Научная статья на тему 'Формирование коллекции металлических зеркал в музее археологии и этнографии Алтая АлтГУ'

Формирование коллекции металлических зеркал в музее археологии и этнографии Алтая АлтГУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
138
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коллекции металлических зеркал в музее археологии и этнографии Алтая АлтГУ»

А.А. Тишкин, Н.Н. Серегин

Алтайский государственный университет, Барнаул

ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЗЕРКАЛ В МУЗЕЕ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ АЛТАЯ АлтГУ *

Музей археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета (МАЭА АлтГУ) был основан в 1985 г. (Кирюшин Ю.Ф., Шамшин А.Б., Нехведави-чюс Г.Л., 1994; Нехведавичюс Г.Л., Ведянин С.Д., 1995; и др.). Материалы, составляющие его коллекции, получены в ходе полевых исследований, которые осуществлялись с 1975 г. сотрудниками, преподавателями и студентами в основном на территории Алтайского края, в состав которого входила Горно-Алтайская автономная область (ныне Республика Алтай). С каждым годом фонды музея пополнялись (Кирюшин Ю.Ф., Титтткин А.А., Шамшин А.Б., 2002). В настоящее время археологическая часть насчитывает сотни тысяч единиц хранения, объединенных в более 620 коллекции. Находки относятся к разным историческим периодам: от среднего палеолита до позднего средневековья. Обнаруженные свидетельства жизнедеятельности многих племен и народов являются важными источниками для реконструкции этногенетических и историко-культурных процессов, происходивших на Алтае и в Верхнем Приобье на разных этапах развития человечества.

Среди всех находок особую группу представляют металлические зеркала, датируемые периодом поздней древности и эпохой средневековья. Данные изделия могут рассматриваться как яркие показатели скотоводческих культур. В качестве предметов торевтики они требуют комплексного анализа. Одним из аспектов исследования является изучение истории формирования коллекции металлических зеркал МАЭА АлтГУ. Следует указать, что данная статья является продолжением начатой ранее работы, краткие результаты которой уже были опубликованы (Тишкин А.А., Горбунов В.В., Серегин Н.Н., 2008; 2009). При этом необходимо обратить внимание на то, что в настоящей публикации отражен ряд дополнений, уточнений и существенно расширен объем информации культурно-хронологического плана.

Значительная часть рассматриваемых находок относится к скифо-сакскому времени (конец 1Х-Ш вв. до н.э.). Несколько бронзовых зеркал (колл. №26 и 101) получены в результате раскопок и сборов подъемного материала на археологическом комплексе Малый Гоньбинский Кордон, расположенном на правом берегу Оби в 7 км к северо-западу от г. Барнаула Алтайского края. Некрополь МГК-1, датированный раннескифским временем, исследовался в 1978-1988 гг. Ю.Ф. Кирюшиным, А.Л. Кун-гуровым, М.Т. Абдулганеевым, С.В. Неверовым (Кунгуров А.Л., 1998; 1999). Памятник отнесен к раннему этапу староалейской культуры (Кирюшин Ю.Ф., Кунгуров АЛ., 1996). Его датировка была поддержана и другими исследователями (Могильников В.А., 1997, с. 81). Наиболее ранними из зеркал, обнаруженных на указанном комплексе, являются два массивных изделия с высоким заостренным бортиком (Кунгуров А.Л., 1999, рис. 2.-4, 5). В центре одного предмета находится петелька, а ручка второго экземпляра

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательско-го проекта «Комплексное изучение предметов торевтики для реконструкции этногенетических и социокультурных процессов на территории Южной Сибири в древности и средневековье» (№08-01-00355а).

оформлена в виде «кнопки» на четырех ножках. Подобные находки могут быть отнесены к концу УП-У1 вв. до н.э. (Членова Н.Л., 1967, с. 82-87; Кузнецова Т.М., 2002, с. 33-43; Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., 2004, с. 84; и др.). Три других зеркала (Кун-гуров А.Л., 1999, рис. 2.-1, 2, 3), также с центральными петельками, по совокупности признаков датированы в пределах VI - начала V в. до н.э.

К другому этапу в развитии староалейской культуры относится грунтовый могильник Фирсово-Х1У. Памятник, исследованный в 1987-1993 гг. Приобской археологической экспедицией под руководством А.Б. Шамшина, расположен в окрестностях одноименного села в Первомайском районе Алтайского края. Некрополь был отнесен к У-1У вв. (Шамшин А.Б., Фролов Я.В., 1994, с. 101), при этом архаичность предметного комплекса позволяет определить хронологию большинства его объектов в рамках V в. до н.э. (Кирюшин Ю.Ф., Кунгуров АЛ., 1996, с. 133). К этому же времени относится бронзовое зеркало (Фролов Я.В., 2008, рис. 132.-1), обнаруженное в ходе раскопок могилы №58. Данное изделие, представляющее собой один из вариантов развития зеркал с центральной ручкой в виде «кнопки» на ножках, привлекалось при характеристике рассматриваемой категории предметов в ряде исследований (Могильников В.А., 1997, с. 81; Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., 2004, с. 81).

