Груздова М.В.
Студентка магистратуры Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского ФОРМИРОВАНИЕ КАТЕГОРИАЛЬНОГО ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ
Аннотация
В статье представлено формирование категориального понятия экономика знаний. Роль государства представлена, как один из основополагающих факторов развития экономики знаний. Вводится соответствующий понятийный аппарат.
Наблюдается зависимость перехода к экономике, основанной на знаниях от инвестиций на «входе» в сектор знаний. Наглядно представлено взаимоотношение экономики знаний и информационного общества. Успешное развитие и функционирование наукоемкого сектора промышленности является главным фактором дальнейшего повышения научно-технического уровня производства и, как следствие, повышения уровня его конкурентоспособности.
Ключевые слова: экономика знаний, информация, компьютерная экономика, революция знаний, наукоемкость, коэффициент наукоемкости, инновационная инфраструктура.
Gruzdova M.V.
Student, Brjansk state university named after I.G. Petrovsky THE FORMATION OF A CATEGORICAL CONCEPTS OF KNOWLEDGE ECONOMY
Abstract
The article presents the formation of categorical concepts of knowledge economy. The role of the state is presented as one of the fundamental factors of the development of the knowledge economy. Enter the appropriate conceptual framework. The observed dependence of the transition to the economy based on knowledge from investments on "input" in the sector of knowledge. Depicts the relationship of the knowledge economy and information society. Successful development and functioning of the high-tech industry is the main factor offurther enhance the scientific and technical level of production and, consequently, improve its competitiveness.
Keywords: The economy of knowledge, information, computer Economics, the revolution of knowledge, knowledge intensity, coefficient of intensity, innovation infrastructure.
В настоящий момент в политической и научной жизни нашей страны стали актуальными слова: информационные технологии, инновации, знания интеллектуальный капитал. Д.А. Медведев в статье «Россия, вперед!» утверждает, что «в течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности» [1].
Роль государства должна быть основной в образовании экономики знаний. Законопроекты позволяют учитывать индивидуальные особенности местных условий и создавать нужные условия для научных и инновационных проектов, поэтому важное внимание следует уделять стимулирующим законам в регионах. Примером служит законопроект о создании региональных венчурных фондов, главной задачей которых является инвестирование инновационных технических и потенциально полезных проектов.
Основной вопрос, aктуaльный в настоящее время в России, это ликвидация существенного отставания России от лидеров, наглядно показывающих преимущество экономики знаний - США, стран Европы и Японии. На долю новых технологий в развитых странах приходится 8,3% ВВП по сравнению с нашими - 0,3%. Доля США в расходах на науку - 30% по сравнению с Россией -1,6%. Экспорт высоких технологий в США - 14,6%, в России - 0,2%. Но по «утечке мозгов» Россия лидирует, наряду с такими странами как Польша, ЮАР, Филиппины, Венгрия. Примерно 1/3 наиболее талантливых российских ученых работает за рубежом, на этом мы теряем 60 млрд. дол/год [2]. Главная задача на сегодняшний момент - перестроение экономики России на жсырьевые источники дохода. Рeшениeм этой проблемы может стать увеличeние финансирования высшего образования, которое должно выйти на уровень западных стран. С одной стороны, это является необходимостью, так как даже многие лучшие российские вузы имеют бюджет в два-три раза нижe, чем средние университеты в зарубежных индустриально развитых странах. Но с другой стороны, внутри страны сложились заметные диспропорции в качестве образовательных услуг: далеко не все ВУЗы выпускают высококвалифицированных специалистов. В данном случае более оправдано совершенствование сложившейся системы высшего образования, концентрация ресурсов в ведущих инновационных вузах, обеспечивающих подготовку жобходимых для экономики знаний спeциалистов.
Ясно, что наиболее перспективным выходом в сложившейся обстановке будет всемерная поддержка развития ИКТ, в том числе и производства программного обеспечения. Для нашей страны для этого существуют все необходимые предпосылки. Отрасль ИКТ является в последние пять лет одной из самых успешных и быстроразвивающихся. Ее доля достигла в 2005 г. 5% ВВП, а экспорт программного обеспечения вырос только за один год на 50% - до 994 млн. долларов США. Но, однако, и здесь скрыто еще немало резервов для дальнейшего роста [3]. Конец прошлого и начало нынешнего столетия было
ознаменовано систематическим появлением социальных и экономических теорий новых имен для новых процессов, развивающихся в современном мире. Изменения происходят, они обширны и разнообразны. Многие из них имеют качественный характер. Но в то же время, они явно не приобрели общего распространения, не выкристаллизовались как системное новое качество, господствующее в мире, пробивая для себя место как многогранные и нелинейные тенденции. Заметно, что эти изменения связаны с основными параметрами социальной жизни: технологическими, экономическими системами, социальными отношениями, институтами, типом личности и другим.
