ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩЕГОСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
© Лапина Е.А.*, Мамонтова Т.С.*
Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова,
г. Имиш
Статья посвящена возможному варианту решения проблемы внедрения компетентностного подхода в обучение математике в рамках технологии В.М. Монахова. Раскрываются теоретические основы объединения двух подходов, и приводится пример реализации рассматриваемой идеи.
Сегодня под педагогической технологией обучения понимают совокупность проблем, связанных с целями, содержанием, организацией и проведением учебного процесса, принципы и приемы его оптимизации и управляемости, повышения эффективности, систему методических, дидактических, психологических и педагогических процедур, осуществляющих требуемые изменения в деятельности обучаемых; особые комбинации методов и приемов обучения, гарантирующих достижение планируемых результатов (В.И. Боголюбов и др.).
Педагогическая технология дает описание, проект процесса формирования личности ученика и должна включать в свой состав диагностические цели и содержание обучения, дидактические процессы, используемые методы и организационные формы обучения.
Эти требования как нельзя лучше реализуются в рамках компетентностного подхода к обучению. В последнее время появились крупные научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций (Л.Ф. Иванова, А.Г. Каспржак, О.Е. Лебедев, А.В. Хуторской и др.). Однако единого мнения о механизмах формирования ключевых компетенций учащихся в курсах тех или иных школьных дисциплин на сегодняшний момент нет.
Монахов В.М. в свое время построил информационную модель учебного процесса, включающую пять основных параметров: 1) целеполага-ние; 2) диагностику усвоения знаний и выработки умений; 3) дозирование самостоятельной деятельности учащегося; 4) коррекцию знаний и умений; 5) логическую структуру учебного процесса.
Однако процесс формирования ключевых компетенций ученика в упомянутой технологии не предусматривался. Попробуем построить учебный процесс в соответствии с технологией В.М. Монахова, но в рамках компетентностного подхода к обучению.
* Студент Физико-математического факультета.
* Заведующий кафедрой Математики, информатики и методики их преподавания, к.п.н., доцент.
Одной из особенностей конструирования учебного процесса по технологии В.М. Монахова является так называемая технологическая карта темы. Под технологической картой понимается форма конструирования процесса обучения, которая обеспечивает успешное усвоение материала учащимися разного уровня развития за счет индивидуального подхода в выборе количества учебного времени (в рамках ограничений ГОСТа). Традиционная технологическая карта В.М. Монахова выглядит следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Структура технологической карты по В.М. Монахову
Технологическая карта №1 Тема: « » | Класс:
Логическая структура: 1 Д1 | Д2 Д3 |3 4 5 |б 7 8 |9 Предмет: Учитель:
Целеполагание Диагностика Коррекция
Ц1: Д1:
Ц2: Д2:
ЦЗ: ДЗ:
Дозирование домашнего задания
Стандарт Хорошо Отлично
При этом «целеполагание» представляет информацию о цели и направленности учебно-воспитательного процесса в виде системы микроцелей. «Диагностика» - это управленческая информация о факте достижения микроцели или о факте недостижения микроцели. «Дозирование» представляет содержательную и количественную информацию об объеме, характере, особенностях самостоятельной деятельности учащихся, необходимую и достаточную для гарантированного успешного прохождения диагностики. «Логическая структура» - это информация о переводе методического замысла учителя в целостную и логически наглядную модель учебного процесса. «Коррекция» представляет информацию о педагогическом браке, т.е. о тех учащихся, которые не прошли диагностику, и о содержании методических путей коррекции.
Для школьников такая технологическая карта является своеобразным стимулом к самообразованию, поскольку позволяет им видеть тему целостно и сконструировать учебную и познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями и интересами. Учителю технологическая карта помогает более точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, установить логические связи между уроками по всем компонентам процесса обучения - целевому, содержательному, конструктивному (операционно-деятельному, контрольно-регулировочному), оценочно-результативному.