Материалы, относящиеся к несколько более позднему времени, чем основная группа могильников староалейской культуры, получены в ходе раскопок памятника Староалейка-П (Кирюшин Ю.Ф., Кунгуров АЛ., 1996, с. 133; Фролов Я.В., 2008, с. 168). Большинство погребений раннего железного века на этом могильнике, который расположен в устье Алея (левый приток Оби), исследовано под руководством Ю.Ф. Кирюшина в 1981, 1982 и 1986 гг. (Кирюшин Ю.Ф., Бородаев В.Б., 1984; Кирюшин Ю.Ф., Кунгуров АЛ., 1996, с. 115). Среди материалов некрополя имеются два металлических зеркала. Одно из них в настоящее время находится в МАЭА АлтГУ (колл. №35/487). Изделие, обнаруженное в ходе раскопок женского погребения №35 (Кирюшин Ю.Ф., Кунгуров АЛ., 1996, рис. 9.-13), относится к группе петельчатых зеркал и может быть определено У-1У вв. до н.э.

Отдельная группа металлических зеркал в МАЭА АлтГУ демонстрирует развитие пазырыкской культуры Алтая. Среди предметов, находящихся в разделе экспозиции, который посвящен скифо-сакскому времени, представлен экземпляр зеркала из крупного некрополя пазырыкской культуры Кастахта. Памятник, расположенный у одноименного села в Усть-Коксинском районе Республики Алтай, частично исследован отрядом Алтайской археологической экспедиции АлтГУ в 1983 г. (Степанова Н.Ф., 1987). Многочисленные аналогии находкам из погребений могильника позволили определить время сооружения ряда курганов концом V - IV вв. до н.э. (Степанова Н.Ф., 1987, с. 182). Металлическое зеркало (колл. №41/128), представляющее собой неровный диск с отверстием в короткой боковой ручке (Степанова Н.Ф., 1987, рис. 5.-2; Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., 2004, рис. 36.-10), вероятно, может быть датировано тем же периодом.

В 1987 г. Катунской археологической экспедицией Алтайского госуниверситета исследовался курганный могильник Верх-Еланда-П, расположенный у с. Еланда Че-мальского района Республики Алтай (Степанова Н.Ф., Неверов С.В., 1994). Датирующими находками, позволяющими определить хронологию кургана №13 указанного некрополя в рамках У1-У вв. до н.э., являются два массивных бронзовых зеркала с центральной ручкой в виде кнопки на ножках (Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., 2004,

с. 116). Одно из изделий (Степанова Н.Ф., Неверов С.В., 1994, рис. 9.-1; 12.-1; Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., 2004, рис. 37.-1) в настоящее время находится в фондах МАЭА АлтГУ (колл. №125/80).

Серия бронзовых зеркал получена в разные годы в ходе раскопок крупного по-гребально-поминального комплекса «рядовых» кочевников пазырыкской культуры Тыткескень-VI. Этот уже хорошо известный памятник, как и упомянутый выше некрополь, расположен неподалеку от с. Еланда Чемальского района Республики Алтай, но на левом берегу Катуни. Серия интересующих нас находок обнаружена в ходе исследований курганного могильника с 1988 по 1993 г. археологическими экспедициями Алтайского госуниверситета под руководством Ю.Ф. Кирюшина. Одно из зеркал (колл. 121/731) находится в экспозиции МАЭА АлтГУ. Его особенностью является короткая боковая ручка, оформленная в виде фигурки лежащего двугорбого верблюда с поднятой головой (Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., Титтткин А.А., 2003, рис. 50.-4; Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., 2004, рис. 38.-4; 88.-1). Датировка подобных находок определяется концом VI - V в. до н.э. Следует отметить, что другие металлические зеркала, обнаруженные при раскопках указанного памятника, также хранились в МАЭА АлтГУ, но потом были переданы в Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина (г. Горно-Алтайск).

Раскопки обозначенного археологического комплекса Тыткескень-VI после многолетнего перерыва были продолжены в 2006 г. в связи с тем, что курганы попадали в зону предполагаемого строительства плотины Алтайской ГЭС. Исследование памятника осуществлялось силами Катунской экспедиции АлтГУ при участии сотрудников нескольких других учреждений (Кирюшин Ю.Ф., Кунгуров A.JI., Титтткин А.А., Матренин С.С., 2006, с. 353). В результате раскопок коллекция бронзовых зеркал пополнилась на два экземпляра. Находки из курганов №80 и 94, относящиеся к группе зеркал с короткой боковой ручкой, предварительно датированы V-IV вв. до н.э. (Кирюшин Ю.Ф., Кунгуров A.JI., Тишкин А.А., Матренин С.С., 2006, с. 357, рис. 2.-3).

