Научная статья на тему 'Формирование калмыцкой государственности в составе России и начало деятельности русской православной церкви среди калмыков во второй половине XVII – первой трети XVIII вв. '

Формирование калмыцкой государственности в составе России и начало деятельности русской православной церкви среди калмыков во второй половине XVII – первой трети XVIII вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российское государство / Калмыцкая степь / Калмыцкое ханство / Русская Православная церковь / миссионерство / христианизация / Russian state / Kalmyk steppe / Kalmyk khanate / Russian Orthodox Church / missionary work / Christianization

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лиджиев А. Б.

Формирование России как полиэтнической империи требовало от власти политики, которая бы обеспечила процесс развития, связанный с объединением в целое различных народов, входящих в ее состав. В качестве одного из важных средств достижения успеха такой политики власть рассматривала обращение в православие нехристианских народов, в том числе и калмыков. Исторический опыт миссионерской деятельности Русской Православной церкви среди нехристианских народов до сих пор еще не получил своего исчерпывающего всестороннего исследования и ее изучение уже само по себе представляет актуальную задачу исторической науки. Вопросами, связанными с историей расселения калмыков по территории России, политикой государства в отношении них, процессом их христианизации занимались, начиная с XVIII в. и особенно в XIX в., многие российские ученые, деятели Православной церкви, а также представители чиновничества. При общности мировоззренческих позиций в подходе к данным вопросам их видение проблем и оценки порой могли различаться, что в немалой степени определялось спецификой их деятельности, конкретными целями, которые преследовали представители каждой из этих групп. Различно и время обращения их к указанным вопросам, что отражает разновременность возникновения достаточно тесных и постоянных контактов с калмыками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лиджиев А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE KALMYK STATEHOOD IN RUSSIA AND THE BEGINNING OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH’S ACTIVITY AMONG THE KALMYKS IN THE SECOND HALF OF THE XVII – FIRST THIRD OF THE XVIII CENTURIES

The formation of Russia as a multi-ethnic Empire required a policy from the government that would ensure the development process associated with the unification of the various peoples that make up it. As one of the important means of achieving the success of such a policy, the government considered the conversion of non-Christian peoples to Orthodoxy, including the Kalmyks. The historical experience of the missionary activity of the Russian Orthodox Church among non-Christian peoples has not yet received its exhaustive comprehensive study, and its study is already an actual task of historical science. Since the XVIII century and especially in the XIX century many Russian scientists, figures of the Orthodox Church, as well as representatives of the bureaucracy have studied issues related to the history of settlement of the Kalmyks in Russia, the state’s policy towards them, and the process of their Christianization. With a common worldview in the approach to these issues, their vision of problems and assessments could sometimes differ, which was largely determined by the specifics of their activities, the specific goals pursued by representatives of each of these groups. The time when they address these issues is also different, which reflects the different times when there are fairly close and constant contacts with the Kalmyks.

Текст научной работы на тему «Формирование калмыцкой государственности в составе России и начало деятельности русской православной церкви среди калмыков во второй половине XVII – первой трети XVIII вв. »

НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

DOI: 10.24411/2071-7830-2019-10051 ЛИДЖИЕВ А.Б.

ФОРМИРОВАНИЕ КАЛМЫЦКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В СОСТАВЕ РОССИИ И НАЧАЛО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

СРЕДИ КАЛМЫКОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII ВВ.*

Аннотация: Формирование России как полиэтнической империи требовало от власти политики, которая бы обеспечила процесс развития, связанный с объединением в целое различных народов, входящих в ее состав. В качестве одного из важных средств достижения успеха такой политики власть рассматривала обращение в православие нехристианских народов, в том числе и калмыков. Исторический опыт миссионерской деятельности Русской Православной церкви среди нехристианских народов до сих пор еще не получил своего исчерпывающего всестороннего исследования и ее изучение уже само по себе представляет актуальную задачу исторической науки. Вопросами, связанными с историей расселения калмыков по территории России, политикой государства в отношении них, процессом их христианизации занимались, начиная с XVIII в. и особенно в XIX в., многие российские ученые, деятели Православной церкви, а также представители чиновничества. При общности мировоззренческих позиций в подходе к данным вопросам их видение проблем и оценки порой могли различаться, что в немалой степени определялось спецификой их деятельности, конкретными целями, которые преследовали представители каждой из этих групп. Различно и время обращения их к указанным вопросам, что отражает разновременность возникновения достаточно тесных и постоянных контактов с калмыками.

