Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА СТУДЕНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА СТУДЕНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностный подход / профессиональная подготовка филолога / компетенция филологического анализа и интерпретации текста / художественная парадигма / competence-based approach / professional training of a philologist / competence in philological analysis and text interpretation / artistic paradigm

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лушникова Галина Игоревна, Осадчая Татьяна Юрьевна

Введение. Статья посвящена вопросу формирования компетенции филологического анализа и интерпретации художественного текста у студентов-филологов. Актуальность исследования обусловлена необходимостью внедрения и совершенствования компетентностноориентированного подхода к образованию в высшей школе. Цель статьи — обосновать целесообразность использования на занятиях литературоведческого цикла заданий, направленных на формирование одной из ключевых компетенций будущего филолога. Новизна исследования видится как в методологическом подходе — интерпретационный анализ, предполагающий изучение парадигматических связей текста, так и в выборе материала — художественные произведения современных английских авторов. Практическая значимость заключается в разработке комплекса заданий, которые могут быть использованы на занятиях по филологическим дисциплинам в вузе. Методология. Методологической основой выступили принципы компетентностного подхода к подготовке будущих специалистов; принцип интеграции компетенций, составляющих профессиональную филологическую компетентность, как одного из ключевых педагогических условий эффективной подготовки специалистовфилологов. Исследование основано на методах филологического анализа текста, а также теоретического анализа нормативных документов. Результаты. Описаны и обоснованы методологические принципы анализа и интерпретации художественного текста, определены общие и специфические характеристики таких ведущих художественных парадигм, как авторская, жанровая, идейно-тематическая, парадигма литературного направления, парадигма мирового литературного и культурного контекста, интердискурсивная парадигма, парадигма социально-исторического контекста. Разработан комплекс заданий и вопросов, направленных на определение и интерпретацию парадигматических связей художественного текста. Заключение. Предлагаемая в статье методология может быть использована в преподавании филологических дисциплин, примерные вопросы и задания, представленные в статье, могут служить ориентиром для составления заданий подобного типа. Перспективой исследования является дальнейшая разработка предложенной методики на материале произведений литературы других стран и других исторических периодов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE FUTURE PHILOLOGISTS’ COMPETENCE TO ANALYZE AND INTERPRET THE ARTISTIC TEXT

Introduction. The article is devoted to the problem of developing students-philologists’ competence to analyze and interpret literary texts. The relevance of the study is due to the need to introduce and improve a competency-based approach to higher education. The purpose of the study is to substantiate the relevance of assignments for the classes of literary criticism cycle aimed at the formation of one of the key competencies of a future philologist. The novelty of the study is seen both in the methodological approach — an interpretive analysis which involves the study of paradigmatic connections of the text, and in the choice of the material — literary works by contemporary English authors. The practical significance of the study is seen with regard to a set of tasks that can be used in classes in philological disciplines at university. Methodology. The study is carried out on the basis of competence-based approach to the training of future specialists, on the principle of competencies integration as one of the key pedagogical conditions for effective training of a philologist. The research is also based on the methods of philological analysis of a literary text, as well as theoretical analysis of regulative documents. Results. The methodological principles of analysis and interpretation of a literary text are described and justified, the general and specific characteristics of such leading artistic paradigms as the author’s style, genre conventions, concepts and themes, literary movements, world literary and cultural context, interdiscursive practices, socio-historical context are determined. A set of tasks and questions aimed at defining and interpreting paradigmatic connections within a literary text has been developed. Conclusion. The methodology proposed in the article can be used in philological disciplines teaching, sample questions and tasks presented in the article can serve as a guideline for compiling tasks of this type. The prospect of the research is related with further development of the proposed methodology on the material of literary works of other countries and historical periods.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА СТУДЕНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

4. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RF ot 12.08.2020 no. 954 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstven-nogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - baka-lavriat po napravleniyu podgotovki 38.03.01 "Ekonomika" (s izm. i dop.) [Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of August 12, 2020 no. 954 "On Approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education -Bachelor's Degree in Economics 38.03.01" (with amendments and additions), available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20 V0%203++/Bak/380301_B_3_31082020.pdf (In Russian).

5. Kharchenko N. L. Osobennosti cifrovojtransformacii obrazovatel'nyh processov v usloviyah vysshej shkoly [Features of the digital transformation of educational processes in the conditions of higher education]. Pedagogical informatics 2020, no. 4, pp. 202-207. EDN IKFIVQ. (In Russian).

6. Khorokhorina G. A., Glukhova E. V. Vnedrenie modeli global'nogo obrazovaniya na zanyatiyah po inostrannomu yazyku [Implementation of the model of global education in foreign language classes]. Communication in the modern multicultural world: national and cultural specifics of discourse construction: an annual collection of scientific papers. Volume Issue 4. Moscow: Russian representative office of the publishing house PEARSON EDUCATION LIMITED, 2016, pp. 380-388. EDN XFXFCV. (In Russian).

7. Chomsky Noam. Yazyk i myshlenie [Language and thinking]. Translation from English by B. Yu. Gorodetsky. Moscow, 1972, 123 p. (In Russian).

8. Calabrese R., Dawes B. Early language learning and teacher training: a foreign language syllabus for primary school teachers. Studi di Glottadidattica, 2008, no. 1, pp. 32-53.

