ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
И.В. ВОРОНИНА, А.М. КОРОТКОВ,
Т.К. СМЫКОВСКАЯ
(Волгоград)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МУЛЬТИМЕДИА-И ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ
Рассматриваются теория и практика формирования коммуникативных умений у студентов педвузов: представлены стратегии, контекстные и учебные задания. Обоснована необходимость изучения мультимедиа и интернет-технологий как основы опосредованной компьютером коммуникации. Спроектированы содержание курса «Интернет и мульти-медиатехнологии в культурно-просветительской деятельности» и индивидуальные образовательные траектории его изучения.
Ключевые слова: коммуникативные умения, мультимедиа, интернет-технологии, будущий учитель, методика формирования, опосредованная компьютером коммуникация.
В условиях всеобщей информатизации и расширения сфер применения цифровых коммуникаций в Российской Федерации одним из основных направлений профессиональной подготовки будущих учителей в вузе становится обеспечение условий для овладения ими информационными, мультимедиа-и интернет-технологиями как инструментом профессиональной деятельности, однако данную функцию они приобретают только при наличии коммуникативной составляющей. Этот аспект широко представлен в требованиях к выпускнику-бакалавру, определенных в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования. Выпускник-бакалавр должен обладать способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и
иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1); умением организовывать межличностные контакты, общение (ОПК-3); готовностью организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6). В последние годы сложилось мнение, что данные компетенции приоритетно формируются при изучении русского и иностранных языков. однако общение в современном обществе довольно часто опосредуется компьютером, актуальным становится рассмотрение процесса формирования коммуникативных умений в рамках опосредованной компьютером коммуникации. По мнению С. Херринг, опосредованная компьютером коммуникация - это осуществляемое преимущественно в текстовом виде взаимодействие человека с человеком, опосредованное связанными в сеть компьютерами или мобильной телефонией [4]. И.Н. Розина обращает внимание на то, что опосредованная компьютером коммуникация протекает в открытой электронной социальной среде, чаще всего посредством вербальных средств коммуникации (текстов, графики, аудио-, видеофайлов и изображений), инициирующей формирование интернет-сообществ, и представляет собой особую форму самопрезентации [2]. При этом реализация коммуникативных умений в информационном обществе, по мнению К.К. Колина, возможна через синхронное общение (например, чат - быстрый разговор, печатная речь, возникающая на экране в режиме реального времени); асинхронное общение (например, электронная почта); общение посредством мультимедийных технологий (например, вебинар, телеконференция с использованием визуальных, звуковых и видеофайлов). освоение эффективных приемов такого общения возможно только в специально созданных ситуациях при изучении информати-ческих дисциплин.
Анализ содержания основных профессиональных образовательных программ по направлениям подготовки 44.03.01 и 44.03.05 «Педагогическое образование», реализуемых в педагогических вузах России, показал, что формированию коммуникативных умений в рамках опосредованной компьютером коммуникации при освоении как информационно-коммуникационных технологий в целом, так и мультимедиа- и интернет-технологий специального внимания не уделяется.
© Воронина И.В., Коротков А.М., Смыковская Т.К., 2017
- ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА С
Мультимедиа как средство обучения и инструмент, с помощью которого разрабатываются всевозможные педагогические программные мультимедиасредства, рассматривают в своих работах Г.А. Бордовский, Ю.С. Бранов-ский, В.А. Извозчиков, И.В. Роберт, Н.В. Сафонова и др. Исследователи указывают на то, что использование мультимедиа позволяет повысить интенсивность и эффективность процесса обучения; создает условия для перехода к непрерывному образованию; в сочетании с телекоммуникационными технологиями решает проблему доступа к новым источникам разнообразной по содержанию и формам представления информации, т. е. позволяет решать одну из задач информатизации образования, а именно задачу повышения интенсивности и эффективности обучения. И.В. Роберт отмечает, что для решения другой задачи - приобретение будущими специалистами знаний в области новых информационных технологий и навыков их применения в собственной профессиональной деятельности - необходимо включить изучение мультимедиа в курс дисциплин образовательной области «Информатика», изучаемых в вузе. Мы исходим из того, что мультимедиа должны рассматриваться комплексно: как объект изучения, как средство обучения и как инструмент деятельности обучаемых [1]. В более ранних исследованиях по вопросам информатизации образования аналогичная позиция была определена и для интернет-технологий.
