Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гендерный подход / внедрение / творческое мышление / коммуникативная компетенция / формирование личности / gender approach / implementation / creative thinking / communicative competence / personality formation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипова Нилуфар Исматуллаевна

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативной компетенции и творческого мышления студентов факультета русской филологии с точки зрения гендерного подхода. По изучении материалов по теме предложены некоторые пути развития коммуникативных способностей студентов, которые подразумевают развитие их умения общаться в коллективе с целью достижения поставленных задач, а также способствуют формированию такой личности, которая сможет быть востребованной в современном обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарипова Нилуфар Исматуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AND CREATIVE THINKING OF STUDENTS OF THE FACULTY OF RUSSIAN PHILOLOGY FROM THE POINT OF VIEW OF A GENDER APPROACH

The article discusses the issues of developing communicative competence and creative thinking of students of the Faculty of Russian Philology from the point of view of a gender approach. Based on the study of materials on the topic, some ways to develop the communicative abilities of students are proposed, which imply the development of their ability to communicate in a team in order to achieve assigned tasks, and also contribute to the formation of a personality that can be in demand in modern society.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА»

УДК 21

DOI.10.51844-2077-4990-2023-4-64-68

ФОРМИРОВАНИЕ Шарипова Нилуфар Исматуллаевна, старший КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ преподаватель кафедры методики преподавания И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ русского языка и литературы ГОУ «ХГУ имени

СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА РУССКОЙ акад. Б.Гафурова (Таджикистан, Худжанд) ФИЛОЛОГИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА ТАШАККУЛИ САЛОХЦЯТИ Шарипова Нилуфар Исматуллоевна, КОММУНИКАТСИОНЙВА ТАФАККУРИ сармуаллими кафедраи методикаи таълими

ЭЦОДИИДОНИШЦУЁНИ ФАКУЛТЕТИ забон ва адабиёти руси МДТ "ДДХ ба номи ФИЛОЛОГИЯИ РУС АЗ НУЦТАИ НАЗАРИ акад. БТафуров" (Тоцикистон, Хуцанд) МУНОСИБАТИ ГЕНДЕРЙ FORMA TION OF COMMUNICA TIVE Sharipova Nilufar Ismatullaevna, senior lecturer of COMPETENCE AND CREATIVE the department of Russian language and literature THINKING OF STUDENTS OF THE and its methods of teaching under the SEI "KhSU FACULTY OF RUSSIAN PHILOLOGY named after acad. B.Gafurov" (Tajikistan, FROM THE POINT OF VIEW OF A Khujand), E-mail: uchzaphgu@mail.ru GENDER APPROACH

Вожа^ои калидй: равиши гендери, амали, тафаккури эцоди, салоуияти коммуникатсиони, ташаккули шахсият

Дар мацола масъалацои ташаккули салоуияти коммуникатсиони ва тафаккури эцодии донишцуени факултети филологияи рус аз нуцтаи назари равиши гендери барраси карда мешаванд. Омузиши мавод дар ин мавзуъ баъзе рощои рушди цобилияти коммуникатсионии донишцуенро пешнщод мекунад, ки рушди цобилияти муоширати ощоро дар гуруу бо мацсади ноил шудан ба вазифацои гузошташуда дар назар доранд ва инчунин ба ташаккули шахсияте мусоидат мекунанд, ки дар цомеаи муосир талабот дошта бошад.

Ключевые слова: гендерный подход, внедрение, творческое мышление, коммуникативная компетенция, формирование личности

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативной компетенции и творческого мышления студентов факультета русской филологии с точки зрения гендерного подхода. По изучении материалов по теме предложены некоторые пути развития коммуникативных способностей студентов, которые подразумевают развитие их умения общаться в коллективе с целью достижения поставленных задач, а также способствуют формированию такой личности, которая сможет быть востребованной в современном обществе.

Key words: gender approach, implementation, creative thinking, communicative competence, personality formation

The article discusses the issues of developing communicative competence and creative thinking of students of the Faculty of Russian Philology from the point of view of a gender approach. Based on the study of materials on the topic, some ways to develop the communicative abilities of students are proposed, which imply the development of their ability to communicate in a team in order to achieve assigned tasks, and also contribute to the formation of a personality that can be in demand in modern society.

Формирование коммуникативной компетенции и творческого мышления у студентов факультетов русской филологии с учетом гендерного подхода является важной задачей в образовательном процессе. Гендерный подход предполагает анализ и понимание социокультурных различий между мужчинами и женщинами, а также их влияния на коммуникацию и творческое мышление.

