Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА МАТЕРИАЛЕ МИФОЛОГЕМЫ «ПТИЦА»'

ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА МАТЕРИАЛЕ МИФОЛОГЕМЫ «ПТИЦА» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МИФ / МИФОЛОГЕМА / ФРЕЙМ / ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ТЕКСТ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / COGNITIVE COMPETENCE / MYTH / MYTHOLOGEM / FRAME / PRECEDENT TEXT / INFORMATION POTENTIAL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Варламова Вера Николаевна, Александрова Дарья Сергеевна

Статья посвящена исследованию проблемы формирования когнитивной компетенции студентов языковых специальностей посредством работы с такой когнитивной структурой, как мифологема, на занятиях по «Чтению» и «Аналитическому чтению». Изучается взаимодействие информационного потенциала мифологического фрейма и информационного пространства художественного произведения. Рассматриваются некоторые функции мифологемы в текстах англоязычной литературы. Примеры работы с отрывками из художественных произведений показывают возможность развития когнитивных способностей в процессе анализа мифологем. Когнитивная деятельность, связанная с интерпретацией некоторых примеров использования мифологемы «Птица», позволила студентам лучше понять замысел авторов, сюжетную линию произведений, образы главных героев. Актуальность исследования заключается в необходимости поиска различных способов развития когнитивной компетенции студентов на протяжении всего курса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE COMPETENCE IN STUDENTS OF LANGUAGE SPECIALTIES THROUGH MYTHOLOGEM «BIRD» INTERPRETATION

The article focuses on the study of developing cognitive competence in students of language specialties through interpreting such a cognitive structure as mythologem in classes of “Reading” and “Analytical Reading”. The interaction of the information potential of mythologem and the information space of a literary text is investigated. The main functions of mythologem in English-language fictional texts are considered. Examples of the analysis of excerpts from fictional texts show the possibility of developing cognitive abilities in the process of mythologem interpreting. Cognitive activity, connected with mythologem “Bird” interpretation, allows students to see the underlying content of a literary work, as well as to understand and decode the author’s intention. The relevance of the research consists in the need to further study the means of cognitive competence development through the whole course of education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА МАТЕРИАЛЕ МИФОЛОГЕМЫ «ПТИЦА»»

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Формирование когнитивной компетенции у студентов языковых специальностей на материале мифологемы «Птица»

Варламова Вера Николаевна,

к.ф.н., доцент, Высшая школа инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого E-mail: dah78.spb@gmail.com

Александрова Дарья Сергеевна,

к.п.н., доцент, Высшая школа инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого E-mail: varlamova7@yandex.ru

Статья посвящена исследованию проблемы формирования когнитивной компетенции студентов языковых специальностей посредством работы с такой когнитивной структурой, как мифологема, на занятиях по «Чтению» и «Аналитическому чтению». Изучается взаимодействие информационного потенциала мифологического фрейма и информационного пространства художественного произведения. Рассматриваются некоторые функции мифологемы в текстах англоязычной литературы. Примеры работы с отрывками из художественных произведений показывают возможность развития когнитивных способностей в процессе анализа мифологем. Когнитивная деятельность, связанная с интерпретацией некоторых примеров использования мифологемы «Птица», позволила студентам лучше понять замысел авторов, сюжетную линию произведений, образы главных героев. Актуальность исследования заключается в необходимости поиска различных способов развития когнитивной компетенции студентов на протяжении всего курса обучения.

Ключевые слова: когнитивная компетенция, миф, мифологема, фрейм, прецедентный текст, информационный потенциал.

В настоящее время деятельностный характер обучения в высшем учебном заведении предполагает создание оптимальной среды для развития гибкого многогранного мышления обучаемых, потребности в саморазвитии и самообразовании, что позволяет говорить о необходимости формирования когнитивной компетенции. Когнитивная компетенция - это способность (готовность) к осуществлению различных видов познавательной деятельности и решению разнообразных житейских и профессиональных проблем на основе саморазвития, оценки своих знаний и возможностей их применения [1, 1446]. По мнению М.П. Карпенко, когнитивная деятельность человека на протяжении всей его жизни становится ключевым фактором экономического роста и развития социума, и определяет престиж и место государства в современном мире [2]. В связи с этим в образовательном процессе все больше внимания уделяется исследовательской деятельности, работе с информацией, оперированию знаниями, а не только их получению от преподавателя. Акцент делается на развитие критического мышления с использованием когнитивных техник или стратегий, эффективных для конкретной профессиональной задачи. Владея способностью мыслить критически, студенты могут самостоятельно работать с информацией любой сложности, делать четкие выводы, выражать свое мнение корректно и толерантно, анализируя различный опыт, идеи и представления.

