УДК 811.581
DOI 10.30914/2072-6783-2022-16-2-223-230
Реализация компетентностного подхода дистанционного обучения
китайскому языку студентов старших курсов российских вузов гуманитарных специальностей
Цзэн Юньтин
Российский университет дружбы народов, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация. Введение. Китайский язык является наиболее сложным для изучения. Особенно это относится к обучению студентов нелингвистических вузов. Одним из современных подходов к обучению является подход, основанный на оценке уровня компетенций учеников. Подобный подход позволяет достигать основных целей педагогического процесса, увеличения эффективности обучения как каждого студента, так и учебной группы. Данный подход особенно эффективен в условиях дефицита квалифицированных педагогических кадров. В целом компетентностный подход можно рассматривать в качестве основы системы достижения общих целей обучения. Целью настоящей работы является изучение особенностей применения компетентностного подхода в дистанционном обучении китайскому языку студентов старших курсов гуманитарных специальностей. Методологической основой работы являются общенаучные методы, методы сравнительного анализа, методы теоретического анализа, метод документального анализа, наблюдение. Результатом написания настоящей работы стало выявление особенностей применения компетентностного подхода при дистанционном обучении. Установлено, что важной функцией дистанционного обучения является развитие навыков самостоятельной организации процесса обучения студентами. Дистанционное обучение направлено на применение информационных и интерактивных технологий. Современная парадигма образования предусматривает активное применение подобных методик. Данная компетенция сравнительно недавно появилась в образовательных стандартах, однако быстро подтвердила свою значимость. В ходе написания работы автором были сделаны выводы о том, что суть компетентностного подхода заключается в ориентации образовательного процесса на его результаты: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализацию, развитие индивидуальности и самоактуализацию.
Ключевые слова: компетентностный подход, дистанционное обучение, обучение китайскому языку Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Цзэн Юньтин. Реализация компетентностного подхода дистанционного обучения китайскому языку студентов старших курсов российских вузов гуманитарных специальностей // Вестник Марийского государственного университета. 2022. Т. 16. № 2. С. 223-230. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-2-223-230
Implementation of the competence-based approach of distance learning Chinese for senior students of Russian humanities universities
Zeng Yunting
RUDN University, Moscow, Russian Federation
Abstract. Introduction Chinese is the most difficult language to learn. This is especially true for teaching students of non-linguistic universities. One of the modern approaches to learning is an approach based on the assessment of the level of students' competence. This approach makes it possible to achieve the main goals of the pedagogical process, to increase the effectiveness of training, both for each student and for the study group. This approach is especially effective in conditions of a shortage of qualified teaching staff. In general, the competence-based approach can be considered as the basis of a system for achieving common learning goals. The purpose of this work is to study the features of the application of the competence-based approach in distance learning of the Chinese language for senior students of humanities. Materials and methods. The methodological basis of the work is general scientific methods, methods of comparative analysis, methods of theoretical analysis, method of documentary analysis, observation. The result of writing this work was the identification of the features of the application of the competence-based approach in distance learning. It is established that an important function of distance learning is the development of skills of independent organization of the learning
© Цзэн Юньтин, 2022
process by students. Distance learning is aimed at the use of information and interactive technologies. The modern paradigm of education provides for the active use of such techniques. This competence has appeared relatively recently in educational standards, however, it quickly confirmed its importance. In the course of writing the work, the author concluded that the essence of the competence-based approach is to focus the educational process on its results: the formation of the necessary general cultural and professional competencies, self-determination, socialization, personality development and self-actualization.
Keywords: competence-based approach, distance learning, Chinese language teaching
The author declares no conflict of interests.
