Научная статья на тему 'Формирование команд по управлению проектами социально-экономического развития России'

Формирование команд по управлению проектами социально-экономического развития России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / NATIONAL STANDARD / ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / OPEN GOVERNMENT / ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА И КОНКУРЕНЦИЯ / POLITICAL STRUGGLE AND COMPETITION / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / POLITICAL PARTIES / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / POLITICAL PARTNERSHIP / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PROJECT MANAGEMENT / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чумаченко Александр Петрович, Устюжанинова Елена Владимировна

В статье проанализирована деятельность по управлению проектами социально-экономического развития РФ и стратегического планирования, предложен механизм формирования команд проектов с участием политических партий Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of teams for project management of socio-economic development of Russia

In the article the activity of project management of socio-economic development of the Russian Federation and strategic planning is analyzed. The mechanism of formation of the projects teams with the participation of political parties of the Russian Federation is proposed.

Текст научной работы на тему «Формирование команд по управлению проектами социально-экономического развития России»

А.П. ЧУМАЧЕНКО кандидат военных наук, доцент, профессор кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России*

Е.В. УСТЮЖАНИНОВА преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России**

Формирование команд по управлению проектами социально-экономического развития России

Современное российское государство переживает сложный период своего функционирования. В условиях экономического кризиса и введенных санкций у государства весьма ограничены ресурсы для решения социально-экономических задач. Для дальнейшего развития нашей страны особое значение приобретают стратегическое планирование и проектное управление.

Отсутствие общей картины будущего наряду с экономической и политической нестабильностью негативно сказывается на всей системе стратегического планирования.

Федеральный закон от 28.06. 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» является основным документом, гармонизирующим государственную систему стратегического планирования на всех уровнях. В Законе определены несколько уровней стратегического планирования: общегосударственный, федеральных округов, отдельных территорий и субъектов РФ. Устанавливая приоритет общегосударственных интересов, Закон подчиняет остальные уровни интересам первого.

* Чумаченко Александр Петрович, e-mail: a17091953@yandex.ru

** Устюжанинова Елена Владимировна, e-mail: ustyuzhaninova-elena-1604@mail.ru

Задачей социально-экономического развития в соответствии с рассматриваемым Законом является комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые должны быть проведены в определенный период времени и реализация которых обеспечивает достижение целей социально-экономического развития.

Летом 2016 г. на заседании президиума Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам Д.А. Медведев сказал: «Задачи социально-экономического развития будут решаться с помощью внедрения проектного подхода с использованием проектного менеджмента, который достаточно энергично применяется в различных направлениях. Сейчас мы хотим использовать проектный метод для достижения важнейших показателей для жизни страны, людей, для решения задач как в социальной среде, так и в области

1

экономики» .

Председателем Правительства РФ была поставлена задача правительственным чиновникам по составлению плана создания проектных офисов. Эти офисы в соответствии с Методическими рекомендациями по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти (распоряжение Минэкономразвития России от 14 апреля 2014 г. № 26Р-АУ) являются подразделениями, организующими планирование и контроль проектной деятельности и администрирующими поддержку и развитие проектно-ориентированной системы управления в органах исполнительной власти.

На сегодняшний день выбраны приоритетные направления социально-экономического развития России, которые в свою очередь разделены на два блока:

- решение социальных вопросов, повышение качества жизни;

- развитие экономики.

Практика применения методов проектного управления показывает, что эффективность как самого планирования, так и реализации проектов напрямую зависит от кадрового состава команд, на которые возлагаются задачи и планирования, и реализации планов и программ.

Опыт осуществления некоторых проектов и целевых программ свидетельствует, что определенные неудачи в

Официальный сайт Правительства РФ [Электронный ресурс]:1пПр://доуегптеп1 .ги (дата обращения: 12.01.2017 г.)

реализации тех или иных проектов прямо связаны с низким качеством деятельности команды проекта. Это одна из основных управленческих проблем. При такой постановке вопроса ключевым моментом является недопущение неэффективного использования ресурсов, которое напрямую связано с профессиональными органами управления. Для решения этой проблемы необходима чёткая координация работы команды проекта, а главное - обеспечение эффективного контроля исполнения и установление конкретной ответственности на каждом участке работы.

По мнению авторов статьи, интересно было бы рассмотреть предложение по формированию команд по управлению проектами, опираясь на профессиональный принцип, возлагая ответственность за организацию и формирование команд на ту или иную политическую партию, находящуюся у власти. Сегодня практически все политические партии, находящиеся у власти, имеют в своем составе профессионалов во всех сферах общества.

Почему авторы предлагают координировать работу по управлению проектами по решению социальных вопросов и повышению качества жизни именно таким образом?

