Психологические аспекты становления и развития личности
Psychological aspects of the formation and devolopment of personality
Научно-теоретическая статья
УДК 159 © Качкина Л. С., 2024
doi: 10. 24412/1999-6241-2024-499-398-403
5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности
Формирование коммуникативной компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы, входящих в группу ведения переговоров
Лилия Сергеевна Качкина, доцент кафедры психологии 1 [email protected]; https://orcid.org/0009-0009-0008-2054
' Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 630099, Новосибирск, ул. Каменская, 56, Россия
Реферат. Введение. Практика ведения переговоров при осложнении оперативной обстановки показывает, что значительную роль в успехе играют личность переговорщика, его подготовленность и профессионально важные качества, среди которых особое значение имеют коммуникативные знания, умения, навыки и способности. Цель — анализ и синтез теоретического материала и практического опыта по формированию коммуникативной компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы, входящих в группу ведения переговоров. Материалы, результаты и обсуждение. Представлен анализ коммуникативных компетенций как необходимых условий осуществления переговорной деятельности уголовно-исполнительной системы. Изложен анализ опыта психологической работы по формированию коммуникативной компетентности сотрудников, входящих в группу ведения переговоров. Проанализированы факторы, препятствующие установлению и поддержанию оптимального взаимодействия с осужденными при разрешении чрезвычайных ситуаций. Выводы. Для формирования высокого уровня коммуникативной компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы, входящих в группу ведения переговоров, необходимо проведение психолого-педагогических мероприятий, направленных на изменение неадаптивного поведения в экстремальных условиях, развитие способности к установке контактов, эмпатии, креативности, навыка психолингвистического анализа поведения, актерского мастерства, способности перехвата инициативы и оказания влияния.
Ключевые слова: переговоры, сотрудники, коммуникативная компетентность, чрезвычайные обстоятельства, преступники
Для цитирования: Качкина Л. С. Формирование коммуникативной компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы, входящих в группу ведения переговоров // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 4(99). С. 398-403. Шр*/Ш.огд/10. 24412/1999-6241-2024-499-398-403
Scientific and Theoretical Article
UDC 159 © Kachkina L. S., 2024
doi: 10. 24412/1999-6241-2024-499-398-403
5.3.3. Psychology of Labour, Engineering Psychology, Cognitive Ergonomics; 5.3.9. Legal Psychology and Psychology of Security
Formation of Communicative Competence of the Penitentiary Officers included
in the Negotiation Group
Lilya S. Kachkina, Associate-Professor at the chair of Psychology 1 [email protected]; https://orcid.org/0009-0009-0008-2054
' Novosibirsk State University of Economics and Management «NSUEM», 56 Kamenskaya st., Novosibirsk, 630099, Russia
Abstract. Introduction. The practice of negotiating in aggravated operational situation shows that a significant role in the success is played by the negotiator's personality, his proficiency and professionally important qualities, among which communicative knowledge, skills and abilities are of special importance. The purpose is to analyze and synthesize theoretical material and practical experience in the formation of communicative competence of employees of the penal correctional system, who are members of the negotiation group. Materials, Results and Discussion. The examination of communicative competencies as necessary conditions
to conduct negotiations within the penitentiary system is presented. The paper comprises the analysis of the experience of psychological work on the formation of communicative competence of the employees who are members of the negotiation group. The factors that hinder the establishment and maintenance of optimal interaction with inmates when resolving emergency situations are under consideration. Conclusions. To form a high level of communicative competence of penitentiary officers engaged in negotiations, it is necessary to conduct psychological and pedagogical activities aimed at changing maladaptive behavior in extreme conditions, development of the ability to establish contacts, empathy, creativity, the skill of psycholinguistic analysis of behavior, acting skills, the ability to intercept the initiative and influence.
Keywords: negotiations, officers, communicative competence, emergency situations, criminals
Citation: Kachkina L. S. Formation of Communicative Competence of the Penitentiary Officers included in the Negotiation Group. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 4(99). Pp. 398-403 (In Russ). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-499-398-403
Основные положения
1. Высокий уровень коммуникативной компетентности сотрудника уголовно-исполнительной системы, входящего в группу ведения переговоров, предполагает наличие:
— знаний психологии толпы, преступников, заложников, особенностей организации переговоров;
— умений устанавливать и поддерживать контакт, оказывать коммуникативное влияние на оппонента в экстремальных ситуациях, выявлять достоверную информацию, прогнозировать поведение преступника;
— навыков взаимодействия с людьми, эмоционально «заряженными», имеющими психические расстройства;
— осознания своей роли в совместной работе с другими сотрудниками группы ведения переговоров.