For citation: Zeng Yunting. Implementation of the competence-based approach of distance learning Chinese for senior students of Russian humanities universities. Vestnik of the Mari State University. 2022, vol. 16, no. 2, pp. 223-230. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-2-223-230
Введение
Дистанционное обучение иностранному языку на данный момент является одним из самых востребованных направлений в современном образовании. Причиной является необходимость получения знаний в условиях занятости или невозможности посещения учебных заведений. Особенно актуальным это является в условиях распространения эпидемии. При этом китайский язык является одним из наиболее сложных для изучения. Существует немало подходов, используемых в процессе обучения. Современные требования к обучению предполагают не только наличия пассивных знаний, но и сформированных языковых компетенций. В особенности это относится к студентам старших курсов. Студенты старших курсов являются практически готовыми специалистами. Другим вопросом является подготовка студентов старших курсов неязыковых направлений подготовки. Для достижения указанных целей при их обучении используется применение компетентностного подхода.
Уже исходя из названия, можно сделать вывод о том, что данный подход основывается на формировании и оценке компетенций студентов. Оценка уровня компетенции может быть проведена с различных точек зрения, основными из которых являются образовательная и психологическая. Образовательный эффект оценки обучения позволяет отразить изменение уровня знаний и навыков по их использованию с учетом изменения уровня компетенций конкретных студентов.
Психологический аспект оценки учеников отражает общую атмосферу учебной группы, показатели ее напряженности и удовлетворенности результатами своего труда, а также общее состояние удовлетворенности процессом обучения.
Материалы
В целом суть компетентностного подхода заключается в ориентации образовательного процесса на его результаты: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализацию, развитие индивидуальности и самоактуализацию. В этом отношении нужно сразу отметить, что при использовании данного подхода к обучению преподаватель должен выработать наиболее подходящую модель компетенций, которая будет служить эталоном и на основании которой будет проводиться сравнение существующих моделей.
Итак, суть настоящего подхода заключается в сравнении существующей системы компетенций обучающихся с идеальной эталонной моделью компетенций, утвержденной образовательными программами вуза, и выстраивании на ее основе программы обучения. Важно, что сравнение с эталонной моделью следует производить не один раз, а регулярно при смене этапов обучения, изменении уровня его знаний, иными словами, на протяжении всего образовательного процесса [3].
Кроме того, модель компетенций не может быть статична, она требует постоянного изменения вместе с изменениями окружающей среды и условий внешнего и внутреннего окружения. Современные подходы к обучению предполагают овладение студентами сформированных языковых компетенций в соответствии с развитием общества и культурного уровня носителей языка. Грамотное применение модели компетенций должно стать основой в рамках принятия педагогических решений, касающихся изменения плана обучения. Это может увеличить не только эффективность обучения студентов, но и повлиять на правильность принятия педагогических решений учителями.
Результаты
На основании вышеизложенного далее возможно представить определение модели компетенций. Под моделью компетенций, установленной в вузе следует понимать некий перечень ключевых навыков студента, необходимых ему для успешного выполнения поставленных задач в рамках достижения стратегических целей обучения [6].
В целом под моделью компетенций можно понимать весь спектр необходимых студенту навыков в результате прохождения полного цикла обучения. Однако, на практике в модель компетенций будут заложены лишь основные из них, поскольку именно они оказывают прямое влияние на эффективность выполнения задач в рамках своего направления обучения.
Кроме того, модель компетенций должна соответствовать корпоративной культуре образовательного учреждения.
Далее следует рассмотреть основные методы и способы создания модели компетенций. Тут можно выделить различные пути, отличающиеся между собой разными уровнями сложности. Первый связан с использованием чужого опыта. Преподаватель может взять уже готовую, разработанную кем-либо ранее модель компетенций и применить ее в своем опыте. Важно, чтобы взятая таким образом модель, отвечала требованиям процесса обучения, корпоративной культуре и стратегическим целям обучения. В противном случае применение модели компетенций может не только не помочь студентам, а, наоборот, существенно навредить.
Вторым способом является формирование новой модели компетенций, не имеющей аналогов. Данный способ является более трудоемким. Однако модель, сформированная таким образом будет гораздо эффективнее, по сравнению с адаптированной моделью, т.к. во всех своих аспектах и нюансах она будет направлена на развитие стратегических целей конкретных студентов.
