
- умение не только мыслить важнейшими финансово-кредитными категориями (прибыль, налоги, проценты, доходы, расходы, кредит, фонд оплаты труда, амортизационные отчисления и т. д.), но и переводить их на конкретный язык реального бизнеса, умение считать бюджет домохозяйств и рационально его использовать. Без понимания того, что кроется за той или иной финансовой категорией, за тем или иным финансовым показателем, какие связи, тенденции и последствия они выражают, чтобы избежать банкротств хозяйствующих организаций, домохозяйств. Отсутствие у большинства населения финансового мышления и образования приводит к огромному количеству просроченных кредитов и прочих неприятных явлений у населения.
В процессе изучения финансовых дисциплин (финансы, государственные и муниципальные финансы, финансовое планирование, денежное обращение, кредит и т. д.) необходимо, чтобы студенты усвоили и смогли применять в дальнейшей своей деятельности, что финансовые ресурсы требуется заработать, а не ждать бесконечно бюджетных ассигнований. Следует помнить, что мы живем в рыночной экономике и государство «не богатый родитель».
Подлинная наука, по словам Д. И. Менделеева, начинается с тех пор, как начинают измерять. Потребность измерять, считать, сравнивать доходы, расходы, процентные ставки, прибыль, инвестиции, эффективность, результативность и другие финансовые показатели поднимается так остро, потому что настоятельно требуется реально перейти на рыночные отношения, конкурентоспособность. Резко возрастает роль финансовых ресурсов не только в национальной экономике, но и в умении использовать доходы, свой бюджет всех уровней, в том числе домохозяйствами, экономно и рационально. Рыночная экономика не приемлет принцип: сэкономил — хорошо, не сэкономил — тоже сойдет.
Ключевую роль в процессе формирования финансового мышления в рамках университета играют дисциплины финансового цикла. Последовательная поэтапная реализация воспитательного потенциала учебных дисциплин позволит не только обогатить общий процесс воспитания в вузе, но и значительно усилит профессионально-финансовую подготовленность будущих финансистов.
Циклы дисциплин в учебных планах университетского образования позволяют эффективно реализовывать практически все направления воспитательного влияния. Цикл социально-экономических дисциплин предполагает не только овладение комплексом универсальных и предметно-специализированных знаний в сфере финансов, развитие профессиональных умений и навыков, но и позволяет формировать личностные качества студентов, обеспечивающие способность и готовность эффективного выполнения профессиональных функций и, в конечном счете, повысят конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
Блок финансовых дисциплин помогает формировать финансовое мышление и образование, и вырабатывать такие черты, как мышление категориями экономии, бережливости, процента, прибыли, доходности и т. д.
Воспитание в сфере финансов наряду, вернее, в процессе изучения дисциплин вышеупомянутого цикла нацелено на изменение технократического мышления, развитие пространственного воображения, умение вычленять актуальные эконо-
мические проблемы, анализировать ситуацию, формировать ответственность за конечные финансовые результаты своей деятельности. При этом следует помнить, что реализация воспитательного потенциала зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего значимость как для личностного развития, так и для включения вуза в окружающий социум на профессионально высоком уровне.
Другим фактором, оказывающим влияние на формирование финансового мышления студента, является зависимость от применяемых в процессе изучения учебных дисциплин, выбираемых форм и методов обучения: репродуктивных и проблемных, активных, интерактивных.
Воспитательный эффект для формирования и развития финансового мышления станет несложным при комплексном и системном применении вышеупомянутых форм и методов.
Так, репродуктивные методы позволяют расширять интеллектуальный уровень студента, формировать его мыслительные способности и, как результат, способствуют тому, что обучающийся свободно оперирует финансовыми категориями.
Опыт обучения студентов дисциплинам финансового цикла показал, что применение проблемных методов обучения вызывает живой интерес у обучающихся, с одной стороны. С другой — способствует саморазвитию личности, выработке творческого подхода к решению актуальных проблем, возникающих в сфере финансов и кредита, создает деловую, эмоциональную атмосферу на занятиях.
Применение методов активного и интерактивного обучения при изучении финансовых дисциплин способствует включению студента в отношения взаимодействия и сотрудничества, формированию лидерских качеств, аргументированно отстаивать собственную позицию и приобретать навыки делового общения. Как показывает практика, современные формы организации занятий, такие, как работа в группах, клинч, семинар-размышление, «защита проектов» и др. усиливают воспитательный процесс.
