УДК 372.881.111.1
DOI 10.30914/2072-6783-2022-16-3-349-355
Формирование коммуникативной компетенции
при обучении китайскому языку на основе цифровой образовательной платформы
Сюй Баоюнь
Российский университет дружбы народов, Институт иностранных языков, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация. Данная тема актуальна в связи с высоким уровнем диджитализации образовательных технологий, растущими навыками цифровой грамотности китайских студентов и становлением межкультурных контактов между представителями разных стран в процессе коммуникации. Коммуникативная компетенция, которая играет важную роль в учебном процессе, подразумевает под собой овладение иностранным языком, являющееся составляющей профессиональной подготовки будущего специалиста. Целью данной статьи становится анализ возможностей для формирования коммуникативной компетенции в контексте использования цифровой образовательной платформы на занятиях китайского языка как иностранного. Для передачи практических результатов были использованы описательный метод, а также анализ и синтез научной литературы. В процессе исследования были сделаны следующие выводы. Во-первых, коммуникативная компетенция выражает способность говорящего использовать языковые ресурсы в реальных коммуникативных условиях и для определенных целей общения. К элементам коммуникативной компетенции можно отнести различные типы вербальных выражений коммуникации, а также письменные тексты, графические материалы; используемые жесты, выражения лица окружающих людей; аудиовизуальные материалы и другие. Во-вторых, преимущества использования Moodle в учебном процессе можно представить следующим образом: эффективность данного инструмента для обмена информацией между студентами и преподавателем; доступность цифровой платформы из любой точки мира и удобство и простота функционала сайта. В-третьих, иностранные студенты в китайских высших учебных заведениях по-прежнему демонстрируют отсутствие коммуникативных навыков н недостаточные знания о правилах общения на изучаемом языке. Хотя в китайских высших учебных заведениях для этого проводятся различные коммуникативные мероприятия, такие как деловые игры, тренинги, симуляции. Они дают студентам возможность практиковать язык в соответствии с их индивидуальными особенностями и потребности, а также изучить национально-культурное своеобразие изучаемого языка в полной мере.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, педагогика, китайский язык, цифровые технологии
Благодарности. Автор выражает благодарность своему научному руководителю и коллегам за поддержку данного исследования.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Сюй Баоюнь Формирование коммуникативной компетенции при обучении китайскому языку на основе цифровой образовательной платформы // Вестник Марийского государственного университета. 2022. Т. 16. № 3. С. 349-355. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-3-349-355
Formation of communicative competence in teaching Chinese
on the basis of a digital learning platform Xu Baoyun
Peoples' Friendship University of Russia, Institute of Foreign Languages, Moscow, Russian Federation
Abstract. Introduction. This topic is relevant due to the high level of digitization of educational technologies, the growing skills of digital literacy of Chinese students and constantly increasing number of foreign contacts in different spheres of human activities. Therefore, communicative competence in the learning process implies that foreign language proficiency has become an obligatory component of future specialist's professional training. The purpose of this article is to study the role of digital educational platform in forming communicative competence in Chinese as a foreign language classes. Descriptive method, as well as analysis and synthesis of scientific literature were used to convey practical results. In the process of the research, the following
conclusions were drawn. Firstly, communicative competence expresses the speaker's ability to use language resources in the actual conditions of communicative context and for certain purposes of communication. Elements of communicative competence can include various types of verbal expressions as well as written and printed texts and notes, graphic materials, frequently used gestures, facial expressions, sounds and other information resources. Secondly, the advantages of Moodle in the educational process can be presented as follows: the effectiveness of this tool for the exchange of information between students and teachers; the availability of the digital platform from anywhere in the world and the convenience and simplicity of the website functionality. Thirdly, foreign students in Chinese higher education institutions still show a lack of communication skills and insufficient knowledge of the rules of communication in the language being studied. Although in Chinese higher education institutions, various task-based communication activities, games, role plays and simulations. They give students the opportunity to practice the language in accordance with their individual characteristics and needs, as well as to fully explore the national and cultural identity of the language being studied.