Необходимо отметить, что для студентов языковых специальностей когнитивная компетенция выступает одной из составляющих коммуникативной компетенции, которая в свою очередь является компонентом профессиональной компетентности обучаемых. Иностранный язык, как предмет изучения, нацелен, в частности, на развитие умений самостоятельно получать иноязычную информацию из различных источников, работать с данной информацией (анализировать, сравнивать, обобщать, трансформировать и т.д.). Когнитивная компетенция способствует формирование положительной мотивации студентов к познанию нового, самообразованию в течение всей жизни, к активному включению в образовательный процесс.

Огромное влияние на информационную базу человека оказывают тексты, из которых мы получаем приобретенные обществом знания об окружающем мире. Когда производится или декоди-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см

руется текст, человек использует знания, которые язык выражает и передаёт. Роль языка в познании заключается в том, что через язык передаётся разнообразная текстовая информация и, таким образом, в процессе функционирования реализуется когнитивная функция языка.

Современные учёные широко используют когнитивный подход при интерпретации текста для установления его связности, для необходимых умозаключений и обобщений, для декодирования новой информации. Следовательно, работа с текстом может играть особую роль в развитии когнитивной компетенции студентов языковых специальностей. Текст понимается нами как организованное семантическое пространство, интерпретация текста невозможна без знания определённых культурно-языковых фактов, составляющих «культурный контекст», в основе которых лежат «прецедентные тексты» (уже существующие). Понятие «прецедентный текст» ввёл Ю.Н. Караулов и считал текст прецедентным, если таковой был значим для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях, был хорошо известен широкому окружению данной личности, обращение к которому происходило многократно в дискурсе данной личности [3]. В.Н. Телия утверждает, что прецедент представляет собой значимый для конкретного социума образно-ассоциативный комплекс, как правило являющийся стереотипным [4]. Прецедентная информация способна структурироваться обращением к историческому прошлому, а также обретением «нового».

Работа с текстом может проводиться в рамках многих предметов программы обучения студентов языковых специальностей. В настоящем исследовании рассматривается возможность развития когнитивной компетенции на занятиях по таким дисциплинам, как «Чтение» и «Аналитическое чтение», которые предполагают интерпретацию художественного текста на английском языке. М.М. Бахтин пишет о том, что любое литературное произведение берет свое начало в далеком прошлом, в первобытной идеологии. Этим он объясняет релевантность и актуальность текста в любую эпоху его прочтения [5].

Мы предлагаем особое внимание обратить на такое средство актуализации прецедентной информации, как мифологема. Будучи фреймом, а следовательно, когнитивной структурой, мифологема рассматривается нами как возможный инструмент развития когнитивной компетенции студентов языковых специальностей. Согласно многим ученым, миф является основополагающим элементом любого произведения (как по воле самого автора, так и не осознанно). В мифах закрепились устойчивые понятия и образы, которые нашли свое отражение сначала в фольклоре, а затем и в литературе. Любой миф складывается из мифических идей и (или) мотивов, то есть из мифологем. Ю.Л. Шишова трактует мифологему как сюжетно-логическую структуру события, которая обладает прецедентом в мифе [6]. Таким

образом, миф представляет собой образное повествование, созданное в результате познания окружающего мира. Реализуясь в художественных произведениях, мифологические основы помогают понять суть образов и явлений в их истинном значении.

Мифологема содержит в себе информацию о прецедентном тексте или событии, в связи с чем способна объединять тексты как разных эпох и культур, так и различных родов, жанров, стилей. Это позволяет рассматривать ее как единицу интертекстуальности. В.Е. Чернявская разделяет точку зрения И.В. Арнольд и Н.А. Фатеевой, которые рассматривают интертекстуальность как «конкретные отсылки к предшествующим текстам, их эксплицитное или имплицитное цитирование». В широком смысле это «любые, всякие межтекстовые отношения и связи» [7, 17]. Таким образом, интертекстуальность - это способность текстов осуществлять взаимодействие в плане содержания и выражения с другими текстами или их фрагментами. Благодаря использованию различных мифологических мотивов, сюжетных линий и образов писатель способен показать читателю многовековые образы. Многогранная, но универсальная с точки зрения культур структура мифологемы позволяет исследователям сопоставлять произведения (тексты) и находить интертекстуальные связи. Являясь частью образной композиции и обладая такой характеристикой как мифологическая прецедентность, она принимает непосредственное участие в развитии сюжетной линии.