2. Формирование и развитие коммуникативной компетентности у сотрудников, входящих в группу ведения переговоров, возможно как при реализации соответствующих программ повышения квалификации, так и при проведении психологической подготовки сотрудников в исправительных учреждениях и тактико-специальных учений.
3. Для формирования высокого уровня коммуникативной компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы, входящих в группу ведения переговоров, необходимо проведение психолого-педагогических мероприятий, направленных на изменение неадаптивного поведения в экстремальных условиях, развития способности к установке контактов, эмпатии, креативности, навыка психолингвистического анализа поведения, способности перехвата инициативы и оказания влияния.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы.
Практика ведения переговоров при осложнении оперативной обстановки показывает, что результативность данного вида взаимодействия во многом зависит от личности переговорщика, степени его подготовленности и уровня развития профессионально важных качеств, среди которых особое значение имеют коммуникативные знания, умения, навыки и способности.
Цель — анализ и синтез теоретического материала и практического опыта по формированию коммуникативной компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), входящих в группу ведения переговоров.
Теоретические предпосылки и степень изученности проблемы. Анализ теоретических исследований, посвященных переговорному процессу, в общем показал, что под термином «переговоры» понимается коммуникация между двумя и более сторонами, целью которой является реализация каждой стороной своих интересов. Важно отметить, что все участники переговоров имеют примерно равные возможности в вопросе контроля над ситуацией принятия решения, которое закрепляется договором.
В узком смысле рассматривается как один из методов альтернативного урегулирования споров.
Переговоры при осложнении оперативной обстановки в УИС — диалоговое общение с преступниками в целях достижения приемлемых соглашений, направленных на снижение общественной опасности и возможного вреда, получение необходимой информации.
Переговоры направлены на решение следующих задач:
1) сохранить жизнь, здоровье заложников;
2) склонить правонарушителей к отказу от совершения преступления;
3) освободить заложников;
4) стабилизировать оперативную обстановку, пресечь групповые эксцессы;
5) создать благоприятные условия для проведения силовой операции.
Как и многим другим сложным феноменам, переговорному процессу присущи свои особенности и свойства. Так, авторы считают общей чертой данной деятельности наличие динамического баланса между сотрудничеством и конфронтацией [1-4].
Исследование переговорного процесса в рамках правовой ситуации впервые было проведено В. П. Илларионовым [5]. Организация тактики и стратегии переговоров, коммуникативные приемы, используемые в переговорах с правонарушителями, изучены В. В. Вахниной [6], О. С. Возжениковой [7, с. 18], А. Ф. Майдыковым [8].
Важной проблемой на сегодняшний день является отсутствие четкого перечня профессионально важных качеств личности переговорщиков УИС, которые могут являться одновременно критериями профессионального отбора в группу ведения переговоров.
Так, Д. Ю. Кузнецов, М. И. Марьин, В. В. Вахнина и др. акцентируют внимание на аналитических и коммуникативных способностях сотрудника, ведущего переговоры:
умениях понимать поступки и мотивы преступников, структурировать полученную информацию, устанавливать психологические контакты, используя адекватные приемы и методы воздействия на преступника [9, с. 88].
Исходя из таких свойств чрезвычайных обстоятельств (далее — ЧО), как динамичность и непредсказуемость, Е. В. Чернышева, Т. Ю. Боблева относят к важным личностным качествам участников переговорной деятельности творческие способности, отсутствие шаблонности восприятия, сочетание интуитивных и логических обоснований действий. С точки зрения авторов, значительную роль в переговорах играет профессиональная интуиция, которая основывается на имеющемся опыте и психологических знаниях [10, с. 77; 11].
На основе исследования, проведенного в Томском институте повышения квалификации работников ФСИН, А. А. Герасимов составил перечень профессионально важных качеств переговорщика УИС. Данный список включил в себя ценностно-правовую сферу (целеустремленность, чувство долга) и моральные принципы (гуманность, уважение прав личности). Большое значение придается мотивации сотрудника, включенного в группу ведения переговоров, насколько он добровольно готов решать сложные профессиональные задачи. Автором рассматривались также интеллектуальные способности, уделялось особое внимание не только общему интеллекту, но и уровню развития оперативного и эвристического мышления. С точки зрения А. А. Герасимова, переговорщик должен быть ответственным, решительным в сложной обстановке, реалистичным, иметь адекватную самооценку, т. е. быть социально зрелой личностью. Кроме того, выделен эмоционально-волевой компонент, который отражает уровень устойчивости к стрессу и самоконтроля.