9. Kharchenko N. L., Izmailov A. Z., Lutsenko N. S. [et al.] SWOT Analysis Method Application in Assessing the Effectiveness of Moodle Platform. ACM International Conference Proceeding Series: 13, Virtual, Online, January 14-17 2022. Virtual, Online, 2022, pp. 253-257. DOI: 10.1145/3514262.3514292. EDN BFWTTT.

10. Usov S., Safonov M., Sorokina L., Akbilek E. [Swot analysis of moodle platform application in the assessment of foreign language knowledge]. ACM International Conference Proceeding Series: 4, Virtual, Online, July 19-22, 2020, Virtual, Online, 2020, pp. 31-34. DOI: 10.1145/3416797.3416835. EDN QATAVY.

11. The practice and theory of CLIL. CLILingmesoftly, available at: http://clilingmesoftly.wordpress.com/clil-models-3/ the-4-cs-model-docoyle.

12. Varfolomeeva N. S., Semenov D. V. English for professional communication: educational and methodical manual. Vol. 2, Moscow: Russian State Social University, 2019, 25 p. EDN UDQOAH.

УДК/UDC 378.147

DOI10.54509/22203036_2023_2_155 EDN GQVIZX

Лушникова Галина Игоревна

доктор филологических наук, профессор кафедры филологии и методики преподавания, Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, г. Симферополь

Осадчая Татьяна Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры романо-германской филологии и европейских исследований, Севастопольский государственный университет, г. Севастополь

Lushnikova Galina I.

Doctor of Philology, Professor at the Philology and Teaching Methods Department, V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol

Osadchaia Tatiana Iu.

PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Romance and Germanic Philology and European Studies, Sevastopol State University, Sevastopol

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА СТУДЕНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

FORMING THE FUTURE PHILOLOGISTS' COMPETENCE TO ANALYZE AND INTERPRET THE ARTISTIC TEXT

Введение. Статья посвящена вопросу формирования компетенции филологического анализа и интерпретации художественного текста у студентов-филологов. Актуальность исследования обусловлена необходимостью внедрения и совершенствования компе-

тентностно-ориентированного подхода к образованию в высшей школе. Цель статьи - обосновать целесообразность использования на занятиях литературоведческого цикла заданий, направленных на формирование одной из ключевых компетенций будущего фило-

лога. Новизна исследования видится как в методологическом подходе - интерпретационный анализ, предполагающий изучение парадигматических связей текста, так и в выборе материала - художественные произведения современных английских авторов. Практическая значимость заключается в разработке комплекса заданий, которые могут быть использованы на занятиях по филологическим дисциплинам в вузе.

Методология. Методологической основой выступили принципы компетентностного подхода к подготовке будущих специалистов; принцип интеграции компетенций, составляющих профессиональную филологическую компетентность, как одного из ключевых педагогических условий эффективной подготовки специалистов-филологов. Исследование основано на методах филологического анализа текста, а также теоретического анализа нормативных документов.

Результаты. Описаны и обоснованы методологические принципы анализа и интерпретации художественного текста, определены общие и специфические характеристики таких ведущих художественных парадигм, как авторская, жанровая, идейно-тематическая, парадигма литературного направления, парадигма мирового литературного и культурного контекста, интердискурсивная парадигма, парадигма социально-исторического контекста. Разработан комплекс заданий и вопросов, направленных на определение и интерпретацию парадигматических связей художественного текста.

Заключение. Предлагаемая в статье методология может быть использована в преподавании филологических дисциплин, примерные вопросы и задания, представленные в статье, могут служить ориентиром для составления заданий подобного типа. Перспективой исследования является дальнейшая разработка предложенной методики на материале произведений литературы других стран и других исторических периодов.

Introduction. The article is devoted to the problem of developing students-philologists' competence to analyze and interpret literary texts. The relevance of the study is due to the need to introduce and improve a competency-based approach to higher education. The purpose of the study is to substantiate the relevance of assignments for the classes of literary criticism cycle aimed at the formation of one of the key competencies of a future philologist. The novelty of the study is seen both in the methodological approach - an interpretive analysis which involves the study of paradigmatic connections of the text, and in the choice of the material - literary works by contemporary English authors. The practical significance of the study is seen with regard to a set of tasks that can be used in classes in philological disciplines at university.

Methodology. The study is carried out on the basis of competence-based approach to the training of future specialists, on the principle of competencies integration as one of the key pedagogical conditions for effective training of a philologist. The research is also based on the methods of philological analysis of a literary text, as well as theoretical analysis of regulative documents.

Results. The methodological principles of analysis and interpretation of a literary text are described and justified, the general and specific characteristics of such leading artistic paradigms as the author's style, genre conventions, concepts and themes, literary movements, world literary and cultural context, interdiscursive practices, socio-historical context are determined. A set of tasks and questions aimed at defining and interpreting paradigmatic connections within a literary text has been developed.

Conclusion. The methodology proposed in the article can be used in philological disciplines teaching, sample questions and tasks presented in the article can serve as a guideline for compiling tasks of this type. The prospect of the research is related with further development of the proposed methodology on the material of literary works of other countries and historical periods.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная подготовка филолога, компетенция филологического анализа и интерпретации текста, художественная парадигма.

