СОВРЕМЕННЫЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЕ
Алексеева Н.А., кандидат психологических наук
доцент
кафедра языкознания и иностранных языков Российская академия правосудия ПФ Россия, г. Нижний Новгород ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В процессе интеграции страны в мировую экономику, расширения зарубежных культурных и других связей все более востребованы специалисты, владеющие иностранным языком. При этом специалисту необходимо быть психологически готовым к деятельности в новых социокультурных условиях, уметь вести диалог, соблюдая нормы культурной и деловой этики, принимать оригинальные и адекватные ситуациям решения, видеть перспективы и планировать стратегии и тактики развития межличностного взаимодействия. Это определяет необходимость интегративного и творческого подхода в обучении иностранным языкам, который бы обеспечивал подготовку специалиста к креативному межличностному и ролевому общению. Очевидно при этом, что профессионально-творческое овладение иностранным языком учащимися возможно только в условиях творческой обучающей среды иноязычного речевого общения.
Коммуникативная креативность - это система свойств и умений, обеспечивающих личности возможность оригинального, нестандартного, творческого решения ситуаций межлитчностного общения. Креативность -это интегративное личностное качество, субъективная детерминанта творческих проявлений. Коммуникативно-креативные качества личности представляют собой единство и своеобразие когнитивных, эмоциональных и лингвистических особенностей, формирующихся на основе социального интеллекта, представляющего собой знания о культуре, социальных отношениях, обычаях и традициях, и проявляющихся в умениях и навыках общения (коммуникативной компетентности) и в умении понимать отношения и чувства людей (эмпатии).
Коммуникативная креативность как системное качество личности специалиста может быть оптимально сформирована в условиях специальной программы профессионально-творческого обучения иностранному языку. В качестве основных психологических условий эффективности такой программы предполагаются:
- направленность программы на целостную языковую личность специалиста в совокупности лингвокогнитивных, мотивационных, эмоциональных, волевых и ценностно-смысловых характеристик;
- обогащенная творческая среда иноязычного общения и учебно-
речевой деятельности, в том числе творчески ориентированная личность преподавателя иностранных языков;
- модификация учебного процесса по дисциплине "Английский язык": активное использование проблемного обучения, ролевых и деловых игр, групповых дискуссий, психотехнических игр, психогимнастики;
- доминирующая роль ценностно и нравственно-смысловой направленности учебного иноязычно-речевого общения.
Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам основан на принципах аутентичности общения, интерактивности, изучении языка в культурном контексте и гуманизации общения.
Первый принцип связан с аутентичностью общения. Развитие коммуникативной компетентности, как одного из компонентов коммуникативной иноязычной креативности подразумевает научение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению не только адекватно, но и оригинально, творчески реагировать в различных ситуациях общения.
Второй принцип — представляет собой принцип интерактивности -объединении, координация и взаимодополнения усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами. Иными словами, интерактивность предполагает наличие истинного сотрудничества, где основной акцент сделан на развитие умений общаться. Принцип интерактивности связан с мыслительными операциями анализа, синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления, вербального и смыслового прогнозирования. Принцип интерактивности способствует развитию социальных и психологических качеств обучаемого: уверенности в себе, способности работать в коллективе.
Третий принцип, лежащий в основе коммуникативности, заключается в социокультурном контексте обучения — это приобщение личности к духовным ценностям других культур. В реальной языковой практике эта способность реализуется в развитии лингвострановедческих знаний и умений. К ним относится умение понимать иностранные реалии, знание истории и географии страны изучаемого языка, общественных и социальных отношений в стране, обычаев и традиций, экономики и искусства.