Исследованием вопросов психологической подготовки сотрудников к ведению переговоров занимались такие ученые и практики, как В. Г. Бояринев [12], А. Н. Баламут [13], О. Е. Третьяков [14] и др.
Специфика психолого-педагогической подготовки персонала к переговорной деятельности может быть направлена на развитие личностно-профессиональных качеств, влияющих на эффективность урегулирования конфликта. В ходе обучения важно уделять внимание необходимым знаниям, умениям и навыкам. Целенаправленная, своевременная реализация программ повышения квалификации по формированию переговорной компетентности позволяет активизировать когнитивную деятельность личности; сформировать психологические навыки общения; воспроизводить и переносить на поведенческом уровне усвоенное содержание предметной деятельности.
При выборе методов психологического влияния на сотрудников УИС важно учитывать их специфику. Особенность психологической работы заключается в большом уровне психологической закрытости, потребности в быстрых, явных и конкретных результатах.
С нашей точки зрения, подготовка переговорщиков должна быть также направлена на развитие вариативности мышления, способности переносить действие
стрессовых факторов, развитие объема памяти, наблюдательности, формирование аналитических и коммуникативных способностей, а также коррекцию личностных характеристик, негативно влияющих на действие стрессоров (неконструктивные установки, стереотипы, воздействующие на восприятие и определяющие эмоциональное состояние сотрудника при ЧО) [15].
Материалы, результаты и обсуждение
Среди видов осложнения оперативной обстановки в учреждениях УИС одними из самых сложных и опасных являются групповые неповиновения, массовые беспорядки и захват заложников, которые связаны с неизвестностью исхода, угрозами жизни и здоровью сотрудников, осужденных и заложников. К способам оптимизации оперативной обстановки относится организация и ведение переговоров. Переговоры с преступниками — основанный на законе и нормах ответственности ненасильственный способ разрешения чрезвычайных ситуаций, представляющий собой диалог с осужденными в целях склонения их к отказу от дальнейшей преступной деятельности [16, с. 86].
Понятие коммуникативной компетентности. Для реализации поставленных задач сотрудники, входящие в группу ведения переговоров, должны обладать высоким уровнем коммуникативной компетентности, которая включает в себя систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личностного взаимодействия, таких как готовность и умение строить контакт. Большая значимость данного феномена обусловлена тем, что от коммуникативных умений переговорщика зависит не только результативность выполнения служебных задач, но и жизнь людей.
Высокий уровень коммуникативной компетентности предполагает способность его обладателя без затруднений включаться в общение, инициировать, поддерживать его, принимать участие в обсуждении спорных вопросов, аргументированно высказывать свою точку зрения, применять имеющиеся знания в решении проблемных ситуаций. Сотрудник, обладающий данным уровнем компетентности, в процессе общения ориентирован на собеседника, способен оказывать влияние на мнение других. Он осознает свою роль в совместной работе, проявляет устойчивый интерес к мнению коллег.
Высокий уровень позволяет сотруднику корректировать собственное поведение в зависимости от ситуации общения.
Вызывает интерес исследование памятников письменности русского языка, содержащих документирующий материал, освещающий ситуации переговоров и поведения в них, проведенное Г. И. Лобжанидзе, В. С. Олейниковым. На основе данных документов авторами были выявлены факторы, связанные с коммуникативной компетентностью:
— понимание переговорной ситуации, раскрытие круга полномочий переговорщика;
— установление целей, задач переговоров, понимание обстоятельств дела, корректное привлечение третьих лиц,
адекватный выбор собеседника для оказания влияния на процесс разговора, искусное ведение переговоров;
— правильный выбор предмета переговоров; способность локализировать беседу на выгодных условиях;
— работа с информацией (отбор сведений, которые необходимо своевременно выяснить и довести до оппонента);
— умение изменить поведение противоборствующих сторон (дар убеждения) в целях избегания силовых мер принуждения;
— знание прецедентов, аналитические способности, умение прогнозировать развитие событий [17].
