УДК 373.2
Яркина Любовь Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент Воронежский государственный педагогический университет
Савицкая Юлия Алексеевна
Центр развития Никитиной, г. Воронеж [email protected], [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КАРТИНЫ МИРА У ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье представлены результаты исследования, проведённого на базе развивающего центра для дошкольников. Обобщая общую теорию картины мира, авторы акцентируют внимание на специфике картины мира дошкольников, обусловленной психолого-педагогическими особенностями этого возраста и требованиями нормативных документов, аккумулирующих достижения отечественной науки и практики по вопросам воспитания дошкольников. Исходя из структуры картины мира, авторами разработан аппарат и методы диагностирования сформированно-сти картины мира у дошкольников на основе положений педагогической диагностики. В статье также обосновывается правомерность организации учебно-воспитательного процесса с позиций интеграционного подхода, апробированного в ходе формирующего эксперимента и подтвердившего гипотетические предположения авторов.
Ключевые слова: картина мира, дошкольный возраст, диагностика картины мира дошкольников, интеграционный подход в дошкольном образовании.
Обращение к обозначенной в названии статьи теме обусловлено значимостью формирования картины мира для личности и общества в целом, сенситивностью дошкольного возраста к целостному познанию мира, перспективностью интеграционного подхода к организации учебно-воспитательного процесса в решении проблемы формирования картины мира у дошкольников.
Исходным основанием для исследования явилось понимание картины мира в качестве многоуровневой системы представлений человека об окружающей действительности. При этом представления понимаются как мысленное воспроизведение человеком предметов и явлений окружающей действительности при отсутствии их непосредственного восприятия в текущий момент. В представлении присутствует как информация, полученная органами чувств в виде образа, так и информация, полученная рациональным путем в форме понятий. При этом под образом понимается невербальная форма запечатления воспринимаемого, а под понятием - вербальная форма обозначения предметов и явлений окружающей действительности.
В структуре картины мира принято выделять два уровня:
1) уровень отражения сознанием человека физических явлений путем мироощущения и мировосприятия, называемый образом мира;
2) уровень переосмысления воспринятого путем миропонимания и мироосознания, называемый моделью мира.
Отметим, что картина мира может включать представления о явлениях разного «масштаба»: от текущей жизненной ситуации до мироздания в целом.
В целостной картине мира выделяются разнообразные виды: наивная, мифологическая, религиозная, художественная, научная, языковая карти-
ны мира. Все виды картины мира взаимосвязаны. В каждом виде картины мира возможно выделение производных картин. Например, в художественной картине мира можно выделить музыкальную, театральную, поэтическую, хореографическую и другие виды [3; 4; 5; 6].
Выделяют картину мира общества как совокупность всех накопленных человечеством знаний об окружающей действительности и картину мира личности как результат усвоения ею картины мира общества. Предпосылками возникновения и развития картины мира у дошкольников является активное физическое развитие ребенка, развитие всех психических процессов и его личностное становление. Основным средством познания ребенком окружающего мира является игра как ведущая деятельность дошкольника [1; 2; 9].
Целостная картина мира ребенка как система представлений об окружающей действительности включает многообразие чувственных образов и совокупность абстрактных понятий. В целостной картине мира дошкольника правомерно выделить следующие видовые картины:
а) картина предметного мира, характеризующая представления ребенка о внешнем виде и функциях неживой природы, а также предметах, используемых человеком;
б) картина живого мира, характеризующая представления ребенка о растениях и животных, которые находятся как в окружении человека, так и вдали от него;
в) картина социального мира, характеризующая представления ребенка о разнообразии функций взрослых людей и видах деятельности, выполняемых ими;
г) языковая картина мира, характеризующая представления ребенка о способах коммуникации в мире людей.