При разработке модели компетенций следует придерживаться определенной структуры, выделяя в ней три основных блока:
- общий;
- организационный;
- специальный1.
1 Arendt Carl. Handbuch der nordchinesischen Umgangssprache. Erster Theil Stuttgart & Berlin: W. Spemann, 1891. XXI. 535 p.
Общий блок компетенций предполагает фиксирование в себе общих для всех студентов компетенций. Данные компетенции отражают общее направление развития студентов, стратегические цели и задачи процесса обучения.
Современные тенденции в образовании способствуют созданию автоматизированных систем обучения на дистанционной основе. Создание подобной системы требует тщательного подхода.
В вопросе изучения системы дистанционного обучения следует сразу отметить, что в начале проекта по внедрению автоматизированной системы управления обучающимися преподаватель, как правило, выбирает наиболее приоритетные процессы для первого этапа автоматизации. Набор приоритетных процессов существенно различается: кто-то начинает с оценки эффективности и планирования обучения, а для кого-то наиболее востребованы подбор и управление компетенциями [2, с. 45].
Сегодня уже существуют разработанные автоматизированные системы дистанционного обучения, которые применяются на практике. В большинстве случаев дистанционные системы обучения выступают как единое целое, хотя на самом деле в них имеются некоторые отличия. Разница состоит в понятии «дистанционный», в случае с СДО это будет обязательным условием обучения, а вот для LMS это условие не является обязательным. Здесь могут быть организованы как электронные курсы, так и стандартные занятия в аудиториях. Основные возможности LMS систем - это существенная экономия времени и денег, а также быстрый доступ к необходимой информации. Система позволяет поддерживать единые стандарты обучения, составлять индивидуальные планы и получать статистику успеваемости.
Автоматизация системы обучения и внедрение дистанционного обучения приводит к достижению педагогом следующих положительных результатов:
- преподаватель не затрачивает на обучение существенных денежных средств;
- студенты могут обучаться и выполнять задания с любого устройства. Материалы доступны и на компьютере, и на планшете, и на смартфоне.
- результаты обучения легко контролировать.
В конце определенного этапа обучения есть
контрольная точка, в которой преподаватель проверяет получение новых знаний и формирование
новых компетенций. Формой подобного контроля может быть сдача экспресс-теста в конце каждой задачи или модуля. По завершении всего курса обучения проводится тест на остаточные знания:
- у преподавателя есть круглосуточный доступ к обучающим материалам и тестам. Преподаватель может проверить задание прямо со смартфона, находясь в дороге. Это особенно важно, если в образовательной организации работают сотрудники из другого часового пояса;
- система дистанционного обучения получается антиугонной. Обучающие материалы защищены от копирования, а тесты нельзя сохранить или подглядеть ответы, так как у ученика нет прав изменять файлы. И наконец, педагогу не нужно докупать дополнительные возможности -стандартных инструментов от Google вполне хватает.
Важной функцией дистанционного обучения является развитие навыков самостоятельной организации процесса обучения студентами. Данная компетенция сравнительно недавно появилась в образовательных стандартах, однако быстро подтвердила свою значимость. В современных условиях процесс обучения не может длиться долго. Вместе с тем необходимость повышения квалификации необходима на любом этапе карьеры. Именно поэтому важно научить студента самостоятельной организации процесса своего обучения. Такой навык будет способствовать развитию самомотивации студента и воспитывать в нем необходимый уровень самостоятельности [7, с. 156].
При организации дистанционного обучения важно правильно выбрать его инструменты, поскольку от их качества будет зависеть эффективность процесса. Например, в случае возникновения технических неполадок весь процесс обучения будет сведен на нет. Кроме того, немаловажным вопросом является формирование интереса у обучающегося. К современным средствам обучения можно отнести мобильные платформы и приложения, интерактивные упражнения, различные веб-ресурсы, а также технику, способную работать с каждым из этих инструментов.
Ряд авторов отмечает возможность использования как средства обучения онлайн-игры. В данных приложениях присутствуют игроки со всего мира и коммуникация осуществляется интуитивно в процессе организации совместной деятельности. Немаловажным является и тот
факт, что онлайн-игры вызывают значительный интерес у студентов.
