Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных компетенций учащихся в образовательной среде современного лицея'

Формирование коммуникативных компетенций учащихся в образовательной среде современного лицея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
943
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / СОЦИОЛОГИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / МЕТОД ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиятдинова Е. В.

Модернизация российской системы образования и связанные с ней радикальные изменения привнесли ряд проблем и актуализировали поиск эффективных путей повышения качества образования. Изменения коснулись и системы школьного образования. Становится актуальным применение инновационных технологий. В статье автор раскрывает возможности метода проектов как эффективного средства формирования коммуникативных компетенций учащихся в образовательной среде современного лицея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зиятдинова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных компетенций учащихся в образовательной среде современного лицея»

УДК 283 9967

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОГО ЛИЦЕЯ

© Е. В. Зиятдинова

Башкирский государственный университет им. М. Акмуллы

Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а.

Тел.: +7 (347) 239 50 98.

E-mail: [email protected]

Модернизация российской системы образования и связанные с ней радикальные изменения привнесли ряд проблем и актуализировали поиск эффективных путей повышения качества образования. Изменения коснулись и системы школьного образования. Становится актуальным применение инновационных технологий. В статье автор раскрывает возможности метода проектов как эффективного средства формирования коммуникативных компетенций учащихся в образовательной среде современного лицея.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, структурные компоненты, социоло-гизация личности, метод проектов.

Развитие российской системы образования в настоящее время ориентируется на формирование у учащегося таких социальных качеств как компетенция, самостоятельность, независимость, способность к саморегуляции, рефлексии, коммуникации, выступающих в качестве системообразующего начала профессиональной компетенции специалиста.

Смена содержания и форм социальных отношений, широкий информационный и культурный обмен приводят к интенсивному поиску новых, субъектно-ориентированных технологий межличностного взаимодействия в образовательном пространстве. Эффективность решения многих задач, по мнению ученых, зависит не только от индивидуальных качеств личности, но и от ее умений включиться в совместную деятельность на уровне сотрудничества, партнерства, от уровня сформированности коммуникативных компетенций учащихся [1].

Интерес к проблеме развития коммуникативных компетенций учащихся, возросший в последнее десятилетие в педагогике, обусловлен многими факторами. Во-первых, динамично расширяется коммуникативное пространство, что не может не сказаться на образовательном процессе: в него вовлекаются различные представители социума, выполняющие социальные роли и функции. Во-вторых, существенные изменения содержания и форм социальных отношений влекут за собой ломку и перестройку прежних стереотипов сотрудничества, партнерства, вызывают социальную напряженность, которая, в свою очередь, создает почву для появления различного рода противоречий, конфликтов. В-третьих, в «Концепции модернизации содержания образования» Министерства образования РФ подчеркивается, что важное место в содержании образования должны занять коммуникативность, межкультурное взаимопонимание, готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать компромиссы [2].

Таким образом, формирование коммуникативных компетенций определяется как приоритетное, востребованное направление современного российского среднего, среднетехнического и высшего образования.

Исследованию коммуникативных компетенций посвящены работы педагогов, психологов, социологов, например: Е. С. Антоновой, Г. К. Боро-зенца, Е. Н. Гром и др. [3-5].

В нашем исследовании мы опираемся на определение коммуникативной компетенции, данное М. В. Винокуровой: «Коммуникативная компетенция является характеристикой личности человека, его способностью, которая проявляется в общении, деятельности, позволяя ему решать жизненные, практические ситуации» [6].

Коммуникативные компетенции предполагают формирование:

• компетенций, касающихся владения устным и письменным общением, которые важны в работе и общественной жизни; межкультурных коммуникаций, таких, как толерантность, умение выстроить эффективный диалог (речевые компетенции);

• компетенций, связанных с возникновением общества информации; владение новыми технологиями, осознанное их применение, способность критического восприятия распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе (информационные компетенции);

• компетенций, которые заключаются в способности учащегося брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, готовности к сотрудничеству, к поиску содержательных компромиссов как основы непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни (социальные компетенции);

• управленческих компетенций (если раньше эти компетенции формировались в пионерской

дружине, комсомольской организации, то в настоящее время это открытый в педагогике вопрос) [2].

Все перечисленные компоненты коммуникативной компетенции легко поддаются измерению с помощью тестовых методик [7-8] и могут быть объективно оценены (следует отметить, что наименее разработанным до сих пор остается тестирование социокультурной компетенции учащихся) [9].

Под методом проектов в дидактике понимается совокупность учебно -познавательных приемов, позволяющих учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов [10]. Исследователи единодушны в том, что проектная деятельность является существенным компонентом системы продуктивного образования и представляет собой творческий способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), ориентированных на реализацию личностного, субъектного, подхода (М. Ю. Бухаркина, В. В. Копылова, Е. С. Полат, Д. Фрайд-Бут и др.). Проектная деятельность оценивается как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции, поскольку «позволяет наименее ресурсозатратным способом создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным, для формирования компетенций учащихся» и «предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов» [11]. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то «эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» [12]. Учебное и социальное проектирование позволит учащимся приобрести опыт системного подхода к решению межпредметных, надпред-метных и личностных проблем.