Специфика требований к коммуникативной компетентности сотрудников УИС в экстремальных ситуациях. Развитая коммуникативная компетентность также предполагает умение осуществлять эффективное общение в экстремальных ситуациях. Процесс переговоров при чрезвычайных обстоятельствах (захват заложников, групповые неповиновения, массовые беспорядки) сопряжен с высоким уровнем стресса, связанным с ответственностью за жизнь заложников, участников чрезвычайных обстоятельств; страхом навредить; напряженностью обстановки, обусловленной недостатком или противоречивостью сведений о преступниках, их психологических особенностях; постоянной перегрузкой, вызванной необходимостью анализа и прогноза ситуации, принятия ответственных решений, действий в жестком лимите времени; крайним динамизмом ситуации.
При экстремальных обстоятельствах обостряются состояние тревожности, потребность в безопасности, поддержке. Удовлетворить эту потребность помогает обладание навыками, методами и принципами эффективной коммуникации.
Необходимость действовать в экстремальных условиях предопределяет формирование специфических коммуникативных навыков: умение выявлять максимум достоверной информации при проведении беседы, опроса граждан; взаимодействовать с людьми, эмоционально «заряженными», агрессивными, угрожающими местью, расправой, совершением суицида, имеющими психические расстройства; знание психологии толпы, методов словесного воздействия на большие группы, особенностей организации переговоров в условиях массовых беспорядков [18].
Формирование и развитие коммуникативной компетентности у сотрудников, входящих в группу ведения переговоров. Формирование и развитие коммуникативной компетентности у сотрудников, входящих в группу ведения переговоров возможно как при реализации соответствующих дополнительных профессиональных программ, так и при проведении психологической подготовки сотрудников в исправительных учреждениях и тактико-специальных учений.
Рассмотрим некоторые направления данной работы. Одна из задач переговоров — завязать разговор и продолжать его как можно дольше. Таким образом решается стратегическая задача затягивания времени. Это требует от сотрудника таких навыков, как умение поддерживать
разговор, говорить просто, интересно, понятно, готовность к активному слушанию и вежливому общению.
Для того чтобы поддерживать разговор и оказывать влияние на собеседника, важным умением является также способность устанавливать раппорт. Этот феномен возникает между людьми во время коммуникации, повышает степень их взаимопонимания, симпатии друг к другу и чувство доверия. Для формирования раппорта важно уметь отзеркаливать позу оппонента, подчеркивать общность в беседе, поддерживать стиль и темп речи преступника, желательно разговаривать на понятном ему языке.
Эффективность переговоров во многом зависит от достоверности полученной информации о чрезвычайном обстоятельстве. Одним из важных источников информации является сотрудник, ведущий переговоры, он может не только дать фактическую информацию о численности преступников, их месте нахождения, вооружении и др., но и провести аудиовизуальный психологический анализ ситуации и ее участников. Однако если сам переговорщик имеет возможность наблюдать за ситуацией, то остальная часть группы, как правило, вынуждена довольствоваться только аудиозаписями переговоров. Поэтому важно при подготовке уделять внимание развитию навыков психолингвистического анализа речи, который заключается в том, что на основе разбора языковых единиц делается вывод о психотипе личности, о его психическом и эмоциональном состоянии.
При проведении психологической подготовки сотрудников, входящих в группу ведения переговоров, необходимо уделить внимание развитию их актерских способностей. Формирование данной характеристики не только опосредованно влияет на развитие важных способностей переговорщика: эмпатии, рефлексии, внимания, пластичности, но и может пригодиться в процессе ведения переговоров. Переговорщику в процессе взаимодействия с участниками чрезвычайных обстоятельств иногда приходится сообщать информацию в соответствии с замыслом. Важно правдоподобно преподнести необходимые сведения, демонстрируя эмоции, конгруэнтные представляемой информации и ситуации.
Преступник должен поверить в достоверность поступающей от переговорщика информации, что позволяет реализовать стоящую тактическую задачу.
Сотруднику также необходимо длительное время сдерживать закономерные, крайне отрицательные эмоции, возникающие в процессе непосредственного контакта с преступниками. Вместо них демонстрировать спокойствие, заинтересованность, лояльность, что требует не только стрессоустойчивости, но и актерского мастерства [19, с. 72-74].
Способность к эмоциональному контролю также связана с эмоциональным интеллектом. Человек, обладающий развитым интеллектом данного вида, способен отслеживать и понимать собственные чувства, распознавать эмоции других людей. С точки зрения О. Б. Шредера, это является «ключами доступа» к управлению переговорным процессом.
