Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности у будущего экономиста'

Формирование коммуникативной компетентности у будущего экономиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
578
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕТОДИКИ / ПРОФЕС-СИОГРАММА / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ / PERSON-ORIENTED TECHNIQUES / PROFESSIOGRAM / MOTIVATIONAL COMPONENT / COGNITIVE COMPONENT / PRACTICAL COMPONENT / EVALUATIVE COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Островая Виктория Викторовна

В статье рассматривается возможность личностно-ориентированной методики (тренинг) в формировании коммуникативной компетентности у студента экономической специальности. Определены условия формирования коммуникативной компетентности в профессиональнокорпоративной среде вуза, определены компоненты коммуникативной компетентности: мотивационный, когнитивный, деятельностный и оценочный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALTIES DEPARTMENTS

The article discusses resources of the person-oriented methodology (training) in the development of the communicative competence of students of economic specialties departments. The author defines circumstances for forming the communicative competence in a professional corporate environment of the university and distinguishes communicative competence components: motivational, cognitive, practical and evaluative.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности у будущего экономиста»

УДК 377

Островая Виктория Викторовна

старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента Академии труда и социальных отношений тел.: (3532) 76-56-89

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩЕГО ЭКОНОМИСТА

Ostrovaya Victoria Viktorovna

Senior Lecturer of the Economics and Management Department, Academy of Labour and Social Relations tel.: (3532) 76-56-89

DEVELOPMENT OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALTIES DEPARTMENTS

Аннотация:

В статье рассматривается возможность личностно-ориентированной методики (тренинг) в формировании коммуникативной компетентности у студента экономической специальности. Определены условия формирования коммуникативной компетентности в профессиональнокорпоративной среде вуза, определены компоненты коммуникативной компетентности: мотивационный, когнитивный, деятельностный и оценочный.

Ключевые слова:

личностно-ориентированные методики, профес-сиограмма, мотивационный компонент, когнитивный компонент, деятельностный компонент, оценочный компонент.

Summary:

The article discusses resources of the person-oriented methodology (training) in the development of the communicative competence of students of economic specialties departments. The author defines circumstances for forming the communicative competence in a professional corporate environment of the university and distinguishes communicative competence components: motivational, cognitive, practical and evaluative.

Keywords:

person-oriented techniques, professiogram, motivational component, cognitive component, practical component, evaluative component.

Компетентностный подход олицетворяет сегодня инновационный процесс в образовании, соответствует принятой в большинстве развитых стран, в том числе и в России, общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом на систему компетентностей в конструировании содержания образования. На наш взгляд, формирование коммуникативной компетентности невозможно без соответствующих условий. Следует отметить, что разные авторы предлагают свои определения коммуникативной компетентности. Так, Л.Г. Антропова и Л.В. Смирнова характеризуют коммуникативную компетентность как интегративное качество личности, Л.Г. Антропова дополняет [1], что это еще и профессионально-значимое качество, состоящее из коммуникативных знаний, умений, навыков; коммуникативной направленности, гуманистической позиции, коммуникативной креативности. Мы предлагаем следующее определение данного понятия. Коммуникативная компетентность - это реализация определенной совокупности коммуникативных знаний, умений, навыков, норм, ценностных ориентиров в профессиональной деятельности личности, реализацию ее творческого потенциала, саморазвитие, умение адекватно оценивать результаты своей деятельности, соотносить их с установками в реально-существующих условиях. Все это, на наш взгляд, более активно формируется при применении личностно-ориентированных технологий.

Личностно-ориентированное развивающее обучение в современном высшем образовании предполагает не донесение до обучающихся учебного материала в готовом виде, а подведение к тому, чтобы обучающиеся сами делали открытия, умели применить свои знания на практике и являлись востребованной личностью, обладающей креативностью, умеющей творчески решать задачи, с которыми сталкиваются в жизни [2, с. 39].

Целью проводимого нами эксперимента было определение условий, при которых влияние профессионально-корпоративной среды вуза на студента как на будущего специалиста оказывается наиболее благоприятным для формирования коммуникативной компетентности. Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей заключаются в формировании мотивационного отношения студентов к формированию коммуникативной компетентности; в операциональной и рефлексивной готовности преподавателя и студентов в образовательной среде; проектирование содержания и структуры личностно-ориентированных методик в формировании коммуникативной компетентности.

Как инструмент в формировании коммуникативной компетентности мы использовали личностно-ориентированные методики - тренинги и деловые игры. В процессе занятия каждый студент учится осознавать свою модель взаимодействия в коллективе и модель общения, а также учится новым способам общения.

Комплексы тренингов и деловых игр являются активной формой обучения, которая делает более интенсивной учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, педагогические ситуации и дает возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем [3]. Используемые нами методики также дают возможность создать и сплотить коллектив, активизируют ум, настраивают на поиск оптимальных решений в ситуационных задачах, дают возможность проявить и совершенствовать свои творческие навыки, способствуют развитию умения ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно в своем вымышленном мире, дают профессиональную устойчивость, вырабатывают активное отношение к жизни, к будущей профессиональной деятельности и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

К современным требованиям для специалистов экономического направления (профес-сиограмме) относится [4]:

- осуществление экономической деятельности на предприятии, направленной на повышение эффективности и рентабельности производства;

- выполнение расчетов по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимых для производства и реализации выпускаемой продукции;

- осуществление экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия;

- определение экономической эффективности организации труда и производства, внедрение рационализаторских предложений;

- ведение учета экономических показателей и результатов производственной деятельности предприятия, подготовка периодической отчетности.