Te, кто ак^ш^рует вниманж на тeхнологиях, видят два основных процесса. ^рвый - научно-технический, второй -информационную революцию.
Так как во втором случае происходит изменение и основного ресурса экономических процессов (им постепенно становится информация), поскольку имя «информация» становится ключевым и образует основу определения нового качества экономики и общества. Так появляется термин «информационная экономика» [4]. Дальнейшее развитие этой тенденции наводит на понимание того, что условием «производства» и освоения информации является знание и, соответственно, экономика и общество приобретают имя «общество (экономика) знаний». Внимание на одном из ключевых средств «производства», хранения и переработки информации - компьютере и соответствующих (цифровых) средствах коммуникации, интернете - позволяет говорить о «компьютерной», в ряде случаев - «цифровой» экономике или «интернет-экономике».
Важным измeнениeм - становится «рeволюция знаний», показывающая все возрастающую роль образования в развитии социальных и экономических процессов современности. При всех этих условиях развитие «образовательной революции» идет не совсем равномерно, являясь принципиально важным для экономической и социальной жизни, особенно для развитых государств и проходя в формах, адекватных для корпоративного капитала. Во-пeрвых, вeлик разрыв в образовании между первым и третьим мирами (в бедных странах неграмотными являются в среднем 30% мужчин и более 50% жeнщин, а в вузы зачисляется 5-6% молодeжи, тогда как в это время в развитых странах - более 50%)[5]. Нельзя не замeтить разрыв внутри каждого из «миров» между социальными группами. Все эти моменты закрепляют и воспроизводят социально-экономическое доминирование номенклатуры корпоративного капитала и обслуживающих ее слоев.
Во-вторых, развитие образования протекает, в первую очередь, по траeктории подготовки относительно узкого слоя профессионалов, ведь не случайно идея «общества профессионалов» является столь популярной в настоящее время, а не
14
гармоничного развивающейся личности каждого, так как именно «профессионалы» нужны для воспроизводства капитала эпохи информационного общества [6].
Широкое распространeние в западной и отeчествeнной науге с конца 90-х годов прошлого вeка получил тeрмин «экономика знаний» или экономика, основанная на знаниях (в прямом пeрeводе с английского knowledge-based economy), который был ввeден в научный оборот австро-американским учeным Фрищм Махлупом в 1962 г. Данный тип экономики отличается от предшествующих ему аграрного или индустриального тем, что рoст и развитие всей хозяйственной системы oбеспечиваются стныне уже не стольта внешними, сколько внутренними, нематериальными факторами, важными из которых выступают знания и человеческий капитал.
Переход к экономике, основанной на знаниях, связан с ростом суммарных инвестиций «на входе» в сектор знаний (расходы на высшее образование, НИОКР, разработку программного обеспечения): в среднем для всех стран ОЭСР они составляли в начале 2000-х годов уже около 4,7% ВВП. Наиболее высокий показатель отмечен в США, Швеции, Южной Корее и Финляндии (5,2-6,5% ВВП), а наиболее низкий - в Мексике, Греции и Португалии (менее 2% ВВП). Высокими темпами развивается и сектор высоких технологий. В ЕС он включает на настоящий момент около 137 тыс. предприятий. Производительность труда в этом сeкторе в 1,5 раза вышe, чем в среднем по промышленности. Лидерами в развитии производства высоких технологий являются Германия (11% занятых) и Словения (8,9% занятых), а в сфере высокотехнологичных услуг - Швеция (4,9% занятых) и Финляндия (4,7% занятых) [2].
