Научная статья на тему 'Управление рисками в избирательной кампании'

Управление рисками в избирательной кампании Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1889
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / РИСКИ И КРИЗИСЫ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ И КРИЗИСАМИ / ELECTION PROCESS / ELECTION CAMPAIGN / POLITICAL MANAGEMENT / POLITICAL COMMUNICATION / RISKS AND CRISES OF ELECTION CAMPAIGNS / RISKS AND CRISIS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Федоркин Николай Семенович

В статье рассматриваются причины и источники развития рисков и кризисных ситуаций в избирательных кампаниях. Анализируются внутренние и внешние риски избирательных кампаний, их виды, типовые модели взаимодействия работодателя, менеджера избирательной кампании, команды, особенности политической коммуникации в процессе принятия управленческих решений в условиях развивающейся кризисной ситуации. Особое внимание в статье уделено анализу конкурентной среды избирательной кампании как основному источнику развития рисков и кризисных ситуаций. Раскрыта тесная взаимосвязь внутренних и внешних видов риска в избирательных кампаниях, обусловленная рядом объективных и субъективных факторов избирательного процесса и управления реальными избирательными кампаниями. Представлена концепция, раскрывающая условия и возможности предотвращения либо ограничения проявления в избирательных кампаниях кризисных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risk Management in Election Campaigns

This article deals with the causes and sources of risks and crises in election campaigns. The author analyzes the internal and external risks of election campaigns, their types, the standard models of interaction between the employer, campaign manager and the team, and the particular features of political communication in the process of management decision-making in a developing crisis. Special attention is paid to the analysis of the competitive environment of the election campaign as the main source of risk and crisis situations. The article further describes the relationship of internal and external risk types in election campaigns due to a number of objective and subjective factors of the electoral process and the management of real election campaigns. The author presents a concept that reflects both current conditions and the possibility of preventing or limiting manifestations of crisis situations in election campaigns.

Текст научной работы на тему «Управление рисками в избирательной кампании»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2016. № 3

Николай Семенович Федоркин,

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и социологии политических процессов социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (Россия), e-mail: seneca-j@yandex.ru

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

В статье рассматриваются причины и источники развития рисков и кризисных ситуаций в избирательных кампаниях. Анализируются внутренние и внешние риски избирательных кампаний, их виды, типовые модели взаимодействия работодателя, менеджера избирательной кампании, команды, особенности политической коммуникации в процессе принятия управленческих решений в условиях развивающейся кризисной ситуации. Особое внимание в статье уделено анализу конкурентной среды избирательной кампании как основному источнику развития рисков и кризисных ситуаций. Раскрыта тесная взаимосвязь внутренних и внешних видов риска в избирательных кампаниях, обусловленная рядом объективных и субъективных факторов избирательного процесса и управления реальными избирательными кампаниями. Представлена концепция, раскрывающая условия и возможности предотвращения либо ограничения проявления в избирательных кампаниях кризисных ситуаций.

Ключевые слова: избирательный процесс, избирательная кампания, политический менеджмент, политическая коммуникация, риски и кризисы в избирательных кампаниях, управление рисками и кризисами.

Nikolay Semenovich Fedorkin,

Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Department of Political Sciences and Sociology of Political Processes, Department of Sociology, Lomonosov Moscow State University (Russia), e-mail: seneca-j@yandex.ru

RISK MANAGEMENT IN ELECTION CAMPAIGNS

This article deals with the causes and sources ofrisks and crises in election campaigns. The author analyzes the internaI and externaI risks of election campaigns, their types, the standard models of interaction between the employer, campaign manager and the team, and the particular features of political communication in the process of management decision-making in a deveIoping crisis. SpeciaI attention is paid to the anaIysis of the competitive environment of the eIection campaign as the main source of risk and crisis situations. The articIe further describes the

relationship of internai and externai risk types in election campaigns — due to a number of objective and subjective factors of the electoral process — and the management of real election campaigns. The author presents a concept that reflects both current conditions and the possibility of preventing or limiting manifestations of crisis situations in eIection campaigns.

Key words: election process, election campaign, political management, political communication, risks and crises of election campaigns, risks and crisis management.

