Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛЕКСИКОЛОГИЯ»'

ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛЕКСИКОЛОГИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / НЕОЛОГИЗМЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Дарья Сергеевна, Варламова Вера Николаевна

Статья посвящена проблеме формирования когнитивной и информационной компетенций студентов языковых специальностей на занятиях по дисциплине «Лексикология». Рассматриваются понятия когнитивной и информационной компетенций как ключевых компонентов в составе профессиональной компетентности студента-лингвиста, анализируется их роль в деятельностном подходе к обучению, при котором большое внимание уделяется автономии обучаемых. В работе затрагивается проблема увеличения количества часов, выделяемых на самостоятельную работу студентов, что предполагает более исследовательский характер обучения. Актуальность статьи заключается в поиске способов, обеспечивающих активную познавательную позицию обучаемых, мотивирующих к самостоятельной практической деятельности при усвоении учебного материала, принимая во внимание общую цифровизацию обучения. В работе рассматривается возможность формирования когнитивной и информационной компетенций, а также углубления знаний о словообразовательных моделях английского языка в процессе самостоятельной познавательной деятельности обучаемых, связанной с поиском значений неологизмов социальных сетей, а также определением их способов словообразования. Неологизмы исследуются как явление, приводятся возможные способы образования данных языковых единиц, схожие со словообразовательными моделями стандартных слов. Лексика социальных сетей рассматривается как актуальный для современного студента пласт языка. Изучается потенциал интернет-ресурсов для самостоятельной работы студентов. Экспериментальная часть исследования проведена на занятиях по дисциплине «Лексикология» у студентов 3 курса факультета «Лингвистика» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Данные эксперимента показывают успешность развития когнитивной и информационной компетенций в процессе работы с интернет-ресурсами, а также высокий мотивационный потенциал исследования студентами языковых специальностей неологизмов социальных сетей. В процессе написания статьи использовались следующие методы: метод реферирования и анализа теоретической литературы по проблематике; метод семантического анализа для определения значений фактического материала, метод словообразовательного анализа, эксперимент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Дарья Сергеевна, Варламова Вера Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COGNITIVE AND INFORMATIONAL COMPETENCES IN STUDENTS IN THE COURSE OF “LEXICOLOGY” DISCIPLINE

The article is concerned with forming cognitive and informational competences in students of linguistic specialties in the course of "Lexicology" discipline. The authors consider the concepts of cognitive and informational competences as key components in the professional competence of a linguistics student; analyze their role in the activity-based approach to learning, in which much attention is paid to the autonomy of learners. The paper addresses the problem of increasing the number of hours allocated to students' independent work, which implies a more exploratory nature of learning. The relevance of the article consists in finding ways to ensure the active cognitive position of students, motivating them to independent practical activities when assimilating educational material, taking into account the overall digitalization of education. The paper considers the possibility of forming cognitive and informational competencies, as well as deepening knowledge about the word-formation models of the English language in the process of independent cognitive activity of students related to the search for the meanings of neologisms in social networks, as well as determining their ways of word formation. Neologisms are studied as a phenomenon, and possible ways of forming these linguistic units, similar to the word-formation models of standard words, are given. The vocabulary of social networks is considered as a topical layer of language for modern students. The potential of Internet resources for students' independent work is explored. The experimental part of the study was conducted in the classes of the discipline "Lexicology" for the 3rd year students of the "Linguistics" department at Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. The data of the experiment show the successful development of cognitive and informational competencies in the process of working with Internet resources, as well as the high motivational potential of linguists’ exploration of social network neologisms.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛЕКСИКОЛОГИЯ»»

Научная статья УДК 378.147

DOI: 10.57769/2227-8591.12.2.03

Д. С. Александрова, В. Н. Варламова

ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛЕКСИКОЛОГИЯ»

АЛЕКСАНДРОВА Дарья Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Политехническая ул., 29, Санкт-Петербург, 195251, Россия. SPIN-код РИНЦ: 4618-9031; ORCID: 0000-0003-1397-7454, dah78.spb@gmail.com