Keywords: communicative competence, pedagogy, Chinese language, digital technology Acknowledgements. The author would like to thank her supervisor and colleagues for supporting this research. The author declares no conflict of interest.
For citation: Xu Baoyun Formation of communicative competence in teaching Chinese on the basis of a digital learning platform. Vestnik of the Mari State University. 2022, vol. 16, no. 3, pp. 349-355. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-3-349-355
Введение
В современном педагогическом образовании отмечается трансформация учебного процесса, ориентированного на трансляцию модели диалога. Данная идея понимается как непрерывный и равнозначный обмен мыслями между студентами и преподавателем, который происходит одновременно со снятием преград с их общения, а также как процесс познания чужой культуры людьми, вовлеченными во взаимовыгодный процесс социального общения.
Особое внимание следует уделить тому, что общение — это неотделимый от существования человека процесс, ведь функционирование личности в обществе основано на незаменимом процессе коммуникации.
Цель: анализ возможностей для формирования коммуникативной компетенции в контексте использования цифровой образовательной платформы на занятиях китайского языка как иностранного.
Материалы и методы: описательный метод, изучение литературных источников.
Результаты исследования, обсуждения
Популярность китайского языка стремительно развивается во всем мире в связи с глобализацией и становлением интереса многих людей к азиатской
культуре, т. к. большое количество иностранных студентов изучают китайский язык и стремятся преподавать его на своей родине. Соответственно, в основе занятий по преподаванию данного языка в иностранной аудитории лежит следующая цель: дать обучающимся возможность общаться друг с другом и помочь им овладеть языковой компетенцией. Именно поэтому общение между студентами и преподавателем должно основываться на понимании национального культурного фона [3].
Тогда встает вопрос: как понимают сущность коммуникативной компетенции в научной литературе?
Большинство исследователей считают, что коммуникативная компетенция определяется как совокупность системно и функционально организованных социальных, психологических, семиотических (прагматических, семантических, грамматико-экспрессивных) ценностей, т. е. совокупность норм и правил, обеспечивающих рецепцию коммуникации и активное участие коммуникантов в речевом процессе.
Другие ученые рассматривают данный термин, определяя, что он может быть использован для выражения способности использования языковых ресурсов говорящим в реальных коммуникативных условиях и для конкретных коммуникационных целей.
В то же время коммуникативная компетенция может быть определена с педагогической точки
зрения как совокупность лингвистических средств, которые учащиеся усваивают, закрепляют и практикуют в ходе педагогического общения.
Обобщая научные взгляды на термин «коммуникативная компетенция», можно определить, что данный термин выражает способность говорящего использовать языковые ресурсы в условиях коммуникативного контекста и для определенных целей общения.
Коммуникативная компетенция формируется постепенно в процессе развития человека, и ее уровень является отражением происходящих изменений, которые являются результатом взросления личности и возрастания роли процессов обучения [7]. Она связывается с внутренним знанием ситуативной уместности языка [8, с. 112].
Растущая академизация профессионального образования предъявляет новые требования не только к дуальной системе современного образования. Каждая система образования должна быть в состоянии обеспечить учащихся всеми необходимыми компетенциями в привлекательном формате онлайн-обучения, куда относятся учебно-познавательные, информационные, ценностно-смысловые, коммуникативные и другие. Именно здесь новые цифровые технологии обучения могут сыграть важную роль. Конечно, традиционные (возможно, слегка модифицированные) формы преподавания и обучения по-прежнему сохранят свое значение, однако многие высшие учебные заведения стараются осваивать цифровое про-
странство для своих нужд. Например, О. Я. Дигтяр рассматривает эффективность использования возможностей библиотек и образовательных порталов в процессе обучения студентов [2, с. 159].
В данном случае идеальной цифровой образовательной платформой становится Moodle. Ее потенциал проявляется в том, что учащийся учится, создавая что-то, взаимодействуя с другими учащимися, т. е. его работа действительно активная и творческая [1]. Возможности Moodle будут рассмотрены ниже.
