ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ...
УДК 378 + 37.0
Э. Г. Скибицкий, М. А. Паутова
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В настоящее время перед высшими учебными заведениями остро встают проблемы, связанные с повышением требований потребителей к качеству образовательных услуг, обеспечение конкурентоспособности специалистов экономического профиля на рынке труда, Вступление России в единое экономическое пространство, выход на уровень международного взаимодействия в области высшего образования требует тщательного осмысления проблем подготовки специалистов.
Новое качество профессионального образования в экономическом вузе призвано обеспечить комплекс фундаментальных экономических и социальных знаний. Специальная подготовка специалистов базируется на трех блоках: усвоение специальных знаний, формирование умений и навыков менеджмента, овладение коммуникативной компетентностью. Последняя является важным качеством, обусловливающим высокий профессионализм специалистов, их компетентность. Особое значение приобретает повышение уровня коммуникативных умений и навыков, формирование которых связано с развитием коммуникативной компетентности студентов экономических вузов.
Развитие коммуникативной компетентности студентов экономических вузов, в условиях перехода общества к эффективной рыночной экономике, становится актуальной педагогической проблемой. Выпускники высших учебных заведений, в силу актуализации потребностей предпринимателей в квалифицированных сотрудниках, должны обладать деловыми качествами, в ряду которых особое место занимает коммуникативная компетентность.
К особенностям формирования коммуникативной компетентности студентов экономического профиля молено отнести: учет потребительного спроса на специалистов экономических вузов с глубокими знаниями экономических дисциплин, общающихся в конкурентной среде отечественных и зарубежных профильных рынков; обеспечение объединения усвоения специальных знаний, умений и навыков профильного направления, формирования коммуникативной компетентности.
В своем исследовании мы будем придерживаться определения «компетентность», приведенного в работе С. М. Вишнякова. На наш взгляд, оно наиболее полно отражает семантическое значение этого понятия. Под компетентностью автор понимает меру соответствия знаний, умений и опыта
лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем [1].
Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности личности. С одной стороны, он социален и включает нормы и ценности культуры, с другой - индивидуален, поскольку основывается на личностных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности. Динамический аспект этого опыта составляют процессы социализации и индивидуализации, реализуемые в общении, обеспечивающие социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие.
Дефиниция «коммуникация» (лат. сошшишсо делаю общим, связываю, общаюсь) - смысловой акцент социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает коммуникативный аспект. Способность человека к коммуникации определяется в психолого-пе-дагогических исследованиях в общем как коммуникативность (Г. М. Андреева, А. Б. Добрович, Н. В. Кузьмина, А. Джекобе и др.). Поскольку мы рассматриваем коммуникацию как процесс общения, то коммуникативная компетентность будет означать не что иное, как компетентность в общении.
Термин «коммуникативная компетентность» был впервые применен Д. Хаймзом (1972 г.). Он утверждал, что высказыванию присущи свои правила, которым подчиняются правила грамматики, и усвоение которых обеспечивает способность пользоваться языком в процессе коммуникации. Понимание и смысл термина коммуникативной компетентности рассматривали А. Б. Зверинцев, А. А. Мурашов, Н. Н. Обозов, И. И. Рыданова, И. А. Стернин и др.
Изучение психолого-педагогической литературы показало, что существуют различные подходы к формулировке понятия «коммуникативная компетентность». Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, И. А. Богачек, Н. В. Бордовская, М. С. Каган, А, А. Леонтьев, Л. М. Митина, А. А Реан, Н. И. Шевандин, В. М. Шепель и другие коммуникативную компетентность рассматривают как взаимодействие людей; знания и умения; личностное качество и поведение, проявляющееся в отношении с людьми; способности в общении и др. Они считают, что коммуникативная компетентность является системной характеристикой личности обучающегося и проявляется в процессе выполнения им комплекса действий [2].
Развитие коммуникативной компетентности через решение коммуникативной задачи общения рассматривали В. А. Кан-Калик, А. В. Мудрик,
Н. В. Никандров и др. Факторы коммуникативной компетентности выделяли В. Л. Захаров, Ю. Ю. Хрящева, Компоненты коммуникативной компетентности рассматривали Ю. П. Емельянов, Ю. М. Жуков, В. А. Лабунская, выделяя познавательный компонент. Эмоциональный компонент коммуни-
кативной компетентности, как наиболее важную и сложную составляющую, изучали А. А. Бодалев, Б. Ф, Ломов и др.
Исходя из вышесказанного следует, что дефиниция «коммуникативная компетентность» является комплексным понятием. Ее основными признаками являются: установление и поддержка контакта; совокупность знаний, умений и навыков; конгломерат знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения; ситуативная адаптивность и свободное владение средствами коммуникации; умение адаптироваться в коммуникативных ситуациях; информирование субъекта общения; идейно-нравственная категория; совокупность представлений об инструментах коммуникации; система; трехуровневое образование; диспозиции; готовность; способность; качество и поведение; готовность к контакту; согласованность и др.
