Научная статья на тему 'Формирование карьерной компетентности студентов в ходе профессионального обучения'

Формирование карьерной компетентности студентов в ходе профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ КАРЬЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ КАРЬЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / CAREER COMPETENCE / COMPONENTS CAREER COMPETENCE / FORMATION CAREER COMPETENCE IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богдан Надежда Николаевна, Дуплина Ольга Александровна

Раскрываются основные подходы к изучению и формированию карьерной компетентности. Анализируются составляющие карьерной компетентности и результаты изучения особенностей ее формирования у студентов на разных этапах обучения. Предлагаются формы и методы развития карьерной компетентности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article looks at the main approaches to studying and developing career competence in students. The components of this competence and the results of studying its features at various stages of students' development are analyzed. Also proposed are some forms and methods for improving students' career competence.

Текст научной работы на тему «Формирование карьерной компетентности студентов в ходе профессионального обучения»

УДК 378.147

Н.Н. Богдан,

Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Новосибирск) О.А. Дуплина,

Предприятие «Элтекс» (г. Новосибирск)

Формирование карьерной компетентности студентов в ходе профессионального обучения

Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Новосибирск)

В современном мире ситуация на рынке труда требует от молодого специалиста быстрого включения в профессиональную деятельность и активного применения своих способностей, прежде всего способности адаптироваться к изменениям и строить свою карьеру в соответствии с ними, т.е. сформированности карьерной компетентности.

Обладание высоким уровнем компетентности позволяет осознавать свои карьерные цели и адекватно оценивать возможности, выбирать карьерную стратегию и выстраивать оптимальную траекторию карьеры. А это зна-

чит, что студенты уже в ходе профессионального обучения должны знать закономерности построения карьеры и современное состояние рынка труда, обладать рефлексивной позицией, уметь анализировать собственный карьерный потенциал и при необходимости корректировать свои карьерные устремления. Однако в настоящее время федеральным государственным образовательным стандартом не предусмотрено специальное обучение студентов навыкам построения карьеры, хотя требованиями к уровню подготовки специалистов является не только высокий профессио-

нализм, но и умение реализовать свой трудовой потенциал. Это обусловливает актуальность проблемы формирования карьерной компетентности.

В последнее время карьерная компетентность личности изучается с разных сторон: исследуются компетентностный подход к модернизации профессионального образования(Э.Ф.Зеер, А.Я. Кибанов, Э.Э. Сыманюк), компетентностная модель специалиста (В.А. Болотов, А.Я. Кибанов, Т.Т. Рыбакова, Е.Н. Ткач), карьерные ориентации личности (А.Н. Волкова, Е.Ф. Рыбалко, Е.Г. Молл, Д. Сьюпер, Э. Шейн),

© Богдан Н.Н., Дуплина О.А., 2013

НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА БОГДАН

кандидат социологических наук, доцент кафедры управления персоналом | Сибирского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Новосибирск). Сфера научных интересов: формирование профессиональной, социальной, карьерной, управленческой компетентностей в ходе профессионального обучения, повышения квалификации, переподготовки. Автор 55 публикаций

ОЛЬГА

АЛЕКСАНДРОВНА ДУПЛИНА

менеджер по пер-I соналу общества | с ограниченной ответственностью «Элтекс» (г. Новосибирск). Сфера научных интересов: формирование карьерной компетентности студентов. Автор 4 публикаций

Раскрываются основные подходы к изучению и формированию карьерной компетентности. Анализируются составляющие карьерной компетентности и результаты изучения особенностей ее формирования у студентов на разных этапах обучения. Предлагаются формы и методы развития карьерной компетентности студентов. Ключевые слова: карьерная компетентность, составляющие карьерной компетентности, формирование карьерной компетентности в процессе профессионального обучения.

The article looks at the main approaches to studying and developing career competence in students. The components of this competence and the results of studying its features at various stages of students' development are analyzed. Also proposed are some forms and methods for improving students' career competence.

Key words: career competence, components career competence, formation career competence in the process of professional training.

сущность карьерной компетентности (Л.Ж. Караванова, Е.А. Мо-гилёвкин, Т.Т. Рыбакова, Е.Н. Ткач, Дж. Равен), стадии развития карьерной компетентности (С.В. Ва-рюшкин, В.Г. Горчакова), способы диагностики карьерных компетенций (Д.В. Жуина, Р.Л. Кри-чевский, Е.А. Могилёвкин, Д. Ба-хубер, Р. Ное, Э.Ное, А.В. Боярин-цева, Дж. Маддукс, М. Шеер) и др.