ALEKSANDROVA Daria S. - Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University. 29, Politechnicheskaya St., Saint Petersburg, 195251, Russia. ORCID: 0000-0003-1397-7454, dah78.spb@gmail.com ВАРЛАМОВА Вера Николаевна - кандидат филологических наук, доцент; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Политехническая ул., 29, Санкт-Петербург, 195251, Россия. SPIN-код РИНЦ: 7863-5785; ORCID: 0000-0002-8895-1315, varlamova7@yandex.ru VARLAMOVA Vera N. - Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University. 29, Politechnicheskaya St., Saint Petersburg, 195251, Russia. ORCID: 0000-0002-8895-1315, varlamova7@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования когнитивной и информационной компетенций студентов языковых специальностей на занятиях по дисциплине «Лексикология». Рассматриваются понятия когнитивной и информационной компетенций как ключевых компонентов в составе профессиональной компетентности студента-лингвиста, анализируется их роль в деятельностном подходе к обучению, при котором большое внимание уделяется автономии обучаемых. В работе затрагивается проблема увеличения количества часов, выделяемых на самостоятельную работу студентов, что предполагает более исследовательский характер обучения. Актуальность статьи заключается в поиске способов, обеспечивающих активную познавательную позицию обучаемых, мотивирующих к самостоятельной практической деятельности при усвоении учебного материала, принимая во внимание общую цифровизацию обучения. В работе рассматривается возможность формирования когнитивной и информационной компетенций, а также углубления знаний о словообразовательных моделях английского языка в процессе самостоятельной познавательной деятельности обучаемых, связанной с поиском значений неологизмов социальных сетей, а также определением их способов словообразования. Неологизмы исследуются как явление, приводятся возможные способы образования данных языковых единиц, схожие со словообразовательными моделями стандартных слов. Лексика социальных сетей рассматривается как актуальный для современного студента пласт языка. Изучается потенциал интернет-ресурсов для самостоятельной работы студентов. Экспериментальная часть исследования проведена на занятиях по дисциплине «Лексикология» у студентов 3 курса факультета «Лингвистика» Санкт-Петербургского

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2023.

37

политехнического университета Петра Великого. Данные эксперимента показывают успешность развития когнитивной и информационной компетенций в процессе работы с интернет-ресурсами, а также высокий мотивационный потенциал исследования студентами языковых специальностей неологизмов социальных сетей. В процессе написания статьи использовались следующие методы: метод реферирования и анализа теоретической литературы по проблематике; метод семантического анализа для определения значений фактического материала, метод словообразовательного анализа, эксперимент.

Ключевые слова: КОГНИТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ, НЕОЛОГИЗМЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ, СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ_

Для цитирования: Александрова Д. С., Варламова В. Н. Формирование когнитивной и информационной компетенций студентов в рамках дисциплины «Лексикология» // Вопросы методики преподавания в вузе. 2023. Т. 12. № 2. С. 37-50. DOI: 10.57769/2227-8591.12.2.03

Статья открытого доступа, распространяемая по лицензии CCBY-NC 4.0 (https://creativecommons. org/licenses/by-nc/4.0/).

Original article

DOI: 10.57769/2227-8591.12.2.03

FORMATION OF COGNITIVE AND INFORMATIONAL COMPETENCES IN STUDENTS IN THE COURSE OF "LEXICOLOGY" DISCIPLINE

Abstract. The article is concerned with forming cognitive and informational competences in students of linguistic specialties in the course of "Lexicology" discipline. The authors consider the concepts of cognitive and informational competences as key components in the professional competence of a linguistics student; analyze their role in the activity-based approach to learning, in which much attention is paid to the autonomy of learners. The paper addresses the problem of increasing the number of hours allocated to students' independent work, which implies a more exploratory nature of learning. The relevance of the article consists in finding ways to ensure the active cognitive position of students, motivating them to independent practical activities when assimilating educational material, taking into account the overall digitalization of education. The paper considers the possibility of forming cognitive and informational competencies, as well as deepening knowledge about the word-formation models of the English language in the process of independent cognitive activity of students related to the search for the meanings of neologisms in social networks, as well as determining their ways of word formation. Neologisms are studied as a phenomenon, and possible ways of forming these linguistic units, similar to the word-formation models of standard words, are given. The vocabulary of social networks is considered as a topical layer of language for modern students. The potential of Internet resources for students' independent work is explored. The experimental part of the study was conducted in the classes of the discipline "Lexicology" for the 3rd year students of the "Linguistics" department at Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University. The data of the experiment show the successful development of cognitive and informational competencies in the process of working with Internet resources, as well as the high motivational potential of linguists' exploration of social network neologisms.

Keywords: COGNITIVE COMPETENCE, INFORMATIONAL COMPETENCE, PROFESSIONAL COMPETENCE, STUDENTS' INDEPENDENT WORK, INTERNET

RESOURCES, SOCIAL MEDIA NEOLOGISMS, WORD-BUILDING MODELS_

For citation: Aleksandrova D. S, Varlamova V. N. Formation of Cognitive and Informational Competences in Students in the Course of "Lexicology" discipline. Teaching Methodology in Higher

Education. 2023. Vol. 12. No 2. P. 37-50. DOI: 10.57769/2227-8591.12.2.03_

This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license (https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

© Published by Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, 2023.

Введение. Процесс обучения на языковых специальностях претерпевает ряд изменений. Учитывая тот факт, что информация об окружающем мире в настоящее время обновляется очень быстро, теряет свою значимость модель обучения через знания, когда преподаватель выступает только в роли наставника. Акцент переносится на деятельностный подход, на образование через исследование. Обучение в настоящее время необходимо рассматривать не только как способ передачи уже накопленных, обработанных знаний, но и как возможность для студентов найти собственные ответы на возникающие вопросы [1]. То есть одной из функций преподавателя теперь является создание эффективной обучающей среды, органично сочетающей теорию и практику, стимулирующей активную позицию студента и побуждающей его к самостоятельному обучению [2]. Этому способствует также увеличение часов, которые отводятся на самостоятельную работу студентов согласно современным планам обучения. На сегодняшний день существует проблема активизации мыслительной деятельности обучаемых, их стремления к самореализации. Преподаватель в данном процессе выступает в роли координатора, его задача правильно организовать самостоятельную работу студентов, найти такие способы обучения, которые бы обеспечивали активную познавательную позицию обучаемых, мотивировали к самостоятельной практической деятельности при усвоении учебного материала, формировали функционально-поисковый алгоритм решения учебно-познавательных и профессиональных задач, учитывая общую цифровизацию процесса обучения, то есть использование в образовании информационных технологий. Поиск таких способов и определяет актуальность данного исследования.