Обратимся к ключевым компетенциям А.В. Хуторского, разбив их для удобства планирования на отдельные микро-компетенции, присвоив каждой собственный порядковый номер (табл. 2).
Ключевые компетенции ученика
Таблица 2
Номер |
Содержание компетенции
Ценностно-смысловая
К 1.1 К 1.2
К 1.3 К 1.4 К 1.5
Владеет ценностными представлениями об окружающих его людях, событиях, явлениях. Способен видеть и адекватно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем. Осознает свою роль и предназначение в деле улучшения качества жизни своей, близких, окружающих, общества в целом.
Выбирает целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. Принимает решения, несет ответственность за результат своей деятельности._
Общекультурная
К 2.1
К 2.2
К 2.3
К 2.4 К 2.5
Осознает особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества; готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий людей.
Понимает значение культуры как формы человеческого существования, роль науки и религии в жизни человека; готов к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям человечества. Руководствуется в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.
Придерживается основ семейных, социальных, общественных традиций и явлений. Владеет навыками организации своего быта и культурно-досуговой деятельности.
Учебно-познавательная
К 3.1
К 3.2 К 3.3
К 3.4
К 3.5
Владеет знаниями и умениями целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки деятельности.
Владеет культурой мышления, способен к восприятию, анализу, обобщению информации. Способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профильной деятельности.
Владеет приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Владеет функциональной грамотностью: отличает факты от домыслов, владеет эмпирическими навыками, применяет статистические и вероятностные методы обработки информации, проводит теоретическое и экспериментальное исследование.
Информационная
К 4.1
К 4.2
К 4.3 К 4.4
К 4.5
Готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации.
Готов работать с компьютером как средством управления информацией; владеет навыком работы с компьютерными средствами обучения. Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях. Способен понимать сущность и значение информации в развитии информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности.
Готов к осознанному и адекватному выбору средств получения информации._
Коммуникативная
К 5.1
К 5.2
К 5.3 К 5.4 К 5.5
Способен логически верно строить устную и письменную речь. Готов к взаимодействию с одноклассниками, учителями, родителями; к работе в коллективе.
Владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать необходимую информацию.
Способен использовать навыки публичной речи, участия или ведения дискуссии, отстаивания собственной точки зрения.
Владеет различными социальными ролями в коллективе; создает для себя комфортные условия общения._
Продолжение табл. 2
Номер |
Содержание компетенции
Социально-трудовая
К 6.1 К 6.2 К 6.3 К 6.4 К 6.5
Профессионально ориентирован, осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к профильному обучению.
Способен использовать теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профильных задач. Владеет знаниями и опытом в вопросах экономики и права; готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности.
Владеет знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, социально-трудовой сфере; этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Владеет знаниями и опытом в области семейных отношений и обязанностей.
Личностного самосовершенствования
К 7.1
К 7.2
К 7.3 К 7.4 К 7.5
Готов использовать методы физического самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья.
Готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Владеет способами духовного и интеллектуального саморазвития.
Способен к эмоциональной саморегуляции и самоподдержке.
Владеет половой грамотностью, внутренней экологической культурой; пользуется
правилами личной гигиены._
Добавим к структуре технологической карты методическую составляющую (методы обучения, применяемые на уроках и формируемые при этом ключевые компетенции ученика) и учебный процесс становится полностью «прозрачным». Ученик видит, к какому результату он стремится и какими методами ему в этом поможет учитель.
В качестве примера возьмем одну из алгебраических тем 9-го класса -«Геометрическая прогрессия» (табл. 3).