Во-первых, данная цифровая платформа позволяет создавать закрытые группы, которые используются для обмена информацией между студентами. В рамках этих групп они делятся информацией по конкретным темам, отвечают на разные вопросы и поддерживают друг друга. Форумы в основном используются для неформального обмена информацией в дополнение к формальным учебным модулям и блокам.
Во-вторых, Moodle подразумевает под собой возможность обучения студентов на смартфоне и планшете, при этом они имеют доступ к источникам знаний через различные устройства по мере необходимости, независимо от местоположения и времени. Это дает возможность ситуативного, деятельностного обучения.
Следовательно, можно предложить следующие задания, которые могут использоваться при обучении иностранных студентов китайскому языку. Пример интерфейса Moodle представлен на рисунке ниже.
■ft жЦг, !У Ф [Я ffiîÈI?. Аудио-файл (МРЗ), 2.3Мбайт Аудиозапись
Й тест, шжтт, т'тт, ^жштш^ш^ш&шшм^
■c^Sïb Тест. Выберите правильный ответ на вопросы по содержанию текста «Хорошо ешв. хорошо
Рис. Интерфейс Moodle для обучения китайскому языку / Fig. Moodle System interface for teaching Chinese
Например, лекция, предложенная в данной системе, дает большие возможности для внедрения полноценной цифровой образовательной платформы. Урок 4 «Составление рабочего расписания» представляет алгоритмы проведения соответствующих форм обучения, которые можно внедрять как в аудиторную, так и во внеаудиторную работу: текст с вопросами, тесты. Использование в учебном процессе заданий проблемно-поискового характера существенно повысит познавательную активность студентов.
Теоретически студенты знакомятся с простейшими терминами и понятиями, а практически усваивают эти знания во время бесед, ролевых игр, физкультурных сказок, подвижных игр, использования дидактических карточек. Такие занятия фактически помогают посвятить иностранных студентов в самобытность китайской культуры.
Следующий аудиофайл «Приезд в Китай с целью ведения бизнеса» предлагает ситуацию для демонстрации теоретического материала. Тема выносится на обсуждение, и студенты могут предлагать уже существующие пути ее решения, которые в дальнейшем подвергаются педагогическому анализу. Большую эффективность показали деловые игры, в которые входят также решение практических задач и нестандартных ситуаций.
При изучении темы развития языковых навыков эффективно применяется технология «Корзина» - обсуждение конкретной ситуации, при которой студент получает ряд максимально приближенных к реальности материалов и проблем, которые требуют решения. При этом возможна организация как группового, так и индивидуального занятия.
Данный метод применяется для комплексной отработки различных практических навыков, т. к. он обеспечивает эффективную обратную связь с учащимися; ставит акцент на исполнении, а не только на анализе. Содержание «корзины» легко приспосабливается к нуждам обучающихся и закрепляет теоретические знания. Данные занятия используются повсеместно в китайских высших учебных заведениях для обучения иностранцев, например, в Пекинском университете языка и культуры.
Подводя итоги, данная цифровая платформа характеризуется высокой степенью персонали-
зации студентов. В основу положены профильные сведения об обучаемом (уровень знаний, данные о его успеваемости и т. п.), впоследствии создается образовательное предложение, учитывающее все индивидуальные потребности.
Целью представленного курса по китайскому языку является, прежде всего, развитие коммуникативных навыков путем предоставления информационных технологий. При этом можно предположить, что по окончании основного материала студент уже достиг определенного уровня владения языком. Большое внимание уделяется языковым проблемам студентов: каждый из них может выбрать задания, подходящие под его языковой уровень.
Ожидается, что после окончания данного курса студенты получат теоретические знания в области профессионального общения на китайском языке. В отличие от этого, детальные знания, касающиеся различных областей и аспектов общения, зависят от профиля группы, ее интересов и требований к среде, в которой студенты будут работать на профессиональной почве.
На первом этапе лекций обучающиеся углубляют свои знания по вопросам делового общения, чтобы затем самостоятельно решить, какие из них интересуют их больше всего. На следующем этапе они делятся на группы и реализуют проект в соответствии со своими тематическими предпочтениями. Они не должны касаться ряда вопросов, представленных на вступительной лекции. Каждому студенту предоставляется право на творческую самореализацию: он может разработать авторскую тему, связанную с деловой коммуникацией в бизнесе. Во время реализации проекта участники обязаны общаться между собой в удобном для данной группы порядке для достижения целей в установленные сроки.