Для того чтобы обеспечить формирование коммуникативных умений у будущих учителей не только на языковых дисциплинах, нами был разработан и реализуется в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете курс по выбору «Интернет- и мультимедиатехнологии в культурно-просветительской деятельности».
Основная цель курса: сформировать готовность к использованию интернет- и муль-тимедиатехнологий в сфере культурно-просветительской деятельности и опосредованной компьютерной коммуникации.
содержание включает следующие разделы: глобальные компьютерные сети; Интернет как технология и информационный ресурс; технологии электронной почты, обмена файлами и поиска информации в Интернете; мультимедиа как средство и технология; язык HTML как средство создания информационных ресурсов Интернета; создание образовательного интернет-ресурса; мультимедиа и
ЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ -
web-проекты для культурно-просветительской деятельности.
В ходе проектирования индивидуальных образовательных траекторий изучения дисциплины [Там же] были определены типовые траектории. Пример индивидуальной образовательной траектории при стартовой позиции 1-го блока представлен на рисунке на с. 76.
В ходе опытно-экспериментальной работы было обосновано, что основным средством обучения мультимедиа- и интернет-технологиям в педагогическом вузе являются контекстные практические задания. Приведем пример контекстных практических заданий для 1-го блока содержания - «Сервисы Интернета и их потенциал для культурно-просветительской деятельности»:
1. Организуйте общение учащихся с преподавателем на платформе imind.com. Создайте проект групповой консультации.
2. Методическая система обучения предмету предполагает специальную организацию самостоятельной работы. организуйте консультационную поддержку самостоятельной работы учащихся при изучении предмета средствами «ВКонтакте».
3. Выберите сервис для проведения культурно-просветительной лекции. Разработайте программу лекции и проведите ее через '^куре".
4. Организуйте общение в чате по проблеме «Возможна ли культурно-просветительская деятельность при бесконтактном общении через Интернет?»
5. Разработайте схему общения онлайн с помощью интернет-доски с одногруппника-ми при работе над проектом «Традиции современных интернет-сообществ».
6. Разработайте и реализуйте схему обмена большими по размеру файлами разных типов между участниками проектной команды при работе над проектом на основе облачных хранилищ данных.
Однако представленные выше контекстные практические задания не обеспечивают у будущих учителей достаточного уровня сфор-мированности коммуникативных умений для решения профессиональных задач. На наш взгляд, необходимы учебные задания на опосредованную компьютером коммуникацию. Приведем несколько стратегий включения таких заданий в содержание курса «Интернет и мультимедиа в культурно-просветительской деятельности».
Так, при изучении раздела «Сервисы Интернета и их потенциал для культурно-про-
Глобальные компьютерные сети; Интернет как технология и информационный ресурс
\
Технологии электронной почты, обмена файлами, поиска информации в интернете
Создание образовательного интернет-ресурса
Мультимедиа как средство и технология
Язык HTML как средство \
создания информационных К-
ресурсов Интернета J
Мультимедиа и web-проекты для культурно-просветительской деятельности
Пример траектории освоения дисциплины «Интернет и мультимедиа-технологии в культурно-просветительской деятельности»
светительской деятельности» преподаватель до проведения лабораторно-практических занятий по теме предлагает студентам в чате обсудить достоинства и недостатки известных им сервисов Интернета. Данная работа завершается конструированием интеллект-карт «Интернет-сервисы в жизни современного человека», «Сервисы Интернета в культурно-просветительской деятельности учителя» с использованием на выбор Coggle (https://coggle. it/) или Bubbl.us. Защита интеллект-карт проводится в рамках телеконференции на платформе imind.com. Студентам предлагается презентовать не собственную интеллект-карту, а карту, созданную одногруппником, используя клише фраз. Например, "It is known that ...", "Much attention is given to ...", "It is shown that ...", "The main idea of the ... is ...", "It draws our attention to ...", "The ... is of great help to ...", "The following conclusions are drawn ...". Также студенты принимают участие в анализе интеллект-карт по предложенным листам экспертной оценки, обсуждение которых предусматривает участие в работе тематического форума.
Выполнение контекстного практического задания: «Выберите сервис для проведения культурно-просветительной лекции; разработайте программу лекции (продолжительность 5-7 мин) и проведите ее через '^куре"» необходимо завершить обсуждением результатов работы в группах по 3-4 человека (с использованием смартфонов) с последующей их коллективной презентацией на WikiWall.