Избирательная кампания — сложное понятие, которое соотносится с терминами «выборы в органы власти», «избирательная система», «избирательный процесс», «политический процесс», «политическая система», «механизм функционирования политической системы». Базовым для этой совокупности значений выступает понятие «выборы в органы власти». В обыденном общении оно подразумевает процесс избрания в демократических политических системах депутатов представительных и законодательных органов власти и руководителей органов исполнительной власти путем голосования граждан. В современных демократиях этот процесс регулируется избирательным законодательством — совокупностью избирательных законов и иных правовых актов, определяющих правила предвыборной борьбы субъектов избирательного процесса. Развернутое содержание этого процесса аккумулируется в понятии «избирательная система», которое можно рассматривать как систему норм и процедур, определяющих порядок организации, проведения и определения итогов выборов1. Содержательная широта этого понятия порождает различные подходы его определения, которые, в одном случае, трактуют избирательную систему расширительно, как один из структурных элементов политического процесса, систему общественных отношений по поводу выборов органов публичной власти, регулируемых нормами избирательного права2. А в другом, более узком понимании, сводят его сущность к порядку определения результатов голосования3. В последнем случае различают типы

1 Подробнее см.: Арсентьев В.Б., Баранов С.Д., Бутырин Г.Н. Выборы: избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Словарь-справочник. М.: Московские учебники — СиДиПресс, 2001. С. 38-39.

2 См., например: Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред. А.В. Иванченко. М.: НОРМА, 1999. С. 106.

3 См.: АвтономовА.С., ВеденеевЮ.А. Избирательные системы // Сравнительное избирательное право: Учебное пособие / Науч. ред. В.В. Маклаков. М.: НОРМА, 2003. С. 133.

избирательных систем — мажоритарную, пропорциональную, смешанную и их многочисленные варианты4.

По нашему мнению, избирательная система является важнейшим институтом политической системы и структурным элементом политического процесса как динамической характеристики социально-политической системы в целом5. Особое значение имеют такие ее функции, как обеспечение на легитимной основе делегирования политических прав граждан своим представителям, разработка параметров избирательного процесса, обеспечивающего формирование и легитимацию институтов представительной законодательной и исполнительной власти. Избирательная система наполняет содержанием «букву» избирательного законодательства и в этом смысле дает целостное представление об избирательном процессе как системе норм и процедур, определяющих порядок организации выборов, их проведения и подведения их итогов. Избирательная система конкретной социально-политической системы выступает механизмом формирования, «воспроизводства», обновления и «запуска» функционирования обновленной через институт выборов политической системы. В этом заключается ее специфическая функция в политическом процессе, т.е. в политическом процессе она затрагивает ту фазу или стадию действия механизма функционирования политической системы, в пределах которых происходит процесс формирования легитимного субъекта и институциональной иерархии государственной политики. Очевидно, что тип избирательной системы и ее технические параметры, такие как вид «выборов, размер округа, структура бюллетеня, открытые или закрытые списки, порядок распределения мест», в значительной степени «определяют соответствующий стиль проведения кампании на национальном или местном уровне»6, оказывают существенное влияние на характер развития

4 Разделение избирательных систем только на мажоритарную, пропорциональную и смешанную является достаточно упрощенным. Появление после Второй мировой войны около сотни новых государств, многие из которых ориентировались на выбор демократического пути развития, способствовало многообразию избирательных систем, формированию новой отрасли политического знания — компаративистских исследований в области проведения политических кампаний, избирательного законодательства и избирательных систем. См., например: Плассер Ф., ПлассерГ. Мировая практика проведения политических кампаний: анализ деятельности профессионалов и их опыта / Пер. с англ. М.: Вэйл, 2005. С. 136-165. К примеру, пропорциональная избирательная система впервые была применена в Бельгии в 1899 г. Однако к концу прошлого века насчитывалось «уже 152 разновидности пропорциональной системы, которые в основном используются в большинстве стран с парламентской системой правления» (МясниковА.П. Избирательные системы: становление и развитие. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 2003. С. 100).

5 Подробнее см.: Дегтярев А.А. Основы политической теории. М.: Высшая школа, 1998. С. 147-149.

6 Плассер Ф., Плассер Г. Указ. соч. С. 137.

партийной системы страны, в целом характеризуют специфику сложившегося в стране политического режима.