Нами разработана модель картины мира дошкольника, которая иллюстрирует: взаимозависи-
© Яркина Л.В., Савицкая Ю.А., 2018
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2
191
мость окружающего мира и картины мира дошкольника; возможность выделения в целостной картине мира видовых картин, доступных для осмысления дошкольниками; функционирование картины мира дошкольника в форме чувственных образов и абстрактных понятий; динамику развития картины мира дошкольника от наивной - к научной.
Картина мира дошкольника представляет собой психологическое новообразование, характеризующее развитие ребенка. Для выявления новообразования у конкретного ребенка применяют процедуру диагностирования. С помощью комплекса диагностических методов распознается сформиро-ванность картины мира у ребенка в соответствии с аппаратом диагностирования, включающего определенные показатели, критерии и уровни.
Исходя из структуры картины мира дошкольников и требований ФГОС ДО, нами определены когнитивный и аксиологический критерии сфор-мированности картины мира у дошкольников.
Когнитивный критерий отражает наличие у дошкольников знаний об окружающем мире, осмысление взаимосвязи предметов и явлений в нем.
Аксиологический критерий отражает отношение дошкольников к окружающему миру. В каждом критерии нами выделены вербальная и невербальная составляющие, характеризующие способы выражения дошкольниками знаний о мире и отношения к нему.
Показателями когнитивного компонента, отражающего познавательное развитие ребенка (мышление, воображение, память), выступают: а) владение мыслительными операциями сопоставления, сравнения, элементарного анализа; б) владение операциями воображения, то есть описания по памяти (предмета, своих чувств) и придумывания (фантастического предмета, сказочного сюжета); в) владение мнемоническими операциями выстраивания цепочек, рифмования.
Способами предъявления дошкольниками знаний об окружающей действительности выступают:
а) невербальное выражение знаний о предметах или явлениях путем манипуляции (указывает, выбирает, демонстрирует функции) и изображения (движениями, рисунком, пением);
б) речевое выражение знаний: называет понятия, высказывает предметные суждения.
Показателями аксиологического компонента, отражающего эмоционально-ценностное развитие ребенка, выступают:
а) невербальное выражение отношения: эмоциональной (положительной, нейтральной, отрицательной) реакцией на воспринимаемое явление с помощью мимики, жестикуляции, поведения, деятельности; активностью познавательной деятельности (выполнение заданий); интересом к воспринимаемым явлениям (сосредоточенность внимания, стремление достигнуть цели);
б) вербальное выражение отношения: умение выразить свое отношение к явлению (нравится -не нравится, красиво - некрасиво, хорошо - плохо, можно - нельзя); умение дать оценку явлению на основе конкретных критериев (нравится, потому что веселая и можно танцевать; красиво, потому что похоже на настоящее; нельзя, потому что можно пораниться; плохо, потому что сломал).
Динамика формирования картины мира у дошкольников отражается в уровнях ее сформиро-ванности. На наш взгляд, целесообразно выделить недостаточный, переходный и достаточный уровни сформированности картины мира у старших дошкольников (детей 6-7 лет).
Недостаточный уровень указывает на диффузное, нерасчлененное представление ребенка о картине мира (имеет представление о единичных явлениях мира, не группирует их по сферам; оперирует только конкретно-чувственными образами, затрудняется в использовании понятий, не высказывает суждений).
Переходный уровень указывает на локальность, мозаичность представлений ребенка о картине мира (имеет разрозненные представления об осваиваемых сферах мира без осмысления их взаимосвязи, оперирует чувственными образами, с помощью взрослого использует понятия и высказывает предметные суждения).
Достаточный уровень указывает на комплексное представление ребенка о картине мира (имеет представление о взаимосвязи всех осваиваемых сфер мира; оперирует чувственными образами и понятиями, обозначающими их; высказывает предметные и оценочные суждения).