В то же время относительно немного исследований посвящено проблеме формирования карьерной компетентности у студентов в ходе профессионального обучения (Н. Бетц, Е.А. Могилёвкин, Е.В. Садон), хотя этот период является благоприятным для овладения знаниями, умениями и навыками в смысле построения карьеры.

Изучение научных работ по этой тематике показывает, что понятие «карьерная компетентность» рассматривается в рамках общего понимания компетентности как интегративное качество

личности, включающее знания, умения, владение необходимыми навыками, которые проявляются в поведении и позволяют достичь успеха. Обобщение взглядов исследователей позволяет заключить, что карьерная компетентность выражается в умении специалиста оперировать знаниями и инструментами для решения карьерных задач, способности эффективно выстраивать свой карьерный путь. В структуре карьерной компетентности, как правило, выделяются различные составляющие. Например, в нее включаются профессиональные компетенции, высокая мотивация к творческой работе, ключевые качества личности, а также когнитивный, мотивационный, деятель-ностный, личностный, аксиологический компоненты и др. Разнообразие взглядов на эту проблему приводит, с одной стороны, к множеству классификаций карьерных компетенций, а с другой - не позволяет создать единую методоло-

гическую основу для формирования карьерной компетентности.

Анализ требований к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата, содержащихся в федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Управление персоналом», показывает, что в перечне общекультурных компетенций присутствуют такие компетенции, как стремление к личностному и профессиональному саморазвитию, умение расставлять приоритеты и ставить личные цели, способность учиться на собственном опыте и опыте других. Эти компетенции, безусловно, связаны с формированием карьерной компетентности, но, думается, что они прежде всего создают для нее благоприятную основу. К тому же формирование этих компетенций должны взять на себя учебные дисциплины «Экономическая теория» и «Экономика и социология труда», что, на наш взгляд, уже сомнительно, так как предназначение первой - экономическая система, а второй - труд как социально-экономическая категория.

Перечнем профессиональных компетенций предусмотрено, что выпускник вуза должен решать задачу организации работы по оценке и управлению деловой карьерой, формированию резерва и обладать компетенциями по управлению служебно-должностным продвижением персонала. То есть должен быть способен управлять карьерой работников и карьерными процессами в организации в целом.

В федеральных государственных образовательных стандартах не содержится каких-либо указаний и требований относительно наличия у выпускников знаний и умений, необходимых для планирования собственного профессионального пути, построения своей карьеры. Это приводит к необходимости освоения соответству-

0 5 10 15 20 %

В Пока не решил(а)

В Работать в организации, от которой получил(а) целевое направление

В Планирую создать собственный бизнес

В Скорее всего, не буду работать по полученной специальности

В Работать по полученной специальности в коммерческой организации

щ Работать по полученной специальности в органах государственной власти и местного самоуправления

ющих компетенций путем вычленения отдельных аспектов из различных курсов. Между тем хорошо известно, что знания, будучи разделенными на отдельные дисциплины, приводят к ограничениям в формировании компетентности.

Предпринятое нами изучение уровня сформированности карьерной компетентности у студентов до и после специального обучения позволило сделать ряд существенных выводов. В исследовании участвовали 119 студентов Сибирского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, обучающихся на 3-м и 4-м курсах по специальности «Управление персоналом». С целью выявления мнений студентов о профессиональном и карьерном развитии и отношении к ним использовался комплекс ме-тодов:анкетирование,анализ эссе на тему «Моя карьера», анализ рисунков, а также психологическое тестирование и наблюдение в ходе тренинговыхзанятий.

Так, в отношении планов выпускников после окончания вуза выяснилось, что большинство опрошенных студентов планируют работать в коммерческой организации либо создать собственный бизнес, соотносят будущие успехи и неудачи с эффективностью и адекватностью своего поведения, стремятся занять должность руководителя и наиболее привлекательными аспектами профессиональной деятельности считают возможность реализации способностей и уровень дохода (рис. 1, 2).

Основными факторами успешной карьеры студенты считают личностные качества и образование (рис. 3).

Такие ответы свидетельствует об определенном уровне готовности к профессиональной деятельности, позитивном и адекватном отношении к будущей карьере.