Во-первых, необходимо учесть, что каждая из партий ставит перед собой следующие задачи: овладеть государственной властью, удержать её в своих руках, использовать государственный аппарат в интересах тех или иных общественных слоев, подчеркивая намерения служить интересам определенных социальных групп или большинства граждан страны. Именно учитывая интересы различных категорий избирателей, партии могут одержать победу на демократических выборах. Практический итог деятельности партии по реализации закрепленного за ней проекта позволит обществу и государству увидеть конкретные результаты её деятельности. Это очень важно, так как на сегодняшний день от партий поступает много обещаний о поддержке населения, но, к сожалению, до конкретных результатов дело доходит не так часто.

Во-вторых, важнейшей функцией политических партий в современном демократическом обществе является установление связи между гражданским обществом и государством. Политические партии как общественные организации вызывают у населения больше доверия, так как находятся ближе к нему, а действующее на сегодняшний день Открытое пра-

вительство нацелено на возможность эффективного общественного контроля над государственным регулированием. Регулярная отчетность партий по реализации порученных им проектов позволит как повысить свой рейтинг, так и поддержать общественный контроль над государственным регулированием в рамках Открытого правительства.

В-третьих, важным моментом является политическое партнерство. Как оно может отражаться на управлении проектами? Действующий национальный стандарт РФ-ГОСТ 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом»1, по мнению авторов, позволяет делегировать полномочия руководителя и команды проекта членам политических партий, в то время как роль Заказчика и Куратора будет исполнять федеральный орган исполнительной власти. Таким образом, федеральный орган исполнительной власти является владельцем результата проекта и отвечает за обеспечение ресурсами и осуществление административной, финансовой и иной поддержки проекта, а функция политических партий в данном вопросе будет заключаться в планировании, контроле, разработке базового плана, обеспечении реализации проекта и отчетности перед Заказчиком и Куратором проекта.

В-четвертых, при осуществлении какой-либо деятельности важна мотивированность исполнителей. Говоря о политических партиях как об исполнителях, важно не забыть о политической борьбе и конкуренции. Именно существующая конкуренция создает огромную мотивацию эффективной и успешной деятельности, где в роли мотиватора выступает зрелость партии, отражающая интересы различных социальных слоев общества.

Итак, предлагая реализацию проекта с определением ответственности и полномочий той или иной партии, которая знает свою профессиональную команду, по мнению авторов, можно было бы, с одной стороны, добиться более высокого уровня реализации проектов, а с другой - приобрести практический опыт проектного управления. Также можно более глубоко изучить деловые и организаторские качества членов этой профессиональной команды и в дальнейшем исполь-

См. [Электронный ресурс]: URL: gostrf.com / normadata/1 /4293797/4293797785. pdf (дата обращения: 18.01.2017 г.)

зовать этот опыт при реализации проектов социально-экономического развития нашей страны.

Важно отметить, что общепринятым подходом к формированию команд управления проектами является определение их количественного и качественного состава. Это -административный подход. Он часто не учитывает влияние неформальных коммуникаций на деятельность группы управления проектами. Если предположить, что организационные роли участников управления проектом будут определены не только формально, но будут учитываться и неформальные характеристики, то вероятность ошибок в деятельности такой группы будет ниже. Поэтому использование таких методов, как социологический опрос, анкетирование, для определения потенциальных лидерских качеств позволило бы выявлять неформального лидера для утверждения на формальную должность руководителя проекта.

Для внедрения деятельности политических партий в проектное управление авторы предлагают рассмотреть предложение о возможности внесения дополнений в Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», а именно название гл. 2 настоящего закона изложить в следующей редакции: «Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и политических партий в сфере стратегического планирования». Дополнительную статью к данной главе можно назвать «Полномочия политических партий в сфере стратегического планирования».

К полномочиям политических партий в сфере стратегического планирования относятся:

- определение долгосрочных целей и задач социально-экономического развития, согласованных с приоритетными потребностями общества и целями социально-экономического развития РФ и субъектов РФ;

- разработка проектов документов стратегического планирования по вопросам социально-экономического развития РФ с дальнейшим представлением на утверждение в Государственную Думу;

- участие в реализации, мониторинге и контроле государственных проектов, направленных на социально-экономическое развитие РФ.

Чумаченко А.П., Устюжанинова Е.В. Формирование команд по управлению проектами социально-экономического развития России. В статье проанализирована деятельность по управлению проектами социально-экономического развития РФ и стратегического планирования, предложен механизм формирования команд проектов с участием политических партий Российской Федерации.

Ключевые слова: национальный стандарт, Открытое правительство, политическая борьба и конкуренция, политические партии, политическое партнерство, проектное управление, социально-экономическое развитие.

Chumachenko A.P., Ustyuzhaninova E.V. Formation of teams forproject management of socio-economic development of Russia. In the article the activity of project management of socioeconomic development of the Russian Federation and strategic planning is analyzed. The mechanism of formation of the projects teams with the participation of political parties of the Russian Federation is proposed.

Keywords: the national standard, Open government, political struggle and competition, the political parties, political partnership, project management, socio-economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.