Целью данного исследования является изучение взаимодействия информационного потенциала «прецедентного текста» мифологемы с текстом художественного произведения, а также изучение возможности развития определенных умений, связанных с формированием когнитивной компетенции студентов-лингвистов при их работе с такой когнитивной структурой как мифологема. Работа студентов с информационным полем мифа может помочь им декодировать концептуальный замысел писателя, что составляет «верхний уровень мифологического фрейма», так и может сконцентрировать внимание лишь на дополнительных характеристиках героев, если миф находится на «периферии», удаленно от смыслового центра (ядра) текста и выполняет, таким образом, эстетическую подзадачу. Актуальность исследования заключается в том, что интерпретация мифологем в художественном произведении рассматривается нами как один из способов развития когнитивных умений. Поскольку формирование когнитивной компетенции должно осуществляться на протяжении всего курса обучения в языковом вузе, необходимо продолжать искать возможности развития данной компетенции на различных дисциплинах.

Для достижения цели и решения конкретных задач в процессе работы использовались следующие методы: метод реферирования и анализа теоретической литературы по проблематике; метод семантического анализа для определения значе-

ний фактического материала; контекстуальный; интерконтекстуальный анализ, позволяющий выявить отношения между текстами; метод интепре-тационного анализа.

Работу студентов-лингвистов с такой структурой, как мифологема, можно проводить в несколько этапов. Первый этап - подготовительный - предусматривает знакомство с понятием мифологема, ее ролью в процессе интерпретации художественного произведения. Второй этап предполагает самостоятельный поиск информации, связанной с тем или иным мифом, который автор включил в художественное произведение. На третьем этапе студенты учатся интерпретировать тексты художественных произведений при помощи мифологем, к которым делает отсылку автор. Четвертый этап нацелен на определение студентами функций мифологем в данном произведении.

В ходе исследования студентам-лингвистам Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого было предложено проанализировать мифологему «Птица» и актуализацию ее когнитивных особенностей в художественном тексте некоторых произведений на занятиях по «Чтению» и «Аналитическому чтению». В мировой мифологии, а также литературе, данная мифологема является древнейшим архетипическим образом.

Одним из заданий было проанализировать рассказ Ю. Уэлти "The Worn Path", найти в нем пример использования автором мифологемы «Птица», самостоятельно ознакомиться с ее содержанием, определить функции данной мифологемы в произведении.

Мифологема «Птица» в рассказе представлена аллюзией на миф о птице Феникс.

Согласно древнегреческой мифологии, Феникс - это ярко-красная птица, символ вечного обновления, которая, сжигая себя, вновь возрождается.

В силу возраста главному персонажу рассказа очень тяжело ходить, но ее внук болен и ему ежедневно нужны лекарства.

"Old Phoenix would have been lost if she had not distrusted her eyesight and depended on her feet to know where to take her. Moving slowly from side to side, she went into the building, and into a tower of steps, where she walked up and around until her feet knew to stop" [8, 147].

Феникс понимает, что она не может даже думать о смерти, пока она может ходить, она должна пытаться спасти внука. Студенты могут проследить основное значение анализируемой мифологемы «возрождение» в образе этой несгибаемой женщины.

Обучаемые, найдя информацию о данном мифе под руководством преподавателя, трансформировали прецедентный текст в самом рассказе, скорректировали его согласно интенции автора и смогли сделать вывод о том, что мифологема «Феникс» помогает построению сюжетной линии, а также способствует созданию портрета главной

героини, которая, веря в свою цель, образно говоря, сжигает себя, но достигая цели, каждый раз возрождается. Прецедентный текст мифа и сам рассказ кореферентны. Данная мифологема помогает обучаемым глубже проникнуть в образ героини, интерпретировать его согласно замыслу автора. Кроме того, студенты получили возможность познакомиться с аллюзией. Работа с аллюзиями может способствовать развитию когнитивных умений обучаемых, так как это основной стилистический прием введения мифологического фрейма в художественный текст.

В повести «451 градус по Фаренгейту» Р. Бредбери также отсылает читателей к мифу о птице Феникс. Информационное поле данной мифологемы полностью охватывает весь текст. Студентам было дано задание проанализировать обозначенную мифологему в данном произведении, сравнить функции, которые выполняет мифологема «Феникс» в рассказе Ю. Уэлти и в повести.

Главный герой повести, Монтэг, работая пожарным, как и другие, не задумывается о том, что пожарные должны тушить пожары и спасать, а не наоборот сжигать дома инакомыслящих. После смерти в огне одной из героинь, нарушившей закон, он задумывается о ценности книг, сам становится инакомыслящим и обретает единомышленников.

Granger looked into the fire. "Phoenix".