В рамках лабораторно-практического занятия по теме «Электронная почта», кроме освоения приемов работы с электронной почтой, созданной на yandex.ru, mail.ru, google.com, предлагаются задания на коммуникацию: «Обсудите с однокурсниками вопрос "Какую роль играют коммуникативные умения в профессиональной деятельности педагога?" в асинхронном режиме»; «Проведите отбор лексических средств и синтаксических построений (качественные прилагательные, абстрактные существительные, эмфатические конструкции), которые позволят успешно осуществить коммуникацию в соответствии с поставленной целью; тщательно изучите письма своих одно-группников; продумайте вопросы по обсужда-
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
емой проблеме для участия в вебинаре по данной теме».
В рамках лабораторно-практического занятия «Виртуальная экскурсия по паркам, музеям, картинным галереям и т. п.» студентам предлагаются следующие задания:
• Изучите возможности электронных образовательных ресурсов общекультурного характера, c помощью которых предоставляется возможность прогуляться по территории Кремля (http://www.openkremlin.ru), посетить Третьяковскую галерею (http://www. tretyakovgallery.com2.ru) или другие достопримечательности Москвы, а также Санкт-Петербурга (http://www.virtour.ru).
• Поделитесь с одногруппниками своими впечатлениями о виртуальном посещении достопримечательности или музея, выбрав, на ваш взгляд, наиболее удобный для этого способ.
• Создайте группу в Viber, организуйте оперативный обмен информацией, но при этом тексты должны быть написаны на английском языке; также следует соблюдать этикет.
• Разработайте программу проведения виртуальной экскурсии (предварительная беседа, раскрывающая цель и содержание предстоящей экскурсии, ход экскурсии, заключительная беседа) по выбранному вами музею или городу. Программу экскурсии прорекламируйте через облако слов (Wordle) или презентацию (https://prezi.com/).
Представленные выше стратегии формирования коммуникативных умений у будущих учителей прошли длительную апробацию в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете на факультетах дошкольного и начального образования, филологического образования. Для их реализации были сконструированы контекстные практические задания и учебные задания на опосредованную компьютером коммуникацию. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы свидетельствует о положительной динамике формирования коммуникативных умений в рамках опосредованной компьютером коммуникации у будущих учителей при изучении мультимедиа- и интернет-технологий.
Список литературы
1. Машевская Ю.А., Смыковская Т.К., Корот-ков А.М. Теория и практика проектирования индивидуальных образовательных траекторий освоения информатических дисциплин будущими учителями: учеб.-метод. пособие. Волгоград: Вол-
гогр. гос. соц.-пед. ун-т, 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.iprbookshop.ru/57787. (ЭБС «IPRbooks»).
2. Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация: теория и практика. М., 2005.
3. Яменко О.П. Информационно-коммуникационные технологии в среде дистанционного образования // Современные проблемы науки и образования. 2013. N° 4 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.science-education.ru.
4. Herring S.C. A Faceted Classification Scheme for Computer-Mediated Discourse // Language @
Internet. 2007. N° 1. URL: http://www.languageatinternet. * * *
1. Mashevskaja Ju.A., Smykovskaja T.K., Korot-kov A.M. Teorija i praktika proektirovanija indivi-dual'nyh obrazovatel'nyh traektorij osvoenija informa-ticheskih disciplin budushhimi uchiteljami: ucheb.-metod. рosobie. Volgograd: Volgogr. gos. soc.-ped. un-t, 2016 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. iprbookshop.ru/57787. (JeBS «IPRbooks»).
2. Rozina I.N. Pedagogicheskaja komp'juterno-oposredovannaja kommunikacija: teorija i praktika. M., 2005.
3. Jamenko O.P. Informacionno-kommunika-cionnye tehnologii v srede distancionnogo obrazova-nija // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2013. № 4 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. science-education.ru.
Development of communicative skills of future teachers in multimedia and Internet technologies study
The article deals with the theory and practice of development of communicative skills of students of teacher training universities: the resources, context and learning tasks are represented. The necessity to study media and Internet technologies as the basis of computer communication is proved. The course "The Internet and multimedia technologies in cultural and educational activities" and the individual educational trajectories are projected in the article.
Key words: communicative skills, multimedia, Internet technologies, future teacher, formation methods, computer-mediated communication.
(Статья поступила в редакцию 09.02.2017)