Ключевые слова: Российское государство, Калмыцкая степь, Калмыцкое ханство, Русская Православная церковь, миссионерство, христианизация.

В начале XVII столетия в состав Русского государства на добровольной основе вошли выходцы из Центральной Азии - калмыки, которые являлись западной ветвью монгольского народа. Причем в Россию калмыки уже пришли буддистами, и буддизм считался государственной религией, окончательно утвердившейся среди них в конце XVI - начале XVII вв. Что и было закреплено сводом монголо-ойратских законов 1640 г.

При этом, буддизм распространился у них преимущественно в форме гелугпа (желтошапочники), хотя имели место и другие школы - ньингмапа, кадампа, сакьяпа [1, с. 134]. Со временем буддийские верования и религиозная практика приобрели свои особенности, обусловленные кочевым образом жизни, удаленностью от крупных буддийских центров Тибета и Монголии, влиянием традиционных шаманистских представлений и культов, а впоследствии - религиозной политикой российского государства.

Правда, в восприятии буддизма основной массой кочевников-простолюдинов важную роль играли не сложные философские категории, понятия, логика и мистика, а религиозная литература на разные сюжеты, назидательный смысл которых отвечал их собственным чувствам и представлениям: «буддизм в известной мере обязан именно этим повестям, сказкам при своем распространении среди монгольского мира» [2, с. 68-69]. Т.е., к моменту зарождения государственности у калмыков в их духовной жизни довольно-таки прочно закрепился свой религиозный комплекс идей и представлений, который и противопоставлялся русской православной миссии. В свою очередь и буддийское духовенство также предпринимало охранно-защитные меры от влияния православных миссионеров.

Российское государство, с момента расширения своих пределов и включения в свой состав нерусских народов Поволжья, Западной Сибири и Урала последовательно проводила работу по обращению их в православие, которое рассматривалось как орудие «обрусения» инородцев, их интеграции в единое социокультурное пространство, обеспечивающее единство и прочность государства. Т.е., на момент прихода калмыков у русского правительства уже накопился вековой опыт организации миссионерской

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта №2 1701-00327 «Русская Православная церковь: миссионерская деятельность и культура калмыков».

работы среди народов, вошедших в состав России, и организации на их землях оплотов православия. Так, с присоединением Казанского ханства в 1555 г. была образована Казанская епархия во главе с архиепископом Гурием, ставшей центром миссионерства во всем Поволжье. При этом, было четко определено - христианизация проживающих там инородцев поручалась лично ему и крестить народы и обучать их христианскому закону предписывалось мирными средствами [3, с. 260-263]. Таким образом, христианизация проходила спокойно, без давления со стороны государственных и церковных органов -правительство осознавало, что принудительное крещение значительно затруднит процесс освоения того массива, присоединенного в процессе расширения территории, интеграцию инородческого населения. Непродуманной, принудительной политикой правительство не хотело настраивать покоренные народы против себя. Тем более, что в XVII столетии земли инородцев являлись окраинами России и здесь, вначале, необходимо было утвердить и распространить общероссийское законодательство вкупе с общероссийской системой управления и политическим строем. Однако особенности местных условий, быт, культура народов не всегда способствовали осуществлению этих целей и русскому правительству приходилось лавировать, изворачиваться, проявлять осторожность в деле укрепления своего положения. Что нашло отражение в таких элементах как сохранение самоуправления, привилегий, льгот местного судопроизводства и, тем самым, центральная власть поддерживала свое реноме, авторитет среди местной аристократии, склоняя на свою сторону элиту и верхушку национального общества.