Все вышеперечисленные аспекты говорят о необходимости уделять особое внимание развитию когнитивной и информационной компетенций, которые наряду с другими входят в состав профессиональной компетентности студента лингвистического вуза и которые в современных условиях образования приобретают особое значение.

Формирование когнитивной и информационной компетенций у студентов языковых специальностей безусловно носит междисциплинарный характер, но мы хотели бы особое внимание обратить на возможности и необходимость их

ASJC Scopus: Education 3304 OECD: 05.03.00 Educational sciences

развития в процессе освоения дисциплины «Лексикология». Материалом для самостоятельной когнитивной деятельности студентов мы выбрали неологизмы, используемые в социальных сетях, а также способы их образования. Интернет, а в частности социальные сети, обладают высоким потенциалом для самостоятельной познавательной деятельности, так как они открывают доступ к различным материалам, позволяют изучать иностранный язык самостоятельно, предоставляя новые способы доступа, взаимодействия и связи с людьми и контентом. Кроме того, так как интернет является неотъемлемой частью современной жизни, студенты зачастую мотивированы к исследовательской деятельности при помощи интернет-ресурсов, а особенно при помощи социальных сетей. Язык, используемый в сети Интернет, часто уникален для отдельных сайтов. Поскольку люди взаимодействуют между собой на постоянной основе с помощью одной платформы, они формируют новые слова в пределах своих социальных групп для более эффективного общения. Неологизмы появляются каждый день для описания новых предметов, объектов и идей. Таким образом, цель настоящей работы заключается в обосновании возможности развития когнитивной и информационной компетенций студентов языковых факультетов в процессе изучения неологизмов английского языка, используемых в социальных сетях, а также исследования способов словообразования данного пласта лексики.

Таким образом, настоящее исследование направлено на решение вопроса, может ли самостоятельна работа с неологизмами социальных сетей не только формировать языковую компетенции, но и мотивировать студентов языковых специальностей к познавательной деятельности, то есть способствовать развитию когнитивной компетенции, а также, учитывая использование информационных технологий в такого рода учебном процессе, формировать информационную компетенцию. Для решения этого вопроса использовались следующие методы исследования:

• был осуществлен анализ теоретической литературы, целью которого было определить, что такое когнитивная и информационная компетенции и их роль в процессе обучения иностранным языкам, обозначить понятие неологизм, а также исследовать возможности интернет-ресурсов, а в частности социальных сетей в процессе самостоятельной работы обучаемых;

• экспериментальная часть данного исследования была проведена на занятиях по дисциплине «Лексикология» у студентов Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ);

• студентами совместно с преподавателем во время экспериментальной части исследования использовались методы семантического и словообразовательного анализа для определения значений фактического материала.

Обзор литературы. Когнитивная компетенция понимается нами как способность осуществлять самостоятельную активную познавательную деятельность, что является немаловажным в процессе подготовки конкурентоспособных специалистов. Формирование когнитивной компетенции предполагает, в частности, развитие гибкости мышления, ряда когнитивных и общеучебных умений, готовности к непрерывному самообразованию и саморазвитию, способности контролировать свою учебную деятельность. Данная компетенция направлена также на формирование осознанного отношения студентов к своим образовательным потребностям, стремления самостоятельно приобретать недостающую информацию, работать с ней, а также использовать полученные знания для решения учебных, а в последующем и профессиональных задач. Такого рода деятельность позволяет обучаемым лучше понять процесс обучения, выступить в функции преподавателя для себя, работать независимо во время поиска необходимого материала в различных источниках, определения цели, последовательности действий, формулировки выводов, осуществления самоконтроля и самооценки. Познавательная активность также способствует развитию критического мышления студентов, что подразумевает использование когнитивных техник, стратегий, навыков, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи [2]. Владея способностью мыслить критически, студент может самостоятельно работать с информацией любой сложности, ясно выражать свои мысли (устно и письменно), вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, принимать взвешенные решения, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. [3]. Кроме того, многочисленные исследования показали, что обучаемые, умеющие мыслить критически имеют лучшую учебную успеваемость [4; 5], демонстрируют более высокие показатели когнитивного и психологического развития [6; 7], формирования личности [8].