"What?"

"There was a silly damn bird called a Phoenix back before Christ: every few hundred years he built a pyre and burned himself up. He must have been first cousin to Man. But every time he burnt himself up he sprang out of the ashes, he got himself born all over again. And it looks like we're doing the same thing, over and over, but we've got one damn thing the Phoenix never had. We know the damn silly thing we just did. We know all the damn silly things we've done for a thousand years, and as long as we know that and always have it around where we can see it, some day we'll stop making the goddam funeral pyres and jumping into the middle of them. We pick up a few more people that remember, every generation" [9, 211].

Сравнивая два примера употребления мифологемы «Феникс», студенты отметили, что в повести Р. Бредбери главные герои, являясь отверженными, подобно птице, готовы сжигать себя, чтобы достичь конечной цели - передать знания своим последователям. Обучаемые пришли к выводу о том, что и в данном произведении актуализируется значение «возрождения», «обновления». Используя мифологему «Феникс», автор акцентирует внимание читателя на возможном положительном исходе событий. Как и птице Феникс обществу необходимо потерпеть крушение, чтобы возродиться вновь, изменив систему, принципы и ценности. Анализируя мифологему в повести, студенты также обратили внимание на символизм красного цвета, являющегося периферийной характеристикой мифологемы «Феникс». Красный цвет сопряжен в произведении с символом огня

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

о с

U

см см

и прослеживается в профессиональной символике - эмблеме пожарных.

Осуществляя когнитивную деятельность, связанную с поиском информации, сравнивая героя мифа с героями произведений, трансформируя содержание мифологемы в соответствии с интенцией автора, студенты пришли к выводу о том, что в повести можно проследить как основной, так и периферийный элементы мифологемы, что она выполняет сюжетообразующую функцию и играет важную роль в раскрытии образов героев.

Интересен для студентов был также анализ мифологемы «Лебедь». Для этого обучаемым было дано задание проанализировать рассказ Дафны дю Морье «Отец». В произведении отец убивает своего сына, которого ненавидит, так как видит в нем себя. Душа сына воплощается в образе лебедя.

«I watched the two swans fly out to sea right into the face of the setting sun, and I tell you it was one of the most beautiful sights I ever saw in my life: the two swans flying there, alone...» [10, p. 5].

Студенты поэтапно выполняли задания, связанные с использованием мифологемы «Лебедь» в рассказе. Самостоятельно ознакомившись с ее содержанием, обучаемые пришли к выводу, что данная мифологема также, как и в предыдущих примерах, выполняет сюжето-образующую функцию в рассказе, с одной стороны, а, с другой - способствует раскрытию образа сына. Ведь лебедь, согласно мифам, символизирует возрождение и чистоту; милосердие и прощение; мужество и одиночество; начало новой жизни и смерть.

Именно символ смерти героев выделили студенты, когда им было предложено сравнить использование мифологемы «Лебедь» в рассказе «Отец» и романе Агата Кристи «Десять негритят». Но, анализируя мифологему дальше, студенты узнают, что лебедь, предвидя свою смерть, издает красивые звуки. Поэтому существует и второе значение данной мифологемы - «лебединая песня», последнее творение. Именно этот концепт вслед за автором выделяют студенты из информационного поля данного мифа и связывают со смертельно больным героем - судьей Уоргрей-вом, для которого «суд», описанный в произведении, и является своего рода лебединой песней.

"Rogers said: "I was to put a record on the gramophone. I'd find the record in the drawer and my wife was to start the gramophone when I'd gone into the drawing room with the coffee tray. ... It had a name on it - I thought it was just a piece of music. ... It was entitled Swan Song ..." [11, 44-45].

Рассматривая использование мифологемы «Лебедь» в романе, студенты делают вывод о том, что данный миф определяет развитие сюжета всего романа, а также по-новому интерпретируют образы героев.

Таким образом, проблема активизации когнитивной деятельности студентов связана с поиском возможностей для создания оптимальных условий познавательной деятельности студентов,

развитию их когнитивных умении в рамках изучаемой программы. Особое значение в формировании когнитивной компетенции студентов языковых специальностей приобретает анализ мифологем в процессе интерпретации художественного текста в рамках дисциплин «Чтение» и «Аналитическое чтение». Миф заключает в себе высоко концентрированную информацию, хранящуюся в виде мифологического фрейма в памяти человека и являющуюся «культурным контекстом», без знания которого невозможно декодировать художественный текст. Создавая то или иное художественное произведение, автор выделяет и использует те элементы мифа, то есть мифологемы, которые в большей степени раскрывают его замысел. Анализ мифологемы помогает студенту лучше понять содержание художественного произведения и интенции автора, связанные с сюжетной линией, образами героев. Работа по интерпретации текста с использованием мифологем создает отличную возможность для когнитивной деятельности, а следовательно, для формирования когнитивной компетенции студентов.