Племена пазырыкской культуры занимали обширную территорию. В отдельных районах фиксируется определенное своеобразие оставленных памятников (Тишкин А.А., Дашковский П.К., 2003а). Одним из комплексов, который маркирует севе-ро-западную границу распространения обозначенной общности, является могильник Ханкаринский дол (Тишкин А.А., Дашковский П.К., 20036; 2008; и др.). Некрополь расположен в Краснощековском районе Алтайского края. Начиная с 2001 г. он исследуется Краснощековской экспедицией АлтГУ под руководством П.К. Дашковского. В ходе работ на памятнике получены материалы, отражающие процессы освоения «пазырыкцами» территории в контактной зоне предгорий Алтая. Среди предметов сопроводительного инвентаря (колл. №184), анализ которого позволяет определить некрополь IV- началом III в. до н.э., что подтверждается и радиоуглеродным датированием (Тишкин А.А., 2007а, с. 155-156, 251-261), имеются металлические зеркала (Титтткин А.А., Дашковский П.К., 2008; Дашковский П.К., Тишкин А.А., 2006; 2009; Дашковский П.К., Тишкин А.А., Хаврин С.В., 2007; и др.). Изделия относятся к группе небольших «медалевидных» образцов, хронология которых в целом соответствует времени существования памятника.

Помимо представленных экземпляров, в коллекциях МАЭА АлтГУ имеются случайные находки. Они в основном датируются эпохой раннего железа.

В 1960-х гг. на площади Первомайского курганного могильника, расположенного в Целинном районе Алтайского края, бывший директор музея с. Победа П.Ф. Рыженко нашел бронзовое зеркало. Особенностью данного изделия, отличающего его от подобных вещей из памятников пазырыкской и быстрянской культур, является сочетание отверстия и поперечной петли, расположенных на короткой боковой ручке (Кунгу-ров А.Л., Горбунов В.В., 2001, с. 120, рис. 5.-3). Датировка этой находки (колл. №188/1) определена в рамках У-1У вв. до н.э.

Другое металлическое зеркало относится к достаточно распространенному типу изделий. Оно было обнаружено в 2007 г. в ходе дорожных работ, которые проводились в 3 км от ул. Кольцевая г. Белокуриха Алтайского края. Изделие (см. фото 9 и 10 на цветной вклейке), представляющее собой массивный диск с центральной ручкой-петелькой, найдено в срезе строительного холма на глубине 1,5 м под остатками скелета. Находка может быть предварительно датирована VI-V вв. до н.э. (Могильников В.А., Суразаков А.С., 1997, рис. 4.-2; Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., Тишкин А.А., 2003, рис. 16.-2; Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., 2004, с. 80-81; и др.).

Небольшой фрагмент бронзового зеркала был поднят Г.А. Клюкиным на арбузных бахчах у с. Аул (бывший Бородулинский район Семипалатинской области Казахской ССР). Эта территория располагается рядом с юго-западной границей Алтайского края. Изделие опубликовано и отнесено к местонахождению Бахчи-11 без какой-либо культурно-хронологической атрибуции (Кирюшин Ю.Ф., КлюкинГ.А., 1985, с. 95, рис. 24.-18). Находка сильно покрыта коррозией, однако различима часть орнамента, представляющего собой прочерченный пояс из двух линий, а также местами заметен характерный золотистый цвет. Зеркало (колл. №28/209; см. фото 15 и 16 на цветной вклейке) можно предварительно сопоставить с изделиями сарматской культуры и датировать 2-й половиной I тыс. до н.э. (Худяков Ю.С., 1998, с. 137).

С территории Алтая происходит еще одна случайная находка (колл. №73/1; см. фото 13 и 14 на цветной вклейке). Изделие плохой сохранности (испещрено трещинами) и представляет собой крупный массивный диск с боковой ручкой, которая отломана у основания. Датировка зеркала определена в рамках VI - IV вв. до н.э.

Одно из направлений внешних связей населения Лесостепного Алтая демонстрирует редкая для этого региона находка, полученная в ходе раскопок на уже упомянутом комплексе Фирсово-ХГУ. На территории памятника обнаружен фрагмент зеркала (колл. №74/369; Тишкин А.А., Хаврин С.В., 2006, рис. 2, 5.-2), относящегося к группе экземпляров, достаточно широко распространенных в Китае в доханьское время (Лубо-Лесничен-ко Е.И., 1975, с. 37). Производство подобных изделий осуществлялось в конце IV - III в. до н.э., а бытование продолжалось в течение достаточно длительного промежутка времени (Лубо-Лесниченко Е.П., 1975, с. 9; Масумото Т., 2005, с. 297). Таким образом, фрагмент зеркала, хранящегося в МАЭА АлгГУ, может в какой-то мере отражать один из начальных этапов контактов населения Верхнего Приобья с кочевниками южных регионов, к которым поступала продукция древних ремесленных центров Китая. Отметим, что часть такого же изделия происходит из кургана №6 памятника Пазырык, расположенного в Горном Алтае (Руденко С.И., 1953, с. 114, рис. 85; Тишкин А.А., Хаврин С.В, 2006, рис. 1).