Следует отметить, что до настоящего времени среди специалистов, а это представители юриспруденции, политологии, политической социологии, политической психологии, политического менеджмента, которые в той или иной степени имеют отношение к исследованию избирательного процесса, пока не сложилась конвенциальная система понятий, выражающая специфику этой важной области политического знания. В этом смысле, наверное, автор известной работы «Структура научных революций» Т. Кун был прав, сводя принципиальное различие между естественными и социальными науками к отсутствию в последних, во всех без исключения, теоретического консенсуса7.

Что касается рассматриваемой проблематики, то, по нашему мнению, понятия «выборы», «избирательная кампания», «избирательная система», «избирательный процесс» в содержательном аспекте во многом пересекаются. Это заметно, как мы видим, не только в различных трактовках этих понятий в исследованиях научного сообщества, но и в их трактовке, скажем, в избирательном законодательстве8.

В политико-социологическом контексте, на наш взгляд, понятие «выборы» и «избирательная кампания» совпадают. Хотя при этом понятие «выборы» определяется как форма прямого волеизъявления граждан в целях формирования органов власти или наделения полномочиями должностного лица, а избирательная кампания, соответственно, — как деятельность, направленная на достижение определенных результатов на выборах в строго установленных временных границах. Очевидно пересечение содержания понятий «избирательная кампания» и «избирательная система», особенно если интерпретировать последнюю как систему норм и процедур, определяющих порядок организации, проведения выборов и определения их итогов (т.е. если рассматривать избирательную систему в качестве важнейшего института политической системы и структурного элемента политического процесса как целого). В этом смысле избирательная система фактически «покрывает» всю архитектонику избирательного процесса, который включает в себя избирательную кампанию, хотя и с некоторыми важными для нашего исследования

7 См.: Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. И.Э. Налетова. М.: Прогресс, 1975. С. 10.

8 См., к примеру, трактовку понятий «выборы» и «избирательная кампания» в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002. № 67-ФЗ (действующая редакция, 2016). URL: http: www.consultant.ru/dokument/cons_doc_ LAW 37119/

нюансами. Поэтому есть смысл хотя бы в общих чертах, в контексте рассматриваемой проблемы, остановиться на структуре избирательной кампании и, соответственно, избирательного процесса.

В общих чертах ответ на этот вопрос лежит на поверхности — в данном нами определении избирательной системы. В нем ясно просматриваются правовая, организационно-управленческая (технологическая) и, можно сказать, политическая составляющие избирательного процесса.

В юридическом смысле избирательная система четко регламентирует все параметры, составляющие процесс организации и проведения выборов, структурируя его на основные этапы с подробным описанием процедур развертывания избирательного процесса, к которым можно отнести:

• порядок назначения выборов и официального опубликования решения об их назначении;

• порядок официального опубликования списков избирательных округов и формирования избирательных комиссий;

• порядок составления списков избирателей;

• порядок выдвижения кандидатов (списка кандидатов), сбора подписей в поддержку их выдвижения;

• порядок регистрации кандидатов;

• порядок информационного обеспечения выборов и проведения предвыборной агитации;

• порядок голосования и наблюдения за голосованием;

• порядок подсчета голосов, установления итогов голосования и определения результатов;

• порядок объявления результатов и их опубликования и т.д. Однако избирательный процесс не сводится только к его правовой регламентации. Правовая составляющая избирательного процесса формирует юридическую матрицу «правил политической игры», которая наполняется реальными политическими отношениями, деятельностью (организацией и управлением предвыборной политической борьбой) конкретных субъектов избирательного процесса, направленной на достижение «определенного результата на выборах», как об этом говорится в определении понятия избирательной кампании кандидата, избирательного объединения в избирательном законодательстве Российской Федерации. Это чрезвычайно содержательный структурный элемент избирательной кампании и всей избирательной системы, в границах которого разворачивается реальная драматургия избирательного процесса, где в острой конкурентной борьбе сталкиваются лидерство, политические воли, программы, ресурсы, профессионализм претендентов и их команд, креативность применяемых ими политических технологий. В большей части это

технологический политико-управленческий процесс, имеющий свои особенности.

Во-первых, как правило, временные границы формирования и развития отношений будущих субъектов (потенциальных кандидатов) избирательных кампаний находятся за границами этих кампаний. Уважающий себя и мало-мальски осведомленный о сущности такого крупного и затратного политического проекта, каким является организация и проведение избирательной кампании любого уровня, потенциальный кандидат, политические партии, начинают предварительный этап своего возможного вступления в грядущую избирательную кампанию часто задолго до назначения выборов.

