Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности личности в системе непрерывного образования'

Формирование коммуникативной компетентности личности в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / EDUCATIONAL POLICY / PROFESSIONAL COMPETENCE OF A PERSON / PROFESSIONAL ACTIVITY / SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION / TRAINING OF FUTURE EXPERTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Е. А.

Одним из важнейших принципов образовательной политики является вопрос становления у студентов профессиональной компетентности, под которой понимается интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста. Эта характеристика отражает не только уровень знаний, умений и опыта, необходимых для профессиональной деятельности, но и уровень социально-нравственной позиции личности. Автор статьи считает, что формирование коммуникативной компетентности это цель, задача, но больше всего проблема подготовки будущих специалистов для любой профессиональной отрасли, которая в условиях модернизации отечественного образования, современной науки и производства приобретает особую актуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATION COMPETENCE OF A PERSON IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION

One of the most important principles of educational policy is the problem of students’ professional competence formation, which is understood as integral characteristics of business and personal qualities of an expert. This characteristic reflects not only the level of knowledge, skills and experience necessary for professional activities, but also the level of socio-moral position of identity. Author of the article believes that formation of communicative competence is the goal, task, and, the most of all, the problem of future experts preparation for any professional industry, which is of special relevance in the conditions of modernization of Russian education, science and production.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности личности в системе непрерывного образования»

with teaching of the native language, i.e. pedagogical process, which helps to form a child's speech skills. Speech development happens on the following basis: understanding the meaning of words and enrichment of vocabulary; mastering of language concepts and laws in the area of morphology, word-formation, syntax; mastering of the sound speech culture; formation of a coherent speech and communicative competence. The main goal of the speech education is a fact that a child masters creatively the rules and regulations of the native and second language, knows how to apply itflexibly in specific situations, masters the basic communicative skills. Consideration of these issues is the subject of this article.

Key words: preschool children, teaching the native language, speech abilities and skills, culture of speech communication, reading and writing, language concepts and patterns, word-formation, syntax, communicative competence.

формирование коммуникативной компетентности личности в системе непрерывного образования

Е.А. Смирнова

доктор педагогических наук, заведующая кафедрой гуманитарных и социальных наук Кинешемского филиала Московского государственного индустриального университета, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования

E-mail: kineshma.msiu@rambler.ru

Одним из важнейших принципов образовательной политики является вопрос становления у студентов профессиональной компетентности, под которой понимается интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста. Эта характеристика отражает не только уровень знаний, умений и опыта, необходимых для профессиональной деятельности, но и уровень социально-нравственной позиции личности. Автор статьи считает, что формирование коммуникативной компетентности - это цель, задача, но больше всего проблема подготовки будущих специалистов для любой профессиональной отрасли, которая в условиях модернизации отечественного образования, современной науки и производства приобретает особую актуальность.

Ключевые слова: образовательная политика, профессиональная компетентность личности, профессиональная деятельность, система непрерывного образования, подготовка будущих специалистов.

В концепции модернизации российского образования до 2010 г. центральной задачей образовательной политики государства определено обеспечение непрерывности обновления процесса образования. Научное и технологическое обоснование данного процесса может осуществляться через комплексные исследования. В концепции речь идет как о модернизации структуры и содержания общего образования, так и о развитии новых педагогических компетенций.

Образовательные проекты решают задачу подготовки компетентного человека,

который должен адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни и активно воздействовать на них. Целью модернизации системы образования является переход к образовательному обществу с высоким уровнем духовной, правовой и профессиональной культуры.

В основе концепций развивающего (и развивающегося), а также личностно-ориен-тированного образования, разработанных отечественными психологами, лежат идеи культурно-исторического развития человека (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,

овр

В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Впоследствии эти идеи продолжали развивать такие ученые, как Л.А. Венгер, В.Т. Кудрявцев, В.А. Петровский, Н.Н. Под-дьяков, В.И. Слободчиков и др. Их идеи оказали влияние на представления о содержании профессионального образования и выдвинули на первый план принцип обновления и системного построения образовательного материала.