На завершающей стадии обучения студенты пишут отчет по проделанной работе с учетом следующих аспектов:
1) коммуникационно-организационная структура и временные рамки проекта;
2) выполненные и невыполненные задачи;
3) трудности при реализации проекта и способы их преодоления.
Таким образом, они проверяют свои практические языковые и коммуникативные навыки,
выполняя задачи, аналогичные тем, которые ждут их в профессиональной среде. В рассматриваемом случае образовательный процесс четко структурирован, выбор темы проекта зависит от собственных соображений и опыта студента, а не навязывается заранее. Именно благодаря этому формируется коммуникативные компетенции студентов.
Moodle предстает в качестве инструмента для адаптации системы образования к потребностям международных организаций и проблемам современности. Ее уникальность заключается в целостном взгляде на сегодняшний процесс обучения и обучения. Он сочетает в себе ориентацию на коммуникативную компетенцию, которой должен овладеть студент XXI века, а также на инновации в образовательном процессе, направленными на цель помочь в формировании данной компетенции. Отдельные элементы этой системы взаимопроникают, и каждый из них тесно связан с остальными.
Изучение грамматики проводится как индуктивным, так и дедуктивным путем выполнения коммуникативных задач. В процессе выполнения этих действий следует избегать использования родного языка учащихся. Исправление языковых ошибок может быть редким или отсутствовать. Кроме того, большинство преподавателей иностранных языков используют аутентичные материалы, такие как вывески, газеты, журналы, рекламные объявления или графические изображения. Следует выделить негативные черты преподавания китайского языка как иностранного.
Во-первых, из-за недостаточного владения китайским языком у студентов, некоторые учителя не могут ответить на спонтанные вопросы об изучаемом языке, социолингвистике или культуре, возникающие в результате взаимодействия в классе. Как считают Ю. Н. Зиятдинова и Р. Валеева, формирование коммуникативной компетенции происходит следующим образом: расширение компетенции и выход за пределы компетенции. Расширение компетенции «подразумевает приобретение знаний о культуре и традициях народа страны изучаемого языка, а выход за ее пределы — воспитание терпимого отношения к этой культуре» [4, с. 157]. В данном случае это может не произойти.
Во-вторых, такие занятия, как правило, противоречат традиционной практике преподава-
ния, поскольку интенсивное чтение интегрировано во все этапы обучения в Китае. Существует острый интерес к точному пониманию каждого слова, низкая терпимость к двусмысленности и сосредоточенность на отдельных грамматических моментах и конкретных синтаксических конструкциях, которые выражаются со стороны преподавателей. Для большинства студентов изучение китайского языка означает запоминание слов и повторение как можно большего количества книг и языковых моментов после посещения лекций.
Авторитет учителей и пассивная роль учащихся являются третьим препятствием для улучшения взаимодействия в классе. Но для этого С. Н. Зубарев предлагает создать карточку с непонятными словами, что позволяет развить коммуникационные навыки и «спроектировать индивидуальную программу развития компетенций учащегося» [5, с. 117].
В процессе обучения иностранных студентов преподаватели должны позволить студентам понять различия между китайской и их собственной культурой [10]. Как отмечает К. Е. Пак, большинство студентов учат китайский язык «на основе определенных реальных потребностей, это требует того, чтобы преподавание лексики было приближено к жизненным ситуациям» [6, с. 172]. Изучающие язык могут развивать свою наблюдательность и еще больше углублять свой интерес к обучению.
Заключение
Таким образом, при изучении иностранного языка иностранные студенты должны уделять особое внимание не только произношению, грамматике, лексике и идиомам, но и тому, как носители языка смотрят на вещи, как они наблюдают за миром, как они используют свой язык для отражения мыслей, привычек и поведения своего общества. Это поможет им повысить коммуникативную компетенцию и преодолеть коммуникативные барьеры, вызванные культурными различиями.