На основе анализа приведенных выше определений термина «коммуникативная компетентность», выявления его основных признаков, в рамках вышеуказанного понимания компетентности дадим свое определение. Под ней мы понимаем информационное и эмоциональное взаимодействие, в процессе которого реализуются коммуникативные знания, умения и навыки личности при решении профессиональных и личностных задач.
Особенности развития каждой личности, уникальность ее внутреннего мира, среды общения позволяет говорить о различной динамике развития коммуникативной компетентности. Для студентов высших учебных заведений она зависит от жизненного опыта, базового образования и индивидуально-типологических особенностей (рис.1).
Рис. 1. Зависимость динамики развития коммуникативной компетентности специалистов экономического профиля
Коммуникативная компетентность личности формируется в ходе освоения ею систем общения и включения в совместную деятельность и развивается в течение всей жизни. По мнению С. П. Суханова, проблемы коммуникативной компетентности сходятся в том, что она присуща всем без исключения людям, однако в ряде профессий она становится профессионально значимой [3].
Традиционно выделяют общую и профессиональную коммуникативную компетентность, указывая на то, что профессиональная коммуникативная компетентность не может усваиваться стихийно, так как возможно искажение ценностных ориентаций. Поэтому развитие коммуникативной компетентности будущего специалиста экономического профиля должно происходить в ходе специально организованного обучения.
Наши исследования показали, что содержание подготовки выпускника экономического вуза требует усиления коммуникативной составляющей базовых и профилирующих дисциплин, введения инструмен тария (системы тренингов) формирования коммуникативной компетентности обучающихся, выполнения комплекса педагогических условий, обеспечивающих этот процесс. Под педагогическими условиями формирования коммуникативной компетентности мы понимаем совокупность взаимосвязанных мер, необходимых для создания целенаправленного образовательного процесса с использованием педагогически полезного инструментария. Они должны рассматриваться в единой системе: а) осмысление процесса формирования коммуникативной компетентности как многоаспектной проблемы; б) определение сущности, содержания, функции и параметров системы .
Проведенный анализ теоретических и практических исследований по проблеме формирования коммуникативной компетентности студентов экономического профиля показал, что педагогические условия разработаны в самом общем виде. Их обоснование невозможно без изучения специфики педагогического процесса. Анализ содержания государственных образовательных стандартов по специальностям: 060400 - «Финансы и кредит», 060500 - «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 061100 - «Менеджмент организации», 521600 - «Экономика», а также учебных планов и рабочих учебных программ на предмет выявления их потенциальных возможностей для решения задач формирования коммуникативной компетентности позволил установить, что их содержание не в полной мере соответствует эффективному формированию коммуникативной компетентности будущих специалистов. Блок «Дисциплины психолого-педагогической подготовки» не рассматривает вопросы, касающиеся личностно-ориентированного образования. Деловое общение рассматривается как нечто отделенное от целостного педагогического процесса, находящегося вне его.
Общим критерием для определения педагогических условий являются условия, направленные на совершенствование эмоционально-интеллектуального взаимодействия участников педагогического процесса при решении конкретных дидактических задач. При разработке педагогических условий формирования коммуникативной компетентности студентов экономического профиля нами учитывались исследования О. В. Артюшкина [4], М. В. Булыгиной [5], В. В. Егорова [6] и др. К педагогическим условиям формирования коммуникативной компетентности студентов экономического профиля мы относим:
1. Гуманизация образования при изучении учебных курсов но формированию коммуникативной компетентности.
2. Опора на личностно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
3. Организация системы тренингов по формированию коммуникативной компетентности.
4. Мотивация продуктивной коммуникативной деятельности посредством создания мотивирующей среды.
5. Операциональная и рефлексивная готовность педагога и обучающихся для работы в образовательной среде.
6. Наличие диагностируемых целей обучения.
7. Комплексное использование активных методов обучения.
8. Организация и обеспечение мониторинга процесса формирования коммуникативной компетентности.
Выявленные педаг огические условия являются открытой системой и при решении конкретных задач они могут быть дополнены. Исследования показывают. что для создания педагогического инструментария формирования коммуникативной компетентности необходимо их учитывать в комплексе.
Наши исследования показали, что для успешного решения задач по формированию коммуникативной компетентности студентов экономического профиля необходимо использовать деятельностный, функциональный, динамический. квалиметрический и исследовательский подходы. Рассмотрим кратко их содержание.
Деятельностный подход рассматривается нами как средство формирования готовности обучающихся к применению коммуникативных знаний для выполнения профессионально-ориентированных задач, а также становления и развития субъектности обучающегося, что как результат позволяет индивиду осваивать новые структуры личностных образований (смысл, цели, задачи, способы преобразования себя).