Границы этого этапа индивидуальны и определяются целями, задачами и ресурсными возможностями потенциального участника избирательной кампании. Важность использования потенциала этого этапа состоит в том, что деятельность участника избирательной кампании и его политических консультантов не входит в предмет регулирования избирательного законодательства. Поэтому в его рамках, опираясь на собственные ресурсы, можно предварительно выявить возможность своего участия в грядущих выборах и своих предполагаемых конкурентов. Собрать необходимую информацию для предварительного определения будущей стратегии и тактики в этой кампании, определиться в подборе команды, хотя бы на уровне группы стратегического планирования. Повысить уровень своей известности, а возможно, и уровень доверия, сделать «заготовки» для будущей рекламной кампании, используя СМИ для продвижения своих идей и представлений о путях решения актуальных проблем интересуемых территорий. Установить связи с лидерами общественного мнения, институтами власти, возможными потенциальными спонсорами и т.д. Для политических партий это время формирования предварительных списков кандидатов избирательного объединения и кандидатов, ориентирующихся на самовыдвижение в одномандатных избирательных округах. Очевидно, к примеру, что успех партии «Единая Россия» в выборах 2016 г. во многом был предопределен результатом большой эшелонированной организационно-управленческой деятельности партии, проведенной ею в границах именно предварительного этапа избирательной кампании.

Во-вторых, организационно-управленческая деятельность субъектов избирательного процесса в официальных границах собственных избирательных кампаний хотя и регламентируется нормами и процедурами порядка ее проведения, но в содержательном контексте представляет собой творческий процесс деятельности кандидатов, политических партий и их команд. По существу, этот процесс и составляет ткань предвыборной борьбы, ее реальную драматургию,

содержание которой также не регулируется правовыми нормами. Действительно, приняв решение об участии в предстоящей избирательной кампании, каждый из ее субъектов, с учетом наработанного потенциала на предварительном этапе, должен сам решать комплекс организационно-управленческих задач, связанных с организацией и управлением крупным политическим проектом. В структуру этих задач обязательно входят:

• формирование команды;

• организация и подготовка информационно-аналитической базы для разработки стратегии и тактики избирательной кампании;

• формирование социального паспорта территории (избирательного округа);

• обеспечение информационно-аналитического сопровождения избирательной кампании;

• обеспечение юридического сопровождения избирательной кампании;

• разработка основного пакета документов избирательной кампании (стратегии, программы кандидата, концепции и планов подготовки информационных продуктов, концепции и планов подготовки рекламной кампании, планов организации встреч кандидата с избирателями, планов работы полевого направления избирательной кампании, планов массовых мероприятий, сетевого графика избирательной кампании как визуального воплощения ее стратегии и тактики);

• материально-техническое обеспечение организации и работы центрального штаба и всех его структурных подразделений;

• создание системы безопасности, обеспечивающей эффективное выполнение командой своих функций;

• разработка системы мер, направленных на предотвращение или ограничение рисков и возможного развития кризисных ситуаций в управлении избирательной кампанией.

К предметной области этих задач относится также деликатная деятельность команд по привлечению спонсоров избирательной кампании, организации поддержки кандидата влиятельными лицами и общественными организациями, установлению доброжелательных контактов с избирательными комиссиями, органами власти, лидерами общественного мнения, обеспечению контроля за голосованием и подсчетом голосов, решению организационных, финансовых и, если необходимо, аналитических проблем по результатам итогов кампании.

Таким образом, эту составляющую структуры избирательной кампании и избирательного процесса можно определить как специфический вид политико-управленческих отношений, возникающих между субъектами избирательного процесса по поводу легитимного

доступа к власти, регулируемого нормами и процедурами избирательного законодательства с предоставлением им творческого простора деятельности в использовании политико-технологического потенциала для достижения поставленных политических целей.

Структура избирательного процесса демонстрирует двойственную природу политики, которая, с одной стороны, выступает как представленная государством властно-регулирующая компонента, опирающаяся на возможность легитимного насилия — законы, а с другой — в виде различных политических сил, ведущих конкурентную борьбу за лидерство в отношениях политического представительства, в конечном счете, за доступ к власти, влиянию на процессы принятия решений. Как правильно подмечено, эти «две стороны тесно взаимосвязаны и, несмотря на внешнюю противоположность, не могут существовать друг без друга, как не может существовать власть без борьбы на право осуществлять эту власть»9.

