Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В АПК'

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В АПК»

Старикова М. С. студент

институт экономики управления и права Иркутский государственный технический университет

Иркутск, Россия ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В АПК

В статье анализируются вопросы формирования кластерной политики в АПК, как основы устойчивого социально-экономического развития региона, как приоритетной функции государственного регулирования аграрным сектором.

Ключевые слова: Кластер, устойчивое развитие, государственное управление, региональное управление, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, кадровый потенциал, инновации, малые формы хозяйствования.

Разрушение производственного потенциала, отставание в технологическом развитии замедляют рост, не позволяют производить конкурентоспособную продукцию, что, в свою очередь, отражается и на конкурентоспособности отрасли, региона и страны в целом. Кроме того, современный этап развития экономических отношений в значительной степени характеризуется потребностью в инновационных формах и методах функционирования хозяйствующих субъектов. Однако в рамках современного законодательства не существует таких организационно -правовых форм, которые могли бы регулировать деятельность различных рыночных институтов, работающих в определенной сфере на территории региона.

Результаты исследований. В связи с этим в экономической теории стали появляться концепции развития, которые позволяют обеспечить взаимодействие всех участников рыночного процесса на определенной территории, подчинив его единой цели. В основе этих процессов находится понятие «кластер».

Итак, что же такое кластер? Наиболее полно охарактеризовал кластеры Клейнер, сказав, что «Кластеры - группы организаций (компаний, предприятий, объектов инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, ВУЗов и др.), связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства продукции, ее реализации или потребления ресурсов» (см.рис.1).

Рисунок 1. Структура кластера

Во-вторых, кластеры являются оптимальным инструментом в управлении региональной экономикой. По своему функционалу и экономической сущности они связывают автономные организации, региональные промышленные комплексы и отраслевые альянсы. Поэтому к кластерам можно применять как методы классического корпоративного управления, так и методы управления трансформационными изменениями. Наиболее известна модель «Даймонд» (см.рис.2).

Рисунок 2. Модель кластера «Даймонд»

В-третьих, кластер - всегда синоним комплексной модернизации. Инновационная составляющая кластера должна стать условием динамичного развития компаний, входящих в его состав. Это в свою очередь станет определяющим условием развития территорий, улучшения качества жизни населения этой территории.

В-четвертых, кластерная модель, согласно трудам основоположника данного направления Майкла Портера, «кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» и приводит к повышению конкурентоспособности национальной экономики (см.рис.3).

Рисунок 3. Модель регионального экономического кластера Применительно к сектору малых форм хозяйствования кластер представляет собой целостную систему пространственно сконцентрированных специализированных рыночных субъектов, включающую в себя не только предприятия малых форм собственности, но и связанных с ними органов государственной власти, местного самоуправления, организаций инфраструктуры, образования, консалтинга и пр.

Реализация кластерной политики в развитии сектора малых форм хозяйствования в АПК региона, подразумевает анализ экономической обстановки и выявление «местных влияний» на нее. Как правило, эти вопросы заключаются в главных четырех признаках, составляющих основу конкурентных преимуществ любой экономический системы. К числу таких признаков относятся:

1. Условия для факторов. Позиция региона в факторах производства, таких как наличие квалифицированной рабочей силы или инфраструктуры, степень их доступности для обеспечения конкурентоспособности отрасли.

2. Состояние спроса. Характер спроса на внутреннем рынке для отраслевого продукта или услуг.

3. Родственные и поддерживающие отрасли. Наличие или отсутствие в регионе поставщиков ресурсов и услуг, а также предприятий перерабатывающей промышленности.

4. Устойчивая стратегия, структура и соперничество. Наличие в регионе программы развития отраслей и хозяйствующих субъектов, а также характер внутренней конкуренции.

Перечисленные факторы обусловливают формирование конкурентной среды, в которой субъекты эффективно функционируют, и в своей совокупности представляют собой ромб конкурентных преимуществ М.Портера.