Функциональный подход к исследованию формирования коммуникативной компетентности студентов экономического профиля к применению полученных знаний для выполнения профессионально-ориентированных задач предполагает реализацию среди взаимосвязанных функций указанного процесса, направленных на достижение поставленных целей.
Динамический подход позволяет рассматривать формирование коммуникативной компетентности студентов в движении, в изменении под влиянием различных факторов, обстоятельств, условий. В последующем модернизировать содержание и структуру системы тренингов.
Квалиметрический подход в решении проблемы исследования применяется при разработке методики диагностики уровней сформированности коммуникативной компетентности обучающихся к целенаправленной ее реализации при решении профессионально-ориентированных задач.
Исследовательский подход обусловливает реализацию микроисследо-
ваний в деятельности преподавателей и тренеров. Выделенные методологические подходы рассматриваются в тесной взаимосвязи, что значительно укрепляет методологические основы исследования и позволяет проектировать структуру и технологию результативности процесса подготовки обучающихся к применению коммуникативных знаний и умений для выполнения профессионально-ориентированных задач.
Рассмотрев особенности различных подходов к определению моделей, видов модельных представлений, методов моделирования, а также учитывая положительные и отрицательные стороны каждой рассмотренной модели мы пришли к вывод}', что для решения задач, поставленных в нашем исследовании, подходит модель структурно-функционального типа, целостность которой обеспечивается на основе взаимодействия ее структурных компонентов (рис. 2).
Модель формирования коммуникативной компетентности специалиста экономического профиля
Принципы:
личностно
ориентированные
культурно
ориентированные
деятельностно-
ориентированные
Педагогические
условия
Г уманизация
образования ,
Опора на
личностно -
деятельностный и
личностно-
ориеитироваяный
подходы
Организация
системы треников
Мотивация
продуктивной
коммуникативной
деятельности
Операциональн ая,
рефлексивная
готовность
Комплексное
использование
активных методов
обучения
Организация
монитоцинга
Целевой компонент - формирование коммуникативной компетентности
Содержательный компонент-
формирование у студентов системы базовых знаний и умений по аспектам общения на основе системы тренингов.
Организационно-деятельностный компонент - этапы формирования коммуникативной компетентное™ в процессе проведения системы тренингов
Адапта-
ционный
Теорети-
ческий
Практи-
Технологический компонент', методы, средства, формы
Результативно-диагностический компонент - сформированное^ коммуникативной компетентности
Критерии
диагностики
Оценка уровня развития
Рефлексивный компонент
Методологические
подходы:
деятельностный,
функциональный,
динамический,
квалиметрический,
исследовательский
Функции:
Регулятивная
Исполнительная
Ориентационная
Самооцсночная
Рис. 2. Модель формирования коммуникативной компетентности специалиста
экономического профиля
Она состоит из двух контуров: внешнего и внутреннего. Внутренний контур модели включает, в качестве обеспечивающих ее функционирование, взаимосвязанные содержательный, организационно-деятельностный, технологический, результативно-диагностический, рефлексивный компоненты. Во внешний контур входят принципы, педагогические условия, функции и методологические подходы. Элементы внешнего контура служат основой для построения модели. Все элементы, образующие структуру коммуникативной компетентности, находятся в диалектической взаимосвязи. В основу разработки данной педагогической модели положена цель, направленная на формирование коммуникативной готовности студентов экономического вуза к профессиональной деятельности в различных социально-экономических условиях с помощью системы тренингов и с учетом особенностей экономического образования.
Экспериментальная проверка модели в реальном педагогическом процессе Сибирской академии финансов и банковского дела показала ее педагогическую полезность при формировании коммуникативной компетентности будущих специалистов.
Библиографический список
1. Вишняков, С. М, Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишняков. - М.: НМЦ СПО, 1999.
2. Мамонтова, Н. Ю. Формирование коммуникативной компетентности студентов технического вуза / Н, Ю. Мамонтова: Автореферат дис. ... к. пед, наук. - Кемерово, 2006.
3. Суханов, С. П. Развитие коммуникативных способностей сотрудников аудиторских фирм как педагогическая проблема / С. П. Суханов: Автореферат дис. ... к. пед. наук, - Челябинск, 2002.
4. Артюшкйн, О. В. Формирование информационной культуры личности обучающихся / Артюшкйн О. В,, Скибицкий Э. Г. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф, Катанова, 2004.
5. Булыгина, М. В. Педагогические условия развития культурологической компетенции при обучении иностранному языку / М. В. Булыгина: Автореферат дис ... к,, пед. наук, - Екатеринбург, 1997.
6. Егоров, В. В., Смирнова, Г. М., Готгинг, В. В. Педагогические условия формирования информационно-технологической компетенции у будущих педагогов профессионального обучения / В. В. Егоров, Г. М. Смирнова, В. В. Готтинг, -Караганда: КарГУ, 2007.