В контексте формирования коммуникативной компетенции, гендерный подход может помочь студентам осознать и понять различия в коммуникационных стилях и предпочтениях между мужчинами и женщинами. Это может помочь им развить навыки эффективного общения с представителями обоих полов, учитывая их особенности и потребности. Например, студенты могут изучать различия в языке и коммуникативных стратегиях, используемых мужчинами и женщинами, и научиться адаптировать свой стиль коммуникации в зависимости от контекста и аудитории.

Также гендерный подход может способствовать развитию творческого мышления студентов. Исследования показывают, что мужчины и женщины могут иметь различные подходы к творческому процессу и предпочтения в творческой деятельности. Учет этих различий может

помочь студентам расширить свои горизонты и развить более разнообразные и инновационные подходы к решению задач.

Для успешного формирования коммуникативной компетенции и творческого мышления с гендерной перспективы, факультеты русской филологии могут предлагать студентам специальные курсы или модули, посвященные гендерным аспектам коммуникации и творчества. Эти курсы могут включать изучение теоретических основ гендерной коммуникации, анализ примеров из литературы и искусства, а также практические задания, направленные на развитие коммуникативных и творческих навыков.

В целом, гендерный подход может быть полезным инструментом для формирования коммуникативной компетенции и творческого мышления студентов факультетов русской филологии. Он помогает учитывать различия и особенности между мужчинами и женщинами в коммуникации и творчестве, что способствует более эффективному и инновационному образованию.

Изучение гендерного подхода в контексте формирования коммуникативной компетенции и творческого мышления студентов факультетов русской филологии может иметь несколько практических преимуществ.

Во-первых, гендерный подход помогает студентам осознать и преодолеть стереотипы и предрассудки, связанные с коммуникацией и творчеством. Он позволяет студентам расширить свое понимание разнообразия коммуникативных стилей и подходов, а также различных форм творческой деятельности. Это способствует развитию более открытого и инклюзивного мышления, что важно для успешной работы в современном обществе.

Во-вторых, гендерный подход может помочь студентам развить навыки эмпатии и понимания. Изучение различий в коммуникации и творчестве между мужчинами и женщинами помогает студентам лучше понять потребности и ожидания других людей. Это может быть особенно полезно при работе в команде или при взаимодействии с различными аудиториями. Студенты могут научиться адаптировать свой стиль коммуникации и творческого мышления, чтобы быть более эффективными и успешными в своей профессиональной деятельности.

В-третьих, гендерный подход способствует развитию критического мышления и аналитических навыков. Изучение гендерных аспектов коммуникации и творчества требует анализа и оценки различных источников информации, исследований и теорий. Студенты могут научиться критически оценивать и интерпретировать эти данные, а также применять их в своей собственной работе. Это способствует развитию их аналитического мышления и способности принимать информированные решения [2].

Следует отметить, что гендерный подход является важным аспектом формирования коммуникативной компетенции и творческого мышления студентов факультетов русской филологии. Он помогает студентам осознать и преодолеть стереотипы, развить эмпатию и аналитические навыки, а также адаптировать свой стиль коммуникации и творческого мышления в соответствии с потребностями и ожиданиями различных аудиторий. Это способствует их личностному и профессиональному росту, а также успешной адаптации в современном обществе.

Кроме того, данный подход может способствовать развитию студентов как активных участников общества и привлечь их внимание к важным социальным вопросам. Изучение гендерных аспектов коммуникации и творчества может помочь студентам осознать неравенство и дискриминацию, с которыми сталкиваются люди разных полов в обществе. Это может вдохновить их на поиск способов борьбы с этими проблемами и создание более справедливого и равноправного общества [2].

Гендерный подход может стимулировать студентов к развитию своей творческой индивидуальности. Изучение различий в коммуникации и творчестве между мужчинами и женщинами может помочь студентам открыть для себя новые подходы и идеи, которые могут вдохновить их на собственные творческие проекты. Это может способствовать развитию их уникального голоса и выражению себя через искусство и литературу [3].

В целом, изучаемый нами подход в формировании коммуникативной компетенции и творческого мышления студентов факультетов русской филологии имеет множество преимуществ. Он помогает студентам развить открытое мышление, эмпатию и аналитические навыки, а также осознать социальные проблемы и развить свою творческую индивидуальность. Данный подход способствует созданию более инклюзивного и равноправного

образовательного пространства, где каждый студент может раскрыть свой потенциал и внести свой вклад в общество.