Крещение содержало важнейший стимул - дорогие подарки, денежное и хлебное жалование, предоставление новообращенным всевозможных льгот, как-то освобождение от ясака, платежа подушных денег, крепостной зависимости, рекрутской повинности, смягчение наказания за проступки и преступления. Кроме того, принятие православия для национальной аристократии, приравненной к русскому дворянству, так же было выгодно, так как размер подарков и наград зависел от социального статуса обращаемого [4]. Эти действия правительства при активной помощи деятелей Русской Православной церкви предпринимались не только для тотального привлечения нерусских народов в лоно православия. Оно, по большому счету, создавало из новообращенной национальной элиты надежную социальную опору в управлении этими же инородцами.

Кроме того, необходимо уточнить, что массовая христианизация малых народов Поволжья и Урала государству была невыгодна, так как это требовало дополнительных материальных затрат - создание отдельных поселений для принявших христианство, освобождение их от уплаты ясака. Правительству приходилось маневрировать между крещеными и некрещеными, сталкивать их и, тем самым, создавать противоречия, распри, ввергая национальное общество в хаос.

Существовал еще один немаловажный фактор, влиявший на терпимость властей к язычникам -государство не допускало активного миссионерства среди инородцев, если оно препятствовало поддержанию стабильности, получению экономической выгоды интегрированных в свой состав территорий. Тем более, что в этот период центральная власть в регионах не обладала развитым административным аппаратом и сильной регулярной армией. Юг европейской части Российского государства был нестабилен, чему способствовали частые восстания и многочисленные набеги крымских и кубанских татар. И в этой непростой ситуации правительству важно было не дать повода к волнениям со стороны мусульман Поволжья и Сибири, обеспечить стабильность в регионах путем сотрудничества с местной элитой.

Что касается калмыков, то источниковой базой изучения истории их христианизации служат официальные документы, как-то шерти, донесения астраханских и царицынских воевод в Москву. Анализ этих документов позволяет сделать выводы о том, что со второй половины XVII столетия калмыки принимают православие, но сколь значительны были эти масштабы не известно. Нельзя с убедительной достоверностью судить о количестве крещеных калмыков, как простолюдинов, так и представителей элиты, побудительных стимулах и мотивах, роли православного духовенства.

В течение всего периода расселения калмыков по европейской части России центральное правительство не проводило целенаправленной политики их христианизации, справедливо полагая, что это вызовет негативные политические последствия. Да и не простая международная ситуация, сложившаяся на южных рубежах страны, не могла способствовать деятельности представителей Русской Православной церкви - калмыки являлись реальной военной силой, и их военный потенциал можно было задействовать в защите южных рубежей страны от действий и набегов Османской империи и крымских татар. Т.е., эти факторы никак, по крайней мере, на первых порах, не могли содействовать организации широкомасштабной миссионерской деятельности среди них.

Кроме того, правительство должно было учитывать и то, что калмыки были народом пришлым, не имевшим постоянных кочевий в России и в случае неблагоприятных обстоятельств они могли легко подняться на поиски новых пастбищ или вернуться в места прежнего своего обитания, в Западную Монголию. А вот это, как раз-то и не отвечало интересам русских властей, которое, не сомневаясь в необходимости их христианизации, осознавала важность действовать в этом направлении осторожно.

Необходимо было и учитывать влияние буддийской церкви и учитывать то, что ламаистское духовенство будет всеми силами препятствовать этой политике. И здесь необходимо отметить примечательный факт - посещение калмыцких кочевий в 1645 и 1655 гг. по поручению Далай-ламы видного религиозного деятеля Зая-пандиты Намкайджамцо. Как представитель Далай-ламы он приезжал в Поволжские степи с целью восстановить прямые контакты с калмыками и продолжить их религиозную ориентацию на Тибет: «... много проповедовал, объяснял Высшее Учение и сеял семена добродетелей ...» [5, с. 76]. И это тоже не случайно - буддийской церкви в лице ее главы Далай-ламы очень важно было не растерять свою паству, восстановить, сохранить и укрепить связи и контакты с калмыками, столь далеко оторвавшимися от своей метрополии.