Затраты на производство новых и воспроизводство сущeствующих научных знаний, их материализация в общeствeнном производите имеют тенденцию к увеличению, то есть в увeличeнии доли сфер здравоохранения, образования, управления и рекреации. Возрастание доли инвeстиций в знания напрямую сказывается и на результатах: в частности, прибыль, получаемая от реализации наукоемкой продукции, на сегодняшний день весьма значительна. Каждый год объемы экспорта наукоемкой продукции приносят США, Германии и Японии (лидирующим странам в производстве высокотехнологичных изделий) приблизительно 700, 530 и 400 млрд. долл. соответственно. Суммарная доля по добавленной стоимости в ВВП сектора отраслей повышенного спроса на знания (высокотехнологичные отрасли, телекоммуникации, финансовые и страховые услуги, образование и здравоохранение) во многих странах уже превышает 40%, к примеру, 41,6% в США, 41,2% в Германии по данным на начало 2000-х гг. [3].
В широком смысле к экономике знаний сегодня принято относить три основные сферы: НИОКР и инновации, образование и обучение, способствующие формированию человеческого капитала, и информационные и компьютерные технологии (ИКТ). Хотя каждая из них и сохраняет свою самостоятельность, но представить одну сферу без двух других довольно сложно. Заметна все более тесная конвергенция трех различных сфер общественной деятельности, потому что диффузия информационных технологий в другие области невозможна без соответствующего уровня профeссиональных навыков разработчиков и минимальных информационных знаний пользоватeлeй. Еще для создания новых приложений ИКТ теобходимы новые научные знания и мeханизмы, превращающие эти знаний в коммерческие продукты - товары и услуги. То есть к экономике знаний мы обращаемся как главнeйшeму условию для развития ИКТ и информационного общeства вообще.
Эту точку зрeния можно представить в виде схeмы аидующим образом (рис. 1). Внешний контур фигуры, образованный трeмя окружностями, - это потенциальная граница распространeния информационных технологий (конечно, без учета других секторов экономики), а общая область пересечения трех секторов - то, что можно назвать ядром формирования экономики знаний.
достижений науки и техники называются наукоемкими отраслями. Деятельность этих отраслей включает в себя провeдeние научных исоюдований и разработок, которые приводят к дополнительным затратам срeдств и к нeобходимости привлeчeния к работам научных сотрудников.
Наукоeмкость - являeтся одним из основных показателей технологии, отражающей стeпeнь его связи с научными исслeдованиями и разработками. Наукоeмкой называют ту технологию, которая включает в сeбя обтем исслeдования и разработки, большее срeднeго значeния этого показателя технологий в той или иной области экономики, к примеру, в горнодобывающeй промышлeнности, в обрабатывающeй промышлeнности, в сфeрe услуг или в сeльском хозяйство.
Коэффициент наукоёмкости являeтся наиболee часто используeмым показатeлeм при идeнтификации наукоёмких отрастей, который находится как отношeние вeличины расходов на научно исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) (за вычогом стоимости работ для сторонних организаций) к базовому показателю результата деятельности предприятий отрасли. В качестве базового показателя предлагаются следующие:
а) стоимость валовой, товарной, отгруженной, чистой продукции;
б) сeбeстоимость продукции;
в) стоимостная оденка основных факторов производства, шпримор, производствонн^гх основных фондов, труда.
15
Наукоёмкими являтся отрасли сферы промышленного производства, для которых значение указанного коэффициента будет больше некой пороговой величины. В качестве данной пороговой величины обычно рассматривается средний либо спeциальнo заданный уровeнь для промышленности в целом или для отдeльных групп отраслей, но в первую очeрeдь для обрабатывающих. При идентификации наукоёмкого производства в качестве корреспондирующих показателей чаще используются такие критерии как: расходы на НИОКР в расчёте на одного работающего в отрасли; отношение числа занятых в отраслевой науке и научном обслуживании к общей численности занятых в отрасли или только к численности промышленно-производственного персонала. Учитывая коэффициент наукоёмкости, разрабатываются классификации наукоёмких отраслей промышленности. К наукоёмким отраслям относят рынки промышленной продукции пятого и более высоких технологических укладов. Например, ядро пятого технологического уклада составляют: телекоммуникации, электронная промышленность, роботостроение, производство вычислительной, волоконно-оптическая технология. Ядро шестого уклада составляют: нанотехнологии и новые материалы, генная инженерия, тонкая химия, производство авиационной и космической техники. [5]
Новизна термина "наукоемкость" объясняется тем, что сам процесс интеграции науки с производством по историческим меркам не так уж давно начался, а проблема стоимости научно-технического прогресса стала актуальной лишь где-то в 70-х годах прошлого века, когда самым богатым странам денег на поддержание высокого темпа научно-технического развития стало не хватать. Научно-технический прогресс, а именно он обеспечивал в XX в. основную долю экономического роста (порядка 80%) в промышленно развитых странах, - дело очень дорогое.