Например, цель дискуссии: выявить точку зрения студентов на сущность финансов. Эта проблема до настоящего времени является дискуссионной. Несмотря на то, что наша национальная экономика почти три десятка лет работает в условиях рынка, преобладающей в учебной литературе остается определение сущности финансов, каким оно трактовалось при административно-командной системе хозяйствования.
Неопределенность в научном категорийном аппарате сущности финансов ведет в определенной мере к трудностям и провалам в реальной финансовой деятельности, в национальной экономике, предпринимательской среде, домохозяй-ствах.
Учебная группа делится на 2 подгруппы, из числа участников выделяется модератор. Одна подгруппа защищает точку зрения на сущность финансов, являющейся преобладающей в настоящее время в учебниках по финансам. Другая — точку зрения на сущность финансов, превалирующую в зарубежной научной финансовой литературе.
Вовлечение студентов в работу по группам стимулирует действия по более глубокому изучению содержания учебного материала, рождает творческий соревновательный дух.
При обсуждении проблем доходов региональных и местных бюджетов организуется групповое размышление: как увеличить доходы, за счет каких источников? Возможно ли это сделать только за счет сокращения расходной части? Как Вы относитесь к изменению налоговой системы для оптимального пополнения вышеупомянутых бюджетов? Итогом мыследеятельности по различным проблемам в бюджетной сфере является формирование учебной группой модели источников доходной части региональных и местных бюджетов. Поиск студентами модели устойчивых доходов бюджетов на уровне регионов и муниципальных образований требует от них умения находить в потоке информации наиболее значимые явления, делать выводы и четко их формулировать. Результат — приобретение навыков и умений анализа финансовой статистики, практики и проявление, закрепление целого арсенала профессионально значимых качеств, чувство сопричастности к финансовым реалиям и ответственности выпускников в будущем за результаты своей деятельности.
Разбираются и другие актуальные проблемы в различных активных и интерактивных методах обучения для формирования финансового мышления у студентов в процессе учебных дисциплин финансово-кредитного блока.
Для эффективной реализации воспитательных функций финансовых дисциплин, исходя из проведенного анализа, по мнению автора, необходимо следующее:
- обратить пристальное внимание на ценностно-смысловые аспекты содержания финансовых дисциплин, способствующих формированию финансового мышления у будущего специалиста;
- акцентировать внимание на потребности в личностном саморазвитии и совершенствовании в процессе изучения учебных дисциплин;
- самостоятельную учебно-познавательную и поисково-творческую деятельность организовать в направлении самоактуализации личности и формирования субъектной позиции в финансовой среде;
- всемерно поддерживать и стимулировать у студента личностные индивидуальные возможности и навыки самооценки и творческого мышления в изучаемой дисциплине.
Связь между воспитательной и познавательной функцией обучения может достичь синергетического эффекта, если будет правильно определено целеполага-ние.
И. П. Павлов — лауреат Нобелевской премии — определил цель человека как важнейшее условие его жизни: «Рефлекс цели есть основная форма жизненной энергии каждого из нас; жизнь только тогда красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда недостижимой цели, если родители и учительство всех рангов сделает своей главной задачей укрепление и развитие этого рефлекса в опекаемой массе, если наши общественность и государственность откроют широкие возможности для практики этого рефлекса, то мы сделаем тем, чем мы должны и можем быть» [10].
Основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский считал: «Удовлетворите все желания человека, но отымите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он» [14, с.351].
Многие педагоги считают, что целеполагание в изучении конкретных дисциплин не нашло должного теоретического и практического исследования. Среди педагогов появился такой термин, как «нигилизм цели», проявляющийся в игнорировании ими цели как компонента своей педагогической деятельности, поскольку они не видят в целеполагании ни теоретического, ни практического смысла.
Хотя в настоящее время образовательные стандарты уделяют определенное внимание целеполаганию в рабочих программах дисциплин, в частности, финансовых, но, тем не менее, на этапе реализации внимание заостряется преимущественно на передаче содержания учебного материала, забывая при этом про воспитательный компонент. Зачастую, как справедливо заметил А. Б. Белоцерков-ский: «... мы учим тому, что знаем сами. Мы занимаемся тем, что передаем в готовом виде те знания и умения, которые когда-то получили и накопили, и требуем воспроизводящего усвоения их студентами. Это далеко не всегда совпадает с тем, что провозглашено в целях» [1].