Педагогические исследования проблему личностно-ориентированного образования рассматривают в контексте непрерывного образования, начиная с дошкольного и заканчивая поствузовским. Непрерывное образование рассматривается как кардинальное условие развития личности на всех уровнях и ступенях профессионального и жизненного пути.

Вопросы философии образования, модернизации развивающих образовательных систем, реализующих личностные и профессиональные позиции, рассматриваются в работах Ю.К. Бабанского, В.П. Борисен-кова, Б.С. Гершунского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова и др.

Одним из важнейших принципов образовательной политики является вопрос становления у студентов профессиональной компетентности, под которой понимается интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста. Эта характеристика отражает не только уровень знаний, умений и опыта, необходимых для профессиональной деятельности, но и уровень социально-нравственной позиции личности.

Профессиональное образование как достояние личности изучалось Б.С. Гершунс-ким, А.К. Марковой, Ю.А. Поваренковым, В.Д. Шадриковым и др. Они выделили следующие ступени развития профессионализма: функциональную грамотность, профессиональную квалификацию, компетентность и культуру личности.

На современном этапе проблемой изучения многих исследований стала профессиональная компетентность. Сущность компетентности в них рассматривается в логике профессиональной деятельности.

Среди разновидностей профессиональной компетентности авторы выделяют

практическую (специальную), социальную, психологическую, информационную, экологическую и коммуникативную, в которую включается и развитие умений в области четырех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма.

Формирование коммуникативной компетентности предполагает и другие компетенции: языковую (обучение нормам языка и умение ими пользоваться в соответствующей ситуации), лингвистическую (знание о языке, владение метаязыком лингвистики) и культуроведческую (знание о языке и культуре народа).

В специальных работах, посвященных многоаспектной проблеме коммуникации, рассматриваются разнообразные коммуникативные категории:

- коммуникативная личность;

- коммуникативное сознание;

- коммуникативная деятельность;

- коммуникативное поведение;

- коммуникативные способности;

- коммуникативные конфликты.

Коммуникативное сознание, по мнению

З.Д. Поповой и И.А. Стернина, включает совокупность коммуникативных знаний и коммуникативных механизмов, которые обеспечивают весь комплекс коммуникативной деятельности и коммуникативного поведения человека. Каждое из этих понятий предполагает процесс деятельности человека и соблюдение принятых в обществе норм и правил коммуникации. При этом сюда же включаются и речевые (языковые) нормы и правила, входящие в жизнь и деятельность данной личности (группы, общества).

Коммуникативная компетентность личности профессионала рассматривалась во многих социальных, психологических и лингвистических исследованиях с разных точек зрения. Социологи и психологи (А.А. Бодалев, А.Б. Добрович, Е.Я. Малибурда, Л.А. Петровская, Е.В. Руденский и др.) связывают ее с развитием умений давать социально-психологический прогноз ситуации общения, программировать этот процесс, вживаясь в атмосферу коммуникативной ситуации, и осуществлять управление процессом общения группы, коллектива, команды. Именно управленческая способность является необходимой в ситуации делового общения.

Важнейшей задачей обеспечения общеобразовательной и профессиональной подготовки студентов (как технических, так и педагогических университетов) является их общее развитие, совершенствование языковой и коммуникативной компетенции, достижение такого уровня владения деловой речью, который достаточен для активного и плодотворного участия будущего специалиста в профессиональной деятельности.

«Компетенция» (область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен) и «компетентность» (обладание познавательными знаниями в какой-либо области) являются основой любой профессиональной деятельности.

Формирование коммуникативной компетентности - это цель, задача, но больше всего проблема подготовки будущих специалистов для любой профессиональной отрасли, которая в условиях модернизации отечественного образования, современной науки и производства приобретает особую актуальность.