Сущность этой «противоположности» коренится в различных источниках и содержании ресурсного потенциала каждой из взаимодействующих сторон. Власть, властные отношения, как отмечено выше, — это волевые легитимные отношения, имеющие возможность опираться на мощь государственных ресурсов. Их характеризует официальность, публичность, всеобщность, они задают параметры и выступают регулятором этих отношений для всех членов общества.

Иные источники и содержание ресурсного потенциала в отношениях политического представительства у второй стороны этого взаимодействия. Они складываются из взаимодействия субъектов избирательного процесса, например, российского народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации и кандидатов в депутаты разных уровней власти, политиков, при делегировании им властных полномочий на осуществление от имени народа либо отдельных социальных общностей политической деятельности. Этот особый вид политических отношений, основанных на доверии, выступает как субъект-субъектные отношения неформального политического представительства. Неформального, потому что процесс отношений политического представительства в этой его части10 выражается в виде политического рынка. В ходе

9 Пушкарева Г.В. Политический менеджмент: Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. С. 14.

10 Место и роль отношений политического представительства в политическом процессе — одна из важнейших тем исследования механизма функционирования социально-политических систем. В современных демократиях выделяют два направления делегирования властных отношений: «снизу — вверх» (суверенный народ делегирует власть своим представителям в ходе выборов депутатов законодательной власти и глав исполнительной власти) и «сверху — вниз» (после выборов и инсти-

избирательной кампании на этом рынке осуществляется символический обмен специфическим «товаром» — возможностями. С одной стороны, возможностями избирателей, делегирующих от своего имени часть своей правоспособности на политическую деятельность своим представителям, претендующим на власть, а с другой — возможностями кандидатов, которые в предвыборной борьбе за лидерство манифестируют их в форме предвыборных обещаний, программ, способов и средств эффективно представлять интересы избирателей в органах власти. По существу, выборы и есть тот политико-правовой институт и социальный механизм обмена возможностями избирателей и политиков, который рождает реальную политическую власть, формирует часть легитимной правящей элиты конкретной страны. Парадокс состоит в том, «что эфемерное и неформальное доверие населения к политику неожиданно оборачивается вполне серьезным и материальным доступом к рычагам власти»11. Подобно «пенорожденной» Афродите, политическая власть рождается из простых обещаний одних и готовности принять их в качестве доброкачественного «товара» других. Особенность этого процесса и состоит в том, что доверие граждан к своим представителям и готовность поддержать их выражается согласием, их свободным волеизъявлением, хотя и под определенным воздействием на этот процесс убеждающей политической коммуникации конкурирующих претендентов.

Таким образом, специфика содержания неформальных отношений политического представительства и, соответственно, содержание самого процесса организации и управления этой составляющей избирательной кампании как относительно самодостаточного политико-управленческого проекта придает избирательной кампании исключительную уникальность. Она проявляется в

туализации отношений представительства выборные органы власти в соответствии с легитимными полномочиями делегируют властные отношения политическим институтам, определенным основным законом страны). В первом случае эти отношения рассматриваются как субъект-субъектные, основанные на формировании доверия, согласия, как отношения неформального представительства. Во втором случае делегирование властных полномочий приводит к возникновению субъект-объектных отношений, отношений руководства и подчинения, т.е. управленческих отношений, отношений формального представительства. Нас интересуют именно отношения неформального политического представительства, в границах которого складывается свой, особый вид политико-управленческих отношений, опирающийся исключительно на творческий процесс деятельности команд кандидатов в органы власти по актуализации правоспособности граждан в избирательном процессе средствами управленческих политических технологий. В этом смысле избирательная кампания представляет собой один из видов политико-управленческих отношений, принадлежащих к политическому менеджменту.

11 Амелин В.Н. Социология политики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. С. 13.