Проведенный нами анализ современных требований к экономистам, позволил дополнить перечень личностных функций, через которые реализуется феномен «быть личностью», функцией самоотдачи, под которой мы понимаем постоянную готовность профессионально-ориентированного сознания и поведения к квалифицированному выполнению профессиональных задач.

В нашем исследовании в состав экспериментальных и контрольных групп входили студенты выпускных курсов по специальностям 080104.65 «Экономика труда» и 080507.65 «Менеджмент организации». Взаимосвязь и взаимодополнение тренингов определяли по степени формирования мотивационного, когнитивного, деятельностного и оценочного компонентов. В связи с целями и задачами тренинга, проводимого на 3 курсе, большую направленность имеет развитие мотивационного компонента. На 5 курсе основное внимание уделялось формированию деятельностного и оценочного компонентов, на выпускном этапе - курсе - профессионального. Таким образом, происходит поэтапное овладение коммуникативными знаниями, умениями и навыками, составляющими компоненты коммуникативной компетентности. Сформиро-ванность мотивационного компонента показывает наличие у студентов положительного интереса к коммуникативной деятельности, удовлетворенность уровнем своих знаний, понимание необходимости обретения и реализации коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности. Когнитивный компонент указывает на хорошее знание базовых понятий коммуникативной компетентности, умение применять свои знания, а также творческий подход к применению коммуникативных знаний и навыков. Сформированность деятельностного компонента - это способность управлять процессами общения в условиях производственных коммуникативных ситуаций, творческий подход к решению коммуникативных задач, готовность к оптимальному уровню профессиональной деятельности. Оценочный компонент - это умение адекватно оценивать свои слабые и сильные стороны, обладание самокритичностью, самостоятельностью, целеустремленностью.

Каждый тренинг или деловая игра включают блоки: подача теоретического материала, практическая отработка полученных знаний в виде упражнений, выполнения заданий; обратная связь - разъяснение и уточнение возникших вопросов. В результате активного обучения студенты изучают структуру и функцию профессионального общения, учатся понимать его роль в трудовой деятельности, получают навыки анализа ситуации профессионального взаимодействия с точки зрения профессионально-корпоративной среды, овладевают основными техниками и приемами взаимодействия в различных ситуациях, осмысливают особенность своего индивидуального стиля, потенциальные возможности.

Успешность тренинговых занятий мы видим в степени внутренней вовлеченности участников в процесс, отношения обучающихся и педагогов к предполагаемой цели, готовности и

потребности занять определенные позиции в происходящем учебном процессе (осознание необходимости своего участия и личностного смысла в происходящем, осознание своих индивидуальных способностей, понимание своих сильных и слабых сторон). Для эффективного решения этой задачи, начиная с первого занятия и на протяжении всего учебного периода, используются приемы, повышающие личностную заинтересованность обучающихся, упражнения на самооценку, самоанализ, проведение имитационных, ролевых игр.

Эффективность функционирования комплекса тренингов тесно связана с отслеживанием результатов, то есть педагогическим мониторингом - формой организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития.

Для решения задач, поставленных в исследовании, были выделены следующие уровни: низкий, средний, достаточный и высокий. На основе проведенного исследования нами определены компоненты коммуникативной компетентности: мотивационный, когнитивный, деятельностный и оценочный.

Анализ анкет, диагностика выполнения заданий для оценки первоначального состояния уровня коммуникативной компетентности у студентов экономических специальностей дали нам следующие результаты.

Талица 1 - Определение уровня сформированности коммуникативной компетентности на начальном этапе

Компоненты Экспериментальная группа, 35 чел. Контрольная группа, 29 чел.

коммуникативной Оценка/балл, % Сред. Оценка/балл, % Сред.

компетентности 1 2 3 4 оценка 1 2 3 4 оценка

Мотивационный компонент 10/ 28,6 13/ 37,1 7/ 20,0 5/ 14,3 2,2 12/ 41,4 10/ 34,5 4/ 13,8 3/ 10,3 1,9

Когнитивный 12/ 11/ 8/ 4/ 2,1 10/ 11/ 3/ 5/ 2,1

компонент 34,3 31,4 22,8 11,5 34,5 38,0 10,3 17,2

Деятельностный 14/ 12/ 6/ 3/ 1,9 10/ 13/ 4/ 2/ 1,9

компонент 40,0 34,3 17,1 8,6 34,5 44,8 13,8 6,9

Оценочный компонент 11/ 31,4 13/ 37,2 8/ 22,8 3/ 8,6 2,1 8/ 27,6 12/ 41,4 5/ 17,2 4/ 13,8 2,2

Результаты диагностики компонентов коммуникативной компетентности студентов 3 и 5 курсов показали, что в контрольной и в экспериментальной группах показатели уровня сформированности коммуникативной компетентности практически одинаковы. В процессе проведения эксперимента установлено влияние предложенных нами педагогических условий на уровень сформированности коммуникативной компетентности студента. Для доказательства эффективности педагогической технологии после каждого занятия-тренинга мы определяли уровень сформированности компонентов коммуникативной компетентности.