Потребность в формировании коммуникативных компетенций учащихся, необходимость обеспечения скоординированного взаимодействия преподавателей русского языка и литературы с преподавателями профильных предметов с целью более успешного социального и профессионального самоопределения и раскрытия творческого потенциала школьников обусловили разработку целого ряда проектов, разнообразных с точки зрения форм реализации.

Исследование проводилось на базе технического лицея №83 г. Уфы. Данное образовательное учреждение является частью образовательного пространства «Школа-вуз» и тесно сотрудничает с Уфимским государственным нефтяным техническим университетом. Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и практической апробации возможностей формирования коммуникативных компетенций учащихся образовательных

учреждений технического профиля при создании проектов различных форм.

Образовательный процесс, ориентированный на формирование коммуникативных компетенций учащихся технического лицея, может быть эффективным, если:

• будут определены сущность и структура коммуникативных компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования в контексте европейских и мировых тенденций;

• будет сконструирована и апробирована модель формирования коммуникативных компетенций учащихся в образовательной среде современного лицея;

• будут выявлены организационнопедагогические условия реализации модели формирования коммуникативных компетенций учащихся в образовательной среде современного лицея;

• будет применен комплекс проектных заданий для учащихся современного лицея по формированию коммуникативных компетенций.

Все эти условия были реализованы в эксперименте, который проводился в период с 2006 по 2009 гг. в профильных классах лицея №83 г. Уфы и включал следующие этапы.

Первый этап (2006-2007 уч. г.) - подготовительно-поисковый. Изучение философской, психо-лого-педагогической, социологической, исторической литературы, анализ различных аспектов проблемы исследования, определение исходных параметров исследования, констатирующий эксперимент, по результатам которого были разработаны педагогические условия формирования коммуникативной компетенции учащихся технического лицея средствами проектной методики.

Второй этап (2007-2008 уч. г.) - опытноэкспериментальный. Определение педагогических условий формирования коммуникативной компетенции учащихся технического лицея. Осуществление формирующего эксперимента, в ходе которого были проверены основные положения гипотезы.

Третий этап (2008-2009 уч. г.) - обобщающий, связанный с завершением экспериментальной работы (контрольный эксперимент), анализом и уточнением теоретических и практических выводов, обобщением и систематизацией полученных результатов.

В процессе анализа подходов к проблеме выбора критериальных показателей коммуникативной компетенции нами было установлено, что критерии в той или иной мере отражают содержание и структуру данной компетенции. Поскольку коммуникативная компетенция предполагает формирование информационных, социальных и управленческих компетенций, то основными показателями развития коммуникативных компетенций учащихся в образовательной среде современного лицея мы будем считать степень развития ее основных компонентов:

речевые компетенции: осознание необходимости владения действиями, необходимыми для достижения целей эффективной коммуникации; наличие знаний о способах владения устным и письменным общением; умение решать коммуникативные задачи, которые важны в работе, в общественной жизни, в межкультурной коммуникации;

информационные компетенции: осознание необходимости владения информационными технологиями для достижения целей эффективной коммуникации; наличие знаний о способах получения и принципах творческой переработки информации, полученной из разных источников; овладение всеми видами речевой деятельности, необходимыми для межличностного, межкультурного и профессионального общения; умение решать коммуникативные задачи с использованием современных информационных технологий;

социальные компетенции: осознание необходимости выстраивания партнерских отношений в общении; владение стратегиями позитивного взаимодействия в соответствии с ситуативно-заданными социальными ролями; достижение целей эффективной коммуникации в рамках ситуативнозаданной социальной роли и успешной социальной адаптации; овладение умениями эффективной коммуникации, способами взаимодействия с коммуникантами;

управленческие компетенции: осознание потребности в овладении стратегиями самоорганизации и руководства командой, готовность к сотрудничеству; наличие устойчивых знаний сущности основных видов речевых действий (аналитические, прогностические, конструктивные, проектировочные, организаторские, оценочные, коммуникативные, рефлексивные, творческие, исследовательские; наличие успешной организации собственной деятельности, способности брать на себя ответственность и эффективное регулирование деятельности команды, разрешение конфликтных ситуаций ненасильственным путем, поиск и нахождение компромиссов; владение стратегиями самоорганизации и тактиками управления участниками коммуникации и стимуляции деятельности команды в рамках различных коммуникативных ролей.

В рамках работы по реализации проектов различных форм была разработана следующая модель формирования коммуникативных компетенций учащихся в образовательной среде современного лицея, отражающая соответствие теории и практики педагогического процесса (рис. 1).

По результатам проведенного эксперимента нами был определен комплекс организационнопедагогических условий, соблюдение которых позволяет наиболее полно решить проблемы реализации модели образовательного процесса по формированию коммуникативных компетенций учащихся современного лицея: - включенность школьников в творческую проектную деятельность; - включен-

ность школьников в «импровизационное поле деятельности»; - рефлексивная самоорганизация творческой самостоятельности.