Проанализировав материалы по данной тематике, мы предложили возможные пути формирования коммуникативной компетенции и творческого мышления на факультетах русской филологии с учетом гендерного аспекта:

1. Изучение гендерных теорий и подходов в литературе: включение изучения гендерных теорий, критического анализа и пересмотра стереотипов и ролей полов в литературных произведениях может помочь студентам расширить свое понимание творческого наследия;

2. Развитие критического мышления через анализ текстов с учетом гендерной проблематики: предоставление возможностей для обсуждения и анализа литературных произведений с учетом гендерных аспектов может помочь студентам улучшить свою критическую оценку и аналитические навыки;

3. Привлечение разнообразных гендерных перспектив: предоставление возможности изучения литературы, созданной представителями разных гендеров, может помочь студентам лучше понять множественные гендерные опыты и перспективы;

4. Применение гендерных принципов в развитии коммуникативных навыков: включение гендерных аспектов в обучение коммуникации, включая написание эссе, устное выступление и анализ текстов, поможет студентам развить более глубокое понимание роли языка и коммуникации в формировании гендерных стереотипов;

5. Проведение специализированных курсов и семинаров по гендерным проблемам в литературе и языке: организация специализированных мероприятий, таких как семинары, конференции и круглые столы, способствует более глубокому и осознанному изучению гендерных вопросов в контексте русской филологии.

Все эти подходы могут способствовать более полному пониманию студентами важности гендерного равенства и диалога между полами, а также помочь им развить более широкий и включающий подход к литературе и языку.

Для более подробной реализации гендерного подхода на факультетах русской филологии при формировании коммуникативной компетенции и творческого мышления, можно также учесть следующие аспекты:

1. Исследование роли женщин и мужчин в литературе и языке: стимулирование студентов проводить исследования и анализировать, как гендерное измерение влияет на создание литературных произведений и языковых структур;

2. Содействие созданию безопасного и открытого образовательного пространства: важно создать атмосферу, в которой студенты могут свободно обсуждать гендерные вопросы и чувствовать себя уважаемыми и поддержанными;

3.Вовлечение в диалог между студентами разных полов и гендерных идентичностей: активная поддержка междуличностного взаимодействия и диалога с целью обогащения образовательного опыта и понимания гендерных различий;

4. Поддержка исследовательских проектов с гендерной ориентацией: факультеты русской филологии могут поощрять студентов разрабатывать собственные исследовательские проекты, связанные с гендерной проблематикой в литературе и языке;

5. Сотрудничество с экспертами в области гендерных исследований: привлечение специалистов по гендерным вопросам для проведения лекций, семинаров и мастер-классов может обогатить образовательный процесс.

Учитывая гендерный аспект при формировании коммуникативной компетенции и творческого мышления на факультетах русской филологии поможет студентам лучше понимать взаимосвязь между языком, литературой и гендерными ролями, а также развивать критическое мышление, эмпатию и более глубокое литературное понимание. Этот подход способствует созданию более инклюзивной и осознанной образовательной среды [6].

Каким же образом еще можно продолжить интегрировать гендерный подход на факультетах русской филологии для формирования коммуникативной компетенции и творческого мышления студентов? С этой целью можно предложить предпринять такие шаги, как:

1.Разработка специализированных курсов и программ. Это подразумевает создание курсов, посвященных исключительно гендерным аспектам в русской литературе и языке, что позволит студентам глубже погрузиться в данную тему. Курсы могут охватывать историю гендерных движений, роль женщин в литературе, а также гендерные аспекты языка;

2.Организация обсуждений и клубов по гендерным вопросам. Для этого можно организовать регулярные обсуждения литературных произведений и языковых явлений с гендерной точки

зрения, что поможет студентам вырабатывать свои взгляды и анализировать сложные гендерные проблемы;

3.Поддержка исследовательских работ и публикаций. Здесь уместно будет стимулировать студентов к проведению исследований в области гендерных исследований и публикациям их результатов, что поможет им развивать научные навыки и внести свой вклад в область;

4.Внедрение технологий и мультимедиа.

Использование современных технологий, таких как веб-семинары, подкасты и видеоуроки, позволит студентам изучать материалы и принимать участие в дискуссиях онлайн, расширяя кругозор и повышая осведомленность о гендерных вопросах;

5. Проведение тренингов и мастер-классов по коммуникационным навыкам.