Материалы хуннуского периода представлены в МАЭА АлтГУ результатами раскопок могильника Яломан-П. Некрополь, являющийся одним из базовых памятников усть-эдиганского этапа булан-кобинской культуры, расположен в Онгудайском

районе Республики Алтай. Он в течение нескольких лет исследовался Яломанской археологической экспедицией АлтГУ под руководством А.А. Тишкина (Тишкин А.А., Горбунов В.В., 2003; Тишкин А.А., 20076; и др.). Ярким элементом предметного комплекса, полученного в ходе исследования могильника, является серия металлических зеркал (колл. №181/663, 680, 916, 918, 1312). Экземпляр, обнаруженный в погребении кургана №61 (Тишкин А.А., Хаврин С.В., 2006, рис. 4.-в), судя по сохранившимся деталям оформления, относится к типу доханьских зеркал IV—III вв. до н.э. и аналогичен вышеуказанной находке из Фирсово-XIV. Другое изделие (Тишкин А.А., Хаврин С.В., 2006, рис. 5.-6), с орнаментом в виде остроугольной ленты на фоне завитков, датируется III в. до н.э. (Лубо-Лесниченко Е.И., 1975, с. 38, рис. 3) и встречается в памятниках хуннуского периода (Давыдова А.В., 1985, рис. Х.-9). Изображения на двух других фрагментах (Тишкин А.А., Хаврин С.В., 2006, рис. 4.-г, 5.-5) визуально не фиксируются, так как части зеркал сильно покрыты коррозией. В ходе исследований некрополя обнаружено и одно целое изделие. Детали оформления зеркала (бортик в виде продолжающихся полудуг, четыре шишечки во внутреннем орнаментальном поле и др.) характерны для китайских экземпляров ханьского времени (Давыдова А.В., 1985, рис. Х.-20, 25; Филиппова И.В., 2000, с. 104; Ожередов Ю.И., Плетнева Л.М., Масумото Т., 2008, рис. 1-3, 6; и др.). На сегодняшний день получены результаты комплексного изучения обозначенных находок (Тишкин, 2006а; Тишкин А.А., Горбунов В.В., 2006; Тишкин А.А., Хаврин С.В., 2006).

Развитие контактов номадов с отдаленными центрами ремесленного производства отмечается в период раннего средневековья. Среди импортных предметов, обнаруженных в курганах сросткинской культуры степных и лесостепных районов Алтайского края, выделяются металлические зеркала. Серия подобных находок в настоящее время представлена в фондах МАЭА АлтГУ Все они обнаружены в ходе работ археологических экспедиций Алтайского госуниверситета в период с 1979 по 2004 г. Визуально фиксируемые характеристики и осуществленный рентгенофлюоресцентный анализ позволяют обозначить две группы находок (Тишкин А.А., 2008; Тишкин А.А., Серегин Н.Н., 2009).

Первая группа металлических зеркал из памятников сросткинской культуры отражает результаты производства таких изделий на территории Китая. В МАЭА АлтГУ представлено шесть подобных находок. По одному фрагменту восьмилопастных зеркал обнаружено на памятниках Яровское-Ш (Тишкин А.А., Горбунов В.В., 1998, рис. 1.-12; колл. №164/5; см. фото 17 и 18 на цветной вклейке) и Поповская Дача (Горбунов В.В., Тишкин А.А., 2001, рис. 1.-25). Распространение подобных экземпляров относится к VIII-IX вв. (Лубо-Лесниченко Е.И., 1975, с. 20; Масумото Т., 2005, с. 296). По всей видимости, части таких же зеркал обнаружены в ходе раскопок могильников Шадрин-цево-I (Неверов С.В., Горбунов В.В., 1996, рис. 5.-5) и Екатериновка-111 (колл. 144/151; The Altay culture, 1995, с. 146, фото 178). С территории Лесостепного Алтая происходит часть круглого зеркала с рельефными изображениями (колл. №173/16; см. фото 11 и 12 на цветной вклейке), которое, вероятно, также датируется VIII-IX вв. Эта случайная находка ранее не была опубликована. Фрагмент другого изделия, отнесенного к первой группе, обнаружен в ходе исследований могильника Гора Тараскина-V, расположенного в северо-западных предгорьях Алтая (Грушин С.П., Тишкин А.А., 2004, рис. 1.-1; Грушин С.П., 2005, рис. 1.-2). Находка соотносится с характерными для танского времени экземплярами, на которых изображены животные существа и виноград. Она датируется в