Около половины респондентов имеют ориентировочный план по-

Рис. 1. Планы респондентов по окончании вуза

36,4%

Рис. 3. Факторы успешной карьеры

Качество полученного образоввания Личностные качества Наличие полезных связей Форма собственности организации Состояние рынка рабочих мест Организационная структура Способы стимулирования труда в организации Демографические особенности человека Мотивация и уровень притязаний работника

21,6%

5,6%

Возможность отдавать приказы, руководить людьми Возможность управлять, распоряжаться финансами Возможность реализовать себя, свои способности Возможность представлять организацию Возможность оценивать деятельность работников Достойная заработная плата Условия работы

Рис. 2. Наиболее привлекательные аспекты управленческой деятельности

строения карьеры на ближайшие два года после выпуска. У четверти опрошенных такого плана нет. При этом шансы на успешное трудоустройство по специальности четверокурсники оценивают выше, чем третьекурсники. Возможно, это связано с прохождением производственной практики и первым опытом трудоустройства. На четвертом курсе многие студенты, как правило, уже пробуют работать.

Таким образом, у опрошенных студентов есть интерес к карьерному росту, желание и заинтересованность в дальнейшем строить профессиональную карьеру в избранной сфере деятельности. В то же время у достаточно большой части студентов присутствует неуверенность в собственных силах, связанная с недостаточным осознанием своего карьерного потенциала, слабыми знаниями и умениями в области построения карьеры.

Респонденты имеют представление о сущности карьерного успеха и способах его достижения и стремятся к нему. Но представления студентов о карьере и успехе в ней существенно разнятся. Чаще всего успех в карьере студенты соотносят с занятием новой должности, позицией в организации, повышением социального статуса (около 50%), удовлетворением профессиональных амбиций, самовыражением в профессии (37%), завоеванием уважения, авторитета в профессиональной среде (32%), обретением финансового благополучия и независимости (21%). Такие ответы свидетельствуют о сформированной карьерной мотивации.

Для большинства респондентов карьера имеет большое значение. Например, студенты планируют работать в сфере управления, однако часто при этом описывают свои намерения в общих чертах: «стремиться к новому», «не стоять на месте», «постоянно идти вперед», «развивать ком-

петенции». Лишь единицы имеют конкретный план действий после выпуска: получить дополнительное образование, заняться предпринимательством в конкретной сфере.

Можно констатировать, что карьерная компетентность у студентов проявляется на начальном уровне, в большей степени сформированы мотивационный и аксиологический компоненты, в меньшей - когнитивный и поведенческий.

С целью формирования карьерной компетентности нами разработан и апробирован в ходе обучения студентов факультативный курс «Карьера как способ управления будущим». Он построен на личностно-деятельностном подходе, что выражается в развитии и учете познавательной активности студентов, их амбиций, связанных с будущей карьерой, а также включении в обучение тренин-говых форм занятий. Программа курса включает изучение вопросов карьерного самоменеджмента: феноменологию карьеры, типологию и модели карьеры, диагностику собственного карьерного потенциала и механизмы его развития. Особое внимание уделяется рассмотрению субъективных факторов карьеры, формированию карьерной мотивации. Кроме этого, курс способствует развитию социальной зрелости, рефлексии, коммуникативной компетентности.

Проводимые в ходе тренингов игры и упражнения направлены на осознание карьерных и жизненных целей и ценностей, мотивации карьеры и мотивов выбора места работы, составление планов карьерного развития. Они также моделируют ситуации, возникающие при построении карьеры, трудоустройстве и карьерном росте, что важно для формирования необходимых поведенческих паттернов.

Оценка результативности проведенного обучения включала в

себя проверку усвоения знаний в области построения карьеры и овладения основными карьерными компетенциями, наблюдение за изменениями в поведении студентов, в их ценностных установках и карьерных ориентациях, а также получение от них обратной связи по итогам занятий (интерес, польза, приобретение новых знаний и умений).

По изучению направленности на построение своей карьеры и сформированности карьерных компетенций среди студентов можно (с достаточной степенью условности) выделить четыре группы.

Первая группа включает «выдающихся студентов», которые уже начали строить свою карьеру, создали собственный бизнес,успеш-но работают и прошли несколько карьерных ступеней. Как правило, они обладают развитыми деловыми и личностными качествами и высоким уровнем карьерной компетентности.