Авторами предлагается следующая методика диагностирования сформированности картины мира у дошкольников:
- метод контент-анализа для диагностирования вербальной составляющей когнитивного и аксиологического критериев; в качестве смысловых единиц выступают: понятия предметного, живого и социального мира; предметные суждения, связанные с описанием предметного, живого и социального мира; оценочные суждения, связанные с выражением отношения ребенка к явлениям предметного, живого и социального мира, а также аргументация этого отношения;
- метод наблюдения для диагностирования невербальной составляющей аксиологического критерия; используются различные виды наблюдения; по симптомам наблюдения характеризуются проявления эмоций, активности и интереса у дошкольников;
- метод тестирования (с помощью набора картинок) для диагностирования невербальной составляющей когнитивного и аксиологического критериев; по результатам тестирования характеризуется уровень развития мышления, воображе-
ния, памяти, а также эмоционально-ценностное отношение дошкольников к предметному, живому и социальному миру;
- метод изучения продуктов деятельности (рисунков, поделок, рассказывания стихов, пения песенок, выполнения пластических движений) для диагностирования невербальной составляющей когнитивного и аксиологического критериев; по результатам исследования характеризуется уровень знаний дошкольников об окружающей действительности и их отношение к выполняемой деятельности и содержанию продукта.
Для возникновения и развития у дошкольников психологического новообразования, называемого картина мира, на базе Центра развития Никитиной города Воронеж был организован процесс его целенаправленного формирования. Нами предложена организация учебно-воспитательного процесса с позиций интеграционного подхода [8; 9; 10].
Под интеграционным подходом понимается педагогическое видение учебно-воспитательного процесса, направленное на объединение различных предметных областей в единое целое. Интеграционный подход в образовании основывается на представлении о единстве природы, предполагает формирование у учащихся целостной картины мира путем комплексного изучения различных предметных областей. Ведущей формой организации учебно-воспитательного процесса являются интегрированные уроки / занятия, реализуемые общедидактическими методами.
Интеграционный подход является универсальным для организации учебно-воспитательного процесса на любой ступени образования, в том числе - на дошкольном. С позиций интеграционного подхода, целостная картина мира у дошкольников формируется путем осмысления ребенком какого-либо явления с различных позиций, что заставляет его (ребенка) направить свои внутренние резервы на многостороннее восприятие мира и себя в мире. Интеграционный подход позволяет сопоставлять процессы дифференциации и интеграции, позволяет обособлять отдельные картины мира и включать их в целостную картину мира. Это принципиально важно для дошкольного возраста. В дошкольном возрасте необходима и дифференциация предметных картин мира (неживая, живая, социальная, языковая картины мира), способствующая преодолению их диффузности, размытости, и интеграция всех картин мира для выстраивания взаимосвязей между ними. В связи с этим, при организации учебно-воспитательного процесса цель была направлена на формирование целостной картины мира; в качестве формы организации учебно-воспитательного процесса использовалось комплексное занятие; методика формирования картины мира включала комплекс методов, в частности, методики Зайцева, Кюизенера, Дьенеша, Эдварда
Де Боно, развивающие игры Никитиных, методика решения изобретательских задач.
Учебно-воспитательный процесс осуществлялся на основе тематического планирования. В качестве примера приведем темы, направленные на формирование различных видов картины мира: предметный мир («Музыкальные инструменты»; «Рукотворный мир - он разнообразный»); неживой мир («Бытовая техника»; «Знакомство с редкими видами транспорта»); живой мир («Кто живёт с людьми?»; «Цветы вокруг нас»); социальный мир («Я и мои чувства»; «Город, в котором мы живём. Наша улица. Архитектура»); языковой мир (пословицы, поговорки, скороговорки; «Сказка ложь, да в ней намёк...»).
Для формирования у дошкольников знаний об окружающем мире (когнитивный компонент) использовались задания двух видов:
а) вызывающие образные представления: построить изображение животного, используя блоки Дьенеша; придумать окончание истории после прочтения рассказа;
б) требующие предметных высказываний: разгадать загадки, ребусы (называние понятия); описать фигуру по свойствам (форма, цвет, размер, толщина).