Интересным решением в вопросе изучения иностранных языков могут стать социальные сети. Социальные сети - это довольно популярный коммуникационный канал. Большая часть студентов в той или иной степени пользуется ими. Он привычен для них, интересен, может быть применен в процессе обучения. Социальные сети являются доступным и актуальным языком общения. В процессе работы в социальных сетях используются различные инструменты: твиты, видеохостинги, посты, блоги. Все это можно делать, общаясь с носителями языка, подписываться на китайских блогеров, просматривая посты на китайском. В социальных сетях можно обеспечить взаимодействие студентов с носителями языка, повысив планку обучения. В качестве инструментов обучения могут выступать дискуссионные семинары. В процессе участия в них каждый из студентов сможет высказывать свою точку зрения по проблемному вопросу на китайском языке. Это способствует не только развитию речевых коммуникаций, но и обучению студента свободно высказывать свою точку зрения и подбирать слова, способствует расширению словарного запаса [8].
Если говорить о процессе обучения при помощи мобильных телефонов или иных гаджетов, то для их использования следует рассмотреть мобильные приложения для обучения на базе Android и iOS. В настоящее время приложений, способствующих обучению китайскому языку в групповом формате, имеется ограниченное количество. Сложность объясняется рядом причин:
- сложность изучаемого языка;
- наличие ограничений, установленных для распространения информации посредством сети Интернет на территории КНР;
- большинство имеющихся приложений имеют своей целью получение прибыли1.
Большинство имеющихся приложений замкнуты на том, что предлагают запоминать набор слов и основные правила их использования в речи. Иногда приложение предлагает соотнести фразу и ее перевод или показать слово на картинке. Однако это недостаточно для обучения. Вместе с тем, использование мобильных приложений довольно
1 Boucher Henri (tradut.) Boussole du langage Mandarin. Premier et second volumes. Chang-hai : Imprimerie de la Mission Catholique au Kiang-Nan, 1893. vi, 247; ii, 232 p.
привлекательно для студентов, поскольку позволяет проводить обучение в удобном формате в любое время. Кроме того, не требует приобретения дополнительного оборудования и несения ненужных затрат.
Описанные нами выше мобильные приложения в рамках дистанционного обучения можно использовать в качестве одного из инструментов обучения. Подобные приложения позволяют расширить словарный запас, увеличивают объем памяти и учат студента выражать свои мысли и правильно использовать грамматику. Среди подобных приложений также можно выделить задания на сортировку картинок, сбор пазлов, построение предложений, вставку недостающих слов в предложение, тренировку знаний правил грамматики китайского языка, заполнение таблиц и схем. Подобные приложения часто используют музыку и картинки, что задействует слуховую и визуальную память, увеличивая эффективность процесса обучения. При использовании таких приложений можно работать с формированием различных компетенций студентов в зависимости от конкретных целей обучения:
- информационно-поисковые;
- демонстрационные;
- контролирующие и прочее1.
В случае самостоятельной разработки подобных приложений следует сделать акцент на создании индивидуальных приложений непосредственно для конкретной группы обучения. Недостатком является излишняя трудоемкость и стоимость проекта, поэтому гораздо целесообразнее использовать уже готовые приложения в качестве определенной части процесса обучения.
В системе дистанционного обучения России существует понятие электронного образовательного ресурса (ЭОР). ЭОР - комплекс средств обучения, разработанных на базе компьютерных технологий и используемых в процессе дистанционного обучения. Подобный ресурс удобнее в современных условиях обучения, поскольку он обладает определенным потенциалом к стимулированию образовательной активности, росту мотивации студента, предоставляет возможность тщательного визуального изучения исследуемого объекта. Также подобные ресурсы могут хранить
1 Никуличева Н. В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практическое пособие. М. : Федеральный институт развития образования, 2016. 71 с.
достаточно высокий объем данных для организации групповой работы.