Цифровая платформа МооШе может развивать коммуникативные навыки студентов путем организации их активной деятельности, что позволяет им не только передавать знания, но и обмениваться информацией о рабочем процессе, обсуждать и взаимодействовать с другими людьми.
1. Антонова Д. А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2018. № 14. С. 5-37. URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/tsifrovaya-transformatsiya-sistemy-obrazovaniya-proektirovanie-resursov-dlya-sovremennoy-tsifrovoy-uchebnoy-sredy-kak-odno-iz-ee (дата обращения: 16.03.2022).
2. Дигтяр О. Ю. Межкультурная коммуникативная компетенция в обучении иностранному языку в высшей школе: новые реалии // Мир науки, культуры, образованияю 2022. № 1 (92). С. 157-160. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/mezhkulturnaya-kommunikativnaya-kompetentsiya-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-vysshey-shkole-novye-realii (дата обращения: 15.03.2022).
3. Жунюй М. Культурологические аспекты в обучении китайскому языку как иностранному // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 5. С. 73-76. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskie-aspekty-v-obuchenii-kitayskomu-yazyku-kak-inostrannomu (дата обращения: 15.03.2022).
4. Зиятдинова Ю. Н., Валеева Р. С. Анализ подходов к развитию межкультурной коммуникативной компетенции студента технического вуза в России и Китае // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 12. С. 155-158. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-podhodov-k-razvitiyu-mezhkulturnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-studenta-tehnicheskogo-vuza-v-rossii-i-kitae (дата обращения: 15.03.2022).
5. Зубарев С. Н. Дидактический потенциал коммуникативной компетенции // Вестник РМАТ. 2015. № 1. С. 111-118. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/didakticheskiy-potentsial-kommunikativnoy-kompetentsii (дата обращения: 15.03.2022).
6. Пак К. Е. Методы обучения лексике китайского языка как иностранного // Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 2021. № 1. С. 170-177. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-obucheniya-leksike-kitayskogo-yazyka-kak-inostrannogo (дата обращения: 15.03.2022).
7. Солтанбекова О. Т. Коммуникативная компетенция и ее составляющие // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 6. С. 40-44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentsiya-i-ee-sostavlyayuschie (дата обращения: 15.03.2022).
8. Троицкая Ю. В. Коммуникативная компетенция: демаркация значения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 7 (150). С. 112-119. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentsiya-demarkatsiya-znacheniya (дата обращения: 15.03.2022).
9. Турсунов Х. Формированию коммуникативных компетенций // Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 2022. № 20. С. 189-194. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovaniyu-kommunikativnyh-kompetentsiy (дата обращения: 16.03.2022).
10. Чупина И. П., Зырянова Н. И. Цифровые платформы в образовательном процессе: плюсы и минусы // Журнал прикладных исследований. 2021. Т. 4. № 3. С. 24-28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7tsifrovye-platformy-v-obrazovatelnom-protsesse-plyusy-i-minusy (дата обращения: 15.03.2022).
Статья поступила в редакцию 02.04.2022 г.; одобрена после рецензирования 06.05.2022 г.; принята к публикации 12.05.2022 г.
Об авторе Сюй Баоюнь
аспирант, Российский университет дружбы народов, Институт иностранных языков (117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6), [email protected]
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
1. Antonova D. A. Tsifrovaya transformatsiya sistemy obrazovaniya. Proektirovanie resursov dlya sovremennoi tsifrovoi uchebnoi sredy kak odno iz ee osnovnykh napravlenii [Digital transformation of the education system. Designing resources for the modern digital learning environment as one of its main directions]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of Perm State Humanitarian Pedagogical University, 2018, no. 14, pp. 5-37. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-sistemy-obrazovaniya-proektirovanie-resursov-dlya-sovremennoy-tsifrovoy-uchebnoy-sredy-kak-odno-iz-ee (accessed 16.02.2022). (In Russ.).