Вторая группа - «карьеристы», нацеленные на успех в профессиональной деятельности, высокомотивированные на карьерный рост, имеющие положительную практику трудоустройства и первоначальный трудовой опыт. К моменту окончания вуза они получают несколько предложений от работодателей.

Третью группу составляют студенты, которые не способны (в настоящее время) к развитию своей карьеры, так называемые инфантильные. Они, как правило, не имеют определенных карьерных планов, не готовы прикладывать усилия для поиска работы, не самостоятельны в трудоустройстве.

И наконец, в четвертую группу входят немотивированные студенты с неопределенными представлениями о будущей профессиональной деятельности, которых условно можно назвать «спящие».

Результаты обучения показали, что после обучения соотноше-

ние числа студентов в данных группах менялось в сторону увеличения доли так называемых «карьеристов». Если число «выдающихся выпускников» увеличилось незначительно (с 10 до 15%), то число «карьеристов» выросло с 40 до 58%. И это произошло прежде всего за счет уменьшения числа «инфантильных» студентов с 30 до 15%. Число студентов, составляющих группу так называемых «спящих», уменьшилось с 20 до 12%.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что факультативный курс «Карьера как способ управления будущим» способствует осознанию студентами карьерных целей, повышению мотивации профессионального развития, оценке собственного карьерного потенциала и составлению карьерных планов, а также решению проблем, связанных с выбором места работы и трудоустройством и в целом повышает их карьерную компетентность.

Сделанные нами выводы о необходимости и возможности формировать карьерную компетентность студентов в ходе профессионального обучения в рамках специально организованных учебных курсов легли в основу решения о введении дисциплины «Управление карьерой» в вариативную часть образовательной программы по направлению «Управление персоналом».

Повышению эффективности этой работы также будет способствовать соблюдение следующих условий.

1. Трансляция опыта преподавания факультативного курса на другие специальности.

2. Вовлечение преподавателей в процесс формирования карьерной компетентности студентов в рамках преподаваемых ими дисциплин.

С целью подготовки преподавателей, консультантов и трене-

ров нами разработан видеокурс по методике проведения тренингов «Карьера как способ управления будущим», который в наглядной форме демонстрирует принципы и методы построения тре-нинговых занятий, сущность и методику проведения упражнений, способы оценки результатов.

3. Привлечение к работе в рамках факультативного курса «Карьера как способ управления будущим» студентов старших курсов и выпускников, которые могут поделиться опытом построения карьеры.

4. Создание системы тьютор-ства для того, чтобы тьюторы из числа студентов могли курировать составление индивидуальных карьерных планов, помогать в решении затруднительных вопросов и ситуаций.

5. Фиксация результатов обучения и уровня освоения компетенций в формах рейтинга, периодической оценки достижений и сравнения результатов на разных этапах, самооценки и др.

В заключение следует отметить, что формирование, наряду с профессиональной, карьерной компетентности будет способствовать повышению результативности профессиональной и общественной деятельности выпускников, а также их более полной самореализации.

Литература

1. Богдан Н.Н. Управление карьерой: учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2009. 144 с.

2. Богдан Н.Н., Могилёвкин Е.А. Карьера молодого специалиста: взгляд вуза // Управление персоналом. 2004 № 13 (89). С. 18-21.

3. Богдан Н.Н., Могилёвкин, Е.А. Ступени динамичной карьеры // Справочник по управлению персоналом. 2004. № 11. С. 46-56.

4. Могилёвкин Е.А. Определение целей и планирование карьеры в системе государственного и муниципального управления // Актуализация потребности в личностно-профессиональном развитии государственных служащих / под общ. ред. А.А. Деркача. М.: Изд-во РАН-ХиГС, 2009.

5. Садон Е.В., Могилёвкин Е.А. Профессиональные компетенции студента вуза как фактор становления карьеры будущего специалиста // Высшее образование сегодня. 2008. № 10. С. 29.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Управление персоналом» (квалификация (степень) «бакалавр»): утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года № 2073 // Информационно-правовая система «Консультант плюс». Режим доступа: www.consultant.ru.

7. Формирование карьерной компетентности в ходе профессионального обучения. Материалы 51-й Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», 12-18 апреля 2013 года. Управление / отв. и науч. ред. И.В. Князева; Рос. акад. народ. хоз-ва и гос. службы при Президенте Российской Федерации, Сибир. ин-т управления. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2013. 339 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.