пределах VII-IX вв. (Лубо-Лесниченко Е.И., 1975, с. 17-19, рис. 15—17). Исследованный курган №6, из которого происходит рассматриваемый фрагмент зеркала, определен 2-й половиной IX - 1-й половиной X в. (Грушин С.П., Титтткин А.А., 2004, с. 242). По внешним признакам и по данным рентгенофлюоресцентного анализа, к продукции китайских ремесленников относится и целое изделие (колл. №154/5) из одиночного погребения Усть-Шамониха, исследованного в Целинном районе Алтайского края (Горбунов В.В., 1992, рис. 3; Тишкин А.А., 2008, с. 80). В данном случае сохранено характерное для металлических зеркал из Поднебесной империи деление на концентрические зоны, однако отсутствует орнамент и заметны следы некачественной отливки. Следует отметить, что в поздний период эпохи Тан получают распространение некачественные зеркала и начинается резкий упадок техники их изготовления (Масумото Т., 2005, с. 296).

Вторая группа зеркал из памятников сросткинской культуры маркирует другое направление контактов в период раннего средневековья. Экземпляры, обнаруженные в ходе раскопок могильников Рогозиха-I (Неверов С.В., 1990, рис. 1.-14; Тишкин А.А., Горбунов В.В., 2000, рис. 1.-15; колл. №141/30) и Ближние Елбаны-XVI (Абдулганеев М.Т., Горбунов В.В., Казаков А.А., 1995, рис. 2.-8, 12; колл. №157/221,248), представляют собой фрагменты изделий с невысоким бортиком. На обратной стороне двух зеркал нанесен орнамент в виде циркульных окружностей с точкой в центре. Аналогии подобным изделиям обнаруживаются в памятниках среднеазиатского региона, относящихся к середине VIII - IX в. (Распопова В.И, 1972, с. 67, рис. 1.-6,7; Табалдиев К.Ш., 1999, с. 78, рис. 1.-4).

Обе представленные группы зеркал, обнаруженных в ходе раскопок раннесредневековых памятников Лесостепного Алтая, датируются VIII-IX вв. При этом погребения, в которых они найдены, относятся ко 2-й половине IX - 1-й половине XI в., что вполне приемлемо при учете продолжительности доставки и возможного длительного периода бытования. Памятники этого времени, характеризующегося завершением консолидации общества номадов, объединены в рамках грязновского и шадринцевс-кого этапов в развитии сросткинской культуры (Неверов С.В., Горбунов В.В., 2001). Почти все зеркала представлены небольшими фрагментами, обнаружено только одно целое изделие. В более чем половине предметов фиксируется небольшое отверстие, предназначенное, вероятно, для ношения на поясе или на груди. Место расположения изделий в погребениях подтверждает это предположение (Серегин Н.Н., 2007, с. 116).

По сравнению с китайскими зеркалами из памятников периода раннего средневековья Лесостепного Алтая, у номадов тюркской культуры горных районов региона зафиксировано значительно большее количество целых экземпляров. Две подобные находки хранятся в МАЭА АлтГУ (колл. №120/4-5; The Altay culture, 1995, с. 144, фото 172; Тишкин А.А., 2008). Изделия обнаружены в ходе исследований могильника Шибе-П, расположенного в Онгудайском районе Республики Алтай. В рамках аварийных археологических работ на некрополе, проводившихся экспедицией Алтайского госуниверситета в 1986 г. (Мамадаков Ю.Т., Цыб С.В., 1993), раскопано десять курганов тюркской культуры. Материалы исследований до сих пор не опубликованы. Бронзовые зеркала датируются в рамках VII-VIII вв. и вместе с другими предметами сопроводительного инвентаря могут служить хронологическими маркерами. Изделия, найденные на памятнике Шибе-П, изучались с помощью рентгенофлюоресцентного спектрометра (Тишкин А.А., 2008).

По сравнению с ранним средневековьем, монгольское время в истории Алтая характеризуется гораздо меньшим количеством памятников. Материалы этого периода в

значительной степени представлены в МАЭА АлтГУ результатами работ на курганном могильнике Телеутский Взвоз-1. Некрополь располагался неподалеку от с. Елунино Павловского района Алтайского края. В 1993 г. ходе раскопок женского погребения в кургане №1 экспедицией АлтГУ под руководством А. А. Казакова обнаружен фрагмент зеркала (Тишкин А.А., Горбунов В.В., Казаков А.А., 2002, рис. 5.-1; колл. №163/592). Точные аналогии изделию, а также экземпляры со схожими элементами в оформлении известны из памятников ХПТ-ХТУ вв. на Южном Урале, Тянь-Шане, в Казахстане, Новосибирском и Томском Приобье (Лубо-Лесниченко Е.И., 1975, рис. 10, 11; Иванов В.А., Кри-герВ.А., 1988, рис. 11.-19; Табалдиев К.Ш., 1996, рис. 46.-2; МерцВ.К., Тишкин А.А., 2000, рис. 1.-3; 2.-2-Л\ Адамов А.А., 2000, рис. 89.-4; Тишкин А.А., 20066; и др.).