Для формирования у дошкольников отношения к окружающему миру (аксиологический компонент) использовались задания двух видов:
а) вызывающие эмоциональные реакции: нарисовать (блоками, палочками) машину будущего, несуществующее животное; украсить «торты» «цукатами» (палочки Кюизенера), «ёлочки» «игрушками» (блоки Дьенеша);
б) требующие оценочных высказываний: высказать оценочное суждение о поступках детей, изображенных на картинках (Как вы считаете, хорошо или плохо поступили дети?); высказать оценочное суждение о качестве выполнения задания, аргументировать свою оценку (Вам понравилось, как спел песенку Ваня? Почему вы так считаете?).
Следует отметить, что различные виды искусства (живопись, литература, танец, драматическое действие), в контексте нашего исследования, выступает элементом социального мира. На занятиях использовались различные виды художественной деятельности (пение, рисование, чтение стихов / сказок, танцевальные движения, театрализация). Они направлены: а) на формирование разнообразных способов выражения дошкольниками своих представлений о мире; б) на осмысление дошкольниками обособленной картины мира, называемой искусство; в) на осмысление взаимосвязи искусства с жизнью в целом.
Музыка на занятиях выполняла разнообразные функции:
- воспитательную, направленную на становление личностных качеств у дошкольников (например, отзывчивости к близким людям, к при-
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2
193
Таблица 1
Предъявления знаний дошкольникам об окружающей действительности
Невербальные действия Вербальные действия
Выбрать картинки, на которых изображены предметы или явления, о которых говорит учитель Назвать предметы или явления, изображенные на картинках
Удалить из ряда картинок «лишние» Загадать загадку «Что лишнее?»: ребенок называет 3 предмета, среди которых 1 «лишний»
Выбрать похожие картинки (большой и маленький мяч) Называть величину, форму и цвет предметов
Выбрать картинки с одинаковым количеством предметов (два мяча и две куклы) Считать количество предметов
Нарисовать предметы или явления, охарактеризованные учителем Описать предметы или явления, обсуждаемые ранее
Дорисовать незаконченный рисунок Придумать окончание повествования
Придумать рисунок, отталкиваясь от одной детали Создать словесный образ по одной характеристике (маленькое окошко, круглая луна, капелька воды)
Нарисовать сказочного героя Создать словесный портрет сказочного героя; придумать сказку
Изобразить движениями животного или сказочного человека Предположить причину (объяснить) настроения или характера человека
Спеть песенку (на изучаемую тему) Аргументировать выбор оценки явления (почему хорошо, красиво, можно?)
роде и животным; Ю. Чичков на стихи К. Ибряева «Здравствуйте, мамы», В. Шаинский на стихи Д. Непомнящего «Песенка мамонтенка» из м/ф «Мама для мамонтенка», М. Красев на стихи З. Александровой «Новогодняя хороводная»);
- познавательную, направленную на познание мира через художественные образы (Э. Григ «Пер Гюнт» Сюита № 1 «Утреннее настроение»);
- гедонистическую, направленную на получение человеком удовольствия (танцевальная музыка, М. Глинка «Детская полька», П. Чайковский «Полька» из «Детского альбома»);
- рекреационную, направленную на восстановление эмоционального равновесия (успокоения или активного, рабочего состояния); фоновое звучание (К. Дебюсси «Лунный свет»).
Для формирования вербального и невербального способов предъявления знаний об окружающей действительности и отношения к ней в течение учебного года дошкольникам предлагались постепенно усложняющиеся задания. В качестве примера приводим действия в таблице 1.
Описанный формирующий эксперимент подтвердил потенциал интеграционного подхода в формировании картины мира у дошкольников. Данный потенциал состоит:
1) в возможности придания учебно-воспитательному процессу следующей направленности: от структурирования диффузной картины мира путем обособления видовых картин - к выстраиванию целостной картины мира путем установления взаимосвязи между видовыми картинами;
2) в возможности сочетания традиционной (предметной) формы организации занятий с комплексными занятиями;
3) в возможности использования комплекса разнообразных методик развивающего типа.
