Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРА КОМПЕТЕНЦИЙ ТРУДОУСТРАИВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРА КОМПЕТЕНЦИЙ ТРУДОУСТРАИВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудоустраиваемость / молодежный рынок труда / технологии трудоустройства / адаптация на рынке труда / транспрофессиональность / конкурентоспособность. / employability / youth labor market / employment technologies / adaptation in the labor market / transprofessionalism / competitiveness.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кучимов Маъруф Кучимович

Найти ответы на вызовы нового времени призван компетентностный подход, который сегодня рассматривается, в том числе, и как инструмент усиления социального диалога с миром труда. Компетенции, которые рассматриваются как результаты обучения, определяются как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Кучимов Маъруф Кучимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A CLUSTER OF COMPETENCIES FOR EMPLOYABILITY OF UNIVERSITY STUDENTS

A competency-based approach is called upon to find answers to the challenges of modern times, which today is considered, among other things, as a tool for strengthening social dialogue with the world of work. Competencies, which are considered as learning outcomes, are defined as a set of interrelated personality qualities (knowledge, abilities, skills, methods of activity), specified in relation to a certain range of objects and processes and necessary for high-quality productive activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРА КОМПЕТЕНЦИЙ ТРУДОУСТРАИВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

УДК.372.862

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРА КОМПЕТЕНЦИЙ ТРУДОУСТРАИВАЕМОСТИ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

ст. преп. Кучимов Маъруф Кучимович.

Ташкентский архитектурно-строительный университет, zafar210980@mail.ru

Аннотацияю. Kompetensiyaga asoslangan yondashuv bugungi kunda boshqa narsalar qatori mehnat dunyosi bilan ijtimoiy muloqotni mustahkamlash vositasi sifatida qaralayotgan zamonaviy davr muammolariga javob topishga chaqiriladi. Ta'lim natijalari sifatida qaraladigan kompetensiyalar - ob'ektlar va jarayonlarning ma'lum doirasiga nisbatan aniqlangan va yuqori sifatli samarali faoliyat uchun zarur bo'lgan o'zaro bog'liq shaxs fazilatlari (bilimlar, qobiliyatlar, ko'nikmalar, faoliyat usullari) yig'indisi sifatida belgilanadi.

Аннотация. Найти ответы на вызовы нового времени призван компетентностный подход, который сегодня рассматривается, в том числе, и как инструмент усиления социального диалога с миром труда. Компетенции, которые рассматриваются как результаты обучения, определяются как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности.

Annotation. A competency-based approach is called upon to find answers to the challenges of modern times, which today is considered, among other things, as a tool for strengthening social dialogue with the world of work. Competencies, which are considered as learning outcomes, are defined as a set of interrelated personality qualities (knowledge, abilities, skills, methods of activity), specified in relation to a certain range of objects and processes and necessary for high-quality productive activity.

Kalit so'zlar: bandlik, yoshlar mehnat bozori, bandlik texnologiyalari, mehnat bozoriga moslashish, transprofessionallik, raqobatbardoshlik.

Ключевые слова: трудоустраиваемость, молодежный рынок труда, технологии трудоустройства, адаптация на рынке труда, транспрофессиональность, конкурентоспособность.

Key words: employability, youth labor market, employment technologies, adaptation in the labor market, transprofessionalism, competitiveness.

Современный рынок труда, характеризующийся повышенной конкурентностью и инновационностью, нуждается в высококвалифицированных профессионалах, готовых к активной деятельности в условиях конкуренции. Работодатели все чаще выражают недовольство уровнем профессиональной подготовки выпускников вуза как в части завышенных требований к работодателю в отношении зарплаты, условий труда, карьерного роста, так и относительно сформированноспт такого кластера компетенций, освоение которых позволит выпускникам вузов не только успешно трудоустроиться, но и закрепиться на рынке труда. К недоработкам собственно профессионального образования в данном контексте относятся: неумение соотнести полученные теоретические знания с реальными ситуациями на рынке труда, незнание реалий профессиональной деятельности и отсутствие опыта работы на производстве. Указывается также на несоответствие знаний выпускников современному состоянию производства в отдельных сферах деятельности и низкую профессиональную и поведенческую культуру [1]. Можно предположить, что и в дальнейшем работодатель будет предъявлять всё более высокие требования к качеству

подготовки студентов, что актуализирует необходимость разработки учебных курсов, ориентирующих студентов на овладение актуальными умениями и навыками, способствующих их уверенному выходу на рынок труда.