Многие ученые-педагоги считают, что при обсуждении различных подходов к организации образования не просматривается компетенция целеполагания в стандартах высшего образования. Так, В. М. Монахов считает, что «основная зона кризиса не только отечественного, но и мирового образования — это целе-полагание, т. е. необходимость правильного понимания и осознания того, что мы хотим получить на выходе в результате предстоящей проектировочной деятельности или экспериментальных педагогических исследований» [7].
Существующий в настоящее время компетентностный подход в высшем образовании отразил проблему целеполагания в определенной мере: в виде совокупности компетенций, достижение которых стало обязательным для любой образовательной организации высшего образования. Но трудности возникают при оценке их сформированности.
Исследователи в области теории и практики высшего образования выделяют несколько противоречий и рассогласований между целью и результатом [4; 12; 5; 6; 11].
Существует много определений цели, вот одно из них: «предмет стремления, то, что желательно осуществить» [2, с. 86]. В данном определении выделяется модель — образ будущего результата в форме понятий, умозаключений, суждений. Далее из понятия «цели» вытекает наличие потребности и стремления, и фактор времени, то есть цель и результат взаимосвязаны, но не идентичны.
Результат — уже не проект, это конечный продукт спроектированной и реализованной деятельности по достижению цели.
В действующих федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) целью определены компетенции выпускника, характеризующие его готовность и способность к эффективной деятельности на будущем рабочем месте, потребность и желание учиться в течение всей жизни. Условием достижения цели является получение необходимых и достаточных знаний в процессе изучения учебных дисциплин, в том числе финансовых. Кри-
терием наличия знаний станет не просто умение воспроизводить полученные знания, а то, сможет ли будущий специалист применить их на решение практических задач на предстоящем рабочем месте творчески, эффективно, качественно, социально ответственно.
При всех положительных трендах в определении целей обучения крен в сторону воспитательного компонента необходим. Хотя одной из целей новых ФГОС ВО является усиление проблемного проектного и исследовательского компонента, пока превалирует технократический крен в целях, определяемых в конкретных рабочих программах дисциплин. И здесь настоятельно возникает вопрос обеспечения гармонизации и сбалансированности целей обучения. Существуют различные точки зрения определения целей обучения, изучения конкретных учебных дисциплин среди ученых.
По мнению автора, следует обратить внимание на точку зрения В. М. Монахова. Он считает, что необходимо формировать многоуровневую модель целей, включающую уровень сформированности компетентностной модели выпускника — глобальная цель; уровень сформированности всех профессиональных компетенций, что обеспечивает готовность к достижению глобальной цели; уровень освоения решений профессиональных задач, обеспечивающий сформирован-ность профессиональной компетенции; уровень освоения решений всех учебных задач, что обеспечивает готовность решать профессиональную задачу [7, с. 30].
Многоуровневая модель целей позволяет решить цели формирования у выпускника готовности решать определенную профессиональную задачу, позволяющую на следующем уровне овладение конкретной профессиональной компетенцией. И, наконец, глобальный уровень — глобальная цель — сформирован-ность не только профессиональных, но и общекультурных и общепрофессиональных компетенций.
Требует большей определенности и ясности система перевода требований ФГОС ВО в цели изучения конкретной дисциплины, например, финансовых. Чем ниже уровень целей, тем диагностируемой она должна быть в процессе изучения отдельной лекции, семинара. Все уровни целей образования должны быть не разобщенными, а комплексными, более четко включать воспитательный компонент.
При этом цель не должна быть навязанной, привнесенной извне для обучающегося. На современном этапе развития образовательной системы в стране не удалось полностью преодолеть отчужденность между направленностью целей образования на изменение обучающегося и непривлеченности к постановке и выбору целей самих студентов. Благодаря творческому активному участию самого студента, стремлению к получению должных знаний, умений, навыков могут быть достигнуты цели, поставленные в ФГОС ВО. Поэтому в основе целеполага-ния должны лежать потребности обучающегося, побуждающие его получать комплексные и глубокие знания.
Общеизвестно, что человек не может жить без целей, вместе с тем цели не должны быть абстрактными, заданными извне, четко и ясно необозначенными, не отражающими их интересы.
Ведь интерес — это не что иное, как осознание обществом, социальными группами и индивидами потребностей. Поэтому они играют решающую роль в жизни общества, человека. «Ближайшее рассмотрение истории, — писал Ге-
гель, — убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов, и лишь они играют главную роль» [2].