Таблица 3
Технологическая карта темы «Геометрическая прогрессия»
Тех. карта № 5 Тема: «Геометрическая прогрессия» Д1 Д2 Д3 Логическая структура: 1 2 | 3 4 5 6 | 7 8 | Класс: 9 Предмет: алгебра Учитель:
Целеполагание Диагностика Коррекция Методы обучения Комции
Ц1. Знать определение геом. прогрессии, знаменателя геом. прогрессии, уметь найти геом. прогрессию среди последовательностей; привести примеры геом. прогрессии, знать формулу п-го члена геом. прогрессии и уметь ей пользоваться Д1. 1. Найдите первые шесть членов геом. прогрессии (Ьп), если: Ь = 20, д = ^5 2. Дана убывающая последовательность всех целых отрицательных степеней числа 10. Является ли эта последовательность геометрической прогрессией? Если да, то чему равен ее знаменатель? 3. Является ли число А членом геометрической прогрессии (Ьп), если: Ь = - 7 (V3)", А = 37,8. 4. Три числа составляют конечную геом. прогрессию. Если из последнего числа вычесть 16, то получится конечная арифметическая прогрессия. Найдите два последних числа, если первое равно 9. Вычислительные ошибки, неправильное применение формулы п-го члена геом. прогрессии Беседа, иллюстрация, самостоятельная работа тренировочного характера и контролирующего характера, письменная работа у доски и в тетрадях, частич-нопоисковый метод (на этапе вывода формулы п-го члена) К 1.5; К 3.1; К 5.1.
Продолжение табл. 3
Целеполагание Диагностика Коррекция Методы обучения Комции
Ц2. Знать формулу суммы п первых членов геометрической прогрессии и уметь ей пользоваться при решении разноуровневых задач (в том числе с практической направленностью) Д2. 1. Найдите сумму первых 5 членов геом. прогрессии: ^2; 3^2; 9^2; 2. Найдите сумму первых шести членов геом. прогрессии (Ьп), у которой: Ъ\= -12, ^/2; 3. Найдите сумму квадратов первых шести членов геом. прогрессии (Ь„): ¿1 = ^12, ц = (^2)п; 4. Богач заключил сделку с человеком, который целый месяц ежедневно должен был приносить ему по 100000 руб., а взамен в первый день месяца богач должен был отдать 1 коп., во второй - 2 коп., в третий -4 коп., в четвертый - 8 коп. и т.д. в течение 30 дней. Кто выиграл от этой сделки? Плохо владеют формулой суммы п первых членов геом. прогрессии в случаях чередования знаков членов, вычислительные ошибки Самостоятельная работа тренировочного и контролирующего характера, ситуация занимательности, рассказ учителя, частичнопоис-ковый метод, опора на жизненный опыт учащихся К 3.2; К 3.3; К 5.2.
Ц3. Знать формулу суммы бесконечной геометрической прогрессии, у которой |д\ < 1 и уметь ей пользоваться при решении типовых задач Д3. 1. Найдите сумму геом. прогрессии: 1; 1/2о; 1/2оо; ••• 2. Представьте в виде обыкновенной дроби число 0,(4). 3. Клиент взял в банке кредит в размере 50000 руб. на 1 год под 20 % годовых. Какую сумму он должен вернуть банку? 4. Сумма первых трех членов геом. прогрессии равна 91. Если к этим числам прибавить соответственно 25, 27 и 1, то получится три числа, образующие убывающую ариф. прогрессию. Найдите ее 7-й член. Не видят ситуации применения формулы суммы бесконечной геом. прогрессии, вычислительные ошибки Рассказ, иллюстрация, работа у доски и в тетрадях, самостоятельная работа тренировочного и контролирующего характера К 1.5; К 5.5; К 7.3.
Дозирование домашнего задания
Стандарт Хорошо Отлично
№ 387-389, 391 № 395, 397 № 398-401
№ 408-410 № 411, 413 № 415, 416
№ 420, 421 № 422, 425 № 423
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ
© Марфутенко Т.А.*
Филиал Ставропольского государственного педагогического института,
г. Железноводск
Данная статья посвящена вопросу формирования творческого потенциала студентов через применение эвристической технологии обучения в процессе преподавания информатики в педагогическом вузе.
* Старший преподаватель кафедры Начального и дошкольного образования.