Литература

1. Пантелеева З.В. Технология измерения уровней сформированности когнитивных и профессиональных компетенций студента по дисциплине «Экономика организации». - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. -№ 11 (91). - С. 1446-1450.

2. Карпенко М.П. Когномика Монография. - М.: Современный гуманитарный университет (СГУ), 2009. 225 с.

3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Изд-во Наука, 1987. - 363 с.

4. Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в языковой картине мира. Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. - М.: Наука, 1988. - 214 с.

5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества /Сост. С.Г. Бочаров; Текст подгот. Г.С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина; Примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова.-2-е изд. -М.: Искусство, 1986.-445 с.

6. Шишова Ю.Л. Лингвистическая объективизация мифологемы пути в современной англоязычной литературе: автореф. дис. канд. фи-лол. наук: СПб., 2002. - 14 с.

7. Чернявская В.Е. Лингвистика текста: Полико-довость, интертекстуальность, интердискур-сивность. Учебное пособие. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 248с.

8. Welty E. The Collected Stories of Eudora Welty, -USA: HBJ Publishers, 1980. - 625 p.

9. Бредбери Р. 451 градус по Фаренгейту: Книга для чтения на английском языке. - СПб.: КА-РО, 2013. - 224 с.

10. Дю Морье Д. Яблоня: Сборник рассказов «Яблоня». Электронная библиотека. Bookscafe. Net, 2015-2016.

11. Кристи Агата. Десять негритят: книга для чтения на английском языке. - СПб.: Антология, КАРО, 2015. - 256 с.

THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE COMPETENCE IN STUDENTS OF LANGUAGE SPECIALTIES THROUGH MYTHOLOGEM «BIRD» INTERPRETATION

Varlamova V.N., Aleksandrova D.S.

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

The article focuses on the study of developing cognitive competence in students of language specialties through interpreting such a cognitive structure as mythologem in classes of "Reading" and "Analytical Reading". The interaction of the information potential of mythologem and the information space of a literary text is investigated. The main functions of mythologem in English-language fictional texts are considered. Examples of the analysis of excerpts from fictional texts show the possibility of developing cognitive abilities in the process of mythologem interpreting. Cognitive activity, connected with mythologem "Bird" interpretation, allows students to see the underlying content of a literary work, as well as to understand and decode the author's intention. The relevance of the research consists in the need to further study the means of cognitive competence development through the whole course of education.

Keywords: cognitive competence, myth, mythologem, frame, precedent text, information potential.

References

1. Panteleeva ZV Technology of measuring the levels of formation of cognitive and professional competencies of a student in the discipline "Economics of organization". - Text: direct // Young scientist. - 2015. - No. 11 (91). - S. 1446-1450.

2. Karpenko M.P. Cognomics Monograph. - M.: Modern Humanitarian University (SSU), 2009.225 p.

3. Karaulov Yu.N. Russian language and linguistic personality. -M.: Publishing house Nauka, 1987. - 363 p.

4. Telia V.N. Metaphorization and its role in the linguistic picture of the world. The human factor in language: Linguistic mechanisms of expressiveness. - M.: Nauka, 1988. - 214 p.

5. Bakhtin M.M. Aesthetics of verbal creativity / Comp. S.G. Bo-charov; Prepared text G.S. Bernshtein and L.V. Deryugina; Note. S.S. Averintsev and S.G. Bocharova. - 2nd ed. - Moscow: Art, 1986. - 445 p.

6. Shishova Yu.L. Linguistic objectification of the mythologeme of the path in modern English-language literature: author. dis. Cand. philol. Sciences: SPb., 2002. - 14 p.

7. Chernyavskaya V.E. Linguistics of the text: Polycode, inter-textuality, interdiscursiveness. Tutorial. - M.: Book house "LI-BROKOM", 2009. - 248s.

8. Welty E. The Collected Stories of Eudora Welty, - USA: HBJ Publishers, 1980. - 625 p.

9. Bradbury R. 451 degrees Fahrenheit: A book to read in English. - SPb.: KARO, 2013. - 224 p.

10. Du Maurier D. Apple tree: Collection of stories "Apple tree". E-li-brary. Bookscafe.Net, 2015-2016.

11. Christy Agatha. Ten Little Indians: A Book to Read in English. -SPb.: Anthology, KARO, 2015. - 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.