Keywords: competence-based approach, professional training of a philologist, competence in philological analysis and text interpretation, artistic paradigm.

Введение

Известно, что современный подход к образованию можно охарактеризовать как компетентностно-ори-ентированный: «анализ современных подходов к высшему профессионально-педагогическому образованию показал, что ведущие идеи деятельностного, личностно ориентированного, личностно деятельностного, акмео-логического, контекстного, андрагогического подходов объединяет компетентностный подход» [3, с. 19].

Что касается профессиональной подготовки будущего филолога, надо отметить, что, по мнению большинства исследователей, она должна основываться на принципе интеграции компетенций, составляющих профессиональную компетентность филолога: «... профессиональная компетентность учителя-филолога -это системное качество личности, отражающее интеграцию филологических (лингвистических и литературоведческих), коммуникативных, психолого-педагогических, методических, информационных, культуроло-

гических знаний, умений, навыков и опыта, ценностного отношения к овладению новыми приоритетными направлениями, ориентирами, технологиями собственной профессиональной деятельности» [6, с. 54].

Не вызывает сомнений, что одной из ключевых профессиональных компетенций филолога является компетенция филологического анализа и интерпретации художественного текста. В федеральном государственном образовательном стандарте по направлению 45.03.01. «Филология» формированию компетенции филологического анализа и интерпретации текста в становлении филолога-профессионала отводится значительная роль: одной из общепрофессиональных компетенций будущих специалистов является «способность осуществлять на базовом уровне сбор и анализ языковых и литературных фактов, филологический анализ и интерпретацию текста» [15]; в качестве ведущих профессиональных компетенций указана «способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности» [11]. Одной из целей подготовки магистра по направлению 45.04.01. «Филология» является формирование профессиональной компетенции по владению «... навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации» [12].

Вслед за М. А. Адамко мы рассматриваем компетенцию филологического анализа и интерпретации художественного текста следующим образом: «... компетенция - неотъемлемая содержательная составляющая профессиональной компетентности филолога, означающая способность индивида применять совокупность знаний, умений, навыков, а также способов деятельности, связанных с проведением филологического анализа и интерпретации текста, включая художественный, в процессе осуществления профессиональной деятельности» [1, с. 12].

Как видно из определения, ключевыми понятиями рассматриваемой компетенции являются понятия «филологический анализ» и «интерпретация текста». По словам В. Тюпы, анализ произведения является основой его дальнейшей интерпретации и состоит из нескольких элементов: «... анализ литературного произведения, обосновывающий его объяснения и интерпретации, предполагает согласованное единство: а) фиксации наблюдений над его текстом (осво-

ение объективной данности); б) систематизации этих наблюдений (освоение интерсубъективной заданно-сти); в) некоторой идентификации данного художественного целого (освоение и корректировка субъективной данности)» [14, с. 18]. При этом ученый особо отмечает, что анализ и интерпретация художественного произведения не могут дать окончательный и единственно правильный ответ о смысле произведения, они лишь определяют границы диапазона его адекватной трактовки.

Что касается интерпретации художественного произведения, можно отметить, что, по словам исследователей, на данном этапе ключевыми в науке являются «... основные положения интерпретации Ф. Шлейер-махера и В. Дильтея: понятие о герменевтическом круге, признание конструктивной роли «временной дистанции» между созданием текста и его истолкованием» [5, с. 43].

Содержание дисциплин литературоведческого цикла, во-первых, должно основываться на научно-методологических принципах литературоведческого анализа, среди которых ведущими считаются следующие: «... научности <...>; целеполагания <...>; открытости научных парадигм» [2, с. 79]. По мнению Е. В. Волгиной, «основополагающими для анализа художественного текста (в учебных условиях его освоения) являются принципы целостности, комплексности, системности, филологичности» [4, с. 6]. Во-вторых, в содержание литературоведческих дисциплин необходимо включать рассмотрение различных подходов к анализу и интерпретации художественного текста. В результате у студентов должны быть сформированы системные знания, на основании которых они могли бы создавать собственный алгоритм анализа и интерпретации художественного текста в зависимости от поставленной учебной или научно-исследовательской задачи. Другими словами, задачей рассматриваемого цикла дисциплин является «... не только выработка навыков всех видов и аспектов литературоведческого анализа, умения давать характеристику художественных направлений, творческих методов, эстетических программ различных творческих периодов, но и способность давать общую характеристику историко-культурному контексту и закономерностям развития литературного процесса рассматриваемого периода, иметь представление о роли и месте литературы в системе филологического и гуманитарного знания в целом [8, с. 245].

Наиболее актуальной стратегией преподавания литературоведческих дисциплин можно назвать проблемную стратегию, которую можно обозначить следующим образом: «.обучение студентов путям самостоятельного поиска художественно значимых совре-

менных произведений, формулировке на основе их анализа проблем,соотносимых с национальным историко-культурным развитием» [9, с. 176].

Формирование рассматриваемой компетенции будущего филолога обеспечивается за счет методики, которая должна быть направлена на достижение следующих целей: «... формирование теоретического мышления, выработку навыков систематизации материала, его обобщения и классификации, развитие возможностей аргументирования,отстаивание выдвинутой гипотезы и собственной оценки текста, подкрепленных существующими литературоведческими концепциями» [2, с. 79].