Постоянное общение с казаками, их доброжелательное отношение к новоприбывшим, преодоление языкового барьера, изменения в быту и культуре, проявившиеся, в частности, в оседлости способствовали принятию калмыками христианства. Благоприятные предпосылки для распространения православия складывались в среде той части калмыков, которая непосредственно находилась в повседневных контактах с русским населением. Так, в частности, этому способствовали совместные боевые действия с донскими казаками. В 1696 г., после второго Азовского похода, в результате которого в состав России вошло азовское побережье, хан Аюка прислал для охраны приграничной линии три тысячи калмыков. В свои улусы они не вернулись и приняли крещение.

Кроме того, большой массив калмыков в 60-80-е гг. XVII в. откочевал из пределов ханства из-за междоусобной борьбы между нойонами в донские степи. Здесь в конце столетия возникают первые стационарные поселения калмыков, которое широко принимали православие, а в 1694 г. их включили в состав донского казачества.

Была еще одна категория калмыков-простолюдинов, охотно принимавших крещение - это те, кто совершил преступления на территории ханства и бежал от наказаний во внутренние районы России. Принятие православия давало им защиту государства и гарантировало защиту от ханского правосудия [6].

Первые сведения о крещеных калмыках содержит шерть от 27 февраля 1673 г., подписанной Аюкой и астраханским воеводой Одоевским Я.Н., и согласно которой местные власти обязывались возвращать хану ушедших по разным причинам «... в городы... и тех беглецов отдавать некрещеных назад ...». В свою очередь, Аюка обещал не требовать возвращения тех подданных, «. по своим желательствам ...» принявших крещение [7]. То есть, можно уже утверждать с уверенностью, что с этого времени калмыки, принявшие православие признаны юридически.

Такой порядок оговаривался практически во всех последующих шертях, начиная с 1673 г. Шерть 1677 г. говорит: «буде... которые калмыки по своим желательствам в православную христианскую веру крестится, и для тех... нам тайшам и улусным нашим людям не просить ... а некрещеных калмыков ... которые учнут уходить в городы... и тех ... некрещеных отдавать нам назад» [8].

В то же время, шерть1697 г. идет на уступки - в ней российская сторона обязалась не принимать и не крестить беглецов, которые «своровав, учнут бегать» [9]. Это связано с общей международной обстановкой того времени - русско-польской войной, в которой калмыки принимали самое активное участие, не допуская ударов в спину русской армии со стороны татар: в1658-1659 гг. глава поволжских калмыков тайша Мончак совершил поход против азовских и крымских татар; в1660 г. 10-тысячное калмыцкое войско отразило военное вторжение войск Речи Посполитой и Крымского ханства на Украину; в 1672 г. в войне с Речью Посполитой за правобережную Украину Аюка выставил 15-тысячное войско, а на русско-турецкий фронт направил еще 1000.

В 20-е годы XVIII в. процесс крещения калмыков переживает новый, принципиально важный момент - если раньше их переход в православие осуществлялся, по большому счету, как добровольно, так и стихийно, а центральная власть не проводила целенаправленной политики христианизации, то теперь она к такой политике переходит. И речь идет о миссионерской деятельности не только среди калмыков, проживавших во внутренних районах России среди русского населения, но, в первую очередь, на территории самого Калмыцкого ханства. И если раньше церковь принимала только добровольцев-калмыков, желавших креститься, то теперь она сама активно предлагает, проповедует им основные постулаты своей религии.

Здесь первостепенное значение придавалось обращению в православие представителей кочевой аристократии и указ Правительствующего Сената от 20 января 1724 г. так и говорит о необходимости «... склонять владельцев и законников их в христианство учением ...» [10].