Ориентация вузов на требования работодателей нашла отражение в политике государства относительно трудоустройства выпускников, которое сегодня является критерием оценки качества работы вузов.

В структуре трудоустраиваемости особое место занимают компетенции, востребованные у современного работодателя, к числу которых относят коммуникативную компетенцию (communication), работу в команде (teamwork), самоорганизацию (self-management), решение задач (ргоЬ1ет solving), инициативу и предприимчивость (initiative and enterprise), самообразование (learning), планирование и организацию (planning and organizing), информационную компетенцию (technology). В государственном стандарте, где результаты обучения сформулированы в профессиональных и общекультурных компетенциях, группу данных компетенций можно классифицировать как занимающую промежуточное положение.

Мировые тенденции, к числу которых относим, в частности, сближение университетов, бизнеса, правительств (теория «тройной спирали»), рост значимости непрерывного и опережающего образования, чья актуальность обусловлена динамичным характером современной профессиональной деятельности, интенсификацией всех социальнокультурных процессов и востребованностью непрерывного развития профессиональных возможностей и личностных качеств самого человека в соответствии с новыми культурными, идеологическими, профессиональными направлениями в обществе. В западной педагогике концепт «обучение в течение жизни» рассматривается как фактор, влияющий на трудоустраиваемость человека.

Найти ответы на вызовы нового времени призван компетентностный подход, который сегодня рассматривается в том числе и как инструмент усиления социального диалога с миром труда. Компетенции, которые рассматриваются как результаты обучения, определяются как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Целью образования в рамках компетентностного подхода является не только передача учащимся совокупности знаний, умений и навыков в определённой сфере, но и развитие кругозора, способности к индивидуальным креативным решениям и самообучению. Изучение данной проблемы предполагает тавтсе использование личностно-ориентированного и деятельностного подходов в образовании, которые дополняют и взаимозаменяют друг друга.

Трудоустраиваемость является относительно новым для отечественной педагогики и ключевым для данной работы понятием, поэтому мы посвятили ему параграф «Трудоустраиваемость [2] как психолого педагогическая категория». Данный термин был привнесён в отечественную практику с момента подписания Болонской декларации в 2003 г. Болонский процесс, как уже было отмечено выше, привнес в оборот педагогической науки много новых понятий, которые неоднозначно трактуются как западными, так и отечественными исследователями. Отсутствие понятийного консенсуса различные авторы констатируют относительно таких терминов, как «трудоустраиваемость», «студентоцентрированность», «модуль», «цели и задачи обучения» и др. Появившиеся ранее в англоязычной культуре явления и понятия, к числу которых относится и трудоустраиваемость, диктуют необходимость их всесторонних исследований в контексте отечественных стандартов.

В исследованиях западных ученых трудоустраиваемость рассматривается не как продукт или конечная цель, а процесс учения. Данное качество личности не является исключительно атрибутом тех, кто только начинает свою профессиональную карьеру после завершения обучения в вузе. Оно должно постоянно развиваться в течение всей трудовой карьеры человека, являясь залогом и фундаментом его профессиональной мобильности и профессиональной успешности, и определяется как «устойчивая трудоустраиваемость». В этом рассматриваемый термин является ключевым понятием для непрерывного образования, или «образования на всю жизнь». Исследователи подчеркивают, что трудоустраиваемость нетождественна фактическому трудоустройству, но чем лучше выпускник подготовлен к профессиональной деятельности, тем быстрее он найдет подходящую работу; учебный процесс сам по себе не является предпосылкой успешного трудоустройства, но он может быть важным условием для фасилитации развития необходимых умений, навыков, качеств личности..

Рассматривая трудоустраиваемость с позиций синергетического подхода, мы отмечаем нелинейность системы, которая характеризуется эмерджентностью, т.е. трудоустраиваемость — не суммативное свойство ее компонентов (знаний, пониманий, умений, навыков, личностных характеристик), а интегративная совокупность ее составляющих, которая изменяется с течением времени и под влиянием как внешних условий (требований к отдельно взятой должности, требований рынка труда в отдельно взятой экономике и т.д.), так и внутренних данностей человека (изменение установок, личностных качеств и т.п.).

На основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы была сформулирована собственная дефиниция термина трудоустраиваемость как интегральная характеристика личности, включающая совокупность знаний, познаний, умений, навыков и личностных качеств, которая повышает вероятность трудоустройства и успешной работы выпускника в избранной и сфере, трудовой деятельности в интересах самого выпускника, а также дальнейпиего развития рабочей силы, общества и экономики.

Описание вопросов, связанных с профессиональной подготовкой студентов вуза, традиционно осуществляется через такие термины как «карьерная готовность», «профессиональная готовность», «конкурентоспособность выпускников», «профессиональная социализация», «карьерная адаптация». Трудоустраиваемость, на наш взгляд, лежит в основе этих процессов и обусловливает успешность их протекания [3].

Наиболее близким синонимом «трудоустраиваемости» в отечественной практике выступает «конкурентоспособность» специалиста, которая рассматривается как социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и непрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Анализ педагогической литературы по проблемам развития конкурентоспособного специалиста позволил сделать вывод о том, что термин конкурентоспособность укоренился в системе в силу языковой привычки и отсугствия внимания к его лингвистической сущности, которая подразумевает способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль. Тем не менее сегодня конкурентоспособность выпускника многие исследователи рассматривают как совокупность профессиональных, психологических и духовных характеристик личности, окончившей учебное заведение, которые определяют его место на рынке труда относительно других соискателей, что позволяет говорить о синонимичности данных понятий.

В современной дидактике можно констатировать определенную лакуну в области, связанной с описанием проблем подготовки востребованных выпускников, компонента профессионального образования, который на сегодняшний день не устраивает работодателей. Ситуация поиска «понятийного консенсуса» привела к появлению таких понятий как «над професссиональные», «сквозные» компетенции, «образование - 2» и др., а также появление терминов, заимствованных из других наук («конкурентоспособность»). Термин «трудоустраиваемость» понятен мировому академическому и бизнес сообществу поэтому, на наш взгляд, достоин занять место и в отечественной дидактической терминосистеме.

Особый статус - актуальность и востребованность — отмеченных компетенций позволяет говорить о необходимости выделения их в особый кластер с целью комплексного формирования и оценивания. Под кластером компетенций трудоустраиваемости понимаем взаимосвязанные универсальные компетенции, востребованные у современного работодателя, вносящие вклад в развитие трудоустраиваемости человека, увеличивая его способность адаптироваться, учиться и работать самостоятельно на протяжении его карьеры. Набор компетенций в кластере не ограничен, может варьироваться относительно времени, места и других факторов. Выделенные компетенции декомпозированы и определены в модель компетенций трудоустраиваемости.

На основс моделей компетенций, а также с учетом структуры компетенций (по И.А. Зимней) был разработан вариант структуры кластера компетенций трудоустраиваемости, который включает мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты (Таблица 1).

Таблица 1.

Структура кластера компетенций трудоустраиваемости_

Компоненты Содержание

Мотивационно-ценностный Осознание значимости компетенций для будущей профессиональной деятельности, проявление интереса к видам деятельности, способствующим формированию кластера компетенций трудоустраиваемости

Когнитивный Совокупность усвоенных студентами знаний о сущности и структуре компетенций, требованиях работодателя к составу компетенций

Деятельностный Усвоенные способы деятельности, основу составляют обобщенные индикаторы поведения модели компетенций трудоустраиваемости

Рефлексивно-оценочный Анализ результатов своей деятельности, соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью

Целью условия [4] «Ориентирования студентов на формирование компетенций трудоустраиваемости в аудиторной и внеаудиторной деятельности» является ознакомление студентов с кластером компетенций трудоустраиваемости, востребованных па рынке труда, их специфики, исходя из особенностей профессиональной деятельности, трансформации профессионально и социально значимых ценностей в личностно-значимый аспект посредством реализации комплекса педагогических действий.