Важно особо отметить, что формирование указанной компетенции должно опираться одновременно на языковедческий и литературоведческий подходы: «проведение филологического анализа и интерпретации художественного текста в учебных условиях, строящееся на интегративной основе - взаимосвязи и взаимопроникновении лингвостилистических и литературоведческих подходов, в иерархической последовательности «от слова к образу и от него к идее», в практико-ориентированной работе над текстом ликвидирует бытующую разобщенность в обучении двух равнозначных сторон филологического образования - языковедческой и литературоведческой» [1, с. 4].

Как известно, на филологических факультетах и факультетах иностранных языков на протяжении многих лет читаются курсы по «Истории литературы», «Литературоведению», «Литературе конкретных стран и исторических периодов». Традиционные задания, предлагаемые обучающимся, достаточно продуктивны и эффективны, однако помимо основных задач, которые ставят эти курсы - проверка освоенности полученных знаний, обучение методам и приемам исследования фактического материала, представляется необходимым нацеливать обучающихся на определение места конкретного произведения в рамках творчества данного писателя, в определенном литературном жанре, литературном направлении, классифицировать и проводить сопоставление конкретного произведения с другими произведениями, встраивая тем самым каждое изучаемое произведение в различные системы. Так, исследователи предлагают модель литературоведческого анализа текста, состоящую из трех уровней: «первый уровень -уровень поэтики произведения, исследующий законы построения текста (интерпретируются художественные ассоциации, изобразительно-выразительные средства, стихосложение, художественная речь). Второй уровень - уровень содержания художественного произведения, когда в центре внимания читателя оказываются

сюжет и композиция, образ и конфликт, жанр и жанровые доминанты, стилистические особенности. Третий уровень отвечает за реализацию типологии и типологических отношений художественного творчества. На этом уровне расширяется представление читателя о художественном тексте, который анализируется в контексте литературного направления, художественного метода, течения и школы» [2, с. 79].

Существенным представляется тот факт, что в новые программы филологических отделений вводятся курсы, которые предполагают развитие у учащихся навыков и умений анализа художественного текста на основе разных методологических подходов. К таковым курсам относятся «Интерпретация текста», «Лингвистика текста», «Герменевтика художественного текста», «Современные тенденции в литературе изучаемых стран» и некоторые другие. В связи с этим анализ и интерпретация художественного произведения должны рассматриваться и осуществляться в рамках различных парадигм.

Целью данной статьи является обосновать целесообразность использования на занятиях литературоведческого цикла заданий, направленных на формирование компетенции филологического анализа и интерпретации художественного текста, одной из ключевых компетенций будущего филолога, который может успешно работать в школе и вузе, а также заниматься научной работой с последующим написанием диссертационного исследования.

К таковым заданиям относятся в первую очередь те, которые ставят своей задачей анализ и интерпретацию художественного текста, который является интегрирующей единицей филологических дисциплин; определение и выстраивание различного рода парадигматических связей изучаемого текста с другими текстами литературы и мировой культуры.

Новизна настоящего исследования видится как в методологическом подходе - интерпретационный анализ, предполагающий исследование парадигматических связей текста, так и в выборе материала -художественные произведения современных английских авторов.

Методология

Для формирования компетентного конкурентоспособного специалиста-филолога, личности, которая готова к саморазвитию и самосовершенствованию, необходимо создать эффективную систему профессиональной подготовки и профессионального становления, которая учитывает последние достижения научной мысли.

Методологическими основами данного исследования выступили следующие теоретические положения:

- принципы компетентностного подхода к подготовке будущих специалистов (работы И. А. Зимней, А. Г. Бермус, В. А. Болотова, Е. Я. Коган, С. Е. Шишова,

A. В. Хуторского, Б. Д. Эльконина и других);

- принцип интеграции компетенций, составляющих профессиональную филологическую компетентность, как одного из ключевых педагогических условий эффективной подготовки специалистов-филологов (исследования М. А. Витошко, И. Б. Каменской, Ю. К. Картавой, И. В. Трешиной и других);

- методологические принципы комплексного анализа художественного текста (труды Ю. Н. Лотмана,

B. И. Тюпы, Г. О. Винокура, Е. В. Волгиной, В. А. Лукина, Н. А. Николиной, И. Б. Каменской, М. А. Шалиной и других);

- полипарадигмальный подход к анализу и интерпретации художественного текста (исследования Н. А. Николиной, Л. И. Комаровой и других).

Результаты

По мнению Н. А. Николиной, для обучения приемам филологического анализа текста особенно важен выбор точек «функционального схождения значимости»». Такими точками исследователь называет жанр, композицию, субъектную организацию текста и структуру повествования, пространственно-временную организацию текста, интертекстуальные связи произведения, способы выражения авторской позиции [10, с. 6].

Ведущими художественными парадигмами, которые рассматриваются в данной статье, являются следующие: авторская, жанровая, идейно-тематическая, парадигма литературного направления, парадигма мирового литературного и культурного контекста, интердискурсивная парадигма, парадигма социально-исторического контекста.