Итак, в фондах МАЭА АлтГУ находится серия разновременных металлических зеркал, которые являются предметами торевтики и отражают процессы развития скотоводческих культур Горного и Лесостепного Алтая в раннем железном веке и средневековье. Изучение обозначенной группы находок позволяет рассматривать вопросы, связанные с датировкой памятников, направлением военно-политических и торговых контактов кочевников, сложными социальными и другими процессами. Есть смысл рассмотреть отдельные аспекты мировоззренческих представлений номадов. Наряду с характеристикой внешних признаков металлических зеркал (морфология, орнаментация и др.), важным направлением исследований остается тщательный анализ химического состава сплавов, из которых создавались изделия. В связи с тем, что часть зеркал не введена в научный оборот, одной из актуальных задач остается их качественная публикация. Обобщение опыта реализации комплексного подхода в изучении имеющихся экземпляров из коллекций МАЭА АлтГУ планируется представить в специальной работе.

Библиографический список

Абдулганеев М.Т., Горбунов В.В., Казаков А.А. Новые могильники второй половины I тысячелетия н.э. в урочище Ближние Елбаны // Военное дело и средневековая археология Центральной Азии. Кемерово: КемГУ, 1995. С. 243-252.

Адамов А.А. Новосибирское Приобье в Х-Х1У вв. Тобольск; Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. 256 с.

Горбунов В.В. Погребение 1Х-Х вв. на р. Чумыш // Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии Алтая. Горно-Алтайск: Б.и., 1992. С. 86-87.

Горбунов В.В., Тишкин А.А. Продолжение исследований курганов сросткинской культуры на Приобском плато // Проблемы археологии этнографии и антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2001. Т. VII. С. 281-287.

Грушин С.П. Китайское зеркало из северо-западных предгорий Алтая // Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск: Наука, 2005. С. 134-137.

Грушин С.П., Тишкин А.А. Погребальные комплексы эпохи раннего железа и средневековья севе-ро-западных предгорий Алтая // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2004. Т. X. С. 239-243.

Давыдова А.В. Иволгинский комплекс (городище и могильник) - памятник хунну в Забайкалье. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 111 с.

Дашковский П.К., Тишкин А.А. Ханкаринский Дол - памятник пазырыкской культуры в севе-ро-Западном Алтае // Современные проблемы археологии России. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2006. Т. II. С. 20-22.

Дашковский П.К., Тишкин А.А. Новые результаты рентгенофлюоресцентного анализа некоторых металлических изделий пазырыкской культуры из могильника Ханкаринский дол. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. С. 268-271.

Дашковский П.К., Тишкин А.А., Хаврин С.В. Результаты спектрального анализа металлических изделий из могильника пазырыкской культуры Ханкаринский дол (Северо-Западный Алтай) // Алтае-Са-янская горная страна и история освоения ее кочевниками. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. С. 202-206.

Иванов В.А., Крнгер В.А. Курганы кыпчакского времени на Южном Урале (XII XIV вв.). М.: Наука, 1988. 94 с.

Кирюшин Ю.Ф., Бородаев В.Б. Работы в лесостепной зоне Алтая // Археологические открытия 1982 года. М.: Наука, 1984. С. 204-206.

Кирюшин Ю.Ф., Клюкин Г.А. Памятники неолита и бронзы Юго-Западного Алтая // Алтай в эпоху камня и раннего металла. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1985. С. 73-117.

Кирюшин Ю.Ф., Кунгуров А.Л. Могильник раннего железного века Старо ал ейка-П // Погребальный обряд древних племен Алтая. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1996. С. 115-134.

Кирюшин Ю.Ф., Кунгуров А.Л., Тишкин А.А., Матренин С.С. Завершение работ на погребально-поминальном комплексе Тыткескень^1 // Проблемы археологии, этнографии и антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2006. Т. XIII, ч. I. С. 353-357.

Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. III: Погребальные комплексы скифского времени Средней Катуни. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. 292 с.

Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., Тишкин А.А. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. II: Погре-бально-поминальные комплексы пазырыкской культуры. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. 234 с.

Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А., Шамшин А.Б. Археология в Алтайском университете // Археология восточноевропейской лесостепи. Вып. 16: Археология в российских университетах. Воронеж: Б.и., 2002. С. 34-42.

Кирюшин Ю.Ф., Шамшин А.Б., Нехведавичюс ГЛ. Музей археологии Алтая как учебно-научное и культурно-просветительское подразделение Алтайского государственного университета // Культурное наследие Сибири. Барнаул: Б.и., 2004. С. 99-114.

Кузнецова Т.М. Зеркала Скифии VI—III века до н.э. М.: Индрик, 2002. Т. 1. 352 с.