Игнорирование потребности студента, его самоценности, права быть самим собой может стать препятствием на пути решения глобальной цели образовательного процесса, его творческого, активного характера. Педагогический процесс можно считать эффективным, если преподаватель при проведении занятий по учебной дисциплине старается сблизить цели, усилить гармонию и целостность педагогической деятельности. К решению целей в процессе обучения необходимо привлекать самих обучающихся. В этом случае учеба приобретает для студентов внутренне мотивированный характер, так как они вполне творчески осознанно участвуют в процессе изучения дисциплины. Это условие создания в учебном процессе личностного компонента, то есть направлять энергию обучающихся в нужное русло, помочь им мыслить самостоятельно, вызывать между ними дискуссию по актуальным проблемам в сфере финансов.
Если мы заглянем в словарь Даля, то найдем, что слово «мысль» — это догадка, сметка, ум, смысл, толк, рассудок [8]. А от слова «мысль» происходит мышление.
В экономической литературе много внимания уделялось формированию экономического мышления, для которого существуют различные определения. Экономическое мышление есть единство чувственного и рационального, конкретного и абстрактного, эмпирического и теоретического отражения человеческим сознанием экономических отношений [9].
Сегодня условия принципиально изменились, нашей стране требуются глубокие изменения в национальной экономике, ее структурная перестройка, переход на инновационные технологии. В последнее время выдвигается необходимость перехода к цифровой экономике, преодоление силы инерции, привычки мыслить по старинке. Это выдвигает объективную необходимость формирования финансового мышления, образования, то есть это вытекает из объективных реалий современного состояния экономики, потребностей общества, улучшения качества жизни населения.
Итак, ведущую роль в формировании финансового мышления должно оказать усиление в учебных дисциплинах по финансам воспитательной функции, нивелировав в определенной мере только технократический подход.
Литература
1. Белоцерковский А. В. Российское высшее образование: о вызовах и рисках // Высшее образование в России. 2012. № 7.
2. Гегель. Соч. М.; Л.: 1935. Т. VII. С. 20.
3. Герцен А. И. Избранные философские произведения. М., 1946. Т. 1. С. 198-199.
4. Голуб Г. Б., Фишман И. С., Фишман Л. И. Общие компетенции выпускников высшей школы: стандарт требует от вуза // Вопросы образования. 2013. № 1.
5. Ибрагимов Г. И., Ибрагимова Е. М. Особенности процесса обучения в современной высшей школе // Инновации в образовании. 2014. № 12.
6. Ибрагимов Г. И., Ибрагимова Е. М. Оценивание компетенций: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2016. № 1.
7. Монахов В. М. Перспективы понятийно-категориального аппарата дидактики при переходе к новым ФГОС ВПО // Педагогика. 2012. № 5.
8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996. 908 с.
9. Осипова Г. М. Воспитывать экономическое мышление. Алма-Ата: 1987. С. 5.
10. Павлов И. П. Рефлекс цели. Сообщение на III съезде по экспериментальной педагогике в Петрограде 2 января 1916 г.
11. Прозументова Г. Н. Цель в педагогике: догматическое и парадигмальное определение // Мастер-класс. Новосибирск. 1996. № 1(0). С. 35-38.
12. Сенько Ю. В. Целеполагание в педагогическом процессе // Педагогика. 2015. № 1. С. 14.
13. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Избр. пед. соч.: в 6 т. Т. 6. М.: Педагогика, 1990. 528 с.
14. Об образовании Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ.
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 № 996-р.
16. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.
POTENTIAL OF HIGH SCHOOL ACADEMIC DISCIPLINES IN FORMATION OF STUDENTS' FINANCIAL THINKING
Geta M. Osipova
Dr. Sci. (Economy), Prof.,
Buryat State University
24a Smolina St, Ulan-Ude 670000, Russia
E-mail: getaosipova@mail.ru
In the article we have made an attempt to consider the problems of using the educational potential of academic disciplines in the process of students' professional training in terms of financial disciplines. The essential characteristics of financial disciplines, their role in formation of financial thinking are considered. The possibility of actualizing the educational potential of financial disciplines through the content of the studied disciplines, the choice of teaching methods are substantiated. It has been shown that the level of goal-setting in educational practice is to a certain extent connected with insufficient attention of researchers to this issue. We have systematized and highlighted the main problems of goal-setting: the connection of goals with results; harmony and balance of goals at different levels; specific methods and forms of harmonization of different-level and multidirectional goals within the framework of a unified education system; relationship between the orientation of educational goals on changing the learner and the need to involve him in setting and selecting goals. The ways of strengthening educational functions in studying financial disciplines through the content of the studied disciplines, and choice of teaching methods are suggested.
Keywords: educational function; financial disciplines; potential; goal-setting; methods; forms; financial thinking; culture.