Опыт ведения филологических дисциплин в вузе для обучающихся разных ступеней - бакалавров, магистров, аспирантов - позволил разработать и апробировать комплекс практических заданий, направленных на определение и интерпретацию парадигматических связей художественного текста. Задания подобного типа включены в изданное учебное пособие к курсу «Современные тенденции в англоязычной литературе» для магистров английского отделения: «Современная британская, ирландская и американская литература: калейдоскоп жанров, тем и стилей» [7].

Предлагаем образцы вопросов и заданий по указанным парадигмам на материале современной английской литературы, целью которых является обучение фило-

логическому чтению, что в конечном итоге может способствовать формированию личности компетентного филолога - будущего учителя школы, преподавателя вуза, исследователя. Задания и вопросы выстроены по принципу «от общего к частному»: вначале предлагается определить основные векторы того или иного явления, затем даются задания, которые могут быть выполнены на материале любого произведения или творчества любого автора, далее даны вопросы, касающиеся специфики конкретного произведения, творчества конкретного автора, жанра или литературного направления.

Авторская парадигма. Для построения данной парадигмы предлагаются задания, способствующие развитию умения исследовать творчество конкретного автора, описывать специфику его идиостиля, выделять ведущие темы и способы их реализации, модусы повествования, нарративные тактики, характерные литературные приемы и лингвостилистические средства.

Задания, направленные на выстраивание авторской парадигмы.

1. Назовите основные характеристики идиостиля писателя, творчество которого предлагается для анализа.

2. Определите ведущие темы и способы их реализации, модусы повествования, нарративные тактики, характерные литературные приемы и лингвостилистические средства, используемые писателем, творчество которого предлагается для анализа.

3. В каком романе И. Макьюэна повествование ведет необычный рассказчик? В каких романах И. Макьюэна рассматривается проблема психической нормы, нормы поведения человека в обществе, ее критериев и границ? В каких романах И. Макьюэна герои вынуждены сделать важный выбор, от которого зависит вся их дальнейшая судьба? В чем состоит дилемма и к каким последствиям приводит то или иное решение героев?

4. В каких произведениях Дж. Барнса раскрывается тема одиночества? Как она трактуется писателем? Назовите романы Дж. Барнса, где эффект неожиданности в сюжетной линии наиболее выразителен.

5. Читая разные романы К. Исигуро, читатель постепенно осознает несовпадение между тем, что рассказывает ненадежный повествователь, и тем, что, как можно догадаться, происходит в действительности. Это несовпадение позволяет сделать выводы о замысле автора. Приведите примеры такого несоответствия в различных романах К. Исигуро. Обоснуйте свой ответ.

Жанровая парадигма. Данная парадигма выстраивается с помощью заданий, направленных на то, чтобы обучающиеся могли определять характерные жанро-

вые черты в изучаемом произведении, выявлять специфическое жанровое своеобразие, проводить параллели с произведениями других писателей, работающих в этом же жанре.

Задания, направленные на выстраивание жанровой парадигмы.

1. Определите, к какому жанру / жанрам относятся произведения писателя, творчество которого предлагается для анализа. Назовите элементы других жанров, если таковые имеются в выбранных для анализа произведениях.

2. Какие романы И. Макьюэна имеют жанровые характеристики психологического, детективного, романа-воспитания/взросления, экзистенциалистского, исторического, любовного и психологического романов?

3. Назовите романы Дж. Барнса, где соединены черты нескольких жанров. Каков результирующий эффект данной контаминации в каждом из произведений?

4. В каком произведении К. Исигуро присутствуют элементы научно-фантастического романа и антиутопии? Назовите эти элементы. Какие романы К. Исигуро можно назвать философскими притчами? Обоснуйте свой ответ.

5. Два романа Д. Лоджа являются художественными биографиями (biofiction): Author, Author - биография Г. Джеймса и A Man of Parts - биография Г. Уэллса. Каковы их отличительные черты? Сравните данные романы Д. Лоджа с произведениями других писателей, написанных в этом жанре.

Идейно-тематическая парадигма. Выделенные на этапе выстраивания авторской парадигмы главные темы, поднимаемые в творчестве того или иного писателя, на данном этапе должны быть соотнесены с трактовкой идентичных тем в произведениях других писателей. В этом процессе перед обучающимися ставится задача проанализировать специфику реализации схожих тем и идей другими авторами.

Задания, направленные на выстраивание идейно-тематической парадигмы.

1. В каких романах современных английских писателей показаны пути становления личности, моральное взросление героев?

2. В каких романах современных английских писателей раскрывается тема одиночества. Каковы взгляды разных писателей на эту проблему? В каких произведениях современных английских писателей показаны взаимоотношения родителей и детей? Каковы взгляды разных писателей на эту проблему? В каких романах современных английских писателей раскрывается тема взаимоотношений мужчины и женщины?

3. В каких произведениях современных английских писателей показаны жизнь и судьба творческих личностей, их душевные искания?

4. Что необычного, оригинального, на ваш взгляд, содержится в трактовке традиционного сюжета о любовном треугольнике в романе Дж. Барнса «Как все было»?

5. Определите связи романа М. Эмиса «Записки о Рейчел» с другими произведениями, посвященными темам взросления, приобретения жизненного опыта, избавления от иллюзий, становления личности человека.