Информационная компетенция представляется нам очень тесно связанной с когнитивной компетенцией, поскольку в процессе ее формирования развиваются знания, умения, навыки и способы деятельности, направленные на самостоятельное и успешное участие в учебной и профессиональной деятельности с использованием компьютерных технологий. Применение электронных ресурсов при освоении профессиональной или гуманитарной дисциплины усваивается студентами как определенная модель познания и может в дальнейшем переноситься на другие дисциплины [9]. Информационная компетенция помогает подготовить специалистов, которые могут свободно использовать информационное пространство для самостоятельного поиска, сбора и анализа необходимой информации. То есть данная компетенция предполагает развитие умений: владеть навыками работы с различными источниками информации от печатных (книги, учебники, справочники, атласы, карты, энциклопедии,

ASJC Scopus: Education 3304 OECD: 05.03.00 Educational sciences

каталоги, словари) до цифровых (СD-Rom, Интернет); самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных и профессиональных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; владеть навыками использования информационных устройств (компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, планшета); применять для решения учебных и профессиональных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио-и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Таким образом, процесс формирования информационной компетенции предусматривает наряду с приобретением знаний, навыков и умений, направленных на овладение современными компьютерными и телекоммуникационными системами, развитие познавательного, когнитивного аспекта, связанного с наличием знаний, умений и навыков находить, перерабатывать, анализировать, критически осмысливать новую информацию. Именно поэтому мы считаем актуальным формирование когнитивной и информационной компетенций в связке.

Настоящее исследование направлено на решение вопроса, может ли самостоятельная работа с неологизмами социальных сетей не только формировать языковую компетенцию, но и мотивировать студентов языковых специальностей к познавательной деятельности при помощи информационных технологий, то есть способствовать развитию когнитивной и информационной компетенций параллельно.

За основу в данной работе мы принимаем определение неологизма, данное профессором лингвистики В. И. Заботкиной, считающей, что неологизмы - это «единицы, которые появляются в языке позднее какого-то временного предела, полагаемого за исходный» [10]. Данное определение является наиболее широким и позволяет включить в категорию неологизма практически все возможные новые направления и тенденции в лексикологической и семантической областях языка.

Языковые эксперты спорят, являются ли неологизмы частью языка и включать ли их в словари. Сторонники появления в английском языке неологизмов считают их полезными, утверждая, что такие слова помогают языку расти и меняться. Кроме того, семантическая точность большинства неологизмов, облегчает понимание их людьми, которые не являются носителями языка. По мнению английского лингвиста Х. Буссмана, если слово продолжает использоваться в речи, оно в конечном итоге теряет статус неологизма и входит в язык, несмотря на возражения языковых экспертов [11]. Неологизмы социальных сетей подвергаются тем же словообразовательным процессам,

что и стандартные английские слова [12], поэтому мы посчитали актуальным обратить внимание и на модели образования данного пласта лексики.

Результаты исследования. Чтобы обосновать возможности развития когнитивной и информационной компетенций студентов языковых факультетов в процессе изучения неологизмов английского языка, используемых в социальных сетях, а также анализа способов словообразования данного пласта лексики, было проведено экспериментальное исследование, в котором была задействована группа студентов 3 курса, обучающихся по специальности «Лингвистика» СПбПУ. Данный эксперимент предполагал 3 этапа работы. На первом этапе был проведен диагностический срез, во время которого студентам предлагалось вспомнить значение 28 неологизмов социальных сетей. Данный этап дал возможность определить изначальные знания, связанные с данным пластом лексики. Кроме того, на данном этапе студенты совместно с преподавателем рассмотрели возможные способы образования неологизмов английского языка в целом.

В процессе второго этапа эксперимента студенты, работая с интернет-ресурсами, определили все значения предложенных ранее неологизмов. Также им было дано задание, принимая во внимание обсужденный на уроке с преподавателем материал, связанный со словообразованием, определить словообразовательные модели данных неологизмов, проанализировать и обобщить полученные данные, определить наиболее частотные модели. Все задания данного этапа предполагали самостоятельную поисковую и проектную деятельность студентов, во время которой преподаватель выступал только координатором.

Третий этап исследования заключался в проведении постэкспериментального среза, на котором студентам было предложено за лимитированный период времени написать значения неологизмов, с которыми они работали до этого, данных в другом порядке. Кроме того, обучаемым была предложена анкета, целью которой было определить степень заинтересованности и мотивированности студентов в изучении неологизмов социальных сетей, а также словообразования иностранного языка в том числе самостоятельно.

В результате самостоятельной работы обучаемых над проектом экспериментального исследования студенты создали следующую классификацию самых распространенных способов образования неологизмов социальных сетей:

1. Одним из наиболее продуктивных и распространенных способов образования неологизмов по результатам анализа студентов можно назвать словосложение (compounding). Устоявшиеся в языке конструкции и системы формирования неологизмов позволяют создавать новые лексикологические элементы, сохраняющие в себе информацию об исходных объектах [13]. Язык

ASJC Scopus: Education 3304 OECD: 05.03.00 Educational sciences

социальных сетей включает в себя множество составных слов, которые имеют свое собственное значение, производное от корневых слов или совершенно новое.

2. Следующим согласно исследованию студентов, является аффиксальное словообразование (affixation, derivation) - образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов (префиксов и суффиксов).