Таким образом, правительство рассчитывало так - посредством распространения православия склонить на свою сторону христианизированную элиту, которая в свою очередь, окажет сильнейшее влияние на своих подвластных простолюдинов и станет опорой власти в проведении политики христианизации в Калмыцком ханстве. Эти шаги правительство предпринимает только к 20-м годам, считая, что окончательное закрепление калмыков на данной территории возможно лишь при условии их христианизации, изменения мировоззренческого и духовного мира. Эта задача возлагалась на Православную церковь.

Одним из первых, кто принял новую религию, был внук Аюки-хана Баксадай Доржи, в крещении Петр Тайшин. Это был политический расчет, связанный с тем, что после смерти Аюки в 1724 г. в Калмыцком ханстве обострилась борьба между его наследниками. Одним из претендентов на ханский престол и был Баксадай Доржи. В своем прошении он по пунктам обозначил свои просьбы и, прежде всего, просил помочь занять престол, построить ему крепость у Красного Яра на реке Бузан, в окрестностях которой кочевали бы он и его подданные, предоставить для обороны от неприятелей регулярные российские войска и военную артиллерию.

Решение представителя правящего рода как никогда отвечало политике Российского государства в этом регионе и правительство не скрывало своих намерений с его помощью перевести в православие как можно больше его подданных и тем самым вовлечь их в орбиту своего влияния. Обращение в православие калмыцкой элиты было знаком включения ее в русское сообщество.

Подготовке крещению Баксадая Доржи уделялось очень серьезное внимание, по поводу чего между астраханской канцелярией и Коллегией иностранных дел шла интенсивная переписка. Так в депеше в КИД от 12 мая 1724 г. говорится о необходимости «отвесть для постоя дворы с каменными палатами в Китае (Китай-город) или в близости Кремля» [11]. Кроме того, были расписаны подробно путь улусовладельца в Москву и Санкт-Петербург, количество сопровождающих лиц, оговаривались суммы денег. Баксадай Доржи был крещен 15 ноября 1724 г. в соборной Троицкой церкви в присутствие Петра I, архиереев Новгородского, Псковского, Вятского, членов Святейшего Синода, сенаторов, министров, что подчеркивало значимость данного действа. Так как его восприемником был сам император Петр I, поэтому он и был наречен Петром. А по своему званию - тайша и стал Тайшиным.

Через неделю в соборной церкви Троице-Сергиева монастыря обряд крещения прошли сопровождавшие его члены калмыцкой знати и духовенства.

В январе 1725 г. уже императрица Екатерина I указала на необходимость строительства походной церкви для П. Тайшина, которая и была построена 8 февраля, освящена во имя Воскресения Христова и 24 февраля отослана в кочевья [12].

Должность священника походной церкви занял иеромонах Никодим (Ленкеевич), первый миссионер Калмыцкого ханства, основавший и возглавивший первую православную миссию среди калмыков.

Непосредственное руководство осуществлял святейший Синод, который и составил инструкцию «О просвещении новокрещеных калмыков учением христианской веры». На основании нее и должен был действовать отец Никодим:

- «Содержать себя чинно и честно, чтоб новопросвещеным никакого соблазна не было;

- учить православной вере и правым догматам как возможно в краткости, применяясь к деяниям апостольским, и желающих христианства крестить по чину церковному;

- увещевать прилежно, чтоб новопросвещенные в прежние мольбища свои не ходили и учения прежних своих учителей не слушали бы;

- молитвы перевесть на калмыцкий язык» [13].

Таким образом, основная задача миссии заключалась в устройстве христианской жизни калмыков, которые крестились вместе со своим владельцем. При этом на миссию специально не налагалась задача перемещения по улусам Калмыцкого ханства для распространения православия. Но допускалась возможность «желающих . крестить». Основной задачей миссии было недопущения новокрещеных калмыков к возвращению в шаманизм.

Кроме того, осознавая всю тяжесть поставленных задач, церковные власти озаботились помощниками для о. Никодима со знанием калмыцкого языка - вместе с иеромонахом Никодимом к Петру Тайшину для обучения языка были направлены учащиеся московской Славяно-греко-латинской академии [14, с. 175].