Также был выявлен способ развития коммуникативных компетенций учащихся, состоящий в адаптации схемы сложной коммуникации при организации проектной деятельности с использованием комплекса заданий, разработанных по уровню сложности и новизны, разделенных по операционной структуре, где задания ориентированы на освоение коммуникативных ролей понимающего, автора, критика, арбитра, организатора.

В ходе эксперимента были опробованы различные формы реализации метода проектов: пресс-конференция; экспериментальная лаборатория; аналитико-статистическое бюро; виртуальная экскурсия; издательское дело; студия анимационных проектов и др. Эффективными в плане раскрытия творческого потенциала учащихся оказались телекоммуникационные проекты (телемосты, видеоролики, документальные фильмы, видеоинтервью, пресс-конференции и др.), спецификой которых являлось использование при их реализации межотраслевой и межрегиональной информации из различных сфер жизни общества, наблюдения за природным, языковым, социальным явлением, его анализ; изучение эффективности альтернативных способов решения проблемы.

На протяжении всего периода опытноэкспериментальной работы нами проводились нулевой, промежуточные и контрольные срезы, контрольные работы, включающие и задания творческого характера, тесты, социометрические исследования, которые должны были показать, какими знаниями и умениями овладели участники эксперимента за время обучения.

С целью определения уровня развития коммуникативной компетенции было проведено исследование на основе анкеты для самооценки работы группы по А. Ю. Уварову, анкеты «Межличностная диагностика стиля взаимодействия» по К. Томасу, теста на самооценку коммуникативно-лидерских способностей по Е. И. Фадеевой, учитывались рекомендации, разработанные С. Р. Балуян, для проведения тестирования устной речи, использовались тесты из исследования М. К. Кабардова и Е. В. Ар-цишевской «Типы и уровни сформированности коммуникативных компетенций» [13-15]. Результаты каждого этапа убедительно свидетельствуют о безусловном росте уровня сформированности коммуникативных компетенций по всем направлениям: в экспериментальной группе - примерно 10%, в контрольной - в среднем 3-5%.

Осознанность процесса усвоения знаний характеризуется, в первую очередь, позитивным отношением к учебно-познавательной деятельности и выработкой положительной самооценки учащимися своей учебной деятельности. В экспериментальной группе наблюдался значительный рост процен-

та учащихся, высказавших позитивное отношение к предмету (с 36% до 93%) и положительно оценивших учебную деятельность (с 62% до 96%) .

В соответствии с критериальными показателями, приведенными в таблице 1, была составлена диаграмма, отражающая уровень сформированно-сти коммуникативных компетенций в экспериментальной и контрольной группах (рис. 2).

Таким образом, проведенные исследования зафиксировали рост уровня сформированности коммуникативных компетенций учащихся в образовательной среде современного лицея, что подтверждает правильность выдвинутой рабочей гипотезы.

Разработанные нами формы проектной деятельности позволят воспитать креативную личность, способную повысить интеллектуальный потенциал страны. Современное российское общество нуждается в высокообразованных, инициативных предприимчивых молодых людях. Выпускники школ должны быть готовы к новым общественным отношениям; социально защищены; должны быть нравственно стойкими и подготовленными к встрече с трудностями в условиях жесткой конкуренции на рынке труда. И главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию себя.

Предлагаемые подходы к организации проектной деятельности могут быть использованы в качестве методических рекомендаций для учителей русского языка и литературы по формированию коммуникативной компетенции учащихся технических лицеев, в высшей школе и средних специальных учебных заведениях в процессе профессиональной подготовки студентов, а также в системе повышения профессиональной квалификации учителей русского языка и литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Осмоловская, И. М. Компетентностный подход к формированию содержания общего образования // Право и образование. 2006. №4. С. 120-129.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы. 5 апреля 2002 года, Москва, Кремль.

3. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. М.: Кнорус, 2007. 464 с.

4. Борозенец Г. К. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов: интегративный подход. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. 247 с.

5. Гром Е. Н. Содержание и формы контроля уровня сфор-мированности иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся 10-11 классов школ с углубленным изучением иностранного языка: дис... канд. пед. наук: 13.00.02. Москва: АПК и ПРО, 1999. 315 с.

6. Винокурова М. В. Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе диалогического общения: ав-тореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.01. Якутск, 2005. 18 с.

7. Фишман И. С. Тесты внешней оценки уровня сформирован-ности ключевых компетентностей учащихся. М., 2005. 105 С.

8. Загребина М. Г., Плотникова А. Ю., Севостьянова О. В., Смирнова И. В. Тесты внешней оценки уровня сформиро-ванности ключевых компетенций учащихся (Под ред. И. С. Фишман). Внешняя оценка уровня сформированности ключевых компетенций. Тесты. М., 2006. 250 С..

9. Истратова О. Н. Психодиагностика Коллекция лучших тестов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 375 с.

10. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов. СПб: Златоуст, 1999. 150 с.

11. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Самара: Изд-во «Профи». ЦПО. 2003. 122 с.

12. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, 2000. 67 с.

13. Уваров А. Ю. Кооперация в обучении: групповая работа. И.: МИРОС, 2001. 224 с.

14. Кабардов М. К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции // Вопросы психологии. М., 1996. С. 5-15.

Поступила в редакцию 07.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.