3. Еще одной продуктивной моделью словообразования неологизмов социальных сетей является усечение (clipping) - это словообразовательный процесс, при котором многосложное слово теряет один или несколько слогов, при этом сохраняя первоначальное значение [14]. В социальных сетях подобные слова формируются для обеспечения наиболее быстрой коммуникации и особенно популярны на платформе Twitter, так как позволяют пользователям уместить в сообщениях большую часть слов без превышения ограничения на количество символов.

4. Обучаемые также познакомились с сокращениями, основанными на орфографии: акронимами и аббревиатурами. Акронимы (acronyms) состоят из первых букв словосочетания, функционируют как самостоятельное слово и является одним из наиболее распространенных способов образования неологизмов в сети Интернет. Чтобы слово можно было назвать акронимом, в речи оно должно произноситься как целостное слово. Аббревиатуры (abbreviations) состоят из первых букв словосочетания и произносятся как в алфавите. Обучаемые отметили, что аббревиатуры достаточно широко используются в технической и компьютерной терминологии. Актуальность данных словообразовательных процессов для коммуникации в социальных сетях, по мнению студентов, обусловлена различными ограничениями сообщений в количестве символов, а также значительным повышением скорости письма.

5. Неологизмы социальных сетей иногда происходят от уже существующих слов, приобретая новое значение в представленном контексте. Конверсия (conversion) как прием безаффиксального словообразования противопоставляется аффиксации. В качестве словообразовательного средства при конверсии выступает морфологическая парадигма, а именно - способность парадигмы и составляющих ее окончаний передавать значение определенной части речи. Понятие парадигмы при определении сущности конверсии выдвигает и обосновывает О. С. Ахманова: «Конверсия - это образование нового слова путем перевода данной основы в другую парадигму словоизменения» [15]. Конверсия особенно продуктивна для образования отыменных глаголов, так как английский глагол беден словообразовательными аффиксами.

6. Стяжение или телескопия (blending, contamination) - это сочетание усечения и словосложения, при котором новые слова создаются путем наложения слов или их фрагментов друг на друга. Путем стяжения производное слово формируется из слияния полной основы одного слова и усеченной основой второго или из слияния двух усеченных основ разных слов.

При стяжении слов, в отличие от сложения основ, часть одного или обоих слов исчезает, а оставшиеся части затем объединяются в один лексический элемент. Границы, на которых слова сокращаются, не являются произвольными, они всегда ограничены структурой слога.

Таким образом, исследование показало, что при создании неологизмов в социальных сетях используются не все словообразовательные процессы. Словообразовательными типами, идентифицированными обучаемыми, являются: сокращение, усечение, стяжение, словосложение, аффиксация и конверсия. Студенты в процессе своей самостоятельной когнитивной деятельности определили, что самым распространенным словообразовательным типом среди неологизмов, используемых в данном исследовании, является сокращение. Двадцать один из пятидесяти неологизмов образован путем сокращения, что составляет 44% данных, изученных в рамках работы. Следующим по частоте словообразовательным типом является усечение, на долю которого приходится почти четверть выделенных слов - 22% от всех исследованных обучаемыми данных. За усечением следует стяжение, которое является способом образования только 12% слов из собранного списка.

Кроме того, проведенная учебно-познавательная работа существенно увеличила количество известных обучаемым неологизмов.

Результаты предэкспериментального и постэкспериментального среза представлены в таблице ниже.

После проделанной работы студентам было предложено ответить на вопросы анкеты, связанной с их отношением к проделанному самостоятельному исследованию. Данные анкетирования показали, что всех студентов заинтересовала работа с неологизмами социальных сетей. Они с воодушевлением отнеслись к такому роду самостоятельной деятельности, курируемой преподавателем. Обучаемые отметили, что проведенное исследование дало им возможность узнать современную лексику, познакомиться с особенностями современной культуры общения среди молодежи иноязычного общества. Знание и использование неологизмов, по мнению студентов, делает речь более динамичной, продвинутой, естественной, помогает идти в ногу со временем, так как именно развитие информационных технологий, в частности, привело к появлению такого рода языковых единиц. Изучение такого вокабуляра, как отметили студенты, способствует приобщению к некоторым социальным группам людей, помогает быть с ними на одной волне, почувствовать схожесть с представителями другой страны и культуры. Неологизмы, как считают обучаемые, - это база языка онлайн общения, поэтому знакомство с ними необходимо, чтобы в дальнейшем избежать недопонимания при общении с иностранцами в социальных сетях, а также чтобы правильно интерпретировать мемы, подкасты и так далее. Кроме того, использование неологизмов способствует более быстрой коммуникации как в сфере дружеского общения,

развлечений и путешествий, так и в дальнейшем профессиональном общении. Обучаемые также отметили, что задания в форме самостоятельной познавательной деятельности дали им возможность познакомиться с некоторыми интернет-ресурсами и словарями современной лексики. Результаты предэкспериментального и постэкспериментального срезов представлены ниже в Таблице 1.