Кунгуров А.Л. Комплекс археологических памятников Малый Гоньбинский Кордон-1 // Актуальные вопросы истории Сибири. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. С. 267-272.

Кунгуров А.Л. Погребальный комплекс раннескифского времени МГК-1 в Приобье // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. С. 92-98.

Кунгуров АЛ., Горбунов В.В. Случайные археологические находки с верхнего Чумыша (по материалам музея с. Победа) // Проблемы изучения древней и средневековой истории. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. С. 111-126.

Лубо-Лесниченко Е.И. Привозные зеркала Минусинской котловины: К вопросу о внешних связях древнего населения Южной Сибири. М.: Наука, 1975. 155 с.+ил.

Мамадаков Ю.Т., Цыб С.В. Аварийные археологические раскопки у с. Шибе // Охрана и изучение культурного наследия Алтая. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1993. Ч. II. С. 202-205.

Масумото Т. Китайские бронзовые зеркала (семиотический аспект) // Структурно-семиотичес-кие исследования в археологии. Донецк: ДонНУ, 2005. Т. 2. С. 295-304.

Мерц В.К., Тишкин А.А. Погребение монгольского времени на берегу р. Шидерты в Казахстане // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. С. 238-242.

Могильников В.А. Население Верхнего Приобья в середине - второй половине I тыс. до н.э. М.: ПАРАН, 1997. 195 с.

Могильников В.А., Суразаков А.С. Раскопки второго Сальдярского могильника // Источники по истории Республики Алтай. Горно-Алтайск: ГАИГИ, 1997. С. 126-144.

Неверов С.В. Курганы конца I тыс. н.э. могильника Рогозиха на Алтае // Охрана и использование археологических памятников Алтая. Барнаул: Б.и., 1990. С. 112-116.

Неверов С.В., Горбунов В.В. Курганный могильник сросткинской культуры Шадринцево-1 // Археология, антропология и этнография Сибири. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1996. С. 163-191.

Неверов С.В., Горбунов В.В. Сросткинская культура (периодизация, ареал, компоненты) // Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 2001. С. 176-178.

Нехведавичюс Г.Л., Ведянин С.Д. Музей археологии Алтайского государственного университета // Алтайский сборник. Барнаул: Б.и., 1995. Вып. XVI. С. 239-244.

Ожередов Ю.И., Плетнева Л.М., Масомото Т. Металлические зеркала в Музее археологии этнографии Сибири им. В.М. Флоринского ТГУ: формирование и исследование собрания // Культуры

и народы Северной Азии и сопредельных территорий в контексте междисциплинарного изучения. Томск: ТГУ, 2008. Вып. 2. С. 136-157.

Распопова В.И. Зеркала из Пенджикента // КСИА. М.: Наука, 1972. Вып. 132. С. 65-69.

Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; JL: Изд-во АН СССР, 1953. 402 с.

Серегин Н.Н. Металлические зеркала в погребениях раннесредневековых кочевников северо-за-падных районов Центральной Азии // Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. Горно-Алтайск: АКИН, 2007. Вып. 5. С. 115-121.

Степанова Н.Ф. Могильник скифского времени Кастахта // Археологические исследования на Алтае. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1987. С. 168-183.

Степанова Н.Ф., Неверов С.В. Курганный могильник Верх-Еланда-П // Археология Горного Алтая. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1994. С. 11-24.

Табалдиев К.Ш. Курганы средневековых кочевых племен Тянь-Шаня. Бишкек: Айбек, 1996. 256 с.

Табалдиев К.Ш. Зеркала из погребений внутреннего Тянь-Шаня // Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Новосибирск: НГУ, 1999. Вып. 2. С. 78-81.

Тишкин А.А. Китайские зеркала из памятников ранних кочевников Алтая // Россия и АТР. 2006а. №4. С. 111-115.

Тишкин А.А. Металлические зеркала монгольского времени на Алтае и некоторые результаты их изучения // Город и степь в контактной евро-азиатской зоне. М.: Нумизматическая литература, 20066. С.191-193.

Тишкин А.А. Создание периодизационных и культурно-хронологических схем: исторический опыт и современная концепция изучения древних и средневековых народов Алтая. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007а. 356 с.

Тишкин А.А. Обзор исследований в Западной Монголии и на Алтае // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 20076. Т. XIII. С. 382-387.

Тишкин А.А. Зеркала раннего средневековья на Алтае и результаты их рентгенофлюоресцентного анализа // Время и культура в археолого-этнографических исследованиях древних и современных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий: проблемы интерпретации и реконструкции. Томск: Аграф-Пресс, 2008. С. 78-81.

Тишкин А.А., Горбунов В.В. Курган сросткинской культуры у оз. Яровское // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. Вып. IX. С. 194—198.

Тишкин А.А., Горбунов В.В. Археологические памятники эпохи средневековья в Павловском районе // Павловский район: Очерки истории и культуры. Барнаул; Павловск: Б.и., 2000. С. 54-63.