На начальной стадии формирования кластера особую роль играет фактор наличия и степени развитости институтов инфраструктуры, обслуживающей малые формы хозяйствования в АПК.

Деятельность регионального некоммерческого партнерства по развитию малых форм хозяйствования в АПК региона координирует Совет - паритетный орган власти. Его основная цель - объединить в единую сеть субъекты предпринимательства (в том числе между собой, образуя основы кластера) - институты инфраструктуры, органы власти, общественные неправительственные организации - экспертные советы при государственных органах.

Важным элементом функционирования кластера должно стать активное участие государственных органов управления. Структуры, объединяющие интересы государства и частного капитала, создают благоприятный экономический фон для малых предприятий.

Роль региональных органов власти в решении данной задачи будет состоять в разработке необходимого методико-аналитического инструментария, ведении соответствующей базы данных, составлении на основе собственных оценок информационных справок и заключений, как общего характера, так и по индивидуальным запросам (самих предприятий, органов власти и управления, финансово-кредитных организаций).

В состав некоммерческого партнерства также входят организации, на территории которых расположены производственные мощности, необходимые для реализации задач партнерства в рамках обозначенного выше кластера. Важную роль в функционировании некоммерческого партнерства будут играть непосредственно субъекты малых форм хозяйствования.

Особое значение имеет развитие системы страхования малых предприятий. Крупные страховщики не занимаются малыми предприятиями, и им приходится иметь дело с мелкими страховыми фирмами, поскольку одним из распространенных обязательных условий получения кредита является страховка. Решению данных проблем будет способствовать создание общества взаимного страхования.

Инновационная составляющая в системе кластера включает организации сферы услуг, обеспечивающие: информационное сопровождение, инновационные разработки, консультирование по вопросам эксплуатации техники и оборудования, применения удобрений, лизинга, стратегии развития предприятия, подготовки и осуществления

инновационных сделок и др. В совокупности данные организации образуют инфраструктуру инновационного процесса.

Выводы. Взаимодействие между членами некоммерческого партнерства в рамках кластерной политики позволит обеспечить инновационный путь развития субъектов малых форм хозяйствования, выработать экономический механизм частичного перераспределения доходов, обеспечит заинтересованность в конечных результатах всех участников. Появится стимул для притока в аграрный бизнес инвестиций, сделает его привлекательным для государства и крупных финансово -кредитных организаций.

Степанова А.М. студент группы СБ-11 Финансово-экономический институт «Северо-Восточный университет им. М.К.Аммосова»

г.Якутск, Россия Научный руководитель: Попова Л.Н. доцент кафедры СиУП кандидат философских наук ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ Ю. ХАБЕРМАСА Сложные процессы в мировой политике и в экономике ставят новые вопросы перед социальными исследователями. Среди них заметное место занимает известный немецкий социальный философ Ю. Хабермас. Главное внимание Хабермас уделяет анализу процессов переходности и способам преодоления сопутствующих им конфликтов. Его концепция способна послужить методологической предпосылкой для продуктивного обсуждения сегодняшней ситуации постсоциалистических странах, где имеют место конфликтные ситуации, связанные с переходным периодом их развития, со столкновением различных интересов и сил.

Повышение роли коммуникации в процессе системных преобразований актуализировало ее изучение в зарубежных и российских научных кругах и вместе с тем значительно расширило понимание этой проблемы. В этих условиях используется всё разнообразие подходов к изучению предмета коммуникации и коммуникационного пространства. К научным трудам, раскрывающим природу коммуникации как результат общественного развития, анализирующим принципы функционирования и структуру политической коммуникации, относят работы как отечественных ученых - М.М. Бахтин, В.П. Конецкая, Г.Г. Почепцов, А.И. Соловьев и зарубежных - Ч. Кули, П. Лазарсфельд, М. Маклюэн, Ю. Хабермас.

Объект исследования - коммуникация как совокупность разнообразных средств, способствующих, формированию открытых, устойчивых отношений в политической системе. Предмет исследования -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.