каждом этапе ее организации и проведения, в непредсказуемости и неповторимости политического поведения оппонентов, действующих в одном и том же политическом пространстве, с одними и теми же конечными политическими целями. Избирательная кампания всегда нова, требует глубокого осмысления конкретной социально-политической ситуации и творческих, креативных подходов в разработке стратегии и тактики достижения политических целей. К тому же она быстротечна в условиях, когда необходимо решать многочисленные, разноплановые, трудоемкие и затратные задачи. Именно этот далеко не полный перечень проблем очерчивает зоны риска избирательной кампании и возможные кризисные ситуации, способные при определенных обстоятельствах изменить ее драматургию, придать ей прогрессирующий негативный контекст. Высокая степень рисков и, особенно в кризисных ситуациях, является одной из сущностных характеристик избирательной кампании. Понятие рисков в избирательной кампании можно определить как вероятную возможность проявления в ходе предвыборной борьбы фактов, событий и явлений, имеющих прямое или косвенное отношение к конкурентной борьбе кандидатов в органы власти, способных оказать негативное влияние на процесс достижения ими стратегических целей кампании.

Соразмерность влияния рисков в избирательной кампании на ход предвыборной борьбы определяется масштабом, глубиной, характером их проявления, временными границами возможного негативного воздействия. Например, факт сокрытия политиком некой негативной информации из своей биографии, не подпадающий под действия избирательного законодательства, может быть использован конкурентами в предвыборной борьбе с разной степенью результативности. Но, как правило, проявление рисков такого масштаба в большинстве случаев успешно преодолевается механизмами управления избирательной кампанией. Иное дело, скажем, проявление рисков, связанных с ошибочным определением имиджа кандидата, выбором избирательной стратегии и тактики, с успешными контрпропагандистскими акциями оппонентов, с дефицитом ресурсов, особенно на завершающем этапе избирательной кампании. Каждый из подобных рисков в перспективе предвыборной борьбы может привести к возникновению кризисной ситуации и, в конечном счете, к катастрофическим последствиям. Мы уже не говорим о рисках, связанных с сознательным или случайным нарушением норм и процедур избирательного законодательства кандидатами и их командами, которые неизбежно ведут к снятию нарушителей с предвыборной гонки.

Одной из особенностей рисков и развития кризисных ситуаций в избирательных кампаниях является их возрастающее проявление на завершающем этапе предвыборной борьбы, за полторы-две недели до дня выборов, когда накал ее конфликтности достигает пиковых величин. Хотя вероятность возникновения кризисной ситуации в избирательной кампании возможна на протяжении всей предвыборной борьбы, однако на этом этапе она многократно возрастает. В практике этот этап часто условно, но, на наш взгляд, правильно называют этапом «борьбы ресурсов» кандидатов, этапом «кумулятивного удара» по своим конкурентам. Его особенность состоит в том, что в борьбу синхронно включаются все направления убеждающей политической коммуникации конкурирующих претендентов. В том числе, если в этом есть необходимость, в политическое пространство избирательной кампании осуществляются «вбросы» контрпропагандистских материалов12.

По существу, этот этап в избирательной кампании становится «моментом истины», в границах которого на практике проверяются профессионализм менеджера избирательной кампании, всей команды в целом и по отдельным ее направлениям, уровень психологической устойчивости и организационной сплоченности команды и кандидата, сложившаяся модель управления избирательной кампанией и процессом принятия стратегических управленческих решений, оправданность выбранных тем избирательной кампании, имиджа кандидата, стратегии и тактики, концепции информационной безопасности и многое другое.

В этой связи вряд ли можно согласиться с существующим мнением о том, что кризисные ситуации в избирательных кампаниях всегда возникают неожиданно13. Они действительно возникают неожиданно, но тогда, когда их действительно не ожидают. Отсюда

12 Проблема «чистых» и «грязных» политических технологий в электоральном менеджменте — достаточно разработанная тема, которая не входит в круг подробного анализа в данной статье. Отметим только, что если в контрпропагандистских материалах используется достоверная и этически выдержанная информация, то она в границах норм и процедур избирательного законодательства может быть эффективно использована в предвыборной борьбе. Более того, она может стать интригой завершающего этапа всей избирательной кампании. Однако надо признать, что реальный опыт проведения избирательных кампаний разных уровней в нашей стране и в зарубежных странах часто демонстрирует образцы использования грязных политических избирательных технологий. В этом отношении показателен опыт президентской избирательной кампании в США 2016 г., которая стала, наверное, самой грязной и даже унизительной для страны в истории ее выборов.