Парадигма литературного направления. Составление этой парадигмы предполагает у учащихся наличие представлений об основных литературных направлениях, их ведущих характеристиках, знакомство с их наиболее выдающимися представителями. Обучающимся необходимо понять, какие черты творчества конкретного писателя являются типичными для данного литературного направления, а какие из них специфические, отличные от творчества других писателей. Кроме того, в некоторых случаях у ряда писателей могут прослеживаться черты предыдущих литературных течений, а иногда могут зарождаться какие-то новаторские тенденции, которые в дальнейшем могут развиваться и служить основой для возникновения новых литературных направлений. Определение новых тенденций - сложная, но полезная и увлекательная задача.

Задания, направленные на выстраивание парадигмы литературного направления.

1. Назовите ведущие литературные направления и их основные характеристики. Обратите особое внимание на современные литературные направления, перечислите современные течения в мировом литературном процессе.

2. Как постмодернистские приемы - ненадежный рассказчик, смешение различных форм повествования, фрагментарность, языковая игра, ирония - помогают современным авторам раскрыть темы субъективности истины, ответственности человека за свои поступки, права личности смириться с обстоятельствами или отказаться от примирения с реальностью?

3. Назовите черты постпостмодернизма, характерные для творчества современных английских писателей.

4. В каких произведениях современных английских писателей прослеживаются черты традиционных литературных направлений прошлых эпох?

5. Какие черты постмодернизма наиболее ярко проявляются в творчестве Дж. Барнса, К. Исигуро, Д. Лоджа, И. Макьюэна?

Парадигма мирового литературного контекста. Данная парадигма подразумевает выявление интер-

текстуальных связей рассматриваемого произведения с произведениями мировой литературы, мифологиями, фольклорными традициями. Для определения источника интертекстуальности, его функций и роли в тексте требуется еще более широкий читательский кругозор, но в то же время исследование такого рода одновременно способствует расширению читательского кругозора, пополнению его тезауруса. Обращение к цитируемому или упоминаемому тексту мировой литературы может вызвать желание прочитать или перечитать, по-новому осмыслить прецедентный текст.

Задания, направленные на выстраивание парадигмы мирового литературного контекста.

1. Приведите примеры интертекстуальных включений в анализируемом романе и прокомментируйте их, определите их источники и художественные функции. Каковы источники и функции эпиграфа / эпиграфов к анализируемому роману? Как эпиграф соотносится с содержанием романа? Каковы функции цитат в анализируемом романе?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Определите формы интертекстуальности - аллюзии, цитаты, новая трактовка классических литературных сюжетов, известных персонажей или другое.

3. Раскройте интертекстуальные связи романа М. Эмиса «Стрела времени, или природа преступления» со следующими произведениями: «Бойня номер пять, или Крестовый поход» К. Воннегута, «Дивный новый мир» О. Хаксли.

4. Определите интертекстуальные связи романа И. Бэнкса «Осиная фабрика» с повестью М. Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей» (1818). Что общего в концепциях романа И. Бэнкса «Осиная фабрика» и романа И. Макьюэна «Цементный сад»? Каковы принципиальные отличия?

5. Что связывает роман И. Бэнкса «Осиная фабрика» с романами Э. Берджесса «Заводной апельсин», У. Гол-динга «Повелитель мух», Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»?

Парадигма мирового культурного контекста. Эта парадигма включает выявление связей анализируемого произведения с произведениями других видов искусства - живописи, музыки, театра, скульптуры, архитектуры. Это так называемые интерсемиотические или, по другой терминологии, интермедиальные связи. Необходимо иметь в виду, что изучение данных связей целесообразно в том случае, если их маркеры (название и описание произведения, его автор) не просто упоминаются, а используются в качестве сюжетоо-бразующего или тематического элемента.

Задания, направленные на выстраивание парадигмы мирового культурного контекста.

1. Приведите примеры интерсемиотических включений в анализируемом романе и прокомментируйте их, определите их источники и художественные функции.

2. Приведите доводы, доказывающие, что интерсемиотические включения в анализируемом романе играют сюжетообразующую роль.

3. Какую роль в сюжетно-композиционной структуре романа Т. Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой» играет картина Вермеера?

4. Какие формы интерсемиотичности реализуются в романе Р. Олдингтона «Смерть героя»? Какие функции они выполняют?

Интердискурсивная парадигма. Данная парадигма нацеливает читателя на определение в художественном произведении кодов иных дискурсов, что имеет наиболее частое воплощение в современной литературе, поскольку современные авторы достаточно часто включают в свои произведения элементы таких дискурсов, как научный, медицинский, юридический, кулинарный, медиадискурс и другие.

Задания, направленные на выстраивание интердискурсивной парадигмы.

1. Приведите примеры включений кодов иных дискурсов в анализируемом романе и прокомментируйте их.

2. Определите роль интедискурсивности в анализируемом романе.

3. Назовите элементы кинематографического дискурса, которые содержатся в романе Т. Пратчетта «Вещие сестрички». Какой эффект они создают?

4. Определите функции медиа дискурса в романе Р. Гэлбрейта «Чернильно-черное сердце».