Миссия Никодима кочевала совместно с улусными людьми П. Тайшина на протяжении ряда лет, лишь на зиму располагаясь в Астрахани. Здесь также располагались кочевья крещеных калмыков [15]. При этом иеромонах Никодим не только выполнял непосредственную задачу - духовно окормлял, просвещал в православной вере уже ставших христианами людей из окружения Петра Тайшина, но и приводил к крещению тех, кто еще держался своих традиционных верований. За годы работы миссии было крещено несколько сот калмыков, как простого, так и знатного происхождения, как взрослых мужчин, так и их жен, и детей [там же]. На калмыцкий язык были переведены «Молитва Господня», «Символ веры», «Десять заповедей с комментариями».

И, тем не менее, встречались трудности, новокрещеные колебались между православием и буддизмом, приходилось сталкиваться с враждебным отношением и угрозами некрещеных, в том числе со стороны кочевой аристократии. Поэтому отец Никодим хотел как можно быстрее изолировать крещеных от некрещеных и утверждать первых в православной вере.

Но уже в апреле 1730 г. он подает в Синод прошение об освобождении от должности и отбывает в Москву. Откуда он возвращается в Калмыцкие степи уже в сане архимандрита и занимает пост настоятеля Ивановского монастыря в Астрахани. К этому времени стала очевидной необходимость большей активизации миссионерской деятельности среди калмыков, углубления степени проникновения православно-христианского учения в их сознание подготовки священников и переводчиков из самих калмыков, предварительно обучив их русской грамоте. Так, в 1732 г., по решению Святейшего Синода, при активном содействии астраханского епископа Иллариона и астраханского губернатора Измайлова И.П., при Ивановском монастыре было открыто училище по обучению крещеных калмыцких детей русской грамоте [16]. К сожалению, судьба этого училища неизвестна.

17 июня 1734 г. архимандрит Никодим был освобожден от миссионерского служения и переведен из Калмыцкой степи, что символизирует окончание начального этапа миссионерской деятельности Русской Православной церкви среди калмыков.

Безусловно, руководимая архимандритом Никодимом миссия в течение 1725-1734 гг. положила начало духовному просвещению калмыцкого народа, испытывая при этом немалые трудности и противодействие как со стороны простых калмыков, так и представителей знати и священнослужителей. Именно в этот период было окрещено 1500 семей [17], что говорит об определенном успехе первой православной миссии среди калмыков. В том числе, 3 июля 1735 г. крещение приняла жена Петра Тайшина Церен Янжи, а восприемницей ее была императрица Анна Иоанновна, поэтому и имя ее было дано такое же. Вместе с ней крестились в церкви Преображенского полка ее зайсанги [18, с. 126].

Таким образом, христианизация калмыков в отличие от других народов Поволжья проводилась исключительно на добровольной основе, что, в значительной мере, было обусловлено военно-стратегическими соображениями. Христианизация сопровождалась разнообразными методами и при этом большое значение придавалось крещению элиты, которая должна была оказать влияние на своих соплеменников и стать опорой властей в проведении политики христианизации.

1. Владимирцов, Б.Я. Буддизм в Тибете и Монголии // Работы по истории и этнографии монгольских народов. М., 2002. С. 125-140.

2. Владимирцов, Б.Я. Монгольская литература // Работы по литературе монгольских народов. М., 2003. С. 58-77.

3. Загидуллин, И.К. «Наказная память» царя Ивана IV архиепископу Гурию как исторический источник // Казанское востоковедение: традиции, современность, перспективы. Казань, 1997. С. 260-263.

4. ПСЗРИ. Т. 7. Собр. 1. № 4556. С. 342-343; Т. 11. Собр. 1. № 8792. С. 914-919; Т. 12. Собр. 1. № 9379. С. 667-670.

5. Норбо, Ш. Зая-пандита (Материалы к биографии). Элиста, 1999. 335 с.

6. Архив внешней политики Российской империи, ф. 119/1, д. 12,1727 г. Л. 1,2.