Таблица 1

Результаты предэкспериментального и постэкспериментального срезов

Table 1

Pre-experimental and post-experimental results

Студенты Предэкспериментальный срез Постэкспериментальный срез

Анна В. 50 % 86 %

Яна Г. 60 % 90 %

Анастасия Г. 65 % 95 %

Вероника Е. 60 % 89 %

Камила И. 50 % 89 %

Лолита И. 48 % 85 %

Евгения К. 60 % 86 %

Ксения К. 45 % 75 %

Стефания К. 65 % 95 %

Дарья К. 55 % 77 %

Ксения К. 55 % 78 %

Илья К. 45 % 75 %

Анастасия Л. 65 % 95 %

Полина Л. 58 % 86 %

Елизавета П. 58 % 85 %

Валентина П. 45 % 89 %

Дарья С. 60 % 90 %

Карина С. 50 % 86 %

Дискуссия. Работа с интернет-ресурсами и социальными сетями показала возможность результативной познавательной деятельности обучаемых, нацеленной на получение определенных языковых знаний, развитие когнитивных умений и навыков, таких как умение получать необходимую информацию, анализировать ее, систематизировать, сравнивать, обобщать, что безусловно способствует формированию когнитивной и информационной компетенций. Кроме того, обучаемые проявили большую самостоятельность и независимость в учебной деятельности, а развитие этого качества показывает большую готовность к самообразованию в течение всей жизни, к использованию новых технологий в целях приобретения недостающих знаний и умений. Проведенное исследование показало, что интернет-ресурсы обладают высоким потенциалом в образовательной деятельности в целом, а также в процессе развития когнитивной и информационной компетенций, так как формируют мотивацию

к самостоятельной познавательной деятельности, обеспечивают учебный процесс новыми, актуальными и аутентичными материалами, делая его более наглядным. Социальные сети, как интернет-ресурс, создают среду, в которой происходит быстрое общение, обмен информацией с большим количеством человек, в частности, с представителями иноязычного общества в различных ситуациях от дружеской до профессиональной коммуникации. Работа с неологизмами в социальных сетях позволяет мотивировать студентов познакомиться с такого рода лексикой, понять какие бывают способы образования слов в английском языке в целом и установить, какие из них задействованы в образовании новых слов. Исследование показало, что такого рода деятельность помогает не только в значительной степени развить языковую компетенцию, но также вносит вклад в формирование когнитивной и информационной компетенций, так как дает возможность студентам самостоятельно под руководством преподавателя выполнять основную часть заданий, связанных с поиском значения неологизмов, определением их словообразовательных моделей, обобщением данных о способах, которые наиболее часто используются для образования английских неологизмов в социальных сетях.

Выводы. В настоящее время в обучении студентов языковых специальностей наметилась тенденция уделять внимание в равной степени как аудиторной работе, так и организации самостоятельной познавательной деятельности, развитию основных когнитивных умений и когнитивной компетенции в целом. Кроме того, актуальность приобретает общая цифровизация процесса обучения. Сейчас особенно остро стала ощущаться необходимость формирования гибкого мышления в эпоху доминирования цифры и IT-технологий [16]. Студентам необходимо научиться активно управлять своей учебной деятельностью, уметь учиться независимо, работать с информацией, получать необходимые данные, ставить цели, планировать, анализировать результаты своей учебной, а в будущем и профессиональной деятельности. Для обучаемых крайне важно развитие такого рода познавательной деятельности и мышления, так как это способствует обучению в целом [17; 18], лидерству [19; 20; 21] и позитивному развитию молодежи [22; 23]. Задача преподавателя - грамотно организовать и мотивировать обучаемых к такого рода самостоятельной когнитивной деятельности. Применение в процессе обучения интернет-ресурсов и социальных сетей вносят существенный вклад в развитие самостоятельной познавательной активности, а также умения работать с информационными технологиями. Такого рода ресурсы предоставляют большую информационную базу, помогают развивать поисковые навыки, умение выделять нужную информацию, перерабатывать ее. Кроме того, язык социальных сетей, в частности неологизмы, является актуальным пластом лексики для современных обучаемых, а следовательно, пробуждают интерес студентов к самостоятельной когнитивной деятельности,

к самообразованию и саморазвитию. Следовательно, использование интернет-ресурсов и социальных сетей, а также работа с актуальной для обучаемых лексикой, например неологизмами, способствуют развитию таких важных в настоящий момент компетенций, как когнитивная и информационная.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Лизан Е. А., Дашкина А. И. Учебное пособие по иностранному языку как средство формирования критического мышления посредством интегративных заданий // Вопросы методики преподавания в вузе. 2023. Т. 12. № 1. С. 43-60. - DOI 10.57769/22278591.12.1.04. - EDN JJMUVF.

2. Diane F. Halpern. Thought and Knowledge: An Introduction to Critical Thinking. -Third edition Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, Mahwah, New Jersey, 1996, 430 p. -ISBN 0-8058-1493-0.

3. Пригожина К. Б. Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (Москва, февр. 2014 г.). - М. : Буки-Веди, 2014. - С. 244-246. [Электронный ресурс]— URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4958/.