Особое значение при проведении переговоров приобретает способность сотрудника к коммуникации без предварительной подготовки, в чрезвычайных ситуациях, когда взаимодействие решает все. Вместе с тем специфика служебной деятельности сотрудника УИС жестко регламентирована нормативно-правовыми актами, что впоследствии приводит к выработке у персонала определенного поведенческого стереотипа, доведенного до автоматизма: действовать строго в определенных рамках, не отступая от инструкций. Как следствие, при возникновении внештатной ситуации возможны реакции растерянности и тревожности, при которых необходимо время для оценки способа действий [20, с. 105-108].
Одним из способов формирования готовности действовать в соответствии с экстремальной ситуацией является снижение индекса неопределенности при чрезвычайных обстоятельствах. С этой целью важно проводить тактико-специальные занятия для отработки действий, которые придется выполнять в экстремальных условиях. В процессе занятий имитируются разнообразные виды противодействия преступников, чтобы выработать у слушателей разветвленный алгоритм действий.
На определенном этапе переговоров, особенно при переходе от позиционных переговоров к переговорам по существу, важно такое коммутативное умение, как способность брать инициативу разговора на себя. Инициатива переговорщика — первый шаг, своеобразный толчок, побуждающий преступника к началу желаемых действий, поправимому разрешению чрезвычайных ситуаций.
Важно также уметь манипулировать инициативой. Переговорщику не следует проявлять инициативу постоянно. Целесообразно иногда передавать ее преступнику (для развития дальнейшего диалога) [21, с. 261].
Психологическая работа может быть также направлена на коррекцию барьеров общения. Установлению, поддержанию оптимального взаимодействия с осужденными при разрешении чрезвычайных ситуаций, как правило, препятствуют:
— предвзятость по отношению к осужденным и возможностям переговоров, стереотипность мышления, которая выражается в шаблонности представлений о людях, событиях или явлениях;
— эгоцентризм, зацикленность на своих мыслях, чувствах, предполагаемых проблемах, что приводит к снижению интереса и внимания к собеседнику;
— пренебрежение фактами — привычка делать выводы на основе недостаточного объема информации;
— ошибки в построении коммуникации — неправильный подбор слов и неадекватность сообщения, непоследовательность, слабая убедительность, аргументация сообщения;
— неверный выбор стратегии, тактики общения;
— неадаптивные паттерны поведения, например агрессивность, пассивность [22-25].
При развитии коммуникативной компетентности переговорщиков особое внимание важно уделять профилактике канцелярита в речи. Часто в чрезвычайных обстоятельствах сотрудники УИС допускают в речи большое количество канцеляризмов, неуместно и неправильно используют деловую речь, злоупотребляют речевыми штампами официального языка. Сотрудникам кажется, что наличие казенных слов делает речь более солидной, однако сам бюрократический стиль удлиняет высказывания, а смысла не прибавляет и затрудняет установление контакта, так как оппоненты быстро устают и перестают слушать [25, с. 57].
Выводы
1. Важными субъективными условиями эффективности деятельности группы ведения переговоров учреждения УИС являются внутренние характеристики личности сотрудников. К наиболее часто упоминаемым значимым качествам относится коммуникативная компетентность сотрудников УИС, входящих в группу ведения переговоров.
2. К специфическим коммуникативным навыкам сотрудников группы введения переговоров относятся: умение выявить максимум достоверной информации, взаимодействовать с людьми, эмоционально «заряженными», знание психологии толпы, методов словесного воздействия на участников ЧО.
3. Для формирования высокого уровня коммуникативной компетентности сотрудников УИС, входящих в группу ведения переговоров, необходимо проведение психолого-педагогических мероприятий, направленных на изменение неадаптивного поведения в экстремальных условиях, развития способности к установке контактов, эмпатии, креативности, навыка психолингвистического анализа поведения, актерского мастерства, способности перехвата инициативы и оказания влияния.
Область применения и перспективы. Данные теоретические исследования могут быть использованы при разработке программ по психологической подготовке сотрудников, входящих в группу ведения переговоров. Однако настоящее исследование не исчерпывает всех сторон и проблем повышения уровня коммуникативной переговорной компетентности. В качестве перспективы дальнейшего исследования может выступить разработка и реализация психокоррекционной работы, направленной на нивелирование личностных характеристик, усиливающих действие стрессоров, неконструктивных установок и стереотипов, влияющих на восприятие, определяющих эмоциональное состояние сотрудника при ЧО и оказывающих негативное влияние на коммуникативные способности.
Список источников / References
1. Головина А. С. Деловые переговоры. Стратегия победы. СПб., 2007. 180 с.