Инновационная инфраструктура - это множество субъектов инновационной деятельности, выполняющих функции обслуживания и содействия инновационным процессам.
С помощью различных элементов инновационной инфраструктуры решаются такие основные задачи содействия инновационной деятельности, как:
1) информационное обеспечение;
2) производственно-технологическая поддержка инновационной деятельности;
3) задачи сертификации и стандартизации инновационной продукции;
4) содействие продвижению эффективных разработок и реализации инновационных проектов;
5) проведение выставок инновационных проектов и продуктов;
6) оказание консультационной помощи;
7) подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для инновационной деятельности и другие.
Можно сделать вывод, что инновационная инфраструктура - это все информационные, маркетинговые, организационные, образовательные и другие сети, которые помогают новой идее (как по «рельсам») добираться до своей практической реализации и находить своего потребителя.
Важные элементы инновационной инфраструктуры:
1. Технопарковые структуры:
- научные парки;
- инновационные, инновационно-технологические и бизнес-инновационные центры;
- технологические и исследовательские парки;
- инкубаторы бизнеса и инкубаторы технологий;
- центры трансферта технологий;
- виртуальные инкубаторы;
- технополисы.
2. Информационно-технологические системы:
- базы научной и технологической информации;
- технико-юридической и технико-экономической информации;
- другие базы данных.
В настоящее время успешное развитие инновационной инфраструктуры во многих странах связывают с интеграционными процессами.
Важную интегрирующую роль в развитии инновационной инфраструктуры играет создание различных инновационных союзов и ассоциаций.
Инновационная структура экономики как специализированная часть национальной хозяйственной системы включает следующее:
1) научно-исследовательские организации - НИИ, университеты, конструкторские бюро;
2) инфраструктуру поддержки - сервисные, консалтинговые компании, венчурные фонды, научно технологические парки, правительственные учреждения типа Комитетов по науке и технологиям;
3) собственно инновационные компании.
Инновационные компании представляют собой компании, созданные и функционирующие для реализации научных разработок. Для таких компаний целью является практическая реализация новых научных результатов, которая осуществляется на основе производства новой, наукоемкой продукции.
Доля инновационных компаний в структуре хозяйственного механизма объясняется тем, что они являются связующим звеном между производством и научной сферой. Потому что для научной сферы малые инновационные компании (МИК) выступают в качестве потребителей научной продукции и средства коммерциализации научных результатов, для производственной сферы МИК выступают в качестве одного из ведущих источников усовершенствований, обеспечивающего модернизацию производства и повышение конкурентоспособности всей производственной системы.
МИК различают:
- по количеству занятых;
- стадии жизненного цикла продукции, разрабатываемой МИК;
- направлениям деятельности;
- организационной среде функционирования - в рамках специальных структур к таким как научно-технологических парков, бизнес-инкубаторов.
По целям создания можно выделить такие типы малых инновационных фирм:
1) внедренческие компании - компании, созданные учеными, для практической реализации и коммерциализации результатов научных исследований;
2) компании-пионеры - малые фирмы, созданные крупными компаниями для апробирования нового продукта или технологии;
3) компании-исследователи - компании, созданные при корпорациях или научных институтах, которые постоянно занимаются научными разработками в определенной области по профилю материнской структуры;
4) стратегические альянсы - компании, созданные крупными корпорациями для совместного проведения и реализации результатов НИОКР;
16
5) венчурные компании - компании, созданные венчурными фондами. Успешное развитие и функционирование наукоемкого сектора промышленности является главным фактором дальнейшего повышения научно-технического уровня производства и, как следствие, повышения уровня его конкурентоспособности. Наукоемкие отрасли промышленного производства концентрируют на конечных звеньях технологических цепочек значительную величину вновь созданной стоимости, то есть обеспечивают в современных условиях основу ускоренного экономического роста. Таким образом, границы наукоемкого промышленного воспроизводства определяются границами расширенного воспроизводства тех отраслей, из которых перераспределяется стоимость
[5].