Цель условия - «Вовлечение студентов в процесс формирования субъектной позиции, способствующей формированию деятельностного компонента кластера компетенций трудоустраиваемости посредством активных педагогических технологий» —

определяем как осознанное усвоение компетенций в формах и методах, симулирующих технологии реальной практики. Для его достижения проведен анализ и выявлен набор технологий, способствующих формированию компетенций трудоустраиваемости, к ним относим: мозговой штурм, проектную работу, симуляции, метод кейс-стади, ролевые игры, ментальные карты, шляпы де Боно, моделирование, бисоциации и др. Тогда как многочисленные исследования доказывают, что именно активные методы эффективны при формировании компетенций трудоустраиваемости, особенно для коммуникативных навыков, умения работы в команде, умения решать задачи и др. Среди технологий, способствующих формированию всего кластера компетенций трудоустраиваемости, отдельно выделяем групповые виды работы (разработка проектов, симуляции, кейс-метод, ролевые игры и прочее), которые наиболее приближены к реальным профессиональным практикам и, соответственно, способствуют эффективному формированию компетенций трудоустраиваемости. Как показывает наблюдение, в вузовской практике данные методы на данном этапе не находят широкого применения, но востребованы в бизнес-образовании.

Третье условие формирования компетенций трудоустраиваемости определяем как «Закрепление деятельностного и формирование рефлексивно-оценочиого компонента кластера компетенций трудоустраиваемости через внедрение в учебный процесс элементов практико-ориентированного обучения». Рассматриваем данный вид образования в деятельностно компетснтностной парадигме, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено не только на приобретение знаний, умений, навыков, но и опыта практической деятельности, в том числе с целью формирования компетенций трудоустраиваемости, что подразумевает вовлечение студентов в активную работу [5].

Одним из ключевых моментов реализации обучения являются требования к компетенциям преподавателя, который должен уметь устанавливать . продуктивные связи с представителями бизнеса, членами сообщества, а так же студентами и родителями, знать, как разрабатывать практико-ориентированные программы, осуществлять совместное руководство с наставниками на рабочем месте и т.п.

В процессе формирования компетенций трудоустраиваемости выделяем следующие структурные компоненты: целевой (конкретизация и структурирование генеральной цели и задач формирования заявленных компетенций, включая ведущие принципы), коммуникативный компонент, в котором определяем субъектов этого процесса: студенты, преподаватели, представители работодателей, содержательно-процессуальный (отбор, структурирование, конкретизация и реализация формирующих компетенции педагогических условий) и контрольно-оценочный (оценка результативности процесса формирования кластера компетенций трудоустраиваемости; которая характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Формирование кластера компетенций трудоустраиваемости понимаем как целенаправленный процесс, способствующий пониманию и признанию значимости данных компетенций в современном мире, сознательному усвоению их совокупности в учебно-профессиональной деятельности под влиянием педагогических условий, методов, приемов и средств их реализации, способствующих трудоустройству выпускника и его дальнейшей карьере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кучимов М. К. Системный подход к трудоустройству выпускников вузов. Образование и инновационные исследования, Международный научно-методический журнал. |Лист:153-156| (№10/2023 окуаЬг), http://interscience.uz/

2. Kuchimov M.K. Model Of Management Of Employment Of University Graduates.//Bulletin of TUIT: Management and Communication Technologies 18.10.2023., Tashkent .№-3(46) -P.33-39

3. Maruf Kuchimovich Kuchimov Development of a visual programming algorithm for bim-models using module of structures by dynamo module// "International Scientific Journal" ISJ Theoretical & Applied Science Philadelphia, USA issue 03, volume 83 published March 30, 2020 Journal available by link: http://t-science.org/arxivDOI/2020/03-83.html

4. Fazilov A. Sh. Kuchimov M. K. "System analysis and optimization of information processing in information systems"// International scientific and practical conference | Pages: 127-130| |UTTING EDGE-SCIENCE// USA ISBN 978-1-64945-245-0 DOI: http://doi.org/10.37057/U 6 Primedia E-launch LLC, 5518 Flint St, Shawnee, 66203, USA PRIMEDIA E-LAUNCH Science editor: G. Kolne

5. Кучимов М.К. Совершенствование механизма управления трудоустройством выпускников ВУЗа. ^арДУ ХАБАРЛАРИ Илмий-назарий, услубий журнал 5/1(60) 2023 Сентябрь -октябрь. Лист-152-160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.