Научная статья на тему 'Формирование компетентностно-функционального подхода в системе непрерывного обучения безопасному поведению дошкольников в дорожном движении'

Формирование компетентностно-функционального подхода в системе непрерывного обучения безопасному поведению дошкольников в дорожном движении Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
505
57
Поделиться
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Тер-Григорьянц Радмила Георгиевна

В современных условиях любая образовательная система стоит перед необходимостью создания целого комплекса гибких организационных форм обучения, предлагающих максимально благоприятные условия для продвижения человека в образовательном пространстве. Особенно актуально это для системы обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, так как именно в этой области проблема рассогласования образовательных целей и результатов стоит до сих пор особенно остро. Одним из важнейших принципов системы обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является принцип непрерывности, начиная с раннего и дошкольного возраста, где формируются, развиваются, прививаются детям навыки безопасного поведения на улице и дорогах. Все это требует нового подхода к профессиональной подготовке и повышению квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций, учитывающего профессиональные компетенции педагога, а также готовность всех участников образовательного процесса к взаимодействию в рамках предметно-развивающей среды. В рамках реализации проекта Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 2020 гг.» нами проводилось исследование с целью формирования компетентностно-функционального подхода в системе непрерывного обучения безопасному поведению дошкольников в дорожном движении. Для решения поставленных целей и задач был определен комплекс взаимодополняющих методов исследования, обеспечивающих достоверность и научную обоснованность результатов: теоретические, эмпирические методы, методы построения моделей, включающие сравнительносопоставительный анализ существующих современных подходов к формированию у детей навыков безопасного поведения в дорожном движении и профилактики детского дорожнотранспортного травматизма; синтез концепций и идей социологической, педагогической, медицинской, психологической, экономической, философской наук, анализ источников литературы и нормативных документов по проблеме исследования; конкретизация и обобщение данных, изучение педагогического опыта, мониторинг, выявление противоречий, статистические и графические методы обработки данных исследования. Исследование проводилось в 4 этапа в строгом соответствии с планом-графиком и программой исследования, поставленными целями и задачами. Проведенные на первом этапе исследования аналитический обзор научно-методической литературы и мониторинг существующих программ и методического обеспечения повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного поведения в дорожном движении позволили выявить проблемные зоны функционирования системы повышения квалификации: неразработанность научных, методологических и методических основ реализации программ повышения квалификации педагогов в сфере формирования у детей безопасного поведения в дорожном движении; недостаточный учет запросов образовательных организаций при формировании состава и содержания программ и методического обеспечения повышения квалификации педагогических работников в рассматриваемой области знаний; отсутствие эффективных подходов к созданию преемственных образовательных стандартов и программ педагогического образования, отражающих отдельные аспекты формирования у детей безопасного поведения в дорожном движении; отсутствие научно обоснованного долгосрочного прогноза потребностей рынка образовательных услуг в методиках обучения детей правилам дорожного движения, исходя из запросов личности и общества. На основании полученных данных нами сформулирован перечень возможных направлений развития системы повышения квалификации: сформировать практико-ориентированную среду в процессе повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного поведения в дорожном движении; ориентировать педагогов на повышение качественного уровня обучения детей правилам дорожного движения, используя игровые, художественные, познавательные виды деятельности детей, развивая интеллектуальную, коммуникативную сферы, а также расширяя субъективный социальный опыт детей; активизировать использование традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения педагогов на курсах повышения квалификации; шире использовать инновационно-ориентированные направления и формы работы со слушателями; организовать активное сотрудничество и взаимодействие с органами Госавтоинспекции РФ, медицинскими службами, другими заинтересованными органами; организовать сетевое взаимодействие образовательных организаций по проблемам обучения детей правилам дорожного движения, а также создать рабочие и проектные группы по разработке и реализации соответствующих программ. С учетом данных рекомендаций на втором этапе исследования определены требования к профессиональной подготовке и содержанию деятельности педагога дошкольной образовательной организации. Профессиональные компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций, формирующих транспортную культуру детей, должны учитывать три аспекта взаимодействия с транспортной системой города: ребенок пешеход; ребенок пассажир городского транспорта; ребенок водитель детских транспортных средств. Уточнен перечень и подготовлены карты ключевых профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации (профессионально-ориентированная, коммуникативная, психолого-педагогическая, предметно-методологическая и историческая компетенции). Установлено, что владение совокупностью вышеназванных компетенций должно позволить педагогу дошкольной образовательной организации: расширить представления детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах города, в общественном и личном транспорте через активные формы познания: проектирование, конструирование, моделирование, художественно-творческую деятельность; научить детей отображать в рисунках знания и представления о правилах дорожного движения и делиться своим опытом с окружающими; пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании правил дорожного движения, совершенствовать умения детей конструировать, моделировать, комбинировать, рисовать, лепить, создавать творческие композиции по заданной теме; воспитывая интерес к познанию правил дорожного движения, развивать стремления проявлять интеллектуальные и конструктивные способности, научить детей навыкам организации безопасного образа, активизировать внимание, наблюдательность, изобретательность, инициативность. С учетом выявленных требований на третьем этапе исследования разработана образовательная программа, обеспечивающая повышение квалификации преподавательского состава дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного поведения в дорожном движении. Программа является модульной и включает: модуль 1. Актуальные проблемы формирования навыков безопасного поведения в дорожном движении у дошкольников; модуль 2. Методика формирования навыков безопасного поведения в дорожном движении у детей дошкольного возраста; модуль 3. Специфика создания условий для формирования у детей навыков безопасного поведения в дорожном движении в дошкольной образовательной организации. С целью методического сопровождения слушателей разработан учебно-методический комплект, включающий учебное пособие, комплект раздаточных материалов, комплект материалов для итогового тестирования, методические рекомендации. Апробация разработанного инновационного программно-методического обеспечения повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций проводилась на завершающем этапе исследования. В обучающих мероприятиях приняли участие 108 человек из 26 субъектов Российской Федерации. Полученные в ходе проведенного исследования результаты в виде программы мониторинга, образовательной программы, УМК могут использоваться практическими работниками в учебном процессе и при осуществлении профессиональной подготовки и повышении квалификации педагогов. Значимость проведенного исследования заключается в том, что результаты проекта развивают новые подходы в системе непрерывного обучения безопасному поведению дошкольников в дорожном движении. В завершение необходимо отметить, что современный педагог дошкольной образовательной организации должен на качественном уровне владеть современными педагогическими технологиями, обладать высокими личностными, моральными, интеллектуальными, социальнозначимыми качествами. Осознание педагогами актуальных проблем, методики и специфики создания условий формирования навыков безопасного поведения, наличие умений выстроить диалог с детьми и их родителями будут способствовать профилактике детского дорожнотранспортного травматизма и снижению уровня детской смертности.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Тер-Григорьянц Радмила Георгиевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирование компетентностно-функционального подхода в системе непрерывного обучения безопасному поведению дошкольников в дорожном движении»

