Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирования / коммуникативных навыков / иностранный язык / formation / communication skills / foreign language.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нематова Дилсора Акмаловна

в данной статье рассматривается важность формирования коммуникативных навыков учащихся в процессе изучения иностранного языка. Организация эффективного процесса обучения коммуникации на иностранном языке учащихся школы возможна при условии учета уровня владения (на разных этапах обучения) учащимися умениями иноязычного общения, то есть умениями осуществлять, в частности, устное речевое межкультурное общение. В этих умениях должна отражаться приобретенная обучаемыми к конкретному этапу обучения социокультурная компетенция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS OF STUDENTS IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

this article discusses the importance of developing the communicative skills of students in the process of learning a foreign language. The organization of an effective learning process of communication in a foreign language of schoolchildren is possible provided that the level of proficiency (at different stages of learning) of foreign language communication skills, that is, the ability to perform, inter alia, oral speech intercultural communication, is taken into account. These skills should reflect the sociocultural competence acquired by a student at a specific stage of training.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS OF STUDENTS IN THE PROCESS OF

LEARNING A FOREIGN LANGUAGE Nematova D. A. (Republic of Uzbekistan)

Nematova Dilsora Akmalovna - Teacher of a foreign Language (French) and Literature, SCHOOL № 30, GIJDUVANDISTRICT, BUKHARA REGION, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article discusses the importance of developing the communicative skills of students in the process of learning a foreign language. The organization of an effective learning process of communication in a foreign language of schoolchildren is possible provided that the level of proficiency (at different stages of learning) of foreign language communication skills, that is, the ability to perform, inter alia, oral speech intercultural communication, is taken into account. These skills should reflect the sociocultural competence acquired by a student at a specific stage of training.

Keywords: formation, communication skills, foreign language.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Нематова Д.А. (Республика Узбекистан)

Нематова Дилсора Акмаловна - учитель иностранного языка (французский) и литературы, Школа № 30, Гиждуванский район, Бухарская область, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается важность формирования коммуникативных навыков учащихся в процессе изучения иностранного языка. Организация эффективного процесса обучения коммуникации на иностранном языке учащихся школы возможна при условии учета уровня владения (на разных этапах обучения) учащимися умениями иноязычного общения, то есть умениями осуществлять, в частности, устное речевое межкультурное общение. В этих умениях должна отражаться приобретенная обучаемыми к конкретному этапу обучения социокультурная компетенция. Ключевые слова: формирования, коммуникативных навыков, иностранный язык.

Процесс обучения иностранному языку становится одним из факторов формирования социальной компетентности, если технология обучения, включающая в себя содержание обучения, формы и методы, предназначенные для развития у студентов умений и навыков владения языком, отвечает профилю вуза и требованиям будущей профессии; способствует воспитанию у будущего специалиста положительного отношения к профессиональной деятельности, обеспечивает формирование творческого мышления и закрепление профессиональных и социально-психологических знаний.

В нашей стране долгое время преобладал метод филологического пути обучения иностранным языкам. Поэтому можно было встретить однотипную картину: отличное знание правил грамматики, парадигм, умение понять текст современной художественной литературы, но крайне слабое владение речью и малоудовлетворительные произносительные навыки. Однако, изменившиеся общественно-экономические условия заставляют будущих специалистов овладевать на достаточно высоком уровне живой спонтанной речью с правильным произношением, уметь письменно выражать свои мысли и, в рамках будущей профессии, используя экономическую терминологию, проявлять высокий уровень социально-психологической компетентности.

При обучении предмету школьного образования ставятся, в соответствии с требованиями действующих программ, воспитательно-образовательные цели. В процессе преподавания иностранного языка достижение этих целей базируется, в частности, на приобретении школьниками коммуникативной компетенции, что, в свою очередь, предполагает ознакомление обучаемых с определенными социокультурными ценностями и овладение необходимыми для коммуникации знаниями и умениями. Последние выступают как представители социального заказа «большой жизни», к которой готовится школьник [1].

В этом плане выполнение программных требований к обучению иностранным языкам выступает как стратегическая цель развития личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации - непосредственном и опосредованном диалоге культур - и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой деятельности [2].

Данная цель детерминирована объективными потребностями общества и выражает его актуальный социальный заказ. Глобальное понятие «цель» трактуется в фундаментальных лингводидактических исследованиях как многокомпонентный феномен. Этими компонентами, выступающими в качестве важных инструментов управления обучением иностранному языку в средней школе - в частности, являются практическая, образовательная, развивающая и воспитательная цели обучения. Данные цели определяют технологию и характер деятельности обучаемого в овладении им определенным объемом знаний, навыков и умений, интегрируя все его действия в определенную систему. Подобная система формируется только при условии комплексного подхода к достижению указанных целей. Как отмечают исследователи,

недостаточное внимание к достижению любой из этих целей «приводит к весьма ощутимым потерям: отсутствие образовательного (познавательного) аспекта не развивает мотивацию (через познавательный интерес); отсутствие развивающего аспекта пагубно сказывается на овладении речевыми умениями».

Достижение образовательных целей предполагает приобретение определенного объема знаний о стране изучаемого языка, а также способов оформления мысли средствами изучаемого языка, в том числе связей, существующих между значением и формой языковых явлений. При этом овладение языковыми явлениями способствует развитию филологического мышления обучаемых. Такое мышление позволяет не только усваивать определенные лингвистические понятия, но и осуществлять сравнительно-сопоставительный анализ явлений в родном и изучаемом языках, тем самым одновременно углубляя знания родного языка и расширяя свой филологический кругозор.

Что касается страноведческих знаний, усвоение которых способствует приобретению социокультурной компетенции, повышая общеобразовательный и культурный уровень обучаемых и обогащая их внутренний духовный мир, то к ним следует отнести:

- знания, связанные с географией, историей, культурой и цивилизацией страны изучаемого языка, с традициями, нравами, обычаями народа, говорящего на этом языке;

- знания о моральных, социальных и материальных ценностях, существующих в стране изучаемого языка, обеспечивающие обучаемому возможность участвовать в полноценном межкультурном речевом общении;

- знания речевого этикета, норм речевого общения на изучаемом языке в определенных сферах функционирования национальной культуры;

- знание приемов и способов использования в речевом общении в конкретных сферах, микросферах и ситуациях различных вербальных и невербальных средств для получения и передачи определенной информации.

Список литературы /References

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии обучения. М.: Педагогика. 192 с.

2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.