ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Хушнаев О.А.1, Рахматова Ф.М.2, Бекмуродов С.Г.3 Email: [email protected]
1Хушнаев Обиджон Ахматович - старший преподаватель; 2Рахматова Фируза Махсуджоновна - старший преподаватель, кафедра энергомашиностроения и профессионального образования; 3Бекмуродов Санжар Гулмурод угли - магистрант, машиностроительный факультет, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы формирования профессиональных компетенций будущих инженеров в процессе обучения в вузе. Содержится описание специфики профессиональной деятельности инженера. В связи с этим актуальной теоретической и прикладной задачей современного образовательного пространства и методики преподавания в вузах является проблема внедрения в учебный процесс компетентностного подхода, определение психологических, педагогических, дидактических и методических условий эффективности этого процесса.
Ключевые слова: формирование компетенций, компетентность, профессиональных компетенций, инженерно-технического образования, общепрофессиональных дисциплин, специальные дисциплины.
FORMATION OF COMPETENCES OF FUTURE ENGINEERS IN HIGHER EDUCATION PROCESS
12 3
Khushnaev O.A. , Rakhmatova F.M. , Bekmurodov S.G.
1Khushnaev Obidzhon Akhmatovich - Senior Lecturer; 2Rakhmatova Firuza Makhsudzhonovna - Senior Lecturer, Department of Power Engineering and Vocational Education; 3Bekmurodov Sanjar Gulmurod ugli - Undergraduate, FACULTY OF MECHANICAL ENGINEERING, TASHKENT STATE TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER ISLAMKARIMOV, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article discusses the problems of the formation of professional competencies of future engineers in the learning process at a university. Contains a description of the specifics of the professional activity of an engineer. In this regard, the urgent theoretical and applied task of the modern educational space and teaching methods in universities is the problem of introducing a competency-based approach into the educational process, determining the psychological, pedagogical, didactic and methodological conditions for the effectiveness of this process.
Keywords: formation of competencies, competence, professional competencies, engineering education, general professional disciplines, special disciplines.
УДК 378.1.048.2
Новые требования в современных условиях предъявляются к инженерному образованию на основе компетентностного подхода, предполагающего направленность образовательного процесса на овладение общекультурными, профессиональными, общепрофессиональными компетенциями, заложенными в государственных образовательных стандартах, обеспечивающих успешное
осуществление профессиональной деятельности инженера в широком социальном, культурном, экономическом контекстах. Деятельность современного инженера сложна, многоаспектна.
Одна из главных целей высшего инженерно-технического образования сегодня является подготовка компетентного инженера. Особую актуальность в современных условиях приобрело качество образования специалистов, уровень их профессиональной компетентности. «Под компетентностью специалистов при этом понимают не только их профессионально-квалификационные характеристики -знания, умения и навыки, но и их профессионально-личностные характеристики -поведенческие реакции человека в различных рабочих ситуациях» [4, с. 27].
С позиции акмеологии выделяются следующие общие и обязательные для всех специалистов «характеристики профессиональной компетентности: гностическая (когнитивная) - отражает наличие необходимых профессиональных знаний (их объем и уровень являются главной характеристикой компетентности); регулятивная -позволяет использовать имеющиеся профессиональные знания для решения профессиональных задач; рефлексивно-статусная - дает право действовать определенным образом за счет признания авторитетности; нормативная - отражает круг полномочий, сферу профессионального ведения; коммуникативная - определяет возможность установления контактов самого разного вида для осуществления практической деятельности» [1, с. 109].
При обучении в техническом вузе у студента на разных этапах образовательной деятельности формируются разные компетенции. Например, в первых семестрах студенты изучают общенаучные дисциплины, такие как физика, химия, философия, история, иностранный язык. В ходе изучения этих дисциплин у них формируются навыки обучения и самостоятельной работы. Студенты учатся работать в коллективе, терпимо относясь к общесоциальным и национальным различиям людей. Учатся использовать основы полученных знаний в различных сферах деятельности. У обучающихся появляются способности к самоорганизации и самообразованию, способности к правильному изложению собственных мыслей в устной и письменной речи при общении с людьми и для решения поставленных задач и целей.
На следующем этапе начинается изучение общепрофессиональных дисциплин, в частности, материаловедения, инженерной графики, метрологии, основ проектирования и конструирования. У студентов появляется умение применять основополагающие законы по дисциплинам естественных наук в профессиональной деятельности, умение использовать методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. Студенты начинают владеть основными способами и средствами принятия, содержания и обработки информации. У них появляется способность решать простые задачи в профессиональной сфере их деятельности на основе информационной и библиографической культуры с использованием информационно-коммуникативных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. Они начинают осознавать основное свойство и назначение информации в процессах развития современного мира.
На последнем этапе обучения в вузе преподают специальные дисциплины. После их изучения студенты могут принимать участие в действиях по составлению научных отчетов по проделанной работе и во введении полученных результатов исследований в нужную профессиональную область. Так же могут быть способны участвовать в работах над инновационными проектами, используя основные методы исследовательской практики. У обучающихся появляются умения выполнять первоначальные экономические и технические обоснования проектных решений, умения выполнять патентные исследования для обеспечения патентной чистоты новых проектных решений, умения применять методы контроля качества объектов и изделий в области профессиональной деятельности, проводить анализирование
возможных причин нарушений технологических процессов и подготавливать мероприятия для их предотвращения [2].
Можно выделить следующие характеристики «процесса формирования готовности к инженерной деятельности: направленность содержания и форм образовательного процесса вуза на подготовку инженера, способного выходить за пределы нормативной деятельности и осуществлять инновационные процессы; активная обращенность процесса формирования профессиональной готовности инженера к передовому отечественному и зарубежному опыту; гуманистическая направленность подготовки инженера; выведение процесса подготовки инженера на технологический уровень» [3, с. 38-39].
Формирование профессиональных компетенций осуществляется на основе методов педагогического процесса, воздействующих на поведение будущего инженера. Это могут быть как традиционные практические методы обучения, так и проблемные, частично-поисковые методы. Содержание профессиональных компетенций зависит от вида деятельности, выполняемой инженером, а именно, конструкторской, проектировочной, производственно-технологической,
организационно-управленческой, эксплуатационно-обслуживающей.
Список литературы /References
1. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий. О.Г. Ларионова. М.: Логос, 2010. 336 с.
2. Дашкова И.В. Основные этапы формирования профессиональных компетенций при обучении в техническом вузе // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2018/article/2018001983/ (дата обращения: 28.01.2020).
3. Кирсанов А. Инженерное образование, инженерная педагогика, инженерная деятельность / А. Кирсанов, В. Иванов, В. Кондратьев, Л. Гурье // Высшее образование в России, 2008. № 6. С. 37-40.
4. Пиралова О.Ф. Система диагностики инженерной компетентности выпускников технических вузов / О.Ф. Пиралова // Высшее образование сегодня, 2010. № 6. С. 26-29.