По результатам проведенной экспериментальной работы доказано, что у студентов выработался устойчивый интерес к коммуникативной деятельности, понимание необходимости формировать коммуникативную компетентность для будущей успешной профессиональной жизни. Студенты более адекватно оценивают свои знания, сильные стороны и пробелы в знаниях, способны использовать полученные теоретические навыки в практических заданиях. Кроме того, используемая нами личностно-ориентированная методика (тренинги) повысила уровень и качество уже имеющихся знаний у студентов о межличностном взаимодействии в группе, коллективе, осознание и понимание того, что окружение стимулирует к самообразованию, профессиональному развитию, так как личный вклад играет большую роль в достижении производственных успехов. Постепенное продвижение по ступеням формирования коммуникативной компетентности в профессионально-корпоративной среде во время комплекса занятий способствовало получению опыта к полноценному проектированию группового процесса, определило множественные обратные связи по поводу собственного стиля действий, опыт творческой работы в атмосфере коллегиальности и взаимной поддержки.

Полученные результаты позволяют констатировать наличие позитивных изменений в развитии когнитивного компонента коммуникативной компетентности: на момент окончания экспериментальной работы за счет развития коллективного взаимодействия, большинство студентов стало способно решать коммуникативные учебно-профессиональные ситуационные задачи, при этом устанавливая равнопартнерские отношения в группе, научились творчески искать компромиссные решения в групповой работе.

Таблица 2 - Результаты начального и итогового срезов по компонентам коммуникативной компетентности

Компоненты коммуникативной компетентности Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа

Этапы экспериментальной работы

начальный срез, % итоговый срез, % начальный срез, % итоговый срез, %

Низкий 28,6 17,1 41,4 20,7

Мотивационный Средний 37,1 8,6 34,5 24,1

компонент Достаточный 20,0 34,3 13,8 31,1

Высокий 14,3 40,0 10,3 24,1

Низкий 34,3 17,1 34,5 27,6

Когнитивный Средний 31,4 20,0 38,0 24,1

компонент Достаточный 22,8 28,5 10,3 31,1

Высокий 11,5 34,4 17,2 17,2

Низкий 40,0 14,4 34,5 13,8

Деятельностный Средний 34,3 11,3 44,8 20,7

компонент Достаточный 17,1 34,3 13,8 37,9

Высокий 8,6 40,0 6,9 27,6

Низкий 31,4 17,1 27,6 27,6

Оценочный Средний 37,2 22,9 41,4 31,0

компонент Достаточный 22,8 31,5 17,2 27,6

Высокий 8,6 28,5 13,8 13,8

Рост показателей коммуникативной компетентности свидетельствуют о том, что после обучения на первом этапе тренингов у студентов наиболее сформирована мотивационная составляющая. Студенты отчетливо проявляют интерес к развитию, формированию своих навыков в коммуникативной деятельности, а также осознают необходимость обретения и реализации коммуникативной компетентности в своей будущей профессиональной жизни (пытаются реализовать свои знания и навыки, проходя производственную и преддипломную практики). После прохождения тренингов второго этапа четко сформировалась оценочная и когнитивная компонента коммуникативной компетентности. Это проявляется в том, что студенты способны ставить и осуществлять поставленные цели коммуникативной деятельности, хорошо разбираются в базовых понятиях коммуникативной компетентности, а также умеют применять их. Студенты целеустремленны, самокритичны, самостоятельны в своих действиях, что придает уверенность в своих знаниях. На третьем этапе тренинговых занятий, судя по анализу результатов, видим сформированность деятельностной и мотивационной составляющей. Отсюда можно сделать вывод, что тренинги, проводимые нами в системе, взаимосвязаны и направлены на развитие компонентов коммуникативной компетентности.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Антропова Л.Г. Психология и педагогика: учебное пособие. Челябинск, 2006.

2. Бурмистрова Н.А. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов финансовой сферы средствами моделирования экономических процессов // Высшее образование сегодня. 2009. № 4. С. 37-39.

3. Кирикова З.З. Профессиограмма как инструмент формирования и уточнения компетенций работника // Высшее образование сегодня. 2009. № 5. С. 30-33.

4. Там же.

1. Antropova L.G. Psikhologiya i pedagogika: textbook. Chelyabinsk, 2006.

2. Burmistrova N.A. Formirovanie professional'noy kompetentnosti budushchikh spetsialistov finansovoy sfery sredstvami modelirovaniya ekonomicheskikh protsessov // Vysshee obrazovanie segodnya. 2009. № 4. P. 37-39.

3. Kirikova Z.Z. Professiogramma kak instrument formiro-vaniya i utochneniya kompetentsiy rabotnika // Vysshee obrazovanie segodnya. 2009. № б. P. 30-33.

4. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.