4. Vivian Miu-Chi Lun, Ronald Fischer, Colleen Ward. Exploring cultural differences in critical thinking: Is it about my thinking style or the language I speak? Learning and Individual Differences. Vol. 20, No 6. pp. 604-616. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2010.07.001.

5. Phan, Huy Phuong. Unifying different theories of learning: theoretical framework and empirical evidence. Educational Psychology. 2008. Vol. 28. No 3. pp. 325-340. ISSN: 0144-3410eISSN: 1469-5820 https://doi.org/10.1080/01443410701591392.

6. Zhang, L.-F. Thinking styles and cognitive development. Journal of Genetic Psychology. 2002. Vol. 163. No 2. https://doi.org/10.1080/00221320209598676.

7. Zhang, L.-F. Further investigating thinking styles and psychosocial development in the Chinese higher education context, Learning and Individual Differences. 2010. Vol. 20. No 6. pp. 593-603. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2010.04.011.

8. Zhang, L.-F. Thinking styles and identity development among Chinese university students. American Journal of Psychology. 2008. Vol. 121. No 2. pp. 255-271. . https://doi.org/10.2307/20445460.

9. Попова Н. В. Междисциплинарный подход к обучению иностранному языку в многопрофильном вузе: монография. - СПб., Политех-Пресс, 2022. -DOI 10.18720/SPBPU/5/tr22-131.

10. Заботкина В. И. Новая лексика современного английского языка : учебное пособие. - М. : Высшая Школа, 1989. - 124 с. - ISBN 5-06-000206-3. - EDN SPZWDV.

11. Bussmann H. Dictionary of Language and Linguistics. - London: Routledge, 2006. -560 p. ISBN 9780203980057. https://doi.org/10.4324/9780203980057.

12. David Crystal. Language and Internet. Cambridge University Press. 2001. - 318 p. ISBN: 9781139164771.

13. Ingo Plag. Word-Formation in English. - Cambridge Textbooks in Linguistics, 2018. - ISBN: 978-1-316-62329-9.

14. William O'Grady, Michael Dobrovolsky, Francis Katamba. Contemporary Linguistics. - New York: Longman, 1997. - ISBN: 9780582246911

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. - изд.4-е, стереотипное. -М. : КомКнига, 2007. - 576 с. - ISBN 978-5-484-00932-9. - ISBN 5-484-00932-4.

16. Мазунова Л. К. Авторская технология формирования гибкого методического мышления у студентов-филологов // Вопросы методики преподавания в вузе. 2022. Т. 11. № 3. С. 112-122. - DOI 10.57769/2227-8591.11.3.07. - EDN PBHMGM.

17. Vivian M.Y. Cheng (2010). Teaching creative thinking in regular science lessons: potentials and obstacles of three different approaches in an Asian context. Asia-Pacific Forum on Science Learning and Teaching. Vol. 11. No 1. Article 17, (Jun., 2010), pp. 1-21.

18. Vivian M.Y. Cheng. Infusing creativity into Eastern classrooms: evaluations from student perspectives. Thinking Skills and Creativity. 2011. Vol. 6. No 1. pp. 67-87. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2010.05.001.

19. Chan, D. W. Developing the creative leadership training program for gifted and talented students in Hong Kong. Roeper Review. 2000. Vol. 22, No 2. P. 94-97. - ISSN: 02783193- EDN DGOBZP.

20. Chan, D. W., Cheung, P. C., Chan, A. S. K., Leung, W. W. M., & Leung, K. W. (2000). Evaluating the Chinese University summer gifted program for junior secondary students in Hong Kong. Journal of Secondary Gifted Education. Vol.11. No 3. 136-143.

21. H. Gardner, Leading Minds: An Anatomy of Leadership, Basic Books, New York, NY, USA, 1995.

22. Rachel CF Sun, Eadaoin KP Hui. Cognitive competence as a positive youth development construct: Conceptual bases and implications for curriculum development. International Journal of Adolescent Medicine and Health. 2006. Vol. 18. No 3. pp. 401-408. ISSN: 2191-0278. https://doi.org/10.1515/IJAMH.2006.18.3.40.

23. D. T. L. Shek and R. C. F. Sun. Development, implementation and evaluation of a holistic positive youth development program: Project P.A.T.H.S. in Hong Kong. International Journal on Disability and Human Development. 2009. Vol. 8. No 2. pp. 107-117.

REFERENCES

1. Lizan Ye. A., Dashkina A. I. Foreign language textbook as a means of critical thinking formation with the help of integrative tasks. Teaching Methodology in Higher Education. 2023. Vol. 12. No 1. P. 43-60. DOI: 10.57769/2227-8591.12.1.04. - EDN JJMUVF.

2. Diane F. Halpern. Thought and Knowledge: An Introduction to Critical Thinking. - Third edition Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, Mahwah, New Jersey, 1996, 430 p. - ISBN 0-8058-1493-0.