Тишкин А.А., Горбунов В.В. Исследования погребально-поминальных памятников кочевников в Центральном Алтае // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2003. Т. IX, ч. I. С. 488-493.

Тишкин А.А., Горбунов В.В. Горный Алтай в хуннуское время: культурно-хронологический анализ археологических материалов // Российская археология. 2006. №3. С. 31-40.

Тишкин А.А., Горбунов В.В., Казаков А.А. Курганный могильник Телеутский Взвоз-I и культура населения Лесостепного Алтая в монгольское время. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. 276 с.

Тишкин А.А., Горбунов В.В., Серегин Н.Н. Металлические зеркала в коллекциях Музея археологии и этнографии Алтая АлтГУ // Древние и средневековые кочевники Центральной Азии. Барнаул: Азбука, 2008. С. 100-103.

Тишкин А.А., Горбунов В.В., Серегин Н.Н. Металлические зеркала как показатели археологических культур Алтая поздней древности и средневековья (хронология и этнокультурные контакты) // Социогенез в Северной Азии. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009. С. 224-231.

Тишкин А.А., Дашковский П.К. О выделении локальных вариантов пазырыкской культуры // Степи Евразии в древности и средневековье. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2003а. С. 166-168.

Тишкин А.А., Дашковский П.К. Исследование памятников пазырыкской культуры на Чинетин-ском и Яломанском комплексах Горного Алтая // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 20036. Т. IX, ч. I. С. 494-497.

Тишкин А.А., Дашковский П.К. Историко-культурное наследие Алтая. Вып. 2: Древности Краснощековского района. Барнаул: Азбука, 2008. 16 с.

Тишкин А.А., Серегин И.И. Металлические зеркала раннего средневековья как источник для реконструкции этнокультурного взаимодействия на Алтае // Форум «Пдель-Алтай». Казань: Ин-т истории АН РТ, 2009. С. 71-73.

Уманский А.П., Шамшин А.Б., Шульга П.И. Могильник скифского времени Рогозиха-I на левобережье Оби. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. 204 с.

Членова H.JI. Происхождение и ранняя история племен татарской культуры. М: Наука, 1967.

300 с.

Шамшин А.Б., Фролов Я.В. Новый грунтовый могильник раннего железного века в Барнаульском Приобье // Палеодемография и миграционные процессы в Западной Сибири в древности и средневековье. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1994. С. 99-102.

Филиппова И.В. Китайские зеркала из памятников хунну // Археология, этнография и антропология Евразии. 2000. №4. С. 100-108.

Фролов Я.В. Погребальный обряд населения Барнаульского Приобья в VI в. до н.э. - II в. н.э. (по данным грунтовых могильников). Барнаул: Азбука, 2008. 479 с.

Худяков Ю.С. Зеркала из могильника Усть-Эдиган // Древности Алтая. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 1998. Вып. 3. С. 135-143.

The Altai culture. 1995 (каталог выставки на корейском языке).

В.В. Горбунов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Алтайский государственный университет, Барнаул ПОЯСНЫЕ БЛЯХИ-НАКЛАДКИ СРОСТКИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ*

Одной из массовых категорий инвентаря в погребальных комплексах сросткинской культуры Лесостепного Алтая (2-я половина VIII - XII в. н.э.) являются поясные наборы. На сегодняшний день они обнаружены в 135 могилах на 69 памятниках, в количестве 180 экземпляров. Это целые пояса, сохранившиеся не потревоженными, или их отдельные части из ограбленных объектов. Сросткинские пояса делались из кожи и состояли из основного ремня, охватывающего верхнюю одежду на талии, и портупейных ремней, которые служили для подвешивания предметов или были декоративными. Ремни соединялись и украшались гарнитурой: пряжки, тренчики, наконечники, бляхи-накладки и распределители. Среди них преобладают вещи, изготовленные из цветных металлов (789 экз.), на втором месте серия железных предметов (162 экз.) и реже встречаются роговые изделия (34 экз.), представленные только пряжками на основной ремень (Горбунов В.В., 2009, с. 265).

Многие поясные металлические изделия являются яркими образцами средневековой торевтики. Они несли определенную семантическую нагрузку, выражавшуюся через форму и орнаментацию предмета. Для них характерна внешняя и внутренняя динамичность развития, связанная с заимствованием престижных элементов элитой общества, изобретением своих отличительных элементов, со сменой сырьевой базы, изменением технологии производства. Раскрытие подобной информации позволяет выявить этнокультурные контакты, степень инноваций, продолжительность «жизни» вещей, их перемещение в пространстве, смену традиций и многое другое.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта №08-01-00355а («Комплексное изучение предметов торевтики для реконструкции этногенети-ческих и социокультурных процессов на территории Южной Сибири в древности и средневековье»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.