13 См., например: Пушкарева Г.В. Указ. соч. С. 289-290. Более правильным является утверждение автора в этой же работе, что «к возможным ударам» надо заранее готовиться, прогнозировать, «какие стороны деятельности политика могут стать предметом возможных атак», и быть готовым, насколько это возможно, «поставить на их пути надежные заслоны» (Там же. С. 296-297).

в команде кандидата возникает целая гамма негативных эмоций, потеря самообладания, необдуманные шаги, обострение отношений между кандидатом и менеджером, менеджером и командой и, как следствие, потеря управления в команде и возможная неуправляемость процессом предвыборной борьбы. Фактор «сжатости» во времени границ избирательной кампании в целом и в особенности границ ее заключительного этапа, значительно увеличивает негативные последствия обострения рисков и возможности перерастания их в кризисную ситуацию. Кризисная ситуация как раз характеризует такое состояние избирательной кампании, вызванное обострением рисков, которое потенциально способно привести к частичной либо прогрессирующей утрате управления избирательным процессом.

Именно поэтому одной из важнейших организационно-управленческих задач команды кандидата к моменту вступления ее в предвыборную борьбу является овладение знанием конкретных зон рисков избирательной кампании и возможных вариантов их предотвращения либо ограничения. Однако эффективное решение этих проблем зависит от профессионализма команды, ее ресурсов и отчасти обстоятельств.

Хотя каждая избирательная кампания, как мы отметили, представляет собой некий уникальный проект и должна иметь и свои особенные зоны рисков, что, как правило, и бывает, тем не менее существуют типичные для избирательных кампаний зоны и виды внутренних и внешних рисков. К группе зон внутренних рисков избирательной кампании можно отнести:

• формирование команды кандидата;

• взаимоотношения кандидата и менеджера, менеджера и команды;

• модель управления избирательной кампанией и процессом принятия стратегических управленческих решений;

• сфера информационно-аналитического сопровождения избирательной кампании, где могут быть допущены ошибки в определении тем избирательной кампании, имиджа кандидата, стратегии и тактики, концепции информационной безопасности;

• сфера применения норм и процедур избирательного законодательства и юридического сопровождения избирательной кампании;

• сфера ресурсного обеспечения избирательной кампании.

К группе зон внешних рисков относятся:

• непредсказуемость поведения конкурентов;

• способность конкурентов к эффективному использованию ошибок команды кандидата;

• получение доступа конкурентов к базовой информации о стратегии и тактике команды кандидата, возможностях ее ресурсного потенциала;

• возможность проведения конкурентами эффективных контрпропагандистских акций;

• ослабление или изменение поддержки кандидата влиятельными лицами и структурами;

• недооценка командой кандидата возможностей основных конкурентов в достижении поставленных политических целей. Перед началом предвыборной борьбы опытные менеджеры избирательных кампаний всегда проводят (должны проводить!) штабную игру с «группой стратегического планирования» кампании с обязательным присутствием и прямым участием в ней кандидата14. Темой штабной игры является критический анализ принятой стратегии избирательной кампании, выявление ее сильных, слабых и очевидных «зон риска», в контексте ее противостояния стратегиям основных конкурентов кандидата. Организация такого мероприятия, как правило, высвечивает ряд внутренних проблем, особенно связанных с формированием модели управления избирательной кампанией в части принятия стратегических управленческих решений и обеспечения ее ресурсами. В условиях проявления рисков и их возможного перерастания в кризисную ситуацию способность быстро отреагировать на них во многом является определяющим фактором для их ограничения или предотвращения. Конечно, деньги далеко не «одна из основных причин кризисов при проведении политических кампаний»15. Но в связке с профессионализмом команды кандидата, ее психологической устойчивостью и сплоченностью, строгим соблюдением принципа единоначалия в принятии управленческих решений наличие ресурсов действительно становится доминирующим фактором для ограничения негативных последствий рисков и кризисных явлений.

Таким образом, необходимо сделать несколько обобщающих выводов о возможности управления рисками в избирательных кампаниях. Во-первых, в силу специфики структуры и уникальности каждой конкретной избирательной кампании риски и кризисные явления являются одной из ее сущностных характеристик. Риски в избирательных кампаниях устранить нельзя, но управлять ими при соблюдении определенных условий возможно. Во-вторых, как

14 В состав группы стратегического планирования входят: кандидат, его доверенное лицо (как правило, это и технический руководитель штаба), менеджер и узкий круг руководителей основных направлений избирательной кампании.