Немаловажным является такой критерий, как интерактивность. Современное образование предполагает активное применение интерактивных материалов. Использование информационных ресурсов в полной мере позволяет его реа-лизовывать.
Разнообразие средств дистанционного обучения китайскому языку обязывает как педагога, так и студентов уметь работать с источниками информации. Это умение составляет суть информационной компетенции, которая рассматривается как: «совокупность готовности и потребности работать с современными источниками информации в профессиональной и бытовой сферах деятельности, а также умений находить нужную информацию с помощью различных источников, включая современные мультимедийные средства; определять степень ее достоверности / новизны / важности; обрабатывать в соответствии с ситуацией и поставленными задачами; архивировать и сохранять; использовать ее для решения широкого спектра задач» 2 . К примеру, при формировании информационного запроса важно уметь сделать это наиболее кратко, но в то же время содержательно.
Из всей собранной информации на заданную тему необходимо выбрать полезную. На данном этапе отбор релевантной информации производится не поисковым механизмом, а самим пользователем, поэтому этап отбора релевантной информации требует наличия у пользователя навыков и умений определять цели, ставить задачи, прогнозировать результаты своей работы [9].
Следующий этап работы с информацией -определение ее достоверности и объективности. При этом следует руководствоваться не домыслами и догадками, а фактами и логикой, аргументированными и доказанными утверждениями в источнике информации, а не пространными высказываниями и формулировками.
После проверки объективности и достоверности информации пользователь приступает к ее анализу. На данном этапе академические навыки и умения играют ключевую роль: пользователю необходимо определить, о чем позволяет уверенно сказать или предположить найденная
2 Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. М. : АСТ : Астрель, 2008. С. 25.
информация, какой информации не хватает. После такого анализа, как правило, проводится повторный поиск недостающей информации.
Последний этап - систематизация и структурирование. «Важно классифицировать собранные факты, установить между ними причинно-следственные связи и интерпретировать полученные закономерности. За анализом следуют выводы, которые являются ответами на вопросы» [3].
Обсуждение
Подводя итог анализу возможностей дистанционного обучения иностранному языку в вузе в рамках реализации компетентностного подхода, можно обобщить условия эффективности данного процесса следующими положениями:
1. Дистанционное обучение необходимо осуществлять с применением комплекса иноязычных интернет-ресурсов, содержание которых соответствует профессиональному направлению студентов.
2. Преподаватель в процессе дистанционного обучения является куратором групповой, парной и самостоятельной работы обучающихся, основанной на изучении иноязычных профессионально значимых текстов и отработке лексического и грамматического материала на их основе.
3. Дистанционные технологии должны отвечать принципу интерактивности и обеспечивать моделирование профессиональных коммуникативных ситуаций.
4. Профессионально ориентированная рефлексия на иностранном языке должна обеспечиваться средствами дистанционного взаимодействия в отношении как содержания, так и самого процесса обучения.
5. Применение дистанционных технологий в процессе формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов вуза должно отвечать принципу прозрачности результатов обучения при текущем и итоговом контроле сформированности компонентов компетенции.
6. Постоянное включение студентов в работу с профессионально ориентированными информационными источниками на иностранном языке является главным условием формирования их информационной компетентности.
Подводя итоги настоящей статьи, можно сделать вывод о том, что суть компетентност-ного подхода заключается в ориентации образовательного процесса на его результаты: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализацию, развитие индивидуальности и самоактуализацию. В этом отношении нужно сразу отметить, что при использовании данного подхода к обучению преподаватель должен выработать идеальную модель компетенций, которая будет служить эталоном и на основании которой будет проводиться сравнение существующих моделей.
Важным направлением деятельности является создание и апробация специализированных приложений для мобильных средств связи. Существующие информационные платформы и технологии позволяют в полной мере осуществить подобную разработку. Интерактивные технологии в данной сфере позволяют:
- обеспечить межличностную и групповую коммуникацию между студентом и носителями языка;
- обеспечить повышение интереса к изучаемому предмету;
- упростить процесс обучения.