Целенаправленная организация учебно-воспитательного процесса способствовала:
а) формированию у детей системы знаний о мире, что подтверждается высокими результатами участия во Всероссийской предметной Олимпиаде по основам общих знаний;
б) становлению гармоничного отношения к действительности, что подтверждается выстраиванием у детей системы ценностей, в соответствии с которой они себя ведут на занятиях, общаются со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, формирование картины мира у дошкольников обеспечивается: осмыслением педагогом сущностных характеристик картины мира и её особенностей у дошкольников, умением разработать аппарат и методику диагностирования сформированности картины мира у дошкольников, владением способами организации учебно-воспитательного процесса с позиций интеграционного подхода.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития. -СПб: Питер, 2001. - 512 с.
2. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.: МОПК, 2005. - 144 с.
3. Любимова Н.А., Бузальская Е.В. Картина мира: содержание, терминологический статус и общая иерархия её составляющих // Мир русского слова. - 2011. - № 4. - С. 13-20.
3. Марычев В. В. Научная картина мира в культуре современного общества: автореф. дис. ... канд. философ. наук. - Ставрополь, 2004. - 22 с.
5. Никитина Л.Б. Образ Иото8ар1еш в русской языковой картине мира. - М.: Флинта, 2011. - 221 с.
6. Очирова Н.В. Формирование целостной картины мира у младших школьников в информационно-образовательной среде: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2010. - 22 с.
7. Халабузарь П.В. Новые формы интегратив-ных процессов в педагогике искусства // Искусство в школе. - 1999. - № 5. - С. 3-5.
8. Шишлянникова Н.П. Интеграция искусств на уроках // Начальная школа. - 1999. - № 10. -С. 25-30.
9. Шишлянникова Н.П. Обретение целостности: интеграция искусств в реформированном школьном образовании // Искусство и образование. -1999. - № 2. - С. 48-53.
10. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2004. - 384 с.
References
1. Vygotskij L.S. Igra i ee rol' v psihicheskom razvitii rebenka // Psihologiya razvitiya. - SPb: Piter, 2001. - 512 s.
2. Leont'ev A.N., Zaporozhec A.V Voprosy psihologii rebenka doshkol'nogo vozrasta. - M.: MOPK, 2005. - 144 s.
3. Lyubimova N.A., Buzal'skaya E.V. Kartina mira: soderzhanie, terminologicheskij status i obshchaya ierarhiya eyo sostavlyayushchih // Mir russkogo slova. - 2011. - № 4. - S. 13-20.
4. Marychev V.V Nauchnaya kartina mira v kul'ture sovremennogo obshchestva: avtoref. dis. ... kand. filosof. nauk. - Stavropol', 2004. - 22 s.
5. Nikitina L.B. Obraz homosapiens v russkoj yazykovoj kartine mira. - M.: Flinta, 2011. - 221 s.
6. Ochirova N.V Formirovanie celostnoj kartiny mira u mladshih shkol'nikov v informacionno-obrazovatel'noj srede: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Ulan-Udeh, 2010. - 22 s.
7. Halabuzar' P.V. Novye formy integrativnyh processov v pedagogike iskusstva // Iskusstvo v shkole. - 1999. - № 5. - S. 3-5.
8. SHishlyannikova N.P. Integraciya iskusstv na urokah // Nachal'naya shkola. - 1999. - № 10. - S. 25-30.
9. SHishlyannikova N.P. Obretenie celostnosti: integraciya iskusstv v reformirovannom shkol'nom obrazovanii // Iskusstvo i obrazovanie. - 1999. -№ 2. - S. 48-53.
10. EHl'konin D.B. Detskaya psihologiya. - M.: Akademiya, 2004. - 384 s.
Педагогика. Психология. Социокинетика J №2
195