Парадигма социально-исторического контекста, которая подразумевает рассмотрение произведения либо на фоне того социально-исторического контекста, в котором оно было создано, либо того социально-исторического контекста, который служит предметом описания и играет важную роль в трактовке событий и персонажей. Этот этап имеет междисциплинарный характер, поскольку предполагает знание вертикального контекста, что требует выход за рамки литературоведческого анализа, включение знаний, касающихся истории, социологии, политики. В этом случае важно учитывать, с каких позиций читатель рассматривает произведение, находится ли он в той же культурно-исторической эпохе, что и автор, или принадлежит другому времени и другой культуре.

Задания, направленные на выстраивание парадигмы социально-исторического контекста.

1. Какие исторические события и известные личности упоминаются в анализируемом романе?

2. Какова роль историко-культурных маркеров в анализируемом романе?

3. В чем специфика трактовки истории в произведениях Дж. Барнса?

4. В каких романах М. Эмиса звучат предупреждения о глобальных катастрофах? Какие именно катастрофы упоминаются в его романах?

5. Какая историческая эпоха является фоном событий романа К. Исигуро «Художник зыбкого мира»? Что можно сказать об отношении японцев ко Второй мировой войне?

Заключение

Предложенные задания не претендуют на универсальность, они могут служить ориентиром для составления заданий подобного типа. Их выполнение может способствовать формированию у обучающихся умений и навыков не только анализировать текст, но и, что особенно важно, классифицировать, выстраивать полученную при прочтении художественного текста информацию разного рода (энциклопедическую, филологическую, эстетическую, языковую и пр.) в определенную парадигматическую систему. Успешное выполнение заданий предложенного типа, с одной стороны, предполагает наличие базовых филологических знаний, а с другой стороны, способствует их расширению и углублению.

Необходимость в филологически грамотных читателях не вызывает никаких сомнений, ибо, как известно, богатство любой национальной общности определяется не только талантливыми писателями, художниками и композиторами, но и не менее талантливыми читателями, зрителями и слушателями. Хочется в заключении привести цитату из книги современного американского писателя, профессора и педагога Дж. Сондерса, которая подтверждает мысль о роли чтения в жизни человека: «... в мире жива и действует бескрайняя подспудная сеть блага: она состоит из тех, для кого чтение - сердцевина жизни и кто по собственному опыту знает, что чтение делает их самих просторнее и щедрее, а саму жизнь - интереснее» [13, с. 17].

Литература

1. Адамко М. А. Формирование профессиональной компетенции студентов направления подготовки бакалавров «Филология» на основе интегративного подхода: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Тольятти, 2013. 25 с.

2. Бирюкова О. И. Литературоведческая подготовка будущего учителя-словесника в условиях педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. С. 79.

3. Брякова И. Е. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогиче-

ского вуза: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.02. Санкт-Петербург, 2010. 51 с.

4. Волгина Е. В. Основные принципы анализа художественного текста как средство формирования филологической компетентности студентов // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2010. № 5. С. 5-8.

5. Ворожбитова А. А. Филолог-исследователь как профессиональная языковая личность: лингвориторический подход: учеб. пособие. Сочи: РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ», 2019. 176 с.

6. Картавая Ю. К. Профессиональная компетентность учителя-филолога как педагогическая категория // Компетентност-ная модель филолога. Симферополь: Ариал, 2017. С. 13-60.

7. Лушникова Г. И., Осадчая Т. Ю. Современная британская, ирландская и американская литература: калейдоскоп жанров, тем, стилей: учеб. пособие. М., 2019. 211 с.

8. Магерамова Ю. Ю. Стратегии совершенствования филологической компетенции в рамках магистерской программы // Русский язык на перекрестке эпох: традиции и инновации в русистике: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Ереван: РАУ 2019. С. 241-246.

9. Меркулова М. Г Концепция учебного пособия «Актуальные проблемы изучения современной литературы Великобритании» // Учебник как инструмент национально-культурного самоопределения обучающихся: сборник статей конференции. М.: Языки Народов Мира, 2021. С. 175-179.

10. Николина Н. А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 256 с.

11. Образовательный стандарт высшего образования ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского». Уровень высшего образования: балакавриат. Направление подготовки: 45.03.01. Филология. Симферополь, 2018. 19 с.

12. Образовательный стандарт высшего образования ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского». Уровень высшего образования: магистратура. Направление подготовки: 45.04.01. Филология. Симферополь, 2018. 18 с.

13. Сондерс Дж. Купание в пруду под дождем. М.: Inspiria, 2022. 512 с.

14. Тюпа В. И. Анализ художественного текста. М.: Академия, 2009. 336 с.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 45.03.01. «Филология». М., 2020. 12 с.

References

1. Adamko M. A. Formirovanie professional'nojkompetencii studentov napravlenija podgotovki bakalavrov «Filologija» na osnove integrativnogo podhoda: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk [Forming of professional competence of bachelors majoring in Philology on the basis of an integrative approach: abstract of diss. ... cand. of pedagogics: 13.00.08.]. Tol'jatti, 2013, 25 p. (In Russian).