Профессиональное образование должно решать задачи формирования и развития у всех специалистов способностей к преобразовательной, познавательной и управленческой деятельности в широком смысле.

В настоящее время начался интенсивный процесс сближения промышленного бизнеса и высшей школы, что привело к увеличению числа узкопрактических дисциплин в ущерб социально-гуманитарному образованию. Вместе с тем современное профессиональное образование призвано обеспечить такую подачу учебного материала, которая дала бы возможность научить студента самостоятельно мыслить и свободно высказываться в любых профессиональных ситуациях.

В технических вузах в учебные планы включены такие дисциплины, как «Русский язык и культура речи», «Этика делового общения», «Речевая коммуникация» и т. д. Продиктовано это тем, что абитуриенты имеют в основном невысокую языковую культуру и не владеют навыками грамотного письма. Поэтому и коммуникативная компетенция многих выпускников негуманитарных вузов, в которых не предусматривалось изучение лингвистических дисциплин, да-

леко не всегда достаточна для продуктивного общения в профессиональной сфере (О. Гойхман).

Государственный образовательный стандарт в системе общего образования предусматривает педагогическую функцию родного языка, который занимает ведущее место среди предметов гуманитарного цикла в силу той роли, которую он играет в становлении и развитии личности.

В системе российского образования русский язык занимает особое место среди предметов гуманитарного цикла в высших учебных заведениях разного профиля. Это обусловлено прежде всего его социальной значимостью как государственного языка России, родного языка русского народа и как языка межнационального общения. Образовательно-воспитательное значение русского языка определяется его социальными функциями, так как язык является основным средством человеческого общения, усвоения форм социального взаимодействия, познания действительности, интеллектуального развития, приобщения к многовековому опыту русского народа и его духовной культуре.

При этом очень важно обеспечить такой уровень общеобразовательной подготовки студентов, который включает их общее и языковое развитие, а также совершенствование их коммуникативной компетентности, что необходимо для активного и плодотворного участия в профессиональной деятельности. Все выше изложенное и обусловливает актуальность этой проблемы.

Анализ исследований и практики профессиональной компетентности будущих специалистов позволили выявить ряд существенных противоречий между:

- объективной необходимостью формирования коммуникативной компетентности, развития у студентов способностей к познавательной деятельности и сложившейся системой узкопрофильной подготовки, недостаточной для продуктивного общения в профессиональной сфере;

- возрастающими требованиями к уровню владения языком как средством общения, средством усвоения форм социального взаимодействия и слабой мотивированностью изучения студентами родного языка и

разными формами коммуникативной компетентности;

- новыми подходами к развитию коммуникативной компетентности, а также индивидуальности речевого общения студентов и консервативностью учебного процесса.

В целом проведенное нами исследование подтвердило необходимость дальнейшего совершенствования дошкольного воспитания, общего среднего специального и высшего образования как компонентов системы непрерывного образования.

Каждое звено этой системы решает проблемы развития общей и профессиональной культуры, а также развитие необходимых коммуникативных умений.

На дошкольной ступени образования детей обучают общаться, ориентироваться на социального партнера, дают первоначальное представление о способах общения как речевого (спросить, ответить, пользоваться правильной интонацией), так и неречевого (пользоваться жестами, мимикой). Речевая компетенция включает элементарное осознание явлений языка и речи, владение всеми сторонами речи - фонетической, грамматической, лексической - и на этой основе формирование связности речевого высказывания.

На школьной ступени программирование коммуникативной ситуации включает ожидание результативности, при этом идет опора на общую социально-коммуникативную эрудицию, знание традиций, культуры речи и языка своего народа.

Формирование коммуникативно-речевой культуры предполагает совершенствование умения выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения, развитие всех видов речевой деятельности - говорения, слушания, письма, чтения, а также всех умений и навыков, лежащих в их основе. Непременным условием является развитие психических функций и способностей, связанных с речевым общением (память, внимание, воображение, мышление, а также коммуникабельность и эмпатия).