И, наконец, четвертый принцип, который имеет отношение не только к реализации коммуникативного подхода в преподавании иностранных языков, но связан с более широким контекстом образования. Речь идет о принципе гуманизации образования и, в частности, обучения иностранным языкам. Реализация данного принципа в контексте формирования коммуникативного иноязычного творчества и креативности будущего специалиста предполагает:
Специфической особенностью иностранного языка является постоянное наличие ситуаций общения. Общаясь, люди не только передают и получают информацию, но и познают друг друга. Основными
механизмами познания людьми друг друга в общении являются, как известно, идентификация, эмпатия, рефлексия. Как правило, при общении на родном языке это происходит автоматически, зачастую неосознанно, спонтанно. Общение студентов на занятиях по иностранному языку актуализирует самоконтроль и является благоприятной почвой для осмысления и тренировки этих коммуникативных умений. Так, в процессе коммуникации на иностранном языке учет особенностей ситуации общения помогает студентам лучше понять своего партнера. Например, если, выстраивая высказывания, студент учитывает такие факторы, как информированность слушателя, степень официальности общения, то его высказывание становится более эффективным. Наблюдая за реакцией собеседника, студенты решают, нужны ли еще аргументы, допустимы ли какие-либо субъективные характеристики, необходимо ли противопоставление или обобщение.
Присущее иностранному языку в отличие от других дисциплин пространство коммуникативности способствует эмоциональному раскрытию студентов, формированию их нравственной позиции.
При освоении второго языка происходит изменение собственно языкового сознания, или языковой картины мира, что неизбежно влияет и на общую картину мира в когнитивной сфере. Усвоение новой языковой системы, в конечном счете, приводит к изменению угла зрения на окружающий мир, его понятия, отношения и ценности, к преодолению монокультурности и лингвоцентризма. Все это находит отражение в понятии вторичной языковой личности как системы свойств и способностей, обусловленных влиянием другого языка и другой культуры.
Существует несколько функций, которые реализуют язык по отношению к формированию интеллектуальных, социальных, личностных проявлений человека. Одна из общих функций иностранного языка заключается в обеспечении общего развития обучаемого, расширении его кругозора, его знаний об окружающем мире, о людях, говорящих на этом языке. Вторая функция связана с формированием определенных черт обучаемого, таких как целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, с усилением сознательных мотивов поведения. Третья функция связана с развитием всех когнитивных свойств личности.
Обучение должно строиться с учетом прошлого опыта студента и его личных возможностей. Обучение преломляется через личность студента, его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы. Это особенно важно, так как на занятиях по иностранному языку можно обсуждать вопросы, затрагивающие различные стороны жизни. Это эффективный путь обучения навыкам общения, критическому мышлению, принятию решений, работе в команде, сотрудничеству.
Вышесказанное позволяет сделать следующий вывод: методика
преподавания иностранного языка, широкий спектр учебно-речевых ситуаций позволяет в полной мере реализовать потенциальные возможности иностранного языка как учебного предмета для развития коммуникативно-креативных умений и навыков, общих способностей и обогащения эмоциональной сферы личности.
Ананьин А.В., к.т.н.
профессор
Хабаровский институт инфокоммуникаций
ФГОБУ ВПО «СибГУТИ» Россия, г. Хабаровск ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В учебном процессе технического вуза, особенно электронного профиля, лабораторный практикум имеет существенное значение в освоении программ учебных специальных дисциплин. Современное электронное оборудование, в частности телекоммуникационное, достаточно дорогостоящее. Кроме того, из-за бурного прогресса телекоммуникационных технологий и стандартов различных видов и систем связи, телекоммуникационное оборудование быстрыми темпами обновляется. Все это создает определенные трудности в оснащении лабораторий специальных дисциплин современным оборудованием и, соответственно, - в постановке соответствующих циклов лабораторных работ. В этих условиях разработка и постановка виртуальных лабораторных работ с использованием профессиональных прикладных компьютерных программ, позволяет оперативно корректировать лабораторный практикум в соответствии с развитием телекоммуникационных технологий.
В настоящее время существует достаточно большое количество пакетов профессиональных прикладных компьютерных программ, позволяющих реализовать исследуемые модели сетей, систем или устройств телекоммуникаций как на уровне функциональных или структурных, так и принципиальных схем.
Так, например, для реализации моделей функциональных и структурных схем достаточно воспользоваться пакетами программ «Lab View», «Match Cad» или «Mat Lab», в которых можно запрограммировать любой сложности функциональные узлы или структурные блоки любой электронной аппаратуры, сети или системы связи. При этом студенты получают навыки программного управления сетями, системами или телекоммуникационной аппаратурой, что соответствует современному уровню технологии их эксплуатации.
Для реализации моделей принципиальных схем широко используются такие пакеты программ как «Electronics Workbench» или «Microcap», располагающих большой библиотекой как активных, так и пассивных