Тренинги, направленные на развитие навыков эмпатии, слушания и уважительного общения, могут помочь студентам лучше понимать гендерные перспективы и обогащать свой творческий потенциал.Интеграция тендерного подхода на факультетах русской филологии не только помогает студентам лучше понимать гендерные вопросы в литературе и языке, но также способствует формированию более толерантного, открытого и инклюзивного образовательного пространства. Этот подход помогает студентам развивать критическое мышление и эмпатию, что важно не только в академическом, но и в социокультурном контексте.

6. Интеграция гендерной тематики в учебные материалы и учебные планы.

Важно внедрить гендерные аспекты в основные учебные курсы русской филологии, чтобы студенты естественно воспринимали их как важную часть изучения языка и литературы.

7. Создание менторских программ.

Менторские программы, основанные на принципах гендерного равенства, могут способствовать развитию лидерских качеств и самооценке студентов, независимо от их половой принадлежности.

8. Исследование истории и культуры различных сообществ: обучение студентов истории и культуре всевозможных сообществ может дополнительно расширить их гендерное образование и повысить осознанность гендерных вопросов, чтобы не допустить в обществе нежелательных сообществ, которые противоречат национальным ценностям.

9. Поддержка проектов и инициатив, связанных с гендерными вопросами.

Факультеты могут финансово и организационно поддерживать студенческие исследовательские проекты и мероприятия, связанные с гендерными темами.

10. Мониторинг и оценка эффективности.

Важно внедрить систему мониторинга и оценки, чтобы измерить эффективность интеграции гендерного подхода в образовательный процесс и внести коррективы, если необходимо.

Таким образом, интеграция гендерного подхода на факультетах русской филологии требует систематических усилий и обязательного сотрудничества между факультетом, студентами и экспертами в области гендерных исследований. Это поможет формировать более глубокое и комплексное понимание гендерных вопросов и способствовать развитию креативного мышления и коммуникативной компетенции студентов.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова - Екатеринбург: Деловая книга, 2012. - 704 с.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1996 - 374 с.

3. Бодалев, А.А. Психологическое общение / А.А. Бодалев. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 256 с.

4. Васильев, Г.С. Проблема коммуникативных способностей / Г.С. Васильев.- М.: Речь, 2001. -21 с.

5. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. /И.В. Вачков. - М.: Ось - 89, 2009. - 256 с.

6. Гуськова, С.В.Основы теории коммуникации /С.В. Гуськова.- М.-Флинта, 2013.-78 с.

7.Зотова И. Н. Характеристика коммуникативной компетентности // Известия ЮФУ. Технические науки. 2006. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-kommunikativnoy-kompetentnosti (дата обращения: 20.11.2023). 8.Шарипова, Н. И. Взгляд на коммуникативные стили с точки зрения гендерных исследований / Н. И. Шарипова // Ученые записки Худжандского государственного университета им.

академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. - 2016. - № 2(47). - С. 246248. - EDN WMARZD.

REFERENCES:

1.Abramova, G.S. Developmental psychology]: Textbook for university students / G.S. Abramova -Ekaterinburg: Business book, 2012. - 704 p.

2. Andreeva, G.M. Social psychology / G.M. Andreeva. - M.: Aspect Press, 1996 - 374 p.

3. Bodalev, A.A. Psychological communication / A.A. Bodalev. - M.: Institute of Practical Psychology, 1996. - 256 p.

4. Vasiliev, G.S. The problem of communication abilities / G.S. Vasiliev. - M.: Rech, 2001. - 21 p.

5. Vachkov, I.V. Fundamentals of group training technology. Psychotechnics: Textbook. - 3rd ed., revised. and additional /I.V. Vachkov. - M.: Os - 89, 2009. - 256 p.

6. Guskova, S.V. Fundamentals of the theory of communication / S.V. Guskova.- M.-Flint, 2013.-78 p.

7. Zotova I. N. Characteristics of communicative competence // News of the Southern Federal University. Technical science. 2006. № 13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7harakteristika-kommunikativnoy-kompetentnosti (date of access: November 20, 2023).

8. Sharipova, N. I. A look at communication styles from the point of view of gender studies / N. I. Sharipova // Scientific notes of Khujand State University. Academician Bobojon Gafurov. Humanities and Social Sciences Series. - 2016. - № 2(47). - P. 246-248.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.