Однако возникает проблема разработки подобных приложений для каждой конкретной группы студентов. Создание единого специализированного приложения будет способствовать повышению качества обучения. Наряду со специализированными приложениями возможно использование онлайн-игр, в которых принимают участие как обучающиеся, так и носители языка. С точки зрения развития интереса подобный подход может значительно повысить качество формирование языковых компетенций.
1. Ван Юэхань. К вопросу о типах образовательных интернет-ресурсов, используемых при обучении русскому языку как иностранному в вузах Китая // МНКО. 2019. № 2 (75). C. 105-108. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-tipah-obrazovatelnyh-internet-resursov-ispolzuemyh-pri-obuchenii-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-v-vuzah-kitaya (дата обращения: 20.12.2021).
2. Виндекер О. С., Голендухина Е. А., Клименских М. В., Корепина Н. А., Шека А. С. К вопросу об эффективности дистанционного обучения: исследование представлений // Педагогическое образование в России. 2017. № 10. С. 41-47. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/k-voprosu-ob-effektivnosti-distantsionnogo-obucheniya-issledovanie-predstavleniy (дата обращения: 20.12.2021).
3. Кузьминова М. В. Формирование профессиональной коммуникативной иноязычной компетенции в высшей школе // Дискуссия. 2015. № 10 (62). С. 153-160. URL: https://cyberleninka.ru/artide/nfornrirovanie-professionalnoy-kommunikativnoy-inoyazychnoy-kompetentsii-v-vysshey-shkole (дата обращения: 20.12.2021).
4. Матиенко А. В. Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция: определение понятия в логике формирования полилингвальной и мультикультурной личности // Научный результат. Серия: Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2016. Т. 2. № 2. С. 73-77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inoyazychnaya-professionalnaya-kommunikativnaya-kompetentsiya-opredelenie-ponyatiya-v-logike-formirovaniya-polilingvalnoy-i (дата обращения: 19.12.2021).
5. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). М. : Буки-Веди, 2012. С. 215-218. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/ (дата обращения: 13.12.2021).
6. Мите Л. В. Самостоятельная работа - основное звено в системе дистанционного обучения // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2013. № 1 (34). С. 221-225. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-osnovnoe-zveno-v-sisteme-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 13.12.2021).
7. Михеева Н., Цзэн Юньтин. Дистанционное обучение китайскому языку // Научный вестник Гуманитарно-социального института. 2021. № 12. DOI: https://doi.org/10.17632/crt6vws7m2.1
8. Орехова Е. С. Обучение китайскому языку в условиях информатизации образования // Инновации в науке. 2016. № 2 (51). С. 103-107. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-kitayskomu-yazyku-v-usloviyah-informatizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 19.12.2022).
9. Сысоев П. В. Направления информатизации лингвистического образования на современном этапе // Язык и культура. 2015. № 1 (29). С. 156-168. DOI: https://doi.org/10.17223/19996195/29/17
10. Царева Л. М. Принципы и технологии развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26435 (дата обращения: 13.12.2021).
Статья поступила в редакцию 18.02.2022 г.; одобрена после рецензирования 15.03.2022 г.; принята к публикации 12.04.2022 г.
Об авторе Цзэн Юньтин
аспирант, Российский университет дружбы народов (117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6), [email protected]
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
1. Wang Yuehan. K voprosu o tipakh obrazovatel'nykh internet-resursov, ispol'zuemykh pri obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu v vuzakh Kitaya [On the issue of educational online resources used in teaching Russian as a foreign language in universities in China]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = The World of Science, Culture, Education, 2019, no. 2 (75), pp. 105-108. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-tipah-obrazovatelnyh-internet-resursov-ispolzuemyh-pri-obuchenii-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-v-vuzah-kitaya (accessed 20.12.2021). (In Russ.).