2. Digtyar O. Yu. Mezhkul'turnaya kommunikativnaya kompetentsiya v obuchenii inostrannomu yazyku v vysshei shkole: no-vye realii [Intercultural communicative competence in teaching a foreign language in higher school: new realities]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = The World of Science, Culture and Education, 2022, no. 1 (92), pp. 157-160. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnaya-kommunikativnaya-kompetentsiya-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-vysshey-shkole-novye-realii (accessed 15.03.2022). (In Russ.).
3. Rongyu Ma Kul'turologicheskie aspekty v obuchenii kitaiskomu yazyku kak inostrannomu [Cultural aspects in teaching Chinese as a foreign language]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika = Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, 2019, no. 5, pp. 73-76. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskie-aspekty-v-obuchenii-kitayskomu-yazyku-kak-inostrannomu (accessed 15.03.2022). (In Russ.).
4. Ziyatdinova Yu. N., Valeeva R. S. Analiz podkhodov k razvitiyu mezhkul'turnoi kommunikativnoi kompetentsii studenta tekhnicheskogo vuza v Rossii i Kitae [Analysis of approaches to the development of intercultural communicative qualification of a technical university student in Russia and China]. VestnikKazanskogo tekhnologicheskogo universiteta = Bulletin of the Technological University, 2010, no. 12, pp. 155-158. Available at: https://cyberlemnka.ru/article/n/analiz-podhodov-k-razvitiyu-mezhkulturnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-studenta-tehnicheskogo-vuza-v-rossii-i-kitae (accessed 15.03.2022). (In Russ.).
5. Zubarev S. N. Didakticheskii potentsial kommunikativnoi kompetentsii [Didactic potential of the communicative competence]. Vestnik RMAT = Vestnik RIAT, 2015, no. 1, pp. 111-118. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskiy-potentsial-kommunikativnoy-kompetentsii (accessed 15.03.2022). (In Russ.).
6. Pak K. E. Metody obucheniya leksike kitaiskogo yazyka kak inostrannogo [Methods of teaching the vocabulary of the Chinese language as a foreign language]. Oriental Renaissance: Innovative, Educational, Natural and Social Sciences, 2021, no. 1, pp. 170-177. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/metody-obucheniya-leksike-kitayskogo-yazyka-kak-inostrannogo (accessed 15.03.2022). (In Russ.).
7. Soltanbekova O. T. Kommunikativnaya kompetentsiya i ee sostavlyayushchie [Communicative competence and its components] . Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Izvestia of the Volgograd State Pedagogical University, 2008, no. 6, pp. 40-44. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kommumkativnaya-kompetentsiya-i-ee-sostavlyayuschie (accessed 15.03.2022). (In Russ.).
8. Troitskaya Yu. V. Kommunikativnaya kompetentsiya: demarkatsiya znacheniya [Communicative competence: demarcation of meaning]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Izvestia of the Volgograd State Pedagogical University, 2020, no. 7 (150), pp. 112-119. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentsiya-demarkatsiya-znacheniya (accessed 15.03.2022). (In Russ.).
9. Tursunov Kh. Formirovaniyu kommunikativnykh kompetentsii [Use of didactic games on the lesson of the French language a modern approach to the formation of communicative competencies]. Oriental Renaissance: Innovative, Educational, Natural and Social Sciences, 2022, no. 20, pp. 189-194. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovaniyu-kommunikativnyh-kompetentsiy (accessed 16.03.2022). (In Russ.).
10. Chupina I. P., Zyryanova N. I. Tsifrovye platformy v obrazovatel'nom protsesse: plyusy i minusy [Digital platforms in the educational process: pros and cons]. Zhurnal prikladnykh issledovanii = Journal of Applied Research, 2021, vol. 4, no. 3, pp. 24-28. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-platformy-v-obrazovatelnom-protsesse-plyusy-i-minusy (accessed 15.03.2022). (In Russ.).
The article was submitted 02.04.2022; approved after reviewing 06.05.2022; accepted for publication 12.05.2022.
About the author
Xu Baoyun
Postgraduate Student, RUDN University (6 Miklukho-Maklaya St., Moscow 117198, Russian Federation),
The author has read and approved the final manuscript.