Формирование компетентностно-функционального подхода в системе непрерывного обучения безопасному поведению дошкольников в дорожном движении

Тер-Григорьянц Радмила Георгиевна АНО НМЦ "СУВАГ", г. Москва

Ключевые слова:

компетентностно-функциональный подход, непрерывное обучение, безопасность, дорожное движение, дошкольники, профессиональные компетенции педагога

В современных условиях любая образовательная система стоит перед необходимостью создания целого комплекса гибких организационных форм обучения, предлагающих максимально благоприятные условия для продвижения человека в образовательном пространстве.

Особенно актуально это для системы обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, так как именно в этой области проблема рассогласования образовательных целей и результатов стоит до сих пор особенно остро.

Одним из важнейших принципов системы обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является принцип непрерывности, начиная с раннего и дошкольного возраста, где формируются, развиваются, прививаются детям навыки безопасного поведения на улице и дорогах.

Все это требует нового подхода к профессиональной подготовке и повышению квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций, учитывающего профессиональные компетенции педагога, а также готовность всех участников образовательного процесса к взаимодействию в рамках предметно-развивающей среды.

В рамках реализации проекта Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 гг.» нами проводилось исследование с целью формирования компетентностно-функционального подхода в системе непрерывного обучения безопасному поведению дошкольников в дорожном движении.

Для решения поставленных целей и задач был определен комплекс взаимодополняющих методов исследования, обеспечивающих достоверность и научную обоснованность результатов: теоретические, эмпирические методы, методы построения моделей, включающие сравнительно-сопоставительный анализ существующих современных подходов к формированию у детей навыков безопасного поведения в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма; синтез концепций и идей социологической, педагогической, медицинской, психологической, экономической, философской наук, анализ источников литературы и нормативных документов по проблеме исследования; конкретизация и обобщение данных, изучение педагогического опыта, мониторинг, выявление противоречий, статистические и графические методы обработки данных исследования.

Исследование проводилось в 4 этапа в строгом соответствии с планом-графиком и программой исследования, поставленными целями и задачами.