Литература
1. Хисамутдинов И.А.. Основы экономики и теории рынка, 2010
2. Белл. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Перевод с английского. Изд. 2-ое, испр. и доп. — М.: Academia, 2004. CLXX, 788 стр.
3. Дагаев А.А. Экономика знаний в информационном обществе // Информ. общество. - 2008. - N 5-6. - С.40-42.
4. Доничев О. Экономика знаний: новый тип воспроизводства / О.Доничев, С.Грачев // Пробл. теории и практики управл. -2010. - N 11. - С.20-27.
5. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 2. С. 57-71.
Кучеренко А. И.
Магистрант, Инженерно-технологическая Академия Южного Федерального Университета, Институт Управления в экономических, экологических и социальных системах
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА SWOT-АНАЛИЗА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ
КОМПАНИИ
Аннотация
Целью данной статьи является разработка экономический стратегии компании на основе проведенного SWOT-анализа.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Провести SWOT-анализ деятельности компании;
2. По итогам проведенного анализа разработать экономическую стратегию компании.
Данная тема особо актуальна именно для данной компании так как основной корневой проблемой всех проблем, возникающих в процессе деятельности компании является именно отсутствие разработанной, тщательно спланированной экономической стратегии предприятия.
Ключевые слова: корневая проблема, SWOT-анализ, экономическая стратегия.
Kucherenko A.
Academy of Engineering and Technology Southern Federal University, Institute of Management in the economic, ecological and social
systems. Undergraduate
APPLICATION OF SWOT-ANALYSIS FOR THE FORMATION OF ECONOMIC POLICY
Abstract
The purpose of this paper is to develop an economic strategy on the basis of the SWOT-analysis.
To achieve this goal in the work necessary to solve the following problems:
1. Conduct a SWOT-analysis of the company;
2. Based on this analysis to develop an economic strategy.
This topic is particularly relevant to the company as the main root problem of all problems arising in the course of business is precisely the lack of developed, carefully planned economic strategy of the enterprise.
Keywords: root problem, SWOT-analysis, economic strategy.
В рамках данной статьи объектом исследования является компания, организационно включающая:
- ООО «ТД Домашняя курочка», деятельность которого заключается в реализации охлажденного мяса птицы.
- ИП Сычев А.Н., в собственности которого в настоящее время находится один птицеводческий комплекс, один цех убоя и цех переработки птицы.
В настоящее время в компании нет единой имеющей законченный вид стратегии. Практически все управленческие решения имеют тактический ситуационный характер. Они принимаются исходя из «Формул состояния» компании «Performia» и при наложении на конкретную ситуацию принимают законченный неписаный вид.
В деятельности предприятия часто возникают неразрешимые на первый взгляд проблемы, которые разрешатся только тогда, когда их удастся систематизировать и выявить все взаимосвязи. В компании были выявлены следующие проблемы:
1. Высокая текучесть кадров - 83%.
2. Отсутствие правильного обучения новых сотрудников его должностным обязанностям и правилам их выполнения.
3. Серьезные недостатки в системе мотивации персонала.
4. Сложные условия работы.
5. Продажа чужого товара в собственных торговых точках.
6. Ошибки в производстве.
7. Довольно большие, по сравнению с нормальными показателями, потери при производстве продукции.
8. Проблемы с доставкой сырья.
9. Проблемы с доставкой продукции в торговые точки.
10. Падение выручки.
11. Уменьшение количества потребителей.
12. Неудовлетворительное состояние автопарка.
13. Отсутствие обоснованной экономической стратегии.
Как мы видим, проблем у компании «Домашняя курочка» довольно много, одна вытекает из другой и влечет за собой третью. Необходимо определиться, какую проблему все-таки необходимо решить, определить корневую проблему, которая будет причиной возникновения остальных.
Выявив взаимосвязи между проблемами, можем построить граф (рис. 1).
Граф наглядно представляет иерархию проблем, их взаимосвязи. Исходя из рисунка 1, можно сказать, что результирующей проблемой является «Уменьшение выручки компании от реализации охлажденного мяса птицы», а корневой проблемой, которую необходимо решить в первую очередь - «Отсутствие обоснованной стратегии компании».
Именно обоснованием стратегии и ее выбором в данной статье мы и займемся. Для решения выявленной корневой проблемы проведем SWOT-анализ компании, сопоставим внутреннюю и внешнюю среду организации.
17