15 См.: Забурдаева Е.В. Политическая кампания. Стратегии и технологии. М.: Аспект Пресс, 2012. С. 211.

специфический политико-управленческий проект, избирательная кампания предполагает разработку стратегии и тактики, в которой обосновывается линия поведения кандидата и его команды, направленная на достижение конечных политических целей. Выявление и прогнозирование возможных рисков является одним из элементов ее структуры. В-третьих, риски в избирательных кампаниях можно рассматривать исходя из их масштаба, глубины, характера их проявления и возможных негативных последствий в процессе достижения конечных политических целей кампании. В-четвертых, одной из особенностей рисков в избирательных кампаниях является их возрастающее проявление на завершающем этапе предвыборной борьбы, за полторы-две недели до дня голосования. В исследовании рисков, их причин и последствий этот этап можно рассматривать как «момент истины» для оценки деятельности всех направлений избирательной кампании кандидата и его команды. В-пятых, условием успешного влияния на проявление рисков в избирательной кампании является профессионализм команды кандидата в самом широком смысле, соблюдение в управлении кампанией принципа единоначалия, в том числе в процессе принятия стратегических управленческих решений, наличие ресурсов, обеспечивающих своевременную и полную реализацию всех проектов убеждающей политической коммуникации стратегии избирательной кампании.

ЛИТЕРАТУРА

Автономов А.С., Веденеев Ю.А. Избирательные системы // Сравнительное избирательное право: Учебное пособие / Науч. ред. В.В. Маклаков. М.: НОРМА, 2003. С. 133-149.

Амелин В.Н. Социология политики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.

Арсентьев В.Б., Баранов С.Д., Бутырин Г.Н. Выборы: избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Словарь-справочник. М.: Московские учебники — СиДиПресс, 2001.

Дегтярев А.А. Основы политической теории. М.: Высшая школа, 1998.

Забурдаева Е.В. Политическая кампания. Стратегии и технологии. М.: Аспект Пресс, 2012.

Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред. А.В. Иванченко. М.: НОРМА, 1999.

Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. И.Э. Налетова. М.: Прогресс, 1975.

Мясников А.П. Избирательные системы: становление и развитие. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Плассер Ф., Плассер Г. Мировая практика проведения политических кампаний: анализ деятельности профессионалов и их опыта: Пер. с англ. М.: Вэйл, 2005.

Пушкарева Г.В. Политический менеджмент: Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015.

REFERENCES

Avtonomov, A. S., and Vedeneev, Iu. A. "Izbiratel'nye sistemy," Sravnitel'noe izbiratel'noe pravo: Uchebnoe posobie, ed. V. V. Maklakov. Moscow: NORMA, 2003, pp. 133-149.

Amelin, V. N. Sotsiologiiapolitiki. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta, 1992.

Arsent'ev, V. B.; Baranov, S. D.; Butyrin, G. N. Vybory: izbiratel'noe pravo i izbiratel'nyiprotsess vRossiiskoiFederatsii: Slovar'-spravochnik. Moscow: Moskovskie uchebniki — SiDiPress, 2001.

Degtiarev, A. A. Osnovy politicheskoi teorii. Moscow: Vysshaia shkola, 1998.

Zaburdaeva, E. V. Politicheskaia kampaniia. Strategii i tekhnologii. Moscow: Aspekt Press, 2012.

Ivanchenko, A. V. Izbiratel 'noepravo i izbiratel 'nyiprotsess v Rossiiskoi Federatsii: Uchebnik dlia vuzov. Moscow: NORMA, 1999.

Kuhn, T. Struktura nauchnykh revoliutsii, transl. I. E. Naletova. Moscow: Progress, 1975.

Miasnikov, A. P. Izbiratel'nye sistemy: stanovlenie i razvitie. Rostov-na-Donu: Izd-vo Rostovskogo un-ta, 2003.

Plasser, F.; Plasser, G. Mirovaia praktika provedeniia politicheskikh kampanii: analiz deiatel'nosti professionalov i ikh opyta. Moscow: Veil, 2005.

Pushkareva, G. V. Politicheskii menedzhment: Uchebnik i praktikum dlia akade-micheskogo bakalavriata. Moscow: Iurait, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.