2. Кеннеди Г. Переговоры. Полный курс. М., 2011. 576 с.
3. Лебедева М. М. Вам предстоят переговоры. М., 1993. 276 с.
4. Мастенбрук У. Переговоры. Калуга, 1993. 175 с.
5. Илларионов В. П. Переговоры с преступниками. М., 1993. 100 с.
6. Вахнина В. В. Совершенствование переговорной компетентности руководителей органов внутренних дел в ситуации захвата заложников // Труды Академии управления МВД России. 2008. № 2(6). С. 95-98.
7. Возженикова О. С. Переговорная компетентность руководителей органов внутренних дел и психологические пути ее совершенствования : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 28 с.
8. Майдыков А. Ф. Теоретические и организационно-правовые проблемы подготовки руководящих кадров органов внутренних дел в Академии управления МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2008. № 2(6). С. 41-44.
9. Кузнецов Д. Ю., Марьин М. И., Вахнина В. В., Туманов В. Д. Психологическое обеспечение переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуациях захвата заложников. М., 2016. 157 с.
10. Чернышева Е. В., Боблева Т. Ю. Особенности информационного воздействия на сотрудников органов внутренних дел // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». 2016. № 4. С. 75-79.
11. Чернышева Е. В. Конструктивное поведение сотрудников в ситуациях захвата заложников // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 3(78). С. 255-262. https^/doi^g/W. 24411/1999-6241-2019-13002.
12. Бояринев В. Г. Методические рекомендации по порядку действий руководства и сотрудников учреждений УИС по профилактике и пресечению групповых неповиновений осужденных, подозреваемых и обвиняемых на территории учреждения УИС для руководства учреждений уголовно-исполнительной системы, сотрудников оперативных и режимных служб, специалистов, привлекаемых к ведению переговоров при осложнении оперативной обстановки или возникновении чрезвычайных обстоятельств в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также слушателей и курсантов образовательных организаций ФСИН России. М., 2016. 167 с.
13. Баламут А. Н. Психологическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям в экстремальных ситуациях : учеб. пособие. Вологда, 2013. 84 с.
14. Третьяков О. Е. Психология переговоров с террористами с использованием техник современной практической психологии // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 1(32). С. 67-73.
15. Качкина Л. С. Психолого-педагогические условия формирования социально-психологической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы : дис. ... канд. психол. наук. Кемерово, 2012. 188 с.
16. Коржова О. В. Поддержание психологической устойчивости специалистов, ведущих переговоры в спецоперации по освобождению заложников в учреждениях УИС // Профессиональное здоровье специалистов экстремального профиля. Теория и практика : сб. мат-лов V ежегодной науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2017. С. 86-90.
17. Лобжанидзе Г. И., Олейников В. С. Переговорная компетентность: особенности формирования (по памятникам письменности русского языка) // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 1(55). С. 93-96.
18. Сафонов В. Р. Психологическая помощь во время служебно-боевых действий. Волгоград, 2003. 248 с.
19. Кетенчиева Е. С., Дерюшев А. А. Актерское мастерство в деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Деятельность оперативных подразделений: теория и практика : мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. СПб., 2022. С. 72-74.
20. Элкснит А. Г., Михайлова В. П. Коммуникативные навыки в структуре профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы // Вестник Кемеровского государственного университета. 2008. № 4. С. 105-108.
21. Лобачева Л. П. Психологические методы организации переговорной деятельности сотрудников УИС // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия : сб мат-лов V междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 2018. С. 260-263.
22. Даниличева Т. П., Караваев А. Ф. Коммуникативные навыки сотрудников УИС как фактор успешного профессионального развития // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 2. С. 44-47.
23. Giusti M. T. Italian militaries in the USSR during the second world war. objectives of the campaign and negotiations in the postwar period. Vestnik of Saint Petersburg University. History. 2021. Т. 66, No. 4. Рр. 1190-1205.
24. Kuznetsova L. Strategies to develop communicative competencies for effective negotiations, training managers. Modern School of Russia. Modernization Issues. 2022. No. 9(44). Рр. 42-43.
25. Качкина Л. С. Специфика психолого-педагогической подготовки сотрудников отдела безопасности УИС к переговорной деятельности при чрезвычайных обстоятельствах // Актуальные вопросы обеспечения безопасности в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации : сб. мат-лов всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2021. С. 54-58.
Поступила 09.03.2024; одобрена после рецензирования 16.04.2024; принята к публикации 30.06.2024.