3. Prigozhina K. B. Organizatsiya samostoyatelnoy raboty studentov sredstvami kompetentnostno-kognitivnogo podkhoda // Pedagogicheskoye masterstvo : materialy IV Mezhdunar. nauch. konf. (Moskva, fevr. 2014 g.). - M. : Buki-Vedi, 2014. - P. 244-246. [Elektronic resourse]— URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4958/.

4. Vivian Miu-Chi Lun, Ronald Fischer, Colleen Ward. Exploring cultural differences in critical thinking: Is it about my thinking style or the language I speak? Learning and Individual Differences. Vol. 20, No 6. pp. 604-616. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2010.07.001.

5. Phan, Huy Phuong. Unifying different theories of learning: theoretical framework and empirical evidence. Educational Psychology. 2008. Vol. 28. No 3. pp. 325-340. ISSN: 0144-3410eISSN: 1469-5820 https://doi.org/10.1080/01443410701591392.

6. Zhang, L.-F. Thinking styles and cognitive development. Journal of Genetic Psychology. 2002. Vol. 163. No 2. https://doi.org/10.1080/00221320209598676.

7. Zhang, L.-F. Further investigating thinking styles and psychosocial development in the Chinese higher education context, Learning and Individual Differences. 2010. Vol. 20. No 6. pp. 593-603. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2010.04.011.

ASJC Scopus: Education 3304 OECD: 05.03.00 Educational sciences

8. Zhang, L.-F. Thinking styles and identity development among Chinese university students. American Journal of Psychology. 2008. Vol. 121. No 2. pp. 255-271. . https://doi.org/10.2307/20445460

9. Popova N. V. Mezhdistsiplinarnyy podkhod k obucheniyu inostrannomu yazyku v mnogoprofilnom vuze: monografiya. - SPb., Politekh-Press, 2022. - DOI 10.18720/SPBPU/5/tr22-131.

10. Zabotkina V. I. Novaya leksika sovremennogo angliyskogo yazyka : uchebnoye posobiye. - M. : Vysshaya Shkola, 1989. - 124 p. - ISBN 5-06-000206-3. - EDN SPZWDV.

11. Bussmann H. Dictionary of Language and Linguistics. - London: Routledge, 2006. -560 p. ISBN 9780203980057. https://doi.org/10.4324/9780203980057.

12. David Crystal. Language and Internet. Cambridge University Press. 2001. - 318 p. ISBN: 9781139164771.

13. Ingo Plag. Word-Formation in English. - Cambridge Textbooks in Linguistics, 2018. - ISBN: 978-1-316-62329-9.

14. William O'Grady, Michael Dobrovolsky, Francis Katamba. Contemporary Linguistics. - New York: Longman, 1997. - ISBN: 9780582246911.

15. Akhmanova O. S. Slovar lingvisticheskikh terminov. - izd.4-ye, stereotipnoye. - M.: KomKniga, 2007. - 576 p. - ISBN 978-5-484-00932-9. - ISBN 5-484-00932-4.

16. Mazunova L. K. Author's technology for the formation of flexible methodological thinking among sudents of philology. Teaching Methodology in Higher Education. 2022. Vol. 11. No 3. P. 113-123. DOI: 10.57769/2227-8591.11.3.07.

17. Vivian M.Y. Cheng (2010). Teaching creative thinking in regular science lessons: potentials and obstacles of three different approaches in an Asian context. Asia-Pacific Forum on Science Learning and Teaching. Vol. 11. No 1. Article 17, (Jun., 2010), pp. 1-21.

18. Vivian M.Y. Cheng. Infusing creativity into Eastern classrooms: evaluations from student perspectives. Thinking Skills and Creativity. 2011. Vol. 6. No 1. pp. 67-87. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2010.05.001.

19. Chan, D. W. Developing the creative leadership training program for gifted and talented students in Hong Kong. RoeperReview. 2000. Vol. 22, No 2. P. 94-97. - ISSN: 0278-3193- EDN DGOBZP.

20. Chan, D. W., Cheung, P. C., Chan, A. S. K., Leung, W. W. M., & Leung, K. W. (2000). Evaluating the Chinese University summer gifted program for junior secondary students in Hong Kong. Journal of Secondary Gifted Education. Vol.11. No 3. 136-143.

21. H. Gardner, Leading Minds: An Anatomy of Leadership, Basic Books, New York, NY, USA, 1995.

22. Rachel CF Sun, Eadaoin KP Hui. Cognitive competence as a positive youth development construct: Conceptual bases and implications for curriculum development. International Journal of Adolescent Medicine and Health. 2006. Vol. 18. No 3. pp. 401-408. ISSN: 2191-0278. https://doi.org/10.1515/IJAMH.2006.18.3.40.

23. D. T. L. Shek and R. C. F. Sun. Development, implementation and evaluation of a holistic positive youth development program: Project P.A.T.H.S. in Hong Kong. International Journal on Disability and Human Development. 2009. Vol. 8. No 2. pp. 107-117.

Статья поступила в редакцию 21.05.2023. Одобрена 20.06.2023. Принята 28.06.2023.

Received 21.05.2023. Approved 20.06.2023. Accepted 28.06.2023.

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.