7. ПСЗРИ, т. 1, собр. 1, № 540. С. 923-927.

8. ПСЗРИ, т. 2, собр. 1, № 672. С. 80-84.

9. ПСЗРИ, т. 3, собр. 1, № 1591. С. 329.

10. ПСЗРИ, т. 7, собр. 1, № 4427. С. 207.

11. Архив внешней политики Российской империи, ф. 119/1, д. 14,1724-1725 гг. Л. 76-78.

12. Архив внешней политики Российской империи, ф. 119/1, д. 12,1725 г. Л. 4.

13. ПСЗРИ, т. 7, собр. 1, № 4683. С. 437-438.

14. Гурий (Степанов). Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племен.Т. 1, ч. 1-2. Казань, 1915. 254 с.

15. Архив внешней политики Российской империи, ф. 119/1, д. 4,1730 г., Л. 14.

16. ПСЗРИ, т. 8, собр. 1, № 5960. С. 631; Российский государственный исторический архив, ф. 796, оп.14, д. 7. Л. 8-8об.

17. Архив внешней политики Российской империи, ф. 119/1, д. 19,1731 г. Л 14—15об. Там же, д. 9, 1737 г. Л. 18.

18. Витевский, В.Н. И.И. Неплюев и Оренбургский край в прошлом его составе до 1758 года. Вып. 1. Казань, 1890. 176 с.

DOI: 10.24411/2071-7830-2019-10052 ГОРЯЕВ М.С.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ: ИСТОРИОГРАФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ ИНОРОДЦЕВ

(на примере калмыков)*

Аннотация: Исторический опыт миссионерской деятельности Русской Православной церкви среди инородцев Поволжья Сибири и Урала еще не получил своего исчерпывающего всестороннего исследования, что в полной мере относится и к истории христианизации калмыков. Поэтому ее изучение уже само по себе представляет актуальную задачу калмыковедения, основы которой были заложены в XVIII в. участниками академических экспедиций Петербургской Академией наук Лепехиным И.И., Рычковым П.И., Георги И.Г., Палласом П.С. Организация миссионерской деятельности церкви, ее формат менялись на различных этапах интеграции калмыков в социально-политическую структуру России. Конкретные цели и смысл процесса христианизации калмыков, его особенности на различных этапах становятся понятными и объяснимыми, если их рассматривать в общем контексте политической истории России XVII - начала XX вв. и развития отношений российских властей с правящей калмыцкой кочевой аристократией.

С откочевкой большей части калмыцкого народа и ликвидации калмыцкой государственности миссионерская работа стала проводиться непосредственно в Калмыцкой степи, где создавались миссионерские станы, школы, открывались классы калмыцкого языка в духовных училищах и семинариях, переводились христианские книги на калмыцкий язык.

Ключевые слова: Калмыцкая степь, Калмыцкое ханство, Русская Православная церковь, миссионерство, христианизация.

Четыреста лет тому назад калмыцкий народ определился со своим будущим, войдя в состав Российского государства и навечно связав себя с его историей. Формирование России как полиэтнической империи требовало от власти такой политики, которая обеспечивала бы интеграцию входящих в нее народов, господство центростремительных тенденций, прочность ее государственного единства. И в качестве одного из важных средств достижения успеха такой политики рассматривалась миссионерская деятельность Русской Православной церкви, направленная на крещение нехристианских народов-инородцев, в том числе и калмыков.

Исторический опыт миссионерской деятельности РПЦ среди инородцев до сих пор еще не получил своего исчерпывающего всестороннего исследования. Это в полной мере относится и к истории христианизации калмыков. Поэтому ее изучение уже само по себе представляет актуальную задачу исторической науки. Вопросами, связанными с историей расселения калмыков по территории России, политикой государства в отношении них, процессом их христианизации занимались, начиная с XVIII в. и особенно в XIX в., многие российские ученые, деятели Православной церкви, а также представители чиновничества.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта №2 1701-00327 «Русская Православная церковь: миссионерская деятельность и культура калмыков».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.