2. Vindeker O. S., Golendukhina E. A., Klimenskikh M. V., Korepina N. A., Sheka A. S. K voprosu ob effektivnosti dis-tantsionnogo obucheniya: issledovanie predstavlenii [The efficiency of distance learning: research of attitude to distance learning]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical Education in Russia, 2017, no. 10, pp. 41-47. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-effektivnosti-distantsionnogo-obucheniya-issledovanie-predstavleniy (accessed 20.12.2021). (In Russ.).
3. Kuzminova M. V. Formirovanie professional'noi kommunikativnoi inoyazychnoi kompetentsii v vysshei shkole [Formation of professional communicative foreign language competence in higher school]. Diskussiya = Discussion, 2015, no. 10 (62), pp. 153160. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-kommunikativnoy-inoyazychnoy-kompetentsii-v-vysshey-shkole (accessed 20.12.2021). (In Russ.).
4. Matienko A. V. Inoyazychnaya professional'naya kommunikativnaya kompetentsiya: opredelenie ponyatiya v logike formiro-vaniya polilingval'noi i mul'tikul'turnoi lichnosti [Foreign language professional communicative competence: the definition of the concept in the logic of polylingual and multicultural identity formation]. Nauchnyi rezul'tat. Voprosy teoreticheskoi i prikladnoi lingvistiki = Research Results. Series: Issues of Theoretical and Applied Linguistics, 2016, vol. 2, no. 2, pp. 73-77. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/inoyazychnaya-professionalnaya-kommunikativnaya-kompetentsiya-opredelenie-ponyatiya-v-logike-formirovaniya-polilingvalnoy-i (accessed 19.12.2021). (In Russ.).
5. Medintseva I. P. Kompetentnostnyi podkhod v obrazovanii [Competence-based approach in education]. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy IIMezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, dekabr' 2012 g.) = Pedagogical skills: materials of the II International scientific conference (Moscow, December 2012), M., Buki-Vedi Publ., 2012, pp. 215-218. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/ (accessed 13.12.2021). (In Russ.)
Pedagogics
Zeng Yunting
6. Mite L. V. Samostoyatel'naya rabota - osnovnoe zveno v sisteme distantsionnogo obucheniya [Independent learning - the major part of distance learning]. Izvestiya Peterburgskogo universitetaputei soobshcheniya = Proceedings of Petersburg Transport University, 2013, no. 1 (34), pp. 221-225. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-osnovnoe-zveno-v-sisteme-distantsionnogo-obucheniya (accessed 13.12.2021). (In Russ.).
7. Mikheeva N., Zen Yunting. Distantsionnoe obuchenie kitaiskomu yazyku [Distance learning of the Chinese language]. Nauch-nyi vestnik Gumanitarno-sotsial'nogo instituta = Scientific Bulletin of the Humanitarian and Social Institute, 2021, no. 12. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.17632/crt6vws7m2.1
8. Orekhova E. S. Obuchenie kitaiskomu yazyku v usloviyakh informatizatsii obrazovaniya [Teaching Chinese in conditions of education informatization]. Innovatsii v nauke = Innovations in Science, 2016, no. 2 (51), pp. 103-107. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-kitayskomu-yazyku-v-usloviyah-informatizatsii-obrazovaniya (accessed 19.12.2021). (In Russ.).
9. Sysoyev P. V. Napravleniya informatizatsii lingvisticheskogo obrazovaniya na sovremennom etape [Directions of linguistic education informatization]. Yazyk i kul'tura = Language and Culture, 2015, no. 1 (29), pp. 156-168. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.17223/19996195/29/17
10. Tsareva L. M. Printsipy i tekhnologii razvitiya professional'noi inoyazychnoi kommunikativnoi kompetentsii v meditsinskom vuze [Principles and technologies of development of professional foreign language communicative competence at the medical university]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, 2017, no. 3. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26435 (accessed 13.12.2021). (In Russ.).
The article was submitted 18.021.2022; approved after reviewing 15.03.2022; accepted for publication 12.04.2022.
About the author
Zeng Yunting
Postgraduate Student, RUDN University (6 Miklukho-Maklaya St., Moscow 117198, Russian Federation),
The author has read and approved the final manuscript.