Важную роль играет и формирование собственно речевых умений и навыков (умение публично выступить, вести беседу, строить речевое высказывание в соответствии с литературными нормами).

Успешность коммуникативно-речевой культуры учащихся зависит от уровня их воспитанности, выполнения ими этических требований и уровня логической и социально-психологической культуры.

Формирование коммуникативности студентов средних профессиональных образовательных учреждений включает накопление профессиональных знаний, ориентацию на представления о человеческих ценностях, толерантности, развитие умений использовать все вербальные и невербальные средства общения в зависимости от коммуникативной ситуации и владение речевой культурой.

Студентам высших учебных заведений предъявляются более высокие требования к развитию умений осмыслить программу и результативность общения с любым социальным партнером в любом типе коммуникативного поведения. У студентов формируются представления об обществе, его устройстве, социальных отношениях, моделировании разных форм общения; умение оценивать информацию; организовывать внимание и мыслительную деятельность собеседника; рефлексировать тактику общения; владеть речевой культурой и лингвистической компетенцией (знание языка и речи, понимание функций языка и традиций, регулирующих его использование).

Все вышеперечисленные способности необходимы специалисту на профессиональной ступени, где важнейшим является социальное взаимодействие, освоение средств взаимопонимания и согласованности действий, владение коммуникативной компетентностью на протяжении трудовой деятельности и всей жизни в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский А.С. Педагогическая психология. - М., 1991.

2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М, 1979.

3. Педагогика профессионального образования / Под ред. В.А. Сластенина. - М, 2004.

4. Петровская Л.А. Компетентность общения. - М., 1989.

5. Сластенин В.А. Психология и педагогика. - М., 2004.

formation of communication competence of a person in the system of continuous education

E.A. Smirnova

doctor of pedagogical sciences, head of the Department of the Liberal Arts and Social Sciences of the Kineshemsk branch of the Moscow State Industrial University, member-correspondent of the International Teacher's Training Academy of Science

One of the most important principles of educational policy is the problem of students' professional competence formation, which is understood as integral characteristics of business and personal qualities of an expert. This characteristic reflects not only the level of knowledge, skills and experience necessary for professional activities, but also the level of socio-moral position of identity. Author of the article believes thatformation of communicative competence is the goal, task, and, the most of all, the problem of future experts preparation for any professional industry, which is of special relevance in the conditions of modernization of Russian education, science and production.

Key words: educational policy, professional competence of a person, professional activity, system of continuous education, training of future experts.

развитие речетворческой деятельности в дошкольном детстве

Н.В. Гавриш

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольного и начального образования Луганского национального университета им. Т. Шевченко, академик Международной академии наук педагогического образования E-mail: manpo.lg@rambler.ru

Речетворческая деятельность как один из видов творческой деятельности заключается в составлении разных типов связных высказываний, в которых ребенок отражает свои чувства, представления, впечатления, воображаемые образы, навеянные художественными произведениями и восприятием окружающего мира. Для возникновения у дошкольников ре-четворческой деятельности необходимы определенные условия. Автор статьи считает, что наиболее важным средством ее формирования является художественное слово, которое дает ребенку лучшие образцы литературной речи, пробуждает яркие художественные образы, вызывает яркие эмоциональные переживания, глубокие чувства и побуждает их к активной самостоятельной творческой деятельности.

Ключевые слова: речетворческая деятельность, связные высказывания, художественное слово, литературная речь, художественные произведения, восприятие окружающего мира.

Особое место литературного речевого творчества среди других видов определяется уникальной ролью языка и речи в жизнедеятельности отельного человека, общества, человечества в целом. Речь - важнейший компонент разных видов творческой деятельности человека. Творчество связано с появлением собственного оригинального

замысла, отбором оригинальных средств и способов его реализации и созданием нового уникального творческого продукта. И участие речи в этом процессе независимо от содержания и предмета творческой деятельности трудно переоценить.

Вместе с тем речевое творчество - составление сказок, рассказов, стихотворений,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.