Проведенные на первом этапе исследования аналитический обзор научно-методической литературы и мониторинг существующих программ и методического обеспечения повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного поведения в дорожном движении позволили выявить проблемные зоны функционирования системы повышения квалификации:

- неразработанность научных, методологических и методических основ реализации программ повышения квалификации педагогов в сфере формирования у детей безопасного поведения в дорожном движении;

- недостаточный учет запросов образовательных организаций при формировании состава и содержания программ и методического обеспечения повышения квалификации педагогических работников в рассматриваемой области знаний;

- отсутствие эффективных подходов к созданию преемственных образовательных стандартов и программ педагогического образования, отражающих отдельные аспекты формирования у детей безопасного поведения в дорожном движении;

- отсутствие научно обоснованного долгосрочного прогноза потребностей рынка образовательных услуг в методиках обучения детей правилам дорожного движения, исходя из запросов личности и общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании полученных данных нами сформулирован перечень возможных направлений развития системы повышения квалификации:

- сформировать практико-ориентированную среду в процессе повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного поведения в дорожном движении;

- ориентировать педагогов на повышение качественного уровня обучения детей правилам дорожного движения, используя игровые, художественные, познавательные виды деятельности детей, развивая интеллектуальную, коммуникативную сферы, а также расширяя субъективный социальный опыт детей;

- активизировать использование традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения педагогов на курсах повышения квалификации;

- шире использовать инновационно-ориентированные направления и формы работы со слушателями;

- организовать активное сотрудничество и взаимодействие с органами Госавтоинспекции РФ, медицинскими службами, другими заинтересованными органами;

- организовать сетевое взаимодействие образовательных организаций по проблемам обучения детей правилам дорожного движения, а также создать рабочие и проектные группы по разработке и реализации соответствующих программ.

С учетом данных рекомендаций на втором этапе исследования определены требования к профессиональной подготовке и содержанию деятельности педагога дошкольной образовательной организации.

Профессиональные компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций, формирующих транспортную культуру детей, должны учитывать три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

- ребенок - пешеход;

- ребенок - пассажир городского транспорта;

- ребенок - водитель детских транспортных средств.

Уточнен перечень и подготовлены карты ключевых профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации (профессионально-ориентированная, коммуникативная, психолого-педагогическая, предметно-методологическая и историческая компетенции).

Установлено, что владение совокупностью вышеназванных компетенций должно позволить педагогу дошкольной образовательной организации:

- расширить представления детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

города, в общественном и личном транспорте через активные формы познания: проектирование, конструирование, моделирование, художественно-творческую деятельность;

- научить детей отображать в рисунках знания и представления о правилах дорожного движения и делиться своим опытом с окружающими;

- пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании правил дорожного движения, совершенствовать умения детей конструировать, моделировать, комбинировать, рисовать, лепить, создавать творческие композиции по заданной теме;

- воспитывая интерес к познанию правил дорожного движения, развивать стремления проявлять интеллектуальные и конструктивные способности, научить детей навыкам организации безопасного образа, активизировать внимание, наблюдательность, изобретательность, инициативность.

С учетом выявленных требований на третьем этапе исследования разработана образовательная программа, обеспечивающая повышение квалификации преподавательского состава дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного поведения в дорожном движении. Программа является модульной и включает:

- модуль 1. Актуальные проблемы формирования навыков безопасного поведения в дорожном движении у дошкольников;

- модуль 2. Методика формирования навыков безопасного поведения в дорожном движении у детей дошкольного возраста;

- модуль 3. Специфика создания условий для формирования у детей навыков безопасного поведения в дорожном движении в дошкольной образовательной организации.

С целью методического сопровождения слушателей разработан учебно-методический комплект, включающий учебное пособие, комплект раздаточных материалов, комплект материалов для итогового тестирования, методические рекомендации.

Апробация разработанного инновационного программно-методического обеспечения повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций проводилась на завершающем этапе исследования. В обучающих мероприятиях приняли участие 108 человек из 26 субъектов Российской Федерации.

Полученные в ходе проведенного исследования результаты в виде программы мониторинга, образовательной программы, УМК могут использоваться практическими работниками в учебном процессе и при осуществлении профессиональной подготовки и повышении квалификации педагогов.

Значимость проведенного исследования заключается в том, что результаты проекта развивают новые подходы в системе непрерывного обучения безопасному поведению дошкольников в дорожном движении.

В завершение необходимо отметить, что современный педагог дошкольной образовательной организации должен на качественном уровне владеть современными педагогическими технологиями, обладать высокими личностными, моральными, интеллектуальными, социально-значимыми качествами. Осознание педагогами актуальных проблем, методики и специфики создания условий формирования навыков безопасного поведения, наличие умений выстроить диалог с детьми и их родителями будут способствовать профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и снижению уровня детской смертности.

Список литературы:

1. Ахмадиева Р.Ш. 2011. Формирование безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции будущего педагога: Автореф. дис... докт. пед наук. Казань.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Елжова Н.В. 2013. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. Ростов/н/Д.

3. Коростелев Б.А., Ильяшенко Е.Г. 2014 Основные направления совершенствования повышения квалификации педагогов образовательных организаций // Непрерывное педагогическое образованием. № 7. С. 47.

4. Ляпина Е.Ю. 2015. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательной организации. Волгоград. 237 с.

5. Пидручная С. Н. 2009. Формирование основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.

6. Шорохова О.И. 2015. Личностные особенности педагогов как фактор успешной социализации дошкольников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д.