2. Birjukova O. I. Literaturovedcheskaja podgotovka budushhego uchitelja-slovesnika v uslovijah pedagogicheskogo vuza [Literary training of a future teacher-literature worker in the conditions of a pedagogical university]. Modern problems of science and education, 2022, no. 4, p. 79. (In Russian).

3. Brjakova I. E. Metodicheskaja sistema formirovanija kreativnoj kompetentnosti studentov-filologov pedagogicheskogo vuza: avtoref. diss. ... dokt. ped. nauk [Methodological system for the formation of students-philologists' creative competence within a pedagogical university: abstract of diss. ... doct. of pedagogics: 13.00.02]. Sankt-Peterburg, 2010, 51 p. (In Russian).

4. Volgina E. V. Osnovnye principy analiza hudozhestvennogo teksta kak sredstvo formirovanija filologicheskoj kompetentnosti stu-dentov [Basic principles of analysis of literary text as a form of students' linguistic competence]. Vestnik of Volzhsky University named after V. N. Tatishchev, 2010, no. 5, pp. 5-8. (In Russian).

5. Vorozhbitova A. A. Filolog-issledovatel' kak professional'naja jazykovaja lichnost': lingvoritoricheskij podhod: ucheb. posobie [Philologist-researcher as a professional linguistic personality: linguo-rhetorical approach: textbook]. Sochi, 2019, 176 p. (In Russian).

6. Kartavaja Ju. K. Professional'naja kompetentnost' uchitelja-filologa kak pedagogicheskaja kategorija [Professional competence of a teacher-philologist as a pedagogical category]. Kompetentnostnaja model' filologa [The philologist competence model]. Simferopol': Arial, 2017, pp. 13-60. (In Russian).

7. Lushnikova G. I., Osadchaia T. Iu. Sovremennaja britanskaja, irlandskaja i amerikanskaja literatura: kalejdoskop zhanrov, tem, stilej: ucheb. posobie [Modern British, Irish and American literature: a kaleidoscope of genres, themes, styles: textbook]. Moscow, 2019, 211 p. (In Russian).

8. Mageramova Ju. Ju. Strategii sovershenstvovanija filologich-eskoj kompetencii v ramkah magisterskoj programmy [Strategies of philological competence improvement within the master's program]. Russkij jazyk na perekrestke jepoh. Erevan, 2019, pp. 241-246. (In Russian).

9. Merkulova M. G. Koncepcija uchebnogo posobija «Aktual'nye problemy izuchenija sovremennoj literatury Velikobritanii» [The conception of a new study guide for the course of contemporary British literature]. Uchebnik kak instrument nacional'no-

kul'turnogo samoopredelenija obuchajushhihsja: sbornik statej konferencii [The textbook as a tool of national-cultural self-identification of students: collection of conference papers]. Moscow, 2021, pp. 175-179. (In Russian).

10. Nikolina N. A. Filologicheskij analiz teksta: ucheb. posobie [Philological analysis of the text: textbook]. Moscow, 2003, 256 p. (In Russian).

11. Obrazovatel'nyjstandart vysshego obrazovanija FGAOU VO «Krymskij federal'nyj universitet im. V. I. Vernadskogo». Uroven' vysshego obrazovanija: balakavriat. Napravlenie podgotovki: 45.03.01. Filologija [Educational standard of higher education of «V. I. Vernadsky Crimean Federal University». Level of higher education: Bachelor's degree. 45.03.01. Philology]. Simferopol', 2018, 19 p. (In Russian).

12. Obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija FGAOU VO «Krymskij federal'nyj universitet im. V. I. Vernadskogo». Uroven' vysshego obrazovanija: magistratura. Napravlenie podgotovki: 45.04.01. Filologija [Educational standard of higher education of «V. I. Vernad-sky Crimean Federal University». Level of higher education: Master's degree. 45.04.01. Philology]. Simferopol', 2018, 18 p. (In Russian).

13. Saunders G. Kupanie v prudu pod dozhdem [A Swim in a Pond in the Rain]. Moscow, 2022, 512 p. (In Russian).

14. Tjupa V. I. Analiz hudozhestvennogo teksta [Analysis of a literary text]. Moscow, 2009, 336 p. (In Russian).

15. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 45.03.01. «Filologija» [Federal state educational standard of higher professional education: 45.03.01. «Philology»]. Moscow, 2020, 12 p. (In Russian).

УДК/UDC 378

DOI10.54509/22203036_2023_2_163 EDN GQRNVK

Лыскова Гузаль Тагировна

аспирант ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», учитель начальных классов, Лицей 8, г. Пермь ORCID: 0000-0002-5276-1202

Lyskova Guzal T.

Post-graduate Student, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Elementary School Teacher, Lyceum 8, Perm ORCID: 0000-0002-5276-1202

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF ELEMENTARY SCHOOLCHILDREN СOMMUNICATION SKILLS IN INCLUSIVE EDUCATION

Введение. Актуальность и целесообразность исследования обусловлены необходимостью обеспечения и повышения готовности будущих и работающих педагогов к работе в условиях инклюзии. Проблематика формирования и развития коммуникативных уме-

ний младших школьников в инклюзивном образовании тесно связана с задачами включения детей в образовательно-воспитательную среду образовательного учреждения. Педагогу, работающему с